Газ-61-416

Производство

В августе 1941 года вышла первая партия ГАЗ-64 (42 машины), собранных по обходной технологии, в сентябре — 190 машин, до конца 1941 года была выпущена 601 машина(с учётом опытных образцов 602, в это время ГАЗ-64 оставался фактически единственной легковой серийной моделью завода). Направлялись ГАЗ-64 в разведывательные подразделения. ГАЗ-64 также получили начальник ГАБТУ маршал Я.Н. Федоренко и армейский комиссар Н. И. Бирюков. Маршал Г. И. Кулик получил три ГАЗ-64. В ноябре 1941 объёмы выпуска ГАЗ-64 резко снизились и в декабре застопорились окончательно (в декабре выпущено всего 12 машин). причиной сворачивания производства являлся тот момент, что ГАЗ стал ведущим заводом по производству лёгких танков, а ряд его цехов заняли выпуском реактивных мин и иной военной продукцией. В 1942 года ГАЗ-64 выпустили только в июле, августе собрали ещё две, а всего до конца 1942 года изготовили 67 автомобилей. В 1943-м было выпущено только 3 экз. модернизированной модели ГАЗ-64В с расширенной до 1293 мм колеёй переднего моста. Выпущенные за 1942—1943 годы машины применялись исключительно как артиллерийские тягачи, и лишь малая их часть — в качестве командирских. ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля.
На шасси ГАЗ-64 с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпускался бронеавтомобиль БА-64. Его производство, естественно, было приоритетным, что и выразилось в количестве выпущенных бронеавтомобилей, составившем 3903 ед. Более того, фактически с 1942 года все полноприводные шасси «64» шли только под комплектацию бронекорпусами. В августе 1943 года Горьковский автозавод, ещё восстанавливавшийся после разрушительных авианалётов Люфтваффе, всё же смог освоить выпуск модернизированного бронеавтомобиля БА-64Б с расширенной до 1446 мм колеёй. Это было необходимо из-за главного недостатка БА-64 — склонности к переворачиванию из-за сочетания узкой колеи и высокого центра тяжести. Соответственно, с конца 1943 года вместо ГАЗ-64 начали выпускать переработанный ГАЗ-67 с расширенной колеёй, в 1944 году заменённый модернизированным ГАЗ-67Б, отличавшимся доработанной ходовой частью и более надёжной системой зажигания.

ГАЗон сегодня

Пик популярности модели 33073 пришелся на 90-е и начало 2000-х годов. С выходом в серию малотоннажного автомобиля «Газель» спрос на ГАЗоны стал падать. Ведь основное назначение этого грузовика – городские перевозки. «Газель» стала для него конкурентом. При меньшем расходе топлива и затратах на техническое обслуживание она легко проходила в любые дворы и другие закоулки.


ГАЗон при своей длинной базе слишком неповоротливый и прожорливый. Поэтому массовое производство модели было прекращено в 2009 году. Сейчас же модель изготовляется в мелких сериях, да и то для государственных структур. Возрождением модели стал ГАЗон «Некст». Это принципиально новый грузовик, который с завода оснащается 7-метровым кузовом и современным каркасом. Основное его назначение – межрегиональные перевозки, с чем машина отлично справляется.

ГАЗ-61-415 – опытный полноприводный пикап

ГАЗ-61-415

Армия и народное хозяйство СССР нуждалось не только в полноприводных автомобилях с открытыми ГАЗ-61-40 и закрытыми ГАЗ-61-73 кузовами для перевозки пассажиров по бездорожью, но и полноприводные грузовички или тягачи для транспортировки грузов и легких артиллерийских орудий.

Тогда в 1940 году был разработан и построен на полноприводном шасси пикап с кузовом и кабиной ГАЗ-М415 с новой облицовкой, который получил обозначение ГАЗ-61-415.

ГАЗ-61-415

На усиленную Х-образной поперечиной стальную штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11 объемом 3,485 литра и мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт. Бак был расположен в заднем свесе рамы, а топливо в карбюратор поступало при помощи бензонасоса.

Оси пикапа ГАЗ-61-415 подвешивались к раме на продольных рессорах, а для плавности хода служили гидравлические амортизаторы рычажного типа. Мосты имели коническую передачу и были соединены с КПП при помощи карданных валов, которые были заключены в трубу и жестко крепились к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 7,00-16. Рабочий колодочный тормоз имел механический привод и действовал на все колеса, стояночный тормоз также был колодочным с механическим приводом и также действовал на все колеса.

В передней части на шасси устанавливалась кабина с цельным лобовым стеклом. На верхней кромке лобового стекла крепился единственный стеклоочиститель с вакуумным приводом, который при помощи шланга соединялся с входным коллектором карбюратора. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Двери были подвешены на трех задних петлях. Для защиты кузова от мелких повреждений служили металлические бамперы. Между передними и задними крыльями располагались подножки для облегчения посадки в кабину.

ГАЗ-61-415

Для движения ГАЗ-61-415 в темное время суток на передних крыльях были расположены две электрические фары и два габаритных огня, а на задних крыльях находились два габаритных фонаря со стоп-сигналами.

За кабиной к раме были приварены три коробчатые поперечины, к которым крепился деревянный настил грузовой платформы, обшитый сверху стальным листом. Два боковых и передний борта платформы были сварены между собой и жестко крепились к настилу. Задний борт был сделан откидным и удерживался в закрытом положении при помощи двух крюков на заключенных в чехлах металлических цепях, при этом эти же цепи удерживали горизонтально открытий борт. Также в боковых бортах имелись гнезда для установки съемных дуг тента, которые одновременно усиливали жесткость панелей. Внутри платформы были установлены две откидные лавки, предназначенных для перевозки шести человек. Боковые борта были оборудованы поручнями для удобства и безопасности пассажиров во время движения.

Габаритные размеры и масса пикапа ГАЗ-61-415 составляли:

  • длина – 4625 мм;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – 1905 мм;
  • колесная база – 2855 мм;
  • снаряженная масса – н/д;
  • грузоподъемность – 750 кг.

В 1940 году полноприводный пикап ГАЗ-61-415 был построен в единственном экспериментальном экземпляре, так как Горьковский автозавод к тому времени уже был перегружен оборонными заказами, и в дальнейшем начать серийное производство помешало начало Великой Отечественной войны.

ГАЗ-61-415

Аспекты коллекционирования

Уцелевшие экземпляры ГАЗ-64, по понятным причинам, чрезвычайно редки, так что большинство современных «восстановленных» ГАЗ-64 представляют собой переделки из массового ГАЗ-67Б (отличить небрежную переделку легко по послевоенной штампованной решётке радиатора и четырёхспицевому рулю).

Шины с рисунком протектора «расчленённая ёлка» марки Я-13 производства ЯШЗ, которых не хватало ещё при производстве и далее при эксплуатации ГАЗ-64, крайне трудно встретить на автомобиле сегодня. Коллекционеры, имеющие такую шину, чаще ставят её на запаску. Но на старых военных фотографиях встречаются машины и с шинами от Виллис, поставленных по ленд-лизу.

Илья Пименов

— Из-за сложности рельефа ездить пришлось «на первой скорости», как и писал маршал Конев. Но и это удовольствие, когда сидишь за рулем такого легендарного автомобиля. Ощущения необыкновенные.

Дорожный просвет огромный, куда там современным внедорожникам! Садиться и выходить приходится с широкой подножки. Двери открываются против хода. Зато органы управления — как современные, есть даже кнопка стартера. Педаль сцепления очень длинноходная. Но заглох я только один раз: двигатель отлично тянет на «низах». И к габаритам привыкать не надо — края машины хорошо видно. О комфорте в принципе говорить не приходится. Трансмиссия воет, «печки» нет… А самое запоминающееся — тяжеленный руль с тонюсеньким ободом, который приходится вращать двумя руками. А деды говорили: «крутить баранку»… Сильные люди были. Вечная память им.

ГАЗ-61-73: вездеход для маршала

ГАЗ-61-73 – полноприводный седан с новым более мощным мотором

ГАЗ-61-73, построенный накануне Великой отечественной войны

Опытные полноприводные автомобили ГАЗ-61-40 до начала Великой Отечественной войны так и не успели запустить в серийное производство, однако Красной армии, особенно для высшего командного состава, требовались легковые автомобили повышенной проходимости. Тогда в 1941 году было принято решение скрестить полноприводное шасси ГАЗ-61 с кузовом ГАЗ-73, в результате чего получился полноприводный автомобиль ГАЗ-61-73.

На усиленную Х-образной поперечиной стальную штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11 объемом 3,485 литра и мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт. Бак был расположен в заднем свесе рамы, а топливо в карбюратор поступало при помощи бензонасоса. Автомобиль мог развивать максимальную скорость до 107 км/ч.

Оси автомобиля ГАЗ-61-73 подвешивались к раме на продольных рессорах, а для плавности хода служили гидравлические амортизаторы рычажного типа. Мосты имели коническую передачу и были соединены с КПП при помощи карданных валов, которые были заключены в трубу и жестко крепились к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 7,00-16. Рабочий колодочный тормоз имел механический привод и действовал на все колеса, стояночный тормоз также был колодочным с механическим приводом и также действовал на все колеса.

ГАЗ-61-73 выпуска 1942 года

На шасси устанавливался закрытый четырехдверный цельнометаллический кузов, единственными деревянными элементами которого были рамка центрально части крыши и боковые брусы крыши, к которым крепились дверные стойки. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Двери были подвешены на передних петлях. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Для защиты кузова от мелких повреждений служили металлические бамперы. Запасное колесо крепилось к задней стенке автомобиля и накрывалось съемным металлическим кожухом. В ночное время дорогу освещали две электрические фары и два габаритных фонаря со стоп-сигналами, которые крепились к крыльям. Также сверху на передних крыльях были расположены габаритные огни. Между передними и задними крыльями располагались подножки для облегчения посадки в салон автомобиля.

Габаритные размеры и масса автомобиля ГАЗ-61-73 составляли:

  • длина – 4670 мм;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – 1905 мм;
  • колесная база – 2855 мм;
  • снаряженная масса – 1650 кг;
  • вместимость – 5 чел.

С 9 июня 1941 по 1945 год был построен 181 экземпляр ГАЗ-61-73. Эти автомобили широко использовались в качестве штабных машин и тягачей противотанковой артиллерии. Документально подтверждено, что на одном из автомобилей всю войну ездил маршал Иван Степанович Конев.

ГАЗ-61-73 в действующей армии, осень 1941 года

Дизайн

За основу был взять старый, 53-й ГАЗон. Именно на его раме был построен новый 33073-ГАЗ. Однако кабина была полностью изменена. Так, грузовик получил новые угловатые формы, другую решетку радиатора, капот и крылья. Колеса остались прежними. Бампер – по-прежнему из металла. Кузовы были разными. Выпускались как бортовые платформы, так и кузовы типа «фургон». Существовали и самосвалы.


Также на базе автомобиля 33073-ГАЗ выпускались «вахтовки» и коммунальная техника (ассенизаторы, снегоуборщики, «поливалки» и прочие). Что касается размеров, габариты у машины были одинаковыми. Так, длина составляет 6,55 метра, ширина – 2,38 м, высота – 2,35 м. Машина отличалась высоким дорожным просветом, который был равен 30 сантиметрам. Это позволяло автомобилю спокойно передвигаться по пересеченной местности. Машина отличалась отменной проходимостью, притом что база была на моноприводе.


Грузоподъемность автомобиля 33073-ГАЗ, как и у пятьдесят третьего, была 4 тонны. Полная масса грузовика – 7,85 тонны.

ГАЗ-61-417 – артиллерийский тягач

ГАЗ-61-417

С началом Великой Отечественной войны стало понятно, что для обороны Москвы требуются не только танки, но и артиллерийские тягачи, которые были бы способные быстро перебазировать по бездорожью 57-мм противотанковые пушки вместе с расчетом и боеприпасом.

Летом 1941 года конструкторами Горьковского автозавода на базе экспериментального полноприводного пикапа ГАЗ-61-415 был разработан полноприводный артиллерийский тягач, способный тянуть за собой по бездорожью противотанковую 57-мм пушку ЗИС-2 и одновременно везти в кузове расчет и боеприпасы, которой получил обозначение ГАЗ-61-417.

ГАЗ-61-417

Первый опытный образец артиллерийского тягача был изготовлен 25 июня 1941 года, через три дня после нападения Германии на СССР.

На усиленную Х-образной поперечиной стальную штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11 объемом 3,485 литра и мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт. Бак был расположен на правом борту, а топливо в карбюратор поступало при помощи бензонасоса.

Оси артиллерийского тягача ГАЗ-61-417 подвешивались к раме на продольных рессорах, а для плавности хода служили гидравлические амортизаторы рычажного типа. Мосты имели коническую передачу и были соединены с КПП при помощи карданных валов, которые были заключены в трубу и жестко крепились к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 7,00-16. Рабочий колодочный тормоз имел механический привод и действовал на все колеса, стояночный тормоз также был колодочным с механическим приводом и также действовал на все колеса.

В передней части на шасси устанавливалась открытая кабина с опускным на капот ветровым стеклом. Вместо крыши и дверей для защиты от непогоды служил брезент. На верхней кромке лобового стекла крепился единственный стеклоочиститель с вакуумным приводом, который при помощи шланга соединялся с входным коллектором карбюратора. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Для защиты кузова от мелких повреждений служили металлические бамперы. Между передними и задними крыльями располагались подножки для облегчения посадки в кабину. На бортах машины крепился шанцевый инструмент: кирка, лопата, топор и т.д.

Для движения ГАЗ-61-417 в темное время суток на передних крыльях были расположены две электрические фары и два габаритных огня, а на задних крыльях находились два габаритных фонаря со стоп-сигналами.

За кабиной к раме были приварены три коробчатые поперечины, к которым крепился деревянный настил грузовой платформы, обшитый сверху стальным листом. Два боковых и передний борта платформы были сварены между собой и жестко крепились к настилу. Задний борт был сделан откидным и удерживался в закрытом положении при помощи двух крюков на заключенных в чехлах металлических цепях, при этом эти же цепи удерживали горизонтально открытий борт. Также в боковых бортах имелись гнезда для установки съемных дуг тента, которые одновременно усиливали жесткость панелей. Внутри платформы в центре были установлены две скамьи, под которыми был сделан 250-килограммовый пенал для укладки 30 орудийных зарядов. Боковые борта были оборудованы поручнями для удобства и безопасности пассажиров во время движения. В правом переднем углу кузова был расположен ящик ЗИП (запчасти и принадлежности).

ГАЗ-61-417

Габаритные размеры и масса артиллерийского тягача ГАЗ-61-417 составляли:

  • длина – 4625 мм;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – н/д;
  • колесная база – 2855 мм;
  • снаряженная масса – н/д;
  • грузоподъемность – 750 кг.

С июня по ноябрь 1941 года было изготовлено 36 артиллерийский тягачей ГАЗ-61-417 (2 прототипа и 34 опытные машины в октябре).

Собранные машины перегоняли на сормовский артиллерийский завод имени Сталина, где к ним цеплялись пушки ЗИС-2, после чего они отправлялись на фронт. Первая батарея из четырех орудий с тягачами ГАЗ-61-417 приняла участие в контрнаступлении под Москвой в декабре 1941 года. Почти все артиллерийские тягачи были выведены из строя в первые месяцы 1942 года.

ГАЗ-61-417

ГАЗ 31105 | Технические характеристики автомобилей

Параметр Модель
100 100 Quadro 100 Avante
Тип кузова Закрытый четырехдверный Закрытый пятидверный
Число мест 5 5 5
Масса снаряженного автомобиля (с полной заправкой, запасным колесом, инструментом), кг 1130*/ 1260 1130*/ 1260 1180/ 1410
Полная масса автомобиля (масса снаряженного автомобиля с полной нагрузкой), кг 1640*/ 1790 1640*/ 1790 1680/ 1840
Габаритные размеры, мм:
– длина 4795 4795 4795
– ширина 1816 1816 1816
– высота 1420 1420 1420
База (расстояние между осями), мм 2687 2687 2687
Колея колес на плоскости дороги, мм:
– передних 1468 1468 1468
– задних 1469 1469 1469
Максимальная скорость при полной массе автомобиля, км/ч 163*/ 196 163*/ 196 163*/ 196
Дорожный просвет (при полной массе), мм 133 133 140
Колеса Штампованные дисковые со съемными колпаками с размером обода 5 1/2 Jх14 или литые из алюминиевого сплава с размером обода 6Jх14 или 6Jх15
Шины (низкопрофильные) 185/ 70 R14 165 R14** 205/ 60 VK15
Рулевое управление Реечного типа с усилителем***
Тормозные механизмы:
– передние Дисковые вентилируемые
– задние Барабанные
Система электропроводки Однопроводная, отрицательный полюс источника тока соединен с «массой»
Номинальное напряжение в сети, В 12 12 12
Аккумуляторная батарея 45, 54 или 63 А·ч
Генератор Bosch 65 или 90 А
Стартер Bosch 95 или 1,1 кВт
Масса буксируемого прицепа, кг:
– оборудованного тормозами 1150*/ 1350 1150*/ 1350 1150*/ 1350
– не оборудованного тормозами 600*/ 660 600*/ 660 600*/ 660
Время, необходимое для разгона до 100 км/ч, с механической коробкой передач, с 15,7*/ 10,8 15,7*/ 10,8 15,7*/ 10,8
Расход топлива на 100 км пути, л:
– с механической коробкой передач:
при 90 км/ч 6,0*/ 6,0 6,0*/ 6,0 6,0* /6,0
при 120 км/ч 7,7*/ 7,6 7,7*/ 7,6 7,7*/ 7,6
при городском цикле 9,8*/ 12,5 9,8*/ 12,5 9,8*/ 12,5
– с автоматической коробкой передач:
при 90 км/ч 7,3*/ 7,5 7,3*/ 7,5 7,3*/ 7,5
при 120 км/ч 9,2*/ 9,0 9,2*/ 9,0 9,2*/ 9,0
при городском цикле 10,7*/ 13,8 10,7*/ 13,8 10,7*/ 13,8
* В числителе – данные для двигателя 1,6 л, в знаменателе – для двигателя 2,2 л.
** До июня 1983 г.
*** Усилитель рулевого управления устанавливается по заказу.

automn.ru

История и описание

Микроавтобус ГАЗ-3274 представляет собою знакомую всем «Газель» производства Нижегородского автозавода, но удлиненную на одну оконную секцию. Впервые подобная разработка была представлена на Московском автосалоне в 1999 году. Серийное же производство началось только в 2003-ем, когда данную модель стали выпускать сразу два предприятия — ОАО «Автосервис-центр» и ЗАМС, используя удлиненное шасси «Газели». Их разработки получили индексы ГАЗ-3274 и ГАЗ-3287 соответственно.

ГАЗ-3274 и ГАЗ-3287 производятся в небольших количествах в нескольких различных модификациях. Так, существуют машины с высокой и низкой крышей, а также с различной комплектацией салона — 12, 17 и 20 мест. Внешне ГАЗ-3287 можно отличить от ГАЗ-3274 лишь по узкой распашной двери пассажирского салона (у микроавтобусов ГАЗ-3274 она широкая, сдвижная).

Конструкция

Автомобиль ГАЗ-64 был построен на укороченном на 755 мм по базе шасси ГАЗ-61, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала. В конструкции ГАЗ-64 применялись уже освоенные в производстве узлы и агрегаты серийных автомобилей: ГАЗ-61— рулевой механизм, тормоза (кроме привода), доработанный передний мост, раздаточная коробка, задние рессоры, и ГАЗ-ММ — двигатель и доработанная 4-ступенчатая КПП. Более плотная компоновка заставила поднять двигатель выше, чем на полуторке. Из-за дефицитности специальных вездеходных шин размерности 6,50-16″ с рисунком «расчленённая ёлка» ещё на заводе (и тем более впоследствии при эксплуатации) на ГАЗ-64 также устанавливали шины размерности 7,00-16″ от «эмки», что снижало реальную проходимость из-за дорожного рисунка протектора и более узкого поперечного профиля. С целью увеличения переднего угла въезда и облегчения преодоления вертикальных стенок (до 0,5 м) в подвеске переднего моста использовались четыре четверть-эллиптических рессоры. Такой подвеске свойственны частые поломки листов из-за их нерационального нагружения, а также низкая поперечная жёсткость. Для устойчивости прямолинейного движения в шарнирах всех рессор применили хорошо защищённые и долговечные резьбовые пальцы и втулки от ГАЗ-11. Во избежание «галопирования» при столь короткой базе были установлены четыре (по два на ось) гидравлических амортизатора одностороннего действия от ГАЗ-M1, а в задней подвеске стабилизатор поперечной устойчивости. Привод тормозов всех колёс — механический, тросовый, как и на ГАЗ-11-73, но с жёстким валом без уравнителей, приводимым равноценно ножной педалью и ручным рычагом.

Кузов — открытый, четырёхместный (передние сиденья — раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы, что делало его простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector