Командование дальней авиации

Русский богатырь «Илья Муромец»

Первый в мире тяжелый четырехмоторный бомбардировщик С-22 «Илья Муромец» получил имя легендарного русского богатыря не просто так. Его предшественник – первый в мире четырехмоторный самолет – назывался более абстрактно — «Русский витязь». По некоторым данным, создатель этих тяжелых машин, знаменитый русский, а затем американский авиаконструктор Игорь Сикорский планировал построить целый ряд тяжелых самолетов, каждый из которых носил бы имя былинного богатыря.

Фото: Викимедия

«Русский витязь» с самого начала создавался как самолет дальней войсковой разведки. А вот его наследник стал первым в мире пассажирским лайнером. Он получил первый в истории авиации отделенный от пилотской кабины пассажирский салон, предназначенный для размещения полутора десятков человек. Этот салон не только имел остекление и спальные комнаты, но даже ванную с туалетом и отопление, которое работало за счет выхлопных газов двигателей. 

Начало Первой Мировой быстро заставило самолетостроителей перейти на военные рельсы, и вместо пассажиров «Илья Муромец» начал брать на борт бомбы. В первой эскадре было всего четыре самолета – больше к тому времени построить просто не успели. Но всего за три года войны их произвели уже 76, из которых в войска поступили 60 машин. Использовались они вплоть до конца Гражданской. В последний боевой вылет «Илья Муромец» отправился 21 ноября 1920 года. После этого легендарный самолет вернулся к своему исходному назначению: шесть самых крепких машин в 1921 году стали обслуживали первую в Советской России почтово-пассажирскую линию Москва-Орел-Харьков и за 43 рейса перевезли 60 пассажиров и более 2 т грузов.

Рекордсмены современной российской дальней авиации

В том, что самолеты, стоящие на вооружении Дальней авиации ВКС России, не устарели и по-прежнему являются грозным оружием, и российские, и иностранные военные убедились в ходе боевой операции ВКС России в Сирии. Основу сегодняшней российской дальней авиации составляют самолеты, разработанные в ОКБ имени Андрея Туполева – Ту-22М, Ту-95 и Ту-160. Из этой троицы именно «девяносто пятые» и «сто шестидесятые» записали на свой счет наибольшее число рекордных показателей.

Фото: Alex Beltyukov, Викимедия

Ту-95, например, является самым скоростным в мире самолетом с винтовым движителем и единственным серийным бомбардировщиком и ракетоносцем с турбовинтовыми двигателями. Свою службу этот бомбардировщик начал еще в 1956 году, но до сих пор он имеет существенные преимущества перед своими реактивными собратьями. Например, его сложнее обнаружить спутникам разведки, которые ориентированы на поиск реактивной струи вражеских самолетов.

Что касается Ту-160, то эта машина – наследница Ту-22М, одного из первых в мире тяжелых бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. За 30 лет, которые «сто шестидесятый» находится на вооружении, он сохранил все свои рекордные показатели. Во-первых, это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет. Во-вторых, это самый большой и быстрый самолет с изменяемой геометрией крыла. В-третьих, Ту-160 – самый тяжелый боевой самолет в мире, который способен нести бомбовую нагрузку, которую не поднимет ни один другой современный бомбардировщик. И в-четвертых, он самый быстрый из бомбардировщиков, стоящих на вооружении во всем мире.

Татьяна Рублева

«С армией вы и, болея, справитесь»

Но в начале декабря 1944 года Авиация дальнего действия, несмотря на очевидную успешность ее боевого применения, внезапно подверглась коренной реорганизации. Трудно сказать, почему Ставка Верховного главнокомандования приняла такое решение. Как писал в своих воспоминаниях «Дальняя бомбардировочная…» сам Александр Голованов, виной тому стала его внезапная болезнь, ставшая следствием гигантской перегрузки: «Осенью 1944 года в состав АДД были введены воздушно-десантные войска. <…> К обсуждению вопроса, в чьем подчинении должны быть воздушно-десантные войска, кто их должен готовить, я не привлекался. Последовал вызов в Кремль, где присутствовало уже командование воздушно-десантных войск и где в это время находился маршал Тито, прибывший из Югославии. Мне было объявлено, что решено ввести воздушно-десантные войска в АДД, а мне, как командующему, возглавить это дело. <…> Уйдя с головой в решение вопросов подготовки и предстоящего использования воздушно-десантной армии, прорабатывая возможные варианты ее применения в предстоящих наступательных операциях, я незаметно для себя перешел опять на ненормированный рабочий день, что в самом непродолжительном времени и сказалось на моем здоровье. В ноябре опять начались сильные приступы оставившей было меня болезни, и я в конце концов оказался на постельном режиме в Соснах под Москвой. <…> Видя, что я не в состоянии вести нормальную, по моему пониманию, работу, не могу лично докладывать Верховному и решать нужные вопросы, счел невозможным для себя руководить возложенным на меня объемом работы и обратился с просьбой к Сталину освободить меня от занимаемой должности. Решение для меня пришло совершенно неожиданное. Аэрофлот был передан в Совет Министров СССР, воздушно-десантная армия возвращена в наземные войска, АДД преобразована в 18-ю воздушную армию, а я назначен ее командующим, а также членом Военного совета и заместителем Главнокомандующего ВВС. Некоторое время спустя позвонил Верховный и, справившись о здоровье, сказал:

— Без дела вы пропадете, а с армией вы и, болея, справитесь. Думаю, что и болеть будете меньше».

Совершенно иную версию выдвинул в своих воспоминаниях «Что было – то было» Василий Решетников, который в 1969-1980 годах командовал Дальней авиацией, а в годы войны был обычным летчиком АДД. По его мнению, «командующий ВВС А. А. Новиков уже давно тяготел к тому, чтобы АДД — эту мощную ударную силу — не только подчинить себе, но и привлечь для боевых действий днем, поскольку воздушные армии фронтов не так уж были сильны ударными средствами, зато располагали несметными массами истребительной авиации, способной прикрыть боевые действия дальних бомбардировщиков с максимальной надежностью, исключающей боевые потери от атак истребителей противника». И в итоге, полагает Василий Решетников, маршал авиации Александр Новиков сумел добиться своего, и детище Александра Голованова – Авиация дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования – превратилась в 18-ю воздушную армию, не имевшую в своем названии даже слова «дальнебомбардировочная».

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack) – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году.


Ту-160. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин.
 

Российская авиация в Первую мировую войну

Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.

Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу «муромца» и совершили около четырехсот разведывательных миссий.

В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками — обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.

1917 год — создание очередной модификации «Ильи Муромца» — Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.

Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, «муромцев» решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.

Структурная организация военно-воздушных сил

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

Подготовка к параду Победы

Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:

  •        Отражения любых нападений агрессора в воздухе и космосе.
  •        Осуществления воздушного прикрытия ПУ, городов и всех значительно важных объектов,
  •        Ведения разведки.
  •        Уничтожения войск противника с применением обычного и ядерного оружия.
  •        Непосредственной воздушной поддержки наземных вооруженных сил.

Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО.

На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.

Командующие

  • Голованов, Александр Евгеньевич — 1946—1948
  • Руденко, Сергей Игнатьевич — 1950—1953
  • Новиков, Александр Александрович — 1953—1955
  • Судец, Владимир Александрович — 1955—1962
  • Решетников, Василий Васильевич — 1969—1980
  • Горбунов Иван Владимирович, 1980—1985
  • Дейнекин, Пётр Степанович — В 1985—1988 — командующий 37-й воздушной армией Верховного Главнокомандования
  • Дейнекин, Пётр Степанович — В 1988—1990 — командующий Дальней авиацией.
  • Калугин, Игорь Михайлович — 1990—1997
  • Опарин, Михаил Михайлович — 1998—2002
  • Хворов Игорь Иванович — 2002—2007
  • Андросов, Павел Васильевич — 2007—2009
  • Жихарев, Анатолий Дмитриевич — 2009—2016
  • Кобылаш Сергей Иванович — с 16 сентября 2016 года

Вне зоны досягаемости

Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.

Также по теме

В зоне поражения: какое оружие применяет российская армия в борьбе с террористами в Сирии

Миссия Вооружённых сил РФ в Сирии стала крупнейшей зарубежной военной операцией современной России. Благодаря российским военным…

22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для бомбардировок укреплённых объектов террористов в Сирии. Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты. 

В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.

«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.

  • Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.

Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.

Командующие

  • Голованов Александр Евгеньевич, главный маршал авиации (1946—1948)
  • Руденко Сергей Игнатьевич, генерал-полковник авиации (1950—1953)
  • Новиков Александр Александрович, главный маршал авиации (1953—1955)
  • Судец Владимир Александрович, маршал авиации (1955—1962)
  • Решетников Василий Васильевич (1969—1980)
  • Горбунов Иван Владимирович, генерал-полковник авиации (1980—1985)
  • Дейнекин Пётр Степанович, генерал-лейтенант (1985—1990)
  • Калугин Игорь Михайлович, генерал-полковник (1990—1997)
  • Опарин Михаил Михайлович, генерал-лейтенант (1998—2002)
  • Хворов Игорь Иванович, генерал-лейтенант (2002—2007)
  • Андросов Павел Васильевич, генерал-майор (2007—2009)
  • Жихарев Анатолий Дмитриевич, генерал-лейтенант (2009—2016)
  • Кобылаш Сергей Иванович, генерал-лейтенант (16 сентября 2016 — н. в.)

Ту-22М3: обновленный Backfire

Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 (по кодификации НАТО: Backfire) с изменяемой стреловидностью крыла – одна из модификаций сверхзвукового самолета Ту-22М, разработанная во второй половине 1970-х годов и принятая на вооружение в 1989 году. Самолет успел повоевать в Афганистане, Южной Осетии и Сирии.

Запущена масштабная программа модернизации бомбардировщиков-ракетоносцев. В конце 2018 года обновленный Ту-22М3М поднялся в воздух с аэродрома Казанского авиационного завода.


Ту-22М3М. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

В рамках глубокой модернизации на Ту-22М3М был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, самолет получил новое навигационное, связное, прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы. Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолетом, упростить его техническое обслуживание и предполетную подготовку.

Скачек в самолетостроении

Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан «Барсук» или Ту-16 — качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.

Другое детище Туполева — турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец «Медведь» (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям — они считаются самыми мощными.

56-60-е годы — создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков — наличие нового комплекса вооружения — крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.

Командующие

  • Голованов Александр Евгеньевич, главный маршал авиации (1946—1948)
  • Руденко Сергей Игнатьевич, генерал-полковник авиации (1950—1953)
  • Новиков Александр Александрович, главный маршал авиации (1953—1955)
  • Судец Владимир Александрович, маршал авиации (1955—1962)
  • Решетников Василий Васильевич (1969—1980)
  • Горбунов Иван Владимирович, генерал-полковник авиации (1980—1985)
  • Дейнекин Пётр Степанович, генерал-лейтенант (1985—1990)
  • Калугин Игорь Михайлович, генерал-полковник (1990—1997)
  • Опарин Михаил Михайлович, генерал-лейтенант (1998—2002)
  • Хворов Игорь Иванович, генерал-лейтенант (2002—2007)
  • Андросов Павел Васильевич, генерал-майор (2007—2009)
  • Жихарев Анатолий Дмитриевич, генерал-лейтенант (2009—2016)
  • Кобылаш Сергей Иванович, генерал-лейтенант (16 сентября 2016 — н. в.)

Ту-104: демобилизованный бомбардировщик

Начало реактивной эры в авиации в первый момент как будто вернуло ее к началу ХХ века, когда самолеты только-только пробовали свои крылья. Несмотря на то, что к концу Второй Мировой войны военные и пассажирские машины уже довольно сильно отличались друг от друга, появление реактивного двигателя заставило авиаконструкторов вновь сблизить их между собой: отрабатывать новые решения было удобнее на единых прототипах. Именно так поступили и в советском авиационном КБ академика Андрея Туполева, когда в 1954 году перед ним была поставлена задача создать первый отечественный реактивный пассажирский лайнер.

Фото: Викимедия

К тому времени уже вовсю летал первый советский реактивный бомбардировщик и ракетоносец Ту-16 – уникальная машина, которая прослужила в советской и российской Дальней авиации больше полувека. Самолет получился настолько удачным, что строить первый отечественный реактивный лайнер решили на его основе. Для этого пришлось немного увеличить диаметр фюзеляжа и опустить пониже крыло. Все остальные конструктивные элементы остались без существенных изменений.

Ту-104, конечно, не был таким долгожителем, как Ту-16: если последние боевые модификации «шестнадцатых» сняли с вооружения аж в середине 1990-х, то «сто четвертые» вывели из эксплуатации уже в 1979 году – через 25 лет. Но и четверть века – тоже неплохо для самолета, который в течение двух лет – с 1956 по 1958 годы – был единственным в мире летающим реактивным пассажирским лайнером!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector