Аббасидский халифат

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Что такое империя Омейядов

Империя Омейядов или Халифат был вторым главным арабским халифатом, который пришел на смену пророку Мухаммеду. Это было установлено влиятельной семьей из Мекки. Однако омейядский халифат правил только с 661 по 750 год.

Столицей империи Омейядов был Дамаск. В этот период арабские мусульмане были на вершине общества; неарабы считались низшими и удерживались на более низких позициях. Неарабы в обществе позже поддержали Аббасидов, чтобы свергнуть этот халифат.

В течение этого времени основное внимание уделялось военному завоеванию; знания не были в центре внимания. Омейядский халифат также терпел людей других религий, таких как христиане и иудеи

Тем не менее, они должны были заплатить налог, чтобы продолжить исповедовать свою религию. Женщины в омейядском халифате имели более высокий статус по сравнению с халифатами, появившимися после этого халифата.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Началу периода Омейядского халифата свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их быт напоминал обстановку военного лагеря в постоянной боеготовности. Это произошло вследствие чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.

Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления династии Омейядов все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав предпочтение мирному жизнеустройству.

Литература

  • Аббасиды // Рыжов К. В. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII—XV вв.. — М.: Вече, 2004.
  • Бартольд В. В. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1966. — Т. VI: Работы по истории ислама и арабского халифата.
  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. — М.: Вече, 2006.
  • Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). — 3-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. — 349,  с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-05-14-75-5.
  • Аббасидский халифат //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..

Карматы

На юге Ирака Хусайн аль-Ахвази получил известность как активный пропагандист исмаилизма. Он встретился на пути в Саламию с Карматом, носящим имя Хамдан ибн аль-Аш‘ас, который происходит от персов-огнепоклонников или от иудеев Наджрана, по некоторым другим версиям. Хусейн сумел завоевать симпатию Хамдана, который проводил его до селения. У Кармата имелись широкие связи в среде, враждебной Аббасидам, а после этого знакомства у антиаббасидского движения появилась религиозная окраска и оно набрало новые силы. Но длительному сотрудничеству не суждено было удаться.

Карматы на тот момент представляли собой часть исмаилитских общин, которые божественное происхождение фатимидской власти не признавали и ожидали пришествия Мессии. Они проживали закрытыми общинами, жизнь в которых была построена на принципах равенства и коллективизма. На тот момент государство карматов состояло, преимущественно, из свободных земледельцев и ремесленников, которые налоги не платили. Во владении государства находилось около тридцати тысяч рабов, которые трудились в садах и на полях, ремонтировали мельницы. Судя по средневековым источникам, основным промыслом карматов являлся разбой, а также военные походы. Они разорили Мекку в 930 году, похитив камень Каабы, священный для всех мусульман.

До тех пор, пока Кармат не понял, что пропаганда исмаиилитов ведется за потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддах, а явно не в пользу потомков Али ибн Аби Талиба, карматы соблюдали инструкции, поступающие из Саламии, неукоснительно. Но затем глава карматов порвал с Саламией все связи.

После этого потомок Абдуллы ибн Маймуна Ахмад ибн Абдулла прибыл из Талегана в Куфу, и у него произошла встреча с Абданом, главным карматским теоретиком. На этой встрече Ахмад ибн Абдулла стал выражать недовольством тем, что у карматов наметилась тенденция отхода от исмаилитов, однако был изгнан из Куфы Абданом. Тогда Ахмадом ибн Абдуллой и Зикравайхом на совместной встрече был составлен план действий, направленных против Абдана, однако им пришлось спасаться бегством, когда сторонники Абдана взялись за оружие. Таким образом произошел окончательный отход карматов от исмаилитов.

Аббасиды во время правления шиитов

Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.

Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.

Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.

Власть Буидов

В 945 году Багдад захватили дейлемские горцы армии Буидов (араб. Бувейхиды), шиитской династии, основанной в 920—930-е годы. К этому времени владения халифов включали лишь столицу и её окрестности. Основанным ими государством буидские «эмиры эмиров» управляли от имени халифа, имя которого по-прежнему чеканилось на монетах и поминалось в хутбе первым. В действительности Аббасиды были лишены светской власти, сохраняя лишь духовный авторитет. Теперь им пришлось обходиться без гвардии, пышного двора и родовых поместий, получая средства с одного поместья, переданного на правах икта.

Падение Фатимидов

За время правления аль-Хакима происходило много смут, ставивших под удар саму династию Фатимидов, и только один его сын Захир при поддержке своей тетки-опекунши Ситталь-мульк сумел установить относительный мир. После него правили фатимидские халифы аль-Мустансыр, аль-Муста‘ли, аль-Амир, аль-Хафиз, аз-Зафир, аль-Фаиз и аль-Адид. За время их правления внутренние волнения в Египте периодически вспыхивали, но в основном это был период процветания морской и караванной торговли. В это время в Сирию в качестве противодействия крестовым походам была выдвинута династия Айюбидов.

Фатимидская теократия, которую представлял собой халифат, к исходу одиннадцатого века стала военно-олигархической диктатурой во многом из-за того, что власть халифа ал-Мустансыра ослабла, а везир Бадр ал-Джамали был возвышен. Во время его правления собственность государства стала переходить в частные руки: такая форма собственности называлась «иктом», и в результате настоящими хозяевами страны стали группировки из наёмников-мамлюков (сам везир был мамлюком по происхождению).

Усиливалось давление со стороны суннитских и христианских соседей Фатимидского халифата. В стране царила анархия, и в результате последний халиф аль-Адид был свергнут Салахуддином.

Течение исмаилизма в Египте приобрело форму мустали-хафизи, когда имамами признавали только тех, кто является потомком аль-Хафиза, и какое-то время это течение еще существовало в такой форме в Йемене, Сирии и Египте.

В истории упоминается о восстаниях в Египте местных исмаилитов, которые выступали против власти Салахуддина, но этим восстаниям не суждено было удаться — они все подавлялись. В итоге наследников престола Фатимидов казнили, а тех, кто остался в живых, содержали в плену.

Каирские халифы

Мамлюкский султанат к 1279 году

После того, как в 1258 году монголы разрушили Багдад, а халиф аль-Мустасим был казнён, мусульмане-сунниты оказались без авторитетного правителя. В этой связи в 1261 году египетский султан Бейбарс I в торжественной обстановке провозгласил халифом некоего аль-Мустансира. Через несколько дней после возведения его на престол аль-Мустансир II вторгся в Месопотамию, однако в 40 км от Багдада его войско атаковали монголы и халиф был убит. После этого Бейбарс провозгласил халифом аль-Хакима I, который считался дальним потомком багдадского халифа аль-Мустаршида. Потомки аль-Хакима I сохраняли свой пост на протяжении двух с половиной веков, пока в начале XVI века не началось Османское завоевание Египта.

Несмотря на столь высокое звание, титул халифа не давал его обладателю никакой власти. Светская власть принадлежала султану, а халифы ограничивались отправлением придворного и религиозного церемониала. Последний халиф аль-Мутаваккиль III был пленён турками в битве при Дабике, а после смерти Селима I он возвратился в Каир и вплоть до 1543 г. считался халифом. После кончины аль-Мутаваккиля III турки не разрешили избрать его преемника. По некоторым данным, Мутаваккиль передал Салиму I свои права на Халифат.

Имяарабское написание Годы жизни правление Примечание
Под властью Бахритов
1 аль-Мустансир Биллах IIالمستنصر بالله الثاني ?—12611261 Первый из халифов, поставленных султаном Бейбарсом.
2 Аль-Хаким Биамриллах Iالحاكم بأمر الله الأول ?—13021262—1302 Второй из халифов, поставленных султаном Бейбарсом. Потомки аль-Хакима I занимали пост халифа вплоть до завоевания Египта Османской империей (1517).
3 Аль-Мустакфи Биллах I 1302—1340
4 аль-Васик Биллах I 1340—1341
5 Аль-Хаким Биамриллах II 1341—1352
6 аль-Мутадид Биллах I 1352—1362
7 Аль-Мутаваккиль Алаллах I 1362—1377,1377—1383,1389—1406
8 аль-Мустасим Биллах II 1377—1389
9 аль-Васик Биллах II 1386—1387
Под властью Бурджитов
10 аль-Мустаин Биллах II 1406—1414
11 аль-Мутадид Биллах II 1414—1441
12 Аль-Мустакфи Биллах II 1441—1451
13 аль-Каим Биамриллах II 1451—1455
14 аль-Мустанджид Биллах II 1455—1479
15 Аль-Мутаваккиль Алаллах II 1479—1497
16 Аль-Мустамсик Биллах 1497—1508,1516—1517
17 Аль-Мутаваккиль Алаллах III 1508—1516,1517—1543

5. Падение халифата.

   Характерные черты распада Халифата начали проявляться еще в конце VIII столетия, а в X–XI вв. этот процесс ускорился, меняя на глазах границы государства. Первым из под контроля Абассидов вышел Магриб — регион населенный берберскими племенами. В этот регион бежали потомки Алидов, основывая там самостоятельные образования с новыми династиями во главе. Так в Алжире появился хариджитский эмират Рустамидов (777–909 гг.). В Тунисе образовалось государство Аглабидов (800–909 гг.), а в Марокко правили Идрисиды (789–974 гг.).

   Эмиры Тулуниды (868–905 гг.) добились независимости Египта от Халифата. Но после его возвращения под власть Багдада этой провинцией управляли военные чиновники, однако они не смогли вернуть прежнее влияние и через тридцать лет Египет снова оказался самостоятельным, благодаря династии Ихшидидов (935–969 гг.). В Хорасане правил дом Тахиридов (821–873 гг.), в Систане – Саффаридов (867–1495 гг.), а в Мавераннахре – род Саманидов (819–1005 гг.).

   Государственная раздробленность сильно ослабила Аббасидских халифов, власть которых уже ограничивалась столицей и прилегающими землями. В середине X века, Багдад вместе с восточными провинциями оказался под контролем иранских шиитов Буидов (Бувайхидов). Их владычество продлилось больше столетия и сменилось господством сельджуков. К 1124 году, Абассиды смогли вернуть себе независимость, воспользовавшись ослаблением империи противника. Ан-Насир оказался последним багдадским халифом, которому удалось достигнуть каких-либо значимых успехов в укреплении Халифата. Он присоединил Хузестан, Рей, Хамадан и окончательно очистил Ирак от сельджуков. Но это уже были слабые отголоски былого величия арабского государства. Сильно истощенный постоянными интервенциями и внутренними конфликтами, Халифат не имел сил противостоять новому нашествию.

   Так в 1258 году в ходе Ближневосточного похода, монгольское войско под предводительством полководца Хулагу вторглось в Ирак. Еще в 1253 году монгольский хан Мунке принял решение захватить Халифат и сделать его своим вассалом. Понимая, что Багдад является особенным городом, центром исламского мира с серьезными оборонительными укреплениями, Мунке подходит к кампании основательно. Он собирает армию численностью в сто пятьдесят тысяч человек, в которую, кроме монголов, входят китайцы, армяне, грузины и другие христиане, затем направляет в 1257 году на Багдад, по пути громя союзников Халифата и покоряя ассасинов. Мунке предложил халифу Аль-Мустасиму пощаду в обмен на капитуляцию, но получил отказ. Тогда монголы разбили полевую армию арабов и, окружив город, осадили его. Китайские инженеры, используя метательные машины, начали обстреливать Багдад. К середине февраля Мустасим понял, что помощи ждать неоткуда и Аллах не накажет безбожных кочевников, принял решение сдаться на милость победителю. Но Хулагу из-за оказанного сопротивления отдал город на разграбление и уничтожение. Были разрушены библиотека, Дом Мудрости, дворцы, мечети. Многие рукописи, ученые труды сожжены и выброшены в Тигр. Сотни тысяч жителей перебиты, а сам халиф казнен. Монголы захватили богатые трофеи, серебряные дирхемы, золотые слитки. Не пощадили захватчики и исламские святыни. Захват города язычниками, стал тяжелым ударом для всего исламского мира. Так с падением Багдада, закончил свое существование Арабский Халифат, оставивший яркий след в мировой истории. А монголы продолжат свой поход, чтобы в 1259 году вступить в Иерусалим, а позже Дамаск и Газу.

«Аббасидская революция»

Основная статья: Аббасидская революция

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов — Ибрахим ибн Мухаммед, а после его гибели — его брат Абуль-Аббас ас-Саффах. 26 июня 749 года Аббасиды одержали победу при Нехавенде, открывшую им дорогу на Багдад. 28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных.

Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу () и Абу Муслима ().

Кордовский халифат

Кордовский халифат существовал на Пиренейском полуострове. Столицей халифата был г. Кордова. Он возник из Кордовского эмирата, основанного в 756 Омейядом Абдуррахманом I. В начале X века Абдуррахман III восстановил политическое единство эмирата, который к тому времени фактически распался на отдельные феодальные владения. В 929 Абдуррахман III провозгласил себя халифом. Халифв вели почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова: Астурийским и Наваррским. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер). В период наибольшего расцвета (X в.) халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В начале XI века в халифате наступил период феодальных смут. С 1009 по 1031 сменилось 6 халифов. В 1031 последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а халифат распался на множество мелких эмиратов.

Имя Годы правления Примечания
Абд ар-Рахман III Восстановил полураспавшийся при его предшественниках Кордовский эмират. В 931 году взял Сеуту, в 932 году — Толедо. С 955 года заставил королей Леона и Наварры платить ему дань. Отвоевал у Фатимидов часть Магриба.
аль-Хакам II При нём халифату пришлось дважды отражать нападение викингов: в 966 и 971 годах. Кроме того приходилось также вести борьбу с династиями Зиридов и Фатимидов в Северном Марокко.
Хишам II —, — Стал халифом в возрасте 10 лет. Вскоре верховной властью в государстве завладел хаджиб аль-Мансур (Победитель), который изолировал молодого халифа во дворце и стал полновластно распоряжаться всеми делами от его имени.
Мухаммад II и Почти сразу после вступления его на престол началась вражда между ним, сакалиба и берберскими подразделениями гвардии. Уже через несколько месяцев после переворота берберы восстали и сначала провозгласили халифом Хишама, а когда он был убит, передали престол его племяннику Сулейману.
Сулейман — и — В первый раз раз гвардия провозгласила Сулеймана халифом в 1009 году. В следующем году гвардейцы совместно с каталонцами взяли Кордову и вернули престол Мухаммаду. В 1013 году, после того, как берберы взяли и разграбили Кордову, халифом вновь был провозглашён Сулейман. В 1016 году Али ибн Хаммуд ан-Насир при поддержке сакалиба захватил Кордову и был провозглашён новым халифом.
Али ан-Насир В 1016 году взял Кордову, заключил халифа Сулеймана в тюрьму, а затем обезглавил. Став новым халифом Али ан-Насир вначале пользовался поддержкой населения, но затем его популярность резко упала и 22 марта 1018 года он был убит сторонниками Абд ар-Рахмана IV, захватившими Кордову.
Абд ар-Рахман IV Стал халифом в 1018 году, когда войска его сторонников, среди которых были правитель Альмерии Хайран и эмир Сарагосы Мунзир I аль-Мансур, взяли Кордову и убили Али ан-Насира.
Касим аль-Мамун — и — В 1018 году со своей армией занял Кордову, не встретив никакого сопротивления, и был провозглашён новым халифом. Правил более двух лет, но затем был изгнан своим собственным племянником Яхъёй аль-Мутали. В 1022 году на некоторое время вернул себе власть, но в следующем году он был окончательно изгнан из Кордовы, вместе с поддерживавшими его берберами.
Яхъя аль-Мутали — и — Был халифом около года, пока аль-Касим не вернул себе престол назад. В ноябре 1025 года прибыл в Кордову и пробыл там несколько дней, затем удалился в безопасную, хорошо укреплённую Малагу, оставив в Кордове своего визиря Абу Джафара Ахмада ибн Мусу. Вскоре в городе начались мятежи и в июне 1026 года визирь был изгнан из Кордовы.
Абд ар-Рахман V Не обладал реальной властью и не контролировал ситуацию в государстве. При его правлении Аббадиды в Севилье отделились от Кордовы. Через семь недель правления он был свергнут и убит толпой, направляемой одним из его соперников.
Мухаммад III Был провозглашён халифом в 1024 году, после убийства Абд ар-Рахмана V. В 1025 году он был также свергнут и убит.
Хишам III Был выбран халифом Кордовы в 1027 году, после затяжных переговоров между Кордовской столичной аристократией и эмирами провинций халифата. В 1031 году солдаты во главе с одним из Омейядов, Омайей, убили Хакама и вынудили Хишама III отречься от власти.

Происхождение. Обоснование притязаний на власть

 История Саудовской Аравии
Домусульманская Аравия
Арабский халифат (VII—XIII века)
Праведный халифат (—)
Омейядский халифат (—)
Аббасидский халифат (—)
Османская Аравия (—)
Дирийский эмират (—)
Эмират Неджд (—)
Джебель-Шаммар (—)
Эмират Неджд и Хаса (—)
Объединение Саудовской Аравии
Королевство Хиджаз (—)
Эмират Асир (—)
Султанат Неджд (—)
Королевство Неджд и Хиджаз (—)
Королевство Саудовская Аравия (с )
Короли Саудовской АравииПортал «Саудовская Аравия»

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка, то есть к Хашимитам, не принадлежали. Аббасиды же вели своё происхождение от дяди пророка Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector