Катастрофа в новороссийске: злой рок или преступное разгильдяйство?

Примечания

  1. , с. 194.
  2. , с. 201.
  3. , с. 203.
  4. , с. 204.
  5. , с. 205.
  6. , с. 242.
  7. , с. 323.
  8. ↑ . Библиотека штурмана. Дата обращения 7 августа 2016.
  9. , с. 324.
  10. , с. 253.
  11. , с. 257.
  12. , с. 241.
  13. , с. 66.
  14. , с. 84.
  15. , с. 86.
  16. Правительственная комиссия по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х «Пётр Васёв» с п/х «Адмирал Нахимов». . Катастрофа 1986 года (3 сентября 2013). Дата обращения 31 августа 2016.
  17. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (20 сентября 2011). Дата обращения 7 августа 2016.
  18. . Водный транспорт. Дата обращения 7 августа 2016.
  19. , с. 154.
  20. ↑ . Катастрофа 1986 года (19 августа 2013). Дата обращения 7 августа 2016.
  21. , с. 25.
  22. ↑ . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения 8 августа 2016.
  23. , с. 35.
  24. , с. 42.
  25. , с. 43.
  26. , с. 44.
  27. , с. 36.
  28. , с. 113.
  29. , с. 55.
  30. , с. 118.
  31. ↑ , с. 64.
  32. , с. 60.
  33. , с. 68.
  34. , с. 108.
  35. , с. 75.
  36. , с. 77.
  37. . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения 10 августа 2016.
  38. , с. 123.
  39. , с. 126.
  40. ↑ , с. 140.
  41. , с. 133.
  42. , с. 124.
  43. , с. 127.
  44. , с. 132.
  45. , с. 141.
  46. , с. 144.
  47. , с. 151.
  48. , с. 134.
  49. , с. 140-41.
  50. , с. 146-47.
  51. , с. 153.
  52. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения 2 сентября 2011.
  53. , с. 178.
  54. , с. 173.
  55. , с. 175.
  56. , с. 158.
  57. ↑ , с. 181.
  58. , с. 164.
  59. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения 11 августа 2016.
  60. ↑ , с. 186.
  61. , с. 187.
  62. , с. 188.
  63. ↑ , с. 189.
  64. , с. 182.
  65. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения 5 августа 2011.

«И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне…»

Когда чей-то борт пробивает чужими форштевнями,
иль штормом суденышко бросит на скалы, на мель,
а люди за бортом кричат голосами пещерными,
такими, что, может быть, сам Посейдон онемел,
то с берега сразу прибудут эксперты ученые,
смешавши подобьем коктейля и правду, и ложь,
и в черных машинах осенней дорогою черною
моих капитанов конвой повезет на правёж.
Сидят прокуроры и морщат мучительно лобики,
и в белую пену бумаг окунают персты.
В глазницах у них не зрачки, а железные гробики,
а жены у них, словно Доски почета, чисты.
Их бьют, капитанов, железными, ясными фактами,
распяв на кресте штормовых, непредвиденных драм,
не зная: сердца капитанов пробиты инфарктами,
хоть их не фиксируют перышки кардиограмм.
А чайки противно скрипят,
                                            будто в шлюпках уключины.
Прибрежный маяк почему-то надолго погас.
А годы морские винтами сквозь сердце прокручены,
и в каждую дырку заложен тяжелый фугас.
На мостике стойте, шутите с командою бодренько,
но помня в прогулке от бака до самой кормы,
что каждый моряк для жены заместитель любовника
по части валюты, по части жратвы и «фирмы».
Теперь вы рабы распорядка известного, четкого,
где «попки» на вышках, солдат, автомат на ремне…
О дай же вам, Господи, в лагере срока короткого.
И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне…

Ян Вассерман, поэт, судовой врач дальневосточной рыболовецкой базы «50 лет Великому Октябрю» (умер в 1991 году).

НАШИ ЧИТАТЕЛИ

«Адмирал Нахимов» унес жизни 423 человек

Сергей Иванович Буйло с 1990-го по 2015 год руководил отделом акустики твердого тела НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета. В настоящее время ведущий научный сотрудник Института математики, механики и компьютерных наук им. И.И.Воровича ЮФУ.
Результаты исследований и разработок Буйло С.И. нашли применение при создании новых методов диагностики теплозащиты первого отечественного многоразового космического орбитального корабля «Буран».|
В 2011 году «за заслуги перед космонавтикой» С.И.Буйло награжден медалью им. С.П.Королева.

«Силистрия» – гроза горцев

Главными противниками русских гарнизонов на суше были горцы, которые внезапно нападали на форты и захватывали крепости. Но в мае 1840 года русский десант, в высадке которого участвовала «Силистрия», вновь отбил захваченные горцами Вельяминовский и Лазаревский форты.

Летом 1844 года парусник «Силистрия» оказал помощь с моря защитникам Головинского форта, обстреляв горцев и удачно высадив десант. Атаку отбили 19 июля, но Нахимов принял решение остаться у Головинского укрепления.

В полночь 22 июля поступили данные, что горцы начали готовиться к следующей атаке. Нахимов высадил подкрепление, «Силистрия» осталась крейсировать поблизости. Атаки не последовало. 26 июля, когда горцы наконец отошли вглубь материка, Нахимов отдал приказ идти на Севастополь. Начальник Черноморской береговой линии генерал-майор А. Будберг в рапорте отмечал, что появление «Силистрии» спасло укрепление от кровопролитного штурма.

С мая по июнь 1846 года «Силистрия» занималась установкой мертвых якорей (устройства для постоянного закрепления ко дну обозначений фарватера) и бакенов в Цемесской бухте.

Память

Памятник П. С. Нахимову в Севастополе

Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские Нахимовские училища. В 1944 Президиумом Верховного Совета СССР были учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени, а также — медаль Нахимова.

Орден Нахимова 1-й степени

  • В 1946 году режиссёр Всеволод Пудовкин снял художественный фильм «Адмирал Нахимов». Роль Нахимова в нём сыграл актёр Алексей Дикий (за эту работу Дикий получил Сталинскую премию I степени и стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр»). В 1947 году Дикий ещё раз исполнил роль адмирала в фильме «Пирогов».
  • В 1952 году имя П. С. Нахимова присвоено Черноморскому Высшему военно-морскому училищу.
  • В 1959 году в Севастополе воздвигнут памятник адмиралу Нахимову работы скульптора Н. В. Томского (бронза, гранит). Он заменил стоявший у Графской пристани памятник работы Шредера и Бильдерлинга, снесенный в 1928 году в соответствие с декретом Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» (имевшее место в советской литературе утверждение, что памятник был разрушен гитлеровцами в период оккупации Севастополя, неверно — на пьедестале памятника Нахимову в начале 1930-х был установлен памятник Ленину, и уже этот памятник был уничтожен в 1942—1943 гг.).
  • 5 июля 1992 г. открыт бюст П. С. Нахимову на его родине в Вязьме Смоленской области.
  • 5 июля 2012 года открыт памятник в Санкт-Петербурге, на улице Нахимова, в сквере «Малые Гаванцы», возле гостиницы «Прибалтийская».
  • Именем П. С. Нахимова в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Томске, Смоленске, Астрахани, Йошкар-Оле, Загорянском, Фрязино, Феодосии, Ялте, Северодвинске, Конотопе, Сумах, Перми, Измаиле и Минске названы улицы, в Москве и Мариуполе — проспекты, в Находке — улица Нахимовская, а в Севастополе — проспект и площадь, в Одессе — переулок. Самая длинная улица правого берега города Кемерово также носит имя адмирала.
  • В период с 2005 по 2012 год в Москве установили три памятника адмиралу.
  • В 2013 году в Ейске (Краснодарский край) установлен бронзовый бюст адмиралу П. С. Нахимову.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище установлен памятник П. С. Нахимову.

Нахимов и противники

Крымский историк В. П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:

Бюст Нахимова, установленный возле Музея судостроения и флота в Николаеве.

В то же время в период, когда Севастополь был захвачен союзниками, крышки гробов адмиралов были проломлены мародёрами, которые похитили золотые эполеты с их мундиров, о чём свидетельствует «Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина», датированный 23 апреля (11 апреля ст.ст.) 1858 года, составленный по результатам осмотра усыпальницы адмиралов.

Корабли

Имя Нахимова в разное время носили различные военные корабли и гражданские суда:

  • «Нахимов» — российский грузовой пароход (затонул ).
  • «Адмирал Нахимов» — российский броненосный крейсер (погиб в Цусимском сражении ).
  • «Червона Украина» — бывший «Адмирал Нахимов», лёгкий крейсер типа «Светлана» (погиб 13 ноября 1941 года в Севастополе).
  • «Адмирал Нахимов» — советский крейсер класса «Свердлов» (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Берлин III», советское пассажирское судно (затонуло 31 августа 1986 года в Цемесской бухте).
  • «Адмирал Нахимов» — советский большой противолодочный корабль (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Калинин», атомный ракетный крейсер проекта 1144 (на модернизации).

География

  • Озеро Нахимовское в Выборгском районе Ленинградской области.
  • Нахимовское (Смоленская область) — село переименовано в 1952 году в честь 150-летия со дня рождения П. С. Нахимова. В бывшем селе Волочек Сычевского уезда (ныне Холм — Жирковский район Смоленской области) находилось имение крестного отца и родного дяди адмирала, в связи с этим и произошло переименование этого села.

Музеи

  • Молодёжный центр-музей имени Адмирала Нахимова в Смоленске
  • Музей им. Нахимова на родине адмирала в Хмелите, Смоленская область.

Нумизматика

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. С. Нахимова. 25 рублей, серебро, 2002 год

  • В 1992 году Банк России выпустил:
    • монету из медно-никелевого сплава качеством Пруф-лайк номиналом 1 рубль, посвящённую 190-летию со дня рождения П. С. Нахимова.
  • В 2002 году Банк России выпустил:

Освещение в СМИ

Первые краткие сообщения о трагедии в Цемесской бухте были переданы по радио и телевидению СССР лишь в середине дня 1 сентября. О жертвах и пострадавших ничего не сообщалось. Выжившим в катастрофе запретили в телеграммах близким упоминать о гибели «Адмирала Нахимова». 1 сентября родственники многих пассажиров и членов экипажа получали телеграммы практически одинакового содержания: «Жив и здоров. Город Новороссийск». Только в 16 часов было озвучено правительственное сообщение о столкновении судов и последующем крушении пассажирского парохода. Ни о каких подробностях произошедшего снова не говорилось, сведений о жертвах не поступило. В вечернем выпуске программы «Время» никакой информации также не прозвучало. В Новороссийск не был пропущен ни один иностранный журналист. Информация, поступавшая в газеты, тщательно отбиралась и цензурировалась. 5 сентября о больших масштабах трагедии можно было догадаться по обращению ЦК КПСС, Президиума Верховного совета и Совета министров СССР с соболезнованиями семьям, родственникам и близким погибших, которое было опубликовано в газете «Правда». С выходом этого номера по телевидению стали транслировать репортажи с места гибели судна.

Обломки

Остов «Адмирала Нахимова» покоится на дне Цемесской бухты на глубине 47 м. Пароход лёг с 75-градусным креном на правый борт, но со временем из-за штормов лайнер постепенно выравнивается, при этом погружаясь всё глубже в донный ил. За два года корабль углубился на 10 м. В 1997 году его крен составлял уже 20°. Мачты и трубы, препятствовавшие безопасному судоходству, при помощи взрывчатки и электрокислородной резки были демонтированы. Расстояние от поверхности воды до шлюпбалок «Адмирала Нахимова» на верхней палубе составляет 26 м. Взрывчатые вещества также активно применялись при поисковых работах. В результате корпус парохода имеет множество мелких пробоин. 90 % иллюминаторов разбиты. Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро был разработан план по подъёму обломков, но из-за большой стоимости от него отказались.

На момент столкновения в 15 танках «Адмирала Нахимова» находилось 40 тонн дизельного топлива для вспомогательных двигателей и 570 тонн флотского мазута. Из повреждённых резервуаров на правом борту в первые часы после трагедии вытекло 40 т мазута и почти весь запас дизельного топлива. По периметру места катастрофы было развёрнуто боновое заграждение длиной 1 км. Ликвидацию разлива горючего осуществляли два судна-нефтемусоросборщика. Экспедиция к обломкам судна в 1987 году с помощью специально разработанной фрезы с паровым разогревом откачала 95-98 % нефтепродуктов из танков левого борта. Около 150 тонн мазута на правом борту остались недоступными из-за большого крена. Экспертиза, проведённая в 1997 году Министерствами чрезвычайных ситуаций и транспорта, не выявила вблизи обломков «Адмирала Нахимова» превышения фонового для Цемесской бухты значения содержания углеводородов в воде.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВпосле столкновения и кораблекрушения

В момент удара капитан п/х «Адмирал Нахимов» выбежал на мостик и объявил шлюпочную тревогу. Из-за затопления дизель-генераторов и обесточивания, тревога объявлялась голосом. Аварийный дизель-генератор включился, но через несколько секунд тоже выключился. Поэтому также не был подан сигнал SOS.

Из-за быстро увеличивающегося крена, с правого борта удалось спустить только 8 (из 24) спасательных плотов, а с левого борта  смогли спустить одну спасательную шлюпку и все имеемые надувные плоты. Пассажиры с возрастанием крена и погружением судна с помощью экипажа и самостоятельно прыгали в воду.

Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

Капитан т/х «Пётр Васёв» Ткаченко В.И. после столкновения в 23.15 сообщил по УКВ в эфир, что он столкнулся с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.25 портнадзором дано указание всем судам, стоящим на рейде, спускать плавстредства на воду и следовать в район аварии для оказания помощи.

В 23.30 сообщено в АСПТР.

В 23.33 оповещен с целью оказания помощи оперативный дежурный пограничных кораблей.

В дальнейшем в кратчайший срок были направлены все имеющиеся в Новороссийском порту и п/п Геленджик суда в количестве 64 единиц разных ведомств и 18 летательных аппаратов.

Кроме этого в спасении людей приняли участие 11 гребных шлюпок, управляемых курсантами НВИМУ.

Первым в спасение включился т/х «Пётр Васёв», спустив две спасательные шлюпки и подобрав с воды около 70 человек, из которых 37 были подняты на борт своего судна, а остальные переданы на другие суда.

При этом отмечается, что в периоды 23.25 — 23.26 и 23.35 — 23.40 т/х «Петр Васев» работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов.

Потопление «Новороссийска»: диверсия или халатность?

Через 39 лет, также в севастопольской бухте, затонул советский линкор «Новороссийск», в прошлом принадлежавший итальянскому ВМФ и называвшийся «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Корабль, которому на тот момент было уже более 40 лет, достался ВМФ СССР по программе репатриации. В 1940 году его топили англичане, «Джулио Чезаре» поднимали из морских глубин. В 1945 году он снова затонул после бомбардировки, линкор вновь пришлось поднимать. Впоследствии «предрасположенность» к потопляемости, по мнению специалистов, и сыграла с «Новороссийском» роковую роль.

Согласно заключению правительственной комиссии, стоявший на рейде линкор взорвался и опрокинулся (в результате погибло свыше 800 членов экипажа линкора и других спасательных судов) вследствие срабатывания немецкой донной мины с часовым механизмом. Гибель большого количества людей и затопление боевого корабля поставили в вину командованию линкора и лично командующему Черноморским флотом Виктору Пархоменко. Возможность диверсии комиссия не исключала, но и не подтверждала.

Дальнейшие события

Модель парохода «Адмирал Нахимов»

В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были освобождены. Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После тяжёлой болезни В. Г. Марков умер 31 мая 2007 г. в Одессе.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально признан местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены. Теплоход «Пётр Васёв» (ИМО 7932599) после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован. Названия судна после 1986 года:

  • «Подольск» — 1986—1995 г.
  • «Langeron» — 1995—2000 г.
  • «An an» — 2000—2003 г.
  • «Myroessa» — 2003—2006 г. 31 августа 2006 года, сухогруз Myroessa снова зашёл в порт Новороссийск.
  • «Orbit» — 2006—2010 г.
  • «Jiajiaxin 1» 2010—2012 (списан, разделан на металлолом в Бангладеш)

В городе Павлограде в честь одной из геройски погибших бортпроводниц парохода Татьяны Фёдоровой названа улица. В 1987 году, к первой годовщине трагедии, на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Катастрофа легла в основу фильма «Армавир» 1991 года. Ежегодно 31 августа на место катастрофы приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы. Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1997 года является благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской (до 1 декабря 2005 г.). После смерти Г. В. Андриевской фонд возглавила её дочь — Наталия Рождественская. Под её руководством фонд «Нахимовец» также устраивал ежегодные пресс-конференции, выставки, посвящённые памяти судна, его экипажа и пассажиров, содействует в организации съёмок документальных фильмов о катастрофе.

В 2006 году, в двадцатую годовщину гибели судна, служителем Свято-Успенского храма Новороссийска отцом Алексеем было совершено заупокойное богослужение, на борту затонувшего судна был закреплён освящённый деревянный крест. Отец Алексей стал первым и единственным в мире священником, совершившим поминальную службу под водой. В 2007 году новосибирским архитектором С. Моржаковым была изготовлена точная копия парохода «Адмирал Нахимов» в масштабе 1:150. Модель судна была безвозмездно передана в собственность благотворительного фонда «Нахимовец» в августе 2007 года. В 2007 году экспонат выставлялся на выставках «Русский „Титаник“ — трагедия XX столетия» в городах Одессе и Новороссийске, где проходили мероприятия, посвящённые 21-й годовщине кораблекрушения. В марте 2008 года экспонат выставлялся в рамках выставки «Боль сквозь годы», проходившей в Одессе.

«Уйди, сволочь!» — как спасались с тонущего корабля

То, что поднялось на борту после «резкого удара», сложно назвать паникой. Выжившие пассажиры описывают это как ад. Люди в панике хватали жилеты, надевали их вверх ногами и задом наперёд. Кто-то с жилетом в руках выбегал из каюты. Но большинство даже не думало о безопасности в воде — быстрее бы убежать.

На форумах моряков до сих пор обсуждают одну историю, когда одна пассажирка отняла у другой один из немногих шансов на спасение. Как рассказывается, девушка не успела схватить спасжилет и попросила подержаться за более предусмотрительную пассажирку. В ответ она услышала «Уйди, сволочь!». После этого девушку попросту отпихнули подальше.

Кошмар продолжался и в воде. Это только в «Титанике» Джек уступил Роуз возможность спастись. Здесь же все боролись за выживание. Пассажиры «Адмирала Нахимова» с ужасом вспоминают, как мужчины выталкивали женщин с плотов, когда последние цеплялись руками. Конечно, о таком позорном факте в своей истории в открытую никто не рассказывает.

Но были люди, которые даже в этой страшной катастрофе оставались людьми. Пассажиры наперебой вспоминают подвиг 19 бортпроводниц, которые не только помогали с эвакуацией, но и отдавали свои спасжилеты. При этом, по слухам, некоторые из них не умели плавать. В списках погибших значатся фамилии девяти бортпроводниц.

Ленинград, Тюменская область, Липецк, Хабаровск, Саратов… Украина, Молдавия, Литва — такова страшная география жертв трагедии.

Путь от капитан-лейтенанта до вице-адмирала

В 1828 году двадцатишестилетний офицер впервые поднялся на капитанский мостик. Ему было доверено командовать трофейным турецким корветом «Наварин». В период, начавшийся вскоре русско-турецкой войны, его судно в составе русской эскадры принимало участие в блокаде Дарданелл, а по окончании военных действий вошло в состав Балтийского флота. В течение последующих пяти лет Нахимов командовал фрегатом «Паллада», а затем, получив перевод на Чёрное море, в звании капитана 1-го ранга – линейным кораблём «Силистрия».

Сохранилось много документальных свидетельств, того, как экипаж вверенного ему судна с честью выполнял трудные и ответственные задания командования. За высокий профессионализм, усердие в службе и личную отвагу в 1845 году указом государя Николая I Нахимов был произведен в контр-адмиралы, а через семь лет в вице-адмиралы российского флота. В этом звании он вступил в должность начальника флотской дивизии.

Гибель «Адмирала Нахимова»: не разошлись как в море корабли

Столкновение пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» с 28 тыс. т ячменя на борту в начале сентября 1986 года стоило жизни 423 пассажирам и членам экипажа «Нахимова», это была самая большая катастрофа судов на Черном море после Великой Отечественной войны. «Нахимов» (бывший «Берлин», спущенный со стапелей в Германии в 1925 году) тоже достался Совфлоту по репатриации, судно также было затоплено во время Второй мировой (тогда оно было гитлеровским плавучим госпиталем) в 1945 году и спустя 2 года поднято со дна и отремонтировано.

«Васев» и «Нахимов» не разошлись в море на подходе к Новороссийску. Судя по выводам одной из экспертной комиссий, главными виновниками кораблекрушения были оба капитана судов, им дали по 15 лет лишения свободы. «Адмирал Нахимов» и сейчас лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте.

Судебное разбирательство

2 сентября капитана «Петра Васёва» Виктора Ткаченко и капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова взяли под стражу. Расследованием катастрофы занялась правительственная комиссия во главе с членом Политбюро Гейдаром Алиевым. Непосредственно следствием руководил старший следователь Генеральной прокуратуры СССР по особо важным делам Борис Уваров. Все документы, касающиеся погибшего судна, в первые дни после трагедии были изъяты из офисов Черноморского пароходства морскими следователями и сотрудниками КГБ.

Экспертная подкомиссия при правительственной комиссии под руководством представителя Министерства морского и речного флота СССР Майнагашева Б. С. опросила 11 человек из экипажей судов «Адмирал Нахимов» и «Пётр Васёв», в том числе обоих капитанов, а также лоцмана поста регулирования движения судов порта Новороссийск.

Комиссия постановила, что капитан теплохода «Пётр Васёв» Виктор Ткаченко в нарушение Устава службы на судах Министерства морского флота (статьи 60, 63(03), 94) и Международных правил предупреждения столкновения судов (правила 2, 5, 6(а) (III), 7(а), (с)):

Тем самым нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63 (03), (05), 94); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (пп 2.2.2; 5.4.4); Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 7(а)), что способствовало кораблекрушению и гибели большого числа людей.

Оба капитана были обвинены по статье 85 уголовного кодекса РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». На одном из совещаний Алиев под натиском общественности в присутствии родственников многочисленных погибших заявил, что, по меньшей мере, один из капитанов будет расстрелян. Такое наказание предусматривалось статьёй 102 «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах». После этого на следствие стало оказываться давление, правительственная комиссия требовала от следователей скорейшего завершения расследования и предъявления обвинения по 102 статье. Суд над обоими капитанами проходил в Одессе в марте 1987 года. Уваров отказался менять статью на более тяжёлую. Виктор Ткаченко и Вадим Марков были приговорены к 15 годам лишения свободы, однако в 1992 году оба были помилованы и освобождены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector