Зенитный ракетный комплекс (зрк) тор

Комплекс нового поколения

Работы по созданию ЗРК малого радиуса «Тор» начались после выхода соответствующего постановления правительства СССР от 4 февраля 1975 года. Проектом руководил знаменитый советский учёный Вениамин Ефремов. Перед ним была поставлена задача создать самоходный ЗРК для Сухопутных войск с высокой степенью автоматизации управления.

Опытно-конструкторские работы заняли менее 10 лет. Головным разработчиком боевой машины «Тор» является Научно-исследовательский электромеханический институт (Москва), МКБ «Факел» (Химки) создал управляемую ракету 9М330, Минский тракторный завод — гусеничные шасси.

Также по теме


«Передовой рубеж обороны»: в Крыму заступил на боевое дежурство третий дивизион С-400

Системы С-400 «Триумф» из состава соединения ПВО Южного военного округа заступили на боевое дежурство в Евпатории. Это уже третий…

Минобороны СССР принял «Тор» на вооружение в марте 1986 года. Одновременно со стартом серийного производства началась модернизация комплекса. После двух лет испытаний в войска начали поступать ЗРК 9К331 «Тор-М1», которые отличались лучшими возможностями поражать низколетящие цели (прежде всего, крылатые ракеты).

Кроме того, модернизированная версия комплекса оснащалась более совершенной аппаратурой. Например, станция обнаружения целей получила трёхканальную цифровую систему обработки радиосигналов. Нововведения позволили сократить экипаж боевой машины до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель) и повысить помехозащищённость в условиях активного радиоэлектронного противодействия.

В середине 2000-х годов специалисты «Алмаз-Антея» приступили к глубокой модернизации своего детища. В 2012 году в войска начались поставки «Тор-М1-2У», а в 2015 году — «Тор-М2», который в Минобороны РФ называют комплексом нового поколения за способность безупречно действовать «в сложной метеорологической и помеховой обстановке».

  • ЗРК «Тор-М2»

Как отмечают специалисты Минобороны, зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Тора» специально разрабатывались для эффективного перехвата «малоразмерных, интенсивно маневрирующих целей, что обеспечивает существенное преимущество над ближайшими зарубежными аналогами».

В марте 2016 года во время боевых стрельб на полигоне Телемба (Бурятия) в ночное время суток расчёты «Тор-М2» опознали несколько быстролетящих малоразмерных имитаторов воздушных целей типа «Саман» и успешно уничтожили их.

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2020 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса — ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» — гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.

Боевое применение

  • 17 августа 2010 года иранские средства ПВО сбили в районе Бушерской АЭС истребитель собственных иранских ВВС F-4 «Phantom». Как сообщило близкое к разведывательным кругам израильское агентство Debka, самолёт по неизвестным причинам вошёл в 20-километровую запретную зону вокруг АЭС. Пилоту и штурману удалось катапультироваться.
  •  8 января 2020 года авиалайнер авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, после вылета из Тегерана потерпел катастрофу. При этом погибли все находившиеся на его борту 176 человек — 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Через несколько дней иранские власти заявили, что самолет был случайно сбит из зенитного ракетного комплекса ПВО Ирана. По предварительным выводам расследования, использовался комплекс «Tор-M1» российского производства.

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Фото ЗРК 9К331 Тор-М1

Похожее

ЗРК С-75 Двина, Десна, Волхов. Состав. Ракеты. Далность поражения

ЗСУ-23-4 Шилка. Скорострельность. Вооружение. Размеры. Вес

ЗРК С-350Е Витязь. Состав. Ракеты. Дальность поражения

ЗРПК Панцирь-С1. Вооружение. Стоимость. Дальность обнаружения

ЗРК 2К12 КУБ. Дальность поражения. Скорость ракеты. Принцип работы

ЗСУ 2С6М Тунгуска-М. Дальность поражения. Ракеты. Состав. Размеры

ЗРК ОСА-АКМ. Дальность стрельбы. Ракеты. Состав. Размеры. Вес

ЗРК С-200 Ангара, Вега, Дубна. Дальность поражения. Состав. Принцип работы

ЗРК Бук-М1-2. Дальность обнаружения и поражения. Ракеты. Возможности

ПЗРК Верба. Дальность поражения. Ракета. Состав комплекса

ЗРК 9К331 Тор-М1. Дальность поражения. Ракета. Принцип работы

ЗРК С-400 Триумф. Дальность поражения. Ракеты. Как работает

ЗРК С-300ПМУ2 Фаворит. Дальность поражения. Состав. Ракеты

ПЗРК 9К310 Игла-1. Дальность поражения. Вес. Возможности

ЗРК С-125 Нева (Печора) Дальность и высота поражения. Ракеты

ЗРК 9К35 Стрела-10. Дальность поражения. Модификации. Ракеты

ЗРК С-25 Беркут. Дальность и высота поражения. Ракеты

ЗРК Сосна. Вооружение. Дальность поражения. Ракеты. Состав

Морской ЗРК Кинжал. Дальность поражения. Состав. Ракеты. На каких кораблях устанавливается

ЗРК 2К11 Круг. Дальность поражения. Модификации. Состав

Американский ЗРК Пэтриот. Дальность поражения. Состав. Ракеты

Зенитная установка ЗСУ-57-2. Вооружение. Размеры. Бронирование

КТПУ «Гибка» (3М-47) Дальность поражения. Ракеты. Принцип работы

ПЗРК 9К34 «Стрела-3»

«Оса-М» — корабельный зенитный ракетный комплекс

С-300В (9К81) — зенитно-ракетная система

9С482М7 (ПУ-12М7) — батарейный подвижной пункт управления

FIM-92А Стингер — американский ПЗРК

ЗРК «Авенджер» — американский мобильный зенитно-ракетный комплекс

ПЗРК 9К32 «Стрела-2»

ЗРК М-1 «Волна» (4К90) — зенитно-ракетный комплекс корабельного базирования

МД-ПС — зенитно-ракетный комплекс

ЗСУ-37 — зенитная самоходная установка

You have no rights to post comments

На вооружении

Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1

  • Россия Россия — более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан Азербайджан — 10 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год [неавторитетный источник?]
  • Белоруссия Белоруссия — 5 батарей (по 4 машины в каждой) «Тор-М2К» (1146-й гвардейский зенитный ракетный полк), по состоянию на конец 2017 год
  • Венесуэла Венесуэла

    • Сухопутные войска Венесуэлы — 8 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов
    • Войска ПВО Венесуэлы — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов
  • Греция Греция:

    • Сухопутные войска Греции — 21 комплекс 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
    • Войска ПВО Греции — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Египет Египет — 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • КНР КНР — 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Кипр Кипр — 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
  • Иран Иран — 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год.
  • Украина Украина — неизвестное количество . 6 единица была представлена на параде 24 августа 2018 года в Киеве

Боевое применение

  • 17 августа 2010 года иранские средства ПВО сбили в районе Бушерской АЭС истребитель собственных иранских ВВС «Phantom». Как сообщило близкое к разведывательным кругам израильское агентство Debka, самолёт по неизвестным причинам вошёл в 20-километровую запретную зону вокруг АЭС. Пилоту и штурману удалось катапультироваться.
  • 8 января 2020 года авиалайнер Boeing 737-800 NG авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, после вылета из Тегерана потерпел катастрофу. При этом погибли все находившиеся на его борту 176 человек — 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Через несколько дней иранские власти заявили, что самолет был случайно сбит из зенитного ракетного комплекса ПВО Ирана. По предварительным выводам расследования, использовался комплекс «Tор-M1» российского производства.

На вооружении

  • Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1

    Армения: неизвестное количество «Тор-М2КМ», по состоянию на 2019 год.

  • Азербайджан: 8 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Венесуэла: 8 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов + 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов.
  • Египет: 10 комплексов 9К331М «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Греция
  • Иран: 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Китай: 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Кипр: 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2019 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
  • Россия: более 120 комплексов 9К331, 9К332, Тор-М/М1/М2/М2У по состоянию на 2019 год
  • Украина: неизвестное количество; 6 единиц было представлено на параде 24 августа 2018 в Киеве.
  • США: 9A332 Tor M2E был доставлен в Объединенный Тихоокеанский комплекс, Аляски, где тот используется в качестве образца для RED FLAG-Alaksa.

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.

Примечания

Источники
  1. ↑ , с. 220.
  2. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  3. , с. 135.
  4. , с. 131.
  5. , с. 256.
  6. , с. 68.
  7. , с. 257.
  8. , с. 11.
  9. , с. 307.
  10. , с. 448.
  11. , с. 160.
  12. , с. 143.
  13. , с. 264.
  14. , с. 198.
  15. , с. 198-199.
  16. , с. 199-200.
  17. , с. 200.
  18. , с. 200-201.
  19. , с. 201-203.
  20. , с. 204-205.
  21. , с. 204-207, 210.
  22. , с. 206-208.
  23. ↑ , с. 211.
  24. The Military Balance 2016. — P. 190.
  25. Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
  26. ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
  28. The Military Balance 2016. — P. 104.
  29. The Military Balance 2016. — P. 106.
  30. The Military Balance 2016. — P. 326.
  31. The Military Balance 2016. — P. 242.
  32. The Military Balance 2016. — P. 85.
  33. The Military Balance 2016. — P. 330.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector