Эскадренный миноносец типа «быстрый» проекта №7

Литература

на русском языке
  • Балакин С. А. Суперэсминцы «Большого флота» // Моделист-конструктор. — 2001. — № 11. — С. 30—31.
  • Грибовский В. Ю., Нарусбаев А. А., Черников И. И. Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны 1925-1945 годов. — СПб.: Судостроение, 1996. — Т. 5. — 560 с. — (История отечественного судостроения). — ISBN 5-7355-0517-3.
  • Грибовский В. Ю. На пути к «большому морскому и океанскому» флоту (Кораблестроительные программы Военно-Морского Флота СССР в предвоенные годы). // Гангут. — СПб.: Издательство «Гангут», 1995. — № 9. — С. 2—20. — ISBN 5-85875-031-1.
  • Краснов В. Н. Судостроение и судоремонт на Чёрном море в 1941—1945 годах // Гангут. — СПб.: Издательство «Гангут», 1995. — № 9. — С. 22—35. — ISBN 5-85875-031-1.
  • Краснов В. Н. Военное судостроение накануне Великой Отечественной войны. — М.: Наука, 2005. — 215 с. — ISBN 5-02-033780-3.
  • Литинский Д. Ю. Суперэсминцы советского флота. — Специальный выпуск альманаха «Тайфун». — СПб., 1998. — 72 с.
  • Патянин С. В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй мировой войне. — СПб.: Корабли и сражения, 2003. — 112 с. — (Боевые корабли мира).
  • Патянин С. В., Морозов М. Э. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — ISBN 978-5-699-24368-6.
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Платонов А. В. Советские миноносцы. — СПб.: Галея-Принт, 2003. — Т. 1. — 90 с. — ISBN 5-8172-0078-3.
  • Рубанов О. А. Эскадренные миноносцы Англии во Второй мировой войне. Ч. 1 (1925—1939). — СПб.: Корабли и сражения, 2004. — 62 с. — (Боевые корабли мира).
на английском языке
  • Campbell J. Naval weapons of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-459-4.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
  • Friedman N. The U. S. Destroyers: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1982. — P. 95. — ISBN 978-0870217333.
  • Hodges P., Friednan N. Destroyer weapons of World War Two. — London: Conway Maritime Press, 1985. — ISBN 0-87021-929-4.

Оценка проекта

Серия проекта 41 была признана неудачной. Из-за неправильной проектировки комплекса «корма-винт-руль» (ошибка в проекте комплекса была выявлена профессором инженер-контр-адмиралом В. Г. Власовым), корабль не мог развивать необходимую и указанную в ТТЗ скорость, на заднем ходу не слушался рулей, при их перекладке входил в циркуляцию. Изначальное побортное размещение 45-мм автоматов не допускало их совместного использования как в носовой, так и в кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 были несерийного производства, а предсерийная РЛС «Фут-Б» оказалась ненадежной.

Экспертная комиссия определила «Неустрашимый» избыточно большим кораблем, хотя и с запасом на модернизацию. И если в проекте 56 необходимые изменения были внесены еще во время строительства, то выпуск кораблей серии проекта 41 было решено прекратить (Постановление Совмина, июнь 1951 года), а заложенные корпусные конструкции серийных эсминцев (было запланировано 110 единиц) разобрать.

Проект 7-У

13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон (в Испании шла гражданская война), подорвался на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, был назван «вредительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938—1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Теоретически главная энергетическая установка с чередованием котельных и машинных отделений более живуча, чем когда сначала располагаются котельные отделения, а потом машинные. Но чем меньше корабль, тем это становится менее существенным, так как взрыв боеприпаса начинает перекрывать своей зоной поражения более чем два смежных отсека. Эсминец длиной немногим более 100 м по отношению к мине, 250-кг бомбам или 150-мм снарядам как раз относится к таким кораблям, где эшелонированное расположение главной энергетической установки не имеет преимуществ перед линейной. А торпеды зачастую просто переламывали эсминец пополам.

Война показала что для эсминцев не имело особого значения компоновка машинной установки, так несмотря на тот факт, что эсминцы типа «Navigatori» были ЭМ с эшелонным расположением механизмов, «Vivaldi» во время операции 11 — 16 июня 1942 года потерял ход от одного единственного попадания 120-мм снаряда в кормовое машинное отделение.

Европа

  • Англия — Эдвиг, ( — )
  • Болгарское царство — Петр I, царь ( — )
  • Бургундское королевство (Арелат) — Конрад I Тихий, ( — )

    • Вьенн — Карл Константин, ( — )
    • Прованс — Бозон II, ( — ок. )
  • Венгрия — Такшонь, князь (надьфейеделем) ( — )
  • Венецианская республика — Пьетро III Кандиано, дож ( — )
  • Византийская империя — Константин VII Багрянородный, император ( — ,  — )
  • Волжская Булгария — Абдуллах ибн Микаил, хан (ок.  — ок. )
  • Восточно-Франкское королевство (Германия) — Оттон I Великий, король ( — )

    • Бавария — Генрих II Строптивый, ( — ,  — )
    • Голландия — Дирк II, граф (ок.  — )
    • Лотарингия — Бруно I Великий, ( — )
    • Намюр — Роберт I, граф (ок.  — ок. )
    • Саксония — Оттон I Великий, ( — )
    • Саксонская Восточная марка — Геро I Железный, маркграф ( — )
    • Чехия — Болеслав I Грозный, ( — ок. )
    • Швабия — Бурхард III, ( — )
    • Эно (Геннегау) — Ренье III, (ок.  — )
  • Гасконь — Санш V Санше, герцог (ок.  — 961

    Фезансак — Гильом Гарсия де Фезансак, граф (ок. 926 — ок. 960)

    )

  • Дания — Горм Старый, король (ок.  — )
  • Западно-Франкское королевство — Лотарь, ( — )

    • Аквитания

      • Гуго Великий, ( — )
      • Гуго II Капет, ( — )
    • Ампурьяс — Госфред I, ( — )
    • Ангулем — Гильом III, ( — )
    • Анжу — Фульк II Добрый, ( — )
    • Барселона — Боррель II, ( — )
    • Бесалу — Вифред II, ( — )
    • Бретань — Дрого, ( — )
    • Булонь — Арнульф I, граф ( — )
    • Бургундия

      • Жильбер, герцог ( — )
      • Оттон, герцог ( — )
    • Вермандуа — Альберт I Благочестивый, граф ( — )
    • Готия — Раймунд II, граф Руэрга, (ок.  — ок. )
    • Каркассон — Арсинда, ( — ок. )
    • Конфлан — Сунифред II, ( — )
    • Мо — Роберт I де Вермандуа, ( — )
    • Мэн — Гуго II, (ок.  — /)
    •  — Дрого, ( — )
    • Невер — Оттон, ( — )
    • Нейстрийская марка

      • Гуго Великий, ( — )
      • Гуго Капет, ( — )
    • Нормандия — Ричард I Бесстрашный, герцог ( — )
    • Овернь — Гильом III, ( — )
    • Пальярс

      • Рамон II, ( — ок. )
      • Боррель I, ( — ок. )
      • Суньер I, ( — ок. )
    • Париж

      • Гуго Великий, граф ( — )
      • Гуго Капет, граф ( — )
    • Пуатье — Гильом I, ( — )
    • Рибагорса

      • Бернат I Унифред, ( — ок. )
      • Гильем I, (ок.  — ок. )
      • Рамон II, (ок.  — ок. )
    • Руссильон — Госфред I, ( — )
    • Руэрг — Раймунд II, (ок.  — ок. )
    • Серданья — Сунифред II, ( — )
    • Труа

      • Жильбер, ( — )
      • Роберт II (I) де Вермандуа, ( — )
    • Тулуза — Раймунд IV, (ок.  — )
    • Фландрия — Арнульф I Великий, ( — ,  — )
    • Шалон

      • Жильбер, граф ( — )
      • Ламберт, граф ( — )
  • Ирландия

    • Конгалах Кногба, ( — )
    • Домналл Уа Нейлл, ( — )
    • Айлех — Домналл Уа Нейлл, ( — )
    • Дублин — Олав III Кваран, ( — ,  — )
    • Коннахт

      • Тадг II, король ( — )
      • Фергал II Уа Руайрк, король ( — )
    • Лейнстер — Туатал II, король ( — )
    • Миде — Карлуш Mac Куинн, ( — )
    • Мунстер — Маэл Фатардайг, король ( — )
    • Ольстер — Ардгал мак Матудан, ( — )
  • Испания

    • Арагон — Гарсия I Санчес, ( — )
    • Кордовский халифат — Абд ар-Рахман III, ( — )
    • Леон

      • Ордоньо III, король ( — )
      • Санчо I Толстый, король ( — ,  — )
      • Кастилия — Фернан Гонсалес, граф ( — ,  — )
    • Наварра — Гарсия I Санчес, король ( — )
  • Италийское королевство — Беренгар II Иврейский, ( — )

    • Иврейская марка — Беренгар, ( — )
    • Сполето — Теобальд II, герцог ( — )
    • Тосканская марка — Уберто, ( — )
  • Италия

    • Беневенто и Капуя

      • Ландульф II, князь ( — )
      • Пандульф I Железная Голова, князь ( — )
    • Гаэта — Иоанн II, ( — /)
    • Неаполь — Иоанн III, ( — )
    • Салерно — Гизульф I, ( — )
  • Киевская Русь (Древнерусское государство)

    • Ольга, великая княгиня Киевская ( — )
    • Святослав Игоревич, великий князь Киевский, князь Новгородский ( — )
  • Критский эмират — Абд аль-Азиз, ( — )
  • Норвегия — Хокон I Добрый, ( — )
  • Папская область — Иоанн XII, папа римский ( — )
  • Португалия — Гонсало I Менендес, (ок.  — )
  • Сицилийский эмират — Ахмад ибн Хасан, эмир ( — )
  • Уэльс

    • Гвент — Ноуи ап Гуриад, король ( — )
    • Гвинед

      • Иаго ап Идвал, король ( — )
      • Иейав ап Идвал, король ( — )
    • Гливисинг — Морган ап Оуэн, король ( — )
    • Дехейбарт — Оуэн ап Хивел, король ( — )
  • Хазарский каганат — Иосиф, (ок.  — ок. )
  • Хорватия — Михайло Крешимир II, король ( — )
  • Шотландия (Альба) — Индульф, ( — )

Новый эсминец – в строю

Еще 18 августа 1941 года была утверждена программа сокращенных государственных ходовых испытаний «Опытного», назначенных на сентябрь. Но они так и не состоялись: к Ленинграду приближались немецкие войска. 20 августа эсминец перешел в подчинение командующего морской обороной города, а 1 сентября его включили в 3-й дивизион миноносцев Балтийского флота. Ранним утром 10 сентября на эсминце был поднят военно-морской флаг, а днем он впервые открыл стрельбу со стоянки в Угольной гавани Ленинградского торгового порта. Было выпущено 14 снарядов по расположению противника в 1 км юго-западнее деревни Финно-Высоцкое, куда прорвались немецкие танки.

Лидер проекта 20 («Ташкент») итальянской постройки – единственный советский суперэсминец, вступивший в строй. Лишь в июле 1941 года на нем были установлены двухорудийные башни Б2-ЛМ, а до этого вместо них стояли одноорудийные щитовые установки Б-13 (как и на «Опытном»).

15 сентября эсминец выпустил по врагу 354 снаряда. В 12:36 немецкий снаряд с большой дистанции попал в кормовую трубу и вывел из строя 2-е котельное отделение, был ранен один краснофлотец. На следующий день эсминец подвергся интенсивному обстрелу – прямых попаданий не было, но осколками ранило двоих моряков. 17 сентября во время воздушного налета огнем корабельного крупнокалиберного пулемета был сбит истребитель Ме-109.

3 октября воздушный налет повторился, его сопровождал артобстрел. Эсминец под буксиром начал выходить из гавани, но в 12:14 один 150-мм снаряд разорвался у левого борта в районе 1-го машинного отделения, деформировав подводную часть. Через две минуты такой же снаряд попал в 1-е машинное отделение с левого борта – было убито 4 и ранено 6 моряков. До 22 ноября корабль находился в ремонте на заводе им. Марти. Всего с 10 сентября по 3 октября эсминцем было выпущено 1069 130-мм снарядов по 74 целям, кроме того, с 6 июля он израсходовал 1152 45-мм снарядов и 518 12,7-мм патронов.

Беды преследовали эсминец и на заводе им. Марти. В ночь на 24 октября во время обстрела территории завода 150-мм снаряд прошел через погреб №3 и разорвался в коридоре дейдвудной трубы левого борта. 22 ноября 210-мм снаряд попал в район 165–175 шпангоутов с левого борта – отсек был затоплен водой, погибли два работника завода.

22 ноября эсминец перевели к доку №1 Канонерского завода и сняли с него 130-мм орудия. 8 декабря корабль поставили в плавучий док для устранения повреждений корпуса и ремонта механизмов силами личного состава. В январе 1942 года большая часть команды была переведена на другие корабли.

К 25 марта 1942 года ремонт эсминца был, в основном, закончен. 2 мая корабль вывели из дока, а 7 мая отбуксировали к заводу «Большевик», чтобы вновь установить артиллерию. Монтаж орудий и систем закончили к 20 июня.

С марта по май 1942 года командиром эсминца был капитан-лейтенант Моторов, затем в командование вступил капитан 3-го ранга Моклецов, а в августе его сменил капитан-лейтенант Щеголев.

12 августа 1942 года корабль встал на огневую позицию на Неве выше Ленинграда, а 2 сентября вновь открыл огонь, выпустив 14 снарядов по немецкой батарее (если верить донесению, батарея была подавлена). 26 сентября корабль поддерживал огнем форсирование Невы частями 67-й армии, выпустив 135 снарядов за четыре часа. Всего до января 1943 года корабль провел 11 контрбатарейных стрельб. В ноябре 1942 года он вошел в состав Эскадры Краснознаменного Балтийского флота (2-й дивизион миноносцев). 25 декабря в командование кораблем вступил капитан 3-го ранга И.Я. Горовой, командовавший им вплоть до конца войны.

С 12 по 18 января 1943 года эсминец принял участие в операции «Искра» – прорыве блокады Ленинграда, проведя 27 стрельб. Согласно судовому журналу, в 23-х случаях огонь вражеских батарей был подавлен, в 3-х случаях – наблюдались взрывы и пожары. В результаты стрельбы был занесен разбитый эшелон противника (фиксировался взрыв большой силы) и уничтожение немецкой танковой колонны.

В феврале «Опытный» принял участие в артиллерийской поддержке Красноборской операции, а затем поддерживал наступление 22–25 июля, проведя 8 стрельб (выпущено 318 снарядов). В декабре на нем начался ремонт механизмов (силами личного состава), в марте 1944 года корабль поставили на консервацию, а личный состав отправили на Северный флот.

В ходе нескольких ремонтов 1942–1943 годов на эсминце была ликвидирована система двух давлений отработанного пара, ненужные участки арматуры сняли. На кормовом мостике три 45-мм пушки 21-К были заменены на 37-мм автоматы 70-К, при этом одну из 45-мм пушек перенесли в заднюю часть первого котельного кожуха. В передней части полубака был установлен спаренный 20-мм «Эрликон».

Эсминец «Опытный» на Неве, 1945 год.

Оценка проекта

Отрицательными свойствами проекта 30 уже в конце 1930-х годов являлись клёпаная конструкция корпуса, недостаточная надёжность в боевых условиях машинно-котельной установки (с дутьём в котельные отделения). В состав вооружения кораблей проекта не были включены РЛС и размагничивающее устройство, а гидролокатор предполагалось установить лишь после завершения его разработки. Незенитный калибр артиллерии главного калибра для рубежа 1930-х—1940-х годов уже являлся архаизмом, в отличие от ВМС США и Японии присущим ВМС Италии, Германии, Франции и Англии. Все эти недостатки позволяют считать, что проект 30 «являлся морально устаревшим ещё при закладке головного корабля».

Представители

Все корабли проекта 57 закладывались на трёх заводах:

  • Завод № 190 ССЗ им. Жданова (Санкт-Петербург) — 4 единицы;
  • Завод № 199 ССЗ им. Ленинского Комсомола (Комсомольск-на-Амуре) — 1 единица (заложено 2 единицы, но один из кораблей был переформирован в энергетическое судно);
  • Завод № 445 ССЗ им. 61 Коммунара (Николаев) — 3 единицы.
Название Завод Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Списание
«Гневный» ССЗ им. 61 коммунара 1401 16.11.1957 30.11.1958 10.01.1960 ЧФ, ТОФ 08.04.1988
«Гремящий» ССЗ им. Жданова 771 25.02.1958 30.04.1959 30.06.1960 СФ 02.10.1991
«Упорный» ССЗ им. 61 коммунара 1402 21.09.1958 14.10.1959 03.12.1960 ТОФ 29.06.1993
«Жгучий» ССЗ им. Жданова 772 23.06.1958 14.10.1959 23.12.1960 СФ 30.07.1987
«Гордый» ССЗ им. ЛенКома 90 11.05.1959 24.05.1960 06.02.1961 ТОФ 30.07.1987
«Бойкий» ССЗ им. 61 коммунара 1403 02.04.1959 15.12.1959 26.06.1961 СФ 09.02.1988
«Зоркий» ССЗ им. Жданова 773 17.04.1959 30.04.1960 30.09.1961 СФ 30.06.1993
«Дерзкий» ССЗ им. Жданова 774 10.10.1959 04.02.1960 30.12.1961 СФ 19.04.1990
«Храбрый» ССЗ им. ЛенКома 91 1959 1961 1969 ТОФ 1982

ЭМ «Храбрый»

Девятый корабль серии был снят со строительства 1 июля 1963 года и законсервирован. С 25 января 1969 года «Храбрый» был переформирован в энергетическое судно «ЭНС-73».

11 марта 1982 года корабль был передан ВторЧерМету для демонтажа, однако затем его корпус был установлен на отмель в бухте Безымянная и был использован в качестве мишени.

Описание конструкции

Основная статья: эсминцы типа «Современный».

Корпус и архитектура

Эсминец проекта 956, общий вид

«Осмотрительный» — классический ракетно-артиллерийский корабль со стальным полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с дымовой трубой и двумя мачтами. Последние служат для размещения антенных постов — радиолокаторов, станций РЭБ и связи. Наклонный форштевень ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции «Платина». При помощи пятнадцати главных переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствует разделение корпуса на шесть палуб: палубу полубака, верхнюю, вторую и третью палубы, а также первую и вторую платформы (последняя переходит в настил второго дна).

Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар вместо традиционного размещения на корме подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, чтобы не ограничивать сектора обстрела кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили складным, телескопически надвигаемым на вертолёт. Внешним граням надстройки придали скошенную форму для уменьшения отражённого кораблём радиосигнала.

Энергетическая установка и ходовые качества

На эсминцах проекта 956 применили паротурбинную силовую установку: 2 суммарной мощностью 100000 л. с., вращающие два пятилопастных гребных винта. С учётом того, что большинство советских и зарубежных боевых кораблей в конце 1970-х годов уже оснащалось более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД), это решение часто подвергалось критике. Однако следует отметить, что паровые турбины наряду с недостатками имеют и важные преимущества в сравнении с ГТД, такие как меньшая стоимость, существенно большие ресурс и мощность одного агрегата. Хорошо освоенные промышленностью и личным составом, агрегаты эсминцев обеспечивали надёжную и безотказную работу в условиях штатной эксплуатации и своевременного техобслуживания.

Пар для турбин обеспечивали 4 паровых котла модели КВН-98/64: «Осмотрительный» был в числе первых шести эсминцев проекта 956, получивших эти проверенные в эксплуатации котлы. От новых котлов типа КВГ-3, устанавливаемых эсминцах серии начиная с седьмого («Стойкого»), КВН-98/64 отличались несколько меньшей паропроизводительностью, зато и не предъявляя повышенных требований к обслуживанию и водоподготовке.

Вооружение и оборудование

Одной из важнейших задач эсминцев типа «Современный» считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени универсальное вооружение из четырёх автоматических 130-мм орудий в двух башнях.

Вооружение в носовой части ЭМ проекта 956 (на снимке — «Отличный», 1988 год)

Эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Благодаря высокой скорости и малой высоте полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов.

Основу ПВО корабля составили два многоканальных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) М-22 «Ураган». Каждый комплекс имеет поворотную однобалочную пусковую установку, под которой в боевом погребе барабанного типа хранится боекомплект из двадцати четырёх зенитных ракет 9М38 — 8 во внутреннем барабане и 16 во внешнем. Всего, таким образом, эсминец располагает 48-ю зенитными ракетами.

Для ближнего рубежа служат четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630. Они автоматически наводятся на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной на каждую пару артустановок.

Противолодочное вооружение представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 956 нёс по два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата типа ДТА-53-956 и по две реактивных шестиствольных установки РБУ-1000.

В складном ангаре на «Осмотрительном» при необходимости мог разместиться один противолодочный вертолёт Ка-27, составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование эсминца соответствовало промежуточному варианту оснащения серии кораблей проекта 956, включая в себя обзорную РЛС «Фрегат-М1» с одной плоской и второй — параболической решётками антенн, навигационные РЛС, гидроакустическую станцию «Платина-С», средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также «Сапфир-У».

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

https://youtube.com/watch?v=ZYWvG6wRKmk

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Проект 7

В ЦКБС-1 началось проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством главного инженера ЦКБС-1 Никитина Владимира Александровича была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Gio. Ansaldo & C.», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Маэстрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7».

21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество кораблей, подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось (в сторону увеличения), в результате планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и ещё 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 — для Черноморского флота и 22 — для Тихоокеанского флота.

Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде, и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector