Таможенные органы рф

Введение

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее — граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.

Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее — контракт).

При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Таможенные органы РФ — это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Предмет исследования — «Цели и задачи таможенной службы». Цель работы — рассмотрение целей и задач таможенной службы. Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

Рассмотрение таможенной службы России.

Рассмотрение целей, задачи и функций таможенных органов.

Рассмотрение развития таможенной службы.

Структура подразделений ФТС

Исполняя свой долг перед государством, таможенные органы руководствуются КоАП РФ и Таможенным кодексом ЕАЭС. Правоохранительная деятельность таможенных органов реализуется в правовом поле российского законодательства, но при этом может руководствоваться отдельными нормами государств-членов Союза. Кроме того, в своей работе таможенники применяют и Уголовные кодексы РФ, включая процессуальный. Все эти законодательные акты являются правовой основой правоохранительной деятельности таможенных органов.

Структурированность подразделений центрального ведомства на данном этапе имеет трехуровневую систему. На первом уровне находится непосредственно ФТС России и подведомственное ей Управление по борьбе с контрабандой. Последняя организация состоит из нескольких отделов:

  • организации дознания;
  • таможенного расследования;
  • расследования уклонений от уплаты пошлинных сборов;
  • раскрытия преступлений, связанных с контрабандой и нелегальным оборотом наркотических средств через российскую границу;
  • по сотрудничеству с правоохранительными органами других стран;
  • информационно-аналитические подразделения;
  • отряды быстрого реагирования.

Аналогичный перечень отделов функционирует в каждом регионе. Особое место занимают подразделения собственной безопасности, выстроенные по вертикальной схеме подчиненности.

Главные проблемы на современном этапе

Подразделения ФТС, которые занимаются правоохранительной деятельностью, обеспечивают внешнюю защиту от посягательств на благополучие и хозяйственные интересы России. В периоды своего существования как субъекта исполнительной власти таможенные органы успешно демонстрируют эффективность организации своей работы, подтверждая ее юридическую и практическую значимость.

Из года в год количество уголовных дел, которые возбуждают дознаватели ФТС, увеличивается. С одной стороны, это говорит о положительной динамике в развитии правоохранительной деятельности таможенных органов, но с другой — является свидетельством устойчивости криминальной активности во внешнеэкономической отрасли. На сегодняшний день таможенная система нуждается в проведении реформы и решении следующих проблем:

  • низкое качество информационно-аналитического обеспечения сотрудников, задействованных в правоохранительной работе;
  • отсутствие эффективного механизма взаимодействия оперативно-розыскных подразделений ФТС РФ с другими ведомствами.

Кроме того, для полноценного противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков требуется расширение структуры таможенных органов РФ, которые осуществляли бы свою правоохранительную деятельность непосредственно на государственной границе. Все вышеуказанные проблемы приводят к снижению эффективности администрирования в таможенной сфере, поддержанию условий для недобросовестной конкуренции и попаданию некачественных импортных товаров на отечественный рынок.

Принципы правоохранительной деятельности на таможне

Проведя анализ правоохранительной деятельности таможенных органов, несложно сделать вывод о том, на каких принципах и идеях она основана. Чтобы выделить основные положения, которыми руководствуются в своей работе сотрудники ФТС, следует обратиться к федеральному законодательству. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, правоохранительная деятельность таможенных органов базируется на нескольких принципах.

Первый – принцип законности, под которым предполагается обязанность должностных лиц следовать положениям Конституции РФ, законам и прочим правовым актам, регулирующим эту специфическую сферу деятельности. Причем за нарушения регламента сотрудникам ФТС грозит наступление ответственности. В качестве органов надзора следить за соблюдением законности призвана прокуратура.

Второй – принцип уважения достоинства, гражданских прав. В ходе выполнения служебных обязанностей, проводя оперативно-розыскные работы, сотрудники ФТС обязаны защищать интересы России, ее населения, юридических лиц и привлекать к ответственности нарушителей.

Третий – принцип конфиденциальности. Его суть заключается в том, что любые действия и мероприятия, проводимые таможенниками, а также их результаты не должны быть достоянием общественности. Исполняя служебные обязанности, сотрудники обязаны соблюдать государственную тайну и не раскрывать сведений об организации, тактике и модели управления правоохранительной деятельности. Таможенные органы используют в своей работе гласные и негласные методы. Последние применяются по усмотрению должностных лиц или их руководителей при необходимости засекречивания важных сведений.

Оперативно-розыскные работы

Эта разновидность правоохранительной деятельности таможенных органов России осуществляется лицами и подразделениями, уполномоченными на проведение соответствующих мероприятий, чтобы защитить жизни, здоровье, права и интересы граждан, их имущество, общественную безопасность и целостность государства от преступных посягательств. Сегодня преступления, которые совершаются в таможенной сфере, наносят наибольший ущерб стране с экономической и политической точки зрения.

В правоохранительной деятельности таможенные органы России чаще всего сталкиваются с контрабандой, совершаемой организованными преступными группировками. Экономике государства наносят колоссальный ущерб крупномасштабные незаконные экспортные операции по вывозу стратегических разработок, сырьевых материалов, энергоносителей. Несмотря на активную многолетнюю борьбу, по-прежнему имеет место нелегальный импорт оружия, боеприпасов, наркотических веществ. Все эти контрабандные товары, поступая на территорию страны, способствуют обострению криминогенной обстановки.

В законе отмечено, что оперативно-розыскная правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в форме гласных и негласных мероприятий, но чаще этот вид работ совершается сотрудниками негласно. Если решить поставленную задачу можно открытыми методами, и необходимость в сокрытии информации, задействовании особых шифровальных средств и методов отсутствует, таможенники прибегают к гласности. Оперативно-розыскные работы близки по своему содержанию к уголовному процессу, осуществляемому органами МВД, ФСБ. Юридической основой для правоохранительной деятельности таможенных органов служит Конституция России, УК РФ, федеральное законодательство. Таможенники в своей работе используют указы Президента РФ, нормативно-правовые документы Федерального Собрания, Правительства РФ, приказы и инструкции Генпрокурора РФ и т. д.

Для улучшения показателей правоохранительной деятельности таможенные органы вправе проводить различные действия с целью раскрытия преступлений, а именно:

  • опрашивать население;
  • наводить справки и собирать образцы для криминалистических исследований;
  • проводить проверочные закупки;
  • собирать улики;
  • запрашивать документы;
  • вести наблюдение за подозреваемыми лицами;
  • обследовать с помощью специальных поисковых устройств помещения, здания, автомобили;
  • проверять содержание почтовых отправлений при подозрении на пересылку незаконных предметов;
  • прослушивать телефонные переговоры;
  • запрашивать информацию от технических каналов связи;
  • проводить оперативные эксперименты.

Кроме того, таможенники уполномочены привлекать к сотрудничеству лиц, проявляющих инициативу в содействии при осуществлении правоохранительной деятельности. Для этого используются служебные помещения, собственность частных и государственных учреждений, жилой и нежилой фонд, транспортные средства и имущество физических лиц.

В системе таможенных органов правоохранительной деятельностью могут заниматься только те должностные лица, которые обладают соответствующей компетенцией. Причем в своей работе им разрешено использовать зашифрованные документы, позволяющие скрывать личность, принадлежность к ФТС при выполнении оперативно-розыскного задания. Сотрудники имеют все необходимые полномочия для создания предприятий, учреждений, организаций и подразделений, если это позволит решить поставленную задачу.

Пресечение нарушений таможенного режима

Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из фундаментальных положений административного права и принципов, определяющих основные правила прохождения таможенных процедур, регулирующих вопросы о привлечении субъектов к юридической ответственности. Этот нормативно-правовой акт предусматривает также возможность применения мер принуждения и привлечения к ответственности военнослужащих и прочие положения. Нарушением правил ТК ЕАЭС, который применяется не только в России, но и в партнерских странах, признано действие или бездействие лица:

  • препятствующего проведению личного контроля сотрудниками ФТС;
  • посягающего на установленный режим перемещения через госграницу продукции и транспортных средств;
  • противящегося порядку таможенного контроля и оформления, проверке и досмотру;
  • несогласного с размером таможенных платежей, порядком их уплаты, основаниями для предоставления льгот и т. д.

К ответственности за нарушения таможенного режима и положений ТК ЕАЭС могут привлекаться не только россияне, но и иностранные граждане, частные предприниматели, юридические и должностные лица.

Характерные черты и признаки

Правоохранительная деятельность, осуществляемая таможенными органами, имеет ряд особенностей. Во многом она схожа с той правоохранительной деятельностью, которой занимаются другие исполнительные органы.

В первую очередь стоит отметить то, что полномочия таможенников подкреплены правом использования юридических мер воздействия, к которым относят государственное принуждение и взыскание. Применять такие меры на таможне могут только в соответствии с регламентом, установленным федеральным законодательством. Не менее важная роль отводится мероприятиям по предупреждению противоправных действий, их профилактике и пресечению.

Правоохранительная деятельность таможенных органов носит процессуальный характер. Свои обязанности сотрудники ФТС выполняют, соблюдая определенные процедуры, прописанные в законе. Еще одним характерным признаком работы правоохранителей считается невозможность заниматься данной деятельностью при отсутствии делегированных полномочий – здесь говорится о таможенной службе. Подразделения комплектуются подготовленными госслужащими, имеющими юридическое образование и обладающими достаточным профессиональным опытом. Сотрудников ФТС обеспечивают всеми необходимыми материальными и техническими средствами. В ходе осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы РФ на принципах оперативности и законности принимают обоснованные решения о мерах юридического воздействия с целью защиты прав от различного рода нарушений.

Таможня – это целая подсистема правоохранительных органов, активно взаимодействующая с другими структурами исполнительной власти, госорганами, предприятиями, учреждениями здравоохранения, частными предпринимателями.

Структура таможенных органов

Таможенные органы России состоят из:

1) Федеральной таможенной службы (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональных таможенных управлений (РТУ), к которым относятся:

  • Центральное таможенное управление (ЦТУ);
  • Северо-западное таможенное управление СЗТУ);
  • Южное таможенное управление (ЮТУ);
  • Приволжское таможенное управление (ПТУ);
  • Уральское таможенное управление (УТУ);
  • Сибирское таможенное управление (СТУ);
  • Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ);
  • Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ).

3) таможен;

4) таможенных постов.

Также есть таможни прямого (непосредственного) подчинения ФТС России, к которым относятся: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная базовая, Центральная акцизная, Крымская, Севастопольская, Калининградская областная таможни.

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Кто такой таможенник?

Таможенник – сотрудник государственной таможенной службы, осуществляющий контроль за перемещением людей, вещей, транспортных средств, товаров и других предметов через таможенную границу, а также производящий таможенное оформление и взимание таможенных платежей.

Название профессии произошло от древнерусского слова тамъга (печать, подать, пошлина), которое в свое очередь имеет тюркские корни. Отметим, что в Древней Руси таможню называли мытней (от слова мыт – название платежа, взимаемого местными князьями). История профессии таможенника берет свое начало в далекой древности, когда возникли первые внешнеэкономические отношения между государствами. Именно тогда возникла необходимость в контроле за товарами и людьми, пересекающими границы. Этим и занимались самые первые таможенники, и их деятельность с того времени практически не изменилась.

Сегодня, как и раньше, работа таможенника заключается в оформлении грузов, перевозимых через государственную границу. Профессиональные обязанности этого специалиста включают в себя:

  • оформление документации на грузы;
  • досмотр грузов на таможне, досмотр граждан в аэропорту или на вокзале;
  • обнаружение контрабанды и запрещенных к ввозу или вывозу товаров;
  • работа на контрольно-пропускных пунктах;
  • учет конфискованного товара;
  • расследование правонарушений в области таможенного права.

Если говорить более конкретно, то таможенник должен проверить документацию на товар и оформить собственные декларации, определить страну ввоза-вывоза товара и определить размеры пошлин и их количество, пропустить груз и граждан через границу. Кстати, круг обязанностей таможенников настолько велик, что внутри профессии существует несколько узких специализаций, которые зависят от места работы специалиста: работник контрольно-пропускного пункта, работник паспортного контроля, сотрудники международного таможенного ведомства и т.д. Поэтому при пересечении границы гражданам, как правило, приходится сталкиваться с самыми разными представителями этой профессии

При этом неважно, где именно эта граница проходит: в аэропорту, на железнодорожном вокзале или в морской гавани.

Завершение

Оставлять без внимания тему административных правонарушений таможенной сферы нельзя. Это важный вопрос, который заслуживает серьезного отношения. По официальным и неофициальным данным, количество преступлений, связанных с контрабандой или незаконным ввозом запрещенной продукции, оружия, наркотиков не идет на убыль, что служит поводом для тщательного рассмотрения порядка таможенных процедур, их эффективности и надежности. На данном этапе развития правоохранительной деятельности, системы принуждения и наказаний имеется ряд спорных моментов, недоработок и пробелов в законодательстве.

Основным показателем результативности работы правоохранительных органов специалисты считают организацию повсеместного противодействия вмешательству в экономическую безопасность страны, разработку тактического противодействия криминалитету, координацию действий всех правоохранительных структур и их взаимодействие путем расширения информационного пространства. Сотрудничество с подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ, Госнаркоконтроля РФ, Генеральной прокуратуры РФ можно смело отнести к первоочередным практическим мерам, направленным на улучшение работы по обнаружению, пресечению и профилактике таможенных правонарушений.

Основные функции и полномочия

Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ подразумевает выполнение ряда профессиональных функций, которые подтверждают их правозащитное предназначение. Так, Таможенный кодекс ТС, который действовал до недавнего времени, а теперь сменен Таможенным кодексом ЕАЭС, наделял таможенные органы функцией проведения мероприятий по предварительному расследованию дел о контрабанде, незаконном вывозе за территорию РФ технологий и прочих преступлений в данной сфере. В этом смысле обязательным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является принятие соответствующих мер по обнаружению правонарушений и задержанию опасных преступников, контрабандистов, согласно положениям и статьям УПК РФ.

Вторая функция таможенников – разрешительная. Правоохранительная деятельность таможенных органов включает в себя соблюдение разрешительного порядка при перемещении граждан, их легковых и грузовых авто, различной продукции через госграницу. Помимо этого, сотрудники ФТС обязаны вести борьбу с контрабандой, не допускать или пресекать нарушения действующего налогового законодательства.

Еще одна функция – консультационно-информационная. Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов является предоставление в ответ на запросы граждан и других государственных органов сведений, касающихся вопросов пересечения контрольного пункта пропуска на границе. Таможенники ведут статистику внешнеэкономических торговых операций, осуществляют оформление и контроль, создавая условия для бесперебойного товарооборота через границу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector