Кордовский халифат

Литература

  • Али-заде А. А. Хроника мусульманских государств I-VII вв. Хиджры. — 2-е, испр. и доп. — М.: Умма, 2004. — С. 236—243. — 445 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94824-111-4.
  • Кордовский Халифат //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кордовский халифат / Куббель Л. E. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
  • Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв. — М.: Вече, 2004. — С. 333—337. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94538-301-5.
  • Ambrosio, B.; Hernandez, C.; Noveletto, A.; Dugoujon, J. M.; Rodriguez, J. N.; Cuesta, P.; Fortes-Lima, C.; Caderon, R. (2010). «Searching the peopling of the Iberian Peninsula from the perspective of two Andalusian subpopulations: a study based on Y-chromosome haplogroups J and E». Collegium Antropologicum 34 (4): 1215–1228.
  • Barton, Simon. A History of Spain. — New York: Palgrave MacMillan, 2004. — ISBN 0333632575.
  • O’Callaghan, J. F. A History of Medieval Spain. — Ithaca: Cornell University Press (англ.)русск., 1983.
  • Chejne, Anwar G. Muslim Spain: Its History and Culture. — Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1974. — ISBN 0816606889.
  • Glick, Thomas F. (1999: 2005). Islamic and Christian Spain in the Early Middle Ages. The Netherlands: Brill.
  • Guichard, P. (1976). Al-Andalus: Estructura antropológica de una sociedad islámica en Occidente. Barcelona: Barral Editores. ISBN 8421120166
  • Reilly, Bernard F. The Medieval Spains. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — ISBN 0521394368.

Становление Омейадского халифата

Начался новый период в истории Халифата, получивший название Омейядский Халифат, правление Омейядов охватывает период  661-750 (41-132 по хиджре). Правление Муавии стало благом для мусульман, поскольку был положен конец войнам и смутам и вернулось единство к мусульманам. Муавия назначив своим преемником своего же сына Язида, положил начало халифской традиции передавать власть по наследству. Для Халифата же это означало превращение в монархию, которая господствовала во многих государствах того времени. На это решение Муавию толкнула исключительно забота о единстве общества, поскольку кандидатура только Йазида и никого другого давала возможность сохранить это единство, и обеспечить совпадение народных настроений с мнением влиятельных кругов государства, представленных в то время омейядами. Последние являлись мощной курайшитской группой, имеющей огромную силу и влияние, и они не согласились бы с тем, что халиф не из их числа. Учитывая это обстоятельство, Муавия и отдал предпочтение своему сыну, а не кому-либо из тех, кто был более достоин власти. Начало монархия берет с династии Омейядов, названной так по имени рода, к которому принадлежал Муавия.

Вряд ли в исламской истории есть еще хоть одна личность, получившая воспитание от самого Пророка ﷺ, на которую пало бы столько клеветы и несправедливых обвинений, как Муавия ибн Абу Суфйан. Большинство исторических источников переполнено массой лживых сообщений, порочащих этого благородного сподвижника. И если какой-нибудь еретик начнет бросать в их адрес ложные обвинения, то необходимо заступиться за их честь и, основываясь на знании, справедливо опровергнуть их псевдо аргументы.

Период правления Муавии ознаменовался совершенствованием политической структуры Омейядского Халифата, его территориальным расширением. Было учреждено правительство (диван), который помогал управлять халифу. Правительство подразделялось на канцелярию, диван-аль-хатам, отвечавшую за вопросы государственного управления, и на диван-аль-барид – управление, которое отвечало за почтовое сообщение.

До своего вступления на престол Муавия был прославленным талантливым полководцем, а потому во время его правления продолжилась активная борьба Омейядского Халифата с Византией: упрочились позиции мусульман в Магрибе, откуда они вытеснили византийские войска, а позже была осажден и сам Константинополь, столица Византии. На тот момент Константинополь, будучи культурным европейским центром, был серьезно защищен, и его осада у арабов заняла около четырех лет. Появилась надежда, что Византия сдастся и рухнет, как это было с Сасанидским Ираном, и мусульманам удастся покорить величайшую державу за всю историю человечества, которой принадлежали и европейские, и азиатские земли. Но флот византийцев, воспитанный на древних традициях мореплавания, в 678 г. нанес поражение мусульманскому флоту, которые в морском деле были новичками. Осада Константинополя была снята, но весь мир узнал нового геополитического гегемона в Северной Африке и Западной и частично Средней Азии.

Период расцвета

Подавив антиомейядские восстания, завоевательная политика Омейядов продолжилась: на завоеванных землях мусульмане назначали распорядителя или эмира, который наделялся всеми полномочиями в данной провинции. Частично завоеванные земли переходили в государственную собственность, частично распределялись между воинами, частично становились собственностью правителя. С немусульманского населения взималась джизья (10% налог, который взимается с не мусульман за право их проживания на мусульманской территории, с сохранением всех религиозных, культурных традиций и обрядов, и предоставлением безопасности и охраны на территории Халифата) или подать, а также налог харадж за использование государственной земли. С народа взимали пошлину за владение землей и закят в помощь нуждающимся. Бедняки от уплаты податей освобождались, как и новообращенные мусульмане, которых даже финансово поддерживали из государственной казны.

Постепенно Халифат завоевал все владения Византии в Африке, затем начал войну против Испании, переправившись через Гибралтар, и в результате Омейядский Халифат завладел землями, которые назвали Андалусией. Второе десятилетие VIII века – время установления полного контроля над территорией Средней Азии и завладения Закавказьем и каспийским берегом со стороны Северного Кавказа. На это же время приходятся сражения за установление контроля над всем Северным Кавказом с Хазарским каганатом: 737 г. ознаменовался разгромом хазарского войска войском омейядской власти под предводительством полководца Марвана и продвижением войск вплотную к Дону (смотрите на карте территория Халифата при династии Омейядов).

К тому же времени была завоевана долина реки Инд (сейчас земля Пакистана), а позже границы Омейядского халифата включали в себя уже территорию от Испании до Индии.

Арабы всего за сотню лет превратились в величайшую державу с мощной новой религией, а арабский язык стал основным языком Омейядского Халифата от Северной Африки, где жили берберские племена, копты до Центральной Азии и Пакистана с тюркским и персидским населением.

История

Рост

Абд ар-Рахман I стал эмиром Кордовы в году, через шесть лет после потери власти Омейядами в Дамаске. Исполненный решимости восстановить силу своей династии, он покорил местных исламских правителей области и объединил различные вотчины в эмират. Войны с соседями постепенно расширили территорию эмирата. так, в 806 году эмир взял под контроль даже остров Корсика.

К концу IX в. Кордовский эмират фактически распался на отдельные феодальные владения. Восстановив политическое единство эмирата, Абд ар-Рахман III столкнулся с угрозой вторжения Фатимидов — конкурирующей исламской династии, укрепившейся в Каире. Чтобы подчеркнуть своё могущество, Абд ар-Рахман в провозгласил себя халифом, отказавшись принимать власть халифа Аббасидов в Багдаде . Халифат, так же как и эмират ранее, вёл почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова.

Процветание

Халифат наслаждался расцветом весь X век. Абд ар-Рахман III объединил Аль-Андалус и оттеснил христиан на север силой либо дипломатическим путём. Он также остановил наступление Фатимидов в Марокко.

В период наибольшего расцвета Халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В сельском хозяйстве и ремесленном производстве в государственных мастерских широко применялся труд рабов

Важное место занимали горная промышленность и судостроение. В X веке начался переходом от уплаты налогов натурой к денежной форме, что ухудшало положение крестьянства.

Рост международного значения Кордовского халифата вёл к расширению его дипломатических связей: известны посольства в Византию (945,955) и Германию (955, 969). Торговые интересы способствовали установлению сюзеренитета Халифата над некоторыми североафриканскими княжествами (Тахерт, Сиджилмаса и др.). Пестрый этнический и вероисповедный состав правящего класса обусловил широкую веротерпимость в Халифате. Это способствовало участию в развитии науки и культуры как мусульман, так и немусульман, благодаря чему в государстве сложились яркая и своеобразная культура и наука. В X в. велось большое строительство в Кордове. Здесь работали видные ученые: филолог Ибн Абд Раббихи, историки ар-Рази, Ибн аль-Кутийя, аль-Хушани и др. В библиотеке халифа аль-Хакама II насчитывалось до 400 тыс. томов.

Упадок

Смерть Хакама II в году ознаменовала начало упадка халифата. Перед смертью Хакам назначил своим преемником 10-летнего сына Хишама II (-).

Мухаммад ибн Абу Амир аль-Мансур (в средневековых европейских источниках — Альмансор) занимал должность хаджиба при Хакаме. После смерти Хакама он отстранил от правления халифа Хишама II, который оставался лишь номинальным главой государства. Мухаммад аль-Мансур нанес несколько тяжелых поражений христианским государствам Испании. Его политику продолжал его сын Абдуль-Малик аль-Музаффар (-).

Захват власти аль-Мансуром превратил титул халифа в номинальный. В начале XI века в Халифате наступил период феодальных смут (с по год сменилось 6 халифов). В последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а Халифат распался на множество мелких эмиратов.

Кордовский эмират

В 750 году, после того как Аббасиды свергли Омейядов, эта семья была истреблена. Один из уцелевших её представителей бежал в Египет, а позже в Магриб. Но попытки закрепиться на тех землях были безрезультатны. В конце 755 года, Абд ар-Рахман высадился в Испании, захватил Кордову и провозгласил себя эмиром. Первоначально он формально признавал власть Аббасидов в Испании, но после конфликта 765 года упоминание Аббасидов в пятничных проповедях в мечетях было запрещено. Большую часть своего правления он провел в борьбе с христианами.

Однако, настоящим создателем независимого эмирата стал Абд-ар-Рахман II, который упорядочил полномочия визирей и добился очень быстрой исламизации полуострова, значительно уменьшив число христиан на мусульманских землях.

Борьба за власть между арабами и берберами не прекратились и после создания независимого эмирата, это дало шанс христианским королевствам, что в дальнейшем привело к Реконкисте.

К моменту вступления на трон в 912 году Абд ар-Рахмана III, политический упадок эмирата был очевидным фактом. Абд-ар-Рахман III покончил с мятежами, совершил походы на христианские земли. А в 929 году провозгласил себя халифом.

Падение халифата Омейядов

Опираясь на арабскую знать, связанную с Египтом и Сирией, Омейяды недооценили сторонников оппозиции, шиитов и Аббасидов, которые воспользовались недовольством неарабских феодалов и мусульман-неарабов налоговыми сборами, которое быстро перекинулось на народ по всей стране. Вторая четверть VIII века вновь ознаменовалась чередой восстаний: согдийцев в 728—737гг., берберов в Испании и Магрибе, шиитов в Куфе и хариджитов в Двуречье, а также в Южной Аравии и Западном Иране. В результате кульминацией стало восстание под предводительством Абу Муслима в Хорасане, которое стало началом новой гражданской войны, и она захватила весь Ирак и весь Иран. В основном участниками восстания были иранские крестьяне, земледельцы, рабы. При попытке подавления восстания правительственные войска были разбиты участниками восстания, династия Омейядов свергнута, а к власти пришли Аббасиды, являющиеся потомками дяди Пророка Мухаммада ﷺ. Халифом провозгласили Абу аль-Аббаса ас-Саффаха.

Литература[править | править код]

  • Али-заде А. А. Хроника мусульманских государств I-VII вв. Хиджры. — 2-е, испр. и доп. — М.: Умма, 2004. — С. 236—243. — 445 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94824-111-4.
  • Кордовский Халифат //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кордовский халифат / Куббель Л. E. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
  • Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв. — М.: Вече, 2004. — С. 333—337. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94538-301-5.
  • Ambrosio, B.; Hernandez, C.; Noveletto, A.; Dugoujon, J. M.; Rodriguez, J. N.; Cuesta, P.; Fortes-Lima, C.; Caderon, R. (2010). «Searching the peopling of the Iberian Peninsula from the perspective of two Andalusian subpopulations: a study based on Y-chromosome haplogroups J and E». Collegium Antropologicum 34 (4): 1215–1228.
  • Barton, Simon. A History of Spain. — New York: Palgrave MacMillan, 2004. — ISBN 0333632575.
  • O’Callaghan, J. F. A History of Medieval Spain. — Ithaca: Cornell University Press (англ.)русск., 1983.
  • Chejne, Anwar G. Muslim Spain: Its History and Culture. — Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1974. — ISBN 0816606889.
  • Glick, Thomas F. (1999: 2005). Islamic and Christian Spain in the Early Middle Ages. The Netherlands: Brill.
  • Guichard, P. (1976). Al-Andalus: Estructura antropológica de una sociedad islámica en Occidente. Barcelona: Barral Editores. ISBN 8421120166
  • Reilly, Bernard F. The Medieval Spains. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — ISBN 0521394368.

Быт

Средняя продолжительность жизни в Средневековой христианской Европе составляла ~30 лет, в исламских странах и странах с исламской правящей верхушкой от Южной Испании до р. Инд, ожидаемая продолжительность жизни при рождении соответствовала 38-42 годам. Кастильцы (испанцы) и арагонцы презирали андалузцев за «излишнюю чистоплотность».

Культура


Интерьер мечети Мескита — пример омейядской архитектуры в Испании

Кордова была культурным центром Аль-Андалуса и воплощением мавританской архитектуры. Дворец халифа находится на окраине города и был наполнен восточной роскошью. Кроме того, Кордова была интеллектуальным центром Аль-Андалуса, здесь активно переводились на арабский, латынь и иврит древнегреческие тексты. Библиотека Аль-Хакама II была одной из крупнейших в мире и насчитывала по меньшей мере 400 000 томов. В период халифата отношения между евреями и арабами были терпимыми, так, еврейские каменщики помогали строить Большую мечеть. Период халифата был отмечен достижениями в области науки, истории, географии, философии и языкознания.

Экономика

Экономика халифата была разнообразной и успешной, в её основе лежала торговля. Мусульманские торговые пути соединяли Аль-Андалус с внешним миром через Средиземное море. Процветавшая промышленность была построена на производстве текстиля, керамики, изделий из стекла и металла. Арабы принесли на Пиренеи ряд новых культур, таких, как рис, арбуз, бананы, баклажаны и твердые сорта пшеницы. Поля орошали водяными колёсами.

Общество

Мечеть Мескита

Господствующее положение в Халифате принадлежало крупной земельной аристократии — хассе. Хассе — это особо привилегированная группа Омейядов и их родственников. Иногда высокие посты в государственном аппарате занимали и немусульмане (мосарабы и евреи). Евреи составляли около 10 % населения — несколько больше, чем арабы, и примерно столько же, сколько берберы. При этом христиане и евреи были обязаны платить джизью — налог на нужды войны против христианских королевств на севере. Слово мусульманина ценилось больше, чем христианина или еврея, в суде, а некоторые преступления наказывались более сурово, если их совершали христианин или еврей против мусульманина.

Гвардия халифа комплектовалась из приближённых рабов сакалиба (букв. — славяне). Рост их влияния быстро сделал их опасными для центральной власти, что особенно проявилось в нач. XI века. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер).

Расцвет и упадок Кордовского халифата

Трон Аль-Хакама II унаследовал сын Хишам II, которому пришлось заступить на трон в десятилетнем возрасте в 976 году. Неудивительно, что власть у ребенка с легкостью захватил военачальник и хаджиб Мухаммад ибн Абу Амир, известный своим прозвищем аль-Мансур, что в переводе означает «победитель».

Аль-Мансуру принадлежала вся власть в Кордовском халифате, а мальчика-халифа он предпочитал держать в стороне от контактов и любой государственной деятельности, чтобы избежать любой возможность подготовки его к самостоятельному правлению. Было официально объявлено, что молодой халиф решил передать все мирские дела аль-Мансуру, а себя посвятить благочестию, тем самым была укреплена власть внутри государства. Следующим шагом аль-Мансура стало выступление против североиспанских христианских государств, которые сдались довольно легко: в 985 под натиском мусульман пала Барселона, в 997 пала Компостела, в которой разрушили церковь Сант-Яго, которая считалась у испанских христиан главной святыней. Королевство Леон практически полностью сдалось на милость мусульман: только некоторые части Галисии и Астурии пока сохраняли независимость, а также несколько районов Кастилии.

После смерти аль-Мансура, власть перешла к его сыну Абд аль-Малик аль-Музаффар в 1002 г., но в 1008 г. он умер, и его смерть положила начало серьезной смуте, которая стала началом конца Кордовского халифата – государство пришло в упадок и распалось.

Литература

  • Али-заде А. А. Хроника мусульманских государств I-VII вв. Хиджры. — 2-е, испр. и доп. — М.: Умма, 2004. — С. 236—243. — 445 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94824-111-4.
  • Кордовский Халифат //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кордовский халифат / Куббель Л. E. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
  • Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв. — М.: Вече, 2004. — С. 333—337. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94538-301-5.
  • Ambrosio, B.; Hernandez, C.; Noveletto, A.; Dugoujon, J. M.; Rodriguez, J. N.; Cuesta, P.; Fortes-Lima, C.; Caderon, R. (2010). «Searching the peopling of the Iberian Peninsula from the perspective of two Andalusian subpopulations: a study based on Y-chromosome haplogroups J and E». Collegium Antropologicum 34 (4): 1215–1228.
  • Barton, Simon. A History of Spain. — New York: Palgrave MacMillan, 2004. — ISBN 0333632575.
  • O’Callaghan, J. F. A History of Medieval Spain. — Ithaca: Cornell University Press (англ.)русск., 1983.
  • Chejne, Anwar G. Muslim Spain: Its History and Culture. — Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1974. — ISBN 0816606889.
  • Glick, Thomas F. (1999: 2005). Islamic and Christian Spain in the Early Middle Ages. The Netherlands: Brill.
  • Guichard, P. (1976). Al-Andalus: Estructura antropológica de una sociedad islámica en Occidente. Barcelona: Barral Editores. ISBN 8421120166
  • Reilly, Bernard F. The Medieval Spains. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — ISBN 0521394368.

История[править | править код]

Ростправить | править код

Абд ар-Рахман I стал эмиром Кордовы в году, через 6 лет после потери власти Омейядами в Дамаске. Исполненный решимости восстановить силу своей династии, он покорил местных исламских правителей области и объединил различные вотчины в эмират. Войны с соседями постепенно расширили территорию эмирата. Так, в 806 году эмир взял под контроль даже остров Корсика.

К концу IX века Кордовский эмират фактически распался на отдельные феодальные владения. Восстановив политическое единство эмирата, Абд ар-Рахман III столкнулся с угрозой вторжения Фатимидов — конкурирующей исламской династии, укрепившейся в Каире. Поскольку Фатимиды также претендовали на халифат, в ответ Абд ар-Рахман III присвоил себе титул халифа. До провозглашения Абд ар-Рахманом халифом Омейяды в целом признавали Аббасидского халифа Багдада как законных правителей мусульманской общины. Даже после отражения нападений Фатимидов он сохранил более престижный титул. Хотя его титул халифа мало что значил за пределами аль-Андалуса и его североафриканских территорий, внутренне испанские Омейяды считали себя ближе к пророку Мухаммеду и, таким образом, более законными, чем Аббасиды. Халифат, так же как и эмират ранее, вынужденно вёл почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова.

Процветаниеправить | править код

Халифат наслаждался расцветом весь X век. Абд ар-Рахман III объединил Аль-Андалус и оттеснил христиан на север силой либо дипломатическим путём. Он также остановил наступление Фатимидов в Марокко и захватил Мелилью в 927 году, Сеуту в 931 году и Танжер в 951 году.

В период наибольшего расцвета Халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В сельском хозяйстве и ремесленном производстве в государственных мастерских широко применялся труд рабов

Важное место занимали горная промышленность и судостроение. В X веке начался переходом от уплаты налогов натурой к денежной форме, что ухудшало положение крестьянства

Рост международного значения Кордовского халифата вёл к расширению его дипломатических связей: известны посольства в Византию (945,955) и Германию (955, 969). Были налажены дипломатические отношения с христианскими королями на севере Пиренейского полуострова. Торговые интересы способствовали установлению сюзеренитета Халифата над некоторыми североафриканскими княжествами (Тахерт, Сиджилмаса и др.).

Во время правления Абд ар-Рахмана III увеличился государственный доход до 6 245 000 динаров. Прибыль, полученная за это время, была разделена на три части: выплата зарплаты и содержание армии, сохранение общественных зданий и нужды халифа.

Пёстрый этнический и вероисповедный состав правящего класса обусловил широкую веротерпимость в Халифате. Это способствовало участию в развитии науки и культуры как мусульман, так и немусульман, благодаря чему в государстве сложились яркая и своеобразная культура и наука. В X веке велось большое строительство в Кордове. Здесь работали видные ученые: филолог Ибн Абд Раббихи, историки ар-Рази, Ибн аль-Кутийя, аль-Хушани и др. В библиотеке халифа аль-Хакама II насчитывалось до 400 тыс. томов.

Смерть Абд ар-Рахмана III привела к возвышению его 46-летнего сына, аль-Хакама II, в 961 году. Аль-Хакам II продолжил политику своего отца в отношении христианских королей и повстанцев в Северной Африке. Доверие аль-Хакама к своим советникам было больше, чем доверие его отца, так как аль-Хакам II мог управлять халифатом самостоятельно. Аль-Хакам II был больше заинтересован в своих научных и интеллектуальных занятиях, чем в управлении халифатом. При аль-Хакаме II Халифат находился на пике своего интеллектуального и научного развития.

Упадокправить | править код

Смерть Хакама II в 976 году ознаменовала начало упадка халифата. Перед смертью Хакам назначил своим преемником 10-летнего сына Хишама II (—).

Мухаммад ибн Абу Амир аль-Мансур (в средневековых европейских источниках — Альмансор) занимал должность хаджиба при Хакаме. После смерти Хакама он отстранил от правления халифа Хишама II, который оставался лишь номинальным главой государства. Мухаммад аль-Мансур нанес несколько тяжелых поражений христианским государствам Испании. Его политику продолжал его сын Абду-ль-Малик аль-Музаффар (—).

Захват власти аль-Мансуром превратил титул халифа в номинальный. В начале XI века в Халифате наступил период феодальных смут (с по 1031 год сменилось 6 халифов). В последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а Халифат распался на множество мелких эмиратов.

Распад

После распада государства самым значительным из всех независимых эмиратов, которые образовались на его месте, стал Гранадский эмират, в котором мусульмане сохранили свое владычество до 1492 г.

В период своего расцвета Кордовский халифат был самым передовым и экономически развитым европейским государством. В государстве было развито сельское хозяйство и ремесленное производство: государственные мастерские широко эксплуатировали рабский труд. В государстве также было развито судостроение и горная промышленность. У Кордовского халифата были налажены широкие дипломатические связи: есть информация о посольствах арабов в Германию и Византию. Для халифата была характерна широкая веротерпимость, поскольку его правящий класс состоял не только из арабов: он имел пестрый вероисповедный и этнический состав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector