Пятая республика

«Перебрали» с демократией

Четвёртая Французская Республика благополучно просуществовала до 1958 года, когда произошло событие, показавшее, что чрезмерно либеральная власть хороша до поры до времени.

Что же случилось? Надо сказать, что Франция, демократичная изнутри, тем не менее оставалась колониальной державой аж до самого 1980 года. В 1958 же году в одной из её колоний – Алжире — вспыхнуло восстание. Событие в общем-то рядовое, но нерядовыми были последствия – войска, посланные на усмирение восстания, отказались подчиняться правительству и, напротив, сами попытались выдвигать условия и требования к власти.

Основателем новой конституции стал человек, которому удалось подавить назревающий в стране кризис и навести в стране порядок – любимый многими французами политический гигант Шарль Де Голль. Вот почему Франция — Пятая Республика. Особенности новой конституции — усиление роли президента с сохранением решающего слова парламента и приоритетом основополагающих демократических свобод.

Примеры в истории

Вот самый близкий пример. В начале первого тысячелетия от Рождества Христова древний Рим стал пристанищем и оплотом первых христиан. Затем, разгромленный толпами варваров, потерял этот статус, и неофициальной столицей христианского мира стал Константинополь. А в XV веке и этот «город городов», или Второй Рим, пал, став частью Османской империи и опорой уже полумесяца, а не креста.

А в это время у нас отец Иоанна IV, прозванного потомками «Грозным», Василий III, остро нуждался в дополнительном факторе объединения страны и народа – Русь после падения монголо-татарского ига превращалась из удельно-феодального государства в единодержавную мощную страну. Воспользовавшись сложившейся ситуацией (была подписана Уния, объединившая восточную и западную христианские церкви), Василий III возложил на столицу звание Третьего Рима.

Попытаемся ответить на вопрос, почему Франция называется Пятой республикой. История этой страны неразрывно связана с этим словом «республика», и события во Франции во многом определили ход событий на Европейском континенте.

В сущности, ответ на вопрос, почему Францию называют Пятой республикой достаточно прост – страна имела пять редакций конституции. И так сложилось, что по номеру редакции главного документа страны принято «нумеровать» и республику.

История Пятой республики

Зарождение

Отправной точкой учреждения Пятой республики стал алжирский кризис, с которым республика на протяжении четырёх лет не могла справиться. События 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, подавляющая алжирское национальное восстание, вышла из повиновения гражданским властям и, более того, начала открыто диктовать им свои условия (фр. Coup d’état du 13 mai 1958) привели к возникновению нового политического режима во Франции.

На этот вызов Франции и Республике, когда армия посягнула на священный французский принцип беспрекословного подчинения армии государству — законная власть не смогла дать решительный ответ, и саморазрушающейся постоянными правительственными кризисами Четвёртой республике был нанесён последний удар, заставивший произвести радикальную перестройку организации и функционирования органов государственной власти в целом. Основанная конституцией 1946 года, Четвёртая республика практически сохранила в неприкосновенности дискредитированную за годы Третьей республики систему «парламентского абсолютизма»: бессильный глава государства, всесильный парламент и целиком зависящее от его воли правительство.

При этом Четвёртая республика стала «достойной наследницей» своей предшественницы: за 12 отведённых ей историей лет сменилось 22 состава Совета министров, находившихся у власти в среднем 6 месяцев, и 12 премьер-министров, — государственная власть работала в режиме «от кризиса к кризису».

Весной 1958 года, на пороге гражданской войны из-за военных действий французской армии в Алжире (с 1954 г.), когда военное руководство в Алжире — опасаясь, что центральное правительство откажется от «французского Алжира» и передаст власть повстанцам — разработало и уже готовилось осуществить военный переворот в Париже, компромиссной фигурой оказался генерал де Голль, руководитель французского Сопротивления в годы Второй мировой войны и бывший глава Временного правительства.

Получив, в полном соответствии с конституцией 1946 года, власть из рук Национального собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

  • предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;
  • управление страной в течение шести месяцев декретами правительства и, соответственно, роспуск парламента на каникулы на этот же срок;
  • и, наконец, главное: делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую Конституцию.

Все эти условия были выполнены.

Развитие

Инициатором конституционной реформы был пришедший в мае 1958 года на волне алжирского кризиса к власти Шарль де Голль, который 21 декабря 1958 года был избран первым президентом Пятой республики. 19 декабря 1965 года Шарль де Голль был переизбран на второй срок, но 28 апреля 1969 года ушёл в отставку (после Майских событий 1968). Президентом республики был избран его близкий сподвижник Жорж Помпиду, скончавшийся 2 апреля 1974 года. После смерти Помпиду на выборах победил центрист Валери Жискар д’Эстен, пробывший у власти один полный срок (до ), когда уступил социалисту Франсуа Миттерану. Миттеран (переизбранный в на второй срок) находился у власти 14 лет, дольше, чем какой-либо другой президент Франции; в 1986—1988 и 1993—1995 при нём действовали правые кабинеты министров (политика «сожительства»). В 1995 году (когда Миттеран уже не баллотировался в президенты) социалисты потерпели поражение, и к власти пришёл мэр Парижа, премьер в 1974—1977 и 1986—1988, голлист Жак Ширак. В 1997—2002, в свою очередь, премьером при Шираке был левый Лионель Жоспен.

Выборы 2002 года стали сенсацией: все кандидаты набрали менее 20 % голосов, а во второй тур вместе с Шираком вышел ультраправый националист Жан-Мари Ле Пен, набравший чуть менее 17 % голосов. Все политические силы, включая оппонентов Ширака, объединилось в коалицию против Ле Пена, и в итоге во втором туре Ширак одержал решительную победу, набрав более 80 % голосов. Весь второй срок Ширака (2002—2007) правительства формировали правые, популярность которых снижалась после ряда социально-экономических решений.

Выборы 2007 года, протекавшие при большом накале общественной борьбы и высокой явке избирателей, принесли во втором туре победу лидеру правой партии «Союз за народное движение» (преемницы голлистских партий), министру внутренних дел в — Николя Саркози.

6 мая 2012 года в результате второго тура президентских выборов 24-м президентом Франции был избран Франсуа Олланд.

7 мая 2017 года в результате второго тура президентских выборов 25-м президентом Франции был избран Эммануэль Макрон.

Литература

  • Benoît, Yvert. Premiers ministres et présidents du Conseil: histoire et dictionnaire raisonné des chefs du gouvernement en France (1815—2007). — Paris: Perrin, 2007. — 928 с. — ISBN 978-2-262-02687-5. (фр.)
  • Berstein, Serge. Chef de l’État: L’histoire vivante des 22 présidents à l’épreuve du pouvoir. — Paris: Armand Colin, 2002. — 272 с. — ISBN 978-2-200-35620-0. (фр.)
  • Candars, Gilles. Histoire politique de la IIIe République. — Paris: La Découverte, 1999. — 122 с. — ISBN 978-2-707-13119-5. (фр.)
  • Hémeret, Georges-Léonard; Hémeret, Janine. Histoire des présidents. — Paris: Éditions de Lodi, 2002. — 254 с. — ISBN 978-2-843-08346-4). (фр.)
  • Nohlen, Dieter; Stöver, Philip. Elections in Europe: A data handbook. — Baden-Baden: Nomos, 2010. — 2070 с. — ISBN 978-3-832-95609-7. (англ.)
  • Taliano-des-Garets, Françoise. Histoire politique de la France IIIe, IVe, Ve Républiques (1870—2010). — Paris: Ellipses, 2012. — 202 с. — (Optimum). — ISBN 978-2-729-87139-0. (фр.)
  • Valode, Philippe. Les 24 présidents de la République française. — Paris: L’Archipel, 2012. — 256 с. — ISBN 978-2-809-80821-6. (фр.)

Все президенты Франции времен Третьей республики

Начиная анализ деятельности всех последующих президентов французского государства, следует отметить, что объем их функций и полномочий теперь жестко регулировался в Конституции страны. Каждая из последующих редакций Основного Закона определяла взаимоотношения президентской ветви власти с правительством. Отдельного внимания заслуживает и способ избрания президента страны, практикуемый во Франции в течение последующего периода истории.

Заседание Национального собрания Франции

Третьим президентом Третьей республики стал генерал Патрис де Мак-Магон, носивший графский титул. Годы правления Патриса де Мак-Магон 1873 — 1879. Это при нем во Франции в 1875 году были приняты новые Конституционные законы, которые определяли статус президента Франции, устанавливали способ избрания главы государства и определяли продолжительность президентского срока в 7 лет. Впервые на законодательном уровне было зафиксировано право главы государства быть переизбранным на второй срок. Третий президент Франции запомнился в истории своим ярым монархизмом. Во время своего пребывания у власти Мак-Магон старался свернуть все революционные завоевания, устроив период политической реакции. Только благодаря прочной позиции демократических сил в Национальном собрании Франции, в стране удалось сохранить республиканскую форму правления и демократический строй. Под давлением политических оппонентов Мак-Магон в январе 1879 года досрочно оставил свой пост.

Президент Мак-Магон

В период с 1879 года по 1940 на посту президента Франции побывало 19 персон, среди которых пятеро временно находились на высшем посту. Список президентов для этой эпохи Третьей республики выглядит следующим образом:

  • президент Франсуа-Поль-Жюль Греви, занимавший пост дважды — в 1879-1986 гг. и в 1886-87 годы;
  • Мари-Франсуа-Сади Карно, занимавший высокий пост президента страны в 1837—1894;
  • Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье, июнь 1894 — январь 1895;
  • Феликс-Франсуа Фор, годы правления с 1895 по 1899 год;
  • Эмиль-Франсуа Лубе, годы правления 1899—1906;
  • Клеман-Арман Фальер, занимавший пост президента страны 7 лет — с 1906 года по 1913;
  • Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре, годы правления 1913-1920;
  • Поль-Эжен-Луи Дешанель, занимавший пост президента Франции в течение 8 месяцев 1920 года;
  • Этьен-Александр Мильеран, получивший пост главы государства в 1920 году и занимавший его в течение 1920-1924 гг.;
  • Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг, годы правления 1924-1931;
  • Жозеф-Атаназ-Поль Думер, занимавший пост главы государства в течение 11 месяцев, с июня 1931 года по май 1932 года;
  • Альбер-Франсуа Лебрен занимавший пост президента страны в 1932 – 1940 годах.

Президент Франсуа-Поль-Жюль Греви

Президент Пуанкаре

Судя по перечню, не все французские президенты занимали высокий пост в течение семи лет, отведенных Конституцией. Во французской политике довольно частым явлением считается добровольная отставка политиков самого высокого ранга, и президенты не являются в данном случае исключением. Этим объясняется количество временно исполняющих обязанности президента, которых был пятеро. Как правило, такая персона назначалась на переходный период до следующих выборов президента. Временно исполняющие обязанности президента были в январе 1879 года, в декабре 1887 года, в 1893, в 1895 и в 1899 году. В XX веке и.о. президента Франции были всего две персоны: Франсуа-Марсаль, Фредерик, исполнявший обязанности президента в 1924 году, и Андре-Пьер-Габриель-Амеде Тардьё, занимавший высокий пост в 1932 году.

Два президента

Из перечисленных персон Третья республика может по праву гордится многими. Так при президенте Раймоне-Николя-Ландри Пуанкаре Франция вступила в Первую мировую войну и вышла из этой колоссальной бойни в числе стран-победительниц. В течение первой трети XX века французские президенты довольно активно принимали участие во многих аспектах мировой политики, высоко подняв политический престиж Франции. Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война вскоре положила конец Третьей республике. После разгрома Франции немецко-фашистскими войсками и подписанной 11 июля 1940 года капитуляцией президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранен от власти. Третья республика де-факто прекратила свое существование, уступив место политическому режиму Виши, который возглавлял маршал Анри-Филипп Петен.

Петен и Лебрен

Первые правители Франкского королевства

Основателем первого государства на просторах бывшей Галлии является король Хлодвиг, который возглавлял франков во время их прихода в Западную Европу. Хлодвиг был представителем династии Меровингов, которую основал легендарный Меровей. Его считают мифической личностью, поскольку 100%-ных подтверждений его существования не находят. Хлодвига считают внуком Меровея, и он был достойным продолжателем традиций своего легендарного деда. Хлодвиг возглавил Франкское королевство с 481 г., уже к этому времен прославился многочисленными военными походами. Хлодвиг принял христианство, его крестили в Реймсе, что случилось в 496 г. Этот город стал центром крещения остальных королей Франции.

Женой Хлодвига была королева Клотильда, которая вместе с мужем почитала святую Женевьеву. Она была покровительницей столицы Франции – города Парижа. В честь Хлодвига называли следующих правителей государства, только во французском варианте это имя звучит как «Людовик» или Ludovicus.

Хлодвиг Первый разделил страну между четырьмя своими сыновьями, которые особых следов в истории Франции не оставили. После Хлодвига династия Меровингов стала постепенно угасать, поскольку правители практически не выходили из дворца. Поэтому пребывание у власти потомков первого франкского правителя называют в историографии периодом ленивых королей.

Последний из Меровингов Хильдерик Третий стал последним королем своей династии на франкском престоле. Его сменил Пипин Короткий, прозванный так за свой небольшой рост.

Развитие

Президент был первоначально избран коллегией выборщиков, но в 1962 де Голль предложил, чтобы президент был непосредственно избран гражданами и провел референдум по изменению. Хотя метод и намерение де Голля на том референдуме оспаривались большинством политических групп за исключением голлистов, изменение было одобрено французским электоратом. Конституционный Совет отказался управлять на конституционности референдума.

Президент теперь избирается каждые пять лет, изменяется от семь конституционным референдумом в 2000, чтобы уменьшить вероятность сожительства из-за прежних различий в длине условий для Национального собрания и Президентства. Президент избран в системе с двумя раундами: первый раунд открыт для всех кандидатов и установит президента, если какой-либо кандидат получает абсолютное большинство; если нет никакого победителя в первом раунде, эти два кандидата с самым большим числом голосов идут во второй раунд.

Два существенных изменения произошли в 1970-х относительно конституционных сдержек и противовесов. Традиционно, Франция работала согласно парламентскому превосходству: никакая власть не была уполномочена, чтобы управлять на том, уважали ли уставы, принятые Парламентом, конституционные права граждан. В 1971 Конституционный Совет, утверждая, что преамбула конституции сослалась на права, определенные в Декларации 1789 года Прав Человека и Гражданина и преамбулы конституции 1946 года, пришел к заключению, что уставы должны соблюсти эти права и объявленный частично неконституционным устав, потому что это нарушило свободу объединений. Однако только президент республики, премьер-министр и президент каждого дома Парламента могли попросить конституционный обзор, прежде чем устав был утвержден, который значительно уменьшил вероятность такого обзора, если все эти государственные служащие, оказалось, были с той же самой стороны политики, которая имела место в то время. В 1974, поправка к конституции расширила эту прерогативу до 60 членов Национального собрания или 60 членов Сената. С той даты оппозиция была в состоянии исследовать спорные новые уставы на конституционность.

Свержение монархии и провозглашение республики

26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В этом документе были реализованы идеи всеобщего равенства, изложенные некогда французскими просветителями. Впоследствии, принятие Декларации прав человека и гражданина способствовало распространению идей всеобщего равенства и свободы по всему миру.

Декларация провозгласила:

  • отмену всех сословных привилегий;
  • верховенство права (подчиненность всего общества, включая представителей власти, закону);
  • свободу слова, печати, участия в управлении делами государства;
  • признание за каждым человеком права на жизнь, свободу и равенство перед законом.

Учредительное собрание отправило Декларацию на подпись королю, но Людовик XVI отказался подписывать этот документ. В страхе перед народным недовольством король отправляется из Парижа в Версаль.

6 октября 1789 года парижане организуют поход на Версаль, с целью вернуть удалившегося от дел короля. Людовик XVI вынужден был подписать Декларацию прав человека и гражданина и вернуться в Париж.

Несмотря на то, что формально король все еще оставался главой государства, реальная власть сосредоточилась в руках Учредительного собрания. Один за другим, собрание издает законы:

  • о конфискации церковных земель;
  • об отмене деления общества на сословия;
  • об отмене дворянских титулов;
  • о единовременном выкупе крестьянами всех повинностей и платежей (один раз расплатившись, крестьяне на всю жизнь освобождались от обременительных повинностей и поборов).

С 1790 года роялисты стали готовить побег Людовика XVI из страны. За границей его ждали сбежавшие французские дворяне, готовые поддержать монарха в борьбе с Учредительным собранием.

Запоминаем новые слова!

Роялисты — сторонники короля, выступавшие за восстановление абсолютной монархии.

20 июня 1791 года король предпринимает попытку бежать, однако его задерживают недалеко от границы. Бегство короля французский народ воспринимает как предательство, Учредительное собрание обвиняет его в государственной измене.Через год над королем был совершен суд, на котором его признали виновным.

21 сентября 1792 года во Франции была учреждена республика.

21 января 1793 года Людовика XVI казнили. Казнь Людовика XVI означала полное уничтожение монархии, началась новая эпоха в истории французского народа.

В создании и крушении Третьей республики виновата Германия

История Третьей республики длится от свержения последнего французского монарха в 1870 году до оккупации в 1940 году Франции гитлеровскими войсками. Предпосылки изменения конституционного строя были стандартны – оторванность власти от реального положения дел в стране.

Дни правления последнего императора Франции были сочтены после позорного окончания франко-немецкой войны 1870 года, когда Наполеон III умудрился сдаться в плен прусским командирам вместе со всем своим войском. Как только известие пришло в Париж, практически в одну ночь было принято решение об упразднении королевской власти и учреждении Третьей Республики.

Итак, с монархией во Франции было покончено, но тогда всё же почему Франция − 5ая Республика, а не Третья?

Каролинги и Капетинги

Пипин пришел к власти в середине 8-го века и основал новую династию во Франции. Называлась она Каролингская, но не от имени Пипина Короткого, а его сына – Карла Великого. Пипин вошел в историю как умелый управленец, который до коронации был майордомом Хильдерика Третьего. Пипин фактически управлял жизнью королевства, определял направления внешней и внутренней политики королевства. Прославился Пипин и как умелый воин, стратег, гениальный и хитрый политик, который в течение 17-летнего правления пользовался постоянной поддержкой католической церкви и папы римского. Такое сотрудничество правящего дома франков закончилось тем, что глава Римско-католической церкви запретил французам выбирать представителей других династий на королевский престол. Так он поддержал Каролингскую династию и королевство.

Расцвет Франции начался при сыне Пипина – Карле, который большую часть жизни провел в военных походах. В результате этого территория государства увеличилась в несколько раз. В 800 г. Карл Великий стал императором. В новую должность его возвел папа римский, который надел корону на голову Карла, реформы и умелое руководство которого вывели Францию в топ ведущих средневековых государств. При Карле были заложены централизации королевства, определен принцип престолонаследия. Следующим королем стал Людовик Первый Благочестивый – сын Карла Великого, успешно продолжавший политику своего великого отца.

Представители династии Каролингов не сумели удержать централизованное единое государство, поэтому в 11 в. государство Карла Великого распалась на отдельные части. Последним королем рода Каролингов был Людовик Пятый, когда он умер, то на трон взошел аббат Гуго Капет. Прозвище появилось из-за того, что он все время носил капу, т. е. мантию светского священника, которая подчеркивала его духовный сан после восхождения на трон в качестве короля. Для правления представителей династии Капетингов характерно следующее:

  • Развитие феодальных отношений.
  • Появление новых классов французского общества: сеньоров, феодалов, вассалов, зависимых крестьян. Вассалы находились на службе у сеньоров и феодалов, которые обязаны были защищать своих подданных. Последние платили им не только службой в войске, но и дань в виде продуктовой и денежной ренты.
  • Постоянно происходили религиозные войны, которые совпали с периодом Крестовых походов в Европе, который начался в 1195 г.
  • Капетинги и многие французы были участникам крестовых походов, участвуя в защите и освобождении Гроба Господнего.

Капетинги правили до 1328 г., выведя Францию на новый уровень развития. Но удержаться у власти наследникам Гуго Капета не удалось. Эпоха Средневековья диктовала свои правила, и у власти вскоре оказался более сильный и хитрый политик, которого звали Филипп Шестой из династии Валуа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector