Гусеничный движитель

Стальные конструкции

В конце XIX века изобретатели гусеничного хода все больше склонялись к стальным конструкциям. И здесь следует еще раз вспомнить русского конструктора парового трактора Федора Блинова. В его машине гусеница состояла из взаимозаменяемых стальных траков, трак – из верхних звеньев (рельсов) и нижних (шпал, или башмаков). Кроме опорных катков машина имела два ведущих колеса заднего расположения, с чугунными зубчатыми венцами, зацеплявшими гусеницу за шарниры звеньев. Каждую гусеницу приводил в действие отдельный паровой двигатель (при едином котле), что позволяло, регулируя скорость вращения одной гусеницы делать повороты.

В 1888 году Блинов первым построил и испытал реальную машину такого типа, независимо от зарубежных аналогов. Однако практическое применение и серийное производство гусеничных тракторов, как в России, так и за рубежом, началось только в XX веке.

Самостоятельная сборка вездехода с двигателем Лифан

Из-за высокой стоимости заводских моделей вездеходов на гусеницах самодельные внедорожники с мотором Лифан изготавливаются в условиях домашней мастерской. За 150 тыс руб. несложно сконструировать трехколесный байк повышенной проходимости на шинах низкого давления, каракат или полноприводный болотоход переломка.

Материалы и комплектующие, которые понадобятся для сборки:

  • листовой металл;
  • колесные диски и ступицы легкового автомобиля;
  • профильная труба и угловая сталь различных размеров;
  • задний мост ВАЗ;
  • вариатор;
  • двигатель марки Lifan мощностью 11 или 15 л.с.

Детали и расходные материалы для самодельной машины повышенной проходимости можно купить в автомагазине, а мотор — в магазине садовой техники. Можно существенно уменьшить стоимость вездехода, используя в конструкции не выработавшие свой ресурс автодетали, бывшие в употреблении.

Инструменты, необходимые для слесарных и сборочных работ:

  • аппарат электродуговой сварки и сварочный инвертор;
  • машина для резки металла (болгарка);
  • сверлильный станок и ручная дрель;
  • набор торцовых и гаечных ключей;
  • измерительный и слесарный инструмент.

Работы по конструированию начинают с изготовления рамы-лодки в соответствии с чертежами вездехода, после этого двигатель Лифан и базовые узлы переломки размещаются на раме и выбирается наилучшая их компоновка.

Последовательность работ:

  1. Изготовление из листового металла толщиной 1,5-2,0 мм сварной рамы-лодки (приблизительные габаритные размеры для машины с экипажем из двух человек составляют 1,8 х 2,8 м).
  2. Закрепление вазовского моста 1:4, через который будет осуществляться приведение в движение гусеничника.
  3. Звезда привода гусениц делается из автомобильного диска и крепится на ступицах приводного моста.
  4. Фиксация на раме ступиц для опорных пневмокатков и натяжной станции. Места крепления ступиц к раме усиливаются накладками из листовой стали толщиной 10 мм.
  5. Оборудование в задней части сварного корпуса моторного отсека и размещение в нем силовой установки, коробки передач и вариатора. Двигатель крепится на вазовских амортизационных подушках.
  6. Установка на приводные звезды тормозных суппортов, посредством которых будет осуществляться управление машиной, прокладка к месту оператора рычажной системы, ведущей к рулевым рычагам или педалям.
  7. Изготовление гусениц. Две полосы транспортерной ленты соединяются металлическими траками из угловой стали. Между полосам оставляют расстояние для зубьев приводной звезды.
  8. Оборудование места для оператора и пассажиров, сварка каркаса для тента. Установка навесного оборудования.
  9. Пусконаладочные работы и ходовые испытания.

Чертежи

Осмотр заводской или самодельной машины, зарисовка и фотографирование их рабочих узлов позволят выполнить качественные рабочие чертежи оснащенных двигателем Лифан гусеничных вездеходов и машин типа переломки.

Сборка гусеничного снегоболотохода или трайка на шинах низкого давления по составленному заранее плану избавит от многочисленных изменений конструкции и подгонки деталей.

Как выбрать?

Проще всего выбрать детский вездеход. Модели этой категории обязательно должны оснащаться повышенными средствами безопасности. Особой грузоподъёмности от них ждать не стоит, хотя сравнение по этой категории вполне уместно. Для взрослых нужно ориентироваться прежде всего на область применения. Так, одни версии рассчитаны на езду по снегу, другие — по грязи, третьи — по лесу и болоту, четвёртые – по камням и пересечённой местности.

Планируя использовать транспорт для рыбалки, необходимо учитывать способность преодолевать влажную землю, стойкость к брызгам. Умение плавать тоже лишним не будет. Следующие важные критерии:

  • мощность машины;
  • доступность вида топлива;
  • грузоподъёмность, пассажировместимость;
  • возможность езды по автомобильным дорогам;
  • манёвренность;
  • комфортабельность;
  • дальность автономной поездки;
  • устройство органов рулевого управления.

«Мусорный бачок»

«Шерп» был создан на основе вездехода, разработанного петербургским инженером-изобретателем Алексеем Гарагашьяном. Сам Гарагашьян рассказал Би-би-си, что шел к этой конструкции довольно долго, создавая и продавая другие вездеходы совершенно другого вида.

«Задача была сделать машину для путешествий, но чтобы можно было еще и жить в машине. Там много противоречивых задач, она должна быть и легкой, и проходимой, и чтобы жить в ней можно было, и чтобы легкая, и чтобы везла грузы», — рассказал он.

В результате у него получился прообраз «Шерпа».

Позже Гарагашьян познакомился с двумя старыми приятелями — Сергеем Самохваловым и украинским бизнесменом Владимиром Школьником. Те ездили в экспедиции, где часто передвигались на вездеходах. Для одной из таких поездок они купили «Шерп» у Гарагашьяна.

«Это был такой мусорный бачок на четырех колесиках. Выглядел он не очень убедительно, и мы его какое-то время даже не эксплуатировали. Но как-то этот мусорный бачок попал в одну нашу экспедицию, это была уже поздняя весна, вскрывались реки… Этот бачок все время ломался, но то, как он ехал, перевернуло все наши представления о проходимости», — вспоминает Самохвалов.

Так у них со Школьником родилась идея бизнеса по созданию таких вездеходов. Школьник купил у Гарагашьяна права на производство вездехода, оба они не раскрывают сумму и условия сделки.

Компания по производству вездеходов под Петербургом была зарегистрирована в январе 2014 года, сам завод открылся в декабре того же года. Выпуск машин начался в 2015 году. На тот момент у Школьника уже был небольшой инжиниринговый центр под Киевом, где разработку Гарагашьяна доделывали.

В 2014 году Самохвалов, по данным «Спарк», был единственным владельцем российской компании «Шерп», в 2016 году 60% компании оказалось у Школьника. Сейчас последний — единоличный владелец российской компании. Самохвалов подтвердил, что вышел из состава учредителей, но продолжает заниматься этим бизнесом.

Как рассказал Самохвалов, изначально они выпускали по нескольку машин в год, мечтая выйти на 200 единиц для внутреннего российского рынка. Но ситуация изменилась в одночасье. В феврале 2016 года ролик с вездеходом в «Фейсбуке» собрал несколько миллионов просмотров.

После этого о «Шерпе» написали иностранные СМИ. «Какие-то русские построили идеальное средство выживания в случае апокалипсиса», — писало The Verge, американское сетевое издание о новых технологиях. «Этот похожий на танк вездеход может без проблем плавать по воде при помощи своих шин», — отмечало Hotcars.com.

В конце концов «Шерп» стал героем выпуска Top Gear.

«Три недели мы не понимали, что происходит, мы участвовали в съемках, отвечали на телефонные звонки, наслаждались успехом. И тут вмешалась жадность — мы поняли, что надо двигаться на весь мир», — вспоминает Самохвалов в интервью Би-би-си.

В 2015 году выручка российской компании была 36,4 млн рублей, по итогам 2016 года — почти 206 млн рублей (более поздних данных нет). Прибыль от продаж в 2016 году составила 44 млн рублей, это в 15,5 раз больше, чем годом ранее. Чистая прибыль по итогам 2016 года составила 35,1 млн рублей.

Сейчас, по словам Самохвалова, компания выпускает около 300 машин в год. На Украине, как рассказал Владимир Школьник, всего продано до десяти машин (точные цифры он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну), за границу поставлено «более сотни» (все они собраны в Киеве).

Остальное — продажи на российском рынке.

Другие сочлененные вездеходы

Помимо Витязя, обладающего повышенной грузоподъемностью и выпускаемого серийно, существуют другие сочлененные машины. Часть техники собирается в заводских условиях, но встречаются и самодельные конструкции.

Основные параметры секционной техники приведены в таблице.

Параметр Rat Мураш Ямал BV 206 Los
Грузоподъемность, кг 450 500 97000 2240
Мощность двигателя, л. с. 35 54 715 136
Максимальная скорость, км/ч 24 30 15 52

Вездеход Rat

Машина Rat была разработана в конце 50-х гг. прошлого столетия канадской компанией Canailair Limited, предназначалась для перевозки людей и доставки грузов в условиях Крайнего Севера. В передней части вездехода располагались кабина водителя, силовая установка от Volkswagen Beetle, агрегаты трансмиссии (механического типа) и топливные баки. Задняя секция оборудовалась грузовым отсеком с возможностью установки брезентового тента. Испытания и дальнейшие работы привели к созданию моделей CL61 и CL91, которые строились серийно.

Модель Мураш

Самодельный вездеход Мураш оборудован колесным шасси, мосты крепятся на рамах, соединенных шарниром. Внутри сцепки предусмотрено отверстие для установки карданного вала, изменение траектории движения осуществляется отклонением половин машины. Гидравлический усилитель не предусмотрен, рулевой механизм связан с шарниром тягой с шаровыми пальцами. В составе ходовой части не предусмотрена подвеска, мосты жестко прикреплены к каркасу рамы, изготовленному из стальных труб круглого сечения.

Вездеход Ямал

Построенный в 2 экземплярах СВГ-701 Ямал был разработан в 80-х гг. прошлого века группой советских и канадских инженеров. Машина оснащалась импортным 8-цилиндровым дизельным двигателем Детройт-Дизель и автоматической трансмиссией. Кабина водителя имела несколько систем отопления, в состав ходовой части включены катки с пневматическими шинами (подвеска не предусматривалась).

Российский BV 206

Заявляемый как российская разработка BV 206 представляет собой технику шведской компании Haegglunds, которая прошла модернизацию с заменой части устаревших узлов и агрегатов. На машинах используются бензиновые V-образные двигатели Ford, встречаются модификации с дизелем Mercedes Benz. Для преобразования и передачи крутящего момента установлена 5-ступенчатая гидромеханическая коробка. Сочлененный вездеход на гусеничном шасси способен передвигаться по суше и преодолевать водные преграды со скоростью до 4 км/ч.

Вездеход Лось

Под маркировкой Лось подразумеваются машины BV 206 шведского производства. Техника оснащается двигателями внутреннего сгорания с принудительным воспламенением смеси или с искровым зажиганием, предназначена для доставки геологоразведочных партий и используется бригадами при обслуживании магистральных газопроводов или линий электропередач. Благодаря сниженному до 0,12 кг/см² удельному давлению на грунт машина не наносит вреда верхнему слою почвы.

Обзор известных вездеходов мини

Ежегодно на рынке появляются новые модели небольших вездеходов от производственных автопредприятий и конструкторов-самоучек. Транспортные средства отличаются друг от друга по мощности, техническим характеристикам, функциональным возможностям и цене. Обзор моделей составляют по объединяющему их признаку.

Среди амфибий на шинах отмечают следующие марки:

  • ЗИС-5;
  • КИТ-ТМ-06;
  • ЗИД Бархан;
  • Шограш;
  • ВЕПС.

Их стоимость составляет от 170 до 330 тыс. руб.

Гусеничный ряд мини-вездеходов представлен следующими моделями:

  • Tinger Scout 420;
  • Пелец Мини:
  • РАШ;
  • Мираж Т;
  • Охотец и др.

Они стоят от 190 до 400 тыс. руб.

Модель Охотец

6-колесный гусеничный вездеход-амфибия Охотец имеет красивый внешний вид и высокие технические возможности. Агрегат способен поднимать вес до 300 кг. На нем устанавливают китайский двигатель Лифан мощностью до 18,5 л.с.

Все узлы и детали полностью аналогичны вазовским запчастям. Они легко заменимы, т.к. есть в продаже.

Стоимость составляет 220-339 тыс. руб. в зависимости от модификации и комплектации. Это легкий вездеход, он умещается в легковом прицепе или кузове Газели.

Пелец мини

Компактный гусеничный вездеход, это помогает ему передвигаться по густому лесу. В полную комплектацию входят следующие дополнения:

  • каркас безопасности;
  • тент;
  • фаркоп и др.

Пелец мини легко преодолевает леса, высокие кручи, обрывистые берега, ямы и овраги. Может долго находиться в воде за счет герметичной конструкции кузова.

Каракат имеет бензиновый двигатель, центробежное сцепление и гидравлические дисковые тормоза, просторный салон для водителя, пассажиров и багажа.

Основные характеристики
Название Показатель
Двигатель 15 л.с.
Масса 535 кг
Максимальная скорость на суше до 30 км/час
Максимальная скорость на воде до 3 км/час
Цена от 287 тыс. руб.

Раш — довольно крупный в своей категории

Снегоболотоход Раш по габаритам один из самых больших среди линейки мини-вездеходов. Он не поместится в кузове Газели или в прицепе легкового автомобиля.

Кроме размеров отличается от классики особой подвеской. В ней резиновая гусеница установлена на пневмокатки большого диаметра.

Основные характеристики
Название Показатель
Двигатель до 27 л.с.
Масса от 550 кг
Максимальная скорость на суше до 30 км/час
Максимальная скорость на воде до 5 км/час
Цена от 390 тыс. руб.

Модель Бобр

Это самая выносливая модель мини-вездеходов. Работает в широкой температурной амплитуде. Бобр используют для работы в Арктике и на Крайнем Севере, не хуже справляется с задачами на склонах южных гор.

Конструкция создана на базе ГАЗа. Это комплект, включающий в себя микроавтобус и дизельный тягач. У него широкая колея и увеличенный дорожный просвет. За счет этого он может проходить любые препятствия.

Основные характеристики
Название Показатель
Двигатель 125 л.с.
Масса 550 кг
Максимальная скорость на суше до 70 км/час
Максимальная скорость на воде до 5 км/час
Цена 200-500 тыс. руб.

Создавая модель собственными руками, владелец получает в результате индивидуальный транспорт с нужными характеристиками и возможностями. В процессе конструирования он подробно изучает устройство вездехода, и это помогает в ремонте и эксплуатации транспортного средства.

За сколько месяцев 1 человек сможет собрать мини-вездеход?

Критерии выбора

Сразу стоит понимать, что самый легкий аппарат не может по определению отличаться внушительной грузоподъемностью и перевозить много пассажиров. Кроме того, на него нельзя поставить мощный мотор, и потому особо быстрым такой транспорт тоже не будет. Для езды по глубокому снегу подойдет всякая модель, потому что иначе это уже и не вездеход вовсе. Если планируется перемещаться по неоднозначному рельефу, по горам, нужно выбирать модификации с жесткой сцепкой. Очень хорошо, если они имеют широкие гусеницы — тогда удастся проехать даже там, где больше никакой транспорт не выручит.

Для рыбалки и охоты, а равно и для езды по заболоченной, переувлажненной местности наилучшим образом подойдет снегоболотоход. Желательно оставлять некоторый резерв для дополнительного груза, для перевозки дополнительных людей. Но чем выше грузоподъемность, тем выше и общая масса машины.

Как выбрать технику для себя

Выбирая подходящую модель вездехода, следует учитывать ряд критериев. Универсальное назначение не всегда является достоинством, поскольку оно сокращает функциональность машины. Если вы собираетесь передвигаться по водоемам, заснеженным и болотистым поверхностям, лучше приобрести снегоболотоход. Такие колеса отличаются высокой проходимостью и не вязнут в земле. Для бездорожья и неровностей подбираются гусеничные модели.

При покупке колесного варианта нужно уделять особое внимание его дискам и шинам. Такая часть машины подвергается повышенным нагрузкам

Технология низкого давления продлевает срок службы колес, но уменьшает скорость.

В продаже предлагаются специализированные и универсальные шины. Первые обладают встроенными грунтозацепами, которые незаменимы в условиях бездорожья. Кроме того, российские болотоходы и снегоходы оснащаются специальными шинами для перемещения по водоемам.

Следующий критерий выбора — вместимость.

Однако по мере увеличения числа мест возрастает общая масса техники. Точный выбор определяется вашими индивидуальными требованиями. Для егерей достаточно варианта с 1-2 сиденьями. А для охотников и рыболовов, которые увлекаются отдыхом в компании, потребуется более крупногабаритный вездеход.

Вся спецтехника для бездорожья разделяется на 2 группы:

  1. Легкая.
  2. Тяжелая.

Дальше ее разделяют по назначению и специфике конструкции. Бывают гусеничные вездеходы для охоты и рыбной ловли, на пневматической основе, с 3 и 4 мостами, полноприводные и варианты на шинах низкого давления.

Применение гусениц улучшает проходимость, поскольку даже узкие металлические конструкции превосходят шины по этой характеристике. Однако они употребляют много топлива и создают шум во время езды.

При покупке гусеничной техники стоит руководствоваться такими критериями:

  1. Хорошая маневренность и проходимость.
  2. Минимальный вес.
  3. Возможность работы зимой при отрицательных температурах.

Модели на шинах низкого давления без проблем передвигаются по труднопроходимым болотам и грязевому покрытию. Однако они не развивают большую скорость и могут выйти из строя при столкновении с камнями.

Машины-амфибии разработаны для твердых и водных поверхностей. Они оснащаются следующими типами приводов:

  1. Винтовой.
  2. Колесный.
  3. Водометный.

В кругу российских потребителей особым спросом пользуются пневматические выпуски. Роль силовой установки играют воздушные винты. В некоторых случаях движущаяся сила появляется за счет наклона воздушной подушки.

Вездеходы с 3 мостами разделяются на 2 типа:

  1. Малогабаритные, вместительностью до 4 пассажиров. Отличаются симметричным размещением мостов и одинаковым расстоянием между колесными осями. Позволяют без особых сложностей преодолевать бездорожье.
  2. Тяжелые. По конструкции напоминают 3-осные армейские аналоги с несимметричным расположением осей. Предназначаются для транспортировки больших групп людей.

4-мостовые варианты разработаны для преодоления самых сложных условий. Чем больше колес, тем выше проходимость.

Полноприводные вездеходы применяются для полного бездорожья, поскольку их трансмиссия равномерно распределяет крутящий момент между всеми колесами.

От полководца Ганнибала до крестьянина Блинова

Отдаленным прообразом гусеничного хода считаются «передвижные гати», которые позволяли войскам Ганнибала, античного завоевателя преодолевать непроходимые болота, заходя в тыл противникам. Что было решающим в их разгроме. «Передвижные гати» – это когда воины на болотах и топях бросали себе под ноги щиты и ступали по ним, поочередно передавая их тем, кто шел впереди.

То, что с увеличением диаметра колеса повышается, как проходимость, так легкость хода известно еще со времени колесниц, которыми были оснащены мобильные войска египетских фараонов.

Первым, кто предложил на колеса большого диаметра надевать цепи из широких деревянных плашек или звеньев для уменьшения давления на грунт грузовой телеги – это был Гольмерс в 1831-м. А в 1845-м был выдан патент на «колеса с рельсами» Бойделлу.

С появлением паровых машин, а потом и локомотивов, стало много предложений по поводу гусеничных движителей. Хронология событий такова:

— 1831-й – Гиткот оснащает паровую машину гусеничным ходом. Это на колеса натягивалось полотно с деревянными планками;

— 1857-й, происходят сразу два знаменательных события. Одно – это выдача патента на подвижные рельсы для движения паровиков, в том числе и по бездорожью, авторства однофамильца знаменитого Ньютона. И второе – это предложение Уэлча по оснащению гусеничного хода рессорами, что стало прообразом упругой подвески;

— 1859-й, Миллер получил патент машины-паровика для оснащения ее, как плугом и сеялкой, так и для использования в качестве транспортного средства по бездорожью. Движителем его парового трактора являлись цепные башмаки, надетые на ведущие и ведомые колеса, а также было предусмотрено наличие меньших по диаметру опорных колес.

Вся зарубежная гусеничная техника, вернее, ее проекты обладали существенным недостатком — это малой управляемостью. Что было преодолено российским крестьянином, впоследствии ставшим предпринимателем Блиновым.

Он первым в 1878 году построил паровой прототип трактора, который имел:

— гусеницы, состоящие из стальных траков;

— ведущие колеса, сделанные из чугуна и имеющие специальные зацепы для привода гусениц;

— решение проблемы управляемости осуществлялась с помощью разных скоростей привода гусениц. Для этого трактор Блинова состоял из двух паровиков, при этом каждый из них приводил свою гусеницу, а котел для образования пара у них был общим.

В 19-м веке был сделан хороший задел, для развития гусеничной техники, хотя до серийных производств тогда дело, так и не дошло.

На рубеже веков в Америке такими изобретателями, как Бэст, а также Холт, который, потом основал компанию Caterpillar, что означает не что иное, как «гусеница», был сконструирован гусеничный трактор и оснащен бульдозерным оборудованием. Этот трактор, является прообразом современной бульдозерной техники.

Кстати, первый советский гусеничный трактор С-60 – это не что иное, как точная копия дизельного трактора на гусеничном ходу марки Caterpillar Sixty. Хотя с «Катерпиллером» связано и другое событие 80-х годов уже 20-го века. Но об этом – ниже.

Бесконечные рельсы

Появление железных дорог повлияло и на изобретателей гусеничного движителя. Неслучайно в подобных проектах, которых было немало в это время, упоминаются «бесконечные рельсы». В 1770 году ирландский изобретательный помещик Ричард Ловел Эджворт придумал дополнить обычный экипаж деревянными переносными рельсами – «катящейся дорогой, образуемой деревянными плашками, несомыми повозкой и выстилаемыми регулярно таким образом, что они всегда имеют соприкосновение с почвой, достаточное для движения повозки». Подобные изобретения предложили Томас Джердман (в 1801 году) и Уилям Палмер (1812), несколько иные – Джон Ричард Бари (1821) и Джордж Кейли (1825). Все они были рассчитаны на облегчение работы лошадей, ведь повозки на гусеницах все-таки по-прежнему должны были тащить эти животные.

Конструкция

Умельцами разработан проект вездехода, собрать который по чертежам сможет любой человек, владеющий слесарным делом. Достоинство такой машины — относительная дешевизна, так как платить приходится только за материал. Дополнительной статьей расходов может стать оплата труда человека, занятого сборкой, если сам владелец не умеет работать с железом.

Собрать полноценную машину можно всего за 2 месяца.

Вездеход Мишутка выполняется в двух вариантах — колесном и гусеничном. Проходимость у последнего намного выше.

Так как вездеход чаще всего используется как средство передвижения в диких местах, создается конструкция, позволяющая с легкостью организовать спальное место для водителя. Для этого прикрепляются к вездеходу специальные полозья, по которым скользят самодельные сиденья, таким образом получается своеобразная кровать длиной в 1900 мм.

Также конструкция вездехода предусматривает места для пассажиров.

Из каких элементов делают вездеходы

На этапе подготовки уточняют целевое назначение транспортного средства.

При составлении технического задания утверждают следующие параметры:

  • количество мест;
  • вес и габариты перевозимых грузов;
  • сезонность эксплуатации;
  • требования к проходимости, плавучести.

Максимальная скорость для такой категории транспорта не является определяющим фактором.

С учетом перечисленных особенностей надо рассмотреть основные функциональные компоненты самоделки.

Двигатели и трансмиссия

Мотоциклетные силовые агрегаты выбирают по причине ценовой доступности. Сравнительно простая конструкция упрощает ремонт и настройку. Однако при выборе автомобильного мотора можно получить в свое распоряжение высокую мощность, снизить шум и вибрации.

Для корректного выбора надо учесть, что 2-тактный мотор подойдет для караката — вездехода на крупных пневматиках. Желательно предусмотреть принудительную систему охлаждения. Сравнительно медленное внедорожное транспортное средство при движении не будет обдуваться сильным потоком воздуха, как мчащийся по шоссе мотоцикл.

Если предполагается строительство гусеничного вездехода своими руками, выбирают автомобильный двигатель. Серийный 4-цилиндровый мотор создает большой крутящий момент даже на небольших оборотах. Дизель потребляет меньше топлива и отличается увеличенным ресурсом. Бензиновый агрегат проще запускается в сильный мороз.

Элементы трансмиссии создают с учетом особенностей силового агрегата и других важных факторов. При установке маломощного двигателя от Запорожца, например, придется часто увеличивать обороты для повышения крутящего момента на приводном валу. Чтобы обеспечить необходимую скорость вращения ведущего колеса, надо подобрать соответствующую коробку передач.

Рама и корпус

Силовой каркас создают из стальных труб круглого или квадратного сечения. Применяют сварные или винтовые соединения. Несущий кузов используют редко, т. к. этот вариант не обеспечит высокой стойкости к нагрузкам

Особое внимание, кроме прочности, уделяют устойчивости к разрушительным процессам коррозии. По этой причине, а также для снижения веса применяют алюминиевые или пластиковые элементы обшивки

Если необходима плавучесть, обеспечивают герметичность нижней части самодельного корпуса. Сальниками предотвращают проникновение воды в месте выхода привода. Можно переместить соответствующий узел выше ватерлинии.

Сочлененная рама — «переломка» позволяет трансформировать вездеход. Эта особенность пригодится для поворота в ограниченном пространстве, при езде через валуны и завалы из бревен. Следует помнить о том, что усложнение конструкции увеличивает вес транспортного средства и соответствующим образом уменьшает надежность. Простые инженерные решения подразумевают отсутствие лишних трудозатрат при сборке и возможность ремонта в полевых условиях.

Шины и гусеницы

Для монтажа пневматиков диски расширяют, дополняют перемычками с приваренными кольцевыми фиксаторами. Камеру закрепляют гибкими элементами, вырезанными из транспортерной ленты. Для дополнительной защиты и улучшения внедорожных параметров устанавливают протекторы.

Пружинную или рессорную подвеску применяют редко, т. к. пневматики обладают хорошими демпфирующими свойствами. Снижение давления при необходимости преобразует профиль колеса в широкую «котлету». Расширение опоры уменьшает нагрузку на грунт. Не надо забывать, что низкий клиренс затрудняет преодоление высоких препятствий. Для гусеничного вездехода подойдет торсион. Вместо серийных барабанных тормозов можно создать планетарный механизм.

Если невозможно использовать фабричную гусеницу от снегохода или другой техники, создают самодельный аналог. Типичное решение — прочная транспортерная лента с вмонтированными грунтозацепами.

Прочие необходимые детали

В соответствии с выбранной схемой постройки составляют перечень дополнительных функциональных компонентов.

В конструкцию можно добавить:

  • двери;
  • светотехнику;
  • контрольные приборы, индикаторы;
  • зеркала заднего вида;
  • стеклоочистители;
  • сиденья с электроподогревом;
  • автономную печку;
  • шноркель для преодоления водных преград;
  • фаркоп и прицеп;
  • музыкальный центр и акустику;
  • кенгурятник и подножки;
  • лебедку.

Уточнения делают с учетом целевого назначения. Для улучшения автономности ставят дополнительные баки. Чтобы экономить моторесурс основного силового агрегата, независимое электроснабжение обеспечивают с помощью отдельного бензинового (дизельного) генератора.

Размеры

Маленький гусеничный вездеход не стоит рассматривать как всего лишь курьез. Именно такое оборудование часто выбирают охотники и рыболовы, для которых возможность проникнуть в самые узкие места, пройти буквально по краю оврага или обрыва обычно важнее, чем скорость или грузоподъемность. Мини-вездеходы выпускают практические все заметные производители.

Средние модели более привлекательны для фермеров, туристов и любителей дальних выездов в лес. А крупную вездеходную технику используют главным образом профессионалы и различные организации (хотя никто не запрещает это делать, конечно, и частным лицам).

История создания

Появление такой машины, как вездеход, было нужно уже достаточно давно, но практические возможности для его создания были накоплены только к началу ХХ века. Считается, что первый вездеходный автомобиль голландской конструкции был продемонстрирован на ходу в 1903 году. Гусеничные машины начал создавать несколькими годами позднее французский инженер и изобретатель Адольф Кегресс. В нашей стране активная работа над созданием вездеходного транспорта началась только в 1930-е годы. Вообще, активная экспедиционная деятельность и освоение дальних районов вкупе с явным приближением большой войны активизировало тогда разработку вездеходов повсеместно.

Первый отечественный снегоболотоход на гусеничной базе был представлен в 1947 году. Такая машина умела проходить рвы, канавы и траншеи, но не могла преодолевать водные препятствия. Во второй половине ХХ века конструкторы старались сформировать системы, способные плавать, и «неплавающие» вездеходы оказались в явном меньшинстве. Именно суровые и даже более того — многообразно-суровые — условия нашей страны просто заставили создавать самые продвинутые вездеходы.

Самые известные модели

В век больших скоростей легко купить в специализированном магазине тихоходные, но обладающие высокой проходимостью автомобиль или мотоцикл.

Особым спросом у знатоков пользуются:

  • ГАЗ-71;
  • ЗИЛ-5901;
  • НАМИ-0127;
  • Харьковчанка;
  • ДТ-10;
  • КамАЗ-мотор;
  • ТРЭКОЛ-39294;
  • Барс;
  • Водник;
  • Каратель;
  • Викинг;
  • Shaman 8*8;
  • ТМ-140А;
  • Бурлак;
  • Шерп;
  • Лопасня;
  • Кержак;
  • Нива.

С некоторыми моделями нужно познакомиться поближе.

Охотец (амфибия)

В Краснодарском крае выпускают амфибию стоимостью 220-339 тыс. руб. Вездеход весит 500-680 кг. Масса его зависит от марки двигателя. Чаще всего устанавливают моторы Lifan мощностью 15-18 л.с.

Разновидность Охотец Ультра оснащен теми же двигателями, но установлены они сзади. На гусеницах имеются натяжители. Изменения положительно сказались на увеличении проходимости машины.

Возросла и стоимость. Она начинается от 308 тыс. руб. В задней части можно дополнительно установить 4 сиденья. Вездеход хорошо плавает с грузом до 400 кг. Скорость на воде — 2 км/ч, суше — до 30 км/ч. Мосты, КПП и тормоза — от ВАЗ. Машина пользуется спросом благодаря применению стандартных деталей и ремонтоспособности.

Пелец 420 (мини)

Плавающий болотоход с двигателем Lifan 15 л.с. оснащен вариатором. Гусеницы шириной 38 см обеспечивают скорость на суше — 30 км/ч, на плаву — 3 км/ч. Стоит от 287 тыс. руб. Вес — 535 кг. Компактный вездеход может комплектоваться тентом и каркасом безопасности, фаркопом и другими приспособлениями.

Tinger Scout 420

Мотор Lifan с вариатором, мощность — 15 л.с., скорость на суше на гусеницах 38 см — 25 км/ч, на воде — 5 км/ч. Весит машина 580 кг, стоимость — 399 тыс. руб. За дооборудование дополнительным багажником, лебедкой, световыми приборами требуется доплата.

Амфибия Кайман

Бензиновый мотор в 17 л.с. Lifan позволяет преодолевать сложные препятствия, перевозя 4 человека с грузом. Стоимость вездехода — 264 тыс. руб. За дополнительную оплату в 35000 руб. устанавливается двигатель 24 л.с. с электрозапуском. На машине стоит вариаторная система с КПП-5 и мостом от ВАЗ-2107. Гусеницы шириной 365 мм обеспечивают скорость в 40 км/ч.

Можно дополнительно установить:

  • лебедку;
  • фаркоп;
  • подогрев ручек;
  • розетку 12 В;
  • расширители гусениц;
  • тент;
  • каркас безопасности.

Расширители гусениц увеличивают их на 15 см. Достоинства вездехода — ремонтопригодность, стоимость, способность передвигаться по любым покрытиям. Изготавливается Кайман в течение 45 суток после оплаты заказа.

Охотник-1

4-местный вездеход имеет скорость на суше — 30 км/ч, на воде — до 4 км/ч. Приводная ось — задняя. Двигатель — Brait или Lifan мощностью 15-18,5 л.с. При установке лодочного мотора скорость на воде увеличивается. Вариаторная трансмиссия и КПП-5 — от автомобиля ВАЗ. Ширина гусениц 30 см, масса — 360 кг, стоимость — 240 тыс. руб.

Модель Добрыня сафари

Вездеход оборудуется двигателем в 12-27 л.с. китайского производителя Lifan. Гусеницы — 40 см, вариатор и КПП-5 разгоняют автомобиль весом 570 кг до 60 (4) км/ч. Стоимость — от 230 тыс. руб.

Снегоболотоход может перевозить 3 человек и груз в 250 кг. Машина скоростная и маневренная. Охлаждение двигателя воздушное, запуск ручной или электрический. Управление осуществляется с помощью рычагов. Вздеход предназначен для рыбаков, охотников, любителей грибов. Популярным его делают доступная цена и компактные размеры, а также высокие скоростные характеристики.

Вездеход Мираж Т

Двигатель Lifan c трансмиссией вариаторного типа, гусеницами шириной 50 см. Масса вездехода — 300 кг, скорость — 40 км/ч. Купить его можно за 295 тыс. руб и дороже. Плавать не умеет.

Полноприводный Юкон 4х4

Стоимость — 210 тыс. руб. В комплект входит двигатель Lifan мощностью 15-18,5 л.с., шины большого размера и низкого давления. Одноместный вариант весит 600 кг, развивает скорость до 35-40 км/ч. Перевозимый вес — 700 кг. Трансмиссия вариаторного типа. Запуск ручной или с помощью электрического стартера.

ЗИС-5 — вологодский вездеход

Дешевый вологодский аппарат переломного типа стоимостью 130 тыс. руб. имеет сварную раму, мотор Lifan, электростартер для запуска и катушку освещения.

В качестве колес используются «ободрыши» — резина от крупной техники. КПП, рулевое управление и мосты — ВАЗ, передача ременная.

А какой вездеход вы считаете лучшим и комфортабельным?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector