Халифат

Аравийский полуостров и его население

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевыми — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. В них существовала знать — шейхи и сайиды, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялось различным племенным богам: единой религии у них в о время не существовало. Уважаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Аллат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились крупные торговые центры, которые впоследствии превратились в города — Мекку, Ясриб и другие.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Население полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути пролегали вдоль побережья Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

Места проживания

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке:
мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии:
палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (турецкие арабы), Узбекистане, Афганистане (), Индонезии (), Индии (, ) и Пакистане (, иракские арабы), Сингапуре (), на Филиппинах () и других странах.

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Этнические арабы Центральной Азии

Основная статья: Арабы среднеазиатские

См. также: Арабы в Таджикистане

Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана. Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8000 в 1959, около 4000 в 1970. Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. «хозяин», «господин»).

Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие саййид (араб. «господин», «хозяин»). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба и дочери Мухаммеда Фатимы.

Архитектура халифата

Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Арабы: развитие государственности

Долгое время Аравийский полуостров и часть Сирийской пустыни заселяли племена арабов: бедуины-кочевники, которые в основном занимались разведением и выпасом скота, и оседлые — земледельцы. К VI — VII веку произошло разложение родоплеменного строя, выделилась наиболее зажиточная часть арабов — знать, которая принадлежала к среде земледельцев, и зависимые бедняки, на нее работавшие.

Постепенно все больше арабов становились оседлыми, стало процветать рабство. В качестве рабов чаще использовались выходцы из Африки. Стали возникать и развиваться города. Как правило, они возникали в наиболее плодородных местах — оазисах. Самыми главными центрами арабского государства были Ясриб и Мекка, причем первый почитался как столица. Все города находились на главном торговом пути, по которому арабские купцы возили свои товары в Византию, Африку и Индию. Большинство арабов были приверженцами многобожия. Их главной святыней считалась аль-Кааба — храм в Мекке.

Распад халифата

Со второй половины IX века, вслед за смертью Харуна ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге произвели к его распаду. Так, еще в 833 году правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С течением времени гвардия превратилась в настолько мощную политическую силу, что правители-халифы попадали в зависимое от нее положение и почти утрачивали свои права на самостоятельность в принятии решений.

Именно в тот же самый период шло возрастание национального самосознания у зависимых от халифата персов. Это стало основанием для их сепаратистских воззрений, что обернулось в дальнейшем отсоединением иранской части халифата. Всеобщему распаду халифата послужил также и быстрый темп отделения от него на западе египетских и сирийских государственных образований. Ослабленная централизованная власть не могла уже противостоять многим претензиям на независимость.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

Культура

В эпоху возникновения и расцвета халифата захваченные и присоединенные им народы не потеряли свою культуру. Арабы активно впитывали знания и традиции их культурного наследия, связывали их в общее целое и развивали на основе своего языка и религии — ислама. Но официальным для Арабского халифата языком стал арабский. При дворе халифов была открыта школа переводчиков, ученики которой переводили на арабский язык великих мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. На основе информации, усвоенной из античных трактатов, они сделали множество открытий в области математики, медицины, астрономии. В математике арабов родилась такая наука, как алгебра. В астрономии арабы вычислили окружность Земли и определили расположение звезд. Ну а медицину арабов прославил знаменитый Ибн Сина или Авиценна, который создал единое руководство для медиков, основанное на объединении античных, индийских и среднеазиатских учений. Еще одна область науки и культуры, подвластная арабам — география. Они много путешествовали, для чего создали специальный корабль — дау, географические карты и разнообразные навигационные приборы. Именно от арабов мы многое узнали о Древней Руси, воспоминания о которой оставили их путешественники. Была развита у арабов и философия.

Образование халифата было поднято на высокий уровень: большая часть жителей обучалась грамоте (счету, письму, чтению) в сельских и городских школах. Правда, за обучение следовало вносить плату — небольшую и посильную. Основой обучения было чтение текстов из Корана и их написание под диктовку. Были в Арабском халифате и высшие учебные заведения — медресе, где ученики даже получали небольшую стипендию, питание и жилье.

Арабы были очень чистоплотными. Приняв от римлян традицию терм, они соблюдали ее еженедельно. Но они сохранили и философскую составляющую «банной» культуры.

Важное значение в жизни арабов имел этикет, особенно он соблюдался в культуре застолий. Отсюда в мировую культуру пришли такие правила, как пользование зубочистками, особенности перемены блюд, мытье рук

Завершение формирования культуры Арабского халифата привело к тому, что сложилась система мусульманского права или права халифата — шариат.

Untitled

Я правильно понимаю, что в абзаце про отношения с иноверцами имеется в виду отец Иоанн Дамаскин, а не отец Ионна Дамаскина?
—Simonf 03:42, 2 апреля 2006 (UTC)

Поскольку опора идёт на разные источники, настоятельно рекомендуется привести всё к единой форме. Что сразу бросается в глаза: наименование одного из праведных халифов то Умаром, то Омаром, при этом подразумевается одно и тоже лицо. Действительно, в разных русских источниках он называется по-разному. Омар — европеизованная форма, Умар — более правильная фонетически и русским более привычная, т.к. распространена среди отечественных мусульман. Конечно, обилие сокращений не очень радует, но правилами они разрешены, так что решение этого вопроса факультативно. —Усама ибн Саддам бен Ёрик 15:24, 10 марта 2007 (UTC)

«арабская гордость» — это что-то странное и малонаучное

В разделе Карты пройдя по ссылкам карт нет. —Чигинский Дмитрий 15:43, 1 мая 2008 (UTC)

К сожалению, статья на столь интересную тему написана крайне стилистически безгамотно. Отдельные выражения — на уровне школьного сочинения 7-го класса. «…погубила исламские страны Азии и в культурно-материальном, и в умственном отношении.» — это вообще перл. 79.175.41.242 06:13, 4 сентября 2009 (UTC)Scorpic

Совершенно отсутствуют причины распада , хотя помню со школы их было несколько 94.143.40.37 10:28, 13 октября 2011 (UTC)

Насколько я знаю, арабы захватили территории мегрелов и держали границы до реки Ингури на севере. Ни на одной из этих карт Мегрелия не обозначена, как арабская провинция.

Не до Ингури, а до Кодори. И удерживали почти 100 лет! А это нигде на картах не замечено!

«По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую» — конечно! Завоевать пустыни куда легче чем заселенные земли и горы! В коэффициенте полезности эти пустыни не принесли никакой прибыли халифату. Так что слив! И да статья абсолютно безграмотна и очень медовая. Автору надо идти с такими статьями на Ислам.Ру — там такое сразу принимают

Династия Омейядов

Второй мусульманский халифат был создан в 661 году. Им правила династия Омейядов, основателем которой являлся Муавия, принадлежавший к знатному роду из Мекки. До прихода к власти он долгое время исполнял обязанности наместника Сирии. По этой причине Муавия, став халифом, перенёс столицу в Дамаск.

Государство при Омейядах по своей природе было светским. Часть мусульманской общины считала несправедливой систему налогообложения, введённую в период правления этой династии. По новым правилам люди, недавно обращённые в ислам, не освобождались от уплаты особой подати, которую должны были вносить все иноверцы. Населению, исповедовавшему христианство и иудаизм, было позволено сохранять автономию. Представители данных религиозных групп имели право решать дела в судах в соответствии со своими законами. Единственное требование, которое предъявлял им халифат, заключалось в уплате специального налога. Пророк Мохаммед многократно подчёркивал право представителей христианства и иудаизма продолжать придерживаться своей веры, ссылаясь на то, что эти религии признают единобожие. В период правления династии Омейядов межконфессиональные отношения оставались спокойными и стабильными. Многие важные посты в государстве занимали христиане.

Новые смуты

После смерти Муавии в 680-м году власть перешла по принципу наследования к его сыну Язиду, и он оставался у власти в течение трех лет, но даже столь короткое время его правления ознаменовалось серьезной внутренней смутой: сына Муавии отказались категорически признать жители Мекки, Медины и Куфы, многие желали прихода к власти Хусейна (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), который приходился внуком самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Но сам же Пророк Мухаммад ﷺ завещал мусульманам повиноваться тому халифу, который был признан ранее, и бороться с теми, кто пытается лишить законного халифа власти, однако, повиноваться Язиду сторонники Хусейна отказывались, потому что считали, что власть в Омейядском Халифате была ему завещана незаконно.

Трагические события развернулись 10 октября 680 г. посреди пустыни неподалеку от иракской Карбалы в день Ашура. В этот день между сторонниками Хусейна и войсками Убейдуллы ибн Зийада – наместник Язида в Куфе произошло сражение, которое закончилось победой правительственных войск, которые во много раз превосходили численно, и в этой битве сам Хусейн (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) был убит. Несмотря на то, что Язид лично не отдавал приказ о начале этого сражения, а по поводу гибели внука Мухаммада ﷺ выразил свою скорбь, взаимная неприязнь между сторонами оппозиции и непримиримые разногласия между ними только усугубились после Кербельской битвы. В результате ускорилась тенденция выделения в отдельное религиозное течение самих шиитов.

С тех пор день Ашура, который по мусульманскому календарю приходится на десятое число месяца мухаррам, у шиитов – день траура, и последователи шиизма в знак скорби в этот день по обычаю подвергают себя истязаниям. А сторонники Хусейна, во главе которых встал Абдулла ибн аз-Зубайр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), сын ближайшего сподвижника Пророка ﷺ, закрепили свои позиции в Мекке. Население Западной Аравии, в том числе Мекки и Медины, присягнуло на верность Абдулле. Через четыре года произошло еще одно сражение между войсками Язида и сторонниками Абдуллы в самой Мекке. Но когда пришла весть о смерти Язида, правительственные войска были вынуждены отступить, а влияние Абдуллы многократно возросло.

На верность Абдулле ибн аз-Зубейра присягнули население Куфы и Басры, Йемена и Хорасана, а также ряда других провинций Омейядского халифата. Верными Омейядам остались только часть Египта и Сирия – они же присягнули на верность следующему правителю из Омейядов Муавие II. Однако Муавия II через несколько месяцев скончался от болезни.

Все шло к тому, что Омейядская династия вот-вот падет, а правителем будет провозглашен Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ). Но после того, как войска Абдуллы потерпели поражение от правительственных войск под командованием Марвана, династия Омейядов получила «второе дыхание» после того, как Ирак признал Марвана законным правителем. Утраченные территории был послан отвоевывать назначенный новым правителем Абдуль-Маликом ибн Марваном полководец аль-Хаджжадж: под его предводительством армия власти вновь взяла Басру, установила контроль над Ираком, а затем выступила в направлении Хиджаза против войск Абдуллы.

Мекка оказалась в осаде в 692г. Тогда разыгралось драматичное сражение, в результате которого мусульмане понесли потери и был поврежден священный для всех мусульман храм Кааба. В ходе этих событий были убит и сам Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), которому на тот момент было уже семьдесят три года. Все это вылилось в восстание хариджитов, которое было подавлено только спустя четыре года аль-Хаджжаджем. Подавлением этого восстания полный контроль династии Омейядов над всей территорией страны был восстановлен.

Постоянное противостояние действующей власти всевозможных оппозиционных групп – характерная черта для всего Омейядского периода: через преодоление внутренних смут, среди которых наиболее серьезной была та, во главе которой стояли шииты, молодая держава шла к своему расцвету. Шииты имели наибольшее влияние в Иране, который еще помнил, как арабы разгромили древнее государство, а потому недовольство тем, что земли и богатства Ирана были сосредоточены преимущественно в руках арабских наместников, крепло. Еще одна оппозиционная сила, которая угрожала властям – это хариджиты, обосновавшиеся в южной иракской Басре. У каждой оппозиционной силы были готовы обоснования собственной позиции с религиозной точки зрения, а потому со временем каждое оппозиционное течение превращалось в отдельное религиозное течение, у которого сформировались собственные религиозные догмы.

Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата

«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.

Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.

Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.

Арабский мир

Государства-участники Лиги арабских государств

Основная статья: Арабский мир

Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э.[источник не указан 264 дня] Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами.

Несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, население арабского мира не имеет общего происхождения. В течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам. Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. К югу от Сахары проживают негроидные арабы.

Арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др.

Ниже приводится перечень стран, которые принято включать в арабский мир.

Государство Территория (км²) Население (чел.) Столица

Алжир

2 382 741 33 769 668 Алжир

Бахрейн

695 718 321 Манама

Джибути

22 000 476 703 Джибути

Египет

997 739 81 713 520 Каир

Западная Сахара

252 120 393 831 Эль-Аюн

Йемен

536 869 23 013 376 Сана

Иордания

97 740 6 173 579 Амман

Ирак

435 317 28 221 180 Багдад

Катар

11 437 824 789 Доха

Коморы

2 170 798 000 Морони

Кувейт

17 818 2 596 799 Эль-Кувейт

Ливан

10 452 3 971 941 Бейрут

Ливия

1 775 500 6 173 579 Триполи

Мавритания

1 030 700 3 364 940 Нуакшот

Марокко

458 730 34 343 220 Рабат

Объединённые Арабские Эмираты

77 700 4 621 399 Абу-Даби

Оман

212 457 3 311 640 Маскат

Палестина

6 257 3 907 883 Рамалла

Саудовская Аравия

1 960 582 28 146 656 Эр-Рияд

Сирия

185 180 19 747 586 Дамаск

Сомали

637 657 9 800 000 Могадишо

Судан

1 866 068 30 894 000 Хартум

Тунис

163 610 10 383 577 Тунис

Династия Омейядов

Со смертью Али Арабский халифат вступил в новую эпоху. Муавия основал династию Омейядов, которая правила государством целых 90 лет. При этой династии арабы прошли по всему африканскому побережью Средиземного моря. Они дошли до Гибралтарского пролива, форсировали его в 711 году и оказались в Испании. Захватили это государство, перешли Пиренеи и были остановлены только на Руане и Роне.

К 750 году последователи пророка Мухаммеда завоевали огромную территорию от Индии до Атлантического океана. На всех этих землях был установлен ислам. Надо сказать, что арабы были настоящими джентльменами. Завоёвывая очередную страну, они убивали только мужчин, если те отказывались принять ислам. Что же касается женщин, то их продавали для гаремов. Причём цены на базарах были смешными, так как пленниц было очень много.

А вот пленённые аристократки пользовались особыми привилегиями. Так дочку персидского шаха Йездигерда продавали по её желанию. Перед ней проходили покупатели, а она сама выбирала, к кому из них ей пойти в рабство. Одни мужчины были слишком толстые, другие слишком худые. У кого-то были губы сластолюбцев, а у кого-то слишком маленькие глаза. Наконец женщина увидела подходящего мужчину и сказала: «Вот ему меня продайте. Я согласна». Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в то время носило вот такие экзотические формы.

В целом же надо отметить, что в Арабском халифате раба можно было покупать лишь при его согласии. Иногда между рабом и рабовладельцем возникал конфликт. В этом случае раб имел право потребовать, чтобы его перепродали другому хозяину. Такие отношения больше походили на сделку по найму, но оформлялись как купля-продажа.

При Омейядах столица ислама находилась в городе Дамаске, поэтому иногда говорят не Арабский, а Дамасский халифат. Но это одно и то же. Примечательным было то, что во времена этой династии пропало единство мусульманской общины. При правоверных халифах людей объединяла вера. Начиная же с времён Муавия, правоверные стали делить себя по субэтническому признаку. Существовали арабы мединские, арабы мекканские, арабы-кельбиты, арабы-кайситы. И между этими группировками начали возникать разногласия, которые очень часто выливались в жестокую резню.

Если посчитать внешние и внутренние войны, то окажется, что их количество одинаковое. Причём внутренние конфликты были гораздо более ожесточёнными, чем внешние. Доходило до того, что войска омейядского халифа штурмовали Мекку. При этом применялось огнемётное оружие и был сожжён храм Каабы. Однако до бесконечности все эти безобразия продолжаться не могли.

Финал наступил при 14-м халифе из династии Омейядов. Звали этого человека Марван II ибн Мухаммад. Он находился у власти с 744 по 750 годы. В это время на политическую арену вышел Абу Муслим (700-755). Своё влияние он приобрёл в результате сговора персов с арабами-кельбитами против арабов-кайситов. Именно благодаря этому сговору династия Омейядов и была свергнута.

В июле 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. После ряда блестящих военных операций войска наместника пророка были разбиты. Марван II бежал в Египет, но был пойман и казнён в августе 750 года. Почти все остальные члены царского семейства были убиты. Удалось спасти лишь одному представителю династии Абду ар-Рахману. Он бежал в Испанию и в 756 году основал на этих землях Кордовский эмират.

Торговые связи и развитие экономики

Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.

Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.

Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.


Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector