Президент индии

Скифы — предки индийских рыцарей

Дословно слово «раджпутра» означает «сын царя» или «сын раджи». В средневековой Индии они входили в касту воинов-кшатриев, однако не стоит ставить между «кшатриями» и «раджпутами» знак равенства. Исследователи предполагают, что в Северной Индии, долгое время боровшейся против разного рода захватчиков, очень быстро произошёл переход к условной «феодальной» системе, в которой главную роль в войсках стала играть наследственная аристократия. Более того, «раджпуты» — это ещё и клановая идентичность.

Раджпуты, изображенные португальцами. XVI век. (Wikimedia Commons)

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе происхождения раджпутов. Существует две основные версии. Согласно первой, выдвинутой ещё в XIX веке уже упоминавшимся Тоудом, «рыцари» Северной Индии ведут свою родословную от кочевых племён саков и юэчжи, пришедших на эту территорию после падения Греко-Бактрийского царства и развала империи Маурья. Сейчас эта гипотеза поддерживается большинством европейских исследователей. Вторая, распространённая в среде индийских историков, говорит о раджпутах как об автохтонном арийском населении. По всей видимости, истина лежит где-то посередине. Вполне вероятно, что воинственные кочевые племена, попав в Северную Индию, постепенно ассимилировались, приняли индуизм и влились в касту кшатриев, став ведущей вооружённой силой в регионе.

Средневековая Индия. Правление династии Гупта

В этот период ни сильной централизованной власти, ни объединенной империи не существовало. Было лишь несколько десятков небольших государств, которые постоянно воевали друг с другом. В то время правитель в Индии носил титул либо раджи, либо магараджи.

С приходом к власти династии Гуптов в истории страны начался период, который называют «золотым веком», так как при императорском дворе сочинял пьесы и поэмы Калидас, а астроном и математик Арьябхата сумел рассчитать протяженность экватора, предсказывал солнечные и лунные затмения, определил величину «πи», а также сделал много других открытий. В тиши дворца философ Васубандху писал свои буддийские трактаты.

Представителей династии Гупта, правивших в IV-VI веках, называли магараджами. Ее основателем был Шри-Гупта, принадлежащий к касте вайшья. После его смерти империей правил Самундрагупта. Его государство простиралось от Бенгальского залива и до Аравийского моря. В это время появляется практика, связанная с дарением земли, а также передачей прав администрации, сбора налогов и суда местным правителям. Такое положение дел влекло за собой образование новых центров власти.

Что представляет собой королевская власть Индии?

Высший титул индийских князей сегодня — просто приставка к имени. Все официальные полномочия были утеряны в 1947 году, когда нация обрела независимость. Тем не менее, магараджи богаты, влиятельны и продолжают жить роскошной жизнью, знакомой нам по фильмам Болливуда.

В 1970-е годы правительство Индиры Ганди забирает оставшиеся привилегии. Теперь магараджи вынуждены платить налоги, отменены пожизненные выплаты. В большинстве своем знать сохранила титулы, но многие индийские князья продают свои дворцы и драгоценности за бесценок, пытаясь приспособиться к наступающим переменам.

Современные королевские семейства Индии успешно занимаются бизнесом. Они инвестируют в гидроэнергетику, биотопливо, фармацевтику и другие экономически выгодные сектора. Принцы зачастую обучаются за границей, но возвращаются на родину, чтобы продолжить семейные традиции.

Магараджи успешно балансируют между современными и традиционными ценностями. В их мире принцы и принцессы — не только главные герои сказок, но и реальные личности.

Первые из государств в истории Индии

За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.

Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.

Создание государства

В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.

Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.

Образование каст

За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.

Образование государств

Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.

В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.

Проникновение ислама

В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.

Мусульмане против раджпутов

Сравнение раджпутов со средневековыми европейскими рыцарями неслучайно и ещё под одной причине: большая часть жизни воинов-аристократов проходила в междоусобных войнах. Одни кланы противостояли другим, борясь за доминирующее положение в Северной Индии. Несколько раз эти внутренние разборки прекращались в связи с появлением могучего внешнего врага.

Впервые раджпуты столкнулись с мощным противником извне в VII — VIII вв. Тогда арабские завоеватели достигли бассейна реки Инд и стали продвигаться вглубь индийских территорий. Исламизация региона проходила очень тяжело — во многом благодаря сопротивлению раджпутов. Однако к рубежу тысячелетий мусульмане смогли закрепиться в современном Пакистане на западе Индии и основать султанат Дели на севере. Именно с ними с переменным успехом будут бороться раджпуты почти 500 лет, пока не появится новый могучий противник.

В XVI веке на исторической арене появляется империя Великих Моголов, наследница известного завоевателя Тамерлана, которой было суждено несколько столетий доминировать на индийском субконтиненте. Сначала раджпуты надеялись использовать войска пришельцев для ослабления исламского Делийского султаната, но серьёзно просчитались.

В битве при Панипате в 1526 году правитель Великих Моголов Бабур сломил сопротивление делийского государя, а через некоторое время у местечка Кхауна разбил раджпутского князя Санграма Сингха. Преемник Бабура, Акбар, окончательно подчинил себе мелкие раджпутские княжества, однако последние сохраняли свою автономию и платили сюзерену военной службой.


Бабур пересекает Инд. (Wikimedia Commons)

Раджпуты недолго оставались зависимыми от иноверцев. Недальновидная политика Аурангезба, попытавшегося завоевать Южную Индию и преследовавшего индуистов в своей империи, отвернула от Великих Моголов местную аристократию. Дождавшись, когда империя окажется в наиболее шатком положении, раджпуты в 1677 году объявили о своей независимости, попутно успев поучаствовать в династической войне на стороне сына Аурангезба — Акбара.

Контрольный выстрел по Великим Моголам нанесли европейцы, а раджпуты согласились стать подданными Британской короны в обмен на автономное положение в первой половине XIX века. С тех пор эти благородные и храбрые воины не раз принимали участие в вооружённых конфликтах на стороне Туманного Альбиона вплоть до объявления независимости Индии в 1947 году.

Образование новой империи

В VII веке многие страны на севере Индии пали под натиском войск одного из тогдашних правителей– Харшавардхана, владыки Канауджа. В 606 году он создал империю, размер которой можно сравнить с государством династии Гуптов. Известно, что он был драматургом и поэтом, а Канаудж при нем стал культурной столицей. Сохранились документы тех времен, где говорится, что этот правитель Индии ввел необременительные для людей налоги. При нем же появилась традиция, согласно которой каждые пять лет он раздавал щедрые дары своим подчиненным.

Государство Харшавардхана составляли вассальные княжества. После его кончины в 646 году империя тут же распалась на несколько раджпутских княжеств. В это время завершилось формирование кастовой системы, которая действует в Индии и по сей день. Эта эпоха характеризуется вытеснением буддийской религии из страны и повсеместным установлением индуизма.

Маратхи и падение моголов

В 1754 году султан Ахмед Шах был низложен, и его место занял Аламгир II, который скоро был убит (1759) своим первым министром Гази Эддином. В этом же году маратхи завладели Северной Индией и взяли город Дели. В 1761 году между ними и афганцами с Ахмедом Шахом Дурани во главе происходит третья битва при Панипате, в которой остаются победителями афганцы. Тем не менее, мусульмане уже не могут удержать владычества над Индией, которое достаётся маратхам. Номинальным властителем Дели после смерти Аламгира II был Шах Алам II, который жил в Аллахабаде до 1771 года английским пенсионером.

В 1761—65 годах империя Моголов окончательно пала. В войне между французами и англичанами в Южной Индии (1748—61) уничтожены были последние следы могольской власти в Карнатике. Бенгал, Бихар и Орисса были уступлены англичанам в 1765 году именем Шаха Алама II, хотя его власть ещё раньше сделалась только номинальной. В 1771 году действительными хозяевами Дели стали маратхи, захватившие и Шаха Алама II, который был ослеплён и посажен в тюрьму своими возмутившимися подданными. Маратхи восстановили его, но, собственно говоря, держали его своим пленным до 1803 года, когда были разбиты англичанами.

В 1806 году номинальным властителем Дели под британским покровительством стал Акбар Шах II, которого сменил в 1837 году такой же номинальный государь Мухамед Багадур Шах, 17-й Великий Могол и последний из рода Тамерлана. За участие в восстании сипаев (1857) он был отправлен в Рангун, где и кончил жизнь пленником англичан (1862).

Кто такой раджа?

Для славянских народов это индийский аналог русского князя, что в западноевропейских странах приравнивается к герцогу или принцу. Многие столетия индийский субконтинент делился на районы, которыми управляли раджи. На протяжении долгого времени они оставались неизменными составляющими действующих властей. Однако позже, после установления британского правления в 1858 году, был поставлен вопрос об их положении в иерархии империи.

Британцы все же решили оказать поддержку большинству местных правителей, вместо принятия решения об их замене на колониальных чиновников. Оставленные индийские князья теперь были вынуждены подражать западным обычаям.

Раджи наших дней — это один из важных символов национальной индивидуальности страны.

История

После принятия Британским парламентом 15 августа 1947 года Акта о независимости Индии (англ.)русск. Британская Индия была разделена на Индийский Союз и доминион Пакистан.

Главой Индийского союза являлся король Великобритании, представленный генерал-губернатором Индии (который утратил титул вице-короля). В сфере государственной власти монарх не обладал верховными полномочиями, правовые ограничения на его власть были закреплены в Акте о независимости, сохранившем в Индии положения Вестминстерского статута.

Правительство было образовано большинством из числа депутатов Центральной Законодательной Ассамблеи (нижней палаты парламента Британской Индии), представлявших избирательные округа, вошедшие в Индийский союз, с формальным назначением номинированных парламентариями министров генерал-губернатором.

С принятием Учредительным собранием (англ.)русск. 26 ноября 1949 года Конституции Индии и её вступлением в силу 26 января 1950 года Индийский Союз был преобразован в Республику Индия. Несмотря на лёгкость внесения поправок в текст Конституции, заложенные в неё изначально основы парламентской республики (когда правительство отвечает перед парламентом и формируется из депутатов партий, обладающих в нём большинством голосов, а в случае утраты доверия большинства либо уходит в отставку, либо добивается через президента роспуска парламента и назначения новых выборов), остались неизменны.

Акбар (1556-1605)

Акбару было всего лишь тринадцать лет, когда умер его отец Хумаюн. В начале ему помогал правиль его учитель Байрам Хан. Байрам Хан победил Хему во втором сражении при Панипате в 1556 году. Хему был министром Адил Шаха из Бенгалии, другим потомком Шер Шаха и попытался вернуть Дели и Агру. Байрам Хан также захватил Аджмер, Гвалиор, Даунпур и другие моря для Акбара

Независимое правление

Байрам Хан вскоре стал тираном и гордецом. Акбар хотел избавиться от него. Побежденный и прощенный после короткого мятежа, Байрам Хан ушел в паломничество в Мекку, но в пути был заколот кинжалом. Махам Анага — мачеха Акбара и ее сын Адхам Хан также пытались верховодить Акбаром. Адхам Хан убил визиря Акбара и, поэтому, Акбар уничтожил его, сбросив с парапета. С того момента Акбар стал править сам.

Завоевания

Акбар завоевал территории с севера до юга до Декана и с запада на восток.

Баз Бахадур и Рупмати

Каждое из этих завоеваний имеет отдельную историю. В Малве Баз Бахадур и его прекрасная королева Рупмати сильно любили друг друга. Они пели песни и читали стихи друг другу на холмах города Манду. Баз Бахадур не думал об укреплении своей армии и был побежден Моголами под предводительством Адхам Хана. Адхам Хан захватил Рупмати, которая покончила с собой. Позднее, Баз Бахадур стал мансабдаром (должностным лицом) при дворе Акбара.

Рани Дургавати

В Гондване принцесса Дургавати правила от имени своего младшего сына. Она была преснасным стрелком из ружья и лука со стрелами. Она была красивой и богатой. Захваченная в плен моголами она заколола себя на смерть. Несметные богатства, драгоценности, золото и серебро были вывезены из ее столицы.

Читтор

В Меваре, несмотря на то, что столица Читтор была захвачена моголами после шестимесячной осады, раджпутский правиль Рана Удаи Сингх и его сын Рана Пратап Сингх продолжал воевать против моголов.

В честь Джеймала и Патта — двух отважных воинов, погибших при защите Читтора, Акбар воздвиг им памятники в Агре.

Чанд Биби

Город Ахмаднагар в Декане защитила королева Чанд Биби. Она заключила договор с моголами, но была убита своими же предворными.

Великий король

Акбар также вынужден был подавить много восстаний. Несмотря на войну, он завершил и продолжил административные ремормы Шер Шаха. Акбар правил во всех сферах тем же самым путем. Он назначал на высокие посты раджпутов. Бхагван Дас, Тодар Мал и Бирбал были среди выдающихся раджпутом при дворе Акбара. Он дал местным раджпутам некоторую свободу, и при этом не утрачивал контроль на ними.

Он отменил налог джизья. Он участвовал в дискуссиях со святыми и священнослужителями всех религий и основал новую религию — Дин-и-Илахи, в которой собраны все самое лучшее из всех религий. Централизованный контроль за портами и дорогами помог торговле и коммерции. Его владения были хорошо организованы и имели должное управление.

Он, конечно, был великим королем. Он умер в 1605 году.

Джахангир (1605-1627)

Салим был старшим сыном Акбара. Он разочаровал Акбара, подняв против него восстание, но к 1605 году они померились. Салим унаследовал трон под именем Нур-уд-дин Мухаммад Джахангир Падших Гхази.

Кхусрау

Сын Джахангира Кхусрау поднял против него восстание. Его победили, ослепили и заточили в тюрьму. Сикхский гуру Арджун Дас был убит из-за того, что дружил с Кхусрау.

Мевар

Амар Сингх, потомок Рана Пратапа из Мевара, был наконец побежден. Но Джахангир относился к Амар Сингху с почестями и возвратил ему Читтор. Война между моголами и Меваром окончилась через 100 лет.

Нур Джахан

Джахангир женился на прекрасной Нур Джахан. До этого она была замужем за Шер Афганом, губернатором Бурдвана в Бенгалии. Джахангир влюбился в нее, когда увидел ее на рынке.
Некоторые историки утверждают, что Нур Джахан и ее родственники были настоящей силой, действующей за троном, особенно тогда, когда его здоровье ухудшилось в 1622 году. Джахангир умер в 1627 году. Говорят, что он слишком много пил.

Шах Джахан

Принц Кхуррам подчинил своего брата Шахрияра и взошел на престол в 1628 году. Он стал править под именем Шах Джахан.

Конец его правления

Шах Джахан известен по его любви к Мумтаз Махал и за многие построенные им здания. Но он потратил на все это слишком много денег, а также на Декан и северо-западные компании. В 1657 году он заболел и его четверо сыновей начали драться за трон.

Декан

Он присоединил Биджапур в 1686 году, а затем направился к форту Голконда. Несмотря на то, что Аурангзеб захватил многие княжества Декана, продолжительные войны с маратхами ослабили империю.

  • < Первые Моголы в Индии: Хумаюн
  • Аурангзеб и конец правления Моголов >

Главы бывших государств

Различие между Империей и Королевством здесь произвольно. Многие королевства, которые начались как таковой расширенный, чтобы стать империями или некоторыми империями, разломали на меньшие королевства. Как пример, империя Марата выросла из небольшого королевства, установленного Shivaji в сильную империю в восемнадцатом веке, в то время как более поздние могольские Императоры стали бессильными предприятиями.

Империи

  • Императоры Magadha, посмотрите династию Shishunaga
  • Императоры Nanda, посмотрите династию Nanda
  • Императоры Mauryan, см. Список императоров Морьи
  • Императоры Sunga, посмотрите династию Sunga
  • Императоры Satavahana, посмотрите Satavahana
  • Императоры Kushan, посмотрите империю Кушен
  • Императоры Гупты, посмотрите династию Гупты
  • Императоры Khilji
  • Императоры Палы, посмотрите Империю Палы
  • Императоры Pallava, посмотрите Pallava
  • Империя Марата, которой управляет Chhatrapati Shivaji
  • Императоры Vijayanagara, посмотрите империю Виджаянэгара
  • Правители Katoch, посмотрите империю Тригарта (династия Katoch & династия Sibaia)
  • Императоры Северной Индии, посмотрите империю Прэтихарас

Королевства

  • kalachuris
  • rattas
  • yadavas devagiri

Короли Chera, посмотрите Sohra

  • Короли Майсура, посмотрите королевство Майсур
  • Короли Adil Shahi Bijapur
  • Правители Ahom Ассама
  • Султаны Bahmani, см. Султанат Bahmani
  • Bhonsle Maharajas Satara, Танджавур, Колхапура и Нагпура
  • Правители Chalukya
  • Правители Чохана Ахмера
  • Правители Chandela bundelkhand
  • Султаны Дели, посмотрите Султанат Дели
  • Gaekwad Maharajas Вадодары
  • Короли Траванкора
  • Короли государства кохинхинки
  • Короли Голконды, посмотрите династию Qutb Shahi
  • Короли Гуджарата, посмотрите Solanki
  • Правители Kachwaha Амбер и Джайпур
  • Династия Maitraka Гуджарата
  • Султаны Khilji Дели и Malwa
  • Низам династия Shahi Ахмаднагара
  • Короли Paramara Malwa
  • Династия Muzaffarid Гуджарата
  • Правители Ponwar Chhatarpur и Dewas
  • Правители Rashtrakuta
  • Правители Rathore Marwar и Биканера
  • Scindia maharajas Ujjain и Гвалиора
  • Sesodia ranas и maharanas Mewar
  • Рабская династия Дели
  • Король Cholas
  • Короли Vaghela Гуджарата
  • Династия Wodeyar Майсура
  • Династия Katoch Trigarta Empire & Kangra заявляет
  • Династия Sibaia штата Сиба Холмов Пенджаба. Штат Сиба Холмов Пенджаба был независимым государством до 1956, в настоящее время это было просто включено в Индию, британцы, которыми управляют по Jagir Siba (Kotla Taluqa Мянь Дэви Сингха) только.

Эллинистическая Индия

  • Короли Greco-бактриана, посмотрите Королевство Greco-бактриана
  • Греческие Индо короли, посмотрите греческое Индо Королевство
  • Скифские Индо короли, посмотрите скифа Индо
  • Парфянские Индо короли, посмотрите Парфянское Индо Королевство
  • Правители государства Кангра
  • Правители штата Сиба
  • Правители штата Джесван, штата Гулер, штата Дэтарпур,

Государства древней Индии

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные “пуры”. Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты – каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая – под командованием Пердикки и Гефистиона – переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора – правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед – древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает “знание”) являются “Ригведа” (Веда гимнов), “Яджурведа” (Веда жертвенных формул), “Сомаведа” (Веда песнопений), “Атхарваведа” (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией “двиджати” – “дважды рожденных”. Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их “джати“, а ученые – “варны“). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов “Ригведы” описывает так.

Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, а из ступней – шудры. Шудры считались “экаджати” – “единожды рожденными”. Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд “упанаяна“, сопровождавшийся торжественным надеванием “упавита“. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли “авадхья” – “неприкосновенные“. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии – “наделенный могуществом”. Хорошо знакомое нам слово “раджа” (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы – относились к вайшьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения “дважды рожденным”.

Кшатрий – представитель индийской касты воинов

Как жили древние Индийцы

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.

Ашока

Отец Ашоки, Биндусара, умер в 272 году до н. э.. По приглашению главы правительства Радхагупты Ашока был коронован как царь Магадхи.

Как говорится в легендах, ради власти Ашока погубил всех братьев, хотя никаких свидетельств этому не существует.

Спустя восемь лет после восшествия на престол Ашока пошел войной на государство Калинга (Орисса). Присоединение Калинги, произошедшее в результате кровопролитного похода, способствовало усилению империи.

По легенде Ашока почувствовал раскаяние, увидев причиненные им страдания и разрушения, что подвигло его к принятию буддизма.

Ашокой были запрещены принудительные работы, охота ради удовольствия и бесцельный поджог лесов. Ашока предавался паломничеству и встречался с простыми людьми вместо развлечений.

Империя Ашоки включала огромную территорию, для определения границ которой могут служить эдикты императора, сведения античных авторов и данные китайских путешественников.

Эдикты Ашоки несколько раз упоминают живущие на западе страны народы йоны и камбоджи. Считается, что под ними подразумеваются потомки греческих поселенцев, обосновавшихся там еще при Александре Македонском.

Вхождение Паропамиса в империю Маурьев подтвержден эдиктом Ашоки, обнаруженным в Лампаке (вблизи современного Джелалабада). Часть Кашмира также могла входить в империю Ашоки, если верить дневникам китайских пилигримов и поздней кашмирской хронике «Раджатарангини».

Южную границу империи помогла установить находка эдиктов Ашоки в Южной Индии. Условно ее проводят к югу от современного округа Читалдруг.

С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. На первом этапе своего существования, некрупная секта бродячих монахов к III веку до н. э буддизм становится ключевым течением духовной жизни древнеиндийского общества.

Государственная казна к концу правления Ашоки разорилась из-за щедрых даров буддийской общине. Внук Ашоки, наследник престола Сампади, распорядился отменить пожалования буддистам. Ашока с горечью писал, что остался царем лишь формально, фактически же его приказы не выполнялись.

Трудное финансовое положение в стране привело к череде восстаний. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания. Можно предполагать, что одно из крупнейших волнений в городе Таксиле привело к расколу страны на две части.

Биндусара

Получив в наследство огромные территории северной, центральной и восточной Индии, часть Афганистана и Белуджистана, Биндусара смог расширить империю на юг. Ему покорились шестнадцать государств.

Подражая своему отцу, Биндусара поддерживал тесные дипломатические связи с эллинистическими Египтом и империей Селевкидов. По сообщению Страбона в Паталипутру был отправлен селевкидский посол.

Биндусара не являлся сторонником джайнизма. Он поддерживал адживику, атеистическую и антибрахманистскую философию.

Согласно источникам, царствование Биндусары продолжалось 25 лет. После его смерти сыновья начали длительную борьбу за власть, в результате которой престол в Паталипутре захватил Ашока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector