Организация стран
Содержание:
- Деятельность ОПЕК – для чего нужны квоты и что значит корзина OPEC
- История ОПЕК
- (Организация стран — экспортёров нефти)
- «Опек» в публикациях DK.RU
- Лайфхаки
- Структура организации
- История образования ОПЕК Плюс
- Переговоры в 2020 году
- Квоты ОПЕК
- ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.
- Перспективы
- Результаты соглашения
Деятельность ОПЕК – для чего нужны квоты и что значит корзина OPEC
Суть деятельности ОПЕК в регулировании рынка нефти в масштабах мира.
Механизм выглядит достаточно просто:
- Для государств-участников организации устанавливается суммарный лимит (квоты) на добычу энергоносителя. Данный показатель регулярно корректируется. Поводом для изменений является текущая стоимость нефти на рынке.
- Общий лимит распределяется между членами организации.
- Установленные квоты строго контролируются представителями ОРЕС.
Квота – величина ежедневного объема добываемой нефти. Для каждого государства устанавливается своя цифра, которая периодически меняется. Уменьшение квот свидетельствует о повышении цен, что обуславливается возросшим дефицитом. Квоты, оставшиеся на прежнем уровне или увеличенные, меняют тенденцию расценок в сторону их снижения.
Как же определяется цена «черного золота» для членов ОПЕК? Есть ценовые ориентиры. Один из них имеет название «корзина», то есть стоимость некоторых марок нефти, добываемых в различных странах-участницах ОРЕС, суммируются, сумма делиться на количество слагаемых. В результате получается средний арифметический показатель. В данном случае это и есть корзина.
Для справки. Название нефти зачастую отражает страну, в которой она добывалась, и сорт продукта. Он может быть «легкого» либо «тяжелого» типа. Вот наглядный пример: Iran Heavy является тяжелым сортом иранской нефти.
Если вспоминать максимальное значение корзины, то необходимо вернуться в кризисный 2008-ой год. В то время показатель возрос до 140,73$.
История ОПЕК
ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти — Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.
Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт — картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на «черное золото». Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель — получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти — предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на «черное золото».
Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он «прописался» в швейцарской Женеве, однако в 1965 году «переехал» в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире — Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.
Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на «черное золото». В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран — две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки — Эквадор.
К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке «черного золота». Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли — примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой «корзине ОПЕК».
В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости «черного золота» стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия — экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка «черного золота». При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.
В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на «черное золото» упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке «черного золота».
(Организация стран — экспортёров нефти)
Международная межправительственная организация, в состав которой входят нефтедобывающие страны, была образована в 1960 году. Задачи организации экономические и политические: контроль над своими ресурсами и управлением ими, а также стабилизация и защита от падения цен на нефть.
Современная совокупная площадь отмеченных стран 14 552 258 км2 (10%),население 557 902 210 человек (7%).
Список отмеченных стран (14 из 197):Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, ДР Конго, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор, Экваториальная Гвинеяпри наведении курсора на название — страна подсвечивается на карте
Бывшие страны
Какие территории входили в состав Британской империи? Какие страны входили в состав ОАР? Какие страны входили в состав Югославии? Какие страны входили в состав СССР? Какие страны входили в состав Чехословакии?
Союзы и организации
Организация Объединенных Наций (ООН)Африканский Союз (АС)Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)БРИКСВсемирная торговая организация (ВТО)Большая Двадцатка (Г20)Большая Семерка (Г7)Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)Евразийский экономический союз (ЕАЭС)Европейский Союз (ЕС)Общий рынок стран Карибского бассейна (КАРИКОМ)Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)Лига арабских государств (ЛАГ)Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)Союз арабского Магриба (Магриб)МеркосурСевероатлантический Альянс (НАТО)Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)Организация американских государств (ОАГ)Организация Варшавского Договора (ОВД)Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)Организация исламского сотрудничества (ОИС)Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК)Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)Ассоциация стран Южной Азии (СААРК)Общий рынок стран Южной Африки (САДК)Совет Безопасности ООН (СБ ООН)Содружество Независимых Государств (СНГ)Содружество наций (Содружество)Транстихоокеанское партнерство (ТТП)Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС)Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЕАК)
Политические соглашения
В каких странах размещены военные базы США? Какие страны ввели санкции против России в 2014-2015 гг.? Какие страны официально признают Косово? Какие страны официально признают Палестину? Какие страны официально признают Западную Сахару? Какие страны официально признают Тайвань? Какие страны входят в Шенген?
Спортивные достижения
Какие страны принимали Зимние Олимпийские игры? Какие страны принимали Летние Олимпийские игры? Какие страны выигрывали чемпионат мира по футболу?
Языки и народы
В каких странах официально говорят на английском языке? В каких странах официально говорят на арабском языке? В каких странах официально говорят на испанском языке? Какие страны включены в понятие Латинской Америки? В каких странах официально говорят на португальском языке? В каких странах официально говорят на русском языке? В каких странах официально говорят на французском языке?
Прочее
Какие страны не имеют выхода к морю? С какими странами граничит Россия? Какие страны владеют космодромами? В каких странах левостороннее движение? В каких странах регистрировалась смерть людей от Эболы? В каких странах монархия? В каких странах разрешено огнестрельное оружие? Какие страны признают однополые браки? В каких странах самая высокая продолжительность жизни? У каких стран площадь территории превышает 1 млн. кв. км? В каких странах численность населения свыше 100 млн. человек? В каких странах уровень грамотности ниже 50%? Какие страны пересекает экватор? Какие страны обладают ядерным оружием?
«Опек» в публикациях DK.RU
|
|
|
|
|
Лайфхаки
|
Структура организации
Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.
Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы.
ОПЕК+
Неофициальный формат ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 года, из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке.
На апрель 2020 года в «картель» ОПЕК+ входят 10 стран — Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан (ключевым производителем и неформальным лидером картеля является Россия, с 14% мировой нефтедобычи).
Азербайджан |
Бахрейн |
Бруней |
Казахстан |
Малайзия |
Мексика |
Оман |
Россия |
Судан |
Южный Судан |
Как отметил российский экономист Михаил Хазин: ОПЕК+ — это «модель американского построения рынка, которая предполагала, что страны ОПЕК фактически финансируют американскую сланцевую промышленность и отдают ей всю долю мирового рынка. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что цены были для сланцевиков комфортными (больше 60 долларов за баррель), а страны ОПЕК сами сокращали свою добычу. При этом у Саудовской Аравии были преимущества, поскольку она могла давать дополнительную премию к цене на нефть и свои рынки не сокращать»
История образования ОПЕК Плюс
Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.
Подробнее
Рынок нефти, в отличие от прочих сырьевых рынков, лишь в небольшой степени зависит от баланса спроса и предложения. Суммы торгуемых на биржах беспоставочных контрактов на нефть могут в сотни, а то и в тысячи раз превышать контракты по физическим поставкам. За один и тот же день цены на нефтяные фьючерсы могут «прыгать» вверх–вниз на 5% и более. До середины 2014 г. основными драйверами цен на нефтяном рынке были денежная политика ФРС и аппетит инвесторов к риску. Цены становились всё менее сбалансированными относительно спроса и предложения.
Ценовой хаос на рынке нефти
В результате экономического кризиса 2008 г. и резкого снижения спроса нефть подешевела, в среднем, вчетверо. Тогда ОПЕК удалось стабилизировать ситуацию, согласованно снизив уровень добычи на 4,2 млн баррелей в сутки. Соблюдалось это соглашение недолго. В 2009 г. началось активное восстановление экономики США и Западной Европы. На фоне снижения ставки ФРС до 0,25%, период с начала 2011 до середины 2014 г. благоприятствовал дорогой нефти. Сегодня это сложно представить, но в то время котировки Brent держались в интервале $90–120/барр.
Пользуясь этим, поставщики быстро наращивали добычу. В середине 2014 г. администрация президента Обамы начала активные переговоры по снятию санкций США с Ирана. Чем более успешными были переговоры, тем активнее Иран заполнял свои нефтехранилища, рассчитывая начать отгрузки после снятия санкций. В июле 2015 г. было заключено историческое соглашение между Ираном и шестью мировыми державами, получившее название «ядерная сделка».
Между тем, за период с лета 2014 до начала 2016 г. произошло новое четырехкратное падение цен на черное золото. К нему привели три основных фактора:
- Возвращение Ирана в число основных поставщиков нефти;
- Наращивание добычи нефти в остальных странах ОПЕК;
- Успехи США в развитии добычи сланцевой нефти.
Россия создаёт ОПЕК плюс
Будучи наблюдателем в ОПЕК с 1998 г., РФ неоднократно отказывалась войти в организацию на правах участника. По мнению министра энергетики А. Новака, основной недостаток ОПЕК в том, что в её рамках каждый участник имеет один голос, независимо от объёма добычи. Тем не менее, именно Россия в 2016 г. выступила инициатором расширенных консультаций стран-поставщиков нефти. В том же году согласованы объёмы сокращения добычи с 33,2 до 32,5 млн барр. в сутки с 1 января 2017-го.
Был найден компромисс с Саудовской Аравией (далее СА), которая первоначально отказалась от встречи. Ожидалось, что на переговоры в штаб-квартире картеля ОПЕК в Вене для подписания соглашения приедут лишь четыре государства, не входящие в ОПЕК. На деле состав участников расширился: к десятку стран ОПЕК присоединились Бруней, Малайзия, Азербайджан, Оман, Бахрейн, Казахстан, Мексика, Россия, Судан, Южный Судан и Экваториальная Гвинея. Из других крупных поставщиков нефти позже присоединились Норвегия и Индонезия. Расширенный состав получил условное название «ОПЕК плюс».
По итогам встречи, состоявшейся 10 декабря 2016 года, было согласовано сокращение добычи нефти на 1,7 млн барр. в сутки, из них квота России – 300 тыс. барр. Эти параметры действовали и в первом квартале 2020 года.
Переговоры в 2020 году
В январе 2020 года нефтяные котировки начали падать: рынок отреагировал на новости о появившейся в Китае новой коронавирусной инфекции. В начале февраля 2020 года Саудовская Аравия предложила провести внеочередную встречу ОПЕК+ для пересмотра параметров соглашения. Однако решено было обсудить этот вопрос на плановом совещании 5-6 марта. 4 марта на заседании министерского мониторингового комитета ОПЕК+, предваряющего основную министерскую встречу, Саудовская Аравия и ряд других стран предложили усилить сокращение добычи во втором квартале 2020 года еще на 1,5 млн баррелей в сутки. Однако 6 марта в ходе министерской встречи Саудовская Аравия не смогла договориться с Россией о продлении старых договоренностей или сокращении добычи.
Таким образом, с 1 апреля сделка ОПЕК+ перестала действовать. Саудовская Аравия объявила, что начнет наращивать добычу до максимальной — 12 млн баррелей в день вместо 9,8 млн баррелей в рамках сделки. Впоследствии, объясняя решение Саудовской Аравии отказаться от сделки, президент РФ Владимир Путин заявил, что таким образом королевство пыталось избавиться от конкурентов, которые производят сланцевую нефть, прежде всего — США.
9 марта нефтяные котировки упали на 30% — Brent опустилась до $31 за баррель. Однако на этом падение не остановилось — из-за резкого роста числа инфицированных коронавирусом за пределами Китая стала очевидной перспектива мировой рецессии, спрос на нефть резко упал. К концу месяца глобальное предложение нефти превысило спрос на 20 млн баррелей в сутки. К 30 марта котировки Brent впервые за 20 лет упали ниже $22 за баррель.
1 апреля президент США Дональд Трамп объявил на своей странице в Twitter, что в телефонных переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным и саудовским кронпринцем Мухаммедом бен Сальманом касался вопроса снижения добычи.
2 апреля Саудовская Аравия призвала к срочной встрече ОПЕК+ в формате видеоконференции. 3 апреля, в ходе совещания с президентом РФ Владимиром Путиным министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что для стабилизации ситуации необходимо сократить добычу «до примерно 10 млн баррелей в сутки». Министр также отметил, что для восстановления стабильности в отрасли необходимо, чтобы в совместных усилиях по сокращению добычи нефти участвовали все крупные производители, включая Россию, Саудовскую Аравию, США «и другие страны, входящие и не входящие в ОПЕК».
В результате переговоров на уровне ОПЕК+ и G20, продолжавшихся 9-12 апреля, было заключено соглашение по снижению добычи. Страны ОПЕК+ на экстренном заседании согласовали сокращение добычи всеми 23 странами на 9,7 млн баррелей в сутки в мае — июне, на 7,7 млн баррелей — в июле — декабре, и на 5,8 млн баррелей — до апреля 2021 года. При этом в сделке приняли участие и другие нефтедобывающие страны, включая США, Норвегию, Аргентину и Канаду. Общая сумма снижения добычи была оценена в 15-20 млн баррелей в сутки. Россия и Саудовская Аравия согласились сократить добычу с 11 на 2 млн 530 тыс. баррелей в сутки — до 8,470 млн баррелей каждая. В США было анонсировано снижение добычи на 2-3 млн баррелей в сутки (с уровня 13 млн баррелей в сутки).
Подписание сделки не привело к немедленному росту цен. Кроме того, из-за переполненности нефтехранилищ в США, 20 апреля котировки майских фьючерсов на американскую марку нефти WTI впервые в истории стали отрицательными. При этом к концу месяца июньские фьючерсы остались на уровне выше $20 за баррель.
Сделка вступила в силу 1 мая. Вскоре после этого ситуация на нефтяных рынках начала стабилизироваться, к началу июня котировки нефти Brent достигли уровня $39 за баррель.
Квоты ОПЕК
Страна | Квота (01/07/05) | Добыча (03/16) | Добыча (05/16) | Добыча (06/16) | Возможность добычи |
---|---|---|---|---|---|
Алжир | 894 | 1084 | 1080 | 1085 | 1430 |
Ангола | 1900 | 1776 | 1773 | 1773 | 1700 |
Индонезия | — | ||||
Иран | 4110 | 3291 | 3562 | 3644 | 3750 |
Ирак | 4189 | 4281 | 4217 | ||
Кувейт | 2247 | 2772 | 2740 | 2800 | 2600 |
Ливия | 1500 | 345 | 296 | 332 | 1700 |
Нигерия | 2306 | 1722 | 1424 | 1523 | 2250 |
Катар | 726 | 664 | 659 | 662 | 850 |
Саудовская Аравия | 10 099 | 10 120 | 10 241 | 10 308 | 10 500 |
ОАЭ | 2444 | 2682 | 2826 | 2914 | 2600 |
Венесуэла | 3225 | 2320 | 2188 | 2095 | 2450 |
Всего | 31 422 | 32 251 | 32 361 | 32 643 | 32 230 |
Алжир | Ангола | Эквадор | Иран | Ирак | Кувейт | Ливия | Нигерия | Катар | Саудовская Аравия | ОАЭ | Венесуэла | Итого: | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население (млн человек) | 36,30 | 19,05 | 14,31 | 75,35 | 32,44 | 3,57 | 6,56 | 159,64 | 1,70 | 26,11 | 4,74 | 28,95 | 408,72 |
Площадь (1000 км²) | 2382 | 1247 | 281 | 1648 | 438 | 18 | 1760 | 924 | 11 | 2 150 | 84 | 916 | 11859 |
Плотность населения (жителей на км²) | 15 | 15 | 51 | 46 | 74 | 198 | 4 | 173 | 155 | 12 | 56 | 32 | 34,47 |
ВВП на душу населения (долл.) | 4488 | 4478 | 3984 | 4741 | 3881 | 36 820 | 11 314 | 1213 | 75 643 | 16 996 | 56 812 | 10 223 | — |
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) | 162,92 | 85,31 | 57,00 | 357,22 | 125,90 | 131,32 | 74,23 | 193,67 | 128,59 | 443,69 | 269,10 | 295,96 | 2324,91 |
Стоимость экспорта (млрд долл.) | 57,80 | 49,26 | 17,37 | 83,79 | 52,08 | 65,98 | 46,31 | 70,58 | 72,05 | 235,34 | 198,36 | 65,79 | 1014,71 |
Экспорт нефти (млрд долл.) | 38,30 | 47,24 | 9,65 | 71,57 | 51,15 | 61,67 | 41,87 | 61,80 | 29,28 | 196,19 | 74,03 | 62,32 | 745,07 |
Сальдо платёжного баланса (млрд долл.) | 15,10 | −1,04 | −0,43 | 21,56 | 6,90 | 43,14 | 16,16 | 7,83 | 38,79 | 23,27 | 14,38 | 8,56 | — |
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) | 12,20 | 9,50 | 7,21 | 151,17 | 143,10 | 101,50 | 47,10 | 37,20 | 25,38 | 264,52 | 296,50 | 211,17 | — |
Добыча нефти (1000 б/д) | 1190 | 1 691 | 476 | 3544 | 2358 | 2312 | 1487 | 2048 | 733 | 8166 | 2324 | 2854 | 29 213 |
НПЗ мощности (1000 б/д) | 652 | 39 | 188 | 1741 | 800 | 936 | 380 | 445 | 80 | 2109 | 466 | 982 | 8818 |
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) | 631,5 | 47,0 | 185,1 | 1743,3 | 513,2 | 892,7 | 545,8 | 249,4 | 133,0 | 1914,0 | 355,4 | 1414,8 | 8625,2 |
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) | 338 | 110 | 220 | 1775 | 566 | 260 | 299 | 259 | 116 | 1436 | 238 | 675 | 6282 |
Экспорт нефти (1000 б/д) | 709 | 1683 | 340 | 2583 | 1890 | 1430 | 1 118 | 2464 | 586 | 6644 | 2103 | 1562 | 23 112 |
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) | 314,1 | 7,5 | 28,1 | 370,6 | 5,0 | 631,6 | 48,3 | 23,1 | 321,6 | 950,9 | 187,9 | 751,1 | 3639,8 |
Встреча президента России Дмитрия Медведева с Генеральным секретарём Организации стран — экспортёров нефти Абдаллой Аль-Бадри
ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.
Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.
Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.
С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.
Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.
Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.
Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.
В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в. | |||
Характеристики рынка | Этапы развития мирового нефтяного рынка | ||
До 1971 | 1971–1986 | После 1986 | |
Принцип ценообразования | Картельный | Конкурентный | |
Кто устанавливает цену | Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” | 13 стран ОПЕК | Биржа |
Динамика спроса на нефть | Устойчивый рост | Чередование роста и снижения | Замедленный рост |
Перспективы
Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, — конкретно экспорт «черного золота». Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?
Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся — условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство — цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров «черного золота» отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие — глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, — это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих «черное золото».
Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.
Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на «черное золото», как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях — управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний — 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на «черное золото», весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.
Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок — один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на «черное золото» и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.
Результаты соглашения
Соглашение в Вене способствовало росту нефтяных цен и стабилизировало рынок. Еще до начала сокращения добычи, 1 декабря 2016 года, стоимость барреля марки Brent впервые с июня 2016 года превысила уровень в $50. В 2017 году средняя стоимость Brent составила $54,1, в 2018 году — $71,3, в 2019 году — $64,5. Благодаря полученным результатам в июле 2019 года страны ОПЕК+ подписали хартию о долгосрочном сотрудничестве.
На протяжении 2017-2019 годов соглашение неоднократно продлевалось с некоторыми изменениями. В частности, в июне 2018 года было решено нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки, в декабре 2018 года — снова сократить — до 1,2 млн, а в декабре 2019 года — до 1,7 млн.
По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованным в ноябре 2019 года, сделка ОПЕК+ позволила ее участникам повысить свои нефтяные доходы, несмотря на снижение добычи. В среднем, по данным МЭА, страны ОПЕК в 2019 году совокупно зарабатывали $1,9 млрд в день, что на $350 млн больше, чем в 2016 году, хотя добыча по сравнению с тем периодом снизилась на 3 млн баррелей в сутки. Нефтяная выручка России увеличилась на $170 млн — до $670 млн в день.