Таинственный остров

Климат

Климат острова океанический с прохладным летом и относительно мягкой зимой. Самый тёплый месяц — август (co ср. т. +10,9 °C), самый холодный — февраль (—6,3 °C). Остров характеризуется минимальным для всех Курил показателем вегетационной теплообеспеченности: сумма активных среднесуточных температур выше +10 °C составляет здесь лишь 406 °C, то есть в среднем чуть более 40 суток вегетации. К тихоокеанским берегам подходит холодное Курильское течение. Среднегодовое количество осадков значительно (1 000 мм и более), высока облачность, повышена влажность воздуха (85 %), туманность наблюдается до 205 дней в году, характерен и довольно жесткий ветровой режим, из-за которого на острове невозможно формирование высокоствольных лесов. На острове ранее действовала метеостанция, находившаяся в низине, где климат холоднее за счёт выносов туманов с моря. На высотах от 100 до 300 м выше уровня моря климатические условия более благоприятны для животных, растений и человека вследствие большей инсоляции, меньшей туманности и меньшей интенсивности холодной тяги с моря.

  • Среднегодовая температура воздуха — 2,6 °C
  • Относительная влажность воздуха — 84,2 %
  • Средняя скорость ветра — 5,7 м/с
Среднесуточная температура воздуха на острове по данным NASA
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
−4,5 °C −4,3 °C −2,8 °C 0,1 °C 2,7 °C 5,4 °C 8,6 °C 10,9 °C 9,4 °C 6,1 °C 1,3 °C −2,2 °C 2,6 °C

Что сохранилось?

На самом острове сохранилась взлётно-посадочная полоса, бетонная, но поросшая уже травой, тем не менее, частично пригодная для использования по прямому назначению после некоторой реконструкции, а также остатки аэродромной инфраструктуры, включая полуразрушенную диспетчерскую вышку. Японцы готовились к обороне серьёзно, они построили подземные бетонные бункеры, а среди сопок можно найти лёгкие танки, отличающиеся клёпаными соединениями, не характерными для более совершенной советской бронетанковой техники. Всё это очень интересно для историков, находки ценные, а по нынешним рыночным временам любой их этих артефактов стоит немалых денег и заслуживает своего места в музеях. Вся гряда, включая Матуа, стала советской после капитуляции Японии.

Самые популярные места немецкого города Кобленц: канатная дорога Кобленц

«Восстание против человека»: Роскачество не советует устанавливать «Умный дом»

Почему после неприятного разговора нужно мыть руки? Советы моей бабушки

Аргумент в территориальных дебатах

Примерно в то же время, когда на острове Матуа проводились работы по предварительной оценке состояния инфраструктуры и планированию дальнейших действий, в Сочи приезжал японский премьер-министра Синдзо Абэ. С Президентом РФ он, в числе других вопросов, обсуждал и проблему «Северных территорий», возврата которых Токио безуспешно добивается практически все послевоенные десятилетия. В частности, премьер выразил желание проявить «новый подход». Непосредственного отношения к территориальному спору российская активность на Матуа не имеет, так как в число островов, на которые Япония заявляет претензии, он не входит. Однако новая база Тихоокеанского флота существенно изменит стратегическую обстановку в регионе, и какие-либо намёки на возможность силового решения вопроса теперь будут производить куда меньшее впечатление. А баланс морских сил сейчас далеко не в пользу России, если учитывать суммарную мощь Японии и базирующихся на Окинаве кораблей США.

Истратил 20 000 £ на ботокс и пластические операции: зато на дом и еду денег нет

РЖД восстановит 35 курортных направлений: поезда совершат больше тысячи рейсов

Взяла детскую кроватку и сделала из нее садовую скамью: соседка оценила

Что за остров?

Матуа занимает примерно серединное место в Курильской гряде, он расположен северо-восточнее о. Асшуа и юго-западнее Шиашкотана. Остров имеет вулканическое происхождение и увенчан живописной вершиной, возможно, не столь величественной, как Фудзияма, но тоже красивой. В середине мая здесь высадилась картографическая совместная экспедиция, снаряжённая Министерством обороны и Русским географическом обществом, она прибыла на шести судах и насчитывает две сотни участников. Об этом событии сообщила пресс-служба Восточного военного округа. Началось обследование акватории бухт, заливов и морского дна. То, что команда водолазов выполняла работы по определению пригодности рельефа для судоходства, не вызывало сомнения, однако попутно были сделаны многие очень интересные находки, относящиеся к относительно недавнему историческому прошлому.

Бабушкин сундук пылился в углу: сделала из него кофейный столик (фото)

«Как модель с обложки»: новые фото дочери Олега Табакова и Марины Зудиной

Делаю особый грунт, и мой шпинат отлично растет в мешочках

Остров тысячи глаз

Матуа стал японским в XIX веке. В 1855 году по Симодскому договору Россия отдала восточному соседу южные острова Курильского архипелага в обмен на право владения Сахалином. В 1875 году был заключен Петербургский договор, по нему Япония получила уже все Курильские острова. Это гряда, которая состоит из 56 крупных и средних островов. Матуа в ней считается срединным; по описанию известных российских путешественников Василия Головнина и Петра Рикорда, это седьмой остров.

С исторической точки зрения у острова оказалось очень удобное стратегическое расположение. Матуа контролирует выходы в Охотское море и Тихий океан. В августе 1945 года в результате Курильской десантной операции были оккупированы все острова. На Матуа располагался 41-й смешанный пехотный полк. Когда историки стали изучать документы, то обнаружили расшифровку допроса командующего северной группировкой войск Японии, державшей острова Шумшу и Парамушир, генерала Цуцуми Фусаки. Он рассказал, что остров не подчинялся его группировке, а напрямую выходил на ставку на Хоккайдо.

Матуа хорошо снабжался и был прекрасно укреплен. В книге Чарльза Локвуда «Топи их всех» о подводном флоте американцев есть такие слова: «Когда мы проходили мимо острова Матуа, нам казалось, что тысячи глаз следят за нами». Там же погибла американская подлодка «Херинг SS-33». Она потопила два японских транспортных судна, всплыла и двумя выстрелами в рубку с Матуа также была потоплена. Ее обнаружили на дне только в прошлом году.

После японцев на остров пришли советские войска, там была первая погранзастава на всех Курилах. Активное изучение острова стало возможно только с 2003 года, поскольку за три года до этого погранотряд оттуда эвакуировали после пожара.

География и геология

Площадь — 52 км², длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км. Длина береговой линии достигает 30,3 км. На острове расположены нежилые населённые пункты Сарычево и Губановка, расположенные в более низменной юго-восточной части. У восточного берега, на расстоянии 1,3 км через пролив Двойной, расположен остров Топорковый (площадь около 1 км², максимальная высота 70 м). На острове находится действующий вулкан Сарычева высотой 1446 м. Сильные извержения здесь имели место в , , , и 2009 годах. Свой вклад в почвообразование острова также внесли извержения соседних островных вулканов Ушишир и Райкоке. 96 % площади острова занимают вулканические породы, пеплы и тефры постройки вулкана Сарычева, 4 % — морские аккумулятивные отложения, в том числе и цунамигенного характера. Особый тип почвы острова классифицирован российской экспедицией 2016 года как вулканическая-слоисто-перховая-гумусовая.

В юго-восточной части выделяется лишь сопка Круглая (124 м). В целом здесь доминирует равнина с высотами около 40-60 м выше у.м. На Матуа имеется небольшой ручей Хесупо с пригодной для питья водой, по берегам которого ранее селились айны. Якорная стоянка в бухте Двойная между мысом Клюв и мысом Юрлова. На юго-востоке расположена слабо выраженная бухта Айну. Отделён проливом Головнина от острова Райкоке, расположенного в 18 км севернее; проливом Надежды — от острова Расшуа, расположенного в 28 км юго-западнее. У юго-восточной окраины острова (мыс Юрлова) расположено много скал, островков (так называемые острова Мацува) и рифов. Значительное влияние на прибрежные ландшафты оказывали и оказывают цунами. Так Симуширское землетрясение 15 ноября 2006 года вызвало на острове цунами, высота заплеска которого местами достигала 20 м. Крупное извержение вулкана состоялось в июне 2009 года.

Японское присутствие или борьба за остров

Матуа до сих пор хранит множество секретов

Для начала важно упомянуть об идеальном расположении острова — посередине Курильской гряды. Так можно было контролировать огромные водные пространства, не пропуская корабли через пролив Крузенштерна

Сухопутная часть острова была защищена природным рельефом. Высокие берега, скалы, горные образования плюс вулкан Сарычева, — всё это лишь увеличивало неприступность территории. Однако на этом Япония не остановилась: ещё заранее остров был подготовлен к самой тяжёлой обороне по всем фронтам — с моря и суши. Для этого было построено множество фортификационных сооружений и коммуникаций.

Все оборонительные сооружения японцев

Среди оборонной системы Матуа следует отметить километры рвов, траншей, окопов, блиндажей, а также дотов и дзотов. Дотов здесь до сих пор много. Более того, китайские пленники работали в поте лица на японское командование, чтобы построить несколько особо крупных подземных убежищ и целый ряд подземных галерей, соединяющих все опорные пункты острова и множество дотов.

Не стоит забывать огромный для такого маленького островка аэродром с тремя взлётно-посадочными полосами и ангарами для самолётов. Кстати, там и сейчас валяются немецкие 200-литровые бочки с горючим, с маркировками Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. (топливо вермахта, 200 л). Удивительно, но многие из таких бочек ещё и не вскрытые, полные жидкости.

Надпись на бочке — топливо вермахта, 200 л

Честно сказать, под землёй японцы смогли скрыть тысячи своих объектов, многие из которых не найдены, а те, что известны, были найдены по случайности из-за вулканической активности и смещения слоёв земли. По-видимому, данные сооружения были не так важны для государства, поэтому их не сильно скрывали.

Этот остров нужен всем…

Ещё во время войны, когда Япония напала на Советский Союз в 1945 году, американцы выступали союзниками СССР. Однако США, как известно, всё всегда делали ради выгоды, поэтому и здесь всеми силами пытались заполучить остров Матуа. Почему? Неизвестно. Видимо, американская разведка смогла добыть сведения об объектах, находящихся на Матуа, и именно поэтому ВВС США угробили десятки самолётов во время бомбардировок аэродрома на острове. Также они потеряли несколько кораблей, которые были обстреляны или торпедированы.

Когда же Япония капитулировала, остров забрали себе советские войска, а от американского президента Трумэна пришло письмо Сталину с предложением выкупить остров. Однако «вождь народов» перефразировал предложение и ответил отказом, в свою очередь, продвигая договор об обмене острова Матуа на один из островов Алеутской гряды. На это сообщение президент США ничего не ответил, после чего подобных разговоров больше не поднималось.

Российский вертолёт на аэродроме острова Матуа (на фоне виден вулкан Сарычева)

Так зачем же всем нужен был этот злополучный островок суши посреди бескрайнего моря? На этот вопрос мы получим ответ из следующих сведений.

И крепость, и музей

— Чем Матуа так привлёк ваше внимание, — поинтересовался я у Евгения Верещаги?

— В первую очередь монументальными сооружениями, о существовании которых мы даже не подозревали. На острове, например, есть насыпная сопка — 130 метров высотой и полкилометра в диаметре. Когда-то это была естественная возвышенность, но японцы её облагородили и приспособили для своих нужд. Мы полагаем, что внутри холма оборудованы ангары или хранилища, но не можем туда добраться — все входы и выходы засыпаны многометровым слоем грунта. В сопку врезается узкокалейная железная дорога, по которой, судя по всему, в подземелье доставляли различные грузы.


Военные сооружения нарушают гармонию природы. Фото: АиФ / Владимир Хитров

На острове есть шикарный аэродром, построенный с учётом розы ветров. Самолёты могут взлетать и садиться на него при ветре любого направления. Ветераны-пограничники говорят, что раньше взлётные полосы отапливались термальной водой — то есть не замерзали даже зимой.


Взлётная полоса. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Уже в ходе первой экспедиции мы обнаружили массу интересных объектов: дороги, коммуникации, противотанковые рвы по 10–15 метров глубиной, шестиметровые доты. По нашим оценкам, Матуа был защищён значительно лучше, чем остров Шумшу, на котором шли активные боевые действия.

Статья по теме

Штирлиц с улицы Гагарина. Учитель с 50-летним стажем о власти и образовании

— Но, насколько я знаю, на Матуа японцы капитулировали практически без боя…

— Это действительно так. Причём, при капитуляции они сдали только автоматы, пулемёты и патроны. Выяснилось, что тяжёлого вооружения на острове нет.

Хотя я, например, не верю, чтобы в такой мощнейшей крепости, какой являлся Матуа, не было предусмотрено тяжёлых орудий. Зачем в таком случае там противотанковые рвы рыли? Не автоматами же императорский гарнизон намеревался от танков отбиваться. Если же орудия были, возникает вопрос: куда они подевались? Судя по всему, их либо вывезли, либо законсервировали. Я больше склоняюсь ко второй версии. Потому что на острове масса подземных объектов. Но входы в большинство из них – взорваны…

В годы войны на Матуа была непреступная крепость, а сейчас это уникальный музей под открытым небом.


Музей под открытым небом. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Что будет на новой базе?

Вероятно, здесь будет создан опорный пункт для дальней авиации. Основу этой части российских ВВС составляют высокоскоростные ракетоносцы Ту-22М3, способные преодолевать действие ПВО вероятных противников, но имеющие радиус действия недостаточный, чтобы их считать стратегическими бомбардировщиками. Разница расстояний между точками взлёта с Сахалина, например, и того же острова Матуа до ближайшей вероятной цели достигает тысячи километров, что может сыграть решающую роль в определении боевых возможностей российской морской авиации. Ту-22 вооружены крылатыми ракетами большого радиуса действия, и им нет нужды непосредственно приближаться к Западному побережью США, например, чтобы в случае развязывания войны иметь шанс нанести неприемлемый урон. С этим фактором придётся считаться.

Флора и фауна

Флора в целом носит бореально-альпийский характер и является типичной для Средне-Курильского флористического района. Уровень флористического богатства острова невысок из-за его удалённости от континента: здесь учтено лишь 160 видов высших сосудистых растений (для сравнения, на Кунашире их 1067, на Симушире — 271), что примерно на 50 видов меньше чем на соседнем о. Расшуа. Это минимальный показатель для всех Средних Курил.

Флора острова делится на два района — северный, испытывающий сильное влияние деструктивного вулканизма, и более спокойный южный. Во время мощного извержения 2009 года относительно нетронутой осталась лишь флора южной части острова. Испытывает на себе сильное влияние вулканических пеплопадов и цунами. Покрыт разного рода кустарниками и травами.

Особый интерес ботаники проявили к судьбе местного кедрового стланика, который то появлялся, то исчезал на острове. Камчатские казаки, посетившие остров в 1767 году указали на присутствие здесь в малом количестве кедрового стланика, который, видимо, исчез из-за мощных извержений вулкана. Японские работы, упоминающие флору острова, появились в конце XIX века. Но первым флору Матуа детально изучил японский ботаник М

Татеваки, который в 1928 году поднялся по восточному склону вулкана и уделил особое внимание отсутствию на острове кедрового стланика. Однако в мае 2010 года кедровый стланик был здесь обнаружен группой российских учёных-краеведов (Е. М. Верещагина и И. М. Витер) во время обследования японских военных укреплений

Куст размером 1,5×1,2 м и возрастом 10—15 лет произрастал на уклоне 10—15° на высоте 90 м выше у. м. в 1,3 км от берега моря. Повторно данную куртину исследовал также и С. Ю. Гришин в августе 2010 года.

В ложбинах — заросли кустарниковой ольхи, которые сплошным покровом поднимаются на высоту до 430 м выше у. м. Отдельные ольховники доходят до высоты 570 м выше у. м. Небольшую площадь занимают верещатники. Каменная береза не установлена. На острове втречаются мытник, брусника, анафалис жемчужный, шеломайник, шикша. Юго-восточную равнину занимают травянистые луга. Водятся мелкие грызуны. Самый крупный млекопитающий хищник острова — лисица. Лежбища сивучей. В окрестностях водится кольчатая нерпа. Гнездятся кайры, бакланы, чайки.

Из истории Матуа

Всю историю Курильской гряды можно условно поделить на 3 раздела:

  1. Ранний этап существования островов;
  2. Острова в период японского владения;
  3. Советский (российский) этап.

О первом разделе известно довольно много информации, то же самое можно сказать и про советский этап. После окончательного захвата Курил, СССР почти не уделял ни сил, ни времени на эти ничтожные куски земли. Ими никто не занимался, не обустраивал инфраструктуру, хотя бы ради рыболовного промысла.

Острова богаты, как морскими ресурсами, так и сухопутными (здесь много живности и редкой растительности). Нам оставалось только черпать и черпать все возможные ресурсы. Однако этого не было. А вот японцы во время своего условно поделённого этапа истории времени не теряли. Земли использовались во всех отношениях, но особенно с военной точки зрения. После военных здесь много чего осталось неизведанного, но о. Матуа лидирует среди всех по числу загадок.

Островок Матуа довольно мал по размерам – 6,5 км в ширину и 11 км в длину. Самая высока точка – вулкан Фуё или на русский манер — пик Сарычева (1485 метров).

Остров необитаем. Находясь в центре Курильских островов, он сильно удалён от крупных населённых пунктов – Сахалина, Камчатки и др. Здесь нет никакой связи с внешним миром, только море вокруг.

О. Матуа с высоты птичьего полёта

Самые первые упоминания об островке суши были найдены в записках Ивана Козыревского, исследовавшего самые северные острова Шумшу и Парамушире в 1711-1713 г.г. До начала XX века на Курилах проживали поселения айнов, однако, ближе ко Второй мировой войне японское командование ликвидировало поселения, а земли превратили в мощные укрепрайоны. Самый значительный из которых стал Мацуа-то (с японского Матуа).

Военный объект повышенной значимости

Этот небольшой остров, несмотря на скромные размеры, имеет важное стратегическое значение, и это понимали уже давно, причём не только в России. До Второй мировой войны и во время нее, когда Курильская гряда принадлежала Японии, здесь был создан крупный форпост, включающий пункты базирования субмарин, аэродром и наземные укрепления

Объекты неплохо сохранились, а в море аквалангисты обнаружили самолёт «Зеро», произведённый фирмой «Мицубиси», если судить по надписям на элементах конструкции (серийный № 1733), в 1942 году.

Легкий истребитель, очевидно, пытался долететь до базы, получив повреждения в боях с американскими ВВС, или был сбит советским пилотом после вступления СССР в войну на Тихом океане в 1945 году. Положение острова позволяет с воздуха контролировать весь довольно широкий вход в Охотское море, и тот, кто им владеет, может практически враз перекрыть навигацию в этом важнейшем для России районе Мирового океана. Это в императорской Японии понимали очень хорошо.

15 июня не стало Жанны Фриске. На ее могиле стоит красивая скульптура (фото)

Как появилось высказывание-«Бог помогает тем, кто помогает себе»

Из фото с Aerial 2020 мне больше понравилась «Кто же не любит езды на поезде?»

На Матуа в годы войны дислоцировался трёхтысячный гарнизон, обеспеченный всем необходимым для ведения длительной обороны. Боёв, однако, не было. Решительные и мощные действия Советской армии, разгромившей миллионную Квантунскую группировку на материке, и смелые десантные операции на других островах показали всю бессмысленность сопротивления. Японские войска с Матуа были выведены по приказу командования.

Ещё одна фигура на мировой шахматной доске

Стратеги рассматривают карту мира как большую шахматную доску, только правила игры сложнее

Не исключено, что база на острове Матуа станет ещё одной важной фигурой в этой бесконечной партии между сверхдержавами. Аэродром придется, конечно, перестраивать полностью, ведь Ту-22 это не «Зеро», требования к полосе совсем другие, нужен более толстый слой бетона, да и техническое оснащение должно быть на самом современном уровне

К тому же авиационная инфраструктура — это далеко ещё не всё, без порта объект существовать не сможет, как-то нужно осуществлять материальное снабжение. Однако, судя по общей обстановке в регионе, эти затраты оправданы. От них зависит безопасность страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector