Китайское холодное оружие гуань дао: описание, характеристики, история и интересные факты

Техника применения и преимущества алебарды

Алебарда, благодаря своей универсальности, позволяла ее владельцу атаковать врага разными способами, предоставляя ему ряд преимуществ перед нападающими. В основном алебарда использовалась для нанесения копейным острием колющих ран пехоте и кавалерии. В то же время копейное острие применялось для удержания врага на безопасном расстоянии. Односторонний топор при правильном применении мог быть очень мощным. Длина древка позволяла обрушить его с такой силой, что его лезвие могло пробить металл, во многих случаях – даже броню рыцарей.

Наконец, крюк за топором также использовался, чтобы сорвать всадников, заставляя их падать с лошадей

Во время обучения использованию алебарды особое внимание уделялось применению оружия против всадников. Солдат обучали эффективно и быстро наносить урон вражеским солдатам и лошадям. Успех использования алебарды в руке солдата зависел от трех вещей: ловкости, точности и силы

Искусный владелец, который был своего рода экспертом в использовании алебарды, становился особенно смертельным противником.

Устройство и принцип действия

Алебарда представляла собой сочетание копейного острия и клинка секиры с острым обухом на длинном (2 — 2,5 метра) древке общей массой 2,5 — 5,5 килограммов. Наконечник алебарды мог оснащаться крюком. Алебарды различались главным образом формой и размерами топора (широкое и узкое; полумесяцем и плоское; выпуклое и вогнутое; секира или чекан) и количеством крюков. Существовали также алебарды без копейного острия. Классическим типом, сформировавшимся к XV веку, является алебарда с узким топориком различной формы, игольчатым остриём и треугольным, слегка искривлённым книзу обухом. Абордажные алебарды оснащались большим крюком и более длинным − около 3 метров − древком. Алебарды в основном использовались в качестве рубящего оружия, также ими стаскивали всадников с коней, стягивали корабли при абордаже, наносили рубяще-дробящие удары лезвием или обухом топора.

Руководства

Описание приёмов владения алебардой содержится, в частности, в турнирной книге императора Максимилиана I «Фрейдал» (1512—1515), а также в рукописном фехтовальном трактате чиновника и хрониста из Аугсбурга Пауля Гектора Майра (1542—1544 гг.), проиллюстрированном художником Йоргом Броем младшим.

Разновидности алебарды и проблемы классификации этого оружия

Классификация алебард весьма сложна и запутана, впрочем, то же самое можно сказать и о классификации холодного древкового оружия в целом. Основной проблемой является отсутствие какой-либо унификации при производстве оружия в Средние века: каждый кузнец-оружейник делал продукцию по своему разумению. Эта эпоха подарила нам десятки типов алебард – самых причудливых сочетаний лезвий топоров, копейных наконечников, чеканов, крючьев и других элементов. Многие из них имеют собственные названия.

Даже классификация обычного копья весьма непроста, хотя, казалось бы, что может быть проще обычной палки с металлическим наконечником. Однако и здесь не все так однозначно: существовали копья метательные, пики длиною до пяти метров, рыцарские копья и другие разновидности этого оружия. Алебарды можно назвать «двоюродными» братьями копья и ситуация с ними еще сложнее.

Некоторые авторы причисляют к алебардам только оружие «классической» формы, с топором и копейным наконечником. Другие относят к этой группе практически любое древковое оружие, оснащенное клинком самой разной формы и размера. В этом случае к алебардам относят глефы, протазаны, русские бердыши, гвизармы и многие другие виды оружия.

Если просто сложить копье и топор, то получится не алебарда, а полэкс – еще одно древковое оружие, которое было весьма популярно в Средневековье. Полэкс обычно был короче алебарды, его длина, как правило, не превышала человеческого роста. В состав его «боевой части» входил топор, копейное острие, а также боевой молот. Причем наконечник полэкса, как правило, имел разборную конструкцию. Алебарда обычно была длиннее (до 2,5 метра) и ее наконечник был цельным. Лезвие топора алебарды, как правило, имело небольшую длину, что способствовало увеличению силы удара. Еще можно добавить, что полэксы также были весьма распространены, причем их использовали не только на поле боя, но и на турнирах.

Если говорить о классической алебарде, то их часто классифицируют по форме лезвия топора. Ранние виды этого оружия имели выпуклое лезвие, которое максимально близко к обычному топору или секире. Позже режущая кромка утратила свой изгиб и стала плоской, что сделало удар более мощным. Наиболее продвинутым видом этого оружия является алебарда с топором в форме полумесяца, она отличалась наиболее высокими боевыми качествами и могла справить практически с любым доспехом.

Протазан. Это разновидность древкового оружия, которое также причисляют к алебардам. Протазаны имели длинный и широкий наконечник, посаженный на древко значительного размера (до 2,5 метра). По своей форме он был похож на обоюдоострый меч, которым можно было наносить мощные колющие удары. В нижней части наконечника располагались два лепестка, направленные в стороны, перпендикулярно продольной оси оружия. С их помощью можно было блокировать удары оружия противника и отбрасывать его в сторону.

Бердыш. Разновидность алебарды с топором (секирой) в форме полумесяца без копейного острия. Древко бердыша (ратовище) имело длину примерно 1,5 метра, наконечник часто имел вторую точку крепления у нижнего конца лезвия. Бердыши были очень популярны на Руси, в Московии, в Польше. Этим оружием в основном наносили рубящие удары, однако верхней острой частью топорища можно было и колоть. В отличие от большинства видов древкового оружия, бердыш можно было использовать и в ближнем бою. Кроме того, московские стрельцы часто использовали его в качестве подставки для огнестрельного оружия.

Глефа. Древковое оружие с наконечником в форме широкого лезвия, которое надевалось с помощью втулки. Глефой можно было наносить и колющие, и режущие удары, лезвие могло дополняться шипами или крюками. На Руси имелся практически полный аналог европейской глефы, он назывался совней.

Гвизарма. Разновидность алебарды с наконечником в форме крюка с наточенной внутренней стороной. Считается дальнейшим развитием боевой косы и глефы. Некоторые гвизармы имели тонкий копьеобразный наконечник, которым можно было наносить и колющие удары. Этим оружием было особенно удобно перерезать сухожилия лошадям и стаскивать с них всадников.

Что представляет собой японская нагината? Это оружие типа русской совни, которая, в свою очередь, является видом глефы. Последнюю считают разновидностью алебарды, при этом совню или нагинату специалисты никогда не причисляют к алебардам. Вот так все запутанно.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Стандартные образцы и основные параметры

Только у сильных воинов была на вооружении алебарда. Что такое это оружие, и почему им было трудно драться в бою, можно судить по его параметрам. По длине стандартные образцы были от двух метров, а абордажные для морских сражений создавались вполовину длиннее.

На их конце был крюк или даже несколько для соединения суден. Разновидности алебард для пехотинцев оканчивались острым шипом для колющих ранений и встречи вражеских атак. Общий вес одного образца начинался от двух с половиной килограмм, а самые тяжелые оружия могли весить до пяти. Мини-алебарда была похожа по конструкции, но уменьшена в размерах и могла использоваться одной рукой для рукопашных сражений. Вооружение данного вида в типичной конструкции было неким компромиссом между копьем и топором, но чаще всего наконечники создавались разных форм. Это зависело от стратегии боя, ведь если тяжелой кавалерии было много, то пехотинцы должны были иметь крюки для сбрасывания всадников. Легкую конницу лучше встречать шипами, ведь они стремительно атакуют, отступают и снова бросаются в гущу сражения.

ГалереяПравить

  • Выпад при силовой атаке

1 из 2

Добавить фотографию

Алебарды
Алебарда • Бердыш • Алебарда Драконьего Стража • Старая пика рыцаря • Старая алебарда рыцаря • Люцернский молот • Алебарда мастодонта • Алебарда Черного Рыцаря • Спиральная алебарда • Алебарда Синего рыцаря • Копье Сантира • Ревущая алебарда • Алебарда драконьего всадника • Гневный топор (CSK)
Уникальное оружие
Алебарда Синего рыцаря • Алебарда Черного Рыцаря • Большая секира Черного Рыцаря • Большой меч черного рыцаря • Большой щит Орма • Большой щит Рива • Большой щит с деревом • Большой щит Хавела • Величественный двуручный меч • Двуручный меч крови дракона • Двуручный меч черного рыцаря • Демонический молот • Драконий колокольчик • Закопченный щит из Лойс • Зуб Дракона • Изогнутый двуручный меч Нил • Изогнутый парный клинок • Имперский щит • Каменный мозаичный меч • Клинок берсерка • Колокольчик Идола • Копье Пэйта • Копье Сантира • Королевский кортик • Коса Наар Альмы • Костяной кулак • Красная ржавая сабля • Красный ржавый щит • Ледяная рапира • Меч Дранглика • Молот мастера • Пика Хейда • Полукруглый топор • Полукруглый топор драконоборца • Посох Азала • Посох заката • Посох мудрости • Посох Оленфорда • Проклятый костяной щит • Рапира Хаоса • Ржавый красный меч • Синее пламя • Синий кинжал • Спиральная алебарда • Секира Форлорна • Жало черного скорпиона • Тенистый кинжал • Старый кнут • Уничтожитель • Уродливый панцирь • Щит из Лойс • Закопченный двуручный меч из Лойс • Щит Дранглика • Щит Ллевеллина • Щит хаоса

За кулисамиПравить

Прообразом алебардщиков в игре послужили те же средневековые воины, что и для копейщиков, но с другим оружием — алебардой — древковым холодным оружие с комбинированным наконечником. Алебарда находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран XIII — XVII вв. как эффективное оружие против хорошо защищённой кавалерии.

Существа HoMM III

Замок

Стандартные юниты

Копейщик
Лучник
Грифон
Мечник
Монах
Всадник
Ангел

Улучшенные юниты

Алебардщик
Стрелок
Королевский грифон
Крестоносец
Фанатик
Чемпион
Архангел

Бастион

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Кентавр Капитан кентавров
Гном Боевой гном
Лесной эльф Высокий эльф
Пегас Серебряный пегас
Дендроид-страж Дендроид-солдат
Единорог Боевой единорог
Зелёный дракон Золотой дракон
Башня

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гремлин Мастер-гремлин
Каменная горгулья Обсидиановая горгулья
Каменный голем Железный голем
Маг Архимаг
Джинн Владыка джиннов
Нага Королева наг
Гигант Титан
Инферно

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Бес Чёрт
Гог Магог
Адская гончая Цербер
Демон Рогатый демон
Демон бездны Владыка бездны
Ифрит Султан ифритов
Дьявол Архидьявол
Некрополис

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Скелет Скелет-воин
Ходячий мертвец Зомби
Призрак Привидение
Вампир Вампир-лорд
Лич Могучий лич
Чёрный рыцарь Зловещий рыцарь
Костяной дракон Призрачный дракон
Подземелье

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Троглодит Адский троглодит
Гарпия Гарпия-ведьма
Созерцатель Злобоглаз
Медуза Королева медуз
Минотавр Король минотавров
Мантикора Скорпикора
Красный дракон Чёрный дракон
Твердыня

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гоблин Хобгоблин
Наездник на волке Разбойник на волке
Орк Вождь орков
Огр Огр-маг
Рух Громовая птица
Циклоп Король циклопов
Чудище Древнее чудище
Крепость

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гнолл Гнолл-мародёр
Ящер Ящер-воин
Змий Стрекоза
Василиск Великий василиск
Горгона Могучая горгона
Виверна Виверна-монарх
Гидра Гидра Хаоса
Колония

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Пикси Фея
Элементаль Воздуха Элементаль Шторма
Элементаль Воды Элементаль Льда
Элементаль Огня Элементаль Энергии
Элементаль Земли Элементаль Магмы
Элементаль Мысли Элементаль Магии
Огненная птица Феникс
Нейтральные юниты
Крестьянин Полурослик
Разбойник Боров
Мумия Кочевник
Снайпер Золотой голем
Тролль Алмазный голем
Колдун
Сказочный дракон
Ржавый дракон Кристальный дракон Лазурный дракон

Алебарда

Это итальянское слово обошло все языки Европы в XIV веке, благодаря швейцарским и итальянским наемникам, крайне убедительно продемонстрировавшим преимущества алебарды в бою с рыцарской конницей. Во Фландрии она получила название годендак.

Боевая часть алебарды состоит из длинного шипа, маленького лезвия-топорика и противостоящего ему крюка.

Алебарды из коллекции замка Детенице.

Обратите внимание на фотографию алебард замка Детенице. Правда, мало похоже на то, что мы с вами привыкли видеть в компьютерных играх или, скажем, на игральных картах? Шип вызовет уважение даже у строевых пик, а лезвие — вовсе не устрашающий полумесяц в полметра, а маленький топор, не больше туристского

А то, что рисуют обычно, пригодно для церемониальных нужд, но на врага с ним даже не думайте выходить. Уж лучше с ломом, все проще…

Впрочем, самые первые алебарды были действительно тяжеловаты (чуть ли не до пяти килограммов). Но это положение дел быстро исправилось. Характерная алебарда XVII века (а они были на вооружении вплоть до появления штыка, как и копья) весит менее двух кг. Впрочем, в этот период необходимость пробивать доспехи стала убывать.

Внимание — миф: у ряда фантастов популярен суперприем — тычковый рубящий удар алебардой. Подобная операция в самом деле доступна лишь великим мастерам фехтования, поелику передний конец топорика у алебарды не затачивается

Да и попасть в цель при тычке топориком, а не шипом, сумеет лишь избранник судьбы.

Алебарда произошла от строевой пики, отсюда и изрядная длина — около двух с половиной метров. Алебардиста в первую очередь учили именно копейным приемам: штыковая стойка, приставной шаг, укол. И только потом показывали, как стащить крюком рыцаря с его коня и как с маху пробить топориком броню.

В качестве оружия одиночки алебарда несколько уступает секирам с мечевым клинком, если только речь не идет о поединке с крупным зверем или великаном. Полные преимущества алебарды проявляются в строю.

Экзотическая разновидность этого оружия — морская алебарда на гигантском трехметровом древке, крюк которой был предназначен для того, чтобы уцепиться за борт корабля. Впоследствии она преобразовалась в абордажный крюк.

Применение

История гуань дао насчитывает несколько столетий. Это оружие было очень мощным и эффективным в бою, и умение владеть им являлось настоящим искусством. Дело в том, что оно весило достаточно много, и для того чтобы научиться им управлять, требовались долгие тренировки. Основной прием его использования в бою – это нанесение тяжелых колющих и рубящих ударов по вертикали. Техника нанесения ударов по горизонтали появилась только в конце 18 века, когда оружие стали использовать индивидуально. Также оно применялось и пехотой для прорыва строя копейщиков. В этом отношении китайские воины, вооруженные мечом, напоминали европейских ландскнехтов. Гарда позволяла использовать меч в качестве рубящего и колющего оружия.

Виды и разновидности

Развитие формы немецкой алебарды с XV в.:a) Немецкая алебарда. Ок. 1480 г.b) Тирольская алебарда. 1490 г.c) Алебарда времен Максимилиана I. Ок. 1500 г.d) Алебарда времен Максимилиана I. Ок. 1510 г.e) Баварская алебарда. Ок. 1515 г.f) Парадная алебарда личной охраны Фердинанда I с вытравленным императорским орлом, буквами «К. F.» (Kaiser Ferdinand) и датой — 1563 г.g) Алебарда времен Фердинанда I. h) Парадная алебарда унтер-офицера с травлением. Ок. 1570 г.i) Парадная алебарда с травлением. Нидерланды. Кон. XVI в. Коллекция Нейта.к) Парадная алебарда личной охраны с травленым рисунком и вензелем императора Фердинанда II, а также его девизом: «LEGITIME CERTANTIBUS». XVII в.l) Парадная алебарда личной охраны времен императора Леопольда I. Датирована 1660 г.
Разновидности немецких алебард:a) Алебарда с прорезными топором и крюком, т. н. «нидерландская». Кон. XVI в.b) Алебарда с прорезными топором и крюком и длинной колющей частью. Нач. XVII в.c) Алебарда с пробитыми круглыми отверстиями на топоре и крюке. Нидерланды. Нач. XVII в. Коллекция Ван Зейлена.d) Алебарда с прорезными топором и крюком, украшенная кистью. XVII в. Коллекция Дельпье. е) Алебарда немецкой формы, но итальянской работы, с молотом. XVII в.f) Алебарда с вилами и молотом. Италия. XVII в.д) Алебарда с топором и крюком в стиле барокко. Италия. XVII в.h) Парадная алебарда патрицианской семьи Вельзер. XVII в.i) Парадная алебарда с двойным топором и наконечником, собирающимся из трех частей. XVII в.
Разновидности итальянских алебард:a) Середина XVI в. Бывшее собрание Л. Мейрика.b) Алебарда стражника. Кон. XV в. Бывшее собрание Л. Мейрика.c) Первая пол. XVI в.d) Середина XVI в.e) Алебарда со старинным миланским клеймом «Скорпион». Кон. XV в. Алебарда В. Г. Риггса.

Стратегии

В стратегиях алебарда чаще всего оказывается самым совершенным оружием для обычной, «строевой» пехоты. Как правило, она увеличивает силу бойца без дополнительных штрафов на защиту или скорость боя (Master of Magic, Warhammer: Dark Omen…). Что, в общем, примерно соответствует правде жизни.

А вот плюсов против конницы, как ни странно, алебардистам не дают почти никогда. Все «плюшки» здесь достались пике. Приятное исключение — Medieval: Total War (там же у алебарды есть плюс по пробиванию доспехов).

Бывает и так, что алебарда оказывается усовершенствованной пикой (Heroes of Might & Magic IV…). Это тоже во многом правильно.

Секиру, путая ее с топором, делают обычно силовым, но медленным оружием; реже — снаряжением элитного бойца. В Shogun: Total War нагината — лучшее из видов древкового оружия для пехоты, дающее и отличную защиту, и очень неплохой атакующий потенциал. В Warlord Edition там появилась и конная нагината; похожей вооружались черные рыцари в Heroes of Might & Magic III.

Юэ

«Промежуточное звено» между топором и алебардой, китайская секира юэ значительно тяжелее большинства европейских алебард и больше походит на тот их вид, который обычно рисуют в игре. Тем не менее благодаря утяжеленному противовесом концу юэ вполне пригодна для секирных маневров, тем паче в китайском вкусе — с «посоховым» хватом.

Родичем юэ считается и крохотная «секирка» цзыу юаньян юэ, нечто среднее между топориком и кастетом, все «древко» которой помещается между концов лезвия.

Секиры в фэнтези

Хотя оружия этого класса в фэнтези — великое множество, именных или особо интересных образчиков среди них немного. Дело в том, что, по мнению большинства романистов, герою приличествует меч, на худой конец — топор (но без изысков), а вычурные клинки на длинном древке скорее подобают злодею или чудовищному огромагу.

Почему так? Не знаю. Быть может, их считают слишком «строевым», а не индивидуальным оружием (что не вполне правильно, а в мире, населенном крупными монстрами, — и подавно).

Конные секиры в «Сегуне».

Есть еще и проблема с определением периода в земной истории, которому соответствует игровой мир. Это — тема для отдельного и интересного разговора; но так уж сложилось, что все общество обыкновенно устроено по образцу примерно XVII века, а вот оружие пребывает в XIV, когда секиры только начинают свое победное шествие.

У Дэвида Эддингса в замечательной трилогии «Эления» один из главных героев, сэр Бевьер, в качестве любимого оружия применяет локабер (осадный нож, напомню). Все бы хорошо, да только бедняга машет им, сидя в седле. Представьте себе эту штуковину на двухметровой (минимум!) палке в руках кавалериста!

В «Победителе чудовищ» Брайана Кима секиру Кальб берут, когда собираются бить что-нибудь этакое большое и чешуйчатое. Как это — весьма логично — объясняет герой: «Дракон не окажет мне такой любезности, чтобы напороться на копье или подставить лапу под топор. А меч не пробьет чешую».

Любили и ценили секиры герои Юрия Никитина («Трое из леса»); однако в очередном романе Мрак, главный среди них секироносец, вдруг публично изменил любимому оружию, объявив, что «палица умеет больше». Правда, никак это не мотивировал.

Больше всего разнообразных секир (а также мечей, топоров, копий и всего остального) можно найти в романе Генри Лайона Олди «Путь меча».

Секиры в играх

В прошлой статье мы писали о роли в играх каждой конкретной разновидности пик и копий. С секирами такой номер не пройдет, причем по очень простой причине: в играх с ними царит невероятный кавардак, и оружие сплошь и рядом выглядит как одно, называется как другое, а действует — как третье. Я своими глазами видел игры, где bec de corbin и вороний клюв были разными вещами (даром что это просто прямой перевод!), где дадао объявляли… кинжалом, а нагината обзавелась лунообразным лезвием, причем закрепленным на древке за середину рогами вперед. А в одной пиратской локализации осадный нож был исправлен, видимо, программой-spellchecker’ом на… «досадный нож».

Несмотря на путаницу, секиры в играх представлены, и достаточно неплохо.

Использование средневековых полеаксов

наверх

Полеаксы были очень популярным военным оружием, популярным как и среди конницы так и среди пехоты. Много сохранившихся примеров восхищают высоким качеством и украшением, и поддерживает идею, что полеаксы использовали достаточно обеспеченные солдаты. Хотя, в Коллекция Уоллеса под номером A925 мы видим пример неукрашенного poleaxe. Оружие без украшений ценным не считалось, его обычно не берегли. Полексы были также оружием поединка. Есть даже слегка измененный тип, по-французски названый hache, который был использован прежде всего для поединков. Это оружие имело 6-7 футовое (194-220 см) древко и две дисковые гарды сверху и снизу.

Кодекс Мембран, хроники Франции 1388 г.
Деталь гобелена Траяна,1450г обратите внимание на полеакс в руке императора
С лева на право: Вульж, Алебарда, Протазан-рунка

Даже беглый осмотр изобразительных источников 14-16 столетий показывает, что воины часто изображались, используя полеаксы в массовых сражениях. Поэтому считается, что полеаксы использовались очень широко. Действительно, Немецкое имя для полеаксов fussstreihammer грубо переводит Джон Валдман «пехотный боевой молот,» индицируя, что poleaxes были использованы пехотой и ополчением. Foratio и Блэкберн заключают, что травмы черепа, отмеченные на костях из братских могил Висби и Таутоне, вызванны различными полеаксами.

Полеаксы в искусстве

наверх

Несколько различных трактатов, в том числе fechtbuch Ханса Талхоффера 1467 и старинная Рукопись Валенштейна показывают использование ролеаксов в контексте судебных поединков или на турнирах.

Ряд иллюстраций также показывают использование полеаксов в сражениях в 14 и 15 веков, в том числе описание Сражения при Пуатье. Иллюстрации Хроники Фруссара, были сделаны в конце 15 столетия, изображают большое разнообразие полеаксов.

На этой иллюстрации из романа об Александре рыцари бьют монстра топорм и годендагом Годфри Бульен, с гобелена 1420г Применение глефы с на картине изобрающей гибель св. Ламберта

У воина с левой стороны мы видим так называемую Лохаберскую Секиру, то есть Гвизарму с двумя проушинами на укороченном древке, и 2 боевых топора. Полеакс, Бердыш, Годендаг, Гвизарма. Миниатюра Хроники Аббатста Сен-Дени, конец 14 века. Интересные подробности описаны здесь

Гобелен Траяна от Кафедрального собора в Лозанне, датированной около 1450, отчетливо показывает Траяна, вооруженного коротким полеаксом, распределяющим военное правосудие, он охраняется воином, удерживающим более длинный Полеакс. Так Цезарь Траян вершит правосудие.

Как писал Эдвард Эокешот «Топоры довольно много использовались в то время (V-IX век), но только некоторые из них выделялись среди прочих тем, что их применяли именно как оружие, а не с банальной целью рубки деревьев, для которой они с тем же успехом могли быть предназначены. Их часто находят в могилах, но, по моему мнению, из этого не следует делать вывод, что они служили орудием войны: для любого домохозяина или землевладельца топор был настолько необходимым инструментом, что его присутствие в могиле никого не должно удивлять. В сагах часто упоминается о боевых топорах, но, по-видимому, их начали использовать в более поздние времена.

Собственно говоря, обычный хозяйственный топор – орудие универсальное, и вполне можно представить дровосека, который, завидев вооруженного неприятеля, кидается на него с тем, что было под рукой, или даже использует свой инструмент в качестве метательного оружия. В данном случае, вероятно, именно это задержало процесс дальнейшей специализации – обычный топор настолько хорошо подходил для любой работы, что его не скоро догадались приспособить для конкретных видов деятельности, а именно – для сражений».

Именно боевой одноручный топор несколько отличается от рабочего: во первых голова мало приспособлена для рубки деревьев, древко усиленно железными полосами, также на древке присутствует рукоять.

«В XI е. континентальные воины рассматривали его (топор) как оружие, недостойное благородного человека; только саксы и скандинавы считали, что он подходит для всего, кроме бесчестных дел. Однако в начале XII в. он превратился во вполне респектабельное оружие, и рыцари тоже им сражались В ХII-ХШ вв. боевой топор использовали очень широко. Автор хроник Роджер де Ховиден, описывая битву при Линкольне, произошедшую в 1141 г., рассказывает, как Стефан, самый доблестный и умелый из всех рыцарей, но никуда не годный король, сражался при помощи топора: «Тогда стала видна мощь короля, подобно молнии он некоторых разил огромным боевым топором.. .»».

Глаголы к слову алебардщик

Что может алебардщик? Что можно сделать с алебардщиком? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

схватываться

залезть

разразиться

шагать

схватить

биться

обладать

выстраиваться

опуститься

замедлить

ввести

надевать

пытаться

запеть

разомкнуть

достичь

сложить

идти

расчистить

делать

устремиться

ухватить

присоединиться

добивать

атаковать

намазать

поспешить

возглавлять

исключаться

двинуться

пропасть

пасть

образовать

провожать

выстроиться

покинуть

прикрывать

изрезать

опередить

изнывать

поймать

вырваться

понимать

поставить

проталкиваться

разбежаться

окружить

поджечь

зевнуть

лежать

толкать

прервать

повалиться

оказаться

составлять

наблюдать

сделать

сражаться

получить

оценивать

падать

продолжить

пасти

выдержать

Гвизарма

Гвизарма, или гизарма (guisarme), обладает примерно таким же лезвием, как у глефы (только сильнее выгнутым и заточенным, как правило, с двух сторон), и дополнительным шипом «штыкового» типа. Шип и лезвие расходятся довольно далеко, что позволяет предположить, что ее прародителем были банальные сельскохозяйственные вилы.

По-видимому, гвизарма — единственная европейская секира, во владении которой весьма существенную роль играли захваты. Рубящие удары гвизармой применялись в первую очередь против лошадей — для перерезания сухожилий. Такое специфическое оружие возникло в XI веке, а потом постепенно уступило поле боя алебарде.

Внимание — миф:

загадочное орудие с клинком наподобие глевы, который на конце образует крюк, зачастую (например, в D&D) называют гвизармой, но это вовсе не она, а порченная мукой и чародейством нагината. В бою такая штуковина малопригодна, потому как колоть ей нельзя, а для нагинатной техники она еще и тяжеловата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector