«символ целой эпохи»: 55 лет назад в небо поднялся флагман дальнемагистральной авиации ссср ил-62

Использование Ил-62 для пассажирских и грузовых перевозок

Передовая конструкция Ил-62 позволила ему массово выпускаться вплоть до конца 1990-х годов. Его облик был увековечен в виде памятника, который установлен в аэропорту Шереметьево. Судно упоминалось в песнях, использовалось для съемок видеоклипов и полнометражных фильмов. Долгое время на Ил-62 совершали рейсы высшие лица государства. Число проведенных в полете часов для этой модели быстро составило 2000-3000.

Работники авиации характеризовали самолет как надежный, удобный и простой в управлении лайнер. По итогам проделанной работы ведущие специалисты, участвовавшие в создании Ил-62, были удостоены Ленинской премии.

Пассажиры, которым доводилось совершать перелеты на борту этого судна, восторженно отзывались о комфорте нахождения в самолете. Производимые единицы техники использовались не только в пределах СССР и России, но и успешно продавались за рубежом.

В основном, экспорт предназначался для государств социалистического строя. Кроме того, для долгосрочного использования самолеты Ил-62 были приобретены авиакомпаниями Франции, Нидерландов и Японии.

Фото Ил-62

Оснащение

Воздушное судно представляет собой низкоплан с крыльями стреловидной формы. Они оснащены Т-образным оперением. В качестве силового оборудования использованы четыре двигателя. Они находятся в хвостовой части.

Фюзеляж имеет овальную форму с вытянутыми закруглениями. Он оборудован следующими элементами:

  • шпангоутами (поперечные опорные конструкции) в количестве 101 шт.;
  • стрингерами (продольные опорные конструкции) — 76 шт.;
  • работающей обшивкой.

В передней части расположен радиопрозрачный обтекатель. Герметичный отсек фюзеляжа состоит из двух камер — верхней и нижней. В первой находится кабина экипажа и пассажирский салон. Также в ней разместили кухонные, сантехнические и гардеробные помещения небольшого размера.

Примечание. Большая часть верхней камеры отведена под салон.

Нижний отсек предназначен для перевозки багажа. Для этого в нем предусмотрено 3 отделения. Четвертое находится в негерметичной хвостовой части самолета. Его используют для транспортировки самолетного оборудования и принадлежностей.

Для улучшения показателей летных характеристик были установлены новые двигатели — Д-30КУ. Они обеспечивают достаточную мощность при взлете, полете и посадке воздушного судна.

Шасси самолета крепятся на трех опорах. Четвертая находится в хвостовой части. Стойки шасси поднимаются за счет работы автоматической гидроусилительной системы. Основные опоры убираются в крыло, а тележки — в специальные фюзеляжные ниши.

Особенности компоновки

Кроме того, такая схема предполагала монтирование более надежной и простой механизации крыла. Учитывая, что двигатели располагались на значительном удалении от баков, резко возрастала безопасность пассажиров, если по какой-то причине возникал пожар

Кроме того, что также крайне важно в условиях продолжительных перелетов, значительно снижался уровень шума в пассажирском салоне, а также сводилось практически к нулю негативное воздействие на конструкцию самолета исходящей реактивной струи, образованной крайне высокотемпературными газами

Так как силовые установки были расположены максимально близко к продольной оси фюзеляжа, удалось максимально снизить крайне опасный эффект рысканья, который возникал при отказе одного из моторов. Наконец, эта же схема предполагала отказ от излишне большого хвостового оперения, что позволяло значительно снизить общую массу машины (теоретически).

Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание пассажирских самолетов ТУ – не в последнюю очередь заслуга ОКБ имени Ильюшина. Именно специалисты этого КБ впервые в отечественном самолетостроении не только воплотили в металле новую концепцию развития, но и довели ее до совершенства.

Салон самолета

Ил-62 – это узкофюзеляжный самолет. Это не позволило разместить в его салоне много кресел. Они установлены в две линии вдоль бортов. При этом салон разделен на три отсека. В них располагаются: первый класс, бизнес-класс, эконом-класс.

За кабиной пилотов и техническими помещениями находится первый класс, в котором присутствует повышенная комфортность. Здесь только 6 кресел. Они расположены в 3 ряда, по схеме 2+2. Шаг кресел (расстояние между ними) равно одному метру. Это позволяет откидывать спинки на величину, достаточную для удобств и отдыха во время полета.

Следующий отсек представлен бизнес-классом. В нем 18 кресел. Схема установки 3+3. Такое расположение кресел – единственный минус по сравнению с первым классом. Больше бизнес-класс по комфорту ничем не отличается от первого класса.

Салон Ил-62

В салоне эконом-класс 102 кресла. Они установлены по схеме 3+3. Шаг кресел здесь меньше, чем в предыдущих классах. Раскладывать их спинки на большую величину нельзя.

Лучшие места в первом классе находятся во втором ряду. Первый ряд имеет минус. Он расположен в непосредственной близости от туалета.

Места в бизнес-классе не выделяются в лучшую или худшую сторону. Технические помещения находятся на достаточно большом расстоянии.

Кресла в эконом-классе, в большинстве, имеют стандартный комфорт. В лучшую сторону выделяются расположенные в одиннадцатом ряду. В этом отсеке он первый. У пассажиров здесь больше пространства для ног.

Худшие места в 26 и 27 рядах. Сразу за ними находится туалет. Здесь в проходе скапливаются очереди пассажиров, что несколько мешает, прежде всего, тем, кто сидит рядом с проходом.

Что касается остальных кресел, то у пассажиров, сидящих у иллюминаторов удобства, связанные с возможностью обзора. Их никто не беспокоит. В то же время, если им нужно выйти, то они должны обращаться с просьбой к пассажирам, сидящим рядом, чтобы их выпустили.

Сидящие у прохода могут встать тогда, когда им захочется. Им не нужно никого просить, чтобы их пропустили. Это считается плюсом. Однако им нужно вставать, чтобы пропустить желающих выйти пассажиров, сидящих на соседних двух креслах. К тому же в проходе перемещаются пассажиры и бортпроводники, что может их беспокоить.

Схема пассажирских мест Ил-62

Технические и летные характеристики Ил-62

Размеры авиалайнера типичны для пассажирской авиации того периода. Его длина составляет 53,12 м при высоте 12,35 м. Размах крыла достигает 43,2 м, а площадь равна 279,55 м². Нормальный взлетный вес – 161 т. Коммерческая нагрузка ограничена 23 т.

Ил-62 получил привлекательные технические характеристики, добиться которых удалось с помощью установки четырех двигателей НК-8-4 с тягой по 10500 кгс. Он разгоняется до 870 км/ч, но крейсерская скорость равна 850 км/ч. Авиалайнер может пролететь до 7550 км при предельной весовой нагрузке, при умеренной – до 9200 км. Практический потолок ограничен 12000 м. При взлете Ил-62 потребуется разбег 2930 м, а при посадке ему нужен пробег до 1000 м.

Схема салона Ил-62

Независимо от пассажировместимости салон Ил-62 подразделяется на 3 класса:

  1. Первый класс: ряды 1—3;
  2. Бизнес-класс: ряды 7—9;
  3. Экономкласс: ряды 10—27.

Всего в самолете 5 туалетов. Два из них располагаются в хвосте, один у начала экономкласса напротив мест 11 D, E, F, и оставшиеся два находятся в голове самолета.

По левому борту Ил-62 располагаются две двери для входа и выхода пассажиров. Дверь спереди выполняет запасную функцию и, в основном, не эксплуатируется. Всего внутри имеется 4 аварийных выхода: по два на каждую сторону самолета. Для попадания в багажное отделения и отделение с оборудованием для кухни предусмотрено 4 люка. Между бизнес и экономклассом имеется кухня-буфет.

Расположение сидений в самолете

Чем отличаются машины с индексом «М» от своих предшественников?

Эти самолеты, являющиеся модификацией простых Ил-62, имеют двигатели ТРДД Д-30КУ. Они намного экономичнее и лучше соответствуют международным нормам в области охраны окружающей среды. Килю и стабилизаторам у этих машин была придана лучшая, с точки зрения аэродинамики, форма. За счет установки нового реверсивного устройства инженеры смогли значительно снизить сопротивление воздуха в полете. За счет увеличения емкости бортовой топливной системы, эти машины могут совершать более длительные перелеты.

Также была заменена некоторая часть полетного оборудования, в конструкцию самолета добавили больше электроники. Кроме того, по многочисленным просьбам пилотов, была добавлена современная система кондиционирования в кабину. Она позволила значительно снизить степень утомляемости летчиков в ходе длительных перелетов, особенно на международных трассах.

Особенности конструкции Ил-62

Подобное расположение значительно снижает уровень шума внутри салона. Кроме этого, расположение двигателей сзади снижает риск их повреждений при аварийной посадке. Однако, это конструкторское решение повлекло за собой необходимость утяжеления передней части самолета для удержания равновесия. Сами двигатели довольно легкие в силу использования в их изготовлении сплавов из титана, которые отличаются повышенной прочностью и легкостью.

Самолет рассчитан на экипаж, состоящий из пяти человек. Салон Ил-62 может вмещать 138, 168 и 186 пассажиров в зависимости от модификации судна.

Салон Ил-62

Конструкторы позаботились и о комфортных условиях для работы экипажа. Пилоты, штурман, бортмеханик и радист с легкостью располагались в просторном помещении, где приборы были размещены таким образом, чтобы пользование ими не вызывало неудобств, а все внимание находящихся внутри было приковано к полетному процессу. Такой подход позволяет свести к минимуму перенапряжение пилотов и совершение ими ошибок в управлении самолетом, а значит, уменьшить число аварий и возможных жертв

Особый комплекс «Полет 1», предназначенный для совмещения ручного и автоматического управления, позволял осуществлять посадку высокой точности в самых разных условиях видимости и облегчал работу по пилотированию самолета.

Самолет оборудован особой системой для защиты от обледенения, что снижает риск происшествий и дает возможность совершить посадку в сложных погодных условиях. Воздух высокой температуры для обогрева корпуса и защиты его от холода поставляется из двигателей. Неоднократные испытания подтвердили эффективность данного решения.

Шасси машины состоит из трех опор в центре корпуса и дополнительной четвертой опоры в хвосте самолета. В каждой из них присутствует по четыре колеса. Имеется система экстренного торможения в случае аварийной посадки.

В самолетах данной марки был претворен в жизнь уникальный и до гениального простой  метод ручного управления штурвалом, при котором пилот при помощи усилий, прикладываемых к рулю, задавал курс и направление судну.

Качество воздуха внутри салона обеспечивается особой системой кондиционирования и очистки, а также поддержания оптимальной температуры. До высоты более 7000 метров давление в самолете соответствует земному.

В целях безопасности судно оснащено автоматической системой тушения пожаров, а также ручными средствами для борьбы с огнем в случае возгорания.

История создания и эксплуатации Ил-62

Во второй половине 50-х годов XX века опытно-конструкторским бюро Туполева был разработан первый советский межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. Будучи турбовинтовым лайнером, он поначалу прекрасно справлялся со своими «обязанностями» и в полной мере обеспечивал необходимый объём пассажирских авиаперевозок на дальние расстояния.

Однако уже на рубеже 50-х и 60-х годов перед гражданской авиацией СССР резко встала необходимость увеличения объёма дальних пассажирских авиарейсов, а также увеличения самолётного парка данного класса. Турбовинтовой Ту-114 не мог уже справляться с этой задачей, поэтому было принято решение о начале разработок реактивного межконтинентального лайнера. При этом планировалось, что в перспективе новый самолёт сможет делать пересадочные рейсы из Москвы в Хабаровск и в Гавану.

Первоначально новым самолётом должно было заниматься всё так же ОКБ Туполева. Однако, в связи с тем, что данное бюро уже было занято другими проектами, за создание первого советского реактивного межконтинентального лайнера взялось опытно-конструкторское бюро Ильюшина.

Разработка самолёта, вскоре получившего название Ил-62, велась довольно быстрыми темпами. Так, первый опытный образец Ил-62 был построен уже в 1962 году, а в январе следующего, 1963 года, он совершил свой первый полёт. При этом стоит отметить, что первый образец самолёта имел двигатели АЛ-7, самолёты, начиная со второго – более новые и мощные НК-8. После этого начался четырёхлетний период лётных и наземных испытаний Ил-62, после которых, в 1967 году, началась его коммерческая эксплуатация.

Уже первые рейсы показали устойчивость машины, её неприхотливость в обслуживании и надёжность. В связи с этим было решено начать создание модификации Ил-62 – самолёта Ил-62М, обладающего большей пассажировместимостью, более мощными двигателями и большей эксплуатационной экономичностью. Также подверглась изменениям и сама конструкция лайнера, благодаря чему он стал ещё надёжнее.

Тем временем, работы над усовершенствованием уже имеющихся моделей пассажирского самолёта Ил-62 продолжались. Так, уже в 1978 году был разработан новый вариант Ил-62МК, являющийся дальнейшей модификацией Ил-62М и имевший усиленную конструкцию крыла и принципиально новую конструкцию пассажирской кабины.

До начала 90-х Ил-62 активно использовался на протяжённых пассажирских авиарейсах в СССР в качестве основного межконтинентального пассажирского лайнера. Однако уже в начале 1990-х годов ситуация начала меняться: самолёт морально устарел, и авиакомпании начали прекращать его эксплуатацию, причём во второй половине десятилетия это явление стало практически повсеместным. Последней в России от коммерческой эксплуатации Ил-62 отказалась компания «Интеравиа» в 2009 году.

На сегодняшний день Ил-62 используется в России, Украине, КНДР и ряде стран Африки. Также стоит отметить, что на протяжении десятилетий этот лайнер использовался в качестве «самолёта №1» для перевозки первых лиц сначала СССР, а затем и России. Лишь в 1995 году на смену Ил-62 в этой роли пришёл Ил-96.

Также активно лайнер поставлялся и в страны социалистического лагеря, а также дружественные СССР государства. Таким образом, Ил-62 использовался в Венгрии, ГДР, Чехословакии, Польше, Кубе, Анголе и других странах.

Предполагаемые характеристики

Сперва конструкторы предполагали, что самолет сможет перевозить от 50 до 150 пассажиров. Дальность планировалось «вместить» в пределы 4500-8500 км. Двигатели конструкторы хотели разместить в хвостовой части. Вообще, в основе прототипа ИЛ 62М должна была лежать концепция Ил-18. Также в качестве вдохновения послужила французская машина «Каравелла» с ее расположением стабилизаторов на половине высоты киля.

Так как даже предположительная концепция будущего ИЛ 62М была отлично проработана, Совет Министров СССР быстро это предложение принял. Постановление предполагало разработку самолета, который в эконом-классе мог пролететь расстояние не менее чем 4500 км, иметь при этом 165 пассажирских мест. Было также предусмотрено создание «люксовой» машины первого класса. Ее дальность полета составляла уже 6700 км и 100…125 мест для пассажиров соответственно. В это же время ОКБ под руководством Кузнецова поручили создание нового двигателя НК-8.

Достоинства и недостатки Ил-62

Главным достоинством Ил-62 является то, что данный самолёт стал первым реактивным межконтинентальным пассажирским лайнером, разработанным и серийно производившимся в СССР. При его проектировании был использован ряд конструкторских решений, которые были использованы при разработке других пассажирских самолётов.
Двигатели Ил-62 могут работать на реверсной тяге, что позволило самолёту садиться на более коротких полосах. Также усиленная конструкция фюзеляжа лайнера значительно повлияла на его надёжность.

Основным недостатком Ил-62 является его весьма специфичная центровка, благодаря которой его центр тяжести находится позади основных стоек шасси. В этой связи взлёт, а также посадка самолёта требуют от пилотов специальной подготовки, а также физических данных, ведь система управления им не имеет бустеров.

Тем не менее, для своего времени Ил-62 был весьма хорош и продержался в эксплуатации более сорока лет. Что касается его надёжности и безопасности, то из 289 самолётов было потеряно 23, при этом произошло 12 авиационных катастроф, в которых погибли люди. Таким образом, общий процент потерянных самолётов Ил-62 в происшествиях и катастрофах составляет около восьми процентов от общего их количества.

Салон Ил-62

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

You have no rights to post comments

Модификации Ил-62

Самолет выпускался в нескольких модификациях. Наиболее популярным стал Ил версии 62М, который выступал в роли основного авиалайнера. На его основе также были созданы отдельные модели.

Выпущенные модификации:

  • Ил-62 с двигателями АЛ-7ПБ – первый опытный образец самолета, вместо планируемых НК-8 на него были установлены двигатели АЛ-7;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-2 – базовая модель с вместимостью до 186 пассажиров, работала на двигателях НК-8-2, выпускалась со 2 по 12 машину;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-4 – базовая версия самолета, начиная с тринадцатой, выпускалась на улучшенных НК-8-4;
  • Ил-62Гр – грузовая модификация, выпущенная для удовлетворения возросшего спроса на авиаперевозки различных грузов умеренных габаритов;
  • Ил-62М с двигателями Д-30КУ – Ил-62 с новыми двигателями Д-30КУ, улучшенными техническими характеристиками и проработанным корпусом;
  • Ил-62М-200 – удлиненная версия Ил-62М с повышенной пассажировместимостью, осталась на стадии проекта, также носила название Ил-62МА;
  • Ил-62М-250 – переработанная версия авиалайнера с увеличенной пассажировместимостью, проект был закрыт до начала серийного производства;
  • Ил-62МК – модифицированный Ил-62М с вместимостью до 196 пассажиров, новой базой шасси и усиленным крылом, проект не был реализован;
  • Ил-62МГр – грузовая модификация на основе Ил-62М с силовой установкой Д-30КУ и повышенной допустимой коммерческой нагрузкой для перевозки более тяжелых грузов;
  • Ид-62Д – модель с дополнительными топливными баками, увеличенной дальностью полета, улучшенными характеристиками и сокращенным до 100 количеством мест.

Простота и надёжность

В органах управления самолётом часто используются «бустеры» (усилители) — устройства (чаще всего гидравлические), снижающие физическую нагрузку на экипаж при пилотировании. Ил-62 — единственный тяжёлый самолёт в мире, где реализована комфортная для пилотов, практически «безбустерная» система управления, что объясняется малой площадью рулей и закрылков лайнера.

Тем самым ОКБ Ильюшина существенно повысило надёжность конструкции самолёта за счёт использования достаточно простых механизмов. Усилители были установлены только на руле направления для компенсации низкой устойчивости самолёта к крену при больших углах атаки на невысоких скоростях.

  • В салоне Ил-62
  • РИА Новости

Впервые на гражданском самолёте советские конструкторы применили систему реверса двигателя. Эта новация помогла существенно сократить пробег при посадке и дала возможность совершать короткие прогоны задним ходом на земле. Также на Ил-62 впервые в отечественной гражданской авиации система электроснабжения была переведена на переменный ток.

Отдельного внимания заслуживает навигационная система Ил-62. Установленная на лайнере система автоматического управления позволяла эксплуатировать самолёт в условиях видимости взлётно-посадочной полосы менее 300 метров (метеорологические минимумы II и III категорий).

Основные характеристики

Самолет характеризуется задним расположением двигателей и особой конструкцией подвески. Ее разработали в легендарном ОКБ имени Ильюшина и впоследствии запатентовали в девяти странах. В их число вошла Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Япония. Неудивительно, что так сильно прославился ИЛ 62М, звезда на фюзеляже которого была своеобразной гарантией высокого качества.

Машина отличается крайне рациональным распределением масс, благодаря чему масса ее практически идентична самолетам с двигателями под крылом. Отличительной особенностью ИЛ 62М, характеристики которого мы рассматриваем, является необычная, ступенчатая реализация передних кромок крыльев (в виде клюва). Это позволило обеспечить самолету превосходную устойчивость, включая критические углы атаки. Крыло также было изготовлено по новейшей кессонной технологии, предполагающей дешевое прессование. Это позволило не только облегчить, но и значительно упрочить всю конструкцию.

Емкости для топлива располагаются на всем размахе крыла, включая центроплан. Самолет ИЛ 62М уникален хотя бы тем, что позволяет выполнить взлет при одном отказавшем двигателе. Лететь же и садиться машина может, вообще имея два отказавших мотора. Многократное резервирование всех систем, позаимствованное из космической и военной техники, позволяет повысить надежность работы всей авионики на порядок.

История создания самолета

В конце 1950 годов был представлен новый пассажирский авиалайнер Ту-114. Поначалу он полностью справлялся с пассажиропотоком и обеспечивал авиакомпаниям необходимые темпы авиаперевозок на большие дистанции. Но вскоре требования к вместимости самолетов резко возросли, а салона Ту-114 стало недостаточно. Поэтому правительством было вынесено постановление о необходимости разработать новый пассажирский авиалайнер для выполнения дальних авиаперевозок.

Изначально за самолет должно было взяться конструкторское бюро Туполева, но загруженность другими проектами не позволила работникам выделить на это достаточно времени. Подходящий авиалайнер, получивший название Ил-62, уже начали разрабатывать в ОКБ Ильюшина еще в феврале 1960 года. Именно он и стал считаться реализацией постановления Правительства. Требовалось, чтобы машина вмещала до 165 пассажиров, работала на двигателях НК-8 и выполняла перевозки на дальние расстояния.

Разработка велась в ускоренном темпе. Уже в 1962 году конструкторы представили тестовый образец самолета Ил-62 для проведения испытаний. Вместо двигателей модели НК-8 на него установили АЛ-7. В начале 1963 года авиалайнер совершил первый полет, который был успешно завершен. После этого выпустили еще несколько опытных машин, но уже на двигателях НК-8. Испытания проводились 4 года, а в 1967 на авиалайнере совершили первый полет с пассажирами из Москвы в Алма-Ату.

К 1970 году была представлена улучшенная версия самолета Ил модели 62М. Все испытания были завершены довольно быстро. С 1973 года он начал выполнять регулярные рейсы на популярных маршрутах большой протяженности. В 1975 на нем был поставлен рекорд по дальности перелета – авиалайнер долетел из Москвы в Сиэтл, причем маршрут был проложен через Северный полюс. Этим он доказал свою надежность и безопасность.

Конструкция

При проектировании было рассмотрено множество вариантов компоновки самолета. Итоговая версия стала монопланом с четырьмя двигателями, монтированными на пилоны в корме фюзеляжа, который выполнен по типу монокока.

Крыло авиалайнера низкорасположенное трехлонжеронное стреловидной формы. Элероны имеют по два триммера. Основные элементы защищены противообледенительной системой, предотвращающей образование льда на важных деталях.

Шасси самолета состоит из трех опор. Передняя включает два колеса и расположена в начале фюзеляжа. Она может управляться пилотами и имеет тормозную систему. Две основных опоры состоят из четырех колес и расположены под крылом. Они имеют встроенные дисковые тормоза повышенной мощности. Если возникает необходимость, то может быть применена дополнительная аварийная система торможения.

Внутри крыла установлены топливные баки. Всего их семь, но три выполняют роль дополнительных и передают топливо в основные с помощью насосов. Общая вместимость баков составляет 100 тыс. л.

Вывод из эксплуатации

Основной причиной этого стал чрезмерный расход топлива при перелетах, что сделало самолет нерентабельным. Постепенно начался вывод авиалайнеров из эксплуатации. Кроме того, более 20 происшествий с участием Ил-62 закончились списанием самолетов.

Всего в настоящее время в рабочем состоянии остаются около 20 самолетов, большая часть из которых находится на территории России. Некоторые машины получили новую жизнь в качестве экспонатов в музеях или помещений для развлекательных заведений.

Фото Ил-62

Регулярно самолеты Ил-62 принимают участие в выставочных мероприятиях в рамках Дня воздушного флота. При этом посетители мероприятия имеют уникальную возможность не только детально рассмотреть легендарную машину снаружи, но и попасть внутрь салона и даже посидеть в кабине пилотов. Ил-62 стал настоящим прорывом своего времени.

Тщательная работа инженеров-конструкторов по созданию качественного безотказного судна, сочетающего в себе мощь, легкость, выносливость и новейшие технологии привела к созданию конкурентоспособного самолета, который по достоинству оценили как на родине, так и за ее пределами. Смена эпох и развал Советского Союза с последующим упадком в сфере авиации не помешали выпуску и эксплуатации Ил-62.

Его постепенный уход из массовых перевозок был спровоцирован морально и технически устаревшим оборудованием, на смену которому пришли новые инженерные решения. Тем не менее, самолет этой модели вошел в историю авиастроения как один из наиболее удачных представителей своего класса и повод для гордости не одного поколения авиаконструкторов.

Заключение

В 1970 году Ил-62 прекратили выпускать серийно. Это было связано с запуском в серию самолета Ил-62М. Новая машина превосходила лайнер по ряду показателей.

После прекращения производства самолеты продолжали использовать на пассажирских перевозках. Но к 1990-ым годам машина морально устарела. При этом, в первые годы эксплуатации, его двигатели считались экономичными, то к 90-ым расход горючего превышал все допустимые уровни. Это повышало себестоимость перевозок, они становились малорентабельными.

Выводить из эксплуатации Ил-62 начали еще в 90-е годы. Тем не менее, некоторые авиакомпании продолжали использовать его. В числе таких компаний был и «Аэрофлот», отказавшийся от Ил-62 в 2005 году. После такого события от лайнера отказались и другие авиакомпании.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector