152-мм гаубица 2а61

Литература

  • Николай Якубович. Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2008. — С. 252-256. — 416 с. — (Война и мы. Советская авиация). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-27288-4.
  • Валерий Багратинов. Крылья России. — М.: «Эксмо», 2005. — С. 631-632. — ISBN 5-699-13732-7.
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
  • Gordon, Yefim. Early Soviet Jet Fighters. The 1940s and Early 1950s. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2002. — P. 101-114. — 143 p. — (Red Star. Vol. 4). — ISBN 1-85780-139-3.

История создания


152-мм дивизионная гаубица 2А65 «Мста-Б» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.

152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).

НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.

Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе

На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.

В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.

Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.

В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:

  • трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
  • двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
  • механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
  • автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.

Оценка машины

Ракетный танк ИТ-1

Ракетный танк RakJPz 2

Сравнительная таблица ТТХ СУ-152 с аналогами

СУ-152 «Таран»

ИТ-1 «Дракон»

RakJPz 2

Классификация истребителя танков Противотанковая САУ Ракетный танк Ракетный танк
Базовое шасси СУ-152П Т-62 Jpz 4-5
Масса, т 27 35 24,5
Экипаж, чел. 4 3 4
Тип бронирования противоснарядное противоснарядное противоснарядное
Толщина лобовой брони корпуса, мм 30 100 30
Углы , град. 360 360 —90…+90
Возимый боезапас, выстр. 22 15 14
Минимальная дальность стрельбы, м неограничена 300 500
Максимальная дальность стрельбы, м 3500 3300 3000
Бронепробиваемость на дальности 3 км, мм 310 500 600
Максимальная скорострельностьна максимальную дальность стрельбы, выстр./мин 6 2,5 1—2
Калибр пулемёта, мм 14,5 7,62 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63 48 70
Запас хода по шоссе, км 280 485—500 420

Основным советским аналогом при создании САУ СУ-152 «Таран» являлся ракетный танк ИТ-1, вооружённый противотанковым ракетным комплексом 2К4 «Дракон» и разрабатывавшийся параллельно с СУ-152. По своему назначению и планируемой тактике применения ИТ-1 и СУ-152 были одинаковы, при этом СУ-152 имела ряд преимуществ и недостатков по сравнению с ракетным танком ИТ-1.

К основным преимуществам СПТП СУ-152 «Таран» по сравнению с её ракетным аналогом относилась высокая скорострельность при стрельбе на максимальную дальность. При этом нагрузка на наводчика приблизительно соответствовала танку Т-62, тогда как нагрузка на оператора ИТ-1 была повышена в 2,3 раза. Вероятность поражения цели с первого выстрела при стрельбе из СУ-152 на дальности до 2500—2700 м приблизительно соответствовала таковой у ИТ-1, при этом минимальная дальность стрельбы САУ «Таран» не была ограничена, в том время как система управления ракетой 3М7 комплекса «Дракон» позволяла управлять ракетой с дистанции не менее 300 метров. Возимый боекомплект СУ-152 был на 7 выстрелов больше, чем у ИТ-1.

К недостаткам СПТП «Таран» относился меньший уровень бронирования по сравнению с ИТ-1, однако данный недостаток при стрельбе с дистанций выше 2 км нивелировался малой вероятностью прямого попадания снаряда в корпус САУ, при этом обеспечивалась защита от снарядов калибра до 57-мм, пуль и осколков. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда САУ СУ-152 была существенно ниже, чем у ИТ-1, но при этом даже при стрельбе на максимальную дальность пушка М-69 обеспечивала поражение брони танков, состоявших в то время на вооружении стран-участниц НАТО.

Зарубежным аналогом СУ-152 «Таран» класса «истребителей танков» был самоходный противотанковый комплекс «Raketenjagdpanzer 2», разработанный ФРГ и принятый на вооружение бундесвера в 1967 году. В отличие от САУ «Таран» истребитель танков Raketenjagdpanzer 2 имел ограниченный до 180° угол горизонтального наведения, а максимальная дальность стрельбы составляла 3000 м. Возимый боекомплект RakJPz 2 составлял 14 ракет противотанкового комплекса SS.11, по сравнению с 22 выстрелами у СУ-152, а минимальная дальность стрельбы ограничивалась 500 метрами. По бронепробиваемости ракеты SS.11 обеспечивали поражение 600 мм гомогенной броневой стали на любой доступной дистанции стрельбы. По скорострельности, даже несмотря на наличие двух ракетных установок, RakJPz 2 существенно уступал СПТП «Таран».

Сама конструкция СУ-152 «Таран» существенно отличалась от самоходных артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны и послевоенного периода, разработанных в СССР, и являлась первым представителем следующего поколения самоходных артиллерийских установок СССР. Основным отличием СУ-152 от систем предыдущего поколения была закрытая компоновка САУ с орудием установленным во вращающейся на 360° башней. Однако, несмотря на ряд преимуществ перед ракетным танком ИТ-1 и инновационную компоновку, работы по СУ-152 «Таран» были остановлены, а на вооружение поступил ракетный танк ИТ-1. Причинами отказа от САУ «Таран» называлось появление альтернативных более эффективных противотанковых средств, недоведённость некоторых узлов и агрегатов САУ, неготовность и нежелание «ракетного лобби» Министерства обороны СССР к принятию такой системы на вооружение.

Уже после закрытия работ по СУ-152 «Таран», в 1964 году, 3 ЦНИИ вновь предложил наряду с ПТРК иметь в системе вооружения противотанковую САУ, унифицированную по баллистике и боекомплекту с пушкой Д-81. Результатом этого предложения стало начало опытно-конструкторских работ по созданию противотанковой пушки «Спрут-С». Конструкторский и научный заделы, а также ряд технических решений, принятых в ходе создания САУ «Таран», были применены уже при создании САУ 2С3 «Акация».

Устройство и характеристики


В буксируемом положении.

Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.

Расчёт — 8 человек.

Разработка

Як-152 разработан в ОКБ им. Яковлева — Инженерном центре корпорации «Иркут» в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной лётной подготовки лётчиков на базе учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки Як-152» начатой в 2014 году. Согласно документации по ОКР, её планировалось закончить в течение двух лет.
Однако программа выполнялась с отставанием от намеченных сроков почти на год — первый прототип Як-152 был выкачен на Иркутском авиазаводе 27 августа 2016 года.

Перед ОКБ стоял выбор — ставить звездообразный мотор М-14Х мощностью 360 л. с. или же 12-цилиндровый V-образный дизельный в 500 л. с.. Руководство «Иркута» приняло решение строить опытные экземпляры в комплектации с дизельным двигателем.

В мае 2018 года в ЦАГИ завершены статические испытания лётного прототипа, были подтверждены прочностные характеристики элементов фюзеляжа, крыльев и элементов корпуса.

Лётные испытания

29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт опытного образца Як-152; машину пилотировал лётчик-испытатель ОАО «ОКБ имени Яковлева» Василий Севастьянов. Лётные испытания самолёта планировалось завершить в марте 2017 года, после чего начнётся его серийное производство.

Первый образец неоднократно демонстрировался на салонах МАКС и МВТФ «Армия». К 2020 г. собрано три самолета. Заводские испытания завершились после выполнения более 200 полетов и в начале 2020 года приступили к летно-конструкторским.

Тактико-технические характеристики

Приведены данные модификации Е-152/1.
Источник данных: Gunston B., Gordon Y., 1998.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина

    без ПВД: 19,656 м

    : 20,475 м

  • Размах крыла

    с ракетами на законцовках: 10,41 м

    : 8,793 м

  • Высота:
  • Площадь крыла: 42,02 м²
  • Профиль крыла: ЦАГИ С-9С
  • Угол стреловидности по передней кромке: 53° 47′
  • База шасси: 6,265 м
  • Колея шасси: 4,2 м
  • Масса пустого: 10 900 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 350 кг
  • Максимальная взлётная масса: 14 900 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 4150 кг
  • Объём топливных баков: 4960 л (+ 1500 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДФ Р-15-300
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 6840 кгс (67,1 кН)
    • Форсажная тяга: 1 × 10210 кгс (100,1 кН)
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 3030 км/ч (М

    с ракетами: 2650 км/ч (М=2,495) на 16 200 м

    =2,85) на 15 400 м

  • Скорость отрыва: 340 км/ч
  • Посадочная скорость: 270 км/ч
  • Практическая дальность: 1470 км (без подвесок)
  • Практический потолок: 22 680 м
  • Время набора высоты:

    • 10 000 м за 4,75 мин
    • 20 000 м за 8,83 мин
  • Нагрузка на крыло: 341,5 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,48 / 0,71 (без форсажа / на форсаже)
  • Длина разбега: 1145 м
  • Длина пробега: 1270 м
Вооружение
  • Точки подвески: 1 под фюзеляжем для ПТБ, 2 на законцовках крыла для ракет
  • Управляемые ракеты: 2 × К-9

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Противотанковая САУ СУ-152 «Таран» выполнена по башенной схеме. В качестве базового было взято шасси самоходной противотанковой пушки СУ-152П. Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с. В передней части корпуса по правому борту располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находилось место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагалось боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон вместо поворотной тумбы установлена сварная башня кругового вращения. Поворот башни осуществлялся с помощью электрического привода. В башне размещалось орудие и барабанная укладка со снарядами.

Вооружение

В качестве основного вооружения использовалась противотанковая пушка М-69. Длина ствола составляла 9045 мм. Вертикальное наведение осуществлялось с помощью гидравлического привода. Для снижения загазованности боевого отделения пушка была снабжена эжектором. На дульном срезе ствола был установлен дульный тормоз. Длина отката составляла 300 мм, а сила сопротивления откату — 53,5 тс. На пушке М-69 был установлен полуавтоматический клиновой затвор. Заряжание — раздельно-гильзовое. В целях обеспечения высокой скорострельности во время стрельбы после каждого выстрела орудие автоматически приводилось на угол заряжания. Максимальная скорострельность САУ «Таран» достигала 2 выстрелов за 20 секунд.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 11,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Таблица бронепробиваемости невращающегося бронебойного подкалиберного снаряда пушки М-69
Угол наклона брони / Расстояние, м 1000 2000 3000 3500
370 340 310 295
30° 328 304 280
60° 179 167 155 149

Средства связи

Внешняя радиосвязь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113. Радиостанция Р-113 работала в УКВ-диапазоне и обеспечивала устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км. Переговоры между членами экипажа осуществлялись через аппаратуру внутренней связи Р-120.

Двигатель и трансмиссия

В СУ-152 «Таран» устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-105 (В-54-105) жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 400 л.с. Двигатель В-54-105 был создан на базе серийного двигателя В-54 и имел следующие отличия:

  • в насосе НК-10 отсутствовал пружинный корректор
  • была изменена конструкция выпускных патрубков, впускного коллектора, привода вентилятора и крышки водяного насоса
  • масляный фильтр «Кимаф-СТЗ» устанавливался на отдельном кронштейне
  • дополнительно размещался генератор Г-74 мощностью 3 кВт
  • моторесурс был увеличен
  • для повышения эффективности охлаждения конструкция радиаторной решётки были изменена.

Ходовая часть

Ходовая часть СУ-152 «Таран» представляла собой шасси противотанковой САУ СУ-152П, унифицированной с самоходной противотанковой пушкой СУ-100П, и состояла из семи пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находились направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состояла из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами . Ширина каждого трака 412 мм при шаге 133 мм. Подвеска СУ-152 «Таран» — индивидуальная торсионная. На первом и седьмом опорных катках были установлены двухсторонние гидроамортизаторы.

Примечания

Сноски

  1. На максимальном заряде.
  2. Снаряжён стойким типом отравляющего вещества.
  3. Отравляющее вещество Р-43 (вязкий люизит).
  4. Снаряжён нестойким типом отравляющего вещества.
  5. Отравляющее вещество Р-55 (зоман).
  6. Отравляющее вещество Р-35 (зарин).
  7. для снаряда массой 45,34 кг.
  8. для снаряда массой 36,28 кг.
  9. Позднее были разработаны усиленные заряды, активно-реактивные снаряды, снаряды с донной выемкой и донным газогенератором. Комплекс данных мероприятий позволил увеличить максимальную дальность стрельбы до 25,3 км.

Источники

  1. ↑ , с. 2—3.
  2. ↑ , с. 9.
  3. ↑ Данные отечественных самоходных установок. // Техника и оружие. — М.: Техинформ, 1996. — № 9. — С. 80—81.
  4. ↑ Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. ТС/ГРАУ №155 / Под ред. Соколовой Г. Ф.. — Шестое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. — 116 с.
  5. ↑ Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 152-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 447. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  6. ↑ , с. 661.
  7. ↑ Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. и 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) ТС/ГАУ №155 / Под ред. Кузнецова В. В. — Третье издание. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1944. — 96 с.
  8. Федоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
  9. Боеприпасы // 152-мм гаубица обр. 1943 г. Руководство службы / Под ред. Цыбышева В. А.. — Четвёртое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — С. 226—272. — 376 с.
  10. , с. 10.
  11. Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. ТС/ГАУ №150 / Под ред. Кузнецова А. В. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1942. — 116 с.
  12. Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
  13. Вараксин Ю. Н., Бах И. В., Выгодский С. Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974) / Под ред. Якубчика Г. В., Исакова П. П.. — Справочное издание. — ЦНИИ Информации, 1981. — С. 284, 286. — 484 с.
  14. Павлов М. В.,Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 51,56.
  15. Вараксин Ю. Н., Бах И. В., Выгодский С. Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974) / Под ред. Якубчика Г. В., Исакова П. П.. — Справочное издание. — ЦНИИ Информации, 1981. — С. 449. — 484 с.
  16. Самоходные артиллерийские установки ИСУ-152М и ИСУ-152К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1973. — С. 8—21. — 504 с.
  17. Карпенко А. В. «Танкомастер» и военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск. — СПб., 2002. — С. 31. — 44 с. — (1(9)).
  18. Книга 1 // 2С3М1.ТО. Изделие 2С3М1. Техническое описание для расчёта. — Свердловск: ЦКБ «Трансмаш», 1987. — С. 8. — 202 с.
  19. Foss C. R. Giat Industries 155 mm self-propelled gun Mk F3 // Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — 2002.
  20. R. P. Hunnicutt. Sheridan: A History of the American Light Tank Volume II. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — P. 315. — ISBN 0-89141-570-X.
  21. Foss C. R. 5.5 in Medium Gun // Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — 2002.
  22. Холявский Г. Л. 139,7-мм самоходная гаубица // Энциклопедия боевых гусеничных машин, 1919—2000. — ООО «Харвест», 2001. — С. 136. — 761 с.
  23. R. P. Hunnicutt. Sheridan: A History of the American Light Tank Volume II. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — P. 200—201. — ISBN 0-89141-570-X.
  24. Fletcher D., Sarson P. Anti tank SP variants // Crusader cruiser tank 1939-1945 / Jonson L.. — China: World print Ltd., 2000. — P. 41—42. — 48 p. — ISBN 1-85532-512-8.

Мировые рекорды

Е-166 (Е-152/1) в Центральном музее ВВС.

На самолёте Е-152/1, который получил официальное название Е-166, установлено три мировых рекорда:

  • 7 октября 1961 года летчиком-испытателем А. В. Федотовым установлен мировой рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту. Достигнута средняя скорость 2401 км/ч.
  • 7 июля 1962 года летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым установлен мировой рекорд скорости. На мерной базе 15-25 км в двух направлениях достигнута средняя скорость 2681,7 км/ч. В одном из заходов самолёт развил скорость свыше 3000 км/ч.
  • 11 сентября 1962 года летчиком-испытателем П. М. Остапенко установлен мировой рекорд высоты горизонтального полёта, равный 22670 м.

История

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.

Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.

Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Janes Armour and Artillery 2003—2004
  2. ↑ . ОАО «Мотовилихинские заводы». Дата обращения 10 мая 2012.
  3. . Lenta.ru (15 января 2015). Дата обращения 7 декабря 2015.
  4. . Вестник ПВО. Дата обращения 7 декабря 2015.
  5. . Lenta.ru (11 января 2014). Дата обращения 15 декабря 2015.
  6. . Газета.Ru (2 апреля 2016). Дата обращения 26 апреля 2016.
  7. . ОБСЕ (17 мая 2016). Дата обращения 20 мая 2016.
  8. . ОБСЕ (16 мая 2016). Дата обращения 20 мая 2016.
  9. The Military Balance 2017. — P. 201.
  10. The Military Balance 2017. — P. 495.
  11. Jane’s Armour and Artillery 2002—2003 / edited by Christopher F. Foss. — 23th edition. — Jane’s Information Group, 2002. — 952 p. — ISBN 978-0710624253.
  12. The Military Balance 2017. — P. 199.
  13. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 178. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  14. The Military Balance 2017. — P. 97.
  15. The Military Balance 2017. — P. 124.
  16. The Military Balance 2017. — P. 339.
  17. The Military Balance 2017. — P. 381.
  18. The Military Balance 2017. — P. 377.
  19. The Military Balance 2017. — P. 280.
  20. The Military Balance 2018. — P. 455.
  21. The Military Balance 2017. — P. 209.
  22. The Military Balance 2017. — P. 464.
  23. The Military Balance 2017. — P. 405.
  24. The Military Balance 2017. — P. 226.
  25. The Military Balance 2017. — P. 228.
  26. The Military Balance 2017. — P. 330.
  27. The Military Balance 2017. — P. 563.
  28. The Military Balance 1991-1992. — P. 83.
  29. The Military Balance 2004-2005. — P. 149.
  30. The Military Balance 2010. — P. 178.
  31. The Military Balance 2010. — P. 179.
  32. The Military Balance 2010. — P. 277.
  33. The Military Balance 2007. — P. 319.
  34. The Military Balance 1991-1992. — P. 168.
  35. The Military Balance 2004-2005. — P. 82.
  36. The Military Balance 1991-1992. — P. 91.
  37. The Military Balance 1991-1992. — P. 92.
  38. The Military Balance 2010. — P. 157.
  39. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 190. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  40. The Military Balance 2007. — P. 172.
  41. The Military Balance 2004-2005. — P. 87.
  42. The Military Balance 2010. — P. 124.
  43. Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

История разработки

Ла-152

Летом 1946 ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина начало проектировать свой второй реактивный истребитель, получивший обозначение «152».

Он также был реданной схемы, однако в отличие от предшественника больше напоминал Як-15, кабина сместилась назад, а крыло расположилось ниже. Само крыло было скомпоновано из тонких скоростных профилей. Двигатель РД-10 устанавливался снизу головной части фюзеляжа на своеобразной внешней подвеске, что существенно упростило сборку и эксплуатацию самолёта. К тому же, благодаря такой конструкции, РД-10 легко можно было заменить на другой двигатель, без существенных доработок планера.

Вооружение изначально планировалось из двух 37-мм пушек Н-37, затем из четырёх 23-мм НС-23, а окончательно конструкторы остановились на вооружении состоящем из трёх НС-23. Две пушки устанавливались по правому борту и одна по левому, общий боезапас составлял 150 патронов. Бронирование кабины включало в себя лобовое 55-мм бронестекло, 8-мм переднюю бронеплиту и 8-мм бронеспинку.

Сборка самолёта завершилась в октябре 1946 года, а в декабре лётчик-испытатель Е.И. Фёдоров впервые поднял Ла-152 в воздух. В ходе испытаний обнаружились малая путевая устойчивость и малые нагрузки на РУС от рулей высоты на посадке. После доводки, в апреле 1947 года заводские испытания закончились. По скоростным характеристикам Ла-152 превосходил Як-15, однако его взлётно-посадочные характеристики были хуже, что ограничивало использование самолёта с грунтовых взлётно-посадочных полос.

В июле 1947 года истребитель передали в НИИ ВВС на госипытания, однако вскоре, после отказа двигателя самолёт был серьёзно повреждён при посадке, после которой самолёт списали.

Ла-154

На стадии проектирования самолёта «152» была предусмотрена замена РД-10 на РД-20 или ТР-1. Проект истребителя с двигателем А.М. Люльки ТР-1 получил обозначение «154». Планер для него был построен, однако он так и не дождался двигателя, из-за того что доводка двигателя сильно затянулась.

Техническое описание самолёта Е-152

Е-152

По аэродинамической схеме Е-152 представлял собой среднеплан цельнометаллической конструкции с треугольным крылом. Фюзеляж состоял из головной и хвостовой частей. Головная часть по своей конструкции полумонокок. Лобовой воздухозаборник с неподвижным радиопрозрачным трехступенчатым конусом и управляемым в полёте кольцом (обечайкой). Хвостовая часть фюзеляжа по конструкции монокок. Обшивка её выполнена из тонких стальных листов с приваренным к ним гофром. Крыло треугольное стреловидностью 53°47′ с тонким профилем ЦАГИ С-9С.

Силовая установка состояла из ТРД Р-15-300. Форсажная камера соединялась с двигателем телескопически. Охлаждение двигательного отсека в полёте осуществлялось отбором воздуха из канала за счёт скоростного напора. На земле охлаждение осуществлялось за счёт разрежения внутри фюзеляжа, создаваемого эжектирующим действием газовой струи. Вход воздуха в этом случае производилось через впускные клапаны на наружной обшивке. Общая ёмкость топливных баков — 4960 л. Предусматривалась подвеска ПТБ ёмкостью 1500 л.

Шасси трехстоечное с гидроазотной амортизацией. Передняя стойка полурычажного типа, убиралась в фюзеляж вперед против полета. Стойка оборудовалась механизмом возврата колеса в нейтральное положение. Основные стойки прямостоечного типа, при уборке укладывалась в крылья, а колеса, разворачиваясь относительно стоек, убирались в фюзеляж.

Оборудование включало в себя: РЛС ЦП-1, счетно-решающий прибор ВБ-158 с комплектом датчиков, автопилот АП-39, систему САЗО-СПК, курсовую систему КСИ, авиагоризонт АГД-1, навигационно-пилотажные приборы системы «Путь-2», УКВ радиостанцию РСИУ-5 «Дуб-5», радиополукомпас АРК-10 «Ингул», радиоответчик системы опознавания СРО-2М «Хром», активный ответчик СОД-57МУ.

Вооружение самолёта состояло из двух ракет К-9. Подвеска осуществлялась с помощью авиационных пусковых устройств, установленных на законцовках крыла.

Конструкция

Подготовка к первому полёту самолёта Як-152

Первый полёт самолёта Як-152

Самолёт представляет собой одномоторный двухместный моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся трёхопорным шасси с носовым колесом.
Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок, усиленный четырьмя лонжеронами. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик неразъёмное однолонжеронное крыло снабжено выдвижными закрылками.
Крыло крепится к фюзеляжу в четырёх точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Конструкция шасси с колёсами низкого давления и небольшая длина разбега при взлёте и пробега при посадке обеспечивают надёжную эксплуатацию самолёта на грунтовых аэродромах.

На самолёт устанавливается 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03T V12 взлётной мощностью 500 л. с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага MTV-9.

В двухместной кабине пилоты располагаются по схеме «тандем»: переднее место предназначено для курсанта, заднее — для инструктора. Самолёт может пилотироваться одним из членов экипажа как из первой, так и из второй кабины. Управление самолётом осуществляется центральной ручкой, вся полётная информация выводится на два жидкокристаллических индикатора. Для обеспечения безопасного покидания самолёта в случае аварийных ситуаций в кабине установлена система катапультирования СКС-94М.

Календарный срок эксплуатации — 30 лет.

На вооружении

 СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:

Казённая часть орудия.

  •  Белоруссия:

    • Сухопутные войска Республики Беларусь — 132 единицы 2А65, по состоянию на 2016 год
    • Войска коллективной обороны — 90 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 10 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Казахстан — 50 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:

    • Сухопутные войска России — 150 единиц 2А65 (+600 на хранении) по состоянию на январь 2016 год
    • Береговые войска ВМФ России — 50 единиц 2А65, по состоянию на январь 2016 год
  •  Туркмения — 6 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Украина — 130 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год

Боеприпасы

152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.

Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.

  • выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
  • выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
  • выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
  • выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
  • выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
  • выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
  • выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
  • выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
  • выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector