Шпага: самое благородное холодное оружие

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Фехтование

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Спортивные снаряды

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

Шпага в России

Первые шпаги ставили на вооружение стрельцам, однако они не получили широкого распространения, заметно уступая по популярности саблям.

В русской армии — с начала XVIII века[источник не указан 2561 день], в 1741 г. заменена у солдат пехоты полусаблей, позже и у офицеров — саблей. С XIX века (до 1917 г.) была принадлежностью формы одежды генералов и офицеров кирасирских полков вне строя, а также парадной формы гражданских чиновников.

Право на ношение шпаги было привилегией. Студенты часто получали право носить шпагу после окончания университета. Из всех университетов России только в Московском университете студент получал право на ношение шпаги уже при зачислении.

Французская шпага сербского королевича Александра 1916 года ПМВ. Серб-крестьянин душит трёх змей: Германию, Австро-Венгрию и Турцию, попирая ногой Болгарию.

История

исп. espada ropera / фр. rapière

Основная статья:

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere, вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas) — меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха, а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи, и открытий Колумба. Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами. В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отсутствии как доспеха, так и щита — было достаточно кинжала или даги, а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом, намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

См. также: Рапира (спорт)

итал. fioretto (современная версия)

Итальянское тренировочное оружие с тупым наконечником на гранёном клинке, которое использовалось для обучения фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret, исп. florete, нем. florett, англ. foil) означает как оружие целиком, так и наконечник на его клинке. В русском языке это оружие называлось рапира. Оружие можно было комбинировать и за счёт веса двумя рапирами можно было атаковать в бою с двух рук. Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя, и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием», а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Спортивная шпага

Спортивная шпага — используемое в фехтовании оружие, состоит из стального гибкого клинка, защитной гарды и рукоятки. Главной характеристикой спортивной шпаги является клинок трёхгранного сечения (максимальная ширина граней 24 мм), утончающийся к вершине, на которой имеется наконечник с подвижным электроконтактным механизмом.

Стандартная длина спортивной шпаги составляет 110 см, масса 770 граммов.

Правилами фехтовальных соревнований устанавливают следующее: длина клинка до гарды не должна превышать 90 см, а стрела прогиба клинка не должна быть больше 10 мм, диаметр гарды должен составлять 135 мм, а монтажное отверстие должно располагаться на расстоянии не более 35 мм от центральной точки гарды. Размер рукоятки спортивной шпаги с гайкой должен быть не более 235 мм.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта.

Соревнования по фехтованию на шпагах проводятся как среди мужчин, так и женщин.

В 1860 году состоялся и первый официальный чемпионат России по фехтованию.

С 15 по 21 августа 1928 года в рамках I Всесоюзной спартакиады состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 110 спортсменов из 13 республик, городов и районов. Список чемпионов страны открыли рапиристы Константин Фельдман и Екатерина Лопатина, саблист Юрий Мордовин, Николай Афанасьев, а также А.Нечаев, выигравший турнир по фехтованию на винтовках с эластичным штыком.

На Олимпийских играх женская шпага дебютировала в 1996 году в городе Атланта (США). Первой чемпионкой стала француженка Лаура Флессель.

История

Гнутый эфес берёт своё начало на Пиренейском полуострове, где начиная с 1460-х годов, испанские и португальские бойцы всё чаще использовали своё оружие не только для атаки, но для защиты, закладывая тем самым основу искусства фехтования. При этом они оснащали свои мечи дополнительными дугами для защиты пальцев перебрасываемых через крестовину, что было обычной практикой позволявшей лучше контролировать оружие, особенно при парировании. Эфес меча с двумя дугами по сторонам клинка и послужил основой для дальнейшего развития гнутых эфесов, в связи с чем Э. Окшотт назвал такой тип эфеса «базовым» (англ. Basic Hilt).

Новые элементы эфеса начинают активно добавляться примерно с 1530-х годов, а после 1550 года количество вариантов становится настолько большим, что разобраться в них и классифицировать, становится достаточно затруднительным. Гнутые эфесы продолжали оставаться в употреблении до 1640-х годов, хотя в XVII веке их формы, пропорции и украшения меняются параллельно с общими тенденциями моды. В этот период они украшаются деталями в виде шишечек или дисков, или оформлением напоминающим лепные украшения — всё это на видных местах гарды, крестовины могут быть чрезвычайно длинны, а концы защитных дужек сделаны в виде завитушки или кольцеобразного отростка; стиль в общем стремится к экстравагантности и даже местами к фантастичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector