Доспехи рыцарей средневековья: фото и описание

Где встречаются различные ляпы[править]

Киноправить

  • «История рыцаря» — для безопасности съёмок взяли не кольчуги и вёдра той эпохи, в которой происходит действие фильма, а гораздо более поздние полные латы.
  • «Тринадцатый Воин» — викинги носят не кольчуги, а кирасы…

Видеоигрыправить

  • Mount & Blade: вроде бы, очень реалистичная игра, но…
    • Во-первых, между собой сталкиваются представители разных эпох, например, викинги в кольчугах и рыцари в тяжелых бригах. Поэтому из соображений баланса сторон некоторые явно не равные друг другу доспехи если не приравнены по характеристикам, то разница между ними здорово сглажена.
    • Во-вторых, даже в пределах одного войска уже из соображений визуального разнообразия внутри одного войска на трёх абсолютно равных по характеристикам воинах могут быть надеты ранняя брига (coat of plates, вторая половина XIII века), нечто неопределённое под сюрко (начало XIII века), а вести всю эту братию может король, одетый в белый доспех (конец XIV века). А на их конных латниках-ваффенкнехтах поздние приталенные бриги (XIV век) и опять нечто под сюрко, а на головах «таблетки» из XII века чередуются с шапелями из XIII.
    • Обоснуй: это вымышленный сеттинг (вселенная, параллельная нашей), здесь у каждого из мелких, но самобытных народов свои тараканы и замашки, а ведь между ними происходят еще и подражания друг другу, заимствования…
  • Chivalry: Medieval Warfare: доспехи представляют собой чисто визуальный образ и никак не связаны с характеристиками воина. Рядом могут находиться топфхельм (XIII век), красивые няшные фэнтезийные латы, напоминающие миланские (XV—XVI века), ламеллярная жилетка (ну максимум XI век)…
  • Тактическая RPG Legends of Eisenwald. Полный доспех отражен весьма реалистично, как и эффективность рыцаря на поле боя — противостоять полностью бронированной тушке можно только с помощью всяких хитростей-подлостей типа «много препятствий + арбалет». Ну, или другой бронированной тушки.
  • Серия игр Stronghold — в XI — XII веках ВСЕ рыцари, а так же многие правители носят на себе консервные банки (чего в это время быть никак не могло). Так же носят кирасы и пикинеры, и арбалетчики. Отражается это на огромном количестве хитов.

Латные доспехи

Ахейский бронзовый доспех, т. н. «доспех из » (ок. 1400 г. до н. э.)

Бард — средневековый конский доспех

Древнегреческий «колоколовидный» бронзовый панцирь (кираса) архаического периода (620—580 гг. до н. э.)

Древнегреческая анатомическая («мускульная») бронзовая кираса классического периода

Доспех кирасира XVI века со следом от пули (очевидно, пистолетной). Скорее всего это был проверочный выстрел, показывающий качество изготовления. Иногда след пули имитировался молотком с круглой головкой

Латные доспехи представляли собой вершину кузнечной промышленности времён средневековья. Их вес разнился от одного до трёх десятков килограмм, полный комплект защищал почти всё тело владельца, уязвимыми оставались лишь сочленения пластин, подмышки и прорези для глаз в глухом шлеме.

По этим же причинам, их стоимость была весьма высока и качественный латный комплект мог стоить, без преувеличения, как целая деревня. Латные доспехи носились прежде всего рыцарями времён великого средневековья, поскольку остальная аристократия не имела желания принимать участие в битвах напрямую, а простолюдины не имели достаточных финансовых средств на покупку таких доспехов. Если оружие в те времена имело приемлемую цену для среднего горожанина, который мог купить его для самообороны или для обращения в наём, то вид латных доспехов не оставлял сомнений, что их носитель в скором времени применит своё оружие против таких же его обладателей.

Чаще всего такие доспехи изготовлялись частными кузницами на заказ, нередкой была гравировка и украшения готового изделия.

Ламинарный доспех

Легионеры в лорика сегментата. Рельеф колонны Траяна

Всадники в ламинарных доспехах в битве при Бадре. Миниатюра персидской рукописи «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина, 1314 г.

Лорика сегментата. Реконструкция

Наряду с ламеллярным доспехом, сравнительно рано использоваться стал доспех ламинарный (от лат. laminae — слой) — из подвижно соединённых друг с другом твёрдых поперечных полос. Наиболее ранние образцы такой защиты тела относятся к Микенской эпохе.

Воин, надевающий кольчужный хауберк через голову. Миниатюра из Библии Мациевского. 1240-е гг.

Наиболее известными примерами ламинарного доспеха являются римская лорика сегментата (lorica segmentata) и некоторые из поздних разновидностей доспехов японских самураев. Помимо лорики сегментаты, в древнем Риме была также известна и полная ламинарная защита конечностей, но в армии она практически не использовалась, применяясь в основном гладиаторами, которым обычно так защищали только одну руку (в некоторых случаях ещё и одну ногу) при незащищённом корпусе.

Использовался подобный тип доспеха и в монгольской армии, войсках Хулагуидов, Тимуридов и пр.

Бехтерец и бригантина

Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг. Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.

К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.

Броня, собранная из перекрывающих друг друга пластинок (Тодд Локвуд, деталь обложки D&D Adventure Game).

Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.

Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.

В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.

Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.

В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.

В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.

Когда-то эта чешуйчатая броня не была ржавой, а ее владелец — не был мертвым (Уэйн Рейнольдс, иллюстрация для сборника Monsters of Faerun).

Неизменные спутники рыцарей

Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.

Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.

К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.

Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:

  • круппер – для защиты туловища;
  • критнет – для шеи;
  • шанфрон – для головы;
  • пейтраль – для груди;
  • фланшард – для боков.

Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.

Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.

Конец XIV – первая половина XV века

Гамбезон уже не в тренде; под кольчугу вы надеваете акетон, стеганую куртку с рукавами. Она не такая длинная и толстая, ничем не набита – просто сшита из нескольких слоев ткани. Если деньги у вас водятся, ваш акетон оснащен кольчужными вставками.

Кольчуги постепенно уступают место латным доспехам – самым разнообразным. Можно использовать отдельные элементы лат – нагрудники, пластроны и плакарты (прикрывают живот), наручи (защищают предплечье), налокотники, наколенники и наголенники. А можно, изрядно потратившись, приобрести латные кирасы – панцири из металла, прикрывающие грудь и спину.

На голову вы надеваете бацинет – металлический шлем с заостренным верхом. К нему по нижнему краю прикреплена кольчужная накидка, защищающая шею, затылок и плечи, – авентайл. Бацинет – шлем относительно легкий, его могут носить даже пехотинцы. Бывают они самыми разными – с наносниками, с забралами-масками, с забралами в виде дырчатого клюва (хундсгугелями). Есть еще гранд-бацинеты – круглые шлемы с латной защитой шеи и дырчатым полусферическим забралом.

Итальянский бацинет. David Monniaux / wikipedia

Вместо довольно длинной накидки-сюрко теперь носят более короткий жупон или табар: вся Европа стремится укорачивать одежды. Щиты все еще носят небольшие.

Литература

  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времён до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Келли Фрэнсис, Швабе Рэндольф. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щёголей / Пер. с англ. Т. Е. Любовской. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.
  • Коннолли П. [coollib.com/b/151630/read Греция и Рим. Энциклопедия военной истории] / Пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-04-005183-2.
  • Окшотт Эварт. Оружие и воинские доспехи Европы. С древнейших времён до конца Средневековья. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2009. — 704 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4069-2.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Шпаковский В. О. Англоязычная историография рыцарского вооружения. 1975-2000. — Пенза: ИИЦ ПГУ, 2003. — 244 с.

Матерчатые доспехи

Матерчатый доспех (стёганка или линоторакс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простёганных слоёв материи, был распространён у множества народов. Их использовали египтяне, греки, македоняне, ацтеки. Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены.

Конный воин султаната Багирми (Чад) в стёганом доспехе по описанию Диксона Денема. 1823 г.

Мексиканские ацтеки также использовали толстые хлопчатобумажные одежды в качестве доспехов. Их армия, сражавшаяся с испанскими конкистадорами, была одета в стёганые плотно подогнанные костюмы из слоёв ваты в два пальца толщиной, называвшиеся «эскауипили» (ацт. ичкауипилли). Ацтеки переняли эту технологию у индейцев майя, которые изобрели разновидность доспехов — туники, подбитые ватой и пропитанные специальным рассолом. Испанские конкистадоры заимствовали подобные доспехи у майя после похода Эрнандеса де Кордобы на Юкатан в 1517 году.

Наибольший расцвет этого типа доспехов пришёлся на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия.

Следует упомянуть приказ монгольским воинам XII—XIII веков носить шёлковые рубашки на голый торс, как под доспехи, так и без них — этот способ уменьшал глубину ран от стрел и облегчал их удаление.

В Средневековье хороший, многослойный, стёганый доспех предоставлял достаточно неплохую защиту как от рубящих ударов мечей, так и от стрел. Он не сковывал движений, потому ополченцами достаточно часто использовался как индивидуальный доспех. Также на средневековых миниатюрах иногда встречается ношение стёганой куртки поверх кольчуги надетой на гражданскую одежду. Более высокие сословия использовали стёганые куртки в основном как поддоспешники (акетоны или гамбезоны), надевая их под латные и бригантные доспехи.

Защита в виде кафтана, набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась китайцами и древними греками. Пеньковый кафтан до пят при весе около 8 кг хорошо защищал от стрел, от секущих ударов сабли, и в какой-то степени амортизировал удары.

Воины Московского государства XVI-XVII веков использовали доспех, представлявший собой кафтан с короткими рукавами, подбитый паклей, вымоченный в рассоле и простёганный пенькой, называвшийся тегиляем, название которого, по мнению известного оружиеведа-востоковеда М. В. Горелика, происходит от монгольского хатангу дегель — «прочный, как сталь, кафтан».

Подобно западноевропейским гамбезонам и акетонам, русские набивные доспехи могли использоваться и в комплекте со стальными, так, в XVI—XVII веках на них ремнями крепились элементы доспехов — кираса, наручи и пр.

Лучники русской поместно-дворянской конницы в тегиляях. Иллюстрация из издания «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна 1556 года

Похожий принцип использовался и народами Кавказа. Валяная из шерсти бурка (по сути — валенок) практически не разрубалась саблей, выдерживала стрелы и даже пули из семилинейных ружей (с дистанции около 100 метров) и хорошо амортизировала удары. Защиту ещё более увеличивали стоячие плечи на костяной основе. Однако её легко можно было проткнуть — бурка пробивалась узким копьём, штыком или кинжалом со специально зауженным остриём.

Другим недостатком доспехов из валяной шерсти было то, что они были слишком толстые, тяжёлые и в них было жарко. Укрепить поверх неё другие доспехи было нельзя (хотя кольчуга могла быть надета и под бурку).

Переходным видом от матерчатого к металлическому доспеху были накидки, применявшиеся рядовыми воинами рыцарских орденов. В них на груди, иногда и на спине были вшиты металлические пластины (подобно тому, как это делается на некоторых современных бронежилетах).

Крафт[править | править код]

Для крафта полного комплекта брони требуется 24 предмета. Кольчужную броню нельзя скрафтить, но можно купить у жителя-бронника, либо же выбить с мобов со случайной прочностью.

Броню можно починить поместив две части одного типа (например, железные поножи) в точило или в крафтовую сетку. Полученный предмет имеет на 5% больше прочности, чем исходные предметы вместе взятые, но любые чары теряются. Ремонт брони с помощью наковальни сохраняет и объединяет чары.

Ингредиенты Рецепты крафта Результат

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Шлемы

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Кирасы

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Поножи

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Ботинки
Черепаший панцирь

Первые доспехи

«Геркулес сражается с Гидрой»

Самым первым доспехом была шкура животного. Шкура оборачивалась вокруг тела либо просто набрасывалась на плечи и свисала сзади, прикрывая спину. Так был одет мифический Геракл или, например, германские племена, нападавшие на Римскую империю ещё до новой эры.

Причина, почему в древности считали более важным защитить спину, а не грудь кроется в специфике варварской тактики ведения боя. Как отмечали античные источники, варвары не считали зазорным бегство, то есть показание противнику спины, и если удары, направленные в грудь, ещё можно было отбить, то избежать ударов в спину было сложнее. Также возможно, что варвары плохо держали строй и поэтому бой был хаотичным — битва сводилась не к противостоянию «линии на линию», каким был строй римлян, а к неупорядоченной стычке массы воинов, и можно было получить удар в спину от другого воина, а не только от того, кто был напротив.

История[править | править код]

Classic-версия Java Edition
SURVIVAL TEST 0.26 Железные и кольчужные шлем и кираса были добавлены в игру как украшение на мобах.
Indev-версия Java Edition
? Шлем и кираса убраны из игры.
18 февраля 2010 Шлем, кираса, поножи и ботинки добавлены в игру, но их теперь можно надеть.
Альфа-версия Java Edition
1.0.8 Шерсть не используется для крафта брони, теперь самая низкокачественная броня делается из кожи.
Официальный выпуск Java Edition
1.0.0 Beta 1.9 Prerelease 3 Броню можно зачаровывать.
1.1 Железную броню можно найти в деревнях.
1.2 12w06a Железный шлем может с небольшим шансом выпасть при убийстве зомби, а золотой — при убийстве зомби-свиночеловека.
1.3.1 12w21a
1.4 12w32a Теперь зомби и скелеты вновь могут носить броню, но она их теперь защищает. Вероятность того, что после спауна последних они будут одеты в броню (ещё реже зачарованную) крайне мала.
12w34a Кожаную броню можно покрасить (вариаций цвета больше, чем у шерсти).
Текстура кожаной брони была несколько изменена.
1.16 20w06a Добавлена незеритовая броня.
20w09a Немного изменены текстуры алмазных ботинок, алмазного шлема и алмазных понож.
20w10a Незеритовую броню больше нельзя создавать с помощью верстака.
Текстура всех частей незеритовой брони была изменена.
0.6.0 Броня была добавлена в игру.
0.12.1 build 1 Теперь зомби и скелеты могут носить броню. Вероятность того, что после спауна последних они будут одеты в броню (ещё реже зачарованную) крайне мала.
0.14.0 build 1 Кожаную броню теперь можно покрасить.

Бумажные доспехи

Древние китайцы использовали бумагу для производства доспехов. Например, в IX в. н. э. губернатор Су Шан из Хотуна провинция Шэньси содержал регулярную армию из 1000 солдат, одетых в доспехи из толстой плиссированной бумаги. Эти доспехи могли отразить попадание стрелы под прямым углом. Такие доспехи стали обычными как на земле, так и на море и например, в XII в. некий судья Чэнь Тэ Сю попросил у центральных властей обменять 100 комплектов железных доспехов на 50 комплектов из лучшей бумаги. Со временем возросшая пробивная сила арбалетов, стрелявших стрелами с железными наконечниками, сделала бумажные доспехи бесполезными.

Доспехи – символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

XIII-XIV века

А почему бы не защитить лицо от стрел и ударов мечей, надев закрытый потхелм – шлем, оснащенный визором, или забралом? Можно также обзавестись топфхелмом – так называемым горшковым шлемом, цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса: он большой и тяжелый, но надежный.

Если в ваши планы не входит рукопашный бой, в котором крайне важен хороший обзор, и драться вы собираетесь на копьях, наденьте топфхелм поверх кольчужного капюшона. А под капюшон не забудьте надеть войлочный подшлемник – он хорошо амортизирует удары. Прикрепите шлем к кольчуге сзади ремнем или цепочкой: тогда, если дойдет таки до рукопашной (вас сбросят с коня, например), и вы шлем снимете, он не потеряется.

Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Ulrich Waack / wikipedia

Если вы собираетесь на турнир и хотите произвести эффект, можете украсить шлем деревянной или кожаной геральдической фигурой. Хотя бы теми же рогами – да, их уже придумали, у германцев, например, они в большой моде.

Попробуйте новинку – муферы, кольчужные рукавицы, приплетенные к кольчуге: кисти тоже нуждаются в защите. Впрочем, большинство рыцарей все же предпочитает кожаные перчатки – говорят, в них удобнее держать оружие.

Кстати, о кольчуге: ее можно усовершенствовать при помощи бригантины – металлических пластин, нашитых на льняную или суконную основу. Получится кольчужно-бригантинный доспех. В таком доспехе, да еще и в закрытом шлеме, с громоздким неудобным щитом можно не заморачиваться – возьмете небольшой клиновидный тарже.

Плащ-сюрко, который вы надеваете поверх кольчуги, большой и просторный. Можно преобразовать его, кстати, в гербовую накидку – просторную безрукавку с изображением вашего родового герба.

Изменение[править | править код]

В версии 1.9 изменился урон от атаки:

Броня Урон от атаки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1.00 2.00 3.00 4.00 5.00 6.00 7.00 8.00 9.00 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
1 0.98 2.00 3.00 4.00 5.00 6.00 7.00 8.00 9.00 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
2 0.95 1.93 2.95 4.00 5.00 6.00 7.00 8.00 9.00 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
3 0.92 1.87 2.85 3.87 4.92 6.00 7.00 8.00 9.00 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
4 0.88 1.80 2.75 3.73 4.75 5.80 6.88 8.00 9.00 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
5 0.85 1.73 2.65 3.60 4.58 5.60 6.65 7.73 8.85 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
6 0.82 1.67 2.55 3.47 4.42 5.40 6.42 7.47 8.55 9.67 10.82 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
7 0.78 1.60 2.45 3.33 4.25 5.20 6.18 7.20 8.25 9.33 10.45 11.60 12.78 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
8 0.75 1.53 2.35 3.20 4.08 5.00 5.95 6.93 7.95 9.00 10.08 11.20 12.35 13.53 14.75 16.00 17.00 18.00 19.00 20.00
9 0.72 1.47 2.25 3.07 3.92 4.80 5.72 6.67 7.65 8.67 9.72 10.80 11.92 13.07 14.25 15.47 16.72 18.00 19.00 20.00
10 0.68 1.40 2.15 2.93 3.75 4.60 5.48 6.40 7.35 8.33 9.35 10.40 11.48 12.60 13.75 14.93 16.15 17.40 18.68 20.00
11 0.65 1.33 2.05 2.80 3.58 4.40 5.25 6.13 7.05 8.00 8.98 10.00 11.05 12.13 13.25 14.40 15.58 16.80 18.05 19.33
12 0.62 1.27 1.95 2.67 3.42 4.20 5.02 5.87 6.75 7.67 8.62 9.60 10.62 11.67 12.75 13.87 15.02 16.20 17.42 18.67
13 0.58 1.20 1.85 2.53 3.25 4.00 4.78 5.60 6.45 7.33 8.25 9.20 10.18 11.20 12.25 13.33 14.45 15.60 16.78 18.00
14 0.55 1.13 1.75 2.40 3.08 3.80 4.55 5.33 6.15 7.00 7.88 8.80 9.75 10.73 11.75 12.80 13.88 15.00 16.15 17.33
15 0.52 1.07 1.65 2.27 2.92 3.60 4.32 5.07 5.85 6.67 7.52 8.40 9.32 10.27 11.25 12.27 13.32 14.40 15.52 16.67
16 0.48 1.00 1.55 2.13 2.75 3.40 4.08 4.80 5.55 6.33 7.15 8.00 8.88 9.80 10.75 11.73 12.75 13.80 14.88 16.00
17 0.45 0.93 1.45 2.00 2.58 3.20 3.85 4.53 5.25 6.00 6.78 7.60 8.45 9.33 10.25 11.20 12.18 13.20 14.25 15.33
18 0.42 0.87 1.35 1.87 2.42 3.00 3.62 4.27 4.95 5.67 6.42 7.20 8.02 8.87 9.75 10.67 11.62 12.60 13.62 14.67
19 0.38 0.80 1.25 1.73 2.25 2.80 3.38 4.00 4.65 5.33 6.05 6.80 7.58 8.40 9.25 10.13 11.05 12.00 12.98 14.00
20 0.35 0.73 1.15 1.60 2.08 2.60 3.15 3.73 4.35 5.00 5.68 6.40 7.15 7.93 8.75 9.60 10.48 11.40 12.35 13.33

Вторая половина XV – начало XVI века

Кузнечное дело достигло таких высот, что в латные доспехи можно облачиться практически целиком. Перед боем вы облачаетесь в кирасу, к нижней части которой прикреплена железная юбка, натягиваете латные перчатки, а на голову надеваете армет – шлем в форме сферического купола с двойным забралом, защищающий лицо и шею и с боков, и спереди; в нем можно биться и в копейном, и в рукопашном бою. На армет вам пришлось изрядно потратиться – этот шлем по карману лишь обеспеченному рыцарю. Те, кто победнее, носят салады – шлемы вытянутой формы с назатыльниками.

Армет из гринвичского доспеха, сделанный для сэра Джеймса Скудамора. Todd Hoogerland / wikipedia

Шита как такового у вас нет – к чему, если вы защищены латами? На бой вы берете стальной баклер – маленький круглый кулачный щит, которым можно и парировать удары, и драться.

Коня своего вы перед битвой велите одевать в бард – латные доспехи для лошадей.

Подводя итоги

Широко распространено мнение о необычайно надежном защитном снаряжении европейских рыцарей (в сравнении с воинами прочих эпох и народов). Мнение это не имеет под собой достаточного основания. В 7-10 веках европейские доспехи были если и не легче, то хуже, например, арабских. Только к концу этого периода в Европе кольчуги стали преобладать над кожаными кафтанами, обшитыми металлическими бляхами.

В 11-13 веках кожаные панцири встречались уже как исключение, но кольчуга по-прежнему считалась венцом прогресса. Лишь изредка ее дополнял шлем, кованые наплечи и обшитый железом кожаный жилет. Защиту от стрел на протяжении этого времени обеспечивал главным образом длинный франкский щит. В общем, на льду Чудского озера вооружение немцев соответствовало вооружению новгородской пехоты и даже уступало, как качеством, так и весом, доспехам русской кавалерии.

Мало изменилась ситуация и в первой половине 14 века. Большие потери французской кавалерии от стрел во время сражения при Кресси объяснялись тем, что большинство рыцарей все еще облачались в кольчуги.

Однако если русская цивилизация в 14 веке пережила тяжелый кризис, то европейская сделала большой шаг вперед. В 15 веке рыцари, наконец, смогли вооружиться “по-рыцарски”. Только с этого времени европейское защитное снаряжение действительно стало тяжелее и надежнее принятого в других частях света.

В этот же период распространилась броня для рыцарских коней. Стегаными попонами их иногда покрывали еще в 13 веке, но лишь в середине 14 столетия кони наиболее богатых рыцарей получили кольчужную броню. Настоящие конные латы, жесткие, собранные из обширных кованых деталей, стали навешивать на лошадей только в 15 веке. Впрочем, и в 15 веке в большинстве случаев латы защищали только грудь, голову и шею коня, бока же и спина, как и за два столетия до этого веке, оставались прикрытыми только стеганой попоной.

В тяжеленных турнирных латах — против дракона? Не самая здравая идея (художник — Даррел Суит).

Рыцари света

Иллюстраторы почти всегда изображают рыцарские латы сияющими зеркальным блеском. Да, для предохранения от ржавчины латы иногда полировали — “синили”. Но так поступали только рыцари, желавшие “блистать” в прямом и переносном смысле слова. Ведь при шлифовке металл истончался, и защитные свойства доспеха падали. Более практичные воины боролись с коррозией нанесением на латы смазки из жира и сажи.

Нередко для защиты от царапин и влаги кирасу снаружи обтягивали кожей. Поверх лат также могла надеваться матерчатая куртка — “вапенрок”.

Исторический вапенрок, надетый поверх лат.

Кажется, что от самих лат исходит сияние (иллюстрация Донато Джанколы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector