Нападение на пёрл-харбор

Пёрл-Харбор перед нападением

Расположение кораблей в бухте Пёрл-Харбор накануне японского нападения

Ещё в середине 1941 г. Рузвельт писал Черчиллю: «Возможно, что я никогда не объявлю войну, а просто начну её. Если бы я попросил конгресс объявить войну, то споры по этому поводу могли бы затянуться там на три месяца».

В начале октября, за два месяца до «внезапного» нападения, советский разведчик Рихард Зорге сообщил в Москву, что Пёрл-Харбор будет атакован в течение 60 дней; эти данные, согласно американским источникам, были доведены Кремлём до сведения Вашингтона.

Из недавно[когда?] рассекреченных в Америке документов стало известно о встрече, которую германский посланник в Китае Ганс Томсен в середине ноября 1941 г. назначил нью-йоркскому бизнесмену Малколму Ловеллу. Немецкий дипломат, зная о связях этого бизнесмена с Белым домом, рассказал ему о предстоящем японском ударе. В свою очередь, Ловелл немедленно сообщил об этом одному из шефов американской разведки, Уильяму Доновану, который в тот же день передал полученную информацию лично президенту. До нападения на Пёрл-Харбор оставалось менее трех недель.

Вечером 6 декабря в Вашингтоне была перехвачена и расшифрована японская нота — ответ на американский ультиматум 26 ноября. Хотя в пространном документе прямо не говорилось об объявлении войны, весь его смысл и указание точного часа вручения — 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя, однако никакого предупреждения на Гавайи, где базировался весь Тихоокеанский флот, послано не было. 6 декабря в 21:30 (по вашингтонскому времени) японская нота была доставлена Рузвельту. Прочитав её, президент заметил: «Это — война».

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Пёрл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей.

У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжёлых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

В момент японской атаки в линкорном ряду находилось 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота США.

За 50 минут до нападения самолёты Японской империи были обнаружены американской РЛС SCR-270, находившейся на севере острова, но американцы посчитали эти самолёты своими, поэтому тревога не поднималась.

О месте Пёрл-Харбор

База Пёрл-Харбор или «Жемчужная гавань» расположена на Острове Оаху, Гавайского архипелага, входящего в состав Соединённых Штатов Америки. Пёрл-Харбор — одна из трагических страниц в истории Нового Света. Нападение на этот стратегический объект ознаменовало вступление Соединённых штатов во Вторую Мировую Войну. 7 декабря 1941 года Императорский флот Японии неожиданно атаковал военные корабли и аваиносцы США, базирующиеся в Пёрл-Харбор. Пёрл-Харбор в наши дни Сегодня на территории гавани расположена центральная база Тихоокеанского флота ВМС США.  В память от трагических событиях создан Государственный заповедник World War II  Valor in the Pacific. Здесь собрана вся информация о военных действиях на острове в 1941 году. В кассах заповедника можно приобрести билеты на посещение мемориальных комплексов и музеев, посвящённых военным действиям. Экскурсионный маршрут обычно начинается с посещения мемориала линкора «Аризона». Мемориальный комплекс был построен в 1962 году. Судно так и не было поднято со дна, а сам мемориал размещён над его корпусом. Ежегодно 7 декабря здесь проходит молебен по погибшим. Во время экскурсии по мемориалу посетителям рассказывают следующую легенду. На протяжении многих лет из машинного отделения просачивается масло, которое расплывается алым пятном по воде. Экскурсоводы говорят, что затонувший линкор так оплакивает свой погибший экипаж. Начинается же экскурсия с 23-минутного документального фильма о нападении японцев на остров. На вечной стоянке в «Жемчужной гавани» находится еще один линкор – «Миссури». С 1998 года корабль-музей принимает на свой борт посетителей и является важнейшей достопримечательностью Гонолулу. В нескольких минутах езды от «Миссури», расположен Музей Тихоокеанской авиации. Он построен на месте ангара, разгромленного во время военных действий. В ангаре сохранились разбитые бронированные стёкла со времён налёта на гавань. Подводная лодка «Боуффин» — ещё один военно-исторический объект, переоборудованный в музей. «Боуффин» участвовала в баталиях в 1941 и 1942 гг. Экскурсионная программа включает в себя посещение судна и просмотр небольшого фильма в мини-кинотеатре. Лодка имеет первозданный вид, благодаря чему туристы могут увидеть условия, в которых жил экипаж.Как доехать? Государственный заповедник World War II Valor in the Pacific расположен вблизи Аризона мемориал плейс. Добраться в эту часть острова можно на маршрутах 20, 40 и 42. В «центре для посетителей» на территории заповедника организовываются экскурсии с посещением всех военных объектов.  Музеи и мемориалы работаю ежедневно с 8:00 до 16:00. Стоимость билетов составляет 27 долларов для взрослого и 13 долларов для ребёнка.

Прижали к стенке

Ряд источников цитирует удивительную записку помощника президента Гарольда Икеса патрону от 23 июня 1941 года: «Введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Поясним: американцы поставляли Японии 80 процентов (!) потребляемой ими нефти. При этом только флот Японии сжигал в час 400 тонн «жидкого золота». Когда кран был перекрыт, у японцев оставался лишь один выход — захватить нефтяные ресурсы Индонезии, Филиппин и Малайзии. И мешал этому только Тихоокеанский флот США. Японский посол Номура пытался урегулировать конфликт, но был послан, как говорится, к японской матери. В ноябре 1941 года военный министр США Генри Стимпсон сделал запись в дневнике: «Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?»

Дальше — больше. США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов. 26 июля Рузвельт санкционировал арест японских банковских активов на гигантскую по тем временам сумму — $130 миллионов. Все просьбы о переговорах игнорировались.

26 ноября 1941 года японскому послу в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, а также расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией. Это все равно как потребовать от Гитлера уйти из Европы — условия совершенно нереальные! И припертые к стенке японцы начали готовить операцию, чтобы расчистить путь к нефти.

Один из 29 сбитых японских самолётов

Короткий бой

В июле 1941 года японские морские торпедоносцы начали тренировки в заливе Кагошима, напоминающем по конфигурации бухту Перл-Харбор.

5 сентября начальник генштаба Хадзиме Сугияма и начальник штаба ВМФ Осами Нагано доложили императору о готовности. При этом Сугияма заверил, что ответные авиаудары по японской территории для американцев технически невозможны.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Линкор «Западная Вирджиния» сгорел и затонул, но уже через пять месяцев был поднят и отремонтирован

26 ноября эскадра под командой вице-адмирала Тюити Нагумо вышла из базы Хитокаппу (ныне залив Касатка) на острове Итуруп и взяла курс на Перл-Харбор. За 10 дней плавания корабли не были обнаружены.

Главную ударную силу составляли шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку», «Дзюйкаку» и «Кага», на которых размещался 441 самолет, в том числе 144 палубных торпедоносцев «Накадзима B5N», считавшихся на тот момент лучшими в мире в своем классе.

Охранение составляли два линкора, два тяжелых и один легкий крейсер, 11 эсминцев и шесть подводных лодок.

В 03:00 7 декабря — практически в тот же час, когда 22 июня немцы начали артиллерийскую подготовку — 89 самолетов первой волны (49 в варианте бомбардировщика, остальные несли тяжелые торпеды) взлетели с авианосцев и ударили по американским кораблям, стоявшим на якоре в бухте.

Почти мгновенно торпедоносцы с «Акаги» поразили линкор «Оклахома». Затем семь торпед угодили в «Западную Вирджинию». Следующими мишенями стали линкоры «Аризона», на которой произошел чудовищный взрыв, «Теннесси», «Калифорния», «Невада».

54 бомбардировщика «Накадзима» второй волны атаковали береговые аэродромы.

Все продолжалось 90 минут. Затем авианосцы приняли на борт свои самолеты, развернулись и ушли.

В общей сложности в двух налетах участвовали 353 машины, включая истребители сопровождения.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Военный аэродром Хикэм-филд: десятки самолетов были уничтожены, не успев взлететь

Японцы потопили четыре американских линкора (два впоследствии удалось поднять и вернуть в строй), два эсминца и один минный заградитель, повредили еще четыре линкора, три крейсера и один эсминец, уничтожили, в основном на земле, 188 самолетов и 159 повредили.

Погибли 2403 американских военнослужащих (почти половина из них на борту взорвавшейся «Аризоны») и 1178 были ранены.

Японские потери составили 64 человека, 29 самолетов (15 бомбардировщиков, пять торпедоносцев и девять истребителей) и пять сверхмалых подводных лодок.

Кстати, на эти лодки, доставленные на борту кораблей, японское командование возлагало большие, но совершенно не оправдавшиеся надежды. Лейтенант Сакамаки попал в плен после того как его сверхмалая подводная лодка напоролась на риф.

Восстановление флота

Как ни странно, «позорный день» обернулся несомненной пользой для флота США: в течение полугода тихоокеанский флот был не только восстановлен, но и значительно укреплен и модернизирован. Это стоило 2000 часов под водой и более 5000 погружений. Со дна были извлечены вещи, документы, боеприпасы, подняты на сушу человеческие останки. Удалось восстановить все корабли, кроме линкора «Аризона» и корабля-мишени «Юты». Их корпуса до сих пор покоятся в бухте.

Результатом этой операции можно считать тактическую победу японцев. Но в итоге войну Япония проиграла. И тому было несколько причин, главная из которой – неоказание помощи союзников по коалиции. В одиночку же Япония справиться не смогла.

Более миллиона американцев ежегодно посещают затопленный корабль «Аризона», над корпусом которого соорудили мемориал. Они возлагают цветы, читают имена погибших моряков и наблюдают как медленно, капля за каплей, сочатся радужные пятна масла, вытекая из недр корабля, разорванного японскими бомбами более 70 лет назад.

Агрегатор новостей 24СМИ

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор, базировались самолёты трёх типов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице.

Тип Американское название Скорость, км/ч Дальность полёта, км Вооружение Экипаж Назначение
Аити D3A1, тип 99 Вэл (Val) 450 1400 250-кг бомба под фюзеляжем, две 60-кг бомбы под крыльями, три 7,7 мм пулемёта 2 Пикирующий бомбардировщик
Мицубиси A6M2, модель 11 Зеро (Zero) 545 1870 по две 20-мм пушки и 7,7 мм пулемёта, две 60-кг бомбы под крыльями 1 Истребитель
Накадзима B5N2, тип 97 модель 12 Кейт (Kate) 360 1100 457-мм торпеда или более 500 кг бомб или 800 кг бомба, 7,7 мм пулемёт 2-3 Торпедоносец, высотный бомбардировщик

Самолёты первой волны

О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема первой волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор

События в бухте Пёрл-Харбор во время первой волны японского авиаудара

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели
Высотные бомбардировщики «Кейт»

Вооружение: 800-кг бронебойная бомба

«Акаги» 15 «Мэриленд», «Теннесси», «Зап. Вирджиния»
«Кага» 14 «Аризона», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Сорю» 10 «Невада», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Хирю» 10 «Аризона», «Калифорния»
ВСЕГО: 49
Торпедоносцы «Кейт»

Вооружение: авиационная торпеда Mk91

«Акаги» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния»
«Кага» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Невада»
«Сорю» 8 «Юта», «Хелена», «Калифорния», «Релей»
«Хирю» 8 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Хелена»
ВСЕГО: 40
Пикирующие бомбардировщики «Вэл»

Вооружение: 250-кг авиационная бомба

1п «Сёкаку» 26 Хикэм
2п «Дзуйкаку» 25 Уэллер
ВСЕГО: 51
Истребители «Зеро»

Вооружение: 20-мм пушки и 7-мм пулемёты

«Акаги» 9 Хикэм, Эва, о. Форд
«Кага» 9 Хикэм, о. Форд
«Сорю» 8 Уэллер, Эва, самолеты на м. Барберс
«Хирю» 6 Уэллер, Эва, самолеты на м. Барберс
«Сёкаку» 6 Канэохе, Беллоуз
«Дзуйкаку» 5 Канэохе
ВСЕГО: 43
ВСЕГО в первой волне: 183

Примечание. Номера групп условные, для обозначения на схемах.

Самолёты второй волны

О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема второй волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор

События в бухте Пёрл-Харбор во время второй волны японского авиаудара

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели
Высотные бомбардировщики «Кейт»

Вооружение: 250-кг авиабомба и 6 60-кг авиабомб

«Сёкаку» 9 База гидросамолётов о. Форд
«Сёкаку» 18 Канэохе
«Дзуйкаку» 27 Хикэм
ВСЕГО: 54
Пикирующие бомбардировщики «Вэл»

Вооружение: 250-кг авиационная бомба

1п «Акаги» 18 Танкер «Неошо», о. Форд, «Мэриленд»
2п «Дзуйкаку» 17 Верфь ВМФ
3п «Сорю» 17 Верфь ВМФ, доки, линкоры
4п «Кага» 26 Верфь ВМФ, доки, линкоры
ВСЕГО: 78
Истребители «Зеро»

Вооружение: 20-мм пушка

«Акаги» 9 Аэродром Хикэм
«Кага» 9 Аэродромы Хикэм, о. Форд, Уэллер
«Сорю» 9 Аэродром Канэохе
«Хирю» 8 Аэродромы Канэохе, Боллоуз
ВСЕГО: 35
ВСЕГО во второй волне: 167

Примечание. Номера групп условные, для обозначения на схемах.

Надпечатка Гавайи на долларах США после атаки Пёрл-Харбора на случай оккупации островов Японией.

Тихоокеанский авиационный музей Перл-Харбор

Тихоокеанский авиационный музей Pearl Harbor Pacific Aviation Museum / фото изменено

Этот музей, расположенный на острове Форда и доступный на маршрутном автобусе от Центра посетителей Перл-Харбора, располагает двумя ангарами, показывающими самолеты, связанные с Второй мировой войной, и атакой на Перл-Харбор. Самолеты варьируются от тех, которые находятся в первозданном состоянии, до тех, которые все еще показывают разрушение, вызванное во время войны.

Тур начинается в Hangar 37 и начинается с 12-минутного видео на атаку на Перл-Харбор. Впоследствии вы можете потратить время на изучение самолета и фотографий на дисплее. Второй ангар, ангар 79, демонстрирует «Корейскую военную выставку МиГ-алей». Также на месте находятся тренажеры боевого полета, которые позволяют вам попробовать себя взлететь с взлетно-посадочной полосы и приземлиться на авианосце.

Тора, тора, тора!

Этой условной фразой японские летчики подтвердили успех и достижение эффекта неожиданности первой волны атаки адмиралу Тюити Нагумо, командовавшему авианосной ударной группой. Рано утром в воскресенье, пока личный состав еще спал, а многие находились в увольнениях, 183 японских самолета появились над бухтой Перл-Харбор. Поначалу многие приняли шум двигателей за учения или посадку тяжелых бомбардировщиков. У каждого японского пилота были фотографии его цели, а сами цели, прежде всего 9 линейных кораблей, были распределены с «многократным перекрытием». Эффект от удара оказался ошеломляющим, а всеобщая паника и отсутствие организованного отпора усугубили ситуацию. Вскоре в дыму и огне над водой раздался чудовищной силы взрыв, с переломленным надвое носом на дно пошёл линкор «Аризона», а «Оклахома» перевернулась. Над гаванью, словно разъяренные пчелы, кружили японские самолеты и продолжали жалить.

Тонущий линкор «Аризона»

Вторая волна из 167 самолетов ударила по аэродрому на о. Форд и целенаправленно добивала беспомощные горящие и продырявленные корабли в гавани. Несмотря даже на раннее обнаружение и потопление одной японской сверхмалой подлодки на входе в гавань, разгрома избежать не удалось. Всего американцы потеряли: 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Еще 4 линейных корабля, 3 легких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолетов уничтоженными, еще 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены. Японцы потеряли 29 самолетов, еще 74 было повреждено. Потеряны по различным причинам 5 сверхмалых подводных лодок.

«Зеро» над бухтой, кадры из одноимённого х/ф

Третью волну японцы отменили во избежание своих потерь из-за утраты эффекта неожиданности. Рузвельт назвал эту атаку «величайшим позором», а радикально голосовавший до этого против вступления в мировую войну изоляционистский американский сенат тут же проголосовал за. Америка стала переходить на военные рельсы, готовясь отомстить японцам. Прав был мудрый старик адмирал Ямамото, когда говорил, что это – не победа, «мы лишь разбудили спящего великана». Американские авианосцы были целы, а потеря старых линкоров, по большей части постройки Первой мировой, была восполнима. Вот так, возможно, хитростью американский президент вступил в войну, а возможно, и нет – решать вам.

Обложка: pinterest.ru

Литература

  • Бубнов А. Д., контр-адмирал. Стратегия подготовки Японии к войне на Тихом океане (на сербохорватском языке?) // . Морской сборник. 1921. № 7.
  • Головин Н. Н., генерал-лейтенант, Бубнов А. Д., контр-адмирал. Стратегия американо-японской войны./Предисловие К. Радека. — Москва: Военный вестник, 1925.
  • Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов / Перевод с английского под ред. адмирала флота Советского Союза Исакова И.С.. — М.: Воениздат, 1956. — 558 с.
  • Пёрл-Харбор. Ред. Н. Аничкин. — М.: Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-39244-5
  • [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/44/index.htm Пёрл-Харбор: Япония наносит удар]
  • Буранок С. О. Пёрл-Харбор в оценках военно-политических деятелей США 1941—1945 гг. — Самара: Ас Гард, 2009. — 238 с. — ISBN 978-5-91715-033-8
  • Буранок С. О. Трагедия в Пёрл-Харборе и американская пресса // Новая и новейшая история. 2010. № 5. — М.: Наука, 2010. — С. 210—220.
  • Буранок С. О. «Доклад о действиях 7 декабря 1941» адмирала Х. Киммеля: исследование, публикация текста и перевод. — Самара: Ас Гард, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-4259-0027-2
  • Barnhart, Michael A. (1987), , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7
  • Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan, Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9
  • Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0
  • Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay, Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  • Gilbert, Martin (2009), , Phoenix, ISBN 978-0-7538-2676-8
  • Goldstein, Donald M. (2000), Goldstein, Donald M. & Dillon, Katherine V., eds., , Brassey’s, ISBN 978-1-57488-222-3
  • Hakim, Joy (1995), , Oxford University Press, U.S., ISBN 978-0-19-509514-2
  • Hixson, Walter L. (2003), , Taylor & Francis, ISBN 978-0-415-94029-0
  • Hoyt, Edwin P. (2000), , G. K. Hall, ISBN 0-7838-9303-5
  • Morison, Samuel Eliot (2001), History of United States Naval Operations in World War II: The rising sun in the Pacific, 1931 – April 1942, University of Illinois Press, ISBN 0-252-06973-0
  • Ofstie, Ralph, A., RADM USN, Naval Analysis Division, United States Strategic Bombing Survey (Pacific) (1946), The Campaigns of the Pacific War, United States Government Printing Office
  • Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997), , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7
  • Peattie, Mark R. (2001), Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941, Naval Institute Press, ISBN 1-59114-664-X
  • Smith, Carl (1999), Pearl Harbor 1941: The Day of Infamy; Osprey Campaign Series #62, Osprey Publishing, ISBN 1-85532-798-8
  • Stille, Mark E. (2011), Tora! Tora! Tora!: Pearl Harbor 1941; Osprey Raid Series #26, Osprey Publishing, ISBN 978-1-84908-509-0
  • Thomas, Evan (2007), , Simon and Schuster, ISBN 978-0-7432-5222-5
  • Willmott, H. P. (1983), , Naval Institute Press
  • Zimm, Alan D. (2011), , Havertown, Pennsylvania: Casemate Publishers, ISBN 978-1-61200-010-7
  • Rodgaard, John; Peter Hsu; Carroll Lucas & Captain Andrew Biach (December 1999), , vol. 13, United States Naval Institute (requires subscription)
  • Wetzler, Peter (1998), , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5
  • , NavSource Naval History, 2003. Проверено 8 декабря 2007.
  • , destroyerhistory.org. Проверено 5 января 2017.
  • Homer N. Wallin, , ibiblio.org. Проверено 10 октября 2011.
  • . Дата обращения 5 января 2017.

Предыстория атаки

Комбинированная атака Японии на американский военно-морской флот непосредственно в базе его дислокации стала результатом долгой и кропотливой работы Императорского Генерального Штаба. Ответов на вопрос, почему объектом нападения стала американская военно-морская база, существует немало. Основная причина внезапного нападения кроется в желании японцев одним мощным ударом вывести из строя американский Тихоокеанский флот. Удачная атака позволила бы японским вооруженным силам свободно осуществлять последующую экспансию на Азиатско-Тихоокеанском военном театре.

После падения Франции Япония воспользовалась удобным моментом и оккупировала Южный Индокитай. В ответ на японскую экспансию США и Великобритания ввели нефтяное эмбарго на экспортные поставки нефти в Страну Восходящего Солнца. Эти экономические санкции серьезно подорвали экономический и промышленный потенциал Японии. Военно-морской флот этой страны целиком и полностью зависел от экспорта нефти и подобные меры со стороны Америки и их европейских союзников сильно ударили по боеспособности Японской Империи. Японцы стали лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Решение пришло само собой. Японский флот должен был вместе с армией захватить богатые нефтяными месторождениями острова Индонезийского архипелага. Естественно, на такой шаг можно было решиться только с учетом вероятной реакции американцев на подобные действия. Присутствие американского линейного флота в Перл-Харборе ставило тыловые японские коммуникации под угрозу.

Вывести американцев из игры и лишить их военно-морского флота можно было либо в результате генерального морского сражения, либо внезапным ударом. Такой позиции придерживался генеральный штаб Страны Восходящего Солнца, однако военно-морское командование считало собственные военно-морские силы недостаточно сильными для достижения успеха в прямом единоборстве с американским линейным флотом. Предпочтение отдавалось нанесению превентивного удара по силам американцев непосредственно в местах дислокации флота. Весной 1941 года весь Тихоокеанский флот США был перебазирован на Гавайские острова, тем самым взяв под контроль всю центральную часть Тихого океана, поэтому Япония напала на Перл-Харбор не случайно. Этому предшествовал ряд военных и политических событий, которые прямо или косвенно влияли на расстановку сил в этом регионе земного шара.

Музей и парк подводной лодки USS Bowfin

Музей и парк подводной лодки USS Bowfin

USS Bowfin была подводной лодкой, построенной во время Второй мировой войны, а позже восстановленной частной организацией — Мемориальной ассоциацией подводных лодок Тихоокеанского флота. Эта ассоциация также поддерживает парк как памятник 52 подводным лодкам США и их экипажу, затонувшим во время войны.

Известно, что Bowfin запустил в общей сложности 44 японских судна и был одной из самых сложных подводных лодок, произведенных США во время Второй мировой войны. Волонтеры, дислоцированные в различных отсеках, объясняют, как использовалось все оборудование и полированная латунь. Вы можете бродить по кораблю по желанию или подняться на командную башню и получить 360-градусный вид на Перл-Харбор через перископ. Многие фотографии и другие памятные вещи иллюстрируют жизнь на подводной лодке, как в дружественных патрулях, так и в военных ситуациях. Также в сборнике находится японская смертная казнь Kaiton, японская смертная казнь. Разнообразные торпеды и конусная башня другой исторической подводной лодки дополняют внешнюю коллекцию.

В здании USS Bowfin Museum, которое охватывает все аспекты истории подводных лодок, представлены артефакты и модели, которые отслеживают историю подводных лодок и подводных лодок США в целом.

История

Армия США приобрела остров Форд, расположенный посреди гавани Перл-Харбор в Гонолулу, на Гавайях в качестве аэродрома для организации защиты бухты в 1918 г. Полеты воздушных сил были единственной деятельностью человека на острове, пока армия не перенесла свои операции с базы Перл-Харбор в 1923 г. Благодаря развитию технологий и повышению мощности самолетов, небольшой аэродром стал перегруженным, что могло привести к опасным ситуациям. Поэтому было решено перенести воздушные операции на новое поле Хикам. На острове остался лишь военно-морской флот.

В 1941 г. к берегам острова Форд пришвартовались корабли Тихоокеанского флота США. Здесь были одни из самых больших кораблей — крейсеры и линкоры, на аэродром приземлились военно-морские патрульные и разведывательные самолеты. Американские власти ожидали нападения японцев, но не рассматривали Перл-Харбор как первое место атаки.

Тем не менее, 7 декабря 1941 г. японская авиация напала на военно-морскую и воздушную базы Америки. Потери со стороны США были значительными. Однако современные авианосцы в это время находились в другом месте, а пострадали или были уничтожены, в основном, старые корабли. Президент Рузвельт называл операцию «символом позора» из-за того, что вариант атаки не был предвиден, несмотря на различные предпосылки и полученную информацию. Именно после этого события страна объявила войну Японии и вступила во Вторую мировую.

В 1983 г. при аэропорту Гонолулу был создан Тихоокеанский аэрокосмический музей, первая его часть была открыта в 1991 г. Однако позднее финансирование проекта прекратилось. Некоторые экспонаты удалось сохранить. В 1999 г. была основана некоммерческая организация «Музей Тихоокеанской авиации Перл-Харбор». Закладка фундамента музея состоялась в 2006 г., открытие — в 2007 г.

M Marik72

Музей «Перл-Харбор» сегодня

Остров Форд является национальным историческим памятником. На нем также продолжает действовать военно-морская база США, поэтому в музей можно попасть только через КПП на специальном автобусе, следующем от визит-центра.

Сейчас в музее «Перл-Харбор» можно посетить два ангара со времен Второй мировой войны:

  • Ангар № 37 имеет площадь около 4 000 кв.м. Здесь размещался гидросамолет, когда началось нападение 7 декабря. В зале на 200 мест посетители смотрят фильм об атаке японцев. Экспозиция состоит из японских истребителей, американского бомбардировщика, гражданского и других самолетов, а также фотохроник.
  • Ангар № 79 площадью около 7 500 кв.м. В окнах помещения можно рассмотреть пулевые отверстия после японской атаки. Во времена войны ангар был центром техобслуживания и ремонта двигателей, в нем размещались истребители, бомбардировщики и патрульные самолеты. Сегодня здесь находятся как современные модели, так и исторические вертолеты. Имеется также выставка о корейской войне и «Аллее МиГов» — районе боев в воздухе между американскими и советскими реактивными истребителями в северо-западной части Северной Кореи.

В состав комплекса также входит диспетчерская башня высотой 48 м.

M Marik72

Нападение на Перл-Харбор

Основная статья: Нападение на Перл-Харбор

Линкор «Аризона» горит после взрыва, вызванного попаданием японской бомбы

26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Исороку Ямамото покинуло базу в заливе Хитокаппу на Курильских островах и направилось к Перл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзюйкаку», на которых размещался 441 самолёт, в том числе истребители, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. Эскорт авианосцев составляли линкоры «Хиэй» и «Кирисима», тяжёлые крейсера «Тонэ» и «Тикума», а также лёгкий крейсер «Абукума» и 11 эсминцев (по другим данным — 9 эсминцев и 6 подводных лодок).

Целью нападения на Перл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии.

Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре, в гавани Перл-Харбор. Было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили серьёзные повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. Американцы потеряли 2403 человека убитыми (из них больше 1000 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 ранеными. Японцы потеряли 29 самолётов — 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей. Были потоплены 5 сверхмалых подводных лодок. Потери в людях составили 64 человека (55 лётчиков, 9 подводников). Ещё один — лейтенант Сакамаки — был взят в плен. Он доплыл до берега после того как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.

С точки зрения немедленного эффекта, нападение на Перл-Харбор обернулось невероятным успехом для Японии, превзошедшим любые ожидания тех, кто планировал операцию. Нейтрализация тихоокеанского флота США на 6 месяцев позволила Японии с лёгкостью захватить большую часть Юго-Восточной Азии, включая Гонконг, Бирму, Голландскую Ост-Индию, Малайю, Сингапур и Филиппины. Однако, отказ США в перемирии и невозможность получения помощи от союзников в конечном счёте привели к поражению Японии. Из всех потопленных американских кораблей не удалось восстановить только 4 — линкоры «Аризона» (взорвался), «Оклахома» (перевернулся) и 2 эсминца. Стремясь уничтожить линкоры и самолеты, японские силы оставили нетронутыми очень важные для дальнейшего хода войны и вместе с тем легко достижимые в рамках неожиданной атаки цели: 11 подводных лодок, огромные запасы нефти в хранилищах, ремонтные мастерские и доки. Собственно и авиации, несмотря на кажущиеся большими цифры ущерба, был нанесен значительно меньший возможного урон. Стремясь к максимальной скрытности и минимальным потерям, японское командование отказалось от применения артиллерийских кораблей (что при снижении риска потерь и обнаружения значительно уменьшило и нанесенный противнику ущерб), сосредоточившись на авиации и сверхмалых подводных лодках (последние не принесли никакого результата). Более того, пытаясь максимально извлечь результат из фактора неожиданности, удар наносили лишь двумя волнами, что в конечном итоге, сохранив большее количество самолетов, существенно уменьшило и американские потери. Умышленно или случайно, но японский флот напал на американскую военную базу в момент отсутствия в ней авианосцев. Как следствие, ставшие основными военно-морскими силами в американском флоте в ходе Второй мировой войны авианосные силы не понесли в ходе операции никаких потерь. Через полгода 4 из 6 тяжелых японских авианосцев, участвовавших в нападении на Перл-Харбор, были уничтожены силами США в ходе битвы за Мидуэй («Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю»).

1 доллар США с портретом Джорджа Вашингтона. Надпечатка Гавайи на случай оккупации островов Японией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector