Всемирная торговая организация
Содержание:
- Цели и принципы ВТО
- Перспективы развития мирового торгового пространства
- Список стран-членов ВТО
- Повестка ВТО
- Структура всемирной торговой организации
- Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:
- История ВТО[править | править код]
- Плюсы и минусы членства России в ВТО
- Задачи ВТО.
- Александр Кнобель, научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС
- Структура
- Правила присоединения к международному институту
- Какое институциональное значение ВТО?
- Решения по искам
- Итоги первого года России в ВТО
Цели и принципы ВТО
Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
- Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
- Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
- Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
- Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах
- Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.
Есть три типа деятельности в этом направлении:
-
-
- — Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
- — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики
- — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
- Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы
-
Перспективы развития мирового торгового пространства
В последние несколько лет ВТО утрачивает значение в качестве регулятора и арбитра в международной торговле.
Во-первых, в ходе текущего раунда переговоров, который должен был решить вопрос дисбаланса прав и обязанностей развитых и развивающих стран, ничего значимого не произошло. Развитые страны не пустили на свои рынки сельхозпродукции другие государства и не снизили объем поддержки этой отрасли. В свою очередь, развивающие страны тоже не сделали больших уступок. Переговорный процесс находится в тупике уже 17 лет.
Дохийский раунд переговоров, встреча в Бали
Во-вторых, санкционная политика в отношении России и других стран-членов ВТО, оказывает существенные препятствие в торговых отношениях. Таким образом, ограничения в торговле необязательно вводить с помощью пошлин или административных мер, которые запрещены правилами ВТО. Можно просто ввести санкции и тем самым ограничить доступ на свой рынок определенных товаров и услуг.
В-третьих, новая политика США, которые не считаются с нормами ВТО, а исходят из собственных интересов – вводят пошлины, административные барьеры. США – крупнейший экспортер и импортер в мире. Действия этой страны оказывают негативное влияние на мировое торговое пространство. США считают, что выгоднее заключать двусторонние торговые соглашения, а не состоять в каком-либо блоке. Трамп не раз заявлял, что страна выйдет из ВТО, если её участники будут создавать ей проблемы (подавать иски).
Противоречия внутри организации не дают сделать вывод, что ВТО и дальше будет определять международную торговую архитектуру. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим новые правила регулирования в мировой торговле.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Список стран-членов ВТО
# | Страна | год принятия |
---|---|---|
1 | Австралия | 01.01.1995 |
2 | Австрия | 01.01.1995 |
3 | Антигуа и Барбуда | 01.01.1995 |
4 | Аргентина | 01.01.1995 |
5 | Бангладеш | 01.01.1995 |
6 | Барбадос | 01.01.1995 |
7 | Бахрейн | 01.01.1995 |
8 | Белиз | 01.01.1995 |
9 | Бельгия | 01.01.1995 |
10 | Бразилия | 01.01.1995 |
11 | Бруней | 01.01.1995 |
12 | Великобритания | 01.01.1995 |
13 | Венгрия | 01.01.1995 |
14 | Венесуэла | 01.01.1995 |
15 | Габон | 01.01.1995 |
16 | Гайана | 01.01.1995 |
17 | Гана | 01.01.1995 |
18 | Германия | 01.01.1995 |
19 | Гондурас | 01.01.1995 |
20 | Гонконг (зависимая территория Китая) | 01.01.1995 |
21 | Греция | 01.01.1995 |
22 | Дания | 01.01.1995 |
23 | Доминика | 01.01.1995 |
24 | Европейский союз (международная организация) | 01.01.1995 |
25 | Замбия | 01.01.1995 |
26 | Индия | 01.01.1995 |
27 | Индонезия | 01.01.1995 |
28 | Ирландия | 01.01.1995 |
29 | Исландия | 01.01.1995 |
30 | Испания | 01.01.1995 |
31 | Италия | 01.01.1995 |
32 | Канада | 01.01.1995 |
33 | Кения | 01.01.1995 |
34 | Коста-Рика | 01.01.1995 |
35 | Кот-д’Ивуар | 01.01.1995 |
36 | Кувейт | 01.01.1995 |
37 | Люксембург | 01.01.1995 |
38 | Маврикий | 01.01.1995 |
39 | Макао (зависимая территория Китая) | 01.01.1995 |
40 | Малайзия | 01.01.1995 |
41 | Мальта | 01.01.1995 |
42 | Марокко | 01.01.1995 |
43 | Мексика | 01.01.1995 |
44 | Мьянма | 01.01.1995 |
45 | Намибия | 01.01.1995 |
46 | Нигерия | 01.01.1995 |
47 | Нидерланды | 01.01.1995 |
48 | Новая Зеландия | 01.01.1995 |
49 | Норвегия | 01.01.1995 |
50 | Пакистан | 01.01.1995 |
51 | Парагвай | 01.01.1995 |
52 | Перу | 01.01.1995 |
53 | Португалия | 01.01.1995 |
54 | Румыния | 01.01.1995 |
55 | Эсватини | 01.01.1995 |
56 | Сенегал | 01.01.1995 |
57 | Сент-Винсент и Гренадины | 01.01.1995 |
58 | Сент-Люсия | 01.01.1995 |
59 | Сингапур | 01.01.1995 |
60 | Словакия | 01.01.1995 |
61 | Суринам | 01.01.1995 |
62 | США | 01.01.1995 |
63 | Таиланд | 01.01.1995 |
64 | Танзания | 01.01.1995 |
65 | Уганда | 01.01.1995 |
66 | Уругвай | 01.01.1995 |
67 | Филиппины | 01.01.1995 |
68 | Финляндия | 01.01.1995 |
69 | Франция | 01.01.1995 |
70 | Чехия | 01.01.1995 |
71 | Чили | 01.01.1995 |
72 | Швеция | 01.01.1995 |
73 | Шри-Ланка | 01.01.1995 |
74 | ЮАР | 01.01.1995 |
75 | Республика Корея | 01.01.1995 |
76 | Япония | 01.01.1995 |
77 | Тринидад и Тобаго | 01.03.1995 |
78 | Зимбабве | 05.03.1995 |
79 | Доминиканская Республика | 09.03.1995 |
80 | Ямайка | 09.03.1995 |
81 | Турция | 26.03.1995 |
82 | Тунис | 29.03.1995 |
83 | Куба | 20.04.1995 |
84 | Израиль | 21.04.1995 |
85 | Колумбия | 30.04.1995 |
86 | Сальвадор | 07.05.1995 |
87 | Ботсвана | 31.05.1995 |
88 | Гвинея-Бисау | 31.05.1995 |
89 | Джибути | 31.05.1995 |
90 | Лесото | 31.05.1995 |
91 | Мавритания | 31.05.1995 |
92 | Малави | 31.05.1995 |
93 | Мали | 31.05.1995 |
94 | Мальдивы | 31.05.1995 |
95 | Того | 31.05.1995 |
96 | ЦАР | 31.05.1995 |
97 | Буркина-Фасо | 03.06.1995 |
98 | Египет | 30.06.1995 |
99 | Польша | 01.07.1995 |
100 | Швейцария | 01.07.1995 |
101 | Гватемала | 21.07.1995 |
102 | Бурунди | 23.07.1995 |
103 | Сьерра-Леоне | 23.07.1995 |
104 | Кипр | 30.07.1995 |
105 | Словения | 30.07.1995 |
106 | Мозамбик | 26.08.1995 |
107 | Лихтенштейн | 01.09.1995 |
108 | Никарагуа | 03.09.1995 |
109 | Боливия | 12.09.1995 |
110 | Гвинея | 25.10.1995 |
111 | Мадагаскар | 17.11.1995 |
112 | Камерун | 13.12.1995 |
113 | Катар | 13.01.1996 |
114 | Фиджи | 14.01.1996 |
115 | Эквадор | 21.01.1996 |
116 | Гаити | 30.01.1996 |
117 | Сент-Китс и Невис | 21.02.1996 |
118 | Бенин | 22.02.1996 |
119 | Гренада | 22.02.1996 |
120 | ОАЭ | 10.04.1996 |
121 | Руанда | 22.05.1996 |
122 | Папуа — Новая Гвинея | 09.06.1996 |
123 | Соломоновы Острова | 26.07.1996 |
124 | Чад | 19.10.1996 |
125 | Гамбия | 23.10.1996 |
126 | Ангола | 23.11.1996 |
127 | Болгария | 01.12.1996 |
128 | Нигер | 13.12.1996 |
129 | Демократическая Республика Конго | 01.01.1997 |
130 | Монголия | 29.01.1997 |
131 | Республика Конго | 07.03.1997 |
132 | Панама | 06.09.1997 |
133 | Киргизия | 20.12.1998 |
134 | Латвия | 10.02.1999 |
135 | Эстония | 13.11.1999 |
136 | Иордания | 11.04.2000 |
137 | Грузия | 14.06.2000 |
138 | Албания | 08.09.2000 |
139 | Оман | 09.11.2000 |
140 | Хорватия | 30.11.2000 |
141 | Литва | 31.05.2001 |
142 | Молдавия | 26.07.2001 |
143 | Китай | 11.12.2001 |
144 | Китайская Республика (частично признанное государство) | 01.01.2002 |
145 | Республика Армения | 05.02.2003 |
146 | Северная Македония | 04.04.2003 |
147 | Непал | 23.04.2004 |
148 | Камбоджа | 13.10.2004 |
149 | Саудовская Аравия | 11.12.2005 |
150 | Вьетнам | 11.01.2007 |
151 | Тонга | 27.07.2007 |
152 | Украина | 16.05.2008 |
153 | Кабо-Верде | 23.07.2008 |
154 | Черногория | 29.04.2012 |
155 | Самоа | 10.05.2012 |
156 | Россия | 22.08.2012 |
157 | Вануату | 24.08.2012 |
158 | Лаос | 02.02.2013 |
159 | Таджикистан | 02.03.2013 |
160 | Йемен | 04.12.2013 |
161 | Сейшельские Острова | 26.04.2015 |
162 | Казахстан | 30.11.2015 |
163 | Либерия | 14.07.2016 |
164 | Афганистан | 29.07.2016 |
Повестка ВТО
«Главный вопрос в повестке такой международной организации (ВТО — прим. ТАСС) должен заключаться в том, что нужно понять отношение данной организации к тем торговым войнам и экономическим санкциям, которые страны стали применять достаточно широко, опираясь на принцип угрозы требованиям национальной безопасности, трактуя эти положения достаточно широко», — уверен Саламатов.
Он добавил, что как только страны поймут необходимость определенного отношения к этим санкциям и передачи части ответственности ВТО, перспективы будут более очевидны. По его мнению, пока они являются неочевидными.
«Существующая модель многосторонней торговой системы, скорее всего, серьезно изменится. Правила ВТО уже сейчас не всегда могут обслуживать новые направления торговли, например, цифровую, где товар физически не проходит через таможню», — отмечает Медведков.
Экономист также напомнил, что летом 2020 года в Нур-Султане пройдет очередная конференция министров стран — членов ВТО, от которой во многом зависит вектор развития многосторонней системы. «Каким он будет — узнаем через несколько месяцев. Но при любом раскладе ВТО сохранится, хотя бы потому, что никто пока не придумал ничего более рационального», — не сомневается эксперт.
По оценке Минэкономразвития, сейчас на повестке организации вопрос налаживания эффективной работы механизма по разрешению торговых споров, обеспечение своевременного и неукоснительного выполнения членами ВТО своих обязательств в организации, оптимизация работы регулярных рабочих органов ВТО, продвижение переговорных процессов на площадке организации.
Структура всемирной торговой организации
Министерская конференция собирает всех членов ВТО для принятия ключевых решений, участниками могут быть представители стран, входящих в организацию. Конференция проводится каждые два года и является высшим органом международного торгового института.
Далее в иерархической лестнице идет Генеральный совет, в обязанности которого входят текущая деятельность института.
Комитеты и советы на постоянной основе занимаются различными торговыми вопросами, администрированием, бюджетом организации, рассматриваются соглашения о присоединении стран, соблюдение норм ВТО.
Секретариат ВТО – вспомогательная структура организации. Данное подразделение не принимает никаких решений, оказывает только техническую поддержку всем структурам ВТО в текущей деятельности и разъясняет положения организации СМИ.
Список стран ВТО включает в себя 164 члена торговой организации. Позднее всех присоединился к ВТО Афганистан в июле 2016 года. Иран, Ирак, Беларусь, Сербия, Египет — в стадии переговоров на вступление.
Карта стран-членов ВТО
Процесс выхода из ВТО юридически не оформлен, нет четкой процедуры. Ни одна из стран за всю история организации не покинула её. В первую очередь, опасаясь санкций со стороны участников соглашений, то есть дискриминационных действий в двусторонней торговле.
Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:
«Вопрос о последствиях присоединения России к ВТО невозможно рассматривать вне вопроса о нынешнем состоянии экономики России. Это состояние, как мы знаем, довольно тяжелое.
Когда Россия присоединялась к ВТО, у переговорной делегации было ощущение, что вот-вот начнутся серьезные экономические реформы, а прежняя экономическая модель, основанная главным образом на эксплуатации природных ресурсов, себя изжила. Для экспорта нефти и газа не нужно быть членом ВТО.
После кризиса 2008-2009 годов у нас было самое серьезное падение внешнеторгового оборота среди стран двадцатки. Потребление углеводородов в мире уменьшилось, и мы очень сильно просели в экспорте.
Тогдашняя глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала, что если мы хотим иметь положительное сальдо торгового баланса, нам нужно производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.
То есть нужно изменение модели экономики, развитие хайтека. Только в таком случае можно было получить выгоду от членства в ВТО. Тогда говорили, что значительные позитивные последствия для экспорта можно будет ощутить уже через 7-10 лет после вступления. Но пока, к сожалению, этого эффекта мы даже не предвидим.
Пока мы ощутили лишь небольшие выгоды. В частности, от исчезновения ограничений для отдельных статей экспорта (например, стали или транспортных услуг) на внешних рынках: в Евросоюзе, в Китае, в США. Но основной эффект ощущается, когда страна начинает экспортировать и осваивать новые рынки.
Также мы стали участвовать в многосторонних переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО. На последних министерских конференциях — на Бали в 2013 году и в Найроби в 2015 году — мы вели себя достаточно продуктивно и способствовали достижению компромисса между участниками.
О негативных последствиях присоединения к организации вряд ли можно говорить, поскольку все причины нынешнего состояния экономики России находятся внутри, и ВТО не оказывает никакого эффекта.
Торговые споры с Россией, которые были начаты после вступления, — это обычный рабочий процесс для членов ВТО. Одновременно идут десятки споров между ЕС и Соединенными Штатами на миллиарды долларов: например, по гражданскому авиапрому. Это обычная рутинная вещь, никакой политики здесь нет».
История ВТО[править | править код]
Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.
Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.
Плюсы и минусы членства России в ВТО
Некоторые эксперты полагают, что, вступив в ВТО, Россия улучшила условия доступа для своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции. Кроме того, согласно требованиям ВТО, процесс законотворчества в стране стал более транспарентным, деловые круги получили возможность участвовать в формировании бизнес-среды, отечественные производители теперь могут открывать новые рынки.
С другой стороны, страна теперь не может активно защищать внутреннего производителя с помощью пошлин и других дискриминационных мер по отношению к импортным поставкам. Ряд экономистов утверждает, что от снижения ввозных пошлин пострадали легкая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство. В частности, по данным Национальной мясной ассоциации, в 2013 г. из-за большого количества импортного мяса снизились цены на отечественную свинину, что повлекло спад цены и на продукты птицеводческой отрасли. В результате в оптовом секторе цены уменьшились на 25-30%.
Указывается, что на тот период все аграрные хозяйства несли убытки. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, восстановить сельскохозяйственное производство в РФ удалось с помощью контрсанкций, которые Россия ввела в августе 2014 г.
Задачи ВТО.
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Александр Кнобель, научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС
«Последствия от вступления в ВТО — минимальные: ни большого плюса, ни большого минуса. Само по себе присоединение не сильно меняло обязательства России, которые она и так на себя взяла.
Подготовка к ВТО растянулась на 20 лет и уже подразумевала большое количество изменений в торговой политике. При непосредственном присоединении они были частично дополнены. Поэтому никаких значительных эффектов от этого ожидать было нельзя, хотя в целом эффект положительный. Его можно оценить в несколько десятых долей процентного пункта ВВП.
В условиях санкций ВТО стало ограничением для партнеров по введению более значительных защитных мер, поскольку теперь Россия может оспаривать меры, явно противоречащие нормам организации. Если бы Россия не была членом ВТО, то торговых ограничений было бы, на мой взгляд, намного больше.
Санкции западных стран и контрсанкции России сделаны с поправкой на статью генерального соглашения о тарифах и торговле, где говорится, что по соображениям национальной безопасности государства вправе вводить ограничения. Просто обычно этой статьей не злоупотребляют. Но в данном случае именно на нее ссылаются и Европа, и Россия, и никто эти санкции даже не оспаривает. То есть ВТО говорит, что если некоторые вещи вызваны политическими вопросами, то она в это дело не вмешивается».
Структура
Министерская конференция
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Затем были конференции в Дохе, 9–13 ноября 2001 года, Канкуне, 10–14 сентября 2003 года, Гонконге, 13–18 декабря 2005 года и Женеве, осенью 2009 года. Восьмая министерская конференция была проведена в Женеве, Швейцария, с 15 по 17 декабря 2011 года
Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории
Генеральный совет
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе послов и глав делегаций стран-участниц.
В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров.
Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне структуры ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, контролирующих соблюдение принципов ВТО и выполнение соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами следит за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо контроля выполнения соглашения ТРИПС, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около более 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор.
Секретариат ВТО не принимает решений, так как это функция самих государств-членов.
Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, осуществлять мониторинг и анализ мировой торговли, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, а также заниматься организацией проведения министерских конференций.
Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Правила присоединения к международному институту
Любая страна проходит шесть этапов на пути к членству в ВТО, которые различны по значению и временному интервалу.
Первый этап включается в себя анализ, изучение государствами-членами ВТО законодательной базы страны-претендента, её существующих торговых соглашений и условий ведения внешней экономической деятельности на соответствие требованиям организации. Данный мониторинг проводят рабочие группы ВТО.
Второй этап – самый важный – консультации с членами организации об условиях будущего соглашения. Чем больше стран в ВТО, тем тяжелее найти согласие в их рядах. А предоставляя выгоду одним, другие участники получают её автоматически.
Следующая стадия – это закрепление результатов, в достигнутых двустороннем переговорном процессе. Подписание соответствующих протоколов.
На четвертом и пятом этапах страна получает все права члена организации, снимаются дискриминационные аспекты. Также происходит оформление целого перечня документов: обязательства по торговле товарами и услугами, протокол о присоединении, обязательства привести национальное законодательства в соответствии с нормами ВТО.
Последний этап подразумевает ратификацию соглашение с ВТО национальными органами власти, при этом в соответствии с договором Уругвайского раунда.
Какое институциональное значение ВТО?
ВТО – это один международных институтов, наряду с МВФ, ООН, Всемирным банком, которые регулирует определенную сторону международных отношений. В частности в её функции входят:
- регулирование торговли, то есть предоставление утвержденных норм и правил по купле-продаже товаров и услуг на международных рынках;
- третейские права, которые подразумевают наличие возможностей разрешения споров между странами-членами в 4-х этапном судебном процессе. Данная функция гарантирует соблюдение членами ВТО её программных документов и основных договоров;
- аналитические обязанности. Организация постоянно мониторит ситуацию на мировых торговых площадках. На основе этого составляет аналитические отчеты, включающие в себя – объём мировой торговли, потоки товаров и услуг между основными регионами мира, структуру экспорта и импорта и другие параметры;
- законодательная инициатива. Торговля, как и экономика, — это не статическая единица, а постоянный динамический процесс. На базе проведенной аналитики эксперты ВТО предлагают различные поправки в нормативные акты.
Штаб-квартира ВТО в Женеве (Швейцария)
Ключевая цель ВТО – сделать торговлю в мире свободной от различных барьеров, будь то пошлин или нефинансовых мер. В достижении этой задачи организация добилась значительных успехов. За последние полвека тарифные ограничения сократились во много раз (с 30-40% до 3-5%). А также торговля в мире осуществляется по четким и всем понятным правилам. Плюс страны, не являющиеся членами ВТО, придерживаются норм этой организации.
Решения по искам
Первое решение в отношении России в суде ВТО было принято 12 августа 2016 г. Дело касалось иска, поданного Евросоюзом против России 31 октября 2014 г. с целью добиться отмены высоких пошлин на ввоз в Россию бумаги, холодильников и пальмового масла (пошлины ввела ЕЭК в январе-июле 2014 г.). Согласно постановлению арбитров ВТО, ввозные пошлины превышают суммы, определенные графиком их снижения, который Россия приняла при вступлении в организацию, «что затрудняет торговлю в важных секторах».
По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития, бывшего главы российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максима Медведкова, «Россия никогда не отрицала, что по техническим причинам импортные пошлины на некоторые товары отличались от определенных в ее тарифных обязательствах». В ходе разбирательства пошлины на часть указанных товаров были полностью приведены в соответствие с обязательствами, таким образом, экономического эффекта решение суда иметь не будет.
19 августа 2016 г. было вынесено решение относительно иска Евросоюза от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). Арбитры ВТО заявили, что Россия не запросила у ЕС дополнительную информацию и не пересмотрела введенный запрет «в разумные сроки». Указывается, что ЕС доказал наличие на его территории зон, свободных от АЧС. Исходя из этого, суд признал запрет, введенный Россией, несоответствующим соглашениям ВТО. При этом не было поддержано обвинение России в непрозрачности ее мер.
Итоги первого года России в ВТО
В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % — обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что «с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет».
«Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными «тяжеловесами» в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось», — говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % — иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.