Боевой вертолет ка-52 «аллигатор»
Содержание:
История
В 50-60 годы минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, способного эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными, и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24, знаменитый «крокодил».
Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл — своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.
В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.
За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.
В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач» — только стоил дешевле.
Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной — возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.
Вертолет-трансформер: Ка-226Т
Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.
Использование двух мощных французских двигателей позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза. Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе на малотоннажных судах, в условиях городской застройки, в горной местности.
В 2015 году между Россией и Индией было заключено соглашение о поставке 200 вертолетов Ка-226Т. Контракт предусматривает передачу 60 машин российской сборки, а остальные вертолеты будут собираться в Индии.
Испытания и первые попытки поставки на экспорт
Начиная от восемнадцатого шпангоута и далее к носу вся конструкция «Черной акулы» претерпела существенные изменения. Осенью 1996 года прототип был готов. Черная машина с надписью «Аллигатор» была продемонстрирована общественности и сразу заинтересовала специалистов. В июне 1997 года летчик А. Смирнов поднял в воздух и «подвесил» первый опытный «Аллигатор». Вертолет управлялся хорошо, и начался этап его испытания в различных вариантах комплектации навигационным и прицельным оборудованием. Попытка в 1999 году предложить его турецкой армии успехом не увенчались, так как, по условиям тендера, сборка и частичная комплектация должна была производиться вне России, что противоречило соображениям технологической безопасности. По той же причине было свернуто участие в конкурсе на поставку машины для Республики Кореи (2000 год). Эти события, конечно, влияли на экономическое положение КБ им. Камова, но перспективы оказались в конечном счете лучше ожидаемых.
Конструкция
Кабина Ка-52
Приборная доска (вид с места пилота): индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи (МФД).
Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на МФД (вид с места штурмана-оператора).
Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения. Также, полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для учебно-тренировочного применения. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м.
Ка-52 оборудован радиолокационной станцией «Арбалет».
Вооружение
Ка-52 в полёте, осень 2011 года.
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 122 и 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое вооружение общей массой до 2000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Штурм-ВУ» с лазерной головкой самонаведения (ЛГСН), управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые авиационные ракеты класса «воздух-земля» калибра до 240 мм (типа С-24).
Ракеты «Игла-В», созданные на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5—6 g, дальность пуска от 800 до 5200 м.
В перспективе планируется применение противотанковых управляемых ракет «Вихрь», имеющих стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, которые могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм.
Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25Т и Су-25ТМ (Су-39), серийное производство которых предполагалось запустить на У-УАЗ, а пушка 2А42 является штатным вооружением боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2 соответственно.
Ка-52К имеет на вооружении ПТРК «Гермес», который по дальности 15—100 км является одним из самых современных в мире.
В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.
2К522
Продажа радиально-сверлильных станков 2К522 со склада (СПб, Москва, Челябинск, Казань) от производителя.Прайс-листы с ценами на радиальные сверлильные станки 2К52-2 запрашивайте в отделе станочного оборудования.
Сверлильный станок 2К-522-03. |
Радиально-сверлильный станок 2К52-2.Сверлильный станок 2К-522 является переносным и обеспечивает обработку отверстий в мелких, средних и крупногабаритных деталях. Оригинальная конструкция радиально-сверлильного станка 2К52-2 обеспечивает широкие возможности и позволяет:
Предусмотрена возможность выставки станка относительно обрабатываемой поверхности при помощи винтовых опор.Для переноса станка к месту обработки имеется рым-болт. |
|||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИАЛЬНО-СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА 2К52-2:
Модель | 2К-522 |
Наибольший условный диаметр сверления, мм в стали 45 | 32 |
Наибольший диаметр нарезания резьбы в стали 45 | М16 |
Точность отверстий после развертывания | Н9 |
Точность нарезаемой резьбы | 7Н по ГОСТ 16093 |
Вылет шпинделя, расстояние от оси шпинделя до образующей колонны (max/min), мм | 800/300 |
Расстояние от торца шпинделя до рабочей поверхности плиты (max/min), мм | 960/-220(-220 ниже плоскости плиты) |
Радиус сверления (расстояние от оси шпинделя до оси колонны, (max/min), мм | 900/430 |
Суммарный угол поворота рукава вокруг колонны (вертикальная ось) | 360º |
Суммарный угол поворота рукава вокруг горизонтальной оси | 360º |
Наибольшее вертикальное перемещение рукава по колонне, мм, не менее | 930 |
Зажим на колонне | ручной |
Суммарный угол поворота сверлильной головки вокруг горизонтальной оси | 360º |
Наибольший ход головки по рукаву, мм, не менее | 500 |
Размер конуса шпинделя | Морзе 4 АТ6 ГОСТ 25557 |
Число ступеней частот вращения шпинделя | 12 |
Пределы частот вращения шпинделя, об./мин. | 45-2000 |
Число подач | 4 |
Пределы рабочих подач, мм/оборот | 0,056; 0,1; 0,18; 0,32 |
Мощность привода главного движения, кВт | 1,5 |
Наибольшая суммарная мощность электродвигателя, кВт | 2,43 |
Род тока питающей сети | 380В, 3 фазы, переменный |
Класс точности станка ГОСТ 8-82 | |
Габаритные размеры станка (ДхШхВ), мм, не более | 1720х940х1990 |
Масса станка (нетто/брутто), кг, не более | 1100/1310 |
Комплект поставки радиально-сверлильных станков 2К52-2:
|
1 шт.1 шт.1 шт.1 шт.1 шт.1 шт.1 шт.1 шт.1 шт. |
Поставляется по требованию заказчика за отдельную плату:
- Стол коробчатый съемный с комплектом деталей крепления 2К52-1.0000.011 – 1 шт.
- Тиски с комплектом деталей крепления 7200-0215 (ГОСТ 16518) – 1 шт.
- Патрон сверлильный 6150-7003 (ТУ РБ 00223728.021) – 1 шт.
- Патрон резьбонарезной с комплектом предохранительных головок М5…М12 045.0730.000 – 1 шт.
Заказать и купить радиально-сверлильный станок 2К-52-2 вы можете с отгрузкой транспортными компаниями в города: Архангельск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Ярославль и прочие регионы России.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ка-52 «Аллигатор» | Базовая версия. |
Ка-52К «Катран» | Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года. |
Ка-52К
Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.
Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.
Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.
Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.
В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.
В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ка-52 «Аллигатор» | Базовая версия. |
Ка-52К «Катран» | Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года. |
Ка-52К
Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.
Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.
Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.
Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.
В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.
В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.
Винтокрылые хищники: Ка-50 и Ка-52
Через год после того, как был принят на вооружение Ка-27, совершает свой первый полет следующее камовское детище – Ка-50 «Черная акула». Это был первый ударный вертолет конструкторского бюро и предназначался он для уничтожения боевой техники, сооружений и живой силы. Эта машина была особенной, и не только для отечественного вертолетостроения. Во многом «Черная акула» опередила свое время. К примеру, Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. А применение композитных материалов позволило значительно сократить вес машины.
«Взлет» и карьера легендарной «Черной акулы» были невероятно яркими, машина даже успела стать героем одноименного художественного фильма. Практически сразу же с момента принятия на вооружение в 1995 году Ка-50 принял участие в реальных боях в Чечне. Из-за финансовых проблем удалось построить только 15 машин. Однако все наработки Ка-50 стали фундаментом для создания следующей модели – Ка-52 «Аллигатор», первый полет которого состоялся в 1997 году.
С ноября 2011 года они успешно эксплуатируются в российских ВВС. По состоянию на сегодняшний день в Российской армии служат более 110 вертолетов Ка-52. В отличие от одноместной «Черной акулы», Ка-52 имеет двухместную кабину и может управляться любым из пилотов. Одним из преимуществ соосной винтовой схемы является высокая маневренность. К примеру, Ка-52, так же, как и его предшественник, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку», – сдвигаться в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на нее. Другим плюсом соосной схемы является повышенная безопасность: даже при отказе двух двигателей и поражении хвостовой части корпуса экипаж имеет шанс посадить вертолет.
Боевое крещение Ка-52 прошел во время сирийской операции. В частности, как сообщалось, «Аллигаторы» активно применялись при освобождении Пальмиры. По словам специалистов, сирийская операция подтвердила подавляющее большинство заявленных характеристик Ка-52. Минобороны России уже в 2020 году планирует заключить контракт на закупку 114 модернизированных боевых вертолетов Ка-52М.
Тактико-технические характеристики Ка-52 Аллигатор
Экипаж Ка-52 Аллигатор
— 2 (пилот и оператор вооружения)
Размеры Ка-52 Аллигатор
— Длина: 16,0 м — Длина фюзеляжа: 14,2 м — Диаметр несущего винта: 14,5 м — Размах крыла: 7,3 м — Высота: 5 м
Вес Ка-52 Аллигатор
— Максимальная взлётная масса: 10 800 кг — Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
Двигатель Ка-52 Аллигатор
— 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»»
Мощность двигателей
— 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме) — на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с. — на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.
Скорость Ка-52 Аллигатор
— Максимально допустимая скорость: 350 км/ч — Максимальная скорость: 300 км/ч — Крейсерская скорость: 260 км/ч — Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0) — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
Дальность полета Ка-52 Аллигатор
— Практическая дальность: 460 км — Перегоночная дальность: 1110 км
Статический потолок Ка-52 Аллигатор
— 4000 м
Динамический потолок Ка-52 Аллигатор
— 5500 м
Вооружение Ка-52 Аллигатор
Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)
Управляемые ракеты: — ракеты «воздух-земля»: 2 х 6 ПТУР Атака (6 км)(с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) либо ПТУР Вихрь-1 (10км) — ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);
Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)
Первый боевой: Ка-25
Развивая тему Ка-15 как противолодочного вертолета, ОКБ Камова выпускает более мощный Ка-25, способный поднимать больше специального радиолокационного оборудования для поиска атомных подлодок. Он стал первым советским вертолетом, созданным специально для боевого применения, и отслужил на флоте около 30 лет. Дебют Ка-25 в небе состоялся в 1961 году. Вертолет экспортировался в Индию, Болгарию и другие страны.
Ка-25 одним из первых в мире оснащался радиолокационным оборудованием, которое, например, позволяло использовать его в суровых условиях северных широт. Также вертолет применялся в сельском хозяйстве. Позже на его основе был создан вертолет-кран Ка-25К, способный транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 т, а внутри фюзеляжа до 1,5 т.
За создание противолодочного вертолета Николаю Ильичу Камову присудили Государственную премию. Дальнейшим развитием гражданского направления стал многофункциональный модульный Ка-26, а продолжением противолодочной темы – боевой корабельный Ка-27.