Чего боялись рыцари? страшное и необычное оружие древности (33 фото)

Майор Роберт Роджерс

У генерала Амхерста был на примете такой человек — молодой переселенец, майор ньюхэмпширских стрелков-рейнджеров — Роберт Роджерс. Ньюхэмпширский рейнджер, хотя ему только девятнадцать, неоднократно участвовал в стычках с индейцами в Канаде и других местах, а потом отличился вновь, уничтожив индейское поселение в Сан-Франциско, которое было главным связующим звеном между индейскими союзниками французов и канадскими французами.

Именно его выбрал Амхерст для опасной экспедиции. Рейнджер Роджерс до сих пор считается одним из самых славных героев этого периода. Мировую известность принес ему Кеннет Робертс своей неоднократно переиздаваемой книгой «Путь на северо-запад». Мы же не будем ссылаться на роман Робертса, давайте заглянем в книгу об индейцах, которую написал сам Роджерс. Она называется «Краткий справочник об индейцах Северной Америки» и впервые вышла в 1765 году в Лондоне.

Из книги следует, что Роджерс с двумя сотнями рейнджеров через четыре дня после захвата столицы французских переселенцев в Канаде Монреаля отплыл оттуда во главе пятнадцатикрупных судов на юг. В окрестностях Детройта они покинули судна и очутились на территории индейских племен. Об этих племенах Роджерс пишет: «Они составляли нечто вроде царства, вождь избирался из старшего племени — из оттавов. Некоторые из них проживали вокруг Детройта, другие — на западе по направлению к Миссисипи. Их верховным королем и царем являлся Понтиак, который правил в более обширной империи и имел больший авторитет, чем любой другой индейский вождь, когда- либо живший на континенте (в Северной Америке) с даты нашего прихода».

Роджерс заверил Понтиака, что он пришел как друг, заявил, что англичане-победители хотят по-прежнему с индейцами торговать, что будут покупать меха по более высокой цене, чем покупали побежденные французы. Но для того, чтобы англичане могли доставлять индейцам хорошие товары, он, Роджерс, должен, мол, получить от французского гарнизона форт Детройт, главный торговый центр на этой индейской территории. В доказательство своих добрых намерений Роджерс подарил Понтиаку несколько вампунов — особого вида пояса, которыми индейцы востока Северной Америки выражали свое намерение: объявляли войну и т. п. Понтиак эти вампуны принял. Он изъявил желание торговать с англичанами и согласился пропустить экспедицию к Детройту. Роберт Роджерс взял Детройт.

Вскоре Роджерс обосновался в другом приозерном форту. Позже он был обвинен в предательстве и вынужден был покинуть форт. В период американской революции он воевал на стороне англичан, затем эмигрировал в Англию и там, всеми забытый, в 1795 году умер. Однако перед отъездом из области Великих озер этот искатель приключений еще раз встретился с «царем» североамериканских индейцев. Правда, на этот раз не на дипломатических переговорах, а на военной тропе…

Агрегатор новостей 24СМИ

Восстание мексиканских индейцев

Восстание было подготовлено настолько тщательно, что в течение двух дней индейцы освободили не только обширную территорию Новой Мексики, но и прилегающие области Аризоны и Колорадо. В отдаленных местах все испанцы погибли, в более близких — попытались спастись в Санта- Фе, столице провинции, хорошо укрепленной и с многочисленным гарнизоном.

Через день после начала восстания, 14 августа, первые индейские отряды из поселения Тесук подтянулись к Санта- Фе. Испанская конница кинулась в контратаку. В отличие от других пуэбло никогда не пользовались лошадьми и не владели огнестрельным оружием. Поэтому их шансы в бою с испанскими уланами были равны нулю. Но тойже ночью к месту событий прибыл сам колдун Попе с воинами своего племени, и Санта-Фе был обречен.

В соответствии со своим точно разработанным планом Попе предполагал, что индейцы еще перед началом штурма Санта-Фе перекроют доступ воды в этот главный опорный пункт испанцев, расположенный в центре иссушенной жарой степи. И индейцам удалось перебить испанский отряд, охраняющий обширный водный резервуар, а запасы воды уничтожить.

На следующую ночь индейцы пробились в город и подобрались к главному дворцу — к крепости Санта-Фе, окруженной высокими валами. Тем временем город погибал в огне.
Белые уже не сомневались в своей участи, поэтому они решились на неожиданный контрудар. Атака получилась, индейцев удалось оттеснить от города. Испанцы захватили в плен несколько десятков воинов, спешно их казнили и бежали как от своих последних жертв, так и от своего последнего поселения на земле пуэбло. Не останавливаясь, они уходили вниз по течению Рио-Гранде в Мексику.

Шел двадцать первый день августа 1680 года. Колдун Попе победил. В течение следующих восьми дней стала свободной вся Новая Мексика, которую испанцы завоевывали целый век. Индейцы одновременно сровняли с землей тридцать оплотов миссионеров. В ходе восстания были убиты и большинство францисканских монахов — врагов, которых Попе ненавидел больше всего. Кроме того, восставшие убили еще 2350 испанцев.

И все это произошло за неполных восемь дней! Оставшиеся в живых испанцы погибали от голода и жажды. Спустя много недель часть их перешла границу Новой Мексики через Эль-Пасса. На земле пуэбло не осталось ни одного белого. Ни одна из индейских войн не заканчивалась так быстро, такой решительной для индейцев победой.

Индейцы прерий

Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.

Это — бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.

Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только — где-то в семнадцатом веке — индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.

Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей — индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.

Индейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.

Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку — травотс, носили знаменитые леггинс — кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.

Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки — военные топоры.

Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее — в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).

Обещания французов индейцам

Французские торговцы при этом тешили своих индейских «торговых партнеров» игрой в равноправие, гарантировали полную неприкосновенность и защиту, в зоне французского влияния: «Великий отец — французский король — всегда придет вам на помощь в трудный момент». Такую же поддержку еще одного «великого отца»— английского короля — обещали «своим» индейцам англичане. В те годы такие обещания еще принимались на веру в Северной Америке, далеко от границ Европы.

«Великие отцы» почти три четверти века вели различные войны, иногда объявленные, иногда нет. Предпоследняя англо-французская война закончилась в 1748 году. А новая началась через восемь лет. На стороне Англии выступили Пруссия и Ганновер, на стороне Франции — Австрия, Польша, Россия, Саксония и Швеция. А в Северной Америке на стороне англичан — индейцы, на стороне французов — тоже индейцы. Например, в первый год войны правитель детройтского форта направляет на помощь французским войскам три сотни индейских воинов. И в письменных документах той эпохи мы впервые встречаем имя французского союзника — вождя оттавов Понтиака.

Победа в кровопролитных французско-английских боях за Канаду достается британцам. Англичане шаг за шагом завоевывают ряд поселений во французских владениях. А в сентябре 1760 года губернатор французских колоний в Канаде капитулирует перед англичанами.

Но в руках французов за пределами их территорий остается несколько фортов — торговых станций. И самый важный из них Детройт. Сюда, к Великим озерам, англичане еще не проникли. Эти крепости за «индейской границей» мог отбить у французских гарнизонов только человек особо опытный и отважный.

Французские колонии

Французские колонии появляются вдоль канадского побережья Атлантического океана, малонаселенного индейцами, и вдоль реки Св. Лаврентия. К западу от французских поселений жизнь протекала, как и раньше. Индейцы владели почти всей Северной Америкой, хотя и здесь, вне границ английских и французских поселений, бывали стычки с европейцами.

В глубь индейской территории вначале проникли первопроходцы, главным образом миссионеры: затем торговцы, английские и французские, которые закупали у индейцев меха и переправляли товар в Европу. Эти звенья торговли росли и приносили индейцам ощутимую выгоду.

Вне границ британских и французских поселений в это время появляются английские и французские форты, торговые станции, где индейцы обменивают меха на оружие, спирт, топоры, а также на ножи для снятия скальпов

Торговцы в середине XVIII века основывают несколько таких фортов даже в столь важном стратегическом районе, как Великие северо-американские озера. Ключевую позицию здесь занимает крупный, хорошо укрепленный форт Детройт, который на реке того же названия строят французы

Вначале форт был заложен как опорный пункт на случай нападения приозерных индейцев. В 1747 году, например, гуроны во главе с вождем Оронтони убили нескольких торговцев из Детройта, но в целом детройтские французы смогли установить дружеские отношения со всеми местными племенами — оттавами, чиппевеями и поттаватоми, говорящими на алгонкинском языке. Все эти три алгонкинские группы когда-то входили в одно племя, проживающее в период завоевания Колумбом Америки севернее Великих озер. И именно оттавы (дословно: «торговцы»), которые в новой великой индейской войне сыграли решающую роль, были наиболее тесно связаны с французами. Они сами скупали у отдаленных племен меха и затем продавали их детройтским французам с немалой выгодой для себя.

Индейцы Юго-Запада

В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).

Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются — также принадлежащие к атабаской языковой семье — их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.

Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.

На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,— несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло — оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.

В деревне пуэбло — всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище —«пуэбло».

Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах — «месы» — в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.

Ведение войн индейцами

До прихода белых война для индейцев заканчивалась в день решающего сражения и возвращения в свою деревню. Индейские племена никогда не вели между собой войну за то, чтобы территория племени, вышедшего победителем, была расширена за счет территории потерпевших поражение. И уничтожение как можно большего числа воинов враждебного племени тоже не было единственной целью военного похода индейцев.

Тем не менее в руки победителей попадало большое число военнопленных. Какой была их дальнейшая участь? Племя победителей или принимало их полноправными членами, или убивало. Решение принимал совет. Чаще всего пленных спасала необходимость заменить вдовам погибших в только что закончившемся походе мужей.

Однако мужчину, который не оправдал ожиданий вдовы, позднее убивали. Один из французских иезуитов рассказывает, что какой-то индейский вождь приговорил к смерти сорок недостаточно крепких в сексуальном отношении мужчин-пленных, которых он одного за другим предлагал в качестве мужей жене своего брата, погибшего на войне.

Появление томагавков

Само слово «томагавк» в современном значении впервые появляется у европейцев, прибывших в Новый Свет. Оно происходит от слова «тамахак» или «тамахакан» из алгонкинских языков, которым называли орудие для резки. Поселенцы не слишком разбирались в языках индейцев и внесли путаницу в значение. Считается, что первым термин «томагавк» ввёл капитан Джон Смит в кратком словаре индейских слов. Да-да, тот самый капитан, который женился на индейской принцессе Покахонтас. Смит указал, что слово «томагавк» используется для обозначения различных топоров, дубин и железных топориков. Следующие авторы только нагружали понятие значениями. «Томагавком» называли различные виды индейских дубинок, боевых топоров и рабочих инструментов. Например, британский колонист Уильям Вуд в книге «New England’s prospect» 1634 года писал: «Томагавком называли дубинку длиной два с половиной фута (75 см), с шаровидным навершием». До прибытия европейцев такая палица была сильным аргументом в любом споре. Её мощный удар легко ломал противнику кости. Кроме того, эти дубинки использовались на охоте для добивания ударом по голове раненого зверя. В результате сложилось так, что точно определить значение слова томагавк без контекста стало совершенно невозможно. Значительно позже томагавками стали называть только топоры, которыми владели индейцы. Скорее всего, первые железные топоры индейцы получили от европейцев в ходе обмена подарками. Это были достаточно большие и тяжёлые инструменты, плохо подходящие для войны, но очень полезные в качестве повседневных орудий труда. Индейцы по достоинству оценили новинку. Железный топор был не только удобнее и надёжнее каменного, но ещё и менее трудозатратным для коренных американцев, живших недалеко от поселений европейцев. Для каменного топора нужно было искать подходящий кусок кремня и долго-долго обрабатывать его до нужной формы. Железный же топор можно было выменять на шкуры разной живности, которая в изобилии водилась в родных лесах. В первые годы XVII века французы разворачивают торговлю с индейцами вдоль реки Святого Лаврентия, голландцы и шведы вверх по рекам Гудзон и Делавэр, а торговцы англичан продвигаются вглубь Виргинии и Новой Англии. В 1670 начинает работу знаменитая Компания Гудзонова залива. Различные топоры были одними из самых желанных вещей для коренного населения. Это подтверждается списками подарков и товаров для торговли с индейцами. Жажда наживы гнала торговцев вглубь континента. Путь их был опасен: не все племена с радостью принимали чужаков. Часто стрелы сыпались градом на их каноэ с враждебных берегов. Но чем дальше от побережья, тем дороже можно было продать европейские товары. Например, в середине XVIII века в Монреале за два топора давали одну бобровую шкурку, а к западу от Великих озёр за один топор можно было получить больше трёх бобровых шкурок. Для удовлетворения огромного спроса была сильно упрощена технология производства топоров. Процесс изготовления можно описать так: железную полосу сгибали, образовывая проушину под топорище; концы этой полосы соединялись, и затем ковался клинок топора. Для изготовления хороших томагавков между концами полосы вставлялась стальная пластинка, которая позволяла получать более качественную режущую кромку. Постепенно, с увеличением конкуренции, при производстве топоров стали учитывать мнение покупателей. Топоры становились легче. Появились различные виды улучшенных изделий: томагавк, похожий на алебарду, томагавк с шипом, трубочный томагавк и множество других. Представитель Британской империи в Северной Америке, Уильям Джонсон, фиксировал у индейцев большой спрос на топоры. Например, в 1765 году Североиндийскому Департаменту для продажи дикарям требовалось десять тысяч топоров. Больше чем за две сотни лет колониальные державы продали и подарили индейцам сотни тысяч топоров. В такой торговле в проигрыше оставались, пожалуй, только бобры. Несчастные звери ощущали продажу каждого топора на своей шкуре.

Восстание Попе

Попе не верил, что женщины могут держать язык за зубами, поэтому в целях конспирации на советы женщины не допускались. Тщательным проверкам подвергались и его близкие. К примеру, когда ему стало известно, что его двоюродный брат Буа симпатизирует бледнолицым, он поспешил объявить его шпионом францисканцев. Индейцы забили Буа камнями насмерть.

Попе стремился еще до начала восстания избавить пуэбло от всех предателей-индейцев, от осведомителей и шпионов-францисканцев. Однако к испанцам все равно просочились сведения о тайной деятельности одного из индейских колдунов.

Францисканцы решили предупредить события. На всякий случай они арестовали всех колдунов и каждого десятого повесили как «язычника, еретика, предателя и жида». Попе тоже оказался в числе арестованных, но роковым десятым, на его счастье, не оказался. Вместе с другими он был переведен в тюрьму в Санта-Фе.

Индейцы, в жизни которых верования играли важную роль, не могли оставаться без защиты от злых духов. И племена стали готовиться к боям самостоятельно, без своих предводителей. Первой акцией, естественно, должно было стать освобождение «святых» пленников из тюрьмы в Санта-Фе.

И вновь из всех поселений полетели в губернаторскую резиденцию тревожные сообщения, что индейцы полны решимости атаковать Санта-Фе, если их колдуны не получат свободу. Губернатор все взвесил: его солдаты не смогли бы оказать сопротивление объединенным племенам пуэбло. Он уступил, несмотря на бурные протесты францисканцев. Томящиеся в тюрьме «духовные вожди» были освобождены. Попе вернулся в свое поселение Таос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector