«тополь-м»: характеристики. межконтинентальный ракетный комплекс «тополь-м»: фото

История сотворения

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.

В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».

Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.

https://youtube.com/watch?v=GiReHDg1g8A

Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы

После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения
Наименование ракеты РТ-2ПМ Р-36М2 РТ-23 УТТХ РТ-23 УТТХ (БЖРК)
Конструкторское бюро МИТ КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе, Б. Н. Лагутин В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ, Е. А. Негин ВНИИП, Б. В. Литвинов
Начало разработки 19.07.1977 09.08.1983 09.08.1983 06.07.1979
Начало испытаний 08.02.1983 21.03.1986 31.07.1986 27.02.1985
Дата принятия на вооружение 01.12.1988 11.08.1988 28.11.1989
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 23.07.1985 30.07.1988 19.08.1988 20.10.1987
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 369 88 56 36
Максимальная дальность, км 10500 11000 10450 10000
Стартовая масса, т 45,1 211,1 104,5 104,5
Масса полезной нагрузки, кг 1000 8800 4050 4050
Длина ракеты, м 21,5 34,3 22,4 22,6
Максимальный диаметр, м 1,8 3,0 2,4 2,4
Тип головной части Моноблочная разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения
Количество и мощность боевых блоков, Мт 1×0,8 10×0,8 10×0,55 10×0,55
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. 4990 11180 10570 11250
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 25 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Незаметный для ПРО

Эксперты сходятся во мнении, что Надирадзе и другим советским конструкторам удалось значительно улучшить показатели выживаемости мобильного комплекса. Задача была решена за счёт повышения подвижности и проходимости самоходной установки, которая способна передвигаться практически по любой равниной местности.

Из доступных видеозаписей следует, что чаще всего «Тополи» перемещаются по лесному массиву, который, по сути, является для них естественным укрытием. Ходовые возможности комплекса затрудняют отслеживание его местонахождения и, как следствие, — определение точки старта МБР.

Точные координаты пуска ракеты имеют первостепенное значение для эффективного функционирования системы противоракетной обороны. В частности, цель развития глобальной американской ПРО заключается в гарантированном поражении российских МБР именно на старте. Также со времён холодной войны Вашингтон стремится обладать оружием, которое способно уничтожать любые пусковые установки до приведения их в боеготовность.

  • Ракетный комплекс «Тополь»

РТ-2ПМ относится к третьему поколению МБР. Ракета состоит из трёх маршевых двигателей и боевой ступени. Управление полётом «Тополя» осуществляется с помощью поворотных газоструйных и решётчатых аэродинамических рулей.

Высокую точность стрельбы обеспечивает бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Согласно российским источникам, круговое вероятное отклонение «Тополя» составляет 400 м. Если верить западным ресурсам, то этот показатель колеблется в диапазоне 150—200 м. Реальные показатели точности, по понятным причинам, не анонсируются.

Как разрабатывали эти комплексы?

Первая модель ракетного комплекса Тополь была запущена для конструирования в 1977 году. В связи с выпуском первого тестового варианта ракеты, в 1982 году был запущен первый тест на полигоне, который не завершился успешно. В течении последующих 5 лет можно заметить, чтобы было протестировано 16 ракет. Именно для вооружения был принят такой ракетный комплекс в 1988. Хочется сказать о том, что уже в 1985 эта ракета стояла на боевом дежурстве, а также усовершенствовала систему автоматического управления.

Фото с http://militaryrussia.ru/blog/topic-600.html

“Тополь М” стала продолжением конструкции ракетного комплекса и началась практически сразу после удачных тестов первого Тополя. В этом варианте было решено усовершенствовать двигательную установку, топливное оснащение, а также систему наземного оборудования.

Уже в 1994 начались первые тесты этого ракетного комплекса, которые продолжались до 1997. С этого же года начался выпуск ракет, а также официально модель комплекса была представлена на всемирное обозрение.

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время Карибского кризиса США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

Где можно увидеть

Станция тропосферной связи, машина обеспечения боевого дежурства и пусковая установка

ВДНХ Москва

  • С 2008 года 3 машины из 6, входящих в комплекс, демонстрируются в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее.
  • На Красной площади. Впервые участвовал на параде 7 ноября 1990 года. Затем участвовал на парадах 9 мая 2008 года и 9 мая 2009 года. На парадах 2008 и 2009 годов участвовали по 4 машины.
  • Один экспонат находится на открытой экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации.
  • Комплекс представлен в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области.
  • В городе Одинцово Московской области на открытой площадке местного краеведческого музея.

Снимки следа пуска 10 октября 2013 с борта МКС:

Новосибирск. Микрорайон Пашино.

После холодной войны

Ракета РТ-2ПМ «Тополь» была разработана в СССР еще в восьмидесятые годы. Ее общая концепция состояла в способности преодолевать воздействие систем ПРО вероятного противника главным образом за счет фактора неожиданности. Запускать ее можно было из различных точек, по которым совершала боевое патрулирование эта подвижная система. В отличие от стационарных пусковых установок, место дислокации которых часто для американцев не составляло тайны, «Тополь» постоянно находился в движении, и просчитать его возможную траекторию оперативно не представлялось возможным даже с учетом высокой производительности пентагоновских компьютеров. Стационарные шахтные установки, кстати, также несли угрозу для потенциального агрессора, потому что не обо всех из них было известно, к тому же их хорошо защищали и строили много.

Распад Союза, однако, привел к разрушению длительно выстраиваемой системы безопасности, основанной на неизбежности ответного удара. Ответом на новые вызовы стала принятая в 1997 году на вооружение Российской армии ракета «Тополь-М», характеристики которой существенно улучшились.

Немного истории. Начало атомной гонки

Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только самым мощным оружием в мире, но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» – стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Пуск противокорабельной ракеты П-700 «Гранит»

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

Самолет МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»

Примечания

  1. ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
  2. ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2017.
  3. Николаев, Ю. М. Панин, С. Д.
    Соломонов, Ю. С.
    2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998.
  4. Самойлов Г. Е. и др. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41.
  5. Суворов А. В. Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018.
  6. , с. 41.
  7. , с. 61.
  8. , с. 191.
  9. , с. 163.
  10. , с. 448.
  11. , с. 42.
  12. , с. 43.
  13. , с. 465.
  14. , с. 403.
  15. , с. 57.
  16. ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
  17. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
  18. «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
  19. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
  20. ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
  21. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
  22. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
  24. Шишлин, Владимир . Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009.
  25. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  26. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
  27. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
  28. ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
  29. Андреев Д. . Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012.
  30. Фролов Андрей.  (недоступная ссылка). Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012.
  31. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  32. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
  33.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
  34. . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2017.
  35. ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
  36. Зарина Дзагоева. . Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019.
  37. . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2019.
  38. Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель

История запусков

Схема хронологии запуска Булавы

  • Состояние разрабатываемая
  • Принята на вооружение 2009 (план)

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в интернациональных договорах; SS-NX-30 — по систематизации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новая русская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты Булава ведётся Столичным институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под управлением Ю. С. Соломонова.

Видео: Залповая стрельба двумя МБР «Булава» с борта АПРК «Владимир Мономах»

Предположительная дата принятия Булавы на вооружение: 2009 год. из стратегических атомных подводных лодок 941-го проекта «Акула» должно вернуть изменившийся баланс сил в русской ядерной триаде. Новенькая ракета не только лишь приостановит её старение, да и выведет ударную мощь морского компонента на новейшую доброкачественную ступень развития.

История создания

Работы над новой межконтинентальной баллистической ракетой с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетных комплексов. Единственным различием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в проекте, и завершение разработок полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, обладающей высокой точностью, дальностью полета, способную преодолевать систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами. Система наведения ракеты стала гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания новой ракеты начались в 1994 году. Был произведен успешный запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2020 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

А есть ли недостатки?

Стратегический ракетный комплекс «Тополь-М», как и любая другая боевая техника, не является идеальным оружием. Причиной признания некоторых недостатков стала, как это ни парадоксально, дискуссия, развернутая в ходе обсуждения дальнейших перспектив договора ОСВ-2. В некоторых условиях можно туманно намекать на собственное всемогущество, а при других обстоятельствах выгоднее, напротив, указать на то, что мы не так уж и страшны, как кажется. Так произошло и с комплексом «Тополь-М». Скорость ракеты (до 7 км/сек), оказывается, недостаточно велика для полной уверенности в ее неуязвимости. Защищенность в условиях заградительного стратосферного ядерного взрыва тоже оставляет желать лучшего, особенно от такого страшного поражающего фактора, как ударная волна. Впрочем, ее вообще мало что выдержит.

«Тополь-М», радиус поражения которого позволяет уничтожать цели на других континентах, на настоящий момент – единственная российская стратегическая ракета, производящаяся серийно. Именно поэтому она и является опорой сил сдерживания.

По всей видимости, эта безальтернативность – явление временное, появятся другие образцы, которые вберут в себя достоинства «Тополя» и оставят в прошлом его недостатки. Хотя совсем без недочетов вряд ли получится. А пока это вид БР несет главную нагрузку в деле обороны. Как бы там ни было, а новейшая история показывает, что тот, кто себя защитить не может, дорого платит за собственную слабость.

На самом деле не все так плохо. О готовности к отражению агрессии можно судить, лишь опираясь на относительные величины. Абсолютного в вопросах обороны ничего не бывает, каждый из видов вооружения может совершенствоваться бесконечно. Главное, чтобы его боевые качества позволяли эффективно противостоять силам противника.

Источники

  1. Николаев, Ю. М. Панин, С. Д. Соломонов, Ю. С. Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. Часть 2. — МГТУ имени Н. Э. Баумана, 1998.
  2. ↑ Северный космодром России / Под общей ред. А. А. Башлакова. — Мирный: космодром «Плесецк», 2007. — Т. 1. — С. 501-513.
  3. ↑ , с. 188.
  4. , с. 41.
  5. , с. 61.
  6. , с. 491.
  7. , с. 191.
  8. , с. 448.
  9. , с. 42.
  10. , с. 43.
  11. , с. 465.
  12. , с. 359.
  13. ↑ 65 лет на страже Родины (Мелитопольская Краснознамённая РД). — Киров: ООО «Форекс», 2006. — С. 186. — 192 с. — 500 экз. — ISBN 5-85-271-180-2.
  14. Севастопольский Гвардейский Краснознамённый полк, войсковая часть 19970 // 65 лет на страже Родины (Мелитопольская Краснознамённая РД). — Киров: ООО «Форекс», 2006. — С. 62-72. — ISBN 5-85-271-180-2.
  15. Краснознамённый Свирско-Печенгский орденов Суворова и Александра Невского ракетный полк // 65 лет на страже Родины (Мелитопольская Краснознамённая РД). — Киров: ООО «Форекс», 2006. — С. 48-51. — ISBN 5-85-271-180-2.
  16. Гвардейский Краснознамённый ракетный полк, войсковая часть 21649 // 65 лет на страже Родины (Мелитопольская Краснознамённая РД). — Киров: ООО «Форекс», 2006. — С. 52-61. — ISBN 5-85-271-180-2.
  17. Феоктистов Ю. Н. Оренбургская стратегическая. Хроника основных событий истории Оренбургской ракетной армии / Под общ. ред. А. С. Борзенкова. — Пермь: Пермское книжное издательство, 2001. — С. 289-293. — 328 с. — 7000 экз. — ISBN 5-93683-001-2.
  18. ↑ Рекламный буклет, посвящённый 45-летию 42-й ракетной дивизии
  19. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Гл. ред.: И. Р. Фазлетдинов. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 22.
  20. Омская стратегическая 1959—2004 годы / Под общ. ред. Швайченко А. А.. — 2-е изд. — Омск: Омская типография, 2004. — С. 192-193.
  21. Лата Л. Ф. Новый этап исторического пути 32-й рд // 32-я Херсонская Краснознамённая ракетная дивизия (Они защищали Отечество). — М., 2007. — 544 с.
  22. ↑ На стратегическом направлении / Под общ. ред. Ю. С. Соломонова. — М.: Интервестник, 2006. — С. 127. — 174 с. — ISBN 5-9900745-1-4.
  23. Омская стратегическая 1959—2004 годы / Под общ. ред. Швайченко А. А. — 2-е изд. — Омск: Омская типография, 2004. — С. 194-195.
  24. , с. 158.
  25. , с. 80,85.

Подвижный комплекс и его колесница

Новизна мобильной установки, предназначенной для стрельбы из любой точки маршрута боевого патрулирования (позиционного района), заключается в так называемом неполном вывешивании контейнера. Эта техническая особенность предполагает возможность развертывания на любом грунте, включая мягкий. Также значительно улучшена маскировка, что затрудняет обнаружение комплекса всеми существующими средствами разведки, в том числе космическо-оптической и радиоэлектронной.

Подробно следует остановиться на транспортном средстве, предназначенном для перевозки и запуска ракеты «Тополь-М». Характеристики этой мощной машины вызывают восхищение специалистов. Она огромна – весит 120 тонн, но при этом очень маневренна, имеет высокую проходимость, надежность и скорость. Осей восемь, соответственно, шестнадцать колес высотой 1 м 60 см, все они ведущие. Восемнадцатиметровый радиус разворота обеспечивается тем, что все шесть (три передние и три задние) осей могут поворачиваться. Ширина пневматиков – 60 см. Высокий просвет между днищем и дорогой (он составляет почти полметра) обеспечивает беспрепятственное прохождение не только по пересеченной местности, но и вброд (с глубиной дна более метра). Удельное давление на грунт вдвое ниже, чем у любого грузовика.

Приводится в движение мобильная установка «Тополь-М» силовой 800-сильной дизель-турбо установкой ЯМЗ-847. Скорость на марше – до 45 км/ч, запас хода – не менее полутысячи километров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector