Сила с моря: черноморцы получат новейшие фрегаты

Вооружение

Стандартное вооружение фрегата проекта 22350

Спектр боевых задач фрегатов разнообразен, из-за чего к его вооружению предъявляются особые требования. Корабль предназначен для дальних морских зон и должен уметь противодействовать любым угрозам как в одиночном плавании, так и в составе группы. С учетом данного аспекта вооружение судов проекта 22350 подразделяется на ракетное, артиллерийское, радиотехническое и противолодочное.

16 ПКР «Москит»

В передней части судна размещаются две установки вертикального пуска (УВП) под противокорабельные ракеты. Система рассчитана на одновременный запуск 16 снарядов. Допускается применение практически любых ракет серии «Калибр-НК». В основном акцент делается на противокорабельных ракетах «Москит». Допускается и применение гиперзвуковых боеприпасов 3М22 «Циркон», недавно принятых на вооружение.

ЗРК

Первоначальный вариант предусматривал установку зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) 3С90М, модифицированную версию «Урагана». Позже появилась информация об установках «Редут». ЗРК размещаются перед ракетными установками в носовой части. Предусмотрена возможность заряжать комплексы ракетами разной дальности для создания эшелонированного противодействия.

А-192

Артиллерийское орудие фрегата — А-192М калибром 130 мм. Дальность поражения — до 23 км, скорость — 30 выстрелов в минуту. Преимущество данного орудия в широком диапазоне углов обстрела — 170/80°. Применяемые боеприпасы позволяют вести эффективный огонь по наземным, надводным и воздушным целям. Система управления и наведения многоканальная.

Противолодочные комплексы «Медведка-2»

Противолодочная оборона фрегата представлена современными комплексами «Медведка-2». Их отличительная черта — запуск из вертикальных шахт, размещаемых в корпусе корабля. Обнаружение подводных лодок обеспечивается системой «Виньетка-М». Ее гидроакустика выявляет подлодки противника в радиусе 60 км.

Создания проекта 22350 и программа строительства

В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ — одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.

Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2020 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2020 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.

На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.

Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.

Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.

Последние новости за 2020-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.

Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.

Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2020 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.

Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.

Первые в серии

Планируется, что аналогично будут доработаны все фрегаты проекта 22350, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. Новые корабли этого типа станут строить с учетом опыта эксплуатации систем вооружения, жизнеобеспечения и управления на уже действующих боевых единицах.

В больших сериях первые корабли, как правило, отличаются от последующих. Подобная практика была распространена еще в советское время, сообщил бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Такая же ситуация и в других странах, где есть серьезные кораблестроительные программы, — объяснил он. — Серии строятся годами, а за это время накапливается опыт эксплуатации, появляются новое оборудование, материалы, системы связи и вооружения. Первый фрегат проекта — «Адмирал Горшков» — делали долго. Его заложили в 2006 году, а проектировать начали еще раньше. Отечественные оружейники и судостроители за это время успели сделать большой шаг вперед. Без внесения корректив тут было уже не обойтись. Корабли служат по 30–40 лет, и они должны отходить этот срок без серьезных переделок.

Доработка фрегатов не потребует пересмотра проекта, уверен Валентин Селиванов. Сейчас в конструкторских бюро закладывается резерв на проведение более масштабных работ.

Важно, что «Адмирал Горшков» активно эксплуатировался, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков. — Всё это время выявляли недочеты, — пояснил он

— Проверяли ходовые качества, работу систем вооружения и жизнеобеспечения, а также выявляли слабые места корабельных конструкций. На основании полученных данных последуют выводы

— Всё это время выявляли недочеты, — пояснил он. — Проверяли ходовые качества, работу систем вооружения и жизнеобеспечения, а также выявляли слабые места корабельных конструкций. На основании полученных данных последуют выводы.

Материала для анализа накопилось достаточно. В 2019 году фрегат совершил кругосветное плавание. В дальнем походе военные моряки пробыли 175 суток и прошли более 40 тыс. морских миль (около 74 тыс. км). Фрегат посетил порты Шри-Ланки, Китая, Эквадора, Кубы и других стран. Были пройдены Суэцкий и Панамский каналы, пересечены Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Такое плавание позволило испытать оборудование и системы вооружений в разных климатических зонах, отметил военный эксперт.

Кроме того, в феврале нынешнего года «Адмирал Горшков» первым из надводных кораблей отстрелялся из акватории Баренцева моря новейшими гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Известно, что боеприпас пролетел более 500 км и точно поразил наземную цель на одном из полигонов Северного Урала.

Примером доработки, исходя из современных требований, может служить модернизация больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Удалой». Изначально они строились для борьбы с субмаринами противника, что в итоге хорошо научились делать, но, к сожалению, не были способны нанести удар по морским и сухопутным целям. Помимо этого у них были слабые средства ПВО. За такую особенность на флоте их шутливо прозвали «голуби мира». Сейчас данный недостаток исправляют. Первым усилят БПК «Маршал Шапошников», который получит пусковые установки для крылатых ракет «Калибр», гиперзвуковых «Циркон» и комплексы ПВО С-400 «Редут».

Примечания

  1. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 19 июля 2020.
  2. Курочкин Д. В. «Хороший и большой заказ будущего…» // История корабля : альманах. — М., 2006. — Вып. 9, № 1. — С. 8—9.
  3. Кирилл Яблочкин. . tvzvezda.ru. Дата обращения 12 декабря 2017.
  4. .
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2015.
  6. . lemur59.ru. Дата обращения 9 июля 2020.
  7. . severnoe.com — Северное ПКБ. Дата обращения 9 июля 2020.
  8.  (рус.)  (неопр.) ? (недоступная ссылка). АО «Концерн «Моринсис-Агат». Дата обращения 18 сентября 2017.
  9. . militaryrussia.ru. Дата обращения 27 сентября 2017.
  10. Carlo Kopp.  (англ.). Air Power Australia (May 2009).
  11. .
  12. bmpd. . bmpd (18 марта 2019). Дата обращения 18 марта 2019.
  13. . ТАСС. Дата обращения 17 марта 2019.
  14. . ФлотПром. Дата обращения 17 июля 2020.

Построенные корабли

Головной фрегат проекта 22350 заложен 1 февраля 2006 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Это первый крупный надводный корабль, заложенный на верфях России с 1991 года. Фрегат спущен на воду 29 октября 2010 года, в ноябре 2014 года вышел на заводские испытания, предположительно вступит в строй в 2015 году.

В ноябре 2009 года был заложен первый серийный фрегат проекта 22350 – «Адмирал флота Касатонов», второй серийный корабль – «Адмирал Головко» – заложили 1 февраля 2012 года. Закладка третьего серийного фрегата – «Адмирал флота Советского Союза Исаков» – произведена 14 ноября 2013 года в день 101-й годовщины основания «Северной верфи».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Адмирал флота Советского Союза Горшков 921 “Северная верфь” 1 февраля 2006 года 29 октября 2010 года Головной корабль серии
Адмирал флота Касатонов 922 “Северная верфь” 26 ноября 2009 года 12 декабря 2014 года Первый серийный корабль
Адмирал Головко 923 “Северная верфь” 1 февраля 2012 года Второй серийный
Адмирал флота Советского Союза Исаков 924 “Северная верфь” 14 ноября 2013 года Третий серийный

Адмирал флота Советского Союза Горшков

Первый командир корабля — ?.

18 ноября 2014 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 впервые вышел из Кронштадта в Финский залив. для проведения заводских ходовых испытаний в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ.

В ходе проведения первого этапа ЗХИ будут проверяться ходовые показатели корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств. В частности, работа силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации, якорного устройства. Также будут проводиться скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. Помимо экипажа, на борту фрегата находятся более 200 специалистов различных подразделений завода-изготовителя, специалистов от промышленности, а также контрагентов.

Адмирал флота Касатонов

Первый командир корабля — ?.

12 декабря 2014 года корабль спущен на воду и находится у достроченной стенки ССЗ «Северная верфь»

Уничтожить любую цель

«Адмирал Касатонов» был построен на предприятии «Северная верфь» (Санкт-Петербург). Разработчиком проекта 22350 является Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ). Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» находится в строю Военно-морского флота РФ с 28 июля 2018 года. 

Полное водоизмещение фрегата проекта 22350 составляет 5,4 тыс. тонн, длина — 135 метров, ширина — 16 метров, осадка — 4,5 метра, максимальная скорость хода — 29 узлов, автономность плавания — 30 суток. Численность экипажа — 180—210 человек. 

  • Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» на генеральной репетиции парада ко Дню ВМФ в Кронштадте
  • РИА Новости

Кормовая надстройка фрегатов проекта выполнена с использованием композиционных материалов — поливинилхлорида и углеродного волокна. Такой состав вкупе с «гладкой» архитектурой корабля позволяет существенно уменьшить радиолокационную заметность.

«При проектировании корабля широко внедрялись элементы технологии Stealth, обеспечивающей снижение уровня физических полей и, соответственно, заметность корабля в соответствующих диапазонах», — говорится в материалах СПКБ.

Корабль проекта 22350 вооружён крылатыми ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (боезапас — до 16 единиц), 130-мм артиллерийским орудием А-192М «Армат», противолодочным комплексом 91Р2, малогабаритной противоторпедной системой «Пакет-НК» калибра 324 мм. Палуба фрегата предназначена для размещения одного многоцелевого вертолёта Ка-27.

Также по теме


«Флот мощной океанской державы»: как в ближайшие годы усилятся боевые возможности российского ВМФ

Доля современных образцов вооружений на флоте превысила 62%. Об этом заявил президент России Владимир Путин на торжественном приёме по…

От воздушных атак корабль защищает зенитный ракетный комплекс (ЗРК) вертикального пуска 3К96-2 «Полимент-Редут». В арсенал системы входят управляемые ракеты 9М100 (дальность — до 15 км), 9М96 (до 120 км) и 9М96Д (до 150 км). В ближайшее время на вооружение ВМФ будет принята новая ракета для перехвата целей на расстоянии до 400 км.

За ближние рубежи противовоздушной обороны корабля проекта 22350 отвечает новейший зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) 3М89 «Пальма» («Палаш»). Система включает две 30-мм автоматические пушки АО-18КД (боезапас — 1500 выстрелов) и восемь пусковых контейнеров управляемых ракет «Сосна-Р». Максимальная дальность действия ЗРАК составляет 10 км, высота — 5 км. 

Как сообщил RT на Международном военно-морском салоне начальник управления внешних связей АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» (Москва) Сергей Верба, преимуществами «Пальмы» являются высокая помехозащищённость и превосходная скорострельность (до 10 тыс. выстрелов в минуту). Комплекс способен уничтожить любую воздушную цель — низколетящие самолёты, вертолёты, беспилотники, авиационные бомбы и крылатые ракеты.

В беседе с RT капитан 1-го ранга в запасе доктор военных наук Константин Сивков заявил, что корабли проекта 22350 обладают высокими мореходными качествами и оснащены всем необходимым вооружением для выполнения задач практически в любых уголках Мирового океана.

«Корабль проекта 22350 обладает экономичной силовой установкой, мощным управляемым ракетным вооружением, новейшей высокоэффективной системой противовоздушной обороны. Я думаю, что в классе фрегатов это один из лучших в мире сторожевых кораблей», — подчеркнул Сивков.

Особенности конструкции кораблей проекта 22350

Изначально фрегат проектировался как корабль с высокими мореходными качествами. Корпус судна имеет протяженный полубак, обеспечивающий хорошую мореходность кораблю в условиях штормовой погоды при волнении 4-5 баллов. На корпусе установлены боковые успокоители качки с неубирающимися рулями.

Энергетическая установка

Основная двигательная установка на новых фрегатах сегодня представлена двумя ГТД М90ФР суммарной мощность 55 тыс. л. с. Двигатели — результат совместной работы российского НПО «Сатурн» и украинского НПП «Зоря-Машпроект». Газотурбинные установки являются двигателями 4-го поколения и способны обеспечить кораблям высокие скоростные и ходовые характеристики. Максимальная скорость судна при форсированном режиме работы энергетической установки составляет 29 узлов.

https://youtube.com/watch?v=enCpFvLd4l8

Экономический ход обеспечивается двумя дизельными двигателями 10Д49 мощностью 5200 л.с. каждый. При экономичном ходе на скорости 14 узлов фрегат способен преодолеть расстояние до 4000 миль.

Системы вооружений

Начиная с головного корабля «Адмирал Горшков», новые фрегаты планируется оснастить самыми современными системами вооружения. По мощности и типу вооружения фрегат можно условно приблизить к ракетным крейсерам типа «Грозный». Основная ударная мощь корабля заключается в 16 ПКР «Москит», которые являются модификацией ракетного комплекса «Калибр-НК». Как и другие новые российские боевые суда, фрегаты оснащены универсальной автоматической артиллерийской установкой А-192.

Противовоздушную оборону осуществляли модули зенитно-ракетного комплекса «Редут». Кроме зенитных ракет угрозе с воздуха и для борьбы с малоразмерными целями на море должен противостоять универсальный ракетно-пушечный комплекс «Палаш».

Обеспечить тылы

Особое внимание будет уделено тыловому обеспечению кораблей. В Севастополе ВМФ России долгое время арендовал пирсы у Украины, поэтому смысла вкладывать средства в инфраструктуру у него не было

Однако в последние годы ситуация изменилась — на ЧФ стали поступать новые корабли и субмарины, заметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Военный корабль нуждается в тыловом обеспечении, — рассказал Дмитрий Болтенков. — Ему нужен пирс, подача горюче-смазочных материалов, сжатого воздуха, электричества, пара, а экипажу — разнообразные рационы питания. Не обойтись и без мастерских для починки судовых механизмов и сверхсовременных систем оружия. Наконец, требуются арсеналы для хранения ракетного и минно-торпедного оружия, а также специальные краны для погрузки боекомплекта. В СССР береговая инфраструктура не могла обеспечить корабли всем необходимым. В итоге срок их службы сокращался.

Для новых фрегатов надо будет освободить место в бухтах Севастополя. Сейчас там стоит достаточно много кораблей украинских ВМС. В дальнейшем их могут отправить на базу, расположенную в озере Донузлав, считает Дмитрий Болтенков.

В апреле–июне 2014 года Киеву было возвращено большое количество имущества, оружие, несколько боевых кораблей и судов обеспечения. Причем, боевые корабли передавались без вооружения. Так, например, ракетный катер проекта 206МР «Прилуки» был отправлен без мощных боеприпасов «Термит». Но в июне 2014 года в связи с начавшейся на юго-востоке Украины так называемой антитеррористической операцией передача воинского имущества была прекращена.

В итоге 17 кораблей и судов обеспечения остались в Севастополе, среди них — подводная лодка «Запорожье», корабль управления «Славутич», большой десантный корабль «Ольшанский», тральщики «Чернигов» и «Черкассы», корветы «Луцк», «Тернополь», «Хмельницкий» и «Приднепровье». Несколько уже списанных из состава ВМС Украины кораблей были утилизированы в счет покрытия долгов флота предприятиям Крыма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector