122-мм гаубица 2a18 (д-30) — 122 mm howitzer 2a18 (d-30)

Характеристики и свойства боеприпасов[править]

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд БП-1.

Стальная осколочно-фугасная граната ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре.

Кумулятивный снаряд БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м.
Послевоенный кумулятивный снаряд БП-1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.

Номенклатура боеприпасов  

Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с (при полном заряде) Дальность табличная, м
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный (на вооружении с мая 1943) БП-460А     335 (на заряде № 4) 2000
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная осколочно-фугасная граната ОФ-462 21,76 3,67 515 11720
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой О-462А 21,7   458 10800
Осколочная граната сталистого чугуна О-460А        
Старая граната Ф-460        
Старая граната Ф-460        
Старая граната Ф-460Н        
Старая граната Ф-460У        
Старая граната Ф-460К        
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. Ш-460        
Шрапнель с трубкой Т-6 Ш-460Т        
Осветительные снаряды
Осветительный С-462   479 8500
Агитационные снаряды
Агитационный А-462     431 8000
Дымовые снаряды
Дымовой стальной Д-462 22,3   515 11800
Дымовой сталистого чугуна Д-462А     515 11800
Химические снаряды
Осколочно-химический ОХ-462     515 11800
Химический Х-462 21,8    
Химический Х-460      

Примечания

  1. Боевой штырь // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  2. ↑ Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. «Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска».. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 179—180, 245. — 640 с. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  3. . Дата обращения 2 марта 2013.
  4. ↑ . Пресс-служба Южного военного округа (12.04.2016). Дата обращения 24 апреля 2017.
  5. . Российская газета (05.12.2019). Дата обращения 10 декабря 2019.
  6. ↑ . Пресс-служба Южного военного округа (24.04.2017). Дата обращения 24 апреля 2017.
  7.  (недоступная ссылка). Mulitary Industry Corporation. Дата обращения 8 июня 2016.
  8. The Military Balance 2016. — P. 180.
  9. The Military Balance 2016. — P. 320.
  10. The Military Balance 2016. — P. 429.
  11. The Military Balance 2016. — P. 178.
  12. The Military Balance 2016. — P. 231.
  13. The Military Balance 2016. — P. 236.
  14. The Military Balance 2016. — P. 183.
  15. The Military Balance 2016. — P. 80.
  16. The Military Balance 2016. — P. 433.
  17. The Military Balance 2016. — P. 297.
  18. The Military Balance 2016. — P. 448.
  19. The Military Balance 2016. — P. 450.
  20. The Military Balance 2016. — P. 184.
  21. The Military Balance 2016. — P. 442.
  22. The Military Balance 2016. — P. 441.
  23. The Military Balance 2016. — P. 324.
  24. The Military Balance 2018. — P. 495.
  25. The Military Balance 2016. — P. 478.
  26. The Military Balance 2016. — P. 334.
  27. The Military Balance 2016. — P. 251.
  28. The Military Balance 2016. — P. 328.
  29. The Military Balance 2016. — P. 491.
  30. The Military Balance 2012. — P. 355.
  31. The Military Balance 2016. — P. 185.
  32. The Military Balance 2016. — P. 239.
  33. The Military Balance 2016. — P. 187.
  34. The Military Balance 2016. — P. 242.
  35. The Military Balance 2018. — P. 455.
  36. The Military Balance 2012. — P. 431.
  37. The Military Balance 2016. — P. 265.
  38. The Military Balance 2016. — P. 393.
  39. The Military Balance 2016. — P. 271.
  40. The Military Balance 2016. — P. 340.
  41. The Military Balance 2016. — P. 342.
  42. The Military Balance 2016. — P. 343.
  43. The Military Balance 2016. — P. 454.
  44. The Military Balance 2012. — P. 443.
  45. The Military Balance 2016. — P. 275.
  46. The Military Balance 2016. — P. 458.
  47. The Military Balance 2016. — P. 276.
  48. The Military Balance 2016. — P. 461.
  49. The Military Balance 2016. — P. 406.
  50. The Military Balance 2016. — P. 347.
  51. The Military Balance 2016. — P. 280.
  52. The Military Balance 2016. — P. 410,411.
  53. The Military Balance 2016. — P. 190.
  54. The Military Balance 2016. — P. 195.
  55. The Military Balance 2016. — P. 201.
  56. The Military Balance 2016. — P. 463.
  57. The Military Balance 2016. — P. 134.
  58. The Military Balance 2016. — P. 354.
  59. The Military Balance 2016. — P. 137.
  60. The Military Balance 2012. — P. 452.
  61. The Military Balance 2016. — P. 471.
  62. The Military Balance 2016. — P. 202.
  63. The Military Balance 2016. — P. 473.
  64. The Military Balance 2016. — P. 203.
  65. The Military Balance 2016. — P. 208.
  66. The Military Balance 2016. — P. 205.
  67. ↑ The Military Balance 2016. — P. 206.
  68. The Military Balance 2016. — P. 93.
  69. The Military Balance 2016. — P. 84.
  70. The Military Balance 2016. — P. 120.
  71. The Military Balance 2016. — P. 444.
  72. The Military Balance 2016. — P. 91.
  73. The Military Balance 2016. — P. 445.
  74. Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

ВСТУПЛЕНИЕ:

Некоторое время назад мне посчастливилось побывать на Дайвинг-сафари в Египте. Перед поездкой встал выбор фототехники для ныряния…ну как же без этого. Дабы не тащить с собой несколько лишних килограмм веса, решение было достаточно очевидным – что-то компактное и легкое. А главное, я уже достаточно давно не пользовался компактными камерами, а влагозащищенными тем более. Было интересно, насколько далеко «шагнул прогресс», а главное – каковы есть альтернативы «вездесущему» GoPro ). В итоге выбор был сделан в пользу Canon PowetShot D30, в первую очередь, по той причине, что это была камера, позволяющая без дополнительного бокса погружаться на самую большую (среди конкурентов) глубину.

В далеком 2009-м CANON представил свой первый влагозащищенный фотоаппарат PowerShot D10. На то время, камера обладала достаточно стандартными, для цифрокомпакта, характеристиками:

  • Датчик: 12,1-мегапиксельная ПЗС (CCD) матрица, размером 1/2,3 дюйма;
  • Процессор: DIGIC4; Объектив: фокусное расстояние 6,2-18,6 мм (35-105 мм в эквиваленте 35-мм пленки), светосила f/2,8 – f/4,9, со встроенной оптической стабилизацией изображения и минимальной дистанцией фокусировки до 3 см;
  • ЖК-дисплей: 2,5” (6,2 см)- 230 000 пикселейс 2-мм защитным экраном (не сенсорным);
  • Съемка фото только в JPEG, видео: MOV максимум 640 х 480 @30fps.

Защитные характеристики были самыми что ни на есть заурядными — возможность погружения в воду до 10 м; защита от мороза до -10 градусов; защита от падения с высоты до 1,22 м. Фактически, с камерой можно было погрузиться под воду, но она не могла быть сколько-нибудь интересным решением для дайверов, скорее просто любителей нырнуть с маской и сфотографировать «красочную рыбку на интересном коралле». Чем эта камера “брала за душу” – так это своим весьма нестандартным дизайном….такой себе батискаф) Кроме того, пазов для крепежа наручного шнурка целых четыре – удобно. Из минусов – это довольно мелкие клавиши управления.

В 2012 году CANON представили PowerShot D20. От D10 он отличался объективом с расширенными, в сравнении с предшественником, фокусными расстояниями 28-140мм (с диафрагмой F3,9-F4,8), подросшим до 3” дисплеем, возможностью снимать FullHD 1080/24р, наличием встроенного GPS и еще некоторыми не столь значительными нововведениями. Из плохого: светосила оптики на широком угле уменьшилась, матрица осталась 12-мегапиксельной, но была заменена на CMOS, аккумулятор остался практически таким же…..но ведь добавили GPS!!! Опять же, на момент выхода, камера отличалась от конкурентов разве что интересным дизайном…остальные характеристики были «как у всех». И наконец, в 2014 году, CANON поняли, что рынок защищенных камер достаточно тесен и само по себе понятие защищенной камеры это хорошо, но нужно что-то уникальное. Фактически, по сравнению с D20, характеристики поменялись незначительно, кроме одной… возможность погружения в воду до 25(!) метров, что не может предложить на сегодняшний день ни один из конкурентов.

Забегая вперед, скажу, что камера испытывалась в самых что ни на есть «правильных» для нее условиях. Погружения проходили по 4 раза в день в соленой воде, половина из этих погружений проходила на глубине 25-30 метров, а максимальная глубина погружения, которую камера с честью выдержала – 36 метров. Возможно, можно было бы опуститься и глубже – но уже сдали нервы)

Описание конструкции[править]

Устройство 122-мм гаубицы обр. 1938 года (М-30): 1 — Ствол, 2 — Противооткатные устройства — откатник и накатник, 3 — Щитовое прикрытие, 4 — Панорамный прицел, 5 — Казённик с затвором, 6 — Колёсный ход, 7 — Раздвижные станины

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял из себя сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.

Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые. Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей. При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении. Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′. Время перехода из походного положения в боевое составляло 1,0—1,5 минуты. Лафет гаубицы М-30 был впоследствии использован при создании 152-мм гаубицы Д-1.

Причины появления гаубицы обр. 1938 г.

Развертывание механизированных частей и соединений предвоенного периода, тенденция перевода артиллерии воющее на механическую тягу войны требовало создания артиллерии способной сопровождать и поддерживать механизированную пехоту и танки.

Для этого требовались орудия, обладающие вполне определенными боевыми качествами, недостаточными у гаубиц, состоявших в ту пору на вооружении.Прежде всего, это касалось таких качеств как:

  • мощность отдельного выстрела;
  • дальнобойность;
  • скорострельность;
  • тактическая подвижность;
  • огневая подвижность.

Для обеспечения требуемых качеств, основные требования к новой гаубице сформулировали следующим образом:

  • калибр 122-мм. Вопрос калибра легкой гаубицы не был самоочевиден. На этом этапе достоинства калибра 107-мм в гаубичной артиллерии были окончательно отброшены ради большего могущества снаряда калибра 122-м;
  • дальнобойность. Таковая новых гаубиц должна была превосходить таковую 122-мм гаубиц обр. 1910/30 г;
  • скорострельность. Для увеличения скорострельности, по меньшей мере, орудие следовало оснастить клиновым затвором. Однако изготовление его для отечественной промышленности было делом сложным. Как следствие клиновый затвор только желателен;
  • тактическая подвижность. Скорость движения гаубицы по шоссе не менее 50 км/час. Для чего требовалось как минимум подрессоривание и металлические обрезиненные колеса;
  • огневая подвижность или маневренность. Для ее повышения гаубица должна была иметь раздвижные станины и УВН в 65 градусов.

Модификации

Базовая модель Д-30 (ПС-30) неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. Тем не менее различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.

Параметр Серия I Серия II Серия III
Тяга, кгс:

— взлетный режим TH= +15 °C ,PH = 730 мм рт. ст.,H = 0

— крейсерский режим Н = 11 км, М = 0,8

6800

1300

6800 (68 кН) 1300 6934

1450

Удельный расход топлива, кг/кгс ч 0,770 0,775 0,790
Удельный расход масла не более, кг/ч 1 1 1
Температура воздуха у земли для запуска и работы, оС -50…+50 -50…+50 -50…+50
Длина двигателя, мм 3984 4734 4836
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм 1050 1050 1050
Сухая масса, кг 1550 1765 1810
Поставочная масса, кг 1712 1944 1980
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках 1967 1970 1982
Устанавливался на самолеты Ту-134 Ту-134А Ту-134А-3, Ту-134Б-3
  • Д-30-10В и Д-30В-12 — двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
  • Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
  • Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78. Общего с двигателями Д-30 для самолётов Ту-134 не имеет.

    Д-30КП второй серии на Ил-76МД в новгородском аэропорту Кречевицы

    • Д-30КП-2, Д-30КП-Л
    • WS-18 — китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на транспортник Xian Y-20 и бомбардировщик H-6K. Тем не менее в 2016 году стало известно о контракте на поставку большой партии Д-30КП-2 в Китай.
    • Д-30КП-3 «Бурлак» — глубоко модернизированный в 2000-х годах в НПО «Сатурн» турбовентиляторный двигатель. Отличается новым вентилятором, увеличенной более чем в 1,5 раза степенью двухконтурности, увеличенной на 1 тонну тягой, на 11 % снижен расход топлива. Соответствует нормам четвёртой главы ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ.
    • Д-30КПВ — двигатель для А-40 «Альбатрос».
Параметр Серия I Серия II Серия III
Тяга, кгс:

— взлетный режим — крейсерский режим

12000 2750 12000 2750 13000
Степень двухконтурности 2,36 2,24
Удельный расход топлива, кг/кгс ч:

— взлетный режим— крейсерский режим

0,5 0,7 0,510 0,705 0,404 0,645
Длина двигателя, мм 5448 5734
Диаметр вентилятора, мм 1560 1775
Масса двигателя, кг 2640 2650
  • Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. С двигателями Д-30 самолётов Ту-134 общего не имеет.

    Д-30КУ-154 в Будапеште

    Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20 К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов)

  • Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31. Максимальная тяга на форсаже 15,5 тс.

История разработки

В середине 1960-х годов появились новые образцы стратегического и наступательного вооружения: крылатые ракеты, способные лететь на сверхмалых высотах, огибая рельеф поверхности земли, высотные и высокоскоростные разведывательные самолёты, стратегические бомбардировщики и другие типы оружия. Для защиты протяжённых границ СССР от этих и других угроз потребовался самолёт с возможностью обнаружения и перехвата целей начиная с малых высот и заканчивая 30 километрами, на скоростях до 4000 км/ч, который мог нести различные типы ракет для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, сопровождать одновременно несколько целей. Кроме всего прочего, в связи с малой плотностью ПВО и аэродромов на Дальнем Востоке и севере страны самолёт должен был обладать большим радиусом действия.

Для такого уникального по своим свойствам самолёта требовался не менее уникальный двигатель большой мощности при высокой экономичности. Сделать этот двигатель было поручено Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро (МКБ, сейчас ОАО «Авиадвигатель») под руководством П. А. Соловьёва. Соловьёв решил делать двухконтурный двигатель с форсажной камерой со смешением потоков внешнего и внутреннего контуров двигателя.

В то время нашлось немало противников такой схемы, так как двигателей по такой схеме ещё не производилось.

Первоначально был создан двигатель-демонстратор на основе серийного двигателя Д-30, оснащённого форсажной камерой. После ряда испытаний на стенде ЦИАМ, стала очевидна правильность выбора схемы двигателя, и в 1970 году МКБ приступило к разработке двигателя Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика. Прототип самолёта с этим двигателем поднялся в воздух в 1975 году.

Двигатель имеет уникальные высотно-скоростные характеристики, обеспечивая максимальную скорость самолёта 3000 км/ч и скорость у земли 1500 км/ч.

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Начиная с двигателя Д-30 II серии все модификации оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Модификации


Д-30 в парке «Патриот».

  • Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
  • Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;
  • 2А18М-1 — добавлен досылатель;
  • Д-30J — югославская модификация;
  • «Саддам» — иракская модификация;
  • Type-96 — китайская версия;
  • «Халифа» — суданская версия;
  • Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.
  • «Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector