Оруженосец

Возникновение сословия

Еще в Древнем Риме возник такой слой общества как эквиты. Это переводится как всадники. Сословие имело привилегированное положение. Но основное влияние на появление рыцарства оказало нашествие кочевников-гуннов в процессе Великого переселения народов. Было это в IV-VII веках. Кочевники имели тяжелое вооружение и длинные мечи, они и стали прототипом рыцарского образа, который со временем распространился по всей средневековой Европе.

Во Франкии, во времена нападения арабов, преобладали пешие войска из свободных крестьян, им было не по силам дать отпор захватчикам. Карл Мартелл начал раздавать церковные и земли короны свободным, но безземельным, людям на временное или бессрочное пользование. Взамен они ему предоставляли свои услуги конной службы.

С VIII века начинают распространяться вассальные отношения, люди на службе у господина должны были ему присягать на верность.

В Германии с XI века образовалось особое сословие — динстманнов. Эти люди по своему положению были выше горожан и свободных селян, но ниже свободных рыцарей. В отличие от последних, динстманны не могли покинуть службу по своему желанию.

Во Франции рыцарство было одним из признаков знатного происхождения, хотя изредка в сословие удавалось проникнуть несвободным гражданам, имеющим пожалованный надел земли. Такие люди относились к низшей знати.

В средневековой Англии посвятить в рыцари мог только король, но для пожалования звания было достаточно только факта владения землей. Происхождение имело второстепенное значение.

Без комиксов не обошлось

Положительные герои романов, как обычных, так и графических, любят подчеркивать, что у них есть свой кодекс чести, который не дает им совершать зло. Не стал исключением и Бэтмен.

«Темный рыцарь» — история противостояния, когда главный герой и главный злодей не уступают друг другу в харизматичности, уме, логике и изощренности. Сюжет, игра актеров и кассовый успех в первые недели проката говорят сами за себя. Кристофер Нолан, продюсер и режиссер этой картины, в который раз показал всему миру, что снимать драматические триллеры у него получается лучше всего. А посмертный Оскар, присужденный Хиту Леджеру за эту роль, показывает, насколько удачен был подбор актеров.

Пересказывать сюжет фильма «Темный рыцарь» смысла нет, ведь каждый поклонник этой саги уже засмотрел его до дыр, а тот, кто далек от этой темы, все равно не поймет, в чем соль.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Восточный взгляд

Как уже говорилось выше, не только европейская культура увековечила рыцарские подвиги. В стране Восходящего солнца тоже слышали об этих искателях правды и справедливости для всех.

«Легенда святых рыцарей» — это анимированный сериал, вышедший в 2009 году. Он показывает взгляд на кодекс чести рыцарей с иной, фантазийной стороны. Главный герой попадает в один из выдуманных миров и понимает, что оказался в самой гуще войны. Его заставляют выбрать одну сторону и колдовством принуждают к убийству. Но, чудом сбросив с себя чары, юный рыцарь обращает ситуацию в свою пользу.

К сожалению, получив хорошее начало, «Легенда святых рыцарей» не получила продолжения, хотя фанаты ждут его до сих пор, в надежде на то, что манга рано или поздно все-таки оживет.

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

  • быть сильным и умелым воином, хорошо драться на мечах, копьях и топорах, быть искусным наездником;
  • проявлять доблесть в бою, сохранять боевой дух и не проявлять трусости, будучи побеждённым — не кричать от боли и не молить о пощаде;
  • быть справедливым и выступать на стороне правого против неправого;
  • защищать слабых, особенно детей и женщин, которые не могут защитить себя сами, не обижать их;
  • чтить богов, защищать веру в Семерых, её служителей и храмы; впрочем, к излишней набожности многие рыцари относятся как к признаку слабости;
  • на войне подчиняться приказам командиров и начальников, принеся кому-то присягу — проявлять верность, защищать господина любой ценой, исполнять его приказы и говорить ему только правду;
  • сражаться за державу и защищать её от врагов;
  • быть учтивым и любезным, особенно по отношению к женщинам;
  • проявлять щедрость и великодушие; вернуть побеждённому противнику его доспехи и коня без выкупа или послать к раненому собственного врача — крайне достойный поступок;

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени — только подходили и гладили.

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля — славная смерть для рыцаря.

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе. Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин. Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч — рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы. Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения.

Клятва своей рыцарской честью священна, слово рыцаря многого стоит. Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам. Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться. Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора. Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания. Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря.

Сандор Клиган, относившийся ко всем этим стереотипам с болезненным презрением и отказавшийся принять рыцарское звание, говорил:

Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться

Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.

Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.

Турнирные доспехи

В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.

Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.

Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.

Мобильность рыцаря в доспехах

Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.

Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.

Известные даты и кампании

  • M15-25 — Тёмная Эра Технологий. Создана система СШК, развиты варп-перелеты, позволяющие космическим кораблям быстро перемещаться но огромные расстояния. Человеческие колонии процветают на миллионах планет. Основаны первые рыцарские миры.
  • M25-30 — Эра Раздора. Рыцарские миры оказались в одиночестве на многие тысячелетия.
  • M30 — Император прибывает на Марс, где его признают Омниссией. Он заключает союз между Марсом и недавно объединенной Террой.
  • 850.M30 — первый рыцарский мир Кризис вновь открыт и вошел в новый Империум.
  • M30 — Механикум использует свое влияние, чтобы претендовать на права на торговлю со многими рыцарскими мирами. Рядом с самыми богатыми минералами планетами созданы миры-кузни.
  • M30-31 — более сотни рыцарских миров обнаружены и вошли в состав Империума Человечества.
  • 005.M31 — начинается Ересь Хоруса.
  • 014.M31 — Император убивает Хоруса. Конец Ереси.
  • M31 — оставшиеся верными рыцарские дома начинают кампании мести по уничтожению собратьев, перешедших на сторону Хаоса.
  • 544.M32 — Waaagh! орков уничтожает все рыцарские дома на планете Воринт. Дважды прозвонил Колокол Потерянных Душ.
  • 529.M33 — демоническое вторжение, охватившее три сектора, было остановлено тремя рыцарскими домами во главе с домом Террин. Демон Блоротракс клянется в вечной мести дому Террин.
  • 104.M36 — 12 рыцарских домов, ведомых Адептус Механикус, отправляются в систему Цепь Мортан. В результате великого похода найдено множество древних технологий.
  • 112.M41 — Империум устанавливает первый контакт с рыцарским миром Краг, который в течение двух тысяч лет был отрезан сильнейшим варп-штормом.
  • 230.M41 — Рыцари дома Таранис сражаются с демоническим вторжением на Тарсок V. Несмотря на тяжелые потери, им удается победить возглавлявшего демоническую орду Великого Нечистого и остановить вторжение.
  • 249.M41 — в запутанной «Войне чести» верховные короли шести рыцарских домов сражаются между собой, чтобы установить, кто может претендовать на титул Лорда Звезд Секстанта. Несмотря на приказ Высших Лордов Терры воздержаться от этого бессмысленного безумия и все санкции Империума, война продолжается.
  • 559.M41 — главные рыцарские дома планеты Скуптиум VII практически уничтожены на начальных этапах огромного вторжения зеленокожих. Только герои наименьшего дома в мире, Чёрного Черепа, смогли препятствовать тому, чтобы весь суб-континент был захвачен орками. В конечном счете последние 12 Рыцарей разрушенного дома вернули всю родную планету.
  • 572.M41 — возглавляемые домом Ворона, пять рыцарских домов и дюжина вольных клинков остановили механизированные орды Waaagh! Глуттока. В нескольких звездных системах Рыцари противостояли колоннам батлвагонов и орочьих танков. На фабричной планете Бластум состоялось финальное сражение. Направляя свой «Превознесенный Суд» в гущу битвы Греван, Железный Герцог, врезался в строй орочьих шагателей и разорвал стомпу Глуттока цепным мечом «Жнец».
  • 632.M41 — во время Яладрианского крестового похода отряды дома Кадмус высадились на болотистом мире Налибраксис II. Рыцари попали в засаду Тысячи Сынов, поддерживаемых множеством демонических машин и были уничтожены. Дом Кадмус дал клятву мести.
  • 975.M41 — рыцарский мир Аваррис почти захвачен некронами династии Саутех.
  • 993.M41 — Рыцари-странники дома Гриффит присоединяются к спасательным силам для эвакуации планеты Йорвит, прежде чем она будет заполонена тиранидами флота-улья Кракен. Они успешно выполнили миссию, выжившие Рыцари взошли на борт последнего корабля за несколько минут до того как покинутая планета взорвалась, уничтожив бесчисленное количество ксеносов.
  • 443998.M41 — рыцарские дома Аларика Прайм ведут своих Кадианских союзников в контратаку против Грукка, варбосса «Красного» Waaagh!
  • 757999.M41 — Империя Тау атакует мир-улей Агреллан. Империум с трудом справляется с тактикой командующей Тень Солнца, но своевременное прибытие отрядов дома Террин останавливает наступление. Вольные Клинки также показывают себя в ожесточенных схватках, но, тем не менее, Агреллан был потерян.
  • 999.М41 — дом Террин продолжает сражения против сил Третьего сферического расширения Империи Тау за Префекцию. Планета пала под натиском превосходящих сил тау.
  • 995999.M41 — начинается 13-й Чёрный крестовый поход Абаддона Разорителя. Дюжина рыцарских домов спешит укрепить защиту Кадианских Врат.

Рыцарские добродетели

«Рыцари Христа» Яна ван Эйка

«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу. 1480 г.

Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировалась характеристика, присущая только настоящему рыцарю:

Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Примечания[править]

  1. «Ведро» и малый шлем под ведро он наденет вместо «шляпы» перед боем, и скинет, когда от таранного удара копьём перейдёт к мечу — тяжёлый шлем страшно ограничивает обзор и в нём трудно дышать, а в ближнем бою хватит и малого шлема — цевельера или бацинета.
  2. Традиционное для Франции название человека из народа, это как по-русски «Иван — крестьянский сын».
  3. Оруженосец Жан дю Сосэ, с двумя башелье, 17 оруженосцами и 17 конными лучниками. Смотр в Мон-Сен-Мишель, 7 июня 1424 г. (выдержка из средневекового документа; термины: башелье — простой рыцарь, баннере — рыцарь со знаменем-баннером, командующий своим отрядом рыцарей; «конным лучником» во Франции называли самого обычного пешего лучника, просто имеющего коня, чтобы не ходить пешком, а вот в Рейхе конный лучник был самый настоящий — наёмник-мадьяр, стреляющий с коня из лука).

Рыцарь очень горд за свою честь и имя

Внешняя сторона рыцарской культуры ценилась куда больше, чем внутренняя

Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цветам, предметам, манерам. Про красоту телесную говорилось мало, ибо найти что-то красивое в изрытой оспой и шрамами (намекающими на доблесть) гнилозубой бородатой морде с засаленной башкой, по которой скачут вши, было весьма трудно

Откровенно говоря, было большим западлом появиться не в том наряде. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения.

Кстати, о гордыне: провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, она считалась важнейшим достоинством рыцаря. Это были совершенно пафосные ребята, для которых месть за оскорбление, пусть даже и мнимое, была законом. Какое христианское всепрощение, о чем ты? После того, как Папа Римский заявил, что убийство неверных и есть прощение за грехи (раньше даже рыцарям приходилось искать искупление за смертный грех), жадных до крови и славы рыцарей было не остановить. Честь и пафос были выше.

Рыцари вообще мало ценили человеческую жизнь: свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим — крестьянам, горожанам, купцам и им подобным — не было и речи о каком-то «рыцарском» отношении, так что вырезать всех жителей города было нормой.

В 1370 году французский Лимож восстал против Эдуарда «Черного Принца». Восстание быстро подавили. Троим французским рыцарям «Черный Принц» пощадил жизнь, взяв их в плен и получив неплохой выкуп. А вот с жителями города, взмолившими о пощаде, поступили менее дружелюбно — их вырезали. Поэтому рыцари так часто насиловали городских девственниц и всех, кто попадался под возбужденный половой орган.

И хотя поражение и пленение считались вещами позорными, гораздо более стремным было бегство с поля боя. Вычислить было очень просто — по геральдике на нарядах. Поэтому приходилось всеми силами доказывать свою репутацию и имя.

Миф III:Рыцари были малорослыми

Этот миф нельзя назвать совсем уж безосновательным, так как в Средние века средний рост мужского населения Европы действительно был несколько ниже, чем сейчас. Хотя, по утверждениям некоторых ученых, в раннем Средневековье люди были практически такими же рослыми, как и мы. Но во времена классического Средневековья и начала Нового времени их средний рост был все же меньше, чем у нас.

Причина банальна — качество и количество питания, а также климатические изменения и различные болезни. Но, тем не менее, нужно понимать, что как раз рыцари питались лучше остальных, так как имели больше возможностей, чем крестьяне и горожане.

Если сравнивать рыцарей с современными людьми, то да, они скорее всего были в среднем чуть ниже. Но если сравнивать с людьми того времени — то они вполне могли возвышаться над окружающими полуголодными крестьянами на полголовы.

Лишение рыцарского звания

Наряду с возможностью стать рыцарем также существовала вероятность быть изгнанным из ордена, покрыв позором свое имя и весь род. Если человек нарушал рыцарский кодекс или вел себя не соответствующим его титулу образом, над ним проводилась обратная процедура.

Церемония сопровождалась пением заупокойных псалмов. Выставив его щит с гербом на эшафоте, с самого рыцаря поочередно снимали части вооружения и облачения. После того как мужчину раздевали и облачали в длинную рубаху, щит разбивался на три части. Бывшего воина спускали с виселицы, продев петлю веревки под подмышками, после чего под насмешки толпы отводили в церковь. Там по нему проводили заупокойную службу.

Если его преступление было тяжким, то приговором была смерть. После мессы изгнанника отдавали в руки палача. В более легком случае рыцаря лишали всех званий, наград, земель, а имя его и всех потомков покрывалось позором. В каком-то роде смерть была более щадящим наказанием, ведь помилованный опозоренный рыцарь до конца жизни был вынужден жить в нищете и презрении.

Как становились рыцарями в Средневековье? Нужно было пройти многолетний путь подготовки и иметь дворянское звание. Но все это не означало, что мужчина будет обладать необходимыми моральными достоинствами. Как бы ни идеализировали рыцарство, часто среди членов сословия попадались жадные и жестокие люди, которые не гнушались грабежом и убийствами.

Просмотры:
18

Рыцари-ленники

За службу присягнувший рыцарь может быть вознагражден земельным наделом с крестьянами и передавать эту землю и доходы от неё по наследству. Таким образом, рыцарь становится мелким феодалом, рыцарем-ленником (англ. landed knight). Собственная земля и крестьяне делают рыцаря финансово независимым — он может уже не нести постоянной службы при дворе сюзерена, а заниматься мирным хозяйством в своём имении и даже брать к себе на службу присягнувших рыцарей победнее, как это делал сир Юстас Осгрей. Многие благородные дома Семи Королевств — это не более чем семейства рыцарей-ленников; среди вассалов крупных лордов их на порядки больше, чем лордов помельче. Мандерли, сами вассалы Старков, числят среди своих вассалов дюжину мелких лордов и сотню рыцарей-ленников, у Осгреев в период их наибольшей мощи в вассалах ходили двадцать мелких лордов и сто рыцарей-землевладельцев.

Во время войны рыцарь-ленник, как повелевает ему вассальный долг, обязан явиться на службу к сюзерену с теми силами, которые он сможет собрать в своих владениях. Так, Титос Ланнистер сделал спасшего ему жизнь псаря Клигана своим вассалом-землевладельцем, пожаловав ему земли и замок; внук псаря, рыцарь-ленник Григор Клиган, служил Тайвину Ланнистеру в качестве одного из военных командиров.

Впавшие в немилость лорды могут лишиться своего звания и также превратиться в рыцарей-ленников. Подобная история случилась с Коннингтонами: если Джон Коннингтон был лордом и десницей при короле Эйрисе II Таргариене, то унаследовавший Грифонье Гнездо и остатки земель своего дяди Роннет Коннингтон именовался всего лишь Рыцарем Грифонов.

Юстас Осгрей владел тремя деревнями, впрочем, маленькими, безымянными и способными в сумме выставить только восьмерых годных в солдаты мужчин. Рыцари-ленники братья Уоды, присягнувшие на верность Уэнтам из Харренхолла, владели холмами на границе Речных земель с Королевскими.

Богатые рыцари-ленники могут владеть замками и множеством деревень, таким образом, во всем превосходя мелких лордов и будучи лордами во всем, кроме титула. Так, Рыцарь Девяти Звёзд Саймонд Темплтон во время конфликта лордов Долины с Петиром Бейлишем собрал и привел к Лунным Вратам армию из тысячи человек. Для сравнения, у самого лорда Бейлиша в его безымянном владении на Перстах было всего четверо слуг и ровно один стражник, а в деревне на острове — дюжина крестьянских семей. Впрочем, рыцарь-ленник, даже богатый и знаменитый — не пара принцессе королевской крови, а дочери рыцаря-ленника — не пара принцу.

Право темницы и виселицы означает следующее: король дает лордам право заточать и казнить на своих землях, тогда как рыцарь-ленник не имеет права наказывать кого бы то ни было без разрешения своего сюзерена. И лорд, и рыцарь должны поддерживать порядок на своей земле, но лорд может сам казнить и миловать пойманных разбойников и воров, а рыцарь обязан только задерживать их и доставлять своему сюзерену на суд.

Оруженосец

Пришло время взросления. Вторым шагом рыцарского воспитания было служение оруженосцем своему господину. Этот период начинался в 14 лет и продолжался до 21 года. В Средневековье с этого возраста молодой человек считался совершеннолетним. Королевские носители сбруи состояли в этой должности пожизненно.

Оруженосцем также мог стать только юноша дворянского происхождения. В редких случаях в это звание могли посвятить и простолюдина. Также граждане незнатного рода являлись оруженосцами-сержантами при некоторых господах. Эта должность вверялась им до конца жизни.

Оруженосец прислуживал своему сюзерену во всем. Он был рядом с ним при дворе, на турнирах и на поле битвы. Молодой слуга следил за состоянием оружия, доспехов и коня своего покровителя. Во время боя оруженосец подавал оружие господину, а также сражался с ним бок о бок.

Молодой человек находился на полном обеспечении у своего сюзерена, последний был обязан обучить его воинскому делу и всем аспектам рыцарского воспитания.

Существовал еще один способ, как стать рыцарем в Средние Века. Удавалось это не многим. Если в битве молодой человек побеждал рыцаря, то его посвящали в желаемое сословие прямо на поле брани, ведь в таком случае он покрывал свое имя славой.

Дурнопахнущие «красавчики»

Как известно, гигиена в Средневековье оставляла желать лучшего, особенно в Европе. Там люди могли не мыться годами, «благоухая» запахом пота и экскрементов. Особенным пренебрежением к собственной гигиене славились рыцари. Немаловажную роль играли в этом их доспехи. Снять самостоятельно их было очень сложно, поэтому во время военных походов рыцарь оставался в доспехах круглыми сутками. Поддетая под латы войлочная рубашка пропитывалась потом, запах от неё резал глаза. Известен даже случай, когда враги вычислили место, где остановились рыцари, только по запаху.

Сюда же стоит прибавить и амбре изо рта. Гигиена полости рта у рыцарей полностью отсутствовала. И хорошо, если к 30 годам у рыцаря оставалось хотя бы с десяток зубов. К тому же, рыцари любили выпить пива, заев его чесноком. Считалось, что чеснок избавляет от множества болезней

Так что дамам, которым рыцари оказывали своё внимание, приходилось всё это терпеть. Впрочем, и прелестные леди не утруждали себя чисткой зубов и ежедневным омовением

Так что рыцари, запах которых сбивал с ног, не сильно выделялись при дворе. Особенно внешне.

Это сейчас из-за идеализации образа рыцаря нам кажется, что все они были высокими мускулистыми мачо. На деле же средний рост рыцаря составлял около 160 сантиметров. Но в Средние века рост людей в целом был ниже, чем сегодня. Прекрасной внешностью тоже могли похвастаться далеко не все рыцари. Бушевавшие эпидемии оспы откладывали свои отпечатки на их лицах. Изрытое оспинами лицо рыцаря было привычной картиной. Равно как и борода, в которой то и дело застревали куски пищи. Бритьём «благородные мужи» себя не утруждали — по волосам и бороде ползали многочисленные выводки блох и вшей. В общем, рыцари были теми ещё «красавцами». А ещё, несмотря на существующий кодекс, многие из них были отъявленными подонками.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Автор статьи:

ULFHED

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector