Всё, что вам нужно знать о thunderbolt

HistoryEdit

The Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II is an American single-seat, twin-engine, straight-wing jet aircraft developed by Fairchild-Republic in the early 1970s. The A-10 was designed for a United States Air Force (USAF) requirement to provide close air support (CAS) for ground forces by attacking tanks and other armored vehicles, and other ground targets with a limited air defense capability. It was the first USAF aircraft designed solely for CAS.

The A-10 was designed around the GAU-8 Avenger, a heavy rotary cannon that forms the aircraft’s primary armament. (It is, to date, the heaviest rotary cannon ever mounted on an aircraft.) The aircraft’s hull incorporates over 1,200 pounds (540 kg) of armor and was designed with survivability as a priority, with protective measures in place which enable the aircraft to continue flying even after taking significant damage. The A-10 also sports 6 x AGM-65D Maverick Air-To-Ground-Missiles which are standoff, fire and forget anti-armor missiles, giving the A-10 an even more important role as a «Tank Buster.» 

Достоинства и недостатки

40 лет активного использования доказали массу достоинств «Тандерболта» А-10.

Живучесть:

  • резервирование систем (например 2 независимые гидравлические системы управляют шасси и носовой пушкой);
  • разнесение двигателей;
  • топливные баки самозатягивающиеся;
  • бронировка самых важных частей — кабины, систем управления, топливных баков и пр.

Способен лететь, даже потеряв треть крыла, половину хвостовой части и один из двух двигателей.

А-10 возвращается на базу даже пробитым двигателемПотеря части хвоста — не повод не вернуться с задания на «Тандерболте»Прилетает на аэродром «Бородавочник» и с серьёзными пробоинами в корпусе и крыле

Богатая техническая начинка:

  • обилие разнообразного вооружения — управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты разного типа, авиапушки;
  • высокая точность вооружения;
  • хорошая боевая нагрузка — 7,2 т;
  • множество прицельно-навигационных систем и радиооборудования;

Отличная манёвренность на низких высотах:

  • уклоняется от зенитных управляемых ракет;
  • за 7 секунд разворачивается и заходит на повторную атаку.

Выигрышные технические характеристики:

  • долгое время полёта (с возможностью дозаправки) — до 8 часов;
  • отличный практический потолок — почти 14 км;
  • на низкой скорости с одного захода поражает малоразмерные цели;
  • хороший обзор из кабины;
  • прекрасная управляемость (никогда не было специального тренировочного варианта).

Есть, однако, у самолёта и слабые стороны:

На больших скоростях А-10 менее манёвренный — например вписаться в каньон будет очень сложно.

  1. Двигатели уязвимы сверху.
  2. Не всеяден — летает только на авиационном керосине.
  3. Слабая часть — от хвоста до бронекабины летчика, можно прошить зенитной самоходкой «Шилка».
  4. Листы титана нецельные, несварные, а на болтах — опасность поражения пилота.

Несмотря на доблестную службу, «Тандерболт» всё время планируют заменить тремя сотнями новых самолётов. В 2017 году в списке вероятных претендентов на место «Бородавочника» были лёгкие штурмовики Textron AirLand по прозвищу Скорпион, многоцелевой Beechcraft AT-6 «Оборотень», а также бразилец Embraer A-29 Super Tucano с кевларовой бронёй и сельскохозяйственный штурмовик Air Tractor AT-802L Longsword.

Самолёт-Скорпион TextronEmbraer A-29 Super TucanoСамолёт AT-802L по прозванию «Длинный меч»Самолёт АТ-6, «Оборотень»

Конструкция штурмовика

Конструктивно одноместный штурмовик A-10 Thunderbolt II представляет собой низкоплан, обладающий трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж боевого самолета простой конструкции типа полумонокок изготавливался в основном из сплавов алюминия, которые отличались высокой коррозийной стойкостью к дефолиантам (смесь дефолиантов и гербицидов составляла печально известный Agent Orange), широко использовавшимся американцами во Вьетнаме. Фюзеляж самолета отличается достаточно высокой живучестью: он не должен был разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов, а также двух прилегающих к ним панелей обшивки.

Трехлонжеронное низкорасположенное крыло состояло из прямоугольного центроплана, в котором находились топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла штурмовика была достигнута использованием большого количества прямых лонжеронов, одинаковых нервюр и обшивки, которая производилась методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла конструкторы предусмотрели использование прямых соединений внахлест. Законцовки крыла самолета A-10 Thunderbolt II были отогнуты вниз, что позволило увеличить крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло выделялось большой относительной кривизной и толщиной, что обеспечивало ему на малых скоростях полета оптимальную величину подъемной силы.

Пилот и критически важные системы управления штурмовиком надежно защищены полуторадюймовой титановой броней, которая в состоянии выдержать попадание 37-мм снарядов. При этом бронекабина летчика изготовлена в форме «ванны», собранной на винтах из титановых бронелистов. Бронестекло фонаря кабины в состоянии выдержать попадание 23-мм снаряда такой ЗСУ как «Шилка».

На концах центральной части крыла самолета были установлены обтекатели, предназначенные для размещения основных стоек шасси, убирающихся вперед. Ниши обтекателей стоек после их уборки не закрываются щитками, поэтому колеса шасси несколько выступают наружу, что делает аварийную посадку штурмовика более безопасной. Хвостовое оперение самолета было спроектировано конструкторами таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора A-10 Thunderbolt II мог продолжать свой полет.

Новой и интересной для боевых самолетов была схема установки двигателей, которые разместили в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа штурмовика. К достоинствам подобной схемы расположения можно было отнести снижение радиолокационной и тепловой заметности двигателей, снижение вероятности попадания в воздухозаборник посторонних предметов с ВПП и пороховых газов при стрельбе из артиллерийской установки. Также подобная компоновка силовой установки позволяла обслуживать штурмовик и подвески вооружения при работающих двигателях и обеспечивала удобство при ее эксплуатации и замене. К тому же центральная часть фюзеляжа штурмовика A-10 оставалась свободной для размещения вблизи центра тяжести самолета топливных баков, что позволило обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки самолета.

Достоинством такого расположения было и повышение живучести штурмовика. Подтверждение этому было получено в боевых условиях. В 1999 году с авиабаз, расположенных на территории Италии, штурмовики A-10 Thunderbolt II принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии. В рамках проведения данной операции американские военные не признали ни одной потери штурмовиков A-10. В то же время 2 мая 1999 года в аэропорту Скопье (Македония) аварийную посадку совершил один из штурмовиков этого типа. Самолет сел на одном двигателе, второй двигатель был начисто отстрелен, позднее его демонстрировали по югославскому телевидению.

Высокая маневренность штурмовика на низких высотах давала машине неплохие шансы на уклонение от ЗУР и атак истребителей противника. Хорошая маневренность в совокупности с обзором из кабины и сравнительно низкой скоростью полета позволяли самолету поражать даже сравнительно малоразмерные цели с одного захода. Стрельба из артиллерийской системы по целям типа танк велась с высоты 100-150 метров с расстояния в 1800 метров, по небронированным целям огонь можно было открывать с дистанции 3000-3600 метров.

Описание

Разъём Thunderbolt на MacBook Pro. Такой разъём используется в Thunderbolt версии 1 и 2.

Интерфейс Thunderbolt был разработан компанией Intel в сотрудничестве с Apple. Торговая марка Thunderbolt была зарегистрирована Apple, но позже была передана компании Intel. Полные права принадлежат Intel. Первым устройством, где был применён данный интерфейс, стал ноутбук MacBook Pro компании Apple, который был анонсирован 24 февраля 2011 года.

Thunderbolt изначально разрабатывался для объединения мобильных устройств, ноутбука и настольного компьютера с использованием меньшего числа кабелей. В стандарте был предложен универсальный разъём для дисплеев и внешних устройств хранения. Передаваемая по Thunderbolt 1 и 2 мощность электропитания составляет 10 Ватт — больше, чем 4,5—5 Ватт в стандартном USB 3.0.

Интерфейс Thunderbolt объединяет протоколы PCI Express (PCIe) и DisplayPort (DP) в один последовательный сигнал и предоставляет постоянное напряжение по тому же кабелю. Контроллеры Thunderbolt мультиплексируют один или более каналов данных от подключённых к ним устройств PCIe или DisplayPort для передачи через один дуплексный канал Thunderbolt, затем демультиплексируют их для использования устройствами PCIe или DP на другом конце. Один порт Thunderbolt поддерживает до шести устройств Thunderbolt, подключаемых через концентраторы (хабы) или цепочкой (daisy chain).

Несколько устройств могут использоваться в качестве мониторов, но их количество не может превышать количества источников сигнала DP.

Монитор, использующий настоящий разъём MDP, может быть подключён к концу Thunderbolt-цепочки, так как Thunderbolt совместим с устройствами, поддерживающими DP 1.1a. При подключении DP-совместимого устройства к порту Thunderbolt предоставляется сигнал DP c 4 линиями (lane) и скоростью не более 5,4 Гбит/с на линию Thunderbolt. При соединении с устройством Thunderbolt скорость передачи данных по каждой линии составляет 10 Гбит/с, 4 линии Thunderbolt сконфигурированы как 2 полнодуплексных 10 Гбит/с канала, каждый состоит из линии на приём и линии на передачу.

Интерфейс Thunderbolt может быть реализован на PCIe-видеокартах, у которых есть доступ к разъёму DP и подключению по шине PCIe, или на материнской плате новых компьютеров со встроенным видео, таких, как MacBook Air.

Интерфейс изначально разрабатывался для работы с оптическими кабелями, разработанными партнёрами Intel и в лаборатории Intel’s Silicon Photonics. В это время технология была известна под названием Light Peak. В 2011 технология была переименована в Silicon Photonics Link. Однако было обнаружено, что обычное медное проводное соединение могло предоставить требуемую пропускную способность в 10 Гбит/с на каждую линию по более низкой цене. Оптические кабели Thunderbolt были заявлены в середине апреля 2012 года компанией Sumitomo Electric Industries.

Кабель

Конструктивно в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2 используется тот же разъём, что и Mini DisplayPort (MDP). MDP электрически совместим с полноразмерным DisplayPort, но использует меньший по размеру разъём, на котором отсутствует защёлка.

Активные кабели Thunderbolt содержат специальные интегральные микросхемы внутри корпуса разъёма. У кабеля есть пять проводов: один для управления и две однонаправленных пары, одна для входящего и вторая для исходящего трафика.

24-контактный USB-разъём тип «C» (Type-C) — используется в интерфейсе Thunderbolt 3-й версии.

В интерфейсе Thunderbolt 3-й версии используется разъём USB Type-C.

Боевое использование Р-47 «Тандерболт»

Первой в ВВС Армии США освоение Р-47В начала 56-я ИАГ. Освоение шло трудно — за период обучения группа потеряла 13 пилотов и 41 самолет! В боевых условиях Р-47В не применялся. В декабре 1942 г. первые Р-47С прибыли на Британские о-ва, поступив на вооружение 4-й ИАГ. Такими же самолетами вооружили 78-ю ИАГ и — после прибытия в Британию — 56-ю группу. Все три группы вошли в состав 8-й воздушной армии и применялись для сопровождения бомбардировщиков, а к концу 1943 г. к ним присоединилось ещё 7 групп, вооруженных P-47D. Но к тому времени функции эскортных истребителей все больше перенимали на себя Р-38 и Р-51, «Тандерболты» же постепенно переключались на задания штурмовиков. Не менее 14 групп P-47D из состава 9-й ВА поддерживали и прикрывали с воздуха высадку в Нормандии в июне 1944 г. Р-47М попали в 56-ю ИАГ, но из-за проблем с двигателями до конца войны в Европе в бой так и не вступили.

В Италии на Р-47С воевала 325-я ИАГ, а на Р-47D — 59-я, 79-я и ещё 5 групп.

На Тихоокеанском ТВД P-47D дебютировали в июне 1943 г. в составе 348-й ИАГ (5-я ВА) — с территории Австралии они штурмовали цели на Новой Гвинее. Вслед за ней «Тандерболтами» вооружили 348-ю, 35-ю, 58-ю группы и некоторые другие части. В апреле 1944 г. P-47D появились в Бирме (33-я, 80-я и 81-я ИАГ). К концу 1944 г. в составе ВВС Армии США на Р-47 летала 31 группа.

P-47N применялись исключительно на Тихом океане для сопровождения бомбардировщиков В-29. Эту модификацию эксплуатировали пять авиагрупп, действовавших с Гуама, Сайпана и Окинавы.

В ВВС США самолеты P-47D и P-47N (с 1948 г. — F-47D и F-47N) эксплуатировались до 1955 г. (в частях ВВС Национальной гвардии).

830 P-47D поступило в Великобританию, где самолеты с гаргротом обозначались «Тандерболт» Mk.l, а с каплевидным фонарем — «Тандерболт» Mk.ll. Подавляющее большинство их использовалось в Бирме, где первой в бой на «Тандерболтах» пошла 5-я АЭ. К концу 1944 г. ими вооружили ещё 8 эскадрилий, а в 1945 г. — 7 АЭ, правда, многие из них не успели принять участие в боевых действиях. После капитуляции Японии «Тандерболты» были быстро сняты с вооружения Королевских ВВС.

ВВС Свободной Франции получили в течение войны 446 P-47D, применявшихся, главным образом, на Средиземноморском ТВД. После окончания войны Франция получила и P-47N. «Тандерболты» вплоть до 1951 г. оставались на вооружении истребительных групп французских ВВС, а затем до 1960 г. использовались в качестве противоповстанческих штурмовиков в Алжире.

В ходе войны P-47D получили две латиноамериканские страны — Бразилия (88 единиц) и Мексика (25). Бразильские «Тандерболты» в составе 1-й ИАГ воевали с ноября 1944 г. в Италии, мексиканские в составе 201-й АЭ — с начала 1945 г. на Филиппинах.

В общей сложности, за 2,5 года боевой карьеры «Тандерболты» совершили миллион боевых вылетов, уничтожив 12000 вражеских самолетов. Собственные потери составили 5222 Р-47, но из них только 824 в бою. Уровень потерь «Тандерболтов» по отношению к количеству боевых вылетов — 0,7 % — был очень низкий.

После Второй мировой войны P-47D поступили на вооружение Боливии, Венесуэлы, Гондураса, Доминиканской Республики, Китая, Колумбии, Ирана, Никарагуа, Перу, Турции, Чили, Эквадора, Югославии. В некоторых странах «Тандерболты» прослужили до конца 60-х гг.

Примечания

  1. . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения 29 сентября 2015.
  2. . spec-naz.org. Дата обращения 30 ноября 2017.
  3. . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения 30 ноября 2017.
  4. . army-news.ru. Дата обращения 29 ноября 2017.
  5. Bell, 1986, p. 17
  6. Bell, 1986, p. 6
  7. Jenkins, 1998, p. 42
  8. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  9. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  10. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  11. . the Guardian. Дата обращения 2 января 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июня 2011.
  13. Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения 23 декабря 2014.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Особенности конструкции штурмовика A-10 «Тандерболт» II

Машина изготовлена в схеме нормальной аэродинамики, на которой были низко расположены крылья. Они имели форму трапеции и оснащены двухкилевым оперением вертикального типа. Корпус построен как полумонокок. В передней части аппарата был установлен фонарь пилота, что повышало обзор во всех плоскостях. На центральной части были установлены гондолы с двигателями, данное расположение позволило стабилизировать поток воздуха от моторов при маневрах и перегрузках.

Газы от ТРДД проходят таким образом, что снижает заметность машины при полете, потому что они проходят выше плоскостей стабилизаторов. Снижению заметности способствует и то, что двигатель оснащен системой двухконтурного охлаждения, которая не позволяет моторам сильно нагреваться.

Строение крыла состояло из двух консолей, которые имели большую степень стреловидности в передней части. Для лучшей генерации вихревых потоков концы консолей были отогнуты вниз. На центроплане и консолях были установлены закрылки Фаулера, которые имели три позиции. Центроплан оснастили предкрылками автоматического типа, они располагались между гондолами шасси и бортом корпуса. Крайняя часть крыла тоже имела элероны, состоящие из двух частей. Они могли расщепляться и при этом выполнять функцию воздушных тормозов.

Самолет Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II имеет систему шасси, которая представлена тремя опорами с носовой стойкой. На основных стойках установлено по одному колесу с пневматиками, что позволяет производить взлет с грунтовых аэродромов и с ровной пересеченной местности с травяным покровом. Стойки во время полета убираются в специальные ниши в гондолах крыла. Носовая стойка тоже имеет одно колесо, но ее особенностью является то, что она смещена на 40 сантиметров от центра симметрии, поскольку центральная часть используется для установки пушки. Кабина пилота разработана в схеме ванны, которая собрана из бронированных листов титана, соединенных между собой болтами.

Силовая установка аппарата была представлена двумя двигателями ТРДД, которые изготовила компания «Дженерал Электрик». Они имели обозначение TF34-GE-100F. Каждый двигатель выдавал мощность в 4100 кгс. Все горючее было расположено в фюзеляжных баках, изготовленных из бронированных листов с пористым наполнителем. Кроме того, все топливопроводы тоже были бронированными.

Много агрегатов самолета работало от гидравлической системы, которая имела автономные насосы, работающие от двигателей. Нормальным было давление в 210 кгс/см2. Электроэнергия поступала от трехфазных генераторов, установленных на моторах силовой установки. В аварийных ситуациях использовали аккумуляторы, расположенные на борту машины. При наземных работах или неработающих двигателях аппарат имел вспомогательную систему электропитания. В кабине пилота также установлено кресло типа ACES II, с помощью которого пилот мог эвакуироваться в аварийной ситуации.

Для полетов на большой высоте кабина пилота имела систему подержания микроклимата и систему вентиляции, продумана система обогрева фонаря кабины. При возгорании использовалась система тушения пожара с помощью фреона.

Survivors

The Australian War Memorial’s AC3 in 2013

At the end of World War II all but three Australian Cruiser tanks were disposed of by the Australian government. The 65 tanks that were not required to serve as a physical record in war museums in Australia and the UK were sold off by the Commonwealth Disposals Commission. One of the three saved was the only completed AC3 (serial number 8066) which is now located at the Treloar Resource Centre at the Australian War Memorial in Canberra.

An AC3 mockup was assembled from unused AC3 armour castings and a mix of AC3 and AC1 parts at the Melbourne Tank Museum in 1996–97, this piece was sold to a private collector in 2006.

Эксплуатация


A-10 в полёте

После поступления A-10 на вооружение ВВС США к нему долгое время относились как к «гадкому утёнку», что было обусловлено не только ограниченностью его применения, но и внешним видом, за который A-10 получил прозвище «Уортхог» (Warthog) — бородавочник. Самолёт подвергался критике, и ВВС даже подумывали о том, как от него можно избавиться, предполагая использовать в роли штурмовика F-16 (точнее, его модификацию A-16). В 1990 году Конгресс США принял решение о начале передачи «Тандерболтов» в состав Армии, однако в ноябре того же года было решено оставить в ВВС два авиакрыла A-10. Неожиданно успешное применение A-10 в ходе войны в Персидском заливе поставило точку в спорах о судьбе самолёта и доказало его необходимость.

В 1994 году штурмовики A-10 состояли на вооружении четырёх тактических истребительных авиакрыльев ВВС США (20-го, 23-го, 57-го, 355-го), а также подразделений резерва (442-го и 917-го тактических истребительных авиакрыльев и 930-й истребительной авиагруппы). В ВВС Национальной гвардии они имелись в пяти авиагруппах (103-я, Коннектикут; 104-я, Массачусетс; 110-я, Мичиган; 111-я, Пенсильвания; 175-я, Мэриленд). За рубежом они базировались в Великобритании и Южной Корее. Число состоящих на вооружении «Тандерболтов» постепенно снижается. На 2007 год эксплуатировалось 356 самолётов этого типа, в том числе 203 в регулярных подразделениях ВВС, 51 в резервных подразделениях, 102 в ВВС Национальной гвардии. Тем не менее, ВВС США планируют сохранять A-10 на вооружении как минимум до 2028 года.

A-10 не поставлялся на экспорт. В разное время им интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея, Япония, однако военные бюджеты этих стран не позволяли закупать узкоспециализированный тяжёлый штурмовик, в результате чего предпочтение во всех случаях отдавалось многоцелевым истребителям-бомбардировщикам. В 1993—1994 годах предполагалось поставить 50 «Тандерболтов» Турции, но это решение было отменено.

Один полётный час «Тандерболта» обходится американскому бюджету в 17 564 доллара.

В 2012—2013 годах в Афганистане участвовали самолёты новой модификации A-10CS.

355-й авиаполк (ACC). Самолёты оборудованы нашлемной системой Helmet Mounted Cueing System (HMCS), обновлённым программным обеспечением, продвинутой системой распознавания «свой-чужой» наземных целей и другими улучшениями.

В сентябре 2015 года было принято решение о размещении штурмовиков в Эстонии на авиабазе Эмари.

A-10 будет частично заменён/дополнен истребителями-бомбардировщиками F-35A в 2015—2017 годах.

Trivia

pencil

All right, gentlemen, it’s time to clean house!
This article or section may require a cleanup to meet Acepedia’s quality standards.

  • In real life, the A-10A is unable to exceed a speed of 520 MPH in level flight. In Ace Combat, it is depicted as being able to go to speeds much higher than that, especially with part modifications.
  • In Ace Combat: Assault Horizon, the design of the Thunderbolt II allows it to maintain pitch control while stalling, an ability shared with the F-35B Lightning II and the AV-8B Harrier II plus.
  • Color 1 in Ace Combat: Assault Horizon is replica A-10A from 81st Fighter Squadron 52d Fighter Wing, Spangdahlem United States Air Force Base, Germany (tail code SP).
  • Color 2 in Ace Combat: Assault Horizon is replica A-10A from 23d Tactical Fighter Wing, England Air Force Base, Louisiana (1981–1992, tail code EL)

Использование более одного устройства на интерфейсный порт

Еще одна особенность, попавшая в спецификацию Thunderbolt, — это возможность использовать несколько устройств из одного периферийного порта. Это избавляет от необходимости иметь несколько портов, которые были бы общими для многих компьютеров. Поскольку компьютеры становятся меньше, становится меньше места для разъемов. Многие ультратонкие ноутбуки, такие как MacBook Air и ультрабуки, могут иметь место только для двух или трех разъемов. Существует большое количество различных периферийных портов, больше, чем можно уместить на таком устройстве.

Чтобы обеспечить возможность использования нескольких периферийных устройств на одном порту, Thunderbolt использует функциональность последовательного подключения, которая была представлена ​​в FireWire . Чтобы это работало, периферийные устройства Thunderbolt имеют как входящий, так и исходящий порт соединителя. Первое устройство в цепочке подключено к компьютеру. Следующее устройство в цепочке соединит свой входящий порт с исходящим портом первого. Каждое последующее устройство будет подключено аналогично предыдущему элементу в цепочке.

Теперь существуют некоторые ограничения на количество устройств, которые можно подключить к одному порту Thunderbolt. В настоящее время стандарты позволяют включать в цепочку до шести устройств. Очевидно, что многое из этого связано с ограничениями поддерживаемой полосы пропускания данных. Если вы установите слишком много устройств, это может привести к перегрузке этой полосы пропускания и снижению общей производительности периферийных устройств. Это наиболее очевидно в текущем стандарте, когда к одной цепочке подключено несколько дисплеев.

История создания

Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь Армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у Армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.


Конкурирующий прототип Northrop YA-9.

В мае 1970 года для участия в финале конкурса были выбраны проекты компаний Northrop и Fairchild Republic. Для постройки опытного образца Нортроп YA-9A было выделено 28,9 млн долларов, для Фэйрчайлд-Рипаблик YA-10A — 41,2 млн. Первым в воздух поднялся YA-10A (10 мая 1972 года), опередив своего конкурента на двадцать дней. Для проведения сравнительных испытаний на авиабазе Эдвардс было сформировано подразделение JTF (Joint Test Force), состоявшее из лётчиков, имевших большой боевой опыт. Сравнительные испытания начались 24 октября 1972 года. На авиабазе Райт-Паттерсон проводилась оценка боевой живучести самолётов с применением оружия советского производства, в частности ЗУ-23-4 «Шилка». Кроме того, оба прототипа сравнивались с состоявшим на вооружении ВВС штурмовиком A-7D. В целом YA-9A и YA-10A оказались достойными соперниками, не имея друг перед другом решающих преимуществ. Самолёт Нортроп имел немного более высокую манёвренность и разгонные характеристики, самолёт Фэйрчайлд-Рипаблик был более экономичным и простым в обслуживании. Наконец, в январе 1973 года было объявлено о победе в конкурсе YA-10A. Фирма Фэйрчайлд-Рипаблик получила первый контракт (159 млн. долларов) на производство 10 предсерийных самолётов.

Первый предсерийный YA-10A поднялся в воздух 15 февраля 1975 года. В сентябре на него впервые было установлено штатное оружие — авиапушка GAU-8 «Эвенджер» (до этого самолёты летали с пушкой M61). 30-мм авиапушка GAU-8 была создана специально для A-10 и является одной из мощнейших артиллерийских систем, когда-либо устанавливавшихся на американских самолётах. Пушка установлена по центру фюзеляжа (и заняла половину его), поэтому носовую стойку шасси пришлось установить не по осевой линии, а чуть сбоку, справа.
Эффективность огня GAU-8А испытывали на американских танках M48 и советских Т-62, полученных из Израиля; выяснилось, что она способна эффективно поражать Т-62 (вызывать пожар и детонацию боекомплекта) при стрельбе на дистанциях до 1200 м. В октябре 1975 года взлетел первый серийный A-10A, получивший официальное название «Тандерболт» II в честь известного истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 «Тандерболт». С марта 1976 года самолёты начали поступать в подразделения авиабазы Девис-Монтен, штат Аризона. Первая эскадрилья A-10 достигла боеготовности в октябре 1977 года.

Серийное производство A-10 было завершено в 1984 году после постройки 715 самолётов. Стоимость одного самолёта — 4,1 млн. долларов в ценах 1977 года, или 16,25 млн. долларов в ценах 2016 года.

Всего изготовлено 715 самолётов: два прототипа, 6 предсерийных YA-10A и 707 серийных A-10 (по другим данным изготовлено 708 серийных самолётов).

Thunderbolt 3 против USB type-c: в чем разница

Никогда еще не было такого количества типов устройств, систем и функций, которые бы соответствовали технологическим требованиям. Не, что один из частых вопросов, касается разницы между USB-C и Thunderbolt 3. Новейшая версия TB 3 теперь имеет встроенный USB-C, чтобы предоставить потребителям универсальный порт.

Из-за этого обновления многие не понимают разницы между ними. Они используют один и тот же обратимый порт, что может привести к путанице между этими двумя соединениями. В то время как разъемы выглядят одинаково, Thunderbolt 3 имеет некоторое дополнительное оборудование по сравнению с более широко распространенным USB-C.

USB Type-с — это спецификация для разъемов и кабелей. Некоторые из его функций:

  1. Симметричный, откидной, или обратимый. Обе стороны могут быть вставлены в порт в любом направлении.
  2. Мощность до 100 Вт.
  3. Поддерживает альтернативные режимы, такие как DisplayPort, Thunderbolt.

Thunderbolt 3 определяет расширенный набор возможностей, который работает на разъемах USB-C и кабелях. Вот набор функций, которые он предоставляет:

  1. При скорости 40 Гбит/с является самым быстрым из доступных соединений.
  2. TB 3 является двунаправленным с четырьмя линиями PCI Express Gen 3 и восемью линиями DisplayPort 1.2.
  3. C такой технологией можно подключиться к любой док-станции, устройству или дисплею.

Различия между ними:

  1. Thunderbolt 3 имеет возможности usb type-c, но это не работает в обратном порядке. Разъем имеет такую же конструкцию, но если подключите кабель TB 3 к порту USB-C, будут ограничения по возможностям.
  2. Технология обладает большей производительностью, когда речь идет о скорости и отображении видео. Его скорость обеспечивает более быстрый доступ к большему количеству данных по сравнению с USB-C. Он работает на скорости 40 Гбит/с, а USB-C работает на скорости 10 Гбит/с.

В качестве компьютерного протокола Thunderbolt можно рассматривать как технологию передачи данных вместо порта ноутбуков. Он справляется со многими задачами, требующих большого количества разъемов. Вот почему все больше ноутбуков, которые используют легковесную функцию, предоставляют данный интерфейс. Ведь ноутбуки также зависят от порта расширения, как и от диска, клавиатуры и материнской платы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector