Армен саркисян

Кандидаты в президенты Армении[править | править код]

1991 годправить | править код

Имя Партия
Айрикян, Паруйр Аршавирович Беспартийный
Балаян, Зорий Гайкович
Рафаэль Аветисович Казарян Беспартийный
Ашот Цолакович Навасардян Республиканская партия Армении
Сос Арташесович Саркисян Дашнакцутюн
Тер-Петросян, Левон Акопович Армянское общенациональное движение

1996 годправить | править код

Имя Партия
Бадалян, Сергей Григорьевич КПА
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз
Манучарян, Ашот Гарникович
Тер-Петросян, Левон Акопович Армянское общенациональное движение

1998 годправить | править код

Имя Партия
Виген Суренович Хачатрян ПРА ЛД
Сергей Григорьевич Бадалян КПА
Ашот Шамхалович Блеян Партия «Новый путь»
Грант Грачаевич Хачатрян Союз «Конституционное право»
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз
Паруйр Аршавирович Айрикян Объединения Самоопределения
Арам Гаспарович Саркисян Демократическая партия Армении
Арташес Мамиконович Гегамян Национальное единение
Карен Серопович Демирчян Беспартийный
Давид Гургенович Шахназарян АОД
Юрий Давидович Мкртчян Беспартийный
Роберт Седракович Кочарян Беспартийный

2003 годправить | править код

Имя Партия Голоса
Роберт Седракович Кочарян Президент Армении 707155 (49,8 %)
Степан Каренович Демирчян Народная партия Армении 400846 (28,3 %)
Арташес Мамиконович Гегамян Национальное единение 247360 (17,4 %)
Арам Рафаэлович Карапетян «Новые времена» 41683
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз 12988
Арам Сергеевич Арутюнян Национальное согласие 1218
Рубен Осипович Авагян Объединённые армяне 5073
Арам Гаспарович Саркисян Демократическая партия Армении 1633
Гарник Геворгович Маргарян Родина и честь 855
Паруйр Аршавирович Айрикян Объединения Самоопределения
Петрос Степанович Макеян Демократическая родина
Аршак Аветисович Садоян Блок национальных демократов
Арам Завенович Саркисян «Республика»
Раффи Ричардович Ованнисян Наследие
Владимир Саркисович Дарбинян Коммунистическая партия

2008 годправить | править код

Основная статья: Президентские выборы в Армении (2008)

Имя Партия Голоса
Серж Азатович Саргсян Республиканская партия Армении 863544 (52,86 %)
Левон Акопович Тер-Петросян Армянское общенациональное движение 351306 (21,5 %)
Артур Ваганович Багдасарян Оринац Еркир 272256 (16,7 %)
Ваган Эдуардович Ованнисян АРФД 100876 (6,12 %)
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз 20939 (1,28 %)
Тигран Карапетович Карапетян Народная партия 9754 (0,6 %)
Арташес Мамиконович Гегамян Национальное единение 7473 (0,46 %)
Арман Варданович Меликян Беспартийный 4359 (0,27 %)
Арам Сергеевич Арутюнян Национальное согласие 3092 (0,19 %)

2013 годправить | править код

Основная статья: Президентские выборы в Армении (2013)

Имя Партия Голоса
Серж Азатович Саргсян Республиканская партия 861 160 (58,64 %)
Раффи Ричардович Ованнисян «Наследие» 539 672 (36,75 %)
Грант Араратович Багратян Свобода 31 643 (2,15 %)
Паруйр Аршавирович Айрикян Союз за национальное самоопределение 18 093 (1,23 %)
Андриас Маратович Гукасян Беспартийный 8 328 (0,57 %)
Вардан Жоржикович Седракян Беспартийный 6 203 (0,42 %)
Арман Варданович Меликян Беспартийный 3516 ( 0,24 %)

2018 годправить | править код

Основная статья: Президентские выборы в Армении (2018)

Имя Партия Голоса
Армен Варданович Саркисян Республиканская партия 90 (85,71 %)

XIII век

Закаряны, вассалы Грузинского царства Вачутяны, до 1236 вассалы Грузинского царства, после — Монгольской империи Орбеляны, до 1236 вассалы Грузинского царства, после — Монгольской империи Хаченское княжество, до 1236 вассалы Грузинского царства, после — Монгольской империи Ваграмяны
Закаре Закарян — 1190—1212

Иване Закарян — 1212—1227

Ваче I — 1205/1206—1232/1235

Курд I — 1235—1272
Ваче II (соправитель)
Гасан (соправитель)

Липарит Орбелян — 1187—1225

Эликум Орбелян — 1225—1250
Смбат Орбелян — 1251—1273
Тарсаич Орбелян — 1273—1290
Эликум Орбелян — 1290—1300

сюзерены

Вахтанг Тагаворазн — 1182—1214
Доп (княгиня Закарян) — 1214—1216Гасан-Джалал Дола — 1216—1261

далее Гасан-Джалаляны

Иванэ-Атабак I — 1261—1287Джалал II — конец XIII века

Верхний Хачен

Допяны

Гасан IГригор IГасан IIГригор II

Резиденция президента Армении

Теперь президент Армении будет находиться по другому адресу

В 2020 году в Армении был предложен законопроект, согласно которому руководитель республики должен переехать в новую резиденцию, где будет приёмная президента. По данному законопроекту главе государства выделяются следующие помещения:

  • Дом приёмов правительства теперь будет официальной резиденцией. Он находится в Ереване, на проспекте Маштоца, 47;
  • Жить глава страны может в служебном особняке в Ереване;
  • Президенту полагается государственная дача на Севане.

Так как Армения теперь является парламентской республикой, расходы на аппарат президента не должны превышать 156 тыс. долларов в год.

Официальная резиденция премьер-министра Армении

Резиденция премьер-министра находится на площади Республики. Автор — академик архитектуры, народный архитектор Арм. ССР Александр Таманян (1878-1936 гг.).

Вначале была спроектирована (1926-1928 гг.) и построена северо-западная часть современной постройки, в качестве отдельного здания Народного комиссариата по земельным вопросам, строительство которого было завершено в 1929 году.

В 1932-1936 гг. для строительства на том же месте был спроектирован занимающий территорию целого квартала комплекс Дома правительства, в который должно было гармонично вписаться и здание Народного комиссариата по земельным вопросам. Согласно этому проекту, в центральной части здания, имеющего форму неправильного пятиугольника, во внутреннем дворе, предполагалось строительство более высокого корпуса цилиндрической формы, который выполнял бы роль фойе, соединяющего отдельные части комплекса. В градостроительном плане он вместе с Народным домом (зданием Оперного театра) должен был стать стержневым доминантом проектируемого Северного проспекта. Однако в 1941 году строительство было приостановлено и проекты центральной и восточной частей комплекса не были осуществлены.

Строительство Дома правительства в 1952 году завершил сын автора — архитектор Геворг Таманян со своим новым проектом — уже без возвышающегося центрального корпуса, с добавленным в восточной части большим залом заседаний.

Дом правительства является первым зданием, построенным на центральной овальной площади, предусмотренной генеральным планом Александра Таманяна в 1924 году, тем самым став ориентиром, определившим собой высоту, горизонтальные ответвления, масштаб, ритм и стилистические особенности зданий, построенных здесь в дальнейшем.

Замысел проекта здания в практическом плане прост: по двум сторонам основных центральных коридоров — удобно расположенные кабинеты, гармонично скомпонованные с большим и малым залами заседаний, фойе и лестничными клетками. Фасады выполнены по-разному, в соответствии со своей градостроительной ролью и окружающей застройкой. Расположенный по касательной к площади главный фасад выполнен в ритме пяти арок, опирающихся на монументальные колонны, над которыми поясом простирается открытый балкон. На северной стороне он примыкает к башне, увенчанной прямоугольной ротондой. На улицах, примыкающих к площади, фасады оформлены проще и сдержанней, однако это различие не предполагает противопоставления. Благодаря постепенным и плавным угловым переходам все здание воспринимается как единый и гармоничный архитектурный замысел. В декоративных разработках автор творчески использовал элементы средневековой армянской архитектуры (Текор, Двин) и монументальной скульптуры.

Здание построено из розового фельзитового туфа, на базальтовом основании.

За здание Дома правительства Александру Таманяну в 1942 году была присуждена Государственная премия СССР, которой в 1970 году были удостоены и авторы комплекса зданий на площади Республики.

Конституционные особенности власти и формы правления

Парламент Армении постоянно борется за ослабление власти президента страны

Так как становление армянской республики проходило во время военной агрессии Азербайджана, конституционные основы государственного строя были разработаны с большим опозданием. Первая Конституция независимой Армении была принята только в 1995 году. Именно в ней страна была официально провозглашена независимым и демократичным государством. Особенность системы правления заключается в следующем:

  • В Армении президентская форма правления;
  • Статус президента ограничен Национальным собранием Армении.

До недавнего времени в стране действовала Конституция 2005 года, в которой были чётко определены права и обязанности президента:

  • Он является главой государства;
  • Глава страны должен подписывать все законы, принятые Национальным собранием в срок до 21 дня. Если законы не устраивают главу республики, то они должны быть возвращены назад с резолюциями или поправками;
  • Президент имеет право распустить парламент, если тот 2 раза подряд в течение двух месяцев не будет одобрять правительственную программу;
  • Также глава республики может распустить Национальное собрание, но это может быть сделано только по предложению премьер-министра или Председателя Национального собрания (в строго определённых случаях);
  • Распоряжения президента по назначению Генерального прокурора, председателя Центробанка и прочих ключевых должностей имеют преимущества по сравнению с распоряжениями других ветвей власти в республике.

В 2020 году в Армении произошла конституционная реформа, согласно которой страна должна была превратиться в парламентскую республику. Переход к подобному типу власти в стране должен был произойти не сразу, а только в 2020-2018 годах. В соответствии с новой реформой полномочия президента изменяются:

  • Теперь он должен избираться на 7 лет;
  • Выборы будут не прямыми, так как глава государства будет избираться депутатами парламента и некоторыми избранными представителями власти;
  • Верховным главнокомандующим теперь является премьер-министр.

Оппозиция увидела в конституционной реформе попытку президента Сержа Саргсяна сохранить власть в своих руках, но выборы 2020 года показали, что главой республики стал не он.

Примечания

  1. Оригинальный текст (рус.)

    Известно, что освобожденные от господства сельджуков области, а также отдельные поселения братья Закаряны жаловали своим военачальникам и государственным чиновникам: фактически происходил процесс перераспределения феодальных владений. В подобных случаях недвижимое имущество предоставлялось либо с правом на собственность, либо на временное пользование.В боях за освобождение Сюникского края особенно отличились Прошяны, Орбеляны, Ахтамаряны, Махеваняны и представители других княжеских родов. За свои заслуги они получили значительные владения, в частности, в Вайоц дзоре, Гехаркуни и других областях Армении.Атабек Иванэ поручил правление Сюникской областью Липариту Орбеляну и Васаку Хахбакяну—отцу известного полководца Проша.

  2. Оригинальный текст (рус.)

    Липарит Орбелян погиб в сражении против Джалал-эд-дина у крепости Боротан. Во главе княжества Орбелянов стал старший сын его Эликум, который был женат на дочери Григора Марцпаняна (из рода Мамиконянов) и имел сына по имени Буртел. В период монгольского нашествия, особенно во второй половине XIII столетия, в противовес Прошянам, стремительно возросли политическая роль и авторитет фамилии Орбелянов, когда великим князем Сюника был провозглашен средний сын Липарита—Смбат Орбелян.

Армения в составе России

Русско-турецкие войны не смогли освободить всю Армению от власти Османской империи

С 1801 года Армения получила шанс сбросить с себя иранское иго. В этом году Восточная Грузия была присоединена к Российской империи, после чего постепенно началось освобождение северных земель Армении от владычества Персии. Война длилась до 1814 года, а потом возобновилась в 1826-1828 годах. По итогам войны Россия добилась следующих успехов:

  • Восточная Армения стала частью Российской империи;
  • Нахичеванское и Эриванское ханства превратились в Армянскую область;
  • Около 40 тыс. армян получили возможность переселиться из Ирана в закавказский регион.

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов армия России смогла занять турецкие города, но после окончания войны она их вернула Османской империи. Для Армении в результате этой военной кампании удалось добиться некоторых преимуществ: более 90 тыс. армян, которых насильно переселили в Турцию, смогли вернуться в Восточную Армению. В то же время Западная Армения осталась у Османской империи. Присоединение к Российской империи благоприятным образом сказалось на развитии экономики Армении:

  • Были проведены реформы в административной, судебной и аграрной сферах;
  • Все местные феодалы стали русским дворянским сословием;
  • Были построены больницы и школы;
  • Начала возрождаться армянская культура;
  • Появилась интеллигенция как класс.

https://youtube.com/watch?v=tXEoqU5uxJA

В конце XIX века на территориях Армении, которые вошли в состав Российской империи, начал усиленно развиваться капитализм, и страна перестала быть феодальной. В 1878 году между Турцией и Россией был заключён Сан-Стефанский мирный договор, согласно которому Российской империи отошли следующие районы:

  • Ардаган;
  • Карса;
  • Баязет;
  • Алашкертская долина.

Власти Турции были недовольны своими армянскими подданными и несколько раз пытались истребить весь народ:

  • Первая массовая резня армян прошла в 1894-1896 годах. В результате погибло более 300 тыс. человек;
  • Перед началом Первой мировой войны в Западной Армении вспыхнуло народно-освободительное движение. Вследствие этого султанское правительство издало распоряжение уничтожить всё армянское население на своей территории.

Только за 1915-1916 годы в Турции было убито не менее 1 млн. армян, а более 600 тыс. человек были угнаны в Месопотамские пустыни.

Политические партии

Основная статья: Политические партии Армении

К наиболее значимым политическим партиям Армении относятся:

Партия Представленность в

парламенте 6-ого созыва (2017-2018)

Представленность в

парламенте 7-ого созыва (2019-)

Участие в формировании правительства
Республиканская партия Армении да нет правящая до мая 2018 года
Процветающая Армения да да участвовала в правительстве совместно с РПА в различных периодах,

участвовала в правительстве Пашиняна с мая по 3 октября 2018 года

Армянская революционная федерация Дашнакцутюн да нет участвовала в правительстве совместно с РПА в различных периодах,

участвовала в правительстве Пашиняна с мая по 3 октября 2018 года

Гражданский Договор да (блок Елк) да (блок «Мой шаг») правящая с мая 2018 года
Светлая Армения да (блок Елк) да участвовала в правительстве Пашиняна с мая по декабрь 2018 года
«Республика» да (блок Елк) нет участвовала в правительстве Пашиняна с мая по декабрь 2018 года
«Страна законности» (Оринац Еркир) нет нет участвовала в правительстве РПА в 2008-2014 гг.
Наследие нет нет не участвовала в правительстве

Первая Армянская Республика и Армения в составе СССР

Только образование независимой республики спасло армянский народ от турецкого геноцида

Революция 1917 года поставила армянский народ в безвыходное положение. Ещё недавно они были под надёжной защитой Российской империи, а в 1918 году большевики заключили Брест-Литовский договор, согласно которому Турции были возвращены все земли, отвоёванные Российской империей. Местные жители оказались под угрозой уничтожения. Была предпринята попытка объединиться с Грузией и Азербайджаном. Этот союз не спас положение, так как Грузия быстро договорилась с Германией о защите, а Азербайджан мог не опасаться агрессии Турции, поскольку являлся мусульманской страной.

В 1920 году была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика. С 1936 года Армения стала входить в СССР в качестве союзной республики. Хотя многие считают, что в составе Советского Союза республика потеряла свою независимость, никто не будет отрицать, что СССР смогло развить экономику региона быстрыми темпами:

  • Были возведены новые заводы и фабрики;
  • Построено множество больниц и госпиталей;
  • По всей территории страны строились образовательные учреждения;
  • Возводились культурные объекты.

Армению коснулась и всеобщая коллективизация сельского хозяйства, и репрессии, которые проводились в период правления Сталина.

В 1988 году в СССР на территориях Азербайджана начались массовые армянские погромы. Местные власти никак не реагировали на это, а советские войска, которые были введены на территорию Азербайджана, не смогли нормализовать ситуацию.

Институт президентства в Армении

Пост президента был впервые учрежден в Армении 1 августа 1991 года, на основании закона, принятого Верховным Советом республики.

В 1995 году должность президента была закреплена в одобренной на всенародном референдуме Конституции Армении.

Полномочия и порядок выборов Президента определены в главе 3 Конституции. Президент является главой государства, обеспечивает соблюдение Конституции, функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Согласно Основному закону Республики Армения, Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны (ст.49). Конституция Республики Армения предусматривает возможность обжалования результатов выборов президента в Конституционном суде страны (ст.51). После избрания Президент приносит присягу на специальном заседании Национального Собрания (ст.54).

В 2005 году в Конституцию Армении был внесен ряд изменений, предполагающих ограничение полномочий президента, но сам институт в рамках реформы сохранился.

Согласно нормам Конституции, Президент Республики Армения, обращается с посланием к народу и Национальному Собранию, обладает правом подписать законодательный акт, или вернуть его на доработку в Национальное Собрание, распускать Национальное Собрание в порядке, предусмотренном ст.74.1. Конституции, и назначать внеочередные выборы, имеет право назначать премьер-министра, и назначать или освобождать членов правительства, по представлению премьер-министра. В функции президента входит также принятие отставки правительства, в порядке определенном Конституцией, и назначения на государственные должности, в случаях определенных законодательством страны. Президент формирует Совет национальной безопасности и др. консультативные органы.

Президент представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные грамоты. Согласно Конституции Армении, Президент представляет парламенту кандидатуры на должности Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. Президент назначает четырех членов Koнституционного Суда, а также судей, в случаях, определенных законом. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, в случае необходимости объявляет военное положение, общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил. Президент вправе объявить чрезвычайное положение, он также разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства страны, политического убежища, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и другие классные чины, осуществляет помилование осужденных (ст.55). Конституция Армении предусматривает возможность отстранения президента от должности (ст.57), а также возможность досрочного прекращения его полномочий.

XII век

Сюникское царство,с 1064 вассалы Селджукидов Шеддадиды Ани,династия курдского происхождения, вассалы Селджукидов Шах-Армениды,династия курдского происхождения Салтукиды
Григор II Сенекеримян — 1094—1166

Гасан Геракареци (Хаченци) — 1166—1170

Манучихр ибн Шавур I — 1072—1118

Абу-л-Асвар Шавур II — 1118—1124

Период 1124—1125 — грузинская оккупация.

Фадл IV (Фазлун IV) ибн Шавур II — 1125—?
Махмуд — ?—1131
Хушчихр — 1131—?
Шаддад — ?—1155
Фадл V (Фазлун V) — 1155—1161

Период 1161—1164— грузинская оккупация.

Шахиншах — 1164—1174

Сукман I ал-Кутби —1100—1112

Ибрахим Захир ад-дин— 1112—1127
Ахмад —1127—1128
Сукман II Насир ад-дин —1128—1185
Бег-Тимур Саиф ад-дин —1185—1193
Бадр ад-дин Ак-Сонкор —1193—1198

Али ибн Абу-л-Касим —1103—1123

Салтук Изз ад-дин —1123—1168
Мухаммад Насир ад-дин —1168—1189
Малик-шах аз-Музаффар —1189—1197
Абу Мансур Ала ад-дин —1197—1201

Независимость Армении после распада СССР

Становление независимого государства было омрачено постоянными стычками с Азербайджаном

23 сентября 1991 года была провозглашена независимость Армении. 25 сентября Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости. В этом же году был избран первый президент страны – Левон Тер-Петросян. Он смог продержаться на своём посту два срока подряд, до 1998 года. В 1991 году новую независимую республику признали Соединённые Штаты Америки, а в 1992 году Армению приняли в ООН.

Независимой стране сразу же пришлось столкнуться с трудностями: резко ухудшились отношения с Азербайджаном, который начал блокаду страны. При этом были продолжены боевые действия в Нагорном Карабахе. В годы правления президента Тер-Петросяна была принята Конституция Армении. В 1996 году глава государства был переизбран, набрав 51,75% голосов. В 1998 году Тер-Петросян подал в отставку, так как не смог найти общего языка с правительством:

  • Премьер-министром Робертом Кочяряном;
  • Министром внутренних дел Сержем Саргсяном;
  • Министром обороны Вазгеном Саргсяном.

В 1998 году президентом страны стал Роберт Кочярян, который до этого был главой самопровозглашённой республики Нагорный Карабах, а в 1997 году – премьер-министром. Именно он при помощи военных вынудил Тер-Петросяна покинуть свой пост. Хотя главой республики мог временно стать председатель армянского парламента Арарктсян, но он добровольно отказался от этого в пользу Кочяряна. В 1999 году армянский парламент был захвачен вооружённой группой, которая расстреляла премьер-министра и ещё 6 ведущих политиков страны. Оппозиция сразу же обвинила главу государства в том, что эта акция была им спланирована. При этом Кочярян участвовал в переговорах с террористами, уговорив их сдаться.

https://youtube.com/watch?v=H09SLiwSp4Y

В 2003 году произошли очередные президентские выборы, в ходе которых Роберт Кочярян был избран на второй срок. Инаугурация главы республики прошла под многочисленные протесты оппозиции, которая заявляла, что результаты выборов были сфальсифицированы. Международные наблюдатели, которые присутствовали при выборах, также отметили многочисленные нарушения в ходе голосования. В этом же году был проведён референдум, где отвергли все поправки к Конституции, меняющие полномочия и обязанности президента.

В 2004 году по всей Армении прошли многотысячные демонстрации против действующего президента, так как его власть была слишком сильной. Демонстрации были жёстко разогнаны, причём, как отмечали репортеры, власть не стеснялась применять силу и спецсредства. Через год прошёл очередной референдум, на котором были приняты новые поправки к Конституции. Они должны были ограничить власть президента и увеличить роль парламента в управлении страной. Несмотря на это, Кочярян был президентом до 2008 года, постоянно превышая свои полномочия.

В 2008 году в стране прошли очередные выборы. В них победил Серж Саргсян, который до этого был премьер-министром Армении. Он получил 52,82% голосов избирателей. Традиционно оппозиция не признала результаты выборов и вместе со своим лидером, бывшим главой страны Тер-Петросяном, смогла 1 марта устроить массовые беспорядки. Правительственные силы быстро навели порядок в стране, и в апреле 2008 года Серж Саргсян официально вступил в должность президента

Новый глава республики заявил, что самой важной его задачей является полная консолидация нации

Судебная власть

Правосудие в Республике Армения осуществляется исключительно судами – в соответствии с Конституцией и законами. В Республике Армения действуют Конституционный суд, Кассационный суд, апелляционные суды, суды первой инстанции общей юрисдикции, а также Административный суд. В предусмотренных законом случаях могут формироваться специализированные суды.

Конституционное правосудие осуществляет Конституционный суд, обеспечивая верховенство Конституции. Высшей судебной инстанцией Республики Армения, за исключением сферы конституционного правосудия, является Кассационный суд. Кассационный суд посредством пересмотра в пределах установленных законом полномочий судебных актов обеспечивает единообразное применение законов и иных нормативных правовых актов, а также устраняет фундаментальные нарушения прав и свобод человека.

Независимость судов и судей гарантирует Высший судебный совет, который является независимым государственным органом, состоящим из десяти членов. Пятерых членов Высшего судебного совета избирает Общее собрание судей, еще пятерых – Национальное Собрание.

Прокуратура Республики Армения является единой системой, которую возглавляет Генеральный прокурор. Прокуратура действует в пределах полномочий, предоставленных ей конституцией, на основе закона.

Роль в политическом кризисе 2018 года

В декабре 2015 года по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, срок полномочий которого истекал в 2018 году, в стране началась конституционная реформа по переходу республики к парламентской форме правления (поправки в основной закон вступили в силу 9 апреля 2018 года).

Прямые выборы главы государства были отменены, президент получил ограниченные полномочия, высшим органом исполнительной власти стало правительство во главе с премьер-министром. Оппозиция, в том числ Пашинян, еще на стадии обсуждения поправок к конституции выступала против изменений госустройства страны, утверждая, что таким образом правящая Республиканская партия Армении во главе с Саргсяном рассчитывает продлить свое пребывание у власти.

31 марта 2018 года Пашинян объявил о начале акции «Мой шаг» в знак протеста против возможного утверждения Саргсяна премьером республики. Вместе со своими сторонниками он совершил пешее двухнедельное шествие по городам Армении (Гюмри, Ванадзор, Спитак, Дилижан и др.). 13 апреля 2018 года в центре Еревана оппозиция начала бессрочный митинг протеста. Несмотря на это, 17 апреля 2018 года парламент избрал Саргсяна премьером страны, после чего Пашинян объявил о начале «бархатной революции».

В итоге Саргсян согласился выполнить требования митингующих и 23 апреля подал в отставку с поста премьера. Однако оппозиция выдвинула новые требования: избрание главой правительства «кандидата от народа» — Пашиняна, формирование временного правительства, проведение досрочных парламентских выборов. 30 апреля 2018 года фракция «Елк» выдвинула своего лидера на пост главы правительства Армении.

Сам Пашинян в ходе пресс-конференции заявил, что парламент обязан «выполнить волю народа» и избрать его премьер-министром. По словам лидера «Елк», в случае прихода к власти оппозиция не собирается делать «никаких резких геополитических реверсов и движений» и у нее нет «ни капли антироссийских настроений». По словам Пашиняна, Россия является стратегическим союзником Армении. Лидер «Елк» пообещал, что республика сохранит членство в ЕАЭС и ОДКБ в случае его избрания премьером.

30 апреля фракция «Елк» официально выдвинула Пашиняна на пост главы правительства. О готовности поддержать кандидата от оппозиции заявили также фракции «Царукян» и «Дашнакцутюн». Однако 1 мая депутаты парламента отклонили его кандидатуру (за — 45, против — 56). 3 мая Пашинян вновь был официально выдвинут кандидатом на пост премьер-министра Армении голосами более трети от общего числа депутатов Национального собрания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector