Республиканская форма правления

Формы правления

Существует две главные формы правления. В зависимости от того, как меняется глава государства, можно определить, какая форма принята в государстве — монархия (наследование должности) или республика (выборы).

Монархия

В этой форме правления глава государства — монарх (король, император и т. д.) и власть переходит по наследству. Монархия может быть Абсолютной или Ограниченной.

Абсолютная монархия

Официально, монарх имеет полный контроль (без каких либо ограничений конституцией или парламентом); например: Объединённые Арабские Эмираты, Катар.

Теократическая монархия — это разновидность абсолютной; монарх является одновременно и светской, и религиозной главой; например: Королевство Саудовская Аравия, Ватикан.

Ограниченная монархия

Может быть Дуалистической или Парламентарной. Пример ограниченной / конституционной монархии — Люксембург.

Дуалистическая — власть между монархом и парламентом поделена поровну; например: Иордания, Марокко, Кувейт.

Парламентарная — власть монарха ограничена парламентом, которому принадлежит законодательная власть; например: Великобритания, Швеция.

Республика

При этой форме правления выборы определяют верховную власть на обусловленный срок. Республика может быть 4-х типов.

Парламентская

Парламент является высшим органом власти (который избирается гражданами), глава правительства — премьер-министр; например: Греция, Италия, Германия.

Найден баланс между республиками президентского и парламентарного типа, однако характеристики правления в каждой стране зачастую отличаются; например: Франция, Россия.

Социалистическая

Форма правления, которая стала следствием социалистической революции; теоретически предоставляется единовластие народа во главе с классом пролетариата; например: Китайская Народная Республика, Республика Куба.

Российская Федерация

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что Президент единолично формирует Правительство РФ. При этом Государственная Дума, которая никак не влияет ни на Президента, ни на работу Правительства, вынуждена давать свое согласие на назначение Председателя Правительства под угрозой роспуска. Это приводят «к тому, что законодательная власть в России оказывается в подчиненном положении по отношению к исполнительной и разделение властей существенно нарушается». Такая форма правления характеризуется, как супер-президентская республика. Однако некоторые российские юристы высказывают мнение, что само наличие процедуры дачи согласия на назначение Председателя Правительства в Конституции говорит о смешанной республике. Такие исследователи обозначают российскую республику либо как президентско-парламентскую либо как полупрезидентскую — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117).
Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч. 3 ст. 109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1813 дней] подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Форма правления по Аристотелю

Аристотель считал, что самая правильная форма правления — это полития. Полития — во всём правит средний класс; эта форма правления получилась путём соединения двух форм, которые считаются неправильными: олигархии и демократии.

Аристотель разделил формы правления по целям и по числу правящих.

Один Немногие Большинство
Правильные Монархия Аристократия Полития
Неправильные Тирания Олигархия Демократия

Если властители преследовали всеобщее благополучие, это были правильные (монархия, аристократия, полития), а если они стремились к личной выгоде, то это неправильные формы правления (тирания, олигархия, демократия).

Также Аристотель поделил формы по количеству лидеров: когда правил один (монархия, тирания), несколько (аристократия, олигархия) и когда правит большинство (полития, демократия).

Характеристика

Формы правления, политические режимы и системы
  • Автократия
  • Анархия
  • Аристократия
  • Бюрократия
  • Геронтократия
  • Демархия
  • Буржуазная демократия
  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Военная диктатура
  • Диктатура буржуазии
  • Диктатура пролетариата
  • Нацистская диктатура
  • Фашистская диктатура
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммунизм
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Всемирная монархия
  • Выборная монархия
  • Конституционная монархия

    • Дуалистическая монархия
    • Парламентская монархия
  • Сословно-представительная монархия
  • Феодальная монархия
  • Вотчинная монархия
  • Раннефеодальная монархия
  • Ханство (каганат)
  • Царизм
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Петрократия
  • Плутократия
  • Исламская республика
  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика
  • Стратократия
  • Талассократия
  • Теллурократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания
  • Тоталитаризм
  • Хунта
  • Этнократия
Портал:Политика ·

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Исторические титулы государств

Форму государственного правления нужно отличать от титула государства. Особенно интересны титулы монархий, в них иногда отражается не только форма правления, но и историческое название титула монарха. Сегодня эти титулы формальны, а в прошлом они давали представление о положении государства в иерархии монархий. При анализе названия монархического государства необходимо быть внимательным с его переводом. Так, принцество (principality) на русский язык обычно переводится как княжество, а маликство — как королевство.

Титул императора сохранился только у японского монарха. Помимо типичных для Европы королевств с эпохи феодальной раздробленности на политической карте сохранялись и суверенные образования формально иерархически более низкого уровня — принцества, герцогства, княжества и графства. Некоторые из них (Лихтенштейн, Монако, Люксембург) сохранились до сих пор. Формально называет себя принцеством и Андорра, однако в данном случае это название говорит не о внутренней структуре, а о внешней зависимости страны (кондоминиумной Франции и Испании).

Западноевропейская система титулов сопоставима с арабо-мусульманской, только если в Европе отправным стал титул Римской империи, то на Ближнем Востоке таким был статус Арабского халифата. После формирования Османской империи её лидеры переняли титул главы старого образования, и турецкое государство было халифатом до XX в. С тех пор единый халифат остаётся лишь мечтой некоторых мусульман. Возникшие в частях арабского и османского халифатов, мусульманские королевства носят титул маликств (Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Марокко). Как и в Европе, в мусульманском мире были феодальные образования субнационального уровня — султанаты, эмираты и шейхства. Некоторые из них получили суверенитет и сохраняются на современной политической карте мира либо в качестве отдельных государств (султанаты Бруней и Оман, эмираты Катар и Кувейт), либо в составе союзных федераций (султанаты Малайзии, эмираты ОАЭ).

Еще один титул имперского уровня, сохранявшийся до недавнего прошлого — шахиншахство — был до исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Он восходит к эпохе древнеперсидского государства и равнозначен титулу падишахства, который носило Могольское государство в Индии до британской колонизации. В составе государств с персидской системой были также феодальные образования субнационального уровня — сатрапии, шахства, эялеты и др., но до наших дней суверенные образования с такими титулами не сохранились. В прошлом остались также русско-славянская (Великое княжество Киевское, Болгарское царство) и тюркско-монгольская системы (Хазарский каганат, Золотая Орда или Улус Джучи, Хивинское ханство, Казахские жузы).

Титулы республик не отличаются такой пестротой, однако и они иногда отражают политическую эволюцию государства, чаще всего его идеологическую ориентацию. Можно выделить следующие повторяющиеся расширительные названия республик:

  • демократическая республика (Конго, Восточный Тимор, Непал, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Западная Сахара);
  • народная (или социалистическая) республика (Китай, Вьетнам);
  • народно-демократическая республика (КНДР в Северной Корее, ЛНДР в Лаосе, АНДР в Алжире);
  • федеративная республика (Бразилия, Германия, Нигерия, Эфиопия);
  • исламская республика (Афганистан, Мавритания, Пакистан, Иран).

Существовали попытки предложить альтернативный монархическому или республиканскому титул государства. Так, Ливия времен М. Каддафи именовалась джамахирией, а Гайана называется Кооперативной Республикой. В обоих случаях такие титулы должны подчеркнуть реализацию в политических системах этих стран альтернативной модели государственного устройства.

Республика: понятие и виды

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган – сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо. В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением. За все свои решения он несет юридическую ответственность и может быть отстранен от должности за преступления.

Одной из характерных особенностей такой формы правления (за исключением некоторых примеров) является разделение власти между несколькими независимыми друг от друга ветвями (исполнительной, законодательной и судебной).

Существует три основных вида республик:

  • Президентская.
  • Парламентская.
  • Смешанная.

Различия между ними связаны с нюансами, которые определяют, как именно осуществляется государственная власть, а также – кто стоит во главе и обладает большими полномочиями – парламент или президент. Подробнее виды республик и их признаки рассмотрим ниже.

Президентская республика

В республике с такой формой правления президент соединяет должность главы государства и совместно — главы правительства. Выбирается путем народного голосования, что определяет его полную независимость от парламента.

Признаки президентской республики:

  1. Состав правительства единовластно формирует президент. Увольнять и смещать состав правительства – привилегия главы государства. Следовательно, в его руках находятся значительные рычаги исполнительных органов власти.
  2. У президента нет полномочий для роспуска парламента. Но и парламент не может требовать отставки главы державы (кроме вариантов с процедурой импичмента – крайних случаях, когда президентом нарушаются основные законы государства или он злоупотребляет властью).
  3. Глава государства может воспользоваться правом вето на любые законы, принимаемые в парламенте.
  4. Внешней и внутренней политикой страны руководит президент. Он же – главком вооруженных сил державы.
  5. Расширенные полномочия главы государства. В президентских республиках соблюдается принцип жесткой дифференциации власти (общепризнанная система сдержек и противовесов). Это не что иное, как — четкое разделение полномочий между инструментами исполнительной, законодательной и судебной власти. Они действуют автономно и в компетенции каждой – осуществлять контроль и ограничивать другие власти. Президентскую форму правления можем наблюдать в таких странах: США, Мексика, Бразилия, Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, некоторые азиатские республики.

Рассмотренные формы правления государством имеют достаточно общих черт. Вот основные из них:

  • Судебная власть самостоятельна, подчинена только закону (на нее не влияет ни исполнительная, ни законодательная власти).
  • Имеются различные парламентские комитеты, которыми осуществляется мониторинг работы исполнительной власти.
  • Законодательной деятельностью занимается парламент, баллотируемый гражданами страны.
  • За парламентом закреплено право предлагать и утверждать финансовый документ страны – бюджет.

Конечно же, существуют и отличия между президентской и парламентской формой управления:

  1. В парламентской республике глава государства избирается не народным волеизъявлением, а парламентским большинством. В президентской стране, наоборот, главу державы непосредственно выбирает народ.
  2. Важным моментом в президентской республике является то, что в руках главы государства сконцентрирована верховная власть. А вот в парламентской республике глава правительства является очень значительным должностным лицом страны.
  3. В президентской республике главу правительства и министров назначает президент. В парламентских странах членов правительственного аппарата выбирают депутаты.
  4. Внешней политикой при этих формах правления занимается президент. В парламентской республике обязательным условием является координация его действий с правительством.

Считается, что президентская республика, во время проведения реформ в державе,  более эффективна, так как подразумевает монополизацию власти у главы государства и, следовательно, возможность более оперативно реагировать на различные вызовы. Однозначного ответа, какая форма правления лучше, нет. Истина, как всегда, посередине.

Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркмения при Ниязове, Казахстан, Гамбия). Исторический пример — республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем.
  • Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Список литературы

  1. Менеджмент – СПб.: Издательство
    «Питер» 2000. – 832 с.: ил. – (Серия «Теория
    и практика менеджмента»).

  2. Менеджмент: Учебник. – СПб.:
    Издательство «Союз», 2002. – 463 с. – (Серия
    «Высшая школа»).

  3. Менеджмент: Учеб. Пособие для
    вузов/Под ред. Проф. Ю.А. Цыпкина. – М.:
    ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 439 с.

  4. Менеджмент: Учебник/Б.З. Зельдович.
    – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 591,
    с (Серия «Учебник для вузов»).

  5. Цыренова А.А. Менеджмент:
    Учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ:
    Издательство ВСГТУ, 2006. — 114 с.

  6. Журнал «Менеджмент в России и
    за рубежом» №5/2003, А.М. Либман «Власть
    и организационное развитие».
    http://www.hr-portal.ru/article/vlast-i-organizatsionnoe-razvitie

  7. Потапов С.
    Делегирование полномочий: синдром
    «матери-героини» в менеджменте //
    Управление компанией, №12, 2004. – с. 15.

1
2. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство
«Союз», 2002. – (Серия «Высшая школа») 445
стр.

2
6. Журнал «Менеджмент в России
и за рубежом» №5/2003, А.М. Либман «Власть
и организационное развитие».
http://www.hr-portal.ru/article/vlast-i-organizatsionnoe-razvitie

32
1. Менеджмент — СПб.: Издательство
«Питер», 2000. 832 c.: ил. –
(Серия «Теория и практика менеджмента»).

4
5. Цыренова А.А. Менеджмент:
Учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ:
Издательство ВСГТУ, 2006. -114 с.

5
1. Менеджмент — СПб.: Издательство
«Питер», 2000. 832 с.: ил. – (Серия «Теория
и практика менеджмента»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector