Средневековые рыцари

Рыцарские добродетели

«Рыцари Христа» Яна ван Эйка

«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу. 1480 г.

Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировалась характеристика, присущая только настоящему рыцарю:

Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Вооружение, тактика

Вооружение рыцаря. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.

Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.

Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.

Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII веке облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика.

Наряду с прямым обоюдоострым мечом, сначала каролингского, затем, с конца XI века, романского, а с середины XIV века готического типа, основным наступательным оружием рыцаря являлось длинное копье (ланс), сначала предназначавшееся для колющих ударов сверху вниз, а с XII столетия — для прямых «таранных» ударов, отрабатывавшихся на турнирах. Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.

Боевой порядок рыцарей. Рисунок из статьи «История военного искусства» («Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции и Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию и Италию (couflictus gallici).

Повинности сеньорам

Не ограниченные в своих действиях национальным парламентом, сеньоры формировали свои армии исходя из необходимости и возможности. Солдат в свое войско сеньоры набирали как из числа собственных вассалов, так и просто нанимая людей. Подобным образом шел набор солдат в случае необходимости предоставить войско императору. Обычно призывался один мужчина из каждых 30, 10 или даже 5 жителей. Служба в войске считалась опасным делом, но опыт военной службы ценился. Например, в 1401 году жители округа Аппенцель в Южной Германии смогли разбить войска аббата Сен-Галля и австрийскую армию, несмотря на то, что швейцарцы не прислали им обещанной помощи. Возглавлял войско граф Венденберг-Райнек, одетый в крестьянскую одежду. Ополчение смогло захватить и разграбить несколько рыцарских замков. В 1408 году швабские графы и рыцари атаковали крестьянскую армию под Брегенцем. Потеряв около 40 человек, крестьяне бросили обоз и тяжелое вооружение и отступили за Рейн.

Замок Эльтвиль был построен архиепископом Болдуином Трирским в 1330 году. На протяжении XIV века возле замка архиепископа возвели еще несколько замков. Замки строились по четкому плану, имели боковые башни. Жилые дома также строились в форме башни.

Несмотря на риск крестьянских восстаний, сеньоры не боялись привлекать крестьян в свои армии. Например, в 1388 году граф Вюртемберг усилил свое войско, состоявшее из рыцарей и наемников, отрядом из городских жителей. Похожим образом поступали герцог Баварский и другие крупные феодалы, благо крестьяне и горожане соглашались служить за умеренную плату. Герцоги Австрийские, которые в XIV веке противостояли швейцарцам, а в XV веке были вынуждены вести войну с гуситами и венграми, постоянно нуждались в новых солдатах. В 1421 году, вскоре после начала войны с гуситами, герцог Альбрехт V приказал всем здоровым мужчинам в возрасте от 16 до 60 лет быть готовыми к призыву на службу. От каждых десяти дворов требовалось выставить по одному самому крепкому мужчине, остальные девять хозяев должны были заботиться о его семье и снабжать призванного всем необходимым. Из каждых 20 призванных солдат трое должны были иметь ручницы, восемь – арбалеты, четверо – пики, и четверо – боевые цепы. Экипировка солдат состояла из шлема, кожаных или железных доспехов, рукавиц, меча или ножа. Каждые 20 человек должны были иметь общую повозку. От службы можно было уклониться, заплатив определенную сумму, часть которой отходила герцогу, а часть – Feldhauptmann’y.

Обряд посвящения

«Акколада», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

Основная статья: Акколада (церемония)

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 году — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.

Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение

Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).

Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.

На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.

Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Рыцари были дисциплинированны и не так разнузданны, как может показаться

Да, рыцари были по-своему беспредельщиками, да, им приходилось грабить и воровать, того требовало время. Да, некоторые из них устраивали беспредел, от которого даже героям одноименного фильма стало бы стыдно, но в том то и дело, что некоторые, но не все. Не будем забывать, что несмотря на жестокость, это были времена благочестия и куртуазности, а сам рыцарь не был вершиной иерархии. У него был свой господин, на которого он работал, и который обладал такой властью, что его лучше было бы не позорить. Была церковь, которая в случае чего могла запросто погнать тебя из своего лона, что не считалось особенно почетным. Ну и общество. Бывает, решишь изнасиловать пару крестьянок, а потом с ужасом узнаешь, что это владения маршала Франции, с которым ссориться по определению не надо. И это хорошо, если он согласится на штраф, но всё равно перед остальными было бы неудобно.

В отличие от низших сословий, рыцарь мог, конечно, многое себе позволить в собственных владениях, но поскольку названные владения его и кормили, зачастую на пределе, то количество беспредельщиков было невелико. Безусловно, там, где светские и церковные сеньоры не могли взять рыцаря за задницу, он мог отрываться вовсю, но уже к XIV веку из таких мест остались только владения Тевтонского ордена. Были еще более дерзкие парни вроде Тамплиеров, но ты помнишь, что с ними сделали, да еще при всеобщем одобрении. Кстати, в самих орденах была строгая иерархия и дисциплина, иначе они бы не просуществовали так долго. Единственным местом, где рыцарь мог вдоволь побесчинствовать, была война, потому как конвенции ещн не придумали, хотя свои правила уже были.

А еще представь себе удачный поход, в котором войско не дисциплинировано. Не можешь? Потому что это просто невозможно. Если ты выполняешь приказы — это не значит, что тебя обесчестили, напротив, ты исполняешь пункт под названием «верность».

Рыцари прекрасно разбирались в коммерции и умели зарабатывать деньги

Как ты мог понять, рыцари были неплохими бизнесменами и знали толк в коммерции. Про поединки не на жизнь, а на смерть, можешь забыть. Даже если речь шла о поединке чести, каждый всё равно помнил, сколько у него акров земли, и что он мог получить за пленение. Были даже такие рыцари, которые на своих доспехах и щитах писали, сколько можно получить за пленение. Это давало шанс выжить, ведь лучше месяц в грязной, обосраной темнице, чем вечность в адских муках (все ведь понимали, что на рай никто не наработал). Никакой христианской морали, исключительно выгода.

По Европе бродило множество отрядов самопровозглашенных рыцарей, которые не претендовали на титулы, они просто захватывали замки и вели себя как полноправные властители. Проще говоря, зарабатывали деньги войной. Некоторые такие отряды были больше королевской армии.

Был у них еще один забавный способ заработка. Если армия была большая — они осаждали город и требовали выкуп за отступление. Однажды один такой дерзкий отряд подошел к Авиньону, который был в ту пору папской резиденцией, и потребовали от наместника божьего солидных отступных. Разумеется, они их получили. Бытует мнение, что крестовые походы были организованы именно с этой целью — отправить таких вот «рыцарей» подальше и таким образом получить от них пользу.

Но чаще они просто нанимались к каким-нибудь кардиналам или графам и выполняли грязную работенку. Как сэр Джон Хоквуд — сын простого кожевенника из Эссекса, который стал самым популярным и, возможно, одним из богатейших людей своего времени. Ему не нужен был титул, ему нужны были деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector