«оружие победы»: 90 лет назад в ссср была запущена первая реактивная ракета
Содержание:
Испытания
Для испытаний МБР в Казахской СССР в 1995-1957 годах был построен 5-й научно-исследовательский испытательный полигон Минобороны (ныне — космодром Байконур).
Первый запуск Р-7 был произведен 15 мая 1957 года и завершился неудачей — вскоре после старта из-за негерметичности топливной магистрали загорелся один из боковых блоков первой ступени. Управляемый полет продолжался 97 секунд, затем горящий боковой блок самопроизвольно отделился, угловое отклонение превысило критическое значение, после чего произошло автоматическое отключение двигателей. Обломки ракеты упали в 300 км от старта.
Запланированный на 11 июня второй пуск не состоялся — его пришлось отменить из-за различных технических неполадок после трех неудачных попыток.
Очередной испытательный пуск состоялся 12 июля и вновь был аварийным — на 33-й секунде полета отказала система управления.
Четвертое по счету и первое успешное испытание состоялось 21 августа 1957 года. Головная часть успешно долетела до цели (полигон Кура на Камчатке), но сгорела при входе в плотные слои атмосферы. То же самое произошло и при пятом пуске 7 сентября (впервые головная часть достигла цели без разрушения и в штатном режиме при девятом испытательном запуске, 29 марта 1958 года).
Сообщение ТАСС об успешном запуске «сверхдальней, межконтинентальной, многоступенчатой баллистической ракеты» было опубликовано в СМИ 27 августа 1957 года. «Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Решение проблемы создания межконтинентальных баллистических ракет позволит достигать удаленных районов, не прибегая к стратегической авиации, которая в настоящее время является уязвимой для современных средств противовоздушной обороны», — отмечалось в тексте сообщения.
4 октября 1957 года в ходе шестого испытания ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли.
Летно-конструкторские испытания ракеты 8К71 завершились успешным запуском 27 ноября 1959 года.
Всего в 1957-1959 годах был проведен 31 пуск ракеты Р-7 и ее модификаций в качестве ракеты-носителя. 30 запусков состоялось в рамках летно-конструкторских испытаний, еще один — 30 июля 1959 года — при обучении ракетных расчетов РВСН.
Из 30 испытательных запусков девять были аварийными (включая второе испытание 11 июня 1957 года, когда двигатель отключился еще до старта).
Сравнительная характеристика
Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование ракеты | Р-1 | Р-2 | Р-5М | Р-11М | Р-7А | Р-9А | Р-12 и Р-12У | Р-14 и Р-14У | Р-16У |
Конструкторское бюро | ОКБ-1 | КБ «Южное» | |||||||
Генеральный конструктор | С. П. Королёв | С. П. Королёв, М. К. Янгель | С. П. Королёв | М. К. Янгель | |||||
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор | КБ-11, Ю. Б. Харитон | КБ-11, С. Г. Кочарянц | |||||||
Организация-разработчик заряда и главный конструктор | КБ-11, Ю. Б. Харитон | КБ-11, Е. А. Негин | |||||||
Начало разработки | 10.03.1947 | 14.04.1948 | 10.04.1954 | 13.02.1953 | 02.07.1958 | 13.05.1959 | 13.08.1955 | 02.07.1958 | 30.05.1960 |
Начало испытаний | 10.10.1948 | 25.09.1949 | 20.01.1955 | 30.12.1955 | 24.12.1959 | 09.04.1961 | 22.06.1957 | 06.06.1960 | 10.10.1961 |
Дата принятия на вооружение | 28.11.1950 | 27.11.1951 | 21.06.1956 | 1.04.1958 | 12.09.1960 | 21.07.1965 | 04.03.1959–09.01.1964 | 24.04.1961–09.01.1964 | 15.07.1963 |
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса | не ставились | 10.05.1956 | переданы в СВ в 1958 | 01.01.1960 | 14.12.1964 | 15.05.1960 | 01.01.1962 | 05.02.1963 | |
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении | 36 | 6 | 29 | 572 | 101 | 202 | |||
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса | 1966 | 1968 | 1976 | 1989 | 1983 | 1977 | |||
Максимальная дальность, км | 270 | 600 | 1200 | 170 | 9000-9500 — тяжёлый блок; 12000-14000, 17000 — лёгкий блок | 12500-16000 | 2080 | 4500 | 11000–13000 |
Стартовая масса, т | 13,4 | 20,4 | 29,1 | 5,4 | 276 | 80,4 | 47,1 | 86,3 | 146,6 |
Масса полезной нагрузки, кг | 1000 | 1500 | 1350 | 600 | 3700 | 1650–2095 | 1630 | 2100 | 1475–2175 |
Длина ракеты, м | 14,6 | 17,7 | 20,75 | 10,5 | 31,4 | 24,3 | 22,1 | 24,4 | 34,3 |
Максимальный диаметр, м | 1,65 | 1,65 | 1,65 | 0,88 | 11,2 | 2,68 | 1,65 | 2,4 | 3,0 |
Тип головной части | неядерная, неотделяемая | моноблочная, неядерная, отделяемая | моноблочная, ядерная | ||||||
Количество и мощность боевых блоков, Мт | 1×0,3 | 1×5 | 1×5 | 1×2,3 | 1×2,3 | 1×5 | |||
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. | 3040 | 5140 | |||||||
Источник информации: Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9. |
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1949 году
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1949/09/10 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-1 |
1949/09/11 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-2 |
1949/09/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-11 |
1949/09/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-4 |
1949/09/17 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-8 |
1949/09/19 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-5 |
1949/09/20 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-9 |
1949/09/23 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-15 |
1949/09/28 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-10 |
1949/10/03 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-14 |
1949/10/08 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-16 |
1949/10/10 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-12 |
1949/10/12 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-7 |
1949/10/13 | Капустин Яр | СССР; 2×Р-1 8А11: II-13, II-17 |
1949/10/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-18 |
1949/10/15 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-19 |
1949/10/18 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-23 |
1949/10/19 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-22 |
1949/10/22 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-20 |
1949/10/23 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-3 |
Конструкция ракеты Р-1
Основными частями ракеты Р-1, как и у ее прототипа, ракеты А-4 (Фау-2) являлись: головная часть, приборный отсек,
бак горючего, бак окислителя, хвостовой отсек с двигателем.
Особенностями конструкции ракеты Р-1 было применение неотделяющейся головной части с использованием подвесных (ненесущих)
топливных баков, размещенных в силовом корпусе. Силовой корпус ракеты представлял собой жесткий каркас из стальных
стрингеров и шпангоутов с оболочкой из листовой стали. Баки окислителя и горючего были выполнены из листового алюминиевого
сплава. Применение неотделяющейся головной части требовало, чтобы корпус ракеты не разрушался при входе в плотные слои
атмосферы и чтобы полёт ракеты на этом участке траектории был стабилизирован. В связи с этим в хвостовой части ракеты были
установлены четыре мощных и тяжелых (масса около 300 кг) стабилизатора. Потребовались управляющие органы двух типов:
воздушные (установленные на стабилизаторах) и газоструйные (размещенные в струе продуктов сгорания, истекающих из сопла) рули.
Однокамерный жидкостный ракетный двигатель работал на топливе — жидкий кислород и 75%-ый водный раствор этилового
спирта. Система подачи топлива — насосная, незамкнутая (отработавший в турбине газ выбрасывался в атмосферу). В качестве
рабочего тела турбины использовался парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода в присутствии катализатора —
раствора перманганата натрия; подача перекиси и перманганата в реактор была вытеснительной. Таким образом, для работы
двигателя требовалось четыре жидких компонента. Их секундные расходы составляли: 75 кг/с жидкого кислорода, 50 кг/с спирта
и 1,7 кг/с перекиси и перманганата натрия. При этом удельный импульс был равен 2021 м/с у Земли и — 2366 м/с в пустоте.
Для запуска двигателя вместо пиротехнического зажигательного устройства применено новое жидкостное зажигательное
устройство (ЖЗУ), предложенное ОКБ-456 Министерства авиационной промышленности (В.П. Глушко).
На ракете была применена автономная инерциальная система управления, включавшая контур стабилизации углового положения
ракеты на активном участке траектории (АУТ) полёта и автомат управления дальностью, в котором использовался
гироскопический интегратор ускорений. Наведение осуществлялось по таблицам пуска по цели с заранее известными координатами
— задавалось направление пуска и время работы двигателя ракеты. Система управления имела значительную массу (масса приборов
управления около 200 кг при общей массе приборного отсека в 520 кг) и была нечувствительна к параллельному сносу ракеты.
В головной части содержался заряд взрывчатого вещества (ВВ) массой около 800 кг. Радиус разрушения городских зданий
при этом не превышал 20 — 25 м, и ракета могла использоваться только для поражения крупных слабозащищённых целей стрельбой
по площадям.
В состав наземного технологического оборудования ракетного комплекса Р-1 входило более 20 специальных машин и агрегатов.
Подготовка ракеты к пуску осуществлялась расчётом из 11 человек на двух позициях — технической и боевой (стартовой).
Основными работами на технической позиции были проверка систем ракеты и стыковка ее с головной частью.
Техническая позиция ракетного комплекса Р-1
История создания
С момента создания боевых ракет витала в воздухе идея их запуска с борта подводной лодки. В силу малой дальности ракет их необходимо было запускать вблизи цели. Для стрельбы по прибрежным целям в качестве носителя ракет идеально подходила подводная лодка. С помощью неё можно было скрытно доставить к берегу ракеты и выпустить их по противнику.
Первый удачный старт ракет из-под воды был осуществлён в России 29 августа 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c экспериментальной подводной лодки конструкции К. А. Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Систему запуска ракет разработал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П. П. Ковалевский, он же управлял запуском ракет на испытаниях.
Следующий успешный эксперимент по подводным запускам ракет был выполнен лишь более чем через сто лет в Германии. Согласно мемуарам генерала Вальтер Дорнбергера, летом 1942 года рядом с Грейфсвальдер Ойе проводились эксперименты с запуском пороховых ракет с подводной лодки. На палубу было установлено импровизированное стартовое устройство для запуска тяжёлых реактивных снарядов, созданных для многоствольной установки «небельверфер». С глубины от 10 до 15 метров было произведено несколько залпов. Траектории полета ракет были безукоризненными: величина рассеяния уменьшилась, а дальность полета даже увеличилась — начальный (низкоскоростной) участок движения проходил сквозь воду, высокая плотность которой повышала эффективность стабилизаторов реактивного снаряда. Но отдел вооружений военно-морского флота, отвечавший за создание всех видов оружия морского базирования, не одобрил дальнейшую разработку, и работы были прекращены.
С осени 1943 года прорабатывались варианты удара ракетами Фау-2 по территории США. Подводная лодка должна была в течение тридцати дней со средней скоростью 12 узлов буксировать за собой три контейнера весом примерно 500 тонн. Их погружение и всплытие контролировались с подводной лодки. По прибытии к месту старта контейнеры слегка притапливались, и они занимали в воде вертикальное положение. Крышка верхнего люка откидывалась, и А-4, стоя на платформе, которая стабилизировалась гироскопами, заправлялась, подготавливалась к старту и запускалась в полет.
К середине декабря 1944 года была полностью подготовлена программа предварительных экспериментов, появились первые наброски конструкции. Но эвакуация Пенемюнде в первой половине февраля положила конец этому так и не состоявшемуся проекту.
После войны работы были продолжены в СССР и США.
26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением» (тема «Волна»). В результате данной программы была осуществлена разработка ракет Р11-ФМ с пуском ракет с подводной лодки в надводном положении. 16 сентября 1955 года с борта ракетной подводной лодки Б-67 был осуществлён первый в мире запуск БРПЛ. Реализация данной программы резко повысила возможности СССР по нанесению ядерных ударов по территории Западной Европы и США.
Параллельно эта тематика прорабатывалась и в США. В 1956 году была начата разработка ракеты Поларис с запуском с подводной лодки из подводного положения. А уже в сентябре 1958 года были проведены пуски с борта атомной подводной ракетной лодки «Джордж Вашингтон». Было положено начало подводной гонке вооружений, венцом которой стало появление сравнимых комплексов ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент» в США и «Тайфун» (Д-19/Р-39) в СССР.
Помимо, ядерных сверхдержав СССР и США, в XX веке БРПЛ и ПЛАРБ были разработаны и взяты на вооружение всеми другими т. н. старыми ядерными державами — Великобританией с 1967 года (все БРПЛ — американской разработки), Францией с 1971 года, КНР с 1982 года. В XXI веке такие комплексы появились у некоторых т. н. молодых ядерных держав — Индия с 2008 года и КНДР[источник не указан 1566 дней] с 2015 года.
Литература
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост
В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
Карпенко А. В., Уткин А. Ф., Попов А. Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы / Под научной ред. В. Ф. Уткина, Ю. С. Соломонова, Г. А. Ефремова. — СПб.: Невский бастион, 1999. — 288 с. — ISBN 5-85875-104-0.
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.
Ракета-носитель «Восток»
Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников («Восток»), различных искусственных спутников.
Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 («семерка», индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.
Работы по ракете вел разработчик «семерки», ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.
Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение «блок Е», был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр — 10,3 м, стартовая масса — около 287 т.
Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.
Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.
Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.
Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина — возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) «Луна-1». В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС «Луна-2» и «Луна-3».
15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля «Восток» — экспериментальное изделие 1К (открытое наименование — «Спутник»). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.
9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.
12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.
Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа «Востоком», до этого в советской прессе ее именовали просто «сверхмощной ракетой- носителем» и т. п.
Всего было проведено 26 запусков ракеты «Восток» — 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками «Электрон».
На базе ракеты «Восток» в дальнейшем были созданы другие модификации «Восток-2», «Восток-2А», «Восток-2М», которые выпускались на куйбышевском заводе «Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара).
Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии «Космос», «Зенит», «Метеор» и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты «Восток-2М» с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B («Ай-ар-эс-1-би»).
Экспериментальная ракета Р-1А
Для совершенствования массовых и эксплутационных характеристик ракеты Р-1 разработчики предложили использовать несущий
бак горючего и применить отделяющуюся от ракеты в конце активного участка головную часть (ГЧ). В этом случае для
носителя расчетным оставался только участок активного полета, значительно более благоприятный по механическим и тепловым
нагрузкам, чем атмосферный участок нисходящей ветви траектории полета. Для экспериментальной проверки этих новых идей,
главным образом для изучения особенностей отделения головной части в конце активного участка траектории, и была создана ракета Р-1А.
Однако, в связи с тем, что многие организации заинтересовались возможностью использовать новую ракету для своих целей,
программа экспериментов вышла далеко за рамки первоначального замысла.
Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы (контейнеры
располагались в районе стабилизаторов ракеты). Отделение ГЧ оказалось настолько удачным решением, что использовалось
во всех последующих конструкциях отечественных ракет.
Классификация
Способ базирования
По способу базирования межконтинентальные баллистические ракеты делят на:
- запускаемые с наземных стационарных пусковых установок: Р-7, «Атлас»;
- запускаемые из шахтных пусковых установок (ШПУ): РС-18, PC-20, «Минитмен»;
- запускаемые с мобильных установок на базе колёсного шасси: «Тополь», «Миджитмен»;
- запускаемые с железнодорожных пусковых установок: РТ-23УТТХ;
- запускаемые со дна морей и океанов во всплывающих капсулах: «Скиф»;
- баллистические ракеты подводных лодок: «Булава», «Трайдент».
Первый способ базирования вышел из употребления ещё в начале 1960-х годов, как не отвечающий требованиям защищённости и скрытности.
Современные ШПУ обеспечивают высокую степень защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяют достаточно надёжно скрывать степень боеготовности стартового комплекса. Остальные три варианта являются мобильными, а значит более трудно обнаруживаемыми, однако накладывают существенные ограничения на размеры и массу ракет.
МБР компоновки КБ им. В. П. Макеева
Неоднократно предлагались и другие способы базирования МБР, призванные обеспечить скрытность развёртывания и защищённость стартовых комплексов, например:
- на специализированных самолётах и даже дирижаблях с запуском МБР в полёте;
- в сверхглубоких (сотни метров) шахтах в скальных породах, из которых транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ракетами должны перед пуском подниматься к поверхности;
- на дне континентального шельфа во всплывающих капсулах;
- в сети подземных галерей, по которым непрерывно движутся мобильные пусковые установки[источник не указан 1562 дня], но ни один из подобных проектов не был доведён до практической реализации.
Двигатели
Ранние варианты МБР использовали жидкостные ракетные двигатели и требовали длительной заправки компонентами ракетного топлива непосредственно перед запуском. Подготовка к запуску могла длиться несколько часов, а время поддержания боевой готовности было весьма незначительным. В случае применения криогенных компонентов (Р-7) оборудование стартового комплекса было весьма громоздким. Всё это значительно ограничивало стратегическую ценность таких ракет. Современные МБР используют твердотопливные ракетные двигатели или жидкостные ракетные двигатели на высококипящих компонентах с ампулизированной заправкой. Такие ракеты поступают с завода в транспортно-пусковых контейнерах. Это позволяет им храниться в готовом к старту состоянии в течение всего срока службы. Жидкостные ракеты доставляют на стартовый комплекс в незаправленном состоянии. Заправка производится после установки ТПК с ракетой в ПУ, после чего ракета может находиться в боеготовом состоянии многие месяцы и годы. Подготовка к запуску занимает обычно не более нескольких минут и производятся дистанционно, с удалённого командного пункта, по кабельным или радиоканалам. Так же осуществляются периодические проверки систем ракеты и ПУ.
Современные МБР обычно имеют разнообразные средства преодоления ПРО противника. Они могут включать в себя маневрирующие боевые блоки, средства постановки радиолокационных помех, ложные цели и др.
Примечания
- , с. 9.
- советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
- хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
- ↑ Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
- , Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341-347.
- , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375-376.
Характеристики
«Восток» представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.
Длина корабля — 4,3 м, максимальный диаметр — 2,43 м, стартовая масса — 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.
Состоял из двух отсеков — спускаемого аппарата сферической формы (объем — 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.
Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной — на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.
Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.
В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда» им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).
При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).
Особенности
В условиях спешки, в связи с жёсткими требованиями к срокам разработки и желанием Гитлера наращивать объёмы бомбардировок Лондона, разработка Вернера фон Брауна, ракета Фау-2, имела много недостатков — 20 % собранных ракет отбраковывалось, половина запущенных ракет взрывалась сразу после старта, а отклонение от цели составляло около 10 км. Поэтому при воссоздании Фау-2 требовалось произвести анализ выявленных в ходе запусков недостатков и учесть их при работе над советским вариантом ракеты Р-1, и только после этого принимать на вооружение.
Р-1 была модификацией Фау-2. Дальность у неё была не 250, а 270 км . Были применены другие материалы: в немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в Р-1 — 32 и 21 соответственно.
Подводные лодки с баллистическими ракетами
Основная статья: ПЛАРБ
Страна-разработчик | Тип ПЛ | Год | Количество | Водоизмещение н/п, т | Длина/ширина/осадка, м | Тип энергетической установки, л.с. | Скорость надводная/подводная, узлов | Комплекс / БРПЛ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СССР | 1955 | 6 | 1830/2600 | 90,5/7,5/5 | 4000ЭД 5400 | 17/15 | 2 ПУ Р-11ФМ | |
СССР | проект 629(629А) | 1959(1963) | 23(14) | 2820/3553 | 98,9/8,2/7,5 | ДЭУ 6000ЭД 5600 | 15,5/12,5 | комплекс Д2 — 3 ПУ Р-13комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21 |
СССР | проект 658(658М) | 1960(1963) | 8(6) | 4030/5300 | 114,0/9,2/7,5 | АЭУ 35000 | 15/26 | комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21комплекс Д5 — 3 ПУ Р-27 |
СССР/ Россия | проект 667А — тип «Навага» | 1967 | 34 | 7766/11500 | 128,0/11,7/7,9 | АЭУ 40000 | 15/27 | комплекс Д5 — 16 ПУ Р-27пр.667У — комплекс Д5У — 16 ПУ Р-27Упр.667АМ — комплекс Д11 — 16 ПУ Р-31 |
СССР/ Россия | проект 667Б — тип «Мурена» | 1972 | 18 | 8900/13700 | 139,0/11,7/8,4 | АЭУ 40000 | 16/26 | комплекс Д9 — 12 ПУ Р-29 |
СССР/ Россия | проект 667БД — тип «Мурена-М» | 1975 | 4 | 10500/15750 | 155,0/11,7/8,6 | АЭУ 40000 | 15/25 | комплекс Д9Д — 16 ПУ Р-29Д |
СССР/ Россия | проект 667БДР — тип «Кальмар» | 1976 | 14 | 10600/16000 | 155,0/11,7/8,7 | АЭУ 40000 | 14/24 | комплекс Д9Р — 16 ПУ Р-29Р |
СССР/ Россия | проект 667БДРМ — тип «Дельфин» | 1984 | 7 | 11740/18200 | 167,0/11,7/8,8 | АЭУ 40000 | 14/24 | комплекс Д9РМ — 16 ПУ Р-29РМ |
СССР/ Россия | проект 941 — тип «Акула» | 1981 | 6 | 23200/48000 | 172,0/23,3/11,0 | АЭУ 100000 | 12/25 | комплекс Д19 — 20 ПУ Р-39 или |
Россия | проект 955(955А) — тип «Борей» | 2013 | 3(5) | 14720?/24000 | 170,0?/13,5/10 | АЭУ 50000? | 15?/29? | комплекс Д30 — 16 ПУ Р-30 «Булава» |
США | класс «Джордж Вашингтон» | 1959 | 5 | 5959/6709 | 116,3/9,9/6,7 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А1 |
США | класс «Этэн Аллен» | 1961 | 5 | ?/7900 | 125,1/9,9/6,7 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А2 |
США | класс «Лафайет» | 1963 | 9 | 7250/8250 | 129,6/10,0/9,6 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А2 |
США | класс «Джеймс Мэдисон» | 1964 | 10 | 7250/8250 | 129,6/10,06/9,6 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А3 |
США | класс «Бенджамин Франклин» | 1965 | 12 | 7250/8250 | 129,6/10,06/9,6 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А3 |
США | класс «Огайо» | 1976 | 18 | 16746/18750 | 170,7/12,8/11,1 | АЭУ 70000 | 17/25 | 24 ПУ Трайдент I С-4 (первые 8 лодок)24 ПУ Трайдент II D-5 |
Великобритания | класс «Резолюшн» | 1967 | 4 | 7500/8400 | 130/10/9,2 | АЭУ 25000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис A3 |
Великобритания | класс «Вэнгард» | 1993 | 4 | ?/15900 | 149,9/12,8/12 | АЭУ 41500 | 20/25 | 16 ПУ Трайдент II D-5 |
Франция | класс «Редутабль» | 1971 | 6 | 8087/8913 | 128,7/10,6/10 | АЭУ 16000 | ?/25 | 16 ПУ М1, M2, M20 или M4 |
Франция | класс «Триумфан» | 1997 | 4 | 12640/14335 | 138/12,5/10,6 | АЭУ 150002 турбины 27500 | ?/25 | 16 ПУ М51 |
Китай | тип 092 «Ся» | 1981 | 1 | 6500/8000 | 120/10/8 | АЭУ 780002 турбины 24000 | 12/22 | 12 ПУ Цзюйлан-1 |
Китай | 094 «Цзинь» | 2004 | 6 | 9000/11500 | 140/13/? | АЭУ 120000 | ?/26 | 12 ПУ Цзюйлан-2 |
Индия | «Арихант» | 2015 | 1(6) | 6000/? | 112/11/10 | АЭУ 111000 | 15/24 | 12 ПУ K-15 Sagarika |