История рыцарей: варварские корни

История рыцарстваПравить

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Происхождение рыцарства

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов – VI – VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа

Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках

Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений – государств.

Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.

Конница в походах Карла Великого

Каждому, кто знаком с именем Карла Великого известно, что его внешняя политика была чересчур активной. Он фактически не покидал лошади: походы отнимали у него массу сил и времени. По определению его королевство, а позже и «возрождённая» империя оставались глубоко внутри германскими. Войн и споров между сеньорами и вассалами было просто не избежать: церковь хоть и запрещала убивать христианам друг друга, но это никак не останавливало знать. Вопрос был решён сам собой: конфликт с лангобардами, саксами, маврами в Испании и даже кратковременные встречи с норманнами давали возможность, так сказать, выплеснуть накопившийся негатив конного войска Карла Великого.

Битва с маврами. (amazonaws.com)

Нашлось место и для эпоса — с походами Карла связаны знаменитые произведения средневековой литературы. «Песнь о Роланде» и «Песнь о Гильоме» повествуют о подвигах франкской аристократии, которые отличились во время экспансии Карла.


Карл Великий оплакивает Роланда. (amazonaws.com)

Каролингская конница — это один из известных переходных этапов формирования классического средневекового рыцарства XII века. В нём ещё очень явно прослеживаются германские традиции и система ценностей, но уже наблюдается эволюция в отношении к службе, войне и собственности.

Литература нежных чувств и военных подвигов

Куртуазность нашла своё отражение и в литературе. В частности, по этому поводу уместно вспомнить лирическую поэзию трубадуров, получившую особо широкое распространение на юге Франции. Именно она породила «культ Прекрасной Дамы», которой истинный рыцарь обязан был служить, не жалея ни сил, ни жизни.

Характерно, что в произведениях любовной лирики, описывая чувства рыцаря к его госпоже, авторы используют весьма специфическую терминологию, постоянно прибегая к таким выражениям, как «служба», «присяга», «синьор», «вассал» и т. д. Иными словами, понятие рыцарской культуры, включая в себя служение Прекрасной Даме, ставит его в один ряд с военной доблестью. Недаром было принято говорить, что победа над сердцем строптивой красавицы не менее почётна, чем над врагом.

Развитие рыцарской культуры дало толчок к появлению нового и весьма своеобразного литературного жанра. Основным сюжетом его произведений являлось описание приключений и подвигов благородных героев. Это были рыцарские романы, воспевавшие идеальную любовь и бесстрашие, проявляемое во имя личной славы. Произведения этого жанра были необычайно популярны в Европе, и находили множество поклонников даже в те времена, когда читать умели лишь единицы. Достаточно вспомнить знаменитого Дон Кихота, ставшего жертвой этих средневековых бестселлеров.

Дошедшие до нас романы подобного рода представляют не только художественный, но также и исторический интерес, поскольку в них во всей полноте отображены черты рыцарской культуры и особенности быта той эпохи. Характерной особенностью произведений этого жанра становится акцент, который авторы начинают делать на отдельных людских личностях. Их героями становятся не боги или какие-либо мифические персонажи, а люди.

Так, во многих романах фигурируют такие исторические и полуисторические личности, как король бриттов Артур и его ближайшие сподвижники: Изольд, Ланселот, Тристан, а также прочие рыцари «Круглого стола». Именно благодаря этим персонажам в сознании современных людей сложился романтический, но далеко не всегда достоверный образ благородного рыцаря, шагнувшего к нам из Средневековья.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Рыцарские добродетели

«Рыцари Христа» Яна ван Эйка

«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г.

Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.

Альбрехт Альтдорфер. «Победа Карла Великого над аварами». 1518 г.

Превращение раннесредневековых milites в рыцарей «классического» Средневековья выражалось в обретении ими высокого социального достоинства и выработке элитарного самосознания. Всё это, несмотря на очевидное расхождение между действительностью и поэтическим её преображением, неизбежно сопровождалось процессом героизации и мифологизации рыцарского сословия, нашедшим своё отражение в «королевских зерцалах», генеалогиях знатных родов, рифмованных хрониках, рыцарских романах, chansons des gestes, поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров.

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Военная тактика и воинские упражнения

Битва при Азенкуре. Миниатюра из рукописи хроники Ангеррана де Монстреле 1495 г.

Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1513 г.

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

К началу XII века распространяется техника боя, при которой рыцарь, зажав копье под мышкой, упираясь прямыми ногами в стремена и прижимаясь спиной к высокой задней луке седла, жестко фиксировался в нем, представляя единую систему со своим конем, что позволяло сообщить копью поступательную энергию движения животного и многократно увеличить силу удара. Анна Комнина в «Алексиаде» рассказывает, что франкский рыцарь, зажав копье под мышкой и пустив коня во весь опор, способен буквально «пробить вавилонскую стену».

В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции (couflictus gallici), затем в Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию, Италию, Испанию и др. страны.

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Возвращение из похода. (renegadetribune.com)

Литература

  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
  • Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
  • Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
  • Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
  • Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
  • Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
  • Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
  • Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
  • Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
  • Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
  • Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
  • Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 160 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
  • Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
  • Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
  • Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
  • Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
  • Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
  • Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
  • Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Наука, 1988. — 544 с.: ил. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-008934-6.
  • Barber R. The knigths and chivalry. — New York, 1970.
  • Bouchard Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. — Cornell University Press, 1998. — ISBN 0-8014-8548-7.
  • Haines Charles Reginald. Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031. — London, 1889.
  • Read Charles Anderson. The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators and Prose Writers Of Ireland. — Vol IV. — London, 1884. — 336 p.
  • Cohen О. Histoire de la chevalerie en France… — Paris, 1949.
  • Boutruche R. Seigneurie et féodalité. t. 1—2. — Paris, 1968—1970.
  • Galitier L. La chevalerie. — Paris, 1960.
  • Duby G. Guerriers et paysans. — Paris, 1973.
  • Duby G. Hommes et structures du moyen age. — Paris, 1973.
  • Taylor C. Chivalry and the Ideals of Knighthood in France during the Hundred Years War. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1107325111.
  • Wood Ch. T. The quest for eternity. Manners and morals in the age of chivalry. — London, 1983.

Роль рыцарей в жизни средневекового общества

Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства – землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества

Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.

Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе

Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним

Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.

Замкнутость нового аристократического сословия

Один из важнейших элементов рыцарской культуры Средневековья состоял в том, что профессиональная военная служба являлась уделом лишь феодалов. Известно много случаев, когда всевозможным торговцам, ремесленникам и прочему «чёрному люду» на законодательном уровне запрещалось ношение оружия и даже верховая езда. Порой благородных рыцарей переполняла столь необузданная спесь, что они демонстративно отказывались сражаться в битвах, если в них принимала участие пехота, формировавшаяся, как правило, из простолюдинов.

Устойчивость рыцарской культуры, сохранявшейся на протяжении нескольких веков, во многом объясняется тем, что их стан был крайне замкнутым. Принадлежность к нему передавалась по наследству и лишь в исключительных случаях могла быть дарована монархом за особые заслуги и подвиги. Согласно традиции, истинный рыцарь должен был происходить из какого-либо знатного рода, благодаря чему всегда мог сослаться на генеалогическое древо своих предков.

Кроме того, он должен был обладать фамильным гербом, внесённым в геральдические книги, и собственным девизом. Однако со временем строгость правил начала постепенно ослабевать, а с развитием городов и всевозможного предпринимательства, рыцарское достоинство и связанные с ним привилегии, стали приобретаться за деньги.

Презентация на тему: » РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Выполнил: Егоров Антон 10 А класс.» — Транскрипт:

1

РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Выполнил: Егоров Антон 10А класс.

2

Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни,морально- этические ценности, личные идеалы… «Рыцарь» в переводе с немецкого означает «всадник». Строго говоря, немецкое слово Ritter стало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу Средневековья. Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Этот термин, пришедший в средневековую латынь из позднелатинского языка, в эпоху Темных веков означал либо просто военного, либо, в более широком смысле, практически любого человека, находящегося на королевской службе.

3

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз. Происхождение.

4

Обучение и посвящение. В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

5

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным

Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению

6

Рыцарские турниры. Организовывались специальные рыцарские турниры. Их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла. При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.

7

Война. Проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

8

Рыцарские доблести. «Рыцарскими заповедями» провозглашалось быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. Доблести: Мужество Верность Щедрость Благоразумие Куртуазность Чувство чести Вольность

9

Лишение рыцарского достоинства. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. После церемонии бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача,то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства.

10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Сословие титулованной знати

В эпоху Крестовых походов по всей Европе возникло большое количество религиозно-рыцарских орденов, в результате чего вошедшие в них феодалы образовали крайне замкнутую социальную группу наследственной аристократии. Под воздействием Церкви (а отчасти и поэзии) в ней с годами сложилась уникальная рыцарская культура, краткому описанию которой посвящена данная статья.

В последующие века в связи с усилением государственной власти и появлением огнестрельного оружия, обеспечившем перевес пехоты над конницей, а также формированием регулярных армий, рыцари утратили значение как самостоятельная военная сила. Однако, своё влияние они сохраняли ещё очень долго, превратившись в политическое сословие титулованной знати.

Итог

Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской Империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской Империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector