Ретротест автобуса зил-158 производства лиаз. обзор модификаций зил-158

История создания[править]

В 1944 году на московском заводе имени Сталина была спроектирована модификация грузовика ЗИС-150 с приводом на все колёса. Она носила индекс ЗИС-150П. По своей сути эта двухосная машина отличалась от базовой лишь наличием привода на переднюю ось, имела те же размеры, но была тяжелее. Серийное производство ЗИС-150П так и не началось, а конструкторы стали проектировать трёхосную машину. Первые опытные образцы трёхосного ЗИС-151 построили в 1946 году, весной был готов первый вариант машины — с двускатными задними колёсами (ЗИС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1). Он имел односкатные задние колёса и кабину от ЗИС-150.

Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трёхосных автомобилей «Студебеккер», «Интернешнл», отечественных ЗИС-151-1 и ЗИС-151-2, ЗИС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20″ показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины шли «след в след» и требовали меньше энергетических затрат на прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колёс, несмотря на более чем благоприятные для ЗИС-151-1 результаты дорожных испытаний.

Первая партия выпущена в апреле 1948 года. До 1950 года машина имела кабину деревянно-металлической конструкции и двигатель ЗИС-120, (после ЗИС-121). Значительное влияние на конструкцию автомобиля оказали американские грузовые машины Studebaker US6, International М-5-6 и GMC CCKW-352 поставлявшиеся во время ВОВ в СССР по ленд-лизу, а также разработка Горьковского автозавода — ГАЗ-33 (компоновка ведущих мостов).

Для нужд Красной Армии был создан ряд модификаций. Среди них был ЗИС-151А, оборудованный лебёдкой, помогавшей при самовытаскивании автомобиля из грязи, и седельный тягач ЗИС-121Б для буксировки полуприцепов с ракетными установками. В 1955 году появился ЗИС-151Г с односкатной ошиновкой всех колёс и централизованной системой давления воздуха в шинах. 18 сентября 1958 года с конвейера сошёл последний ЗИС-151, и в тот же день завод перешёл на выпуск новых грузовиков повышенной проходимости ЗИЛ-157.

Широко использовался в вооружённых силах. Шасси послужило базой для БМ-13-16, БМ-14-16, БМД-20, БМ-24, БТР-152 (ЗИС-152), транспортно-заряжающих машин, топливозаправщиков, подвижных средств связи. В конце 1940-х был изготовлен опытный образец полугусеничного шасси ЗИС-153.

До 1950 года выпускался с кабиной дерево-металлической конструкции, со штампованной фанерной облицовкой. В задней части машины имелся специальный буфер, расположенный на одном уровне с передним, что позволяло преодолевать трудные участки совместно с другими однотипными автомобилями, работающими в качестве толкачей.

Перестал производиться после выпуска вездехода ЗИЛ-157 в 1958 году.

Конструктивные особенности грузовика

Рама грузовика – штампованная, клепанная, состоящая из двух балок с корытным (швеллерным) сечением, соединенных поперечинами. И рама, и поперечины изготовлялись из стали. Продольные балки были переменного сечения по высоте и ширине. К продольным балкам на болтах спереди крепился передний бампер и буксировочные крюки. На ЗИЛ-164 первых выпусков устанавливался П образный штампованный бампер.

Передняя поперечина использовалась для крепления радиатора, там же крепилась передняя опора двигателя автомобиля. К передним балкам с внутренней стороны между первой и второй поперечиной были приклепаны кронштейны – задние опоры двигателя. Держатель запасного колеса находился на средней части правой передней балки, на левой располагалось гнездо аккумулятора. Промежуточная опора карданного вала устанавливалась на второй поперечине.

Подвеска передней оси с двумя рессорами, подвеска заднего моста с двумя основными и двумя дополнительными рессорами были подвешены к раме с помощью полуэллиптических рессор, которые жестко крепились посредине к передней оси и заднему мосту.

Цельнометаллическая кабина ЗИЛ 164 с утеплением передней панели, крыши и задней стенки до уровня спинки для того времени была достаточно комфортной. Трехместная кабина была оборудована жидкостным отопителем, конструкторы установили вентиляцию и обогреватель ветровых стекол, сиденья в кабине были пружинными, водительское сиденье крепилось отдельно и регулировалось под рост водителя. Новые уплотнители более надежно предохраняли кабину от пыли.

Заднее глухое окно предусмотрительно было забрано решеткой. Ветровое стекло разделено на две половины, правая половина глухая, левая подъемная, она закреплялась в любом положении. Два дверных окна подъемные. Предполагалась, что ЗИЛ 164 будет оснащен поворотной форточкой бокового окна, но, хотя чертежи отражают именно такой вариант, на серийных моделях это не применялось. Двери кабины были цельнометаллические, с навеской на передней стойке. На левой двери устанавливался замок для запирания кабины снаружи.

Дисковые колеса грузовика с плоским ободом под прямобортовые покрышки крепились 8 шпильками. Шины на ЗИЛ-164 монтировались вездеходные 9,00-20 или 260-20 (эти имели комбинированный рисунок протектора). Благодаря шинам, которые появились в 1960 году и имели десятислойную покрышку, можно было увеличить давление в камере до 5 кг/см2. Грузоподъемность автомобиля при этом увеличивалась до 4500 кг при движении по асфальту, против заявленных 4100. Полная масса грузовика составляла 8250 кг. Для движения по дорогам с грунтовым покрытием вес груза снижался до 3000 кг.

Фактически одновременно со сходом с конвейера ЗИЛ 164 стали выпускать самосвальную надстройку, которую затем монтировали на укороченную раму шасси ЗИЛ-164. Выпуск надстройки и сборку проводили на ММЗ. На уменьшенную раму (разница в 747 мм и три поперечины вместо четырех) не крепились кронштейн номерного знака и задние фонари. Они монтировались во время сборки на Мытищинском заводе прямо на самосвальную установку либо к полу кузова, либо к заднему борту автомобиля, как и запасное колесо. ЗИЛ 164 самосвал был оснащен буксирным прибором. Указатели поворотов крепились на поперечину задней рамы. Под электроприборы прицепа не устанавливалась штепсельная розетка.

С 1961 года появилась модификация ЗИЛ-164А. Это был переходный грузовик к выпуску ЗИЛ-130, на нем устанавливали новые агрегаты, изменили конструкцию тормозов. Интересно было бы провести тест драйв грузовиков модели ЗИЛ-164, но эти грузовики сейчас относятся к ретро автомобилям. Их сохранилось очень мало, в 1964 году с конвейера завода сошел последний автомобиль этой модели.

Легковые автомобили

Успех производства легковых автомобилей пришелся на 1970-1980 года.  Сами автомобили были усовершенствованы и признаны лучшими на советском рынке. Мы рассмотрим самые удачные модели легковых автомобилей.

Самой известной моделью, пожалуй, является ЗИЛ-117. Это седан высшего класса, который был выпущен в 1971 году. Он воплощал элегантность и роскошь, являясь самым блестящим седаном того времени.

Из лимузинов, предназначенных для правителей, самыми удачными считаются ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115. ЗИЛ-114 вмещал 7 человек, имел двигатель по характеристикам схожий с тем, который был у седана ЗИЛ-117. Модели выпускались на протяжении одиннадцати лет. За это время было выпущено 113 экземпляров таких автомобилей. Такими лимузинами пользовались представители правительства, поскольку это были самые элитные автомобили того времени.

К 1970 году дизайн, да и сам автомобиль ЗИЛ-114 устарел. НА его смену пришел новый ЗИЛ-115. В этом лимузине был двигатель мощностью 315 лошадиных сил, также обновленный дизайн придал автомобилю представительный вид.

В салоне было две независимые системы отопления и кондиционирования. Трехслойные окна обеспечивали защиту как от механических повреждений, так и от перепада температуры. В салоне был встроен радиоприемник и проигрыватель, что было весьма эксклюзивно на то время.

С этих годов завод работал примерно в том же режиме. Он поставлял грузовики, холодильники, легковые автомобили на рынок, которые полностью удовлетворяли потребителей.

Применение

Двумя основными автомобилями был ЗиЛ-164 и ЗиЛ-164А. Несколько лет они работали на весь Советский Союз. На их базе выпускались фургоны, самосвалы, цистерны и множество видов специальной техники. Отличить автомобили друг от друга было легко: полоски на крыльях у стандартной модели были вертикальными, а у «А» — горизонтальные.

Конструкционные особенности позволили адаптировать автомобиль под военные нужды. Несколько лет транспорт стоял на вооружении у советских войск в ГДР. После появления новых видов грузовики были списаны, однако, это не помешало использовать их в других сферах хозяйства. Популярным был тюнинг «рабочей лошадки»: люди создавали на базе ЗиЛ-164 уникальную и полезную технику.

Шасси 164А использовалась инженерами для создания первой в истории СССР цистерны для безопасной транспортировки сжиженного газа. За 7 лет существования авто сильно постарело, поэтому было принято решение заменить его на новый, современный транспорт. В наши годы ЗиЛ-164 не используется для производственных и хозяйственных задач. Некоторые экземпляры можно встретить в музеях.

Применение машины

Использование автомобилей ЗиЛ-164 было чрезвычайно интенсивным. Косвенным подтверждением этого факта является то, что к настоящему моменту отыскать даже аварийный грузовик этой модели очень трудно – машины работали до полного износа.

Необходимо учитывать, что «звездным часом» для ЗиЛ-164 стал конец 50-х и почти все 60-е годы. Это было время, когда в СССР происходило масштабное жилое и промышленное строительство. Потребность во всех видах грузовиков была просто огромной – и во многом она удовлетворялась за счет «переходных» моделей ЗиЛ, поскольку более новый ЗиЛ-130 еще только начал появляться на дорогах.

Значительная часть этих машин была направлена в вооруженные силы. В армии ранее уже использовался ЗиС-150, что во многом облегчало практическое освоение нового грузовика, которому от предшественника осталось богатое «наследство» — целое семейство различных специализированных надстроек.

Всё, что осталось от военного автокрана ЛАЗ-690 на базе ЗиЛ-164

В частности, применялись следующие варианты автомобиля:

  1. ПРМ-54 – подвижная ремонтная мастерская;
  2. ТЗ-150 – топливозаправщик;
  3. АЦ-4 – автоцистерна;
  4. АПМ-90 – аэродромная прожекторная установка;
  5. ЛАЗ-690 – автокран;
  6. ПЛГ-1 – подвижная лаборатория для проверки качества горючего;
  7. ДДА-2 – дезинфекционно-душевая установка.

Примечательно, что ЗиЛ-164 эксплуатировались не только в Советской армии, но и в вооруженных силах Финляндии. Военные иногда называли эту машину «Захаром» — то есть тем же неформальным обозначением, которое было характерно для заслуженного ветерана Великой Отечественной, трёхтонного грузовика ЗиС-5. Некоторые ЗиЛ 164 впоследствии были сняты с военного хранения и переданы в «народное хозяйство», а отдельные экземпляры продавались и частным лицам.

ЗИЛ-112С двигатель

Двигатель — ЗИЛ-111, форсированный за счет повышения степени
сжатия, изменения механизма газораспределения и установки двух
четырехкамерных карбюраторов. Коробка передач и сцепление, как и
на предыдущих спортивных автомобилях ЗИЛ, были взяты от ЗИС-110.
В главную передачу был встроен дополнительный редуктор с
легкосменными парами шестерен, позволявший быстро изменять
передаточные числа трансмиссии в процессе настройки под конкретную
трассу.

фотография ЗИЛ-112С

В 1963 г. был построен второй экземпляр ЗИЛ-112С, отличавшийся
от первого дисковыми тормозами всех колес, наличием дуги
безопасности за местом водителя, креплением колес пятью обычными
гайками и коробчатой формой воздухозаборника на капоте вместо
полукруглой. Тогда же дугу безопасности получил и автомобиль №1.
В том сезоне В. Галкин, выступая на ЗИЛ-112С №1, стал бронзовым
призером чемпионата СССР в группе В. В 1964 г. после ограничения
рабочего объема двигателей спортивных автомобилей 3000 см3
ЗИЛ-112С участвовали в гонках в формуле 5 (свободной) вместе с
более легкими, хотя и менее мощными гоночными автомобилями. С
целью максимального снижения массы с автомобилей были демонтированы
выхлопные трубы, запасные колеса, часть электрооборудования и
т. д. На шасси №1 в 1964 г. был установлен двигатель ГАЗ-13,
форсированный до 200 л. с.; внешне это выразилось в отсутствии
труб выпускной системы по бокам. В сезоне 1964 г. Г. Жарков
завоевал бронзовую медаль всесоюзного чемпионата на шасси №2.
В следующем году на ЗИЛ-112С №2 был установлен опытный образец
двигателя ЗИЛ-114 мощностью 260-270 л. с. Г. Жарков на этом
автомобиле в 1965 г. стал чемпионом СССР в формуле 5. По
непроверенным данным, в 1967 г. оба автомобиля получили серийные
двигатели ЗИЛ-114 мощностью 300 л. с. В 1967-1970 гг. на
ЗИЛ-112С Н. Ждановым (на №2), В. Богатовым (на №1) и Н. Разинчевым
(на №1) были установлены три всесоюзных рекорда скорости в
классе 10 на дистанции 500 м со стартом с места. Помимо этого,
в 1969 г. один ЗИЛ-112С (№1) под управлением В. Богатова был
заявлен на чемпионат СССР в классе формула 1, однако достигнуть
хороших результатов ему не удалось.

Часть узлов позаимствовали у предшественника

Коробка передач ЗИЛ 164 досталась от старого ЗИС-150В. Трехходовая, пятиступенчатая, с облегченным включением четвертой и пятой передачи

Легкое включение пятой повышающей передачи было особенно важно, поскольку при ходе машин моделей ЗИС-150 под гору, грузовики часто попадали в аварию. При таком движении уровень скорости вращения карданного вала часто был выше безопасного, вал обрывался и рвал трубки магистрали тормозного привода

Управление автомобилем, его остановка в такой ситуации становилась невозможной, потому что пневматический привод тормозов, размещенных за коробкой передач, был оборван. Ограничитель оборотов коленчатого вала, установленный на эти грузовики, не позволял двигателю выходить на опасный режим скорости.

На новую модель ЗИЛ 164 установили усилители лонжеронов. Первая, третья и четвертая поперечины были усилены. Места крепления передних буксирных крюков и передней рессорной подвески были изменены. На автомобиль установили 14 листовую подвеску. Изменениям подвергся и кронштейн крепления крыла, он стал более жестким. Грузовик получил новый задний мост со штампованным масляным картером, который имел принудительную систему вентиляции с двухступенчатой очисткой воздуха закрытого типа.

На панели приборов установили 5 круглых циферблатов, указатели были расположены в других местах, не так как на ЗИС-150, а некоторые приборы поменялись на более усовершенствованные.

Была установлена система электрооборудования в 12 В, генератор постоянного тока, реле-регулятор и две батареи емкостью 84 Ач. Стартер имел механический рычажный привод от подвесной педали в кабине машины.

В целом автомобили ЗИЛ 164, поскольку модернизация происходила постепенно, мало превосходили старые ЗИС-150, и каждая последующая модель дополнялась неполным комплектом усовершенствований. ЗИЛ-164 имел такие же характеристики, как и ЗИС-150.

Автобусы

Чем же были представлены продукты ЗИЛ на автобусном рынке. Первый автобус этой марки был создан в 1926 году.

Он вмещал 14 пассажиров и разгонялся до 50 километров в час, что само по себе было неплохим результатом на те года. Самым популярным в довоенный период был автобус ЗИС-8, который уже вмещал 22 пассажира, имел шести цилиндровый двигатель и разгонялся до шестидесяти километров в час. В военный период производство было милитаризировано. В послевоенный период одной из главных моделей автобусов, на которой было сфокусировано производство была модель ЗИС-154 и ЗИС-155.

Он получил новый дизельный двигатель, который позволял ездить со скоростью 65-70 километров в час, вмещал 40 пассажиров. В шестидесятых годах этого же столетия также был выпущен ЗИС-158, который получил форсированный двигатель, вымещал шестьдесят пассажиров, тридцать два из которых могли перемещаться в сидячем положении.

Однако сам автобус потяжелел до 10 тонн, поэтому максимальная скорость ограничивалась 65 километрами в час. Самыми знакомыми автобусами междугороднего соединения стали автобусы модели ЗИС-154. Эти автобусы получили большое распространение, и долго служили на дорогах, даже и до нашего времени можно встретить некоторые модификации этих автобусов.

Смотрели:
1 357

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector