Град (рсзо)
Содержание:
Виды модификаций.
Помимо основной модели «Града» имеется большое количество модификаций. Так, в 2001 году появилась система с автоматической наводкой М 21 – 1 на машине «Урал» 4320, снабженная космической навигацией и устройством предварительной готовности и пуска.
- «Град П» 9К 132 – одноствольное оружие для реактивных снарядов 122 мм калибра.
- «Прима» 9К 59 — установка повышенной мощности, имеющая 50 направляющих.
- «Град В» — РСЗО имеющая 12 направляющих, применяется авиадесантом.
- «Град ВД» — гусеничный вариант вышеприведенной системы, устанавливается на БТР – Д.
- «Дамба» — установка служит для защиты баз ВМФ.
- «Град М» А 215 — устанавливается на боевых кораблях флота.
- «Град 1» — РСЗО с 36-ю направляющими.
- «Град 1» 9К 55 – 1 – размещается на гусеничном шасси гаубицы «Гвоздика» 2С1.
- «Иллюминация» 9К 510 – применяется для освещения местности в темное время суток или при плохой погоде. Одиночный выстрел может осветить с пятисотметровой высоты площадь около километра на период полутора минут.
Первый снаряд
Снаряд неуправляемого типа, который применяется в артиллерийских конструкциях залпового огня, состоит из 3 частей: боевой, двигателя и стабилизатора. Боевая часть – сам снаряд с взрывателем и разрывным зарядом. Реактивный двигатель складывается из сопла, камеры, воспламенителя и порохового заряда. Для зажжения воспламенителя, который приведет в действие пороховой заряд, применяют пиропатроны или электрозалпы. От выстрела замыкается электрическая цепь, и пиропатрон от накаливания зажигает воспламенитель.
Реактивный снаряд 9М22 стал первым боеприпасом, которым выстрелила установка залпового огня «Град». Характеристики снаряда:
- тип: осколочно-фугасный;
- длина – 2,87 м;
- вес – 66 кг;
- максимальная дальность полета – 20,4 км, минимальная – 1,6 км;
- скорость полета – 715 м/с;
- вес боеголовки – 18,4 кг, из которых третья часть – взрывчатое вещество.
Революционным открытием стало нововведение Александра Ганичева. Он предложил способ изготовления снаряда, который заключался в вытяжке корпуса из стальных пластин, а не в простом разрезе стального цилиндра, как раньше. Еще одним достижением главного конструктора НИИ-147 стало создание хомута, сдерживающего оперение снаряда и дающего стабилизаторам возможность помещаться в габариты ракеты.
Снаряд 9М22 снабжался головными ударными взрывателями МРВ-У и МРВ, которые можно установить на 3 действия: мгновенное, малое и большое замедление. При поражении цели на небольших дистанциях для кучности использовались тормозные кольца, размер которых подбирался прямо пропорционально расстоянию.
Разработка реактивных снарядов 9М22 улучшила технические характеристики установки «Град». Урон живой силе при полной загруженности «Града» наносится на площади до 1050 м2, а небронированной технике – до 840 м2.
Серийное производство реактивных снарядов началось с 1964 года на чугунно-литейном заводе «Штамп».
Описание конструкции
Основным предназначением 9К54 является оснащение подразделений ВДВ для усиления их огневой мощи и подавления вражеской боевой техники и живой силы. В качестве основного, используется осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ, способный поражать цели на дальности до 20 км. В состав системы М-21В входят:
- Боевая машина 9П125;
- Транспортная машина 9Ф87В с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37 для перевозки боеприпасов;
- Неуправляемые реактивные снаряды.
Боевая машина 9П125
Боевая машина 9П125 представляет собой облегчённую версию БМ-21. Первоначально в качестве базы использовался грузовой армейский автомобиль ГАЗ-66-02 (ГАЗ-66А). Отличающийся от ГАЗ-66 наличием лебёдки и системы регулирования давления в шинах. Позднее, оборудование размещалось на базе автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовой складной кабиной. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 12 направляющих. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня.
В номенклатуру боеприпасов входят следующие типы снарядов:
- 3М16 — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 5 противопехотных мин ПОМ-2;
- 9М28К — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 3 противотанковые мины ПТМ-3;
- 9М28С — реактивный снаряд с отделяемой зажигательной головной частью;
- 9М28Ф — реактивный снаряд с отделяемой фугасной головной частью;
- 9М42 — реактивный осветительный снаряд;
- 9М43 — реактивный снаряд с дымовой головной частью.
Заряжание машины производится вручную, либо с грунта, либо из транспортной машины 9Ф37В. Пуск может осуществляться как одиночными выстрелами, так и залпом с выносного пульта 9В366. Для ведения боевых действий ночью, имеется прибор ночного видения ПНВ-57. Наведение пакета осуществляется с использованием прицела 9Ш118, а также панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Механизмы наведения ручные. Станок может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в диапазоне углов от -70° до +70°, а в вертикальной — от +15° до +54° в горизонтальном секторе до ±30° и от 0° до 54° в горизонтальном секторе свыше ±30°.
Для десантирования используется парашютная система МКС5-128М, при этом машина размещается на специальной платформе ПП-128-5000. В целях уменьшения высоты машины при транспортировке в самолёте Ан-12, артиллерийская часть складывается, а брезентовая крыша снимается. Авиатранспортировка к месту десантирования может осуществляться и самолётами типа Ан-22 или Ил-76, при этом ограничения по высоте машины уже не существенны.
Радиосвязь машины осуществляется через радиостанцию Р-123М.
Транспортная машина 9Ф37В
9Ф37В | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие данные | |||||||||||
Производитель | ГАЗ | ||||||||||
Годы производства | с | ||||||||||
Класс | транспортная машина | ||||||||||
Дизайн | |||||||||||
Тип кузова | Фургон | ||||||||||
Платформа | ГАЗ-66Б | ||||||||||
Колёсная формула | 4 × 4 | ||||||||||
Двигатель | |||||||||||
|
|||||||||||
Массово-габаритные характеристики | |||||||||||
Длина | 5655 мм | ||||||||||
Ширина | 2400 мм | ||||||||||
Высота | 2440 мм | ||||||||||
Клиренс | 315 мм | ||||||||||
Колёсная база | 3300 мм | ||||||||||
Колея задняя | 1800 мм | ||||||||||
Колея передняя | 1800 мм | ||||||||||
Масса | 3640 кг | ||||||||||
Полная масса | 6000 кг | ||||||||||
Динамические характеристики | |||||||||||
Максимальная скорость | 85 км/ч | ||||||||||
Другая информация | |||||||||||
Грузоподъёмность | 2000 кг |
Для перевозки боеприпасов, используется транспортная машина 9Ф37В с комплектом стеллажей, выполненная также на базе ГАЗ-66Б. Машина 9В37В тоже может десантироваться на платформе ПП-128-5000 с использованием парашютной системы МКС5-128М. Для ведения ночных боевых действий машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57В. Радиосвязь обеспечивается с помощью радиостанции Р-105М с дополнительной антенной от радиостанции Р-123.
С небес на землю
Но во время испытаний на полигоне Донгуз в первой половине 1957 года «стрижи» показали весьма скромные результаты. В заключении по итогам стрельб командование ПВО отмечало: «Вследствие малой досягаемости снарядов «Стриж» по высоте и дальности (высота 13,8 км при дальности 5 км), а также недостаточного выигрыша в эффективности стрельбы комплекса по сравнению с одной-тремя батареями 130- и 100-миллиметровых зенитных пушек при значительно большем расходе снарядов… на вооружение Советской армии для оснащения частей зенитных артиллерийских войск ПВО страны систему РЗС-115 принимать нецелесообразно». К тому же в 1955 году на вооружение была принята уже первая зенитная ракетная система С-25 «Беркут», и менее высотные неуправляемые ракеты «Стриж» явно уступали ей в эффективности.
Но тот факт, что «Стриж» списали со счетов, не означал, что работа Александра Надирадзе пропала впустую. В том же 1956 году, когда зенитный вариант только готовился к испытаниям, в НИИ-642 приступили к работам по превращению РЗС-115 в осколочно-фугасный боеприпас для наземного применения. И это направление оказалось куда более успешным.
К 1956 году стоящие на вооружении реактивные системы залпового огня уже не отвечали современным боевым требованиям. Легкие БМ-14 и БМ-24 выпускали полтора десятка ракет на дальность всего 10 километров, а тяжелая БМД-20 — на 20 км, но всего четыре. Требовалось новое реактивное оружие, способное совместить мощность залпа первых и дальность второй. Этим требованиям отвечал последний вариант системы «Стриж», у которого дальность стрельбы достигала 22,7 км, а каждый залп состоял из 30 снарядов. Оставалось лишь увеличить вес боевой части, поскольку прежний был достаточен только для уничтожения самолетов.
БМ-21 «Град» Советской Армии во время парада по окончанию учений «Запад-81», в которых принимали участие подразделения вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора
Этим, как и в целом доведением РЗС-115 до применения по наземным целям, занялся уже другой институт — Тульский НИИ-147, созданный в июле 1945 года как центр научно-исследовательских работ в области производства артиллерийских гильз. Но в новых условиях, когда руководство СССР сделало ставку на ракетное оружие в ущерб артиллерии и авиации, выбирать темы не приходилось: новая задача была для НИИ шансом сохраниться в качестве самостоятельной организации. И в Туле этим шансом сумели воспользоваться, очень быстро НИИ стал крупнейшим разработчиком реактивных систем залпового огня.
Для этого НИИ-147 пришлось освоить совершенно новую тематику — ракетную. И эта задача лишь отчасти упрощалась тем, что в Туле могли пользоваться наработками коллектива Александра Надирадзе. Даже основные расчеты и чертежи по РЗС-115 попали в Тулу только в 1959 году после обращения к начальнику 1-го управления Артиллерийского научно-технического комитета Главного артиллерийского управления (АНТК ГАУ) генерал-майору Михаилу Соколову с просьбой ознакомить представителей НИИ-147 с данными снаряда «Стриж» в связи с разработкой снаряда к системе «Град». Но в конечном итоге туляки создали оригинальный реактивный снаряд с двухкамерным твердотопливным двигателем и складывающимися стабилизаторами. При зарядке их удерживало в сложенном положении стопорное кольцо, а после вылета стабилизаторы разворачивались и вставали в рабочее положение с отклонением в 1 градус от оси снаряда, что обеспечивало ему медленное (140-150 оборотов в минуту) вращение.
Последнее решение вызвало множество сомнений у главных заказчиков — военных: до сих пор все реактивные системы залпового огня оснащались снарядами с неподвижными стабилизаторами. Дошло до того, что коллективу НИИ-147 пришлось организовать показательные испытания снарядов обоих типов, чтобы доказать: складные стабилизаторы, вопреки опасениям военных, не становятся менее эффективными из-за зазоров между ними и корпусом ракеты. Зато снаряды нового типа позволяли оснастить одну пусковую установку не полутора десятками направляющих, как было раньше, а сразу сорока! Можно было бы и больше, но имелось ограничение по габаритам новой установки, которые определялись требованиями военных железнодорожников.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑ О. В. Устименко (НАДУ). Перспективи щодо створення розвiдувально-ударних комплексiв на базi iснуючих РСЗВ // Збірка тез доповідей науково-технічної конференції «Перспективи розвитку ракетних військ і артилерії Сухопутних військ» (5-6 листопада 2014 р.) / редактори Н. С. Хмелюк, Т. В. Животова. Львів, Друкарня Академії сухопутних військ ім. гетьмана Петра Сагайдачного, 2014. стор.204-206
- М. П. Козлинський, М. В. Форостяний. Система повного блокування підвіски реактивної системи залпового вогню // Збірник тез доповідей науково-практичної конференції «Застосування Сухопутних військ Збройних Сил України у конфліктах сучасності» (17 листопада 2016 р.). Львів, Друкарня Академії сухопутних військ ім. гетьмана Петра Сагайдачного, 2016. стор.39
История[править]
В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе.
В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.
Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Лангемака, при участии Артемьева, Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.
В — эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР.
Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153, а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.
Летом авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол.
БМ-31-12 на шасси ЗИС-12 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
В 1938—1941 в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.
Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.
В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.
26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа .
Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.
В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало кучность стрельбы), БМ8-48, БМ31-12 и др.
После начала «ленд-лизовских» поставок, БМ-13 (БМ-13Н) в основном устанавливались только на «Студебеккер» (Studebacker-US6).[Источник?]
Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий.
В году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12».
Советская промышленность в июле — декабре изготовила свыше 10 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн. штук реактивных снарядов к ним (всех калибров).
Устройство РСЗО «Град»
В состав РСЗО «Град» входит несколько компонентов:
- боевая машина БМ-21, созданная на базе «Урал- 375Д»;
- система управления огнем (СУО);
- реактивный снаряд калибра 122-мм;
- транспортно-заряжающая машина 9Т254.
Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля «Урал- 375Д». Стрелять можно как одиночными выстрелами, так и залпами. Время полного залпа составляет 20 секунд. Управлять стрельбой можно из кабины автомобиля и дистанционно, с помощью выносного пульта.
Артиллерийская часть БМ состоит из трубчатых направляющих, рамы, подъемного и поворотного механизма, основы и погона, люльки, электрооборудования, пневмооборудования и прицельных приспособлений. Число трубчатых направляющих — сорок единиц, они служат для транспортировки реактивных снарядов, для направления их полета, а также для придания им вращательного движения. Для этого в каждой направляющей сделан П-образный паз.
Направляющие образуют пакет, состоящий из четырех рядов по десять труб в каждом. Пакет крепится к люльке и направляется с помощью подъемного и поворотного механизмов. Для горизонтального и вертикального наведения направляющих используется электропривод, наводку можно осуществлять и в ручном режиме. Угол вертикальной наводки составляет от 0° до +55°. Диапазон горизонтального наведения — 172° (от продольной оси автомобиля 102° влево и 70° вправо). Артиллерийская часть машины оснащена уравновешивающим механизмом, который уменьшает раскачку пакета направляющих во время стрельбы.
Прицельные приспособления состоят из панорамы, механического прицела и коллиматора.
Транспортная машина. Это автомобиль, на котором установлен комплект специальных стеллажей для хранения, транспортировки и подачи реактивных снарядов на боевую машину. Перевозить ракеты в ящиках можно в любом подходящем грузовом автомобиле.
Реактивный снаряд. Неуправляемый РС – самая «революционная» составляющая РСЗО «Град».
Головная часть боеприпаса предназначается для поражения противника. Она состоит из корпуса с двумя металлическими втулками, на которые нанесена насечка. Они служат для образования осколков после детонации. На головную часть могут надеваться два вида тормозных колец, которые повышают кучность стрельбы на большие дистанции.
В ракетной части реактивного снаряда есть две пороховые шашки, которые придают боеприпасу поступательное движение. Ракета имеет семь сопел: одно центральное и шесть периферийных. Воспламенение пороховых зарядов производится с помощью пирозапалов, срабатывающих от токораспределителя.
Взрыватель взводится на расстоянии 150-200 метров от боевой машины, он имеет три вида установки, от которых зависит фугасное или осколочное действие боеприпаса.
Особенностью снаряда является форма и конструкция стабилизаторов, которые не выходят за его калибр. В обычном состоянии оперение ракеты фиксируется специальными кольцами, после выстрела стабилизаторы раскрываются. Каждый стабилизатор имеет форму сектора цилиндра, он повернут к продольной оси ракеты на 1°, что обеспечивает ее раскрутку и стабилизацию полета.
Для РСЗО «Град» разработана широкая номенклатура боеприпасов, которые отличаются дальностью стрельбы, типом боевой части и взрывателя.