Несчастливые три семёрки. проект тяжелого танка объект 777. ссср

Компоновочная схема и бронирование

В отличие от двух других моделей, которые разрабатывались параллельно конструкторами ленинградского тракторного завода на основе уже имеющейся техники, «Объект 770» создавался с нуля. Все узлы и основные агрегаты были запроектированы и применены на практики впервые.

Экспериментальный тяжелый танк «Объект 770» имел классическую компоновку. Три из четырех членов экипажа размешались в боевом отделении. Нововведением стал корпус – впервые было принято решение сделать его цельнолитым.


оо

Такой же принцип был положен в основу бронирования лобовой части. Башню было решено сделать также цельнолитой. Она имела попеременную толщину стенок. Лобовая часть башни утолщалась до 290 мм и имела угол наклона в 30о. Место стыка башни с корпусом защищалось.

Описание конструкции танка «Объект 279»

Танк «Объект 279» имел классическую схему общей компоновки с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и во вращающейся башне, установленной сверху, боевого отделения и в кормовой части корпуса моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённика пушки; механик-водитель в носовой части корпуса по оси симметрии танка; наводчик орудия – в башне слева от пушки; заряжающий – в башне справа от казённика пушки.

Корпус танка сваривался из крупных литых деталей. Лобовая деталь корпуса имела закруглённую форму с установленным по периметру несъёмным противокоммулятивным экраном из листовой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину бронирования 265-93 мм при угле наклона к вертикали 75°-45°. Нижняя лобовая деталь корпуса имела толщину бронирования 258-121 мм при угле наклона к вертикали 45°-70°. Толщина наклонных бортов корпуса составляла 182-100 мм при углах наклона к вертикали 45°-65°. Борта корпуса дополнительно прикрывались противокоммулятивными экранами плоской формы.

Цельнолитая башня сферической формы имела толщину бронирования лобовой детали и бортов 305-217 мм при углах наклона к вертикали 30°-50°. Корма башни имела толщину 120 мм. Стык башни и корпуса защищён за счёт заглублённого размещения погона башни в крыше корпуса танка.

Основное вооружение танка состояло из одной стабилизированной в двух плоскостях 130-мм нарезной танковой пушки М-65 с дульным тормозом и эжекционным устройством и одного, размещённого справа от пушки, 14,5-мм спаренного пулемёта КПВТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовались стереоскопический оптический прицел-дальномер ТПДС-36А (на танке «образец №3» – прицел-дальномер ТПД-2С со стабилизацией головного зеркала в вертикальной плоскости) и ночной инфракрасный прицел ТПН1. Стабилизацию вооружения в двух плоскостях обеспечивал электрогидравлический стабилизатор танкового вооружения «Гроза». Для целеуказания применялись приборы наблюдения командира танка: оптический ТПКУ или ночной инфракрасный ТКН-1 «Узор» и привод командирского целеуказания в горизонтальной плоскости ПЦГ. Боекомплект танка составлял 40 выстрелов раздельного заряжания (13 выстрелов – в транспортёрах механизма заряжания) для пушки и 800 патронов к пулемёту.

В силовой установке танка использовался шестнадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель 2ДГ-8М с приводным центробежным компрессором, горизонтально опозитным расположением цилиндров и жидкостной эжекционной системой охлаждения, мощностью 1000 л.с. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия танка включала в себя: двухреакторную комплексную гидропередачу ГТК-III, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы (три передачи – вперёд, одна – назад), два двухступенчатых планетарных механизма поворота, две комбинированные бортовые передачи.

Ходовая часть танка состояла из четырёх гусеничных движетелей, смонтированных на двадцати четырёх узлах подвески, расположенных на двух балках на днище корпуса. Один гусеничный движетель состоял из: одного цельнолитого односкатного направляющего колеса с червячным механизмом натяжения гусеницы, шести цельнолитых однодисковых опорных катков с индивидуальной нерегулируемой гидравлической подвеской в балансирах опорных катков (на танке «образец №3» была установлена регулируемая пневматическая подвеска), одного двухскатного ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления, одной мелкозвенчатой гусеницы с закрытым металлическим шарниром, состоявшей из 81 трака шириной 580 мм.

Танк был оснащён специальными системами:

– для защиты экипажа и агрегатов танка – противоатомной защитой ПАЗ;
– для тушения возгораний в забронированном объёме танка – универсальное автоматическое противопожарное оборудование УА ППО «Роса»;
– для создания дымовой завесы – термодымовая аппаратура;
– для преодоления водной преграды по дну – оборудование для подводного вождения.

Для внешней связи танк оснащался ультракоротковолновой радиостанцией Р-113 «Гранат», для внутренней связи – танковое переговорное устройство Р-120 на пять абонентов.

Подписывайтесь на

Конструкция

Спроектированный коллективом Челябинского завода во главе с Павлом Исаковым, танк имел классическую компоновку с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отсека. Корпус представлял собой цельную отливку – со времён войны качество литья выросло, а применение литой брони позволяло исключить уязвимые сварные швы и легко менять толщину корпуса.

Максимальная толщина брони в верхней части лба «объекта 770» достигала 138 мм, в нижней – 187 мм. Для пробития лобовой брони корпуса снаряду надо было преодолеть эквивалент 250-270 мм стали. Нижняя – вертикальная — часть борта имела толщину в 105 мм, верхняя – заваленная наружу под углом 67⁰ – 86 мм.

Цельнолитой выполнялась и башня танка – в лобовой проекции её толщина колебалась от 260 мм в нижней части до 90 мм – в верхней. Эквивалент защиты при этом изменялся от 300 (внизу) до 260 мм (у верха башни).

Лобовая часть его корпуса при этом имела округлые очертания, придававшие сходство с американским М48 (тоже с цельнолитым корпусом).

Механик-водитель сидел в носу корпуса по центру обитаемого отделения, остальной экипаж находился в башне. Наводчик и командир сидели друг за другом в левой половине башни, а заряжающий находился в правой части. Подобное решение было типичным для советских танков того времени.

Как и прочие танки, создававшиеся в рамках конкурса, «объект 770» вооружили нарезной пушкой М-65 калибра 130 мм. Она имела двухплоскостной стабилизатор, для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора. Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.

Заряжание – раздельное, полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов, была механизирована – устройство включало в себя транспортёр и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря её использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемёта использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.

В отличие от предыдущих тяжёлых танков СССР, «770» получил не продольно, а поперечно установленный двигатель. Использовать решили 2-рядный 10-цилиндровый дизель марки ДТН-10. Именно 2-рядный, а не V-образный – в едином блоке параллельно устанавливались два коленчатых вала.

Оба коленвала через общий редуктор передавали крутящий момент на гидромеханическую трансмиссию. Первая, пониженная передача была механической, работавшей от параллельного потока мощности. За счёт этого танк можно было запускать буксировкой и производить торможение двигателем. Механизмы поворота и бортовые редукторы – планетарные.

Управлялся «770» не рычагами, а штурвалом. При включённой нейтральной передаче танк разворачивался на месте, вращая гусеницы в разных направлениях.

«Объект 770» имел гидропневматическую подвеску, которая не позволяла изменять клиренс, но, тем не менее, обеспечивала высокую плавность хода. Ходовая часть танка включала в себя по 6 (с каждой стороны корпуса) крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией.

В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счёт впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.

Главные технические параметры

Сравним танк «объект 770» с его главным соперником по конкурсу – ленинградским «277».

По основным характеристикам прототипы были почти идентичны. «Объект 770» отличался лёгкостью в управлении, благодаря штурвалу с сервоприводами и автоматической трансмиссии. Применение цельнолитых корпуса и башни должно было упростить сборку машин и уменьшить трату броневой стали. С другой стороны, на стороне ленинградского прототипа была преемственность с Т-10, которая могла облегчить освоение в производстве.

На испытаниях двухрядный дизель продемонстрировал возникновение опасных крутильных колебаний. Чтобы устранить этот недостаток, предполагали изменить порядок работы цилиндров мотора, а на время работ вообще заменить двигатель. Сделать этого не успели по причине остановки работ по тяжёлым танкам.

Он сочетал в себе удачную конструкцию корпуса и башни, высокие маневренность и плавность хода. Возможно, если бы «770» приняли на вооружение – гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска вызвали бы сложности с освоением.

Узнать этого уже не удастся – «объект 770» остался в единственном экземпляре, который ныне хранится в Кубинке. А от рычагов управления бортовыми фрикционами отечественное танкостроение смогло отказаться только на Т-90МС.

Общее описание

История

Разработка танка «Объект 775» велась два года — с 1962 по 1964, под руководством Павла Павловича Исакова. Постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1963 года были начаты работы по созданию двух ракетных комплексов «Астра» и «Рубин», лучший из которых должен был использоваться в «Объекте 775». Решением секции НТС Государственного комитета по оборонной технике от 1 марта 1964 года из двух комплексов выбрали «Рубин», а работы по «Астре» прекратили. Таким образом, для «Объекта 775» использовался именно «Рубин»

Вооружение

В отличие от других ракетных танков («Объект 287», ИТ-1), «Объект 775» имел полноценную башню из литой стали, которая была оснащена 125-мм нарезной пусковой ракетной установкой, которая могла стрелять как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами.

Основным оружием танка являлось 125-мм орудие-пусковая установка Д-126, из которого можно было вести стрельбу управляемыми ракетами ПТРК «Рубин» и неуправляемыми активно-реактивными снарядами «Бур» с осколочно-фугасной боевой частью. Орудие-пусковая установка Д-126, разработанное ОКБ-9 УЗТМ, представляло собой безоткатную систему с нарезным стволом

Управляемая ракета «Рубин» калибром 125 мм и длиной 1505 мм имела кумулятивную боевую часть, которая пробивала вертикально расположенную стальную броню толщиной 500 мм. Ракета наводилась на цель с помощью полуавтоматической системы по радиокомандам. Скорострельность ПТРК «Рубин» составляла 4-5 выстр./мин, максимальная дальность стрельбы — 4000 м, а максимальная скорость полета ракеты -550 м/с. Дальность стрельбы снарядом «Бур» составляла 9000 м, дальность прямого выстрела — 750 м, скорострельность -8-10 выстр./мин.

Пусковая ракетная установка «Д-126» имела 32 нареза на внутренней части ствола и была создана в ОКБ-9 специально для «Объекта 775». Она имела полуавтоматический механизм заряжания и дистанционно управлялась командиром-оператором. Д-126 была стабилизирована в двух плоскостях стабилизатором 2Э16.

Экипаж

Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира-оператора вооружения. Они размещались в башне танка в изолированной кабине из полиэтилена. Место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Данная система представляла собой вращающуюся башенку, которая была помещена внутрь основной башни и когда танковая башня вращалась в одну сторону, то башенка механика-водителя вращалась в противоположную. В башенке, которая находилась в правой части башни и крепилась на шариковой опоре, находилось сиденье механика-водителя, приборы обзора и управления. Таким образом, механик-водитель и его смотровой прибор постоянно оставались направленными вперёд движения базы танка, вдоль продольной оси корпуса, чем обеспечивалось непрерывное наблюдение за дорогой. Благодаря такому размещению экипажа в танковой башне, а не в корпусе под башней, общую высоту танка удалось снизить до 1740 мм.

Двигательная установка

На «Объекте 775» применялась гидропневматическая подвеска вместо широко используемой торсионной. Она имела дозирующее (ступенчатое) устройство, которое позволяло изменять дорожный просвет танка.

Дизельная силовая установка и трансмиссия «Объекта 775» были заимствованы у танка Т-64 и подверглись небольшим изменениям. Также были позаимствованы эжекционная система охлаждения, силовая передача с двумя побортными семи-скоростными коробками, опорные катки с внутренней амортизацией, направляющие колеса и гусеница с резинометаллическими шарнирами.

Танк «Объект 775» имел малую общую высоту, которая была достигнута специфическим расположением экипажа, отсутствию противооткатных устройств и компактному затвору. Малая высота в сочетании со сравнительно небольшими размерами позволили усилить бронезащиту «Объекта 775» по сравнению с пушечными танками той же массы. Для ослабления воздействия на экипаж ионизирующего излучения в случае ядерного взрыва были применены пластмассовые подбои. Дополнительно, экипаж располагал комплектом противоатомной и противопожарной защиты.

Двигатель и трансмиссия

Разработкой силовой установки на «Объект 770» (танк) занимался коллектив конструкторов под руководством Чудакова. Им, в качестве исходного образца, было предложено использовать дизельный двигатель В-10. В результате на свет появился четырехтактный 10-ти цилиндровый агрегат ДТН-10 с двурядной компоновочной схемой.

Цилиндры располагались вертикально. Мотор имел водяную систему охлаждения и надув от компрессора, а располагался в передней части танка, перпендикулярно продольной оси. Мощность установки при 2500 тыс. оборотов в минуту в ходе испытания составила тысячу лошадиных сил.

Конструкция

Спроектированный коллективом Челябинского завода во главе с Павлом Исаковым, танк имел классическую компоновку с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отсека. Корпус представлял собой цельную отливку – со времён войны качество литья выросло, а применение литой брони позволяло исключить уязвимые сварные швы и легко менять толщину корпуса.

Максимальная толщина брони в верхней части лба «объекта 770» достигала 138 мм, в нижней – 187 мм. Для пробития лобовой брони корпуса снаряду надо было преодолеть эквивалент 250-270 мм стали. Нижняя – вертикальная — часть борта имела толщину в 105 мм, верхняя – заваленная наружу под углом 67⁰ – 86 мм.

Цельнолитой выполнялась и башня танка – в лобовой проекции её толщина колебалась от 260 мм в нижней части до 90 мм – в верхней. Эквивалент защиты при этом изменялся от 300 (внизу) до 260 мм (у верха башни).

Лобовая часть его корпуса при этом имела округлые очертания, придававшие сходство с американским М48 (тоже с цельнолитым корпусом).

Механик-водитель сидел в носу корпуса по центру обитаемого отделения, остальной экипаж находился в башне. Наводчик и командир сидели друг за другом в левой половине башни, а заряжающий находился в правой части. Подобное решение было типичным для советских танков того времени.

Как и прочие танки, создававшиеся в рамках конкурса, «объект 770» вооружили нарезной пушкой М-65 калибра 130 мм. Она имела двухплоскостной стабилизатор, для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора. Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.

Заряжание – раздельное, полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов, была механизирована – устройство включало в себя транспортёр и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря её использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемёта использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.

В отличие от предыдущих тяжёлых танков СССР, «770» получил не продольно, а поперечно установленный двигатель. Использовать решили 2-рядный 10-цилиндровый дизель марки ДТН-10. Именно 2-рядный, а не V-образный – в едином блоке параллельно устанавливались два коленчатых вала.

Оба коленвала через общий редуктор передавали крутящий момент на гидромеханическую трансмиссию. Первая, пониженная передача была механической, работавшей от параллельного потока мощности. За счёт этого танк можно было запускать буксировкой и производить торможение двигателем. Механизмы поворота и бортовые редукторы – планетарные.

Управлялся «770» не рычагами, а штурвалом. При включённой нейтральной передаче танк разворачивался на месте, вращая гусеницы в разных направлениях.

«Объект 770» имел гидропневматическую подвеску, которая не позволяла изменять клиренс, но, тем не менее, обеспечивала высокую плавность хода. Ходовая часть танка включала в себя по 6 (с каждой стороны корпуса) крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией.

В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счёт впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.

История создания

Идея создания боевой машины нового класса возникала с 1957 года, ещё тогда было замечено, что ЗСУ-57-2 эффективно может работать по наземным целям при «зачистке улиц». Позднее при ведении боевых действий в Афганистане, показала свою эффективность боевая машина пехоты БМП-2, а дополняла её зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, огонь которой эффективно подавлял открыто расположенную живую силу противника, а также лёгкие укрытия. Таким образом возникла идея создания машины, сочетавшей бы в себе бронирование танка, возможности перевозить личный состав как боевая машина пехоты, а также иметь эффективное вооружение для действий против живой силы, как у зенитной самоходной установки. В 1984 году Военной академией бронетанковых войск были представлены первые чертежи будущей боевой машины. В чертежах были представлены различные компоновочные варианты, однако все машины базировались на шасси танка Т-72. В то же время ЦНИИ «Точного машиностроения» создавал подобную машину на базе лёгкого танка «Объект 934», однако работы дальше опытного образца не продвинулись. После совещания, проведённого в 1985 году, по решению главнокомандующего сухопутными войсками СССР В. И. Петрова разработка БМПТ была включена в план НИОКР на —1990 годы.

Разработка нового типа машины была поручена конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода. Работами руководил главный конструктор В. Л. Вершинский. Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781», однако наступил 1991 год и с развалом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены.

Последние изменения

17.08.2020

Завершено рассмотрение судебного дела
№А65-3879/2020 от 19.02.2020 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли иного лица, сумма исковых требований 2 696 148 792 468 руб.

13.08.2020

Завершено рассмотрение судебного дела
№А65-3879/2020 от 19.02.2020 в
первой
инстанции.
Организация
в роли иного лица, сумма исковых требований 2 696 148 792 468 руб.

12.08.2020

Начато рассмотрение судебного дела
№А65-3879/2020 от 19.02.2020 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли иного лица, сумма исковых требований 2 696 148 792 468 руб.

05.08.2020

Новое судебное дело
№А65-18132/2020 от 05.08.2020 в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.

30.07.2020

Завершено исполнительное производство
№ 34485/20/16057-ИП от 08.07.2020

29.07.2020

Завершено рассмотрение судебного дела
№А40-307199/2019 от 21.11.2019 в
первой
инстанции.
Организация
в роли истца, сумма исковых требований 319 564 343 439 руб.

28.07.2020

Начато рассмотрение судебного дела
№А65-1629/2020 от 28.01.2020 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.

14.07.2020

Начато рассмотрение судебного дела
№А65-3879/2020 от 19.02.2020 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли иного лица, сумма исковых требований 2 696 148 792 468 руб.

Испытания и выводы

На испытаниях «Объекта 775» выявились его хорошие подвижность и проходимость, незаметность и меньшая степень уязвимости благодаря низкому силуэту и изменяемому клиренсу. Это дало толчок к разработке новой ветви бронетехники — «истребителей танков», отличающихся небольшой высотой и габаритами, но достаточно мощным вооружением.

Сам же ракетный танк «Объект 775» не был принят на вооружение из-за сложности устройства и низкой надежности системы наведения управляемых ракет, а также из-за плохой видимости экипажем поля боя.

В связи с тем, что «Объект 775» не был принят на вооружение, прорабатывался вариант установки «Рубина» в танк Т-64 («Объект 432»). Но при этом выяснилось, что размещение аппаратуры управления «Рубина», занимавшей объём 200 дм³ при весе в 180 кг, было очень затруднительно и невыгодно. Кроме того, управляемая ракета длиной около 1,5 м также требовала модернизации компоновки Т-64. Поэтому установку «Рубина» в Т-64 сочли нецелесообразной, и работы по теме были закрыты.

На базе «Объекта 775» был разработан танк «Объект 780», экипаж которого состоял из трёх человек, размещавшихся в башне, причём место механика-водителя аналогично стабилизировалось вдоль направления движения базы танка. 125-мм нарезная установка могла стрелять как танковыми управляемыми реактивными снарядами, так и артиллерийскими снарядами обычного типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector