Атомная подводная лодка проекта 955 «борей»

Описание подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу: все оборудование лодки установлено на амортизаторы, каждый такой блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего, третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — это первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на принцип работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Использование движителя значительно уменьшает степень кавитации – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно уменьшает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Также лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» представлена водо-водяным реактором на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичной установкой. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ состоит из МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть в наличие боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерение скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию и маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя, надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Литература

  • Воронин Н. Н.  Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М.: АН СССР, 1961. — Т. 1.
  • Георгий Владимирович Долгорукий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Заграевский С. В.  // Памятники архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: Алев-В, 2001.
  • Карпов А. Ю. Юрий Долгорукий. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (ЖЗЛ).
  • Кулюгин А. И.  Правители России. — 2-е изд. — Чебоксары: Чувашия, 2000.
  • Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. — Л.: Наука, 1987.
  • Лурье Ф.  Российская история и культура в таблицах. — СПб.: Геликон Плюс, 1998.
  • Селезнёв Ф. А. Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский в древней истории Городца // Популярная история Нижегородского края (с древнейших времён до конца XV века). — Н. Новгород, 2017. — С. 22—24.
  • Селезнёв Ф. А. Юрий Долгорукий и его дети в истории Городца]] // Славное прошлое Нижегородской земли : / . — Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. — С. 11—13.
  • Соловьёв С. М.   История России с древнейших времён. — М.: Мысль, 1988. — Кн. 1, Т. 2.
  • Юрий Долгорукий // Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 16. — С. 827.

Князь, (не) основавший Москву. Кто такой Юрий Долгорукий

Юрий (Георгий) Долгорукий — шестой сын князя Владимира Мономаха. Родился на рубеже XI-XII веков, в промежутке между 1090 и 1102 годами. До конца жизни он управлял Ростово-Суздальским княжеством, но имел притязания и на Киев. По одной из версий, «Долгоруким» князь был прозван за свою внешнюю политику и многочисленные интересы в дальних землях. По другой, руки у князя были действительно неестественной длины.

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий в Царском титулярнике 1672 года. Wikimedia

Достоверно известно, что Юрий Долгорукий основал Переславль-Залесский, Дмитров и Юрьев. Некоторые историки также считают князя основателем городов Кострома, Городец, Дубна, Перемышль, Стародуб, Кснятин и Звенигород.

Специалисты сходятся во мнении, что Юрий Долгорукий не пользовался особой популярностью у народа. Николай Карамзин, автор «Истории государства Российского», утверждал, что князь «играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».

Василий Татищев, автор «Истории Российской», был примерно того же мнения: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».

Рисунок профессора исторической живописи Императорской академии художеств В.П. Верещагина, 1896 г. Wikimedia

Браки и дети

Рождение Всеволода Большое Гнездо

Первая жена: с 1108 княжна, дочь половецкого хана Аепы Осеневича. Посредством этого брака отец Юрия Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами. Дети от этого брака:

  • Ростислав (ум. 1151), князь Новгородский, Переяславский
  • Андрей Боголюбский (ум.1174), великий князь Владимиро-Суздальский (1157—1174)
  • Иван (ум. 1147), князь Курский
  • Глеб (ум. 1171), князь Переяславский, великий князь Киевский (1169—1171)
  • Борис (ум. 1159), князь Белгородский, Туровский (до 1157)
  • Елена (ум. 1165); муж: Олег Святославич (ум. 1180), князь Новгород-Северский
  • Мария (ум. 1166)
  • Ольга (ум. 1189); муж: Ярослав Осмомысл (ок. 1135—1187), князь Галицкий

Вторая жена: о ней ничего достоверно не известно, кроме того, что умерла она в 1183 году. Поскольку дети от этого брака были увезены матерью при её бегстве в 1161 году в Византию, Н. М. Карамзин высказал догадку о греческом происхождении второй жены Долгорукого и о том, что она принадлежала к царскому дому Комнинов. Никаких подтверждений построений Карамзина в источниках не обнаруживается. Мстислав и Василько, судя по летописи, были приняты в Византии благосклонно и получили земельные владения. В некоторых источниках эта княгиня названа «Ольга». Против того, что её звали «Елена», выступал Карамзин и позднейшие исследователи.

  • Василько (Василий) (ум. 1162), князь Суздальский
  • Мстислав (ум. 1162), князь Новгородский
  • Ярослав (ум. 1166)
  • Святослав (ум. 1174), князь Юрьевский
  • Михаил (ум. 1176), великий князь Владимиро-Суздальский (1174—1176)
  • Всеволод III Большое Гнездо (1154—1212), великий князь Владимиро-Суздальский (1176—1212)

Основные характеристики атомной подводной лодки

По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки — она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК «Иртыш-Амфора». Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20. Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения — планируется использование новой паропроизводящей установки. По сути речь идет о новом проекте ПЛАРБ.

Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности. Конструкция ПЛ — двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. подлодки «Юрий Долгорукий» — это первая подлодка, использующая такой тип движителя.

Двигательная установка:

  • ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт — аналогичной установленной на ПЛА пр.971. Система управления и защиты ППУ (СУЗ) — «Алиот». На ПЛАРБ пр.955У по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения с ППУ КТП-6-85 с паро-турбинной установкой, которая, по неподтвержденным данным, носит название «Азурит-90».
  • 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
  • 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А (заявление генерального директора ЦКБ «Рубин» А.А.Дьячкова, 21.12.2010 г.).

Механика
— один вал, один гидрореактивный движительный комплекс ГРДК-3.5М — водометный движительный комплекс (ВДК) с высокими пропульсивными характеристиками, аналогичный предположительно используемому на ПЛАРК пр.885. Два откидывающихся подруливающих устройства. Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные, аналогичны ПЛА пр.971 (по крайней мере на первой лодке пр.955).

Энергетика
— вероятно, два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока. Резервное электропитание — вероятно, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 1-2 х дизель-генератора с обратимым преобразователем, запас топлива — 10 суток. Cистема управления электро-энергетической системой «Луга-Б» / «Луга-Борей». Система централизованного электропитания «Косинус-Б» / «Косинус-Борей».

Система спасения
— всплывающая спасательная камера (ВСК), рассчитанная на весь экипаж ПЛ, расположена в корпусе ПЛ в хвост от пусковых установок БРПЛ. ВСК находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Длина «Юрия Долгорукого» — 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.

ТТХ подводной лодки «Юрий Долгорукий»:

  • Экипаж — 130 чел (в т.ч. 55 офицеров)
  • Длина -170 м
  • Ширина — 13,5 м
  • Осадка средняя: 10 м
  • Водоизмещение надводное — 14720 т
  • Водоизмещение подводное — 24000 т
  • Скорость надводного хода — 15 уз
  • Скорость подводного хода — 29 уз
  • Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях — 5 уз
  • Глубина погружения предельная — 450-480 м (по разным данным)
  • Глубина погружения рабочая — 380-400 м (по разным данным)
  • Автономность — 90 суток (по запасам)

Подводная лодка «Юрий Долгорукий»: характеристики

Для более лучшего восприятия мы решили все характеристики скомпоновать в таблицу, которую вы можете видеть ниже.

Тип корабля

ПЛАРК

Проект

«Борей» 995

Надводная скорость

15 узлов

Подводная скорость

29 узлов

Автономное плавание

90 суток

Экипаж

107 человек

Силовая установка

Водно-водяной реактор ОК-650В

Глубины погружения

Рабочая

400 метр

Максимальная

450 метров

Размеры субмарины

Длина

170 метров

Ширина

13,5 метра

Осадка средняя

10 метров

Водоизмещение

Надводное

14,7 тонны

Подводное

24 тонны

Вооружение

Торпедно-минное

Шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, торпеды УСЭТ-80

Ракетное

16 ракет Р-30 (SS-NX-30) «Булава»

История[ | код]

Церемония спуска лодки на воду. Гребной винт закрыт из соображений секретности

Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.

Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года.
12 февраля 2008 года подводная лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. На строительство лодки было потрачено 23 млрд рублей, из них 5 млрд в 2007 году.

В апреле 2008 года готовность составляла 94 % (выход в море возможен при готовности 91 %).

21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор.

В марте 2009 года начались швартовные испытания.

Ходовые испытания | код

19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания, которые продлились до 10 июля. На испытания подводная лодка вышла под командованием капитана I ранга Владимира Ширина, сменившего на этом посту капитана 1-го ранга Константина Митькина. Результаты ходовых испытаний были признаны успешными: проверены ходовые качества подводной лодки, работа атомного реактора, электронные системы.

В начале августа 2010 года успешно завершился второй этап испытаний.

В середине ноября 2010 года крейсер вернулся с очередных заводских испытаний. По словам заместителя начальника производства № 1 В. А. Прокофьева план выхода был «в основном выполнен». Отмечалось также, что во время испытаний возникли вопросы, которые сразу решить не удалось.

В середине декабря 2010 года крейсер вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море.

Планировалось, что для передачи крейсера флоту потребуется провести пять — шесть выходов в море.

В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила «подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний».

В середине июня 2011 года завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год. Из похода «Юрий Долгорукий» вернулся вместе с ТРПКСН «Дмитрий Донской».

Примечания

  1. В низкокачественных компиляциях позиционируется как «греческая принцесса Ольга», хотя имя Ольга вовсе не греческое и первичными источниками не зафиксировано.
  2. ↑ , с. 68—70.
  3. Селезнев Федор Александрович. О городах, построенных Юрием Долгоруким (новые методы и подходы) // Проблемы исторического регионоведения : сб. науч. ст.. — 2017. — С. 44—61.
  4. Согласно художественным сказаниям XVII века, суздальский боярин Степан Иванович Кучко владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий проездом остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую-то грубость, завладел сёлами убитого боярина и заложил на берегу реки Москвы город, который долго назывался Кучковым, а затем Москвой. Детей Кучко Юрий взял с собой в Суздаль или Владимир на Клязьме, и на дочери Кучко, Улите, женил своего сына Андрея.
  5. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993. ISBN 5-02-009526-5
  6. См.: Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2014. С. 531.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 марта 2011.
  8. ↑ . cyberleninka.ru. Российский центр судебно-медицинской экспертизы (CyberLeninka) (2015). Дата обращения 3 марта 2020.
  9. Татищев В. Н. История Российская. — М., 2005. — Т. 2. — С. 303.
  10. Толочко А.П. «Веселое» княжение Юрия Долгорукого в «Истории Российской» В.Н. Татищева // Русь Киевская — Русь Московская: сборник статей по итогам конференции «Мономаховичи и восточнославянская государственность. Роль Юрия Долгорукого в историческом процессе», Киев, 9-10 июня 2003 г.. — М.: Планета 2000, 2003. — С. 37—44.
  11. Толочко А. П. Юрiй Долгорукий в «Iсторiї Росiськiй» Василя Татiщева. Київ, 2005
  12. Карамзин Н. М. История государства Российского / Отв. ред. А. Н. Сахаров Авт. послесл. М. Б. Свердлов. — М.: Наука, 1991. — Т. 2—3. — С. 143. — ISBN 5-02-009493-5.
  13. Когда Владимир Мономах заключил мир с половцами, он закрепил его династическими браками: «Володимер… створиша мир и поя Володимер за Юргя Аепину дщерь, Осеневу внуку, а Олег поя за сына Аепину дщерь, Гиргеневу внуку».
  14. , с. 73—73.
  15.  — 148

Увековечение памяти

Памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади в Москве

  • В 1954 году на Тверской площади (тогда Советской) в Москве был установлен памятник Юрию Долгорукому работы скульпторов С. М. Орлова, А. П. Антропова и Н. Л. Штамма.
  • Изображение князя вычеканено на медали «В память 800-летия Москвы».
  • Памятники установлены также в Дмитрове, Костроме, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском.
  • В городе Городце Нижегородской области Юрий Долгорукий — главный герой театрализованных шествий в дни города. С первого праздника города в 1984 года его кульминацией является встреча на берегу Волги ладьи Юрия Долгорукого, а затем конный проезд князя по центральным улицам Городца на местный стадион (на городское «вече»).
  • В честь Юрия Долгорукого назван астероид (7223) Dolgorukij, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 14 октября 1982 года.
  • О князе в 1998 году был снят художественный фильм «Князь Юрий Долгорукий» (режиссёр Сергей Тарасов, в роли князя Юрия Долгорукого — Борис Химичев).
  • 15 апреля 2007 года в Северодвинске состоялась церемония спуска на воду атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий».
  • Московский автозавод «Москвич» (ныне не существует) выпускал автомобиль М-2141R5 «Юрий Долгорукий» на базе автомобиля Москвич-2141.

Примечания[ | код]

  1.  (недоступная ссылка). «Штурм Глубины» (2004). Дата обращения 17 марта 2013.
  2. . Lenta.ru (21 ноября 2008). Дата обращения 15 августа 2010.
  3.  (недоступная ссылка). Корабельная сторона (2 июня 2011). Дата обращения 1 июня 2011.
  4. ↑ . ИТАР-ТАСС (18 июня 2011). Дата обращения 18 июня 2011.
  5. ↑  (недоступная ссылка). Аргументы и факты (20 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010.
  6. . 1tv.ru. Дата обращения 23 декабря 2011.
  7. «Юрий Долгорукий» успешно запустил «Булаву»
  8. Ракетоносец «Юрий Долгорукий» в пятый раз успешно запустил «Булаву»
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 10 декабря 2013.
  10. . Lenta.ru. Дата обращения 15 октября 2015.
  11. . Lenta.ru. Дата обращения 15 октября 2015.
  12. . РБК. Дата обращения 23 мая 2018.
  13. . Газета.Ru. Дата обращения 24 августа 2019.

История создания

Д. А. Медведев на фоне подводной лодки «Юрий Долгорукий»

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В .А. Здорнова. «Борей» создавался, чтобы заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). По финансовым соображениям при строительстве первых трёх кораблей использовались заделы по недостроенным и утилизированным АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

В 2008 году, на фоне неудачных запусков «Булавы», отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку проекта составила 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели отличаются ещё более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, ещё более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет дополнительно улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

7 ноября 2017 года начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Валерий Герасимов заявил о начале работ по созданию атомных подводных крейсеров с улучшенными характеристиками проекта «Борей-Б», однако впоследствии от этих планов отказались. В 2018 году СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороне сообщали о возможном расширении состава серии в государственной программе вооружений, включая варианты строительства по обновлённому проекту 955Б «Борей-Б», увеличение серии 955А «Борей-А» до 11 или 7 единиц. Однако, официальных заявлений министерства обороны РФ по поводу увеличения серии строящихся АПЛ РПКСН сделано не было.

В апреле 2019 года было опубликовано решение о прекращении закладки кораблей типа «Борей-А». Однако, в июне 2019 года на форуме «Армия-2019» было объявлено о подписании контракта Министерства обороны РФ и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) на строительство ещё 2 подлодок этого типа в дополнение к уже заложенным, то есть всего в составе ВМФ будет 3 АПЛ 955 «Борей» и 7 АПЛ 955А «Борей-А».

По данным СМИ на 21 февраля 2020 года, принято решение подписать в августе 2020 года на форуме «Армия-2020» контракт на постройку для флота еще 2 подводных ракетоносцев 955А «Борей-А». По условиям контракта закладка обоих кораблей состоится на верфи «Севмаш» в 2021 году, они будут построены в рамках действующей госпрограммы вооружения до 2027 года. Таким образом, общее число АПЛ проекта 955 «Борей» (3 АПЛ) и 955А «Борей-А» (9 АПЛ) в составе ВМФ России может возрасти до 12 единиц.

Правление Юрия Долгорукого

Краткая характеристика внутренней политики

Внутренняя политика Юрия Долгорукого заключалась в развитии своих владений во время активизации феодальной раздробленности на Руси, что послужило формированию Ростово-Суздальского княжества.

Долгорукий использовал свои связи с половцами и удалённость собственного владения от юго-восточных границ Древнерусского государства для привлечения переселенцев, что увеличивало численность населения на подконтрольных ему территориях, соответственно давая больше воинов в дружину и средства для развития края.

Общая схема внутренней политики Юрия ДолгорукогоПодробнее о внутренней политике

В 1125 году перенёс столицу своих владений из Ростова в город Суздаль. С разной степенью достоверности ему приписывается основание многих городов Северо-Восточной Руси, а также строительство религиозных сооружений.

Долгорукий не слушал своих бояр, советующих не разжигать междоусобицы и заниматься «устроением своей земли». Большую часть внимания князя занимала борьба с родственниками за право владения Киевом, поэтому развитие собственных территорий хоть и являлось фундаментом для внешнеполитической деятельности, но было для князя второстепенным занятием.

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Совместный поход с половцами против волжских булгар в 1120 году, является единственным внешнеполитическим действием на территории, не контролируемой другими княжествами Киевской Руси. Основной целью внешней политики Юрия Долгорукого было получение контроля над главным городом распадающейся на множество княжеств Киевской Руси — Киевом.

Понимая собственную шаткую позицию в качестве претендента на киевский стол (Долгорукий — младший сын Мономаха), князь пытался давить на Новгород, стараясь склонить его на свою сторону.

Кроме того, Юрий Владимирович искал союзников среди князей недовольных существующей в Киеве властью, а также использовал в своих походах половцев (первой его женой была дочь половецкого хана).

Карта с направлениями внешней политики Юрия ДолгорукогоПодробнее о внешней политике

Лишь с третьей попытки Долгорукому удасль наконец занять киевский престол — Изяслав Мстиславич умер в 1154 году, а правивший в Киеве Изяслав Давыдович оставил город без борьбы и вернулся в Чернигов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector