Чем гаубица отличается от пушки

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Особенности оружия: гаубица и пушка

Традиционно артиллеристов называют богами войны. Во многом такое утверждение имеет основания, поскольку множество точных чрезвычайно мощных ударов практически непосредственно с неба без какого-либо предупреждения и гула, кроме отдаленного рева орудий не приходит.

По степени мощности, если брать традиционные снаряды, вообще ничего не может соперничать с практически бесконечным градом дешевых и мощных снарядов, которые сыплются сверху.

Дополнительная возможность наводки практически при каждом выстреле, а также относительная дешевизна делает это оружие и очень эффективным и доступным, не теряющим актуальность в современной войне.

Благодаря наличию самых разнообразных снарядов, не имеет значения, какие цели стоят перед артиллеристами. Они способны уничтожать как живую силу, так танки и даже самолеты, если в ход идут зенитные орудия. Тем не менее, в обиходе намного больше распространено понятие пушка.

Однако, термины пушка и гаубица не имеют такого различия во временных периодах и активно используются также в современности. Существуют основные характеристики, которое служит ключевыми отличиями между этими двумя типами артиллерии.

Пушка в большинстве своем представляет собой артиллерийское орудие с достаточно длинным стволом. Основным параметром выпускаемых снарядов является чрезвычайно высокая начальная скорость. Это обуславливается повышенным содержанием взрывчатого вещества в гильзе.

Разумеется, параметры целей отличаются в зависимости от массивности самого оружия. Чем пушка больше, тем медленнее должна быть цель. Для быстрых, например поражения танков, подходят совсем небольшие, но чрезвычайно точные и мощные бронебойные орудия.

Гаубица представляет собой оружие, которое создано для стрельбы из укрытия по хорошо защищенному противнику. Именно здесь в полной мере реализован принцип навесной стрельбы.

Ключевой особенностью гаубицы является возможность поражать цели в непосредственной зоне видимости по данным от разведки. Также гаубицы в большинстве своем располагаются на соответствующим образом оборудованных огневых позициях, обычно закрытых с фронта.

Высокая дальнобойность позволяет при этом держаться в стороне от основного боя, поражая противника с большого расстояния. В отдельных случаях случаются настоящие артиллерийские дуэли, когда орудия противников подходят на одинаковое расстояние артиллерийской стрельбы.

Учитывая, что батареи обоих относительно открыты и видны, а стрельба осуществляется на пределе возможностей орудий, и доступного расстояния, в таком случае на первый план выступает оперативность расчета, умение, опыт, подготовка и навыки специалистов.

В отношении конструкции, даже неподготовленный человек может отметить в среднем намного менее высокий угол возвышения пушек по сравнению с дулами гаубиц. Именно поэтому снаряд пушки летит по настильной траектории.

Гаубицы напротив, используются в основном для навесной стрельбы, поэтому угол дула по отношению к плоскости намного больше. Гаубичные расчеты в большинстве своём не способны увидеть противника лично.

Навесная стрельба при этом имеет свои преимущества, поскольку позволяет одновременно стрелять из укрытия, попадать мощными и тяжелыми снарядами, основная пробивная сила которых образуется уже в результате падения с большой высоты, непосредственно на бетонированные и закрытые с фронта позиции противника.

Разумеется, дальность стрельбы при этом значительно ниже, чем у пушки, однако возможность снаряжать заряды чрезвычайно крупного калибра обеспечивает повышенную бронебойность и бетонобойность, колоссальные разрушения, недоступные даже наиболее мощным видам пушек.

Гаубица с другой стороны намного легче в транспортировке и дешевле даже в случае выведения орудия из строя. Этот тип вооружения с его тяжелыми и мощными зарядами, способен наносить колоссальное повреждения и сеять панику. Гаубица больше подходит именно для больших наступательных операций на укрепленные позиции.

Модификации гаубицы Д-30

Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.

Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;

2А18М-1 — добавлен досылатель;

Д-30J — югославская модификация;

«Саддам» — иракская модификация;

Type-96 — китайская версия;

«Халифа» — суданская версия;

Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.

«Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118

История создания

152-мм дивизионная гаубица 2А65 «Мста-Б» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.

152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).

НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.

Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе

На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.

В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.

Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.

В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:

  • трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
  • двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
  • механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
  • автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.

История

Термин использовался преимущественно в СССР в 1930-е — 1960-е годы. Фактически он был введён в классификацию для одного орудия — 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). В русской, а в первое время и в Красной армии пушки весьма сильно отличались от гаубиц по длине ствола и максимальному углу возвышения и проблем с классификацией не возникало. Например, 107-мм пушка образца 1910/30 годов имела длину ствола 38 калибров и максимальный угол возвышения 37°, а 122-мм гаубица образца 1910/30 годов имела длину ствола 12,8 калибров и максимальный угол возвышения 45°. Однако в 1930-х годах в Союзе ССР было решено модернизировать 152-мм осадную пушку образца 1910 года с целью увеличения её дальности стрельбы. В ходе модернизации угол возвышения увеличился до 45°. Орудие продолжало называться пушкой (официальное название 152-мм пушка образца 1910/34 годов), но его гаубичные свойства стали столь явными, что даже в служебных документах это орудие называлось гаубицей. Дабы избежать путаницы, для нового орудия был придуман специальный термин «гаубичная пушка», который вскоре сократили до «гаубица-пушка».

Область боевого применения гаубицы-пушки является очень широкой и одновременно сочетает в себе возможности гаубицы (борьба с открыто расположенной и укрытой живой силой и полевой фортификацией противника) и пушки (борьба с бронетехникой и долговременной фортификацией, стрельба на дальние дистанции). Однако у гаубицы-пушки отдаётся предпочтение гаубичным свойствам (лучшие возможности по навесному огню), а при преобладании пушечных свойств универсальное орудие будет классифицироваться как пушка-гаубица.

Совмещение свойств двух типов орудий в одном орудии является сложной технической задачей, решение которой требует мастерства и даже таланта со стороны артиллерийского конструктора. Очень часто универсальные орудия получались гораздо худшими чем специализированные и на вооружение не принимались. Поэтому существует очень мало широкоизвестных представителей класса гаубиц-пушек. Однако среди них есть два орудия, признанных шедеврами мировой конструкторской артиллерийской мысли: это лёгкая 25-фунтовая английская гаубица-пушка 25-фунтовая пушка-гаубица и советская тяжёлая 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20).
Также гаубицей-пушкой можно считать германскую мортиру 21 cm Mrs.18 (длина ствола 31 калибр и максимальный угол возвышения 70°)).
Близка к этому классу орудий германская гаубица 15 cm s.F.H.42 (длина ствола 32,5 калибра, максимальный угол возвышения 45°). Как пушка-гаубица классифицировалось советское 152-мм орудие Д-20, иногда к этой категории относили 122-мм пушку образца 1931/37 гг (А-19). Также явно являются пушками-гаубицами германская 17 cm K.Mrs.Laf и ряд других мощных пушек с углами возвышения порядка 45—50°.

Иногда как гаубицы-пушки классифицируют лёгкие пехотные (полковые) орудия вроде 7,5 cm leIG 18, что трудно признать обоснованным, поскольку эти орудия имели небольшую длину ствола (менее 20 калибров). Также не являются гаубицами-пушками крупнокалиберные зенитные орудия и универсальные пушки типа Ф-22, поскольку они не имеют раздельно-гильзового заряжания и переменного заряда.

В настоящее время термин гаубица-пушка имеет исключительно историческое значение, поскольку практически все современные гаубицы имеют ствол значительной длины и, таким образом, являются гаубицами-пушками. Так, например, современная 152-мм буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» имеет ствол длиной 53 калибра и максимальный угол возвышения 70°.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина, в их числе были:

  • дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10;
  • высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета;
  • сложность ремонта и обслуживания орудия;
  • занятость заводов № 9 и № 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе — сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии. Кроме того, 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной артиллерии. В свете этих решений 152-мм гаубицы в 1942 году в СССР не производились; таким образом, советские войска лишились мобильных, но мощных орудий, особенно необходимых в артиллерии корпусного звена. Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса, и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (то есть низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова (ОКБ-9) начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом

Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного комитета обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. 5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение. Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

Д-30: артиллерийская классика

При всем обилии самоходных артиллерийских систем, наиболее дешевым вариантом остается обычная колесная гаубица. 152-мм орудие советского производства известно своим характерным силуэтом во всем мире. В боевом положении лафет, раскладываясь, полностью упирается тремя станинами в грунт, так, что колеса не касаются земли, что обеспечивает — с одной стороны — надежный упор, а с другой — позволяет вести круговой обстрел. Главная характеристика гаубицы Д-30 – дистанция выстрела до 5,3 км, чего в большинстве случаев вполне достаточно. Транспортирование орудия не составляет проблемы: оно весит 3,2 тонны, что создает возможность провозить ее почти по всем мостам, а в роли тягача можно использовать обычный «Урал». Простота, надежность и высокая эффективность – вот характерные черты русского оружия. Д-30 и Д-30А охотно закупают для оборонных нужд разные страны, а некоторые из них (Китай, Югославия, Египет, Ирак) сочли нужным приобрести документацию на их производство. И еще одну важную функцию выполняет эта гаубица. Фото, на котором в Петропавловской крепости дают традиционный полуденный залп, непременно украшает это орудие.

Характеристики и свойства боеприпасов

Основные 152,4-мм гаубичные снаряды: 1 — осколочно-фугасная стальная граната 53-ОФ-530, 2 — осколочная граната сталистого чугуна 53-О-530, 3 — бетонобойный снаряд 53-Г-530

Орудие могло стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов, кроме морского полубронебойного. Использовались гильза и заряды от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг., кроме полного (всего 4 заряда). При стрельбе 4 зарядом не взводились взрыватели старых снарядов (старые русские гранаты 53-Ф-533 и другие), поэтому этими снарядами на 4 заряде стрелять было запрещено.
При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты 53-ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 ? ?
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47—6,86 344 8850
Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 ? ?
Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 322 7290
Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 322 7290
Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 322 7290
Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 322 7290
Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 322 7290
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ?
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ?
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16—41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ?
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ?
Осветительные снаряды
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ?
Химические снаряды
Химический гаубичный 53-ОХ-530 38,8 ? 340 8796
Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? 344 8833

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector