Boeing / sikorsky rah-66 comanche

Оружие

Пушка – 20-мм скорострельная пушка. Идеально подходит для уничтожения грузовиков, топливных баков и т.д.

Rockets – неуправляемые ракеты. Обычно используются для уничтожения бронетехники и зданий противника.

Stingers – самонаводящиеся ракеты типа “выстрели-и-забудь”. Служат для уничтожения воздушных целей противника.

Hellfire – ракеты с лазерной системой наведения, разработанные специально для вертолета Comanche. В основном используются для уничтожения бронетехники противника. Требуют удержания цели в захвате.

Artillery – артиллерия. Ее лучше всего применять по крупным группам противника.

Специфические особенности конструкции «Команч»

Характерной особенностью RAH-66 Сomanche, является его уменьшенная радиолокационная заметность. Для этого проектировщиками вертолета были значительно снижены показатели ЭПР (эффективной поверхности рассеивания). Достигнуто это было за счет: особой выпуклой части фюзеляжа с плоскими поверхностями, специального радиопоглощающего покрытия фюзеляжа и лопастей винта, убираемых шасси и поворачиваемой пушки, установки специфического обтекателя втулки несущего винта. Еще одним шагом вперед, стало значительное снижение величины теплового излучения силовой установки, за счет оригинальной системы охлаждения выхлопных газов. Для подавления инфракрасного излучения двигателей использовались специальные щели, идущие по всей длине хвостовой части. Через них горячие выхлопные газы смешанные с воздухом выбрасывались вниз. Еще один момент позволяющий вертолету дольше оставаться незамеченным — уровень шума основного несущего винта был существенно снижен. Все эти мероприятия способствовали тому, что вертолет «Команч» долгое время мог оставаться незамеченным для радиолокационных станций ПВО противника, был трудной целью для неприятельских ракет с инфракрасными или радиолокационными головками наведения.

Узловым элементом в конструкции RAH-66 служит изготовленная из композитных материалов коробчатая длинная балка, на которой с внешней стороны смонтированы все панели и агрегаты обшивки фюзеляжа. Компоновка обшивки выполнена нестандартно, а именно, 50% панелей съемные и могут легко демонтироваться для обслуживания и замены, повреждение обшивки (при сохранении невредимости силового блока) не влияет на прочностные характеристики всей конструкции.

ПримечанияПравить

В Вооружённых силах США Команчи, предполагавшиеся как замаскированные разведывательные вертолёты, были отменены, так как в этом качестве предпочтение отдали БПЛА. В Generals эти вертолёты широко распространены, но только генерал Грейнджер использует на них маскировку.

У Команчей есть по два ракетных отсека на каждом крыле, и это опровергает предположение о том, что они используют ракеты «Hellfire», который обычно запускаются из 4-х ствольных отсеков. Интересно, что изображение модернизации ракетных отсеков показывает как раз эти ракеты, которые изначально установлены на Команчах. А вертолёт, изображённый на иконке способности «Заградительный огонь ракетами» — AH-1 «Кобра». 

История разработки

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах.
Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний.
Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Especificaciones (RAH-66A)

Referencia datos: Comanche RAH-66,​ International Directory of Military Aircraft​

Corte esquemático del RAH-66 Comanche.

Características generales

  • Tripulación: 2
  • Longitud:

    • Fuselaje: 13,2 m
    • Total: 14,28 m (con rotor)
  • Diámetro rotor principal: 11,9 m
  • Altura: 3,37 m
  • Área circular: 111 m²
  • Peso vacío: 3942 kg
  • Peso cargado: 4806 kg
  • Peso máximo al despegue: 7790 kg
  • Planta motriz: 2× Turboeje

    Potencia: 1068 kW (1432 shp) cada uno.

    LHTEC T800-LHT-801.

  • Hélices: Rotor principal de 5 palas y rotor de cola Fenestron

Rendimiento

  • Velocidad máxima operativa (Vno): 324 km/h
  • Velocidad crucero (Vc): 306 km/h
  • Alcance: 485 km (con el combustible interno)
  • Alcance en ferry: 2330 km
  • Techo de vuelo: 4566 m (14 980 pies)
  • Régimen de ascenso: 4,55 m/s (895 pies/min)

Armamento

  • Cañones:
  • Misiles:

    • Bodegas internas:

      • 6× misiles antitanque AGM-114 Hellfire o
      • 6× misiles aire-aire AIM-92 Stinger o
      • 24× cohetes Hydra 70 de 70 mm
    • Estructuras alares opcionales:

      • 8× Hellfire o
      • 16× Stinger o
      • 56× Hydra 70

Тактико-технические характеристики

RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache (сзади)

RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache

Источник данных: Jane’s

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л.с.

(2 × 1 165 кВт)

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка:  
    • внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • внешняя подвеска:

      • 8 х ПТУР AGM-114 Hellfire или
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
      • 1703 л ПТБ

Тактика ведения боя

Большинство вертолетов ведут себя на поле боя так же, как автобусы ведут себя в городе. Они большие, они громко гудят и поэтому их легко замечают. Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche не такой. Мало того, что он самый развитый вертолет с технической точки зрения, он еще и обладает хорошими стелс-характеристиками, благодаря которым и выживает на поле боя. Если вы не научитесь неожиданно нападать и оказываться в том месте, где противник меньше всего ожидает вас увидеть, вы не выживете. К примеру, у вас будет мало шансов, если вы полетите вместе с Apache, противник заметит их и развернет свои пушки в вашу сторону. А ведь очень часто нужно успеть вынырнуть из-за холма и выпустить ракету прежде, чем противник успел развернуть орудие.

Убранные шасси и закрытый отсек с оружием не только позволяют развить большую скорость, они еще и уменьшают вероятность того, что вас засечет противник. Также влияние оказывает высота полета: на малой высоте заметить вас намного сложнее. Насчет скорости рекомендации дать сложнее: в некоторых ситуациях большая скорость просто необходима, а в некоторых она приводит к гибели.

Напарник – это мобильный склад боеприпасов. А поскольку во время сражения заправляться некогда, то он очень ценен для вас. Не обгоняйте его слишком, иначе он вполне может развернуться и пойти прямо на вражеские пушки. И по возможности не подставляйте его под удар вражеских вертолетов.

Атака вдвоем часто обманывает противника. Представьте себе – идет колонна танков, все мирно и спокойно. И вдруг из-за холма появляется ваш Comanche и пускает ракету. Один из танков уничтожен, но остальные только и ждут, чтобы отомстить за смерть своего товарища. И вдруг с другой стороны выныривает ваш напарник и открывает ураганный огонь из пушки…

Странно, но факт – часто ПВО противника НЕ стреляет по вашему напарнику. Пользуйтесь этим.

И последнее: избегайте боя! Вступайте в него, только когда это необходимо. Часто ПВО строится на вершине, а вы спокойно можете проскользнуть в расщелине снизу. Экономьте боеприпасы!

Оружие вертолета Команч

RAH-66 Сomanche вооружен встроенной автоматической пушкой ХМ301 («Вулкан-2») с блоком вращающихся стволов и переменной скорострельностью. Орудие выполнено трехствольным и имеет калибр 20 мм. Полный боезапас ХМ301 нормальный — 320, максимальный — 500 снарядов. Темп стрельбы по воздушным целям — 1500 выстр/мин, по наземным — 750 выстр/мин.

Пушка установлена на специальной поворотной турели внизу носовой части фюзеляжа и может вести огонь по целям в передней полусфере. При необходимости она может убираться в обтекатель и складываться в специальный кожух. Пушка имеет необычную систему подачи боеприпасов, она осуществляется с помощью специального конвейера. Этот способ боепитания применяется ввиду небольших объемов носовой части вертолета. Барабанный магазин пушки с 500-ю снарядами размещен под кабиной пилота-оператора, на значительном расстоянии от пушки.

Вертолет может оснащаться ракетами находящимися в 2-х бортовых грузоотсеках для вооружения, размещаются они по обе стороны фюзеляжа в его средней части. В качестве узлов подвески используются держатели находящиеся на внутренней стороне открывающихся боковых створок-люков грузоотсеков. Каждая створка имеет три узла подвески и перед применением оружия поднимается в горизонтальное положение. В отсеках могут размещаться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» — Stinger AIM-92, ракеты с лазерным наведением класса «воздух-поверхность»- Hellfire AGM-114. Могут использоваться сигнальные ракеты и 70 мм неуправляемые ракеты Hydra 70.

Ракетное вооружение вертолета Команч может быть расширено за счет использования дополнительных узлов подвески системы EFAMS. Они устанавливаются на бортах вертолета и состоят из двух небольших крыльев. Установить такую подвесную систему возможно и в полевых условиях.

Конструкция[ | код]

Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Хвостовой винт вертолёта выполнен по схеме фенестрона.
Принципиально новой особенностью вертолёта является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет.
Также, в конструкции предусмотрены съёмные боковые точки подвески для дополнительных топливных баков и вооружения.

При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими лётными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности.

Малозаметность | код

При проектировании вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном (РЛ), инфракрасном (ИК), оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ)

Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия.
Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж.

ЭПР Команча в 360 раз меньше чем у вертолёта Апач в ППС[источник не указан 140 дней], в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior в ППС[источник не указан 140 дней] и в 32 раза меньше чем OH-58D Kiowa Warrior в ЗПС (в диапазоне 10 ГГц)[источник не указан 140 дней]. Также ЭПР вертолёта меньше, чем у ракеты AGM-114 Hellfire[источник не указан 140 дней].

Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса[источник не указан 140 дней].

В культуре

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot.
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».

ГеймплейПравить

Лётная погода.’

— Команч

С модернизацией, открывающей возможность заградительного ракетного огня, Команч может буквально расстрелять указанную точку шквалом ракет и разнести в щепки некоторые здания или уничтожить группу войск

Интересно, что, если приказать ведущему заградительный огонь вертолёту прекратить, а поблизости будет враждебный объект (пехота, техника или оборонительное сооружение), Команч переключит внимание на него, выпустит оставшийся запас ракет, а затем переключится на пулемёт и обычные ракеты.. Электромагнитное оружие является, наверное, самым опасным для Команчей: оно отключает электронику авиации, тут же её сбивая

Пилоты, как обычно, катапультируются.

Электромагнитное оружие является, наверное, самым опасным для Команчей: оно отключает электронику авиации, тут же её сбивая. Пилоты, как обычно, катапультируются.

Следует помнить, что Команчи являются единственными единицами авиации генерала Грейнджера, которые не имеют точечной лазерной защиты. Сделано это скорее всего для соблюдения баланса, иначе группа замаскированных и хорошо вооружённых вертолётов, вдобавок ещё и защищённая, станет слишком большой угрозой для наземных войск.

Cultura popular

  • La compañía NovaLogic publicó durante los años 90 varios juegos de la saga Comanche que permitían pilotar el RAH-66.
  • En la película Hulk se pueden observar, durante la batalla de la Masa contra los helicópteros en el desierto, tres unidades Comanche luchando contra el protagonista.
  • En el juego de Incoming, aparece como uno de los helicópteros que usa la humanidad contra los extraterrestres.
  • En el juego Command & Conquer: Generals, el Comanche es el helicóptero que emplean las fuerzas de Estados Unidos, ya que el juego se hizo antes de que se cancelara el proyecto.
  • En la novela Guerra mundial Z de Max Brooks, son los helicópteros empleados durante la batalla de Yonkers.
  • En el anime Gasaraki, es el helicóptero que la SSDF utiliza para la búsqueda del sujeto experimental fugitivo Yushiro Gowa.
  • En el juego Metal Slug aparece un helicóptero llamado R-shobu cuya subvariante está inspirado en el mismo modelo del RAH-66.
  • En el juego Arma 3 aparece un helicóptero usado por la OTAN llamado AH-99 Blackfoot que es totalmente idéntico al Comanche.
  • En el juego Grand Theft Auto V aparece un helicóptero llamado Akula que claramente esta basado en el RAH-66.
  • En el juego Jungle Strike, de la consola SNES, el vehículo principal protagonista del mismo es el helicóptero RAH-66 Comanche.

ЦитатыПравить

«На поле брани.»

«Частота открыта.»

«Нужна поддержка?»

«Да, сэр.»

«Готовим ракеты!»

«Время удара!»

«По всем целям!»

«Прикончить его!»

«Очистить ракетные люки!»

«Снимем всех!»

«Вертолёт на связи.«

«Тише воды.»

«Воздушное прикрытие в пути.»

«Разведываем.»

«Прочёсываем.»

«Направляемся.»

«Вышли на место.»

«Операция начата.»

«Вас прикрыли.»

«Этот мой!»

«Выходим к точке.»

«В меня попали, в меня попали!»

«Я потерял контроль!»

«Катапультируюсь, катапультируюсь!»

«Не удержаться!»

«Падаю!»

«Ракетные люки открыты.»

Неиспользованные цитаты Команча с технологией снижения заметности Править

«Невидимый Команч здесь.»

«Они не увидят этот Команч!»

«Боевой вертолёт готов к тайным операциям!»

«Высматриваю вражеских разведчиков!»

Цитаты вырезанного лазерного КоманчаПравить

«Кому нужны ракеты, когда у нас есть лазер?»

«Лазерный Команч готов к атаке.»

«Лазерные системы Команча включены.»

«Поджарим их!» (когда получает приказ атаковать)

«Наделаем в них дыр!» (когда получает приказ атаковать)

Desarrollo

Un RAH-66 Comanche volando junto a un AH-64 Apache.

A finales de la década de los ochenta ya se comenzaban a estudiar los materiales y técnicas de ensamblaje para dotar a todo tipo de máquinas de capacidad furtiva. Los helicópteros también se consideraron candidatos de poseer esta capacidad, dando así lugar a una nueva generación de helicópteros militares, especialmente de ataque.

El Pentágono presentó a concurso un contrato para la fabricación de 1300 de estos aparatos, que deberían dominar los campos de batalla del primer cuarto de siglo XXI. Varias empresas se presentaron a concurso,​ ganando la propuesta de Boeing y Sikorsky.

Los estudios preliminares comenzaron y se aprobó el paso a la producción de prototipos. En mayo de 1995 se terminó el primer prototipo y el segundo en diciembre de ese mismo año.

Cancelación

Tres sucesos hicieron cambiar de parecer al estamento militar estadounidense y cancelar el programa en febrero de 2004:

Nuevo escenario bélico

Tras los sucesos del 11-S, las estrategias militares consideraron que la tecnología furtiva no sería tan necesaria en un escenario asimétrico donde el enemigo no utilizaría radares ni dispondría de misiles de alta tecnología; pero sí un gran número de armas menos sofisticadas.

Los aumentos del gasto militar para sufragar las campañas en Afganistán e Irak parecían indicar la necesidad de reducir algún programa de armamento. Las dos empresas contratistas del Comanche habían incurrido en aumentos de gastos excesivos y eso fue uno de los factores que inclinaron la balanza para suprimir el helicóptero y mantener los F-22 y F-35.​

Los sucesivos derribos de helicópteros acaecidos en Kósovo, Albania y Afganistán, donde los expertos indicaron que los nuevos escenarios requerían máquinas menos vulnerables en lugar de más sofisticadas.​

Los restos del programa

Los dos prototipos quedaron en poder del Ejército.

Boeing y Sikorsky serían indemnizadas por parte de los gastos de desarrollo en que habían incurrido; pero el gran negocio que prometía ser nunca llegó a cubrir todos los gastos.

La tecnología ya desarrollada se aplicaría a otros helicópteros ya en servicio como el Apache, en futuros programas de modernización, contribuyendo a paliar los gastos no cubiertos totalmente en el punto anterior.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector