Статья 81 конституции российской федерации

На высших государственных постах

9 августа 1999 года в своем телеобращении президент РФ Борис Ельцин заявил, что принял решение об отставке правительства Сергея Степашина и обратился в Государственную думу РФ с просьбой утвердить на посту председателя правительства РФ Владимира Путина. Ельцин сообщил, что видит его своим преемником и рассчитывает, что Путину удастся «консолидировать общество». В тот же день Владимир Путин был назначен первым заместителем председателя правительства РФ и врио главы кабинета министров.

16 августа 1999 года Владимир Путин был утвержден Госдумой в должности премьер-министра (за него проголосовали 233 депутата из 439, против — 84, воздержались — 17). Назначение главой правительства совпало с вторжением чеченских боевиков в Дагестан, серией террористических актов в российских городах (Буйнакске, Волгодонске, Москве) и началом контртеррористической операции на Северном Кавказе.

С 31 декабря 1999 года по 7 мая 2000 года — и.о. президента России (исполнение обязанностей главы государства на Владимира Путина было возложено Борисом Ельциным, объявившим о своей отставке).

26 марта 2000 год Владимир Путин одержал победу на президентских выборах, набрав 52,94% голосов (второе место занял лидер КПРФ Геннадий Зюганов — 29,21%). Инаугурация нового главы государства состоялась 7 мая 2000 года.

14 марта 2004 года Владимир Путин был избран на второй срок, получив 71,31% голосов. Его основной соперник, кандидат от КПРФ Николай Харитонов, набрал 13,69%. 7 мая 2004 года Владимир Путин вступил в должность сроком на четыре года. В 2008 году президентом страны был избран первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев.

С 8 мая 2008 года по 7 мая 2012 года Владимир Путин занимал должность председателя правительства РФ (за его кандидатуру проголосовали 392 депутата Госдумы РФ из 448, против — 56). Сменил на этом посту Виктора Зубкова.

В 2008-2012 годах — председатель Всероссийской политической партии «Единая Россия» (членом партии не является).

24 сентября 2011 года XII съезд «Единой России» по предложению президента РФ Дмитрия Медведева утвердил Владимира Путина кандидатом на пост главы государства на выборах 2012 года.

4 марта 2012 года Владимир Путин был вновь избран президентом РФ, набрав 63,6% голосов (на втором месте — лидер КПРФ Геннадий Зюганов — 17,18%). Инаугурация состоялась 7 мая 2012 года. Срок полномочий главы государства с 2012 года, в соответствии с поправкой к конституции РФ от 30 декабря 2008 года, был увеличен до шести лет.
С 12 июня 2013 года возглавляет общественное движение Общероссийский народный фронт (ОНФ).

18 марта 2018 года был переизбран на пост президента РФ. Получил 76,69% голосов избирателей. Его ближайший соперник, кандидат от КПРФ Павел Грудинин, набрал 11,77%. 7 мая 2018 года Владимир Путин вступил в должность президента сроком на шесть лет.

Полномочия президента РФ

Для осуществления своих функций президент России обладает широчайшими полномочиями во внутренней и внешней политике.

Правотворческая деятельность

  • Издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории РФ

  • Подписывает федеральные законы

Права личности

  • Присваивает гражданство РФ и предоставляет политическое убежище

  • Обладает правом помилования осужденных

  • Присваивает государственные награды

Федеративное устройство

  • Назначает полномочных представителей в федеральных округах

  • Приостанавливает действие органов исполнительной власти на местах, если они нарушают права и свободы или обязательства РФ

  • Предлагает кандидатов на посты глав регионов, если в данном субъекте глава региона избирается парламентом

Отношения с парламентом

  • Назначает выборы в Госдуму

  • Обладает правом законодательной инициативы

  • Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты

  • Имеет право вето

  • Распускает Госдуму в установленном законом порядке

  • Обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию об основных направлениях внутренней и внешней политики

Отношения с исполнительной властью

  • Назначает с согласия Госдумы председателя правительства

  • Определяет структуру правительства

  • Назначает и освобождает от должности зампредов правительства и федеральных министров

  • Принимает решение об отставке правительства

  • Отменяет постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции и федеральным законам

Отношения с судебной властью

  • Выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда

  • Назначает на должности судей федеральных судов

  • Предлагает Совету Федерации кандидата на пост Генпрокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности

Оборона и безопасность страны

  • Является верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ

  • Назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил

  • В определенном Конституцией порядке может вводить на все территории РФ или в отдельных регионах военное или чрезвычайное положение

Внешняя политика

  • Ведет переговоры и подписывает международные договоры

  • Назначает и отзывает послов и других диппредставителей в зарубежных странах и международных организациях

Президент в системе разделения властей

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти — исполнительной, законодательной или судебной. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

При этом говорить об отдельной президентской власти невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции.

Теснее всего президент связан с исполнительной властью. Его указы считаются подзаконными актами — как и распоряжения правительства. Президент предлагает Госдуме на утверждение кандидатуру главы правительства — главного органа исполнительной власти. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Президенту РФ напрямую подчиняются Министерство обороны, МИД, МВД, МЧС, Служба внешней разведки и ряд других федеральных органов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, давать ему поручения, может отправить правительство в оставку.

При этом в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является — президент или председатель правительства.

Изменения и поправки в законе

Когда же Медведев вступил в эту должность, срок был увеличен и стал равен шести годам, а в Конституцию были внесены соответствующие изменения.

Во время того, как Владимир Владимирович Путин пребывал на посту правителя Российской Федерации второй срок, то есть с 2004 года, он много раз подчеркивал, что увеличение срока правления президента – это правильное и нужное для государства решение. Объяснял свою позицию правитель тем, что 4 года – это недостаточный промежуток времени для реальной и объективной оценки результатов работы, так как многие задачи, в том числе и экономические, и социальные, и политические требуют намного больше времени для появления первых результатов.

В Конституцию были внесены ещё некоторые существенные изменения, например, положения о количестве сроков. Изначальный закон предполагал, что один человек не может находиться на посту более двух сроков вообще, но чуть позднее было введено изменение, которое гласит, что один человек не может занимать должность более двух сроков подряд.

Выборы президента РФ 16 июня — 3 июля 1996 года

16 июня 1996 г. состоялись очередные выборы президента РФ. Число избирателей составляло 108 млн 495 тыс. 23 человека, из них в голосовании приняли участие 69,81%. Первоначально Центризбирком зарегистрировал 11 кандидатов. Однако 13 июня 1996 г. свою кандидатуру в пользу лидера КПРФ Геннадия Зюганова снял председатель Заксобрания Кемеровской области Аман Тулеев. Его фамилия была вычеркнута из уже напечатанных бюллетеней. А бюллетени, в которых избиратели отметили его фамилию при голосовании, считались недействительными. В итоге в выборах приняли участие 10 кандидатов:

— Владимир Брынцалов, депутат Государственной думы, президент фармацевтической компании «Ферейн»;

— Юрий Власов, бывший тяжелоатлет, писатель и общественный деятель;

— Михаил Горбачев, президент «Горбачев-Фонда», бывший генеральный секретарь ЦК КПСС и президент СССР;

— Борис Ельцин, действующий президент РФ;

— Владимир Жириновский, председатель ЛДПР;

— Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ;

— Александр Лебедь, депутат Госдумы;

— Святослав Федоров, депутат Госдумы, директор Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза»;

— Мартин Шаккум, генеральный директор Международного фонда экономических и социальных реформ;

— Григорий Явлинский, председатель партии «Яблоко».

Восемь кандидатов были выдвинуты инициативными группами граждан, двое — Владимир Жириновский и Григорий Явлинский — политическими партиями.

Наибольшее число голосов — 35,28% (26 млн 665 тыс. 495) — в первом туре выборов получил Борис Ельцин, второе место занял Геннадий Зюганов, набравший 32,03% (24 млн 211 тыс. 686). Третий результат был у Александра Лебедя — 14,52% (10 млн 974 тыс. 736).

3 июля 1996 г. состоялся второй тур голосования, назначенный в связи с тем, что ни один из претендентов не набрал более половины голосов избирателей в первом туре. В списки избирателей были внесены 108 млн. 589 тыс. 50 человек, явка составила 68,88%. Президентом РФ был избран действующий глава государства Борис Ельцин, получивший 53,82% (40 млн 202 тыс. 349) голосов, Геннадий Зюганов набрал 40,31% (30 млн 104 тыс. 589). Против всех кандидатов проголосовали 4,82% избирателей (3 млн 603 тыс. 760). Недействительными было признано 780 тыс. 592 (1,05%) бюллетеня.

Затраты на избирательную кампанию, согласно отчету Центризбиркома, составили 950,1 млрд руб.

Исполнительная власть

Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.

Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).

Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента России. Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства — это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

Вообще же в мире существуют три вида правового положения Президента в системе высших государственных органов государства:

  1. президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);
  2. президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);
  3. президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида.

Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

  1. ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);
  2. всенародные прямые выборы;
  3. альтернативный характер выборов;
  4. недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;
  5. возможность отрешения его от должности;
  6. возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента России ⇒
Порядок выборов Президента России ⇒

История введения института выборов глав субъектов

Первые прямые выборы глав субъектов — Москвы, Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) и Татарстана — состоялись 12 июня 1991 года. Они прошли одновременно с первыми президентскими выборами в России.

22 августа 1991 года, после провала попытки государственного переворота, организованной ГКЧП с целью не допустить подписания Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР». Согласно документу, в областях, краях, автономных областях и округах вместо советов народных депутатов был учрежден новый институт — региональные администрации. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Эта норма не распространялась на республики, где высшее должностное лицо избиралось в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов.

24 октября 1991 года Верховный совет РСФСР принял закон «О выборах главы администрации» и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. Целью моратория была заявлена стабилизация политической ситуации в стране на период проведения экономических реформ. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 года были проведены прямые выборы глав регионов в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент Борис Ельцин подписал указ «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления», которым назначил проведение прямых выборов глав администраций субъектов РФ на декабрь 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года. Однако после выхода указа к главе государства поступили обращения от ряда руководителей российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. Последним регионом, где глава администрации был назначен указом президента РФ, стала Кемеровская область: в связи с обострением социальной ситуации в регионе 1 июля 1997 года. Борис Ельцин снял с поста руководителя администрации Михаила Кислюка и назначил на его место Амана Тулеева (в октябре 1997 года в области прошли прямые выборы).

6 октября 1999 года был принят федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который законодательно отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

Закон о принципах организации власти субъектов РФ лишал глав регионов права избираться более двух сроков подряд. Однако в 2001 году в него была принята поправка, которая предлагала вести отсчет губернаторского срока с момента принятия закона. 9 июля 2002 года Конституционный суд России подтвердил право ряда глав субъектов РФ избираться на третий срок подряд. Отсчет пребывания в должности губернаторов стал вестись с октября 1999 года. Законодатели республик, краев и областей, где до принятия закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» пребывание на посту главы региона ограничивалось двумя сроками, получили право самостоятельно решать, как следует исчислять срок губернаторства.

1-е место: президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого

39 лет беспрерывного правления

Теодоро Обианг Нгема Мбасого. Фото: Reuters

Президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого стал почти 40 лет назад, в 1979 году, после свержения первого президента страны — своего дяди Франсиско Масиаса Нгемы Бийого.

В Экваториальной Гвинее процветает культ личности президента. В 2003 году государственная пресса объявила о том, что Теодоро Обианг Нгема «подобен Богу на небесах» и находится «в постоянном контакте со Всемогущим», причем президент обладает «всею властью над людьми и вещами».

Неудивительно, что Мбасого переизбирается с завидным постоянством — на последних выборах 2016 года за него, по официальным данным, проголосовали 93,53% избирателей. Следующие выборы пройдут в Экваториальной Гвинее в 2023 году. Сейчас Мбасого 76 лет, и он вряд ли будет баллотироваться на следующий срок: у него диагностировано онкологическое заболевание.

Права и обязанности Президента РФ по Конституции

В наши дни одной из главных поправок, внесённых в Конституцию России, является обнуление сроков правления Путина. Это значит, что последующий Глава государства не сможет быть на этом посту больше, чем два раза. Действующее правило с уточнением «подряд» разрешало Путину по истечении восьмилетнего главенствования «пересесть» в кресло премьера, и уже в 2012 году обратно возвратиться на пост Главы РФ длительностью в два срока. Теперь это исключено.

Вместе с тем, глава государства теперь будет иметь больше власти, чем премьер-министр и правительство. Премьеру положено «организовывать» работу Кабинета Министров, исходя из указаний Главы державы, но никак не определять основные векторы его работы. Президент РФ обладает правом назначения и отправления в отставку ряда министров, преимущественно это силовой блок – главы МЧС, МВЛ, МИД, Министерства обороны. Прочие будут предложены премьер-министром, утверждение будут осуществлять депутаты.

Станет больше сенаторов, назначенных Президентом в Совет Федерации. Кроме того, семь из них смогут занимать этот пост пожизненно. Судьи теперь будут больше зависеть от Главы РФ. Президент имеет право увольнять судей Верховного и Конституционного суда, в том числе заместителей и председателей. До этого времени сместить их в случае несоблюдений могла только Высшая квалификационная коллегия судей, а глава РФ мог только их назначить. Теперь в Конституционном суде будет меньшее количество судей – с 19-ти на 11.

У Главы РФ появилась возможность быть на посту пожизненного сенатора, в случае его желания, по наступлению отставки на должности Президента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector