Самое интересное оружие древности

6. Романский меч в культуре

Многочисленные изображения романских мечей сохранились на средневековых миниатюрах, фресках, скульптурах, барельефах и т. п. Нередко эти изображения можно использовать для типологизации и уточнения датировки периода использования того или иного типа меча. К примеру, мечи типа Х по Оукшотту часто изображались немецкими миниатюристами эпохи Оттоновского возрождения, тип XI можно встретить в английских манускриптах и на бронзовой дверной панели веронского собора Сан-Дзено Маджоре, много мечей типа XII изображено в библии Мациевского и в Апокалипсисе из Тринити-колледжа. В одной из копий «Романа об Александре» 1330 года присутствуют мечи типов XII, XIII и XIV, мечи типов XIII и XIIIa можно видеть на скульптурах Фрайбургского собора, XIIIb — на некоторых английских надгробиях. Мечи типа XIV часто встречаются на английских, французских и итальянских живописных и скульптурных изображениях периода 1270 — 1340 годов. Интересны статуи Наумбургского собора, сделанные в XIII веке и имеющие семь мечей, демонстрирующих два типа дисковидных наверший, и пять происходящих от формы бразильского ореха: у графа Германа и Дитриха фон Бренны высокая и полная разновидность с прямыми верхними гранями и вертикальным ребром тип D, у графа Конрада похожее, но со слегка вогнутыми верхними гранями тип D или E, у графа Дитмара толстое и высокое навершие с прямым верхним краем тип P, меч Вильгельма фон Камбурга имеет навершие, похожее на лодку тип N.

Иногда ценные данные предоставляет средневековая литература. В уже упоминавшемся «Романе об Александре» встречаются данные о двуручных мечах, а в «Романе о Ру» и сочинении де Жуанвиля — о седельных.

3. Изготовление

Изготовление меча начиналось с выплавки металла в сыродутной печи. Получившийся слиток проковывали, после чего составляли пакет из стали и железа или из стали с различным содержанием углерода высокоуглеродистой — более твёрдой, и малоуглеродистой — более мягкой и эластичной. Потом слои пакета, представлявшего собой заготовку будущего клинка, сваривали при температуре примерно 1100 °с применением флюса — речного песка, защищавшего сталь от «пережога». Необходимая температура определялась «на глаз», заготовка при этом должна была светиться жёлтым цветом, а для того, чтобы лучше различать оттенки, в кузнице обычно было темно. После сварки приступали к вытягиванию клинка при температуре около 950 °С, на что указывал светло-оранжевый цвет металла. Вытягивание производили ученики-молотобойцы, под контролем самого кузнеца, при этом заготовка приобретала примерные очертания и толщину будущего клинка, на ней выделывался хвостовик и выковывался дол. Альтернативным способом было вытачивание дола на холодном клинке, что было проще, но, нарушая структуру стали, ухудшало его характеристики. После этого кузнец проводил тонкую ковку, уплотняя лезвия и придавая клинку окончательную форму в идеальном случае клинок на этом этапе должен как можно точнее соответствовать размерам готового изделия. Уплотнение лезвий происходило при нагреве до красного цвета, мелкие детали и ошибки исправлялись напильником. После этого клинок подвергали тепловой обработке, состоявшей из трёх этапов. Сначала, для того что бы сделать сталь более однородной, его медленно накаливали до примерно 800 °С вишнёво-красный цвет каления металла и охлаждали на воздухе. Потом выдерживали как можно дольше при 780 °С тёмно-красный цвет, что улучшало структуру металла, после чего, для снятия напряжения в клинке, производился мягкий отжиг. Для этого клинок разогревали до красно-коричневого цвета, заворачивали в теплоизолирующий материал и оставляли остывать, причём желательно, чтобы остывание происходило как можно дольше. Все эти процедуры составляли только первый этап обработки. Вторым и наиболее важным этапом являлось закаливание, которое во многом определяло характеристики готового изделия. Для этого клинок нагревали до 800 °С, после чего быстро погружали в ёмкость с водой или маслом, в как можно более вертикальном положении. Сразу после этого проводили отпуск третий этап. Клинок нагревали до 250 — 300 °С до тускло-красного цвета побежалости, потом медленно охлаждали. Так повторяли несколько раз, попутно корректируя молотом проявившиеся недостатки и погрешности.

Далее готовый в целом клинок шлифовался. Сначала производилась грубая шлифовка, потом тонкая, после чего клинок очищали с помощью масла что давало дополнительно защиту от коррозии и затачивали. На хвостовике монтировались крестовина, черен и навершие. Хвостовик проходил навершие насквозь, его выступающий конец расклёпывался, фиксируя все элементы. Черен оплетали шнуром и обтягивали кожей. В довершение всего изготавливали ножны, тогда же могли сделать и пояс для ношения.

Одноручный Коготь Белиара

Коготь Белиара – это уникальное оружие, которое было добавлено в игру с дополнением “Ночь ворона”. Он принимает форму одноручного меча, руны или двуручного меча, в зависимости от того, какой навык у вас развит больше. В случае с руной, если вы принадлежите к фракции магов. Так же Коготь Белиара можно улучшать через каждые два уровня Главного героя, при помощи молитвы у статуи Белиара. При этом у Безымянного отнимается здоровье.

Коготь Белиара
Урон от 90 до 110 Оружие созданное самим Белиаром.
Шанс молнии от 12 до 50
Цена от 600 до 3300
Радиус удара 110
ID itmw_belliarweapon_1h_x где x число от 01 до 20

Гарда — часть клинкового холодного оружия

Возникновение элемента уходит в глубь веков. В древнем Риме мечи уже имели современную форму, а владеющие ими знали, что такое гарда. Оружейники пробовали ковать ее различной формы. Украшение мечей начиналось с рукояти: гарды и навершия с головкой.

Что такое гарда? Каждое клинковое оружие состоит из собственно клинка и рукояти. А разделом между ними, защитой руки от клинка противника, а потом и от попадания крови на кисть руки, и была гарда. Это металлический выпуклый щиток на рукоятке клинкового оружия типа шпаги или дужка на рукояти сабли. Гарда (по-французски garde) буквально означает «охрана». Вначале ее выполняли просто в виде плоской планки между лезвием и рукоятью, затем в виде небольшого диска. С 16 века их начали делать уже круглыми и выпуклыми, затем они начинают закрывать кисть руки целиком или частично. Гарда может расширяться в месте схода рукоятки с клинком или разветвляться: надвое у палаша или натрое — у сабли.

Далее вид и декор элемента видоизменялись до бесконечности, приобретая самые причудливые формы.

Романский меч

Быть может, самый известный меч средневековья. Использовался только элитными войсками, а если быть более точным – рыцарями. Но и на Руси романский меч был распространен главным образом среди княжеской дружины. Именно это оружие было атрибутом любого дворянина, являлось настоящей статусной вещицей, доступ к которой для простолюдинов был закрыт. Именно с этого меча в самом титулованном военном сословии средневековья появляется понятия чести. Романские мечи могли быть украшены камнями и золотом, но для боя использовали более скромные мечи, ведь меч – это в первую очередь оружие, которое убивает во славу сюзерена, короля или Господа.

Это олицетворение Высокого средневековья имеет очень широкую классификацию. Эфесы и клинки могли отличаться друг от друга, но это всегда были широкие (около 4 сантиметров) клинки. Одноручные романские мечи были длиной в метр, из которых 7-12 сантиметров приходилось на рукоять. Двуручные или, как их ещё называют, «боевые» романские мечи имели один лишь клинок не менее 100 сантиметров, а длина рукояти была в пределах 15-25 сантиметров. Вес такого монстра порой достигал 2-3 килограмм. Навершие представляло собой набалдашник из железа или бронзы, который порой украшался гербами, гравировкой, драгоценными камнями. Романский меч обладал гардой, которая помогала защитить кисть во время боя, что выгодно отличало этот меч от каролингского, где гарда была не в меру широкая и короткая.

7. Романский меч в наши дни

В настоящее время существует ряд фирм, производящих более или менее точные реплики средневековых, в том числе и романских, мечей, предназначенных для коллекционеров, реконструкторов средневековья, любителей исторического фехтования и просто ценителей холодного оружия. Точность соответствия средневековым мечам может варьироваться в довольно широких пределах. Примерами таких фирм являются Lutel Чехия, Hanwei Китай, Museum Replicas Индия, Arms & Armor США. Несколько более дорогую продукцию производят американские фирмы ASA Swordworks и Albion Armorers ныне Albion Swords. Albion Swords, например, в классе мечей первой группы по Оукшотту то есть романских предлагает покупателю двадцать одну модель в линейке Next Generation, две модели для начинающих линейка Squire Line и два меча для спортивных поединков: одноручный и полутораручный «боевой». Одна из моделей, типа Ха, названа фирмой в честь Эварта Оукшотта — The Oakeshott. В линейке Museum Line производятся точные копии различных исторических мечей, из них к романским относятся четыре модели: реплика меча из датского замка Соборг тип XI Оукшотта, туринского меча святого Маврикия тип XII, меча, найденного в стокгольмском квартале Тритония тип XIIIb и меча, хранящегося в музее Клинков Золингена тип XIV. У Arms & Armor как минимум две модели относятся к романским мечам, у Lutel около семи, у Museum Replicas не меньше двух.

Помимо компаний, выпускающих копии мечей промышленными методами, небольшой процент реплик изготавливают также некоторые кузнецы. Такие образцы отличаются, как правило, более высоким качеством. Отличной репутацией пользуются, например, изделия шведского кузнеца Петера Йонсена, сотрудничающего с фирмой Albion, для которой он разрабатывает дизайн их моделей.

Романские мечи иногда служат источником вдохновения для создания мечей киногероев. Например, меч отрицательного персонажа Каргана из известного фильма «Горец» восходит формой клинка к мечам типа XIIa и XIIIa Оукшотта. К типу XIIIa принадлежит и меч всадника без головы из фильма «Сонная лощина».

Конструкция романских мечей учитывалась и при создании мечей для кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Профиль клинка меча Нарсил/Андурил соответствует типу XIIa, но имеет при этом нетипичное для этого типа сечение, более точно к этому же типу относится меч предводителя наёмников, меч Боромира принадлежит в целом к типу XIV, меч Эовин — к типу Х. Дизайн всех мечей разрабатывался фирмой Weta Workshop в сотрудничестве с художником-постановщиком фильма Джоном Хоу и кузнецом Питером Лайоном.

Более точные в историческом отношении мечи можно встретить в некоторых фильмах, действие которых происходит в средние века. Например, для главного героя фильма «Арн: Рыцарь-тамплиер» Петером Йонсеном и фирмой Albion Swords был разработан «меч крестоносца», украшенный изображениями крестов на клинке и навершии, с надписью лат. In Hoc Signo Vinces — Под этим знаком ты победишь. Образцом послужил венский меч святого Маврикия, тогда как кресты на клинке напоминают те, что нанесены на другом мече с таким же именем — туринском. Меч главного героя фильма Ридли Скотта «Царство небесное» сделан в стиле мечей типа XII Оукшотта, правда, при этом он несколько крупнее, чем это положено для данного типа.

Гарда

Закрытый или полуоткрытый эфес с дополнительными дужками и другими элементами является сложным (или развитым)

Выполнение приёма «половина меча». Рисунок из Кодекса Валлерштайна (англ.)русск.. Согласно трактатам того времени, бойцы иногда брали собственный меч обеими руками за клинок, нанося удары навершием и крестовиной.

Гарда, как и рукоять, крепится на язычок и предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гард не существовало. Появилась гарда по мере развития фехтования, когда появилась необходимость в более удобном и безопасном парировании ударов противника. Первые варианты гарды представляли собой перекрестье — планку, перпендикулярную клинку и рукояти, и находящуюся в той же плоскости, либо небольшой диск, установленный между клинком и рукоятью. В эпоху Римской империи гарда уже являлась обязательной принадлежностью меча. Начиная с XVI века стали появляться круглые гарды, а также гарды, защищающие кисть целиком с помощью дужки — изогнутой части, идущей от верхней части рукояти до нижней.

На боевых ножах для предупреждения соскальзывания руки на клинок служит подпальцевый упор, который обеспечивает безопасность при нанесении колющего удара. Но и гарда в её классическом понимании осталась на некоторых моделях ножей.

Гарда отсутствует на некоторых типах клинкового холодного оружия, из-за специфики его применения, например у шашек и метательных ножей.

Требующие для владения ловкость

В этом разделе представлено оружия, для использования которого нужна ловкость, однако, на урон она не влияет, по всей видимости из-за ошибки разработчиков.

Рапира бандита
Урон 40 Такими шпагами вооружены практически все бандиты в Хоринисе.
Нужно ловкости 20
Цена 250
Радиус удара 70
ID itmw_addon_bandittrader
Шпага
Урон 40 Изящная сконструированная шпага. Дает бонус +5% к владению одноручным оружием.
Нужно ловкости 20
Цена 500
Радиус удара 70
ID itmw_1h_vlk_sword
Рапира
Урон 100 Мастер изготовивший эту рапиру знал свое дело. Прекрасная балансировка позволяет улучшить владение одноручным оружием на 8%.
Нужно ловкости 50
Цена 2000
Радиус удара 70
ID itmw_rapier
Шпага мастера
Урон 120 Такая шпага проткнет кого угодно. При желании ей и дракона можно заковырять. Дает бонус 10% к владению одноручным оружием.
Нужно ловкости 60
Цена 2400
Радиус удара 100
ID itmw_meisterdegen
Бетти
Урон 130 За счет очень плоского лезвия, этот меч практически ничего не весит. Однако, для владения им необходимо быть очень ловким.
Нужно ловкости 110
Цена 1300
Радиус удара 110
ID itmw_addon_betty

5. Романский меч на Руси

Мечи, использовавшиеся в русских землях, принципиально не отличались от общеевропейских и во многих случаях являлись импортом из Западной Европы. В полной мере это справедливо и по отношению к романским мечам. Информацию о романских мечах, найденных на территории, где располагались русские княжества, обобщил в первом выпуске своего труда «Древнерусское оружие», вышедшего в 1966 году, советский историк Анатолий Кирпичников. Согласно его данным, известно 75 таких мечей XI — XIII веков, из них 45, поддающихся типологическому определению, Кирпичников распределил на семь типов и один подтип. При этом следует отметить, что типы I, II и IIа имеют двухсоставные навершия, характерные для каролингских мечей. Основанием для их включения в группу романских мечей является, по всей видимости, их поздняя, «пост-каролингская» датировка, а также, вероятно, наличие похожих мечей в типологии Брюн-Хоффмайер группа I, мечи переходного периода. По мнению Кирпичникова, такие навершия в данный период были характерны именно для Восточной Европы.

Типы русских мечей романского типа по Кирпичникову:

  • тип IIа. Один экземпляр, выделенный Кирпичниковым в отдельный подтип, датирован XII веком. Бронзовые навершие и крестовина украшены рельефным орнаментом с растительными мотивами и изображением усатого человека. Крестовина толстая и короткая.
  • тип II. Навершие, разделённое на три доли, бронзовое или железное, крестовина у большинства слегка изогнута 6 экземпляров. Восходит к типам S и A Петерсена.
  • тип I. Бронзовое навершие, разделённое на пять долей, крестовина также бронзовая, прямая или слегка изогнутая 7 экземпляров.
  • тип V. Навершие в форме бразильского ореха линзовидное по терминологии Кирпичникова8 экземпляров.
  • тип III. Навершие седловидной формы полукруглое. Три экземпляра, датированных XII-первой половиной XIII века.
  • тип IV. Грибообразное навершие тип В, В1 по Оукшотту и прямая крестовина 2 экземпляра.
  • тип VII. Пяти- или восьмигранное навершие, прямая или изогнутая крестовина 4 экземпляра.
  • тип VI. Дисковидное навершие и прямая в большинстве случаев крестовина. Самый многочисленный тип 14 экземпляров.

Из 75 экземпляров больше половины 44 найдены на Украине в том числе 16 в Киеве и Киевской области, 8 в Белоруссии. Мечи, найденные на территории России, сосредоточены в основном на территории Ленинградской области, Новгорода и Пскова с областью — 17 экземпляров из 20. У двух мечей место находки неизвестно.

У 14 из 20 расчищенных Кирпичниковым мечей обнаружились какие-либо надписи или знаки. С учётом трёх меченых мечей, известных ранее, знаки распределились следующим образом: три меча несут на себе имена кузнецов — Ingelrii, Etcelin, Swenislaw, шесть — сокращённые надписи позднее были открыты ещё две, три — знак «крест в круге», на двух сохранился орнамент.

Сравнительно с другими видами вооружения мечи были довольно редки. Из 758 содержащих оружие обследованных погребений XI — XIII веков только в 88 имелось длинноклинковое оружие при этом часть из них являлась саблями. Из 614 погребений XI — XII веков таковые содержались в 35 6 %, из 144 погребений XII — XIII веков- уже в 53 35 %. Мечи использовались главным образом тяжеловооружёнными конными копейщиками называвшимися оружниками, бронистцами или бранистарцами, составлявшими основу войска длинноклинковым оружием могла выступать у них и сабля. Выполнив таранную копейную атаку, воины брались за клинковое оружие и вступали в непосредственный рукопашный бой с противником. Иногда мечи могли иметь тяжеловооружённые пешие копейщики, легковооружённые же пехотинцы и всадники, выполнявшие роль лучников, ими не обладали.

Навершие («яблоко»)

Головка рукояти. Толедо, Мастер Хуан де Аскойтийя, первая половина XVI века

Навершие (или головка рукояти) типа «яблоко» выполняет три функции:

  • служит противовесом, улучшая баланс оружия (поэтому её часто изготавливают из тяжелого материала (например, свинца));
  • удерживает руку от соскальзывания (например, при нанесении рубящих ударов оружие может «вырваться» под воздействием центробежной силы, возникающей, особенно если боец ослаб от усталости или ранен);
  • служит для крепления рукояти, изготовленной из любого материала, на хвостовик клинка.

В «яблоки» иногда вставляли драгоценные камни.

Исторически существовали две основные формы наверший: славяно-германское (полуовальное) и римское (круглое).

Устройство сабли

A — эфес (рукоятка, крыж). Детали B, C, D, E не относятся к эфесу. 1 — навершие (тыльник, головка рукояти). 2 — черен (рукоять). 3 — перекрестье. 4 — крестовина (гарда, огниво, решетка). Детали 5 — 10 не относятся к эфесу.

Гладиус

Этот меч, который прославил Рим, по большему счёту является интерпретацией ксифоса. Впрочем, у Ливия, одного из известнейших римских историков, другое мнение на этот счёт. Его вывод заключалось в том, что гладиус произошел от кельтских периодов Латенской и Гальштатской культур. Но споры по этому поводу не утихают, да и не главное это. Всё равно этот меч останется в истории как символ главного аргумента любого римлянина.

Гладиусы изготавливали из более высококачественного металла, чем ксифосы. К тому же, остриё имело широкую режущую кромку, а центр тяжести был сбалансирован за счёт навершия, который приходился на рукоять и представлял собою шар. Клинок был, конечно же, коротким, да и предназначался он для строевого боя. Римские солдаты, как правило, использовали колющие удары, а рубящие оставляли новобранцам. Последние считались недейственными и характерными больше для неопытного паренька, чем для римского легионера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector