Тема № 1 единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чс

Эшелонирование сил и средств РСЧС

Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их три.

В первом эшелоне принимают участие:

  • ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели);
  • противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи;
  • подразделения постоянной готовности спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 минут.

Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона. К ним относятся:

  • подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной службы МЧС России;
  • ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи.

Срок их прибытия – не более трех часов.

Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:

спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

  • ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
  • соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
  • специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.

Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям своими силами не может справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Тест №2

Происшествие, повлекшее тяжелые последствия и человеческие жертвы называют:
А. Аварией на транспорте.
Б. Экологическим нарушением среды обитания.
В. Катастрофой.

Гибель «Титаника» можно считать:
А. Гидродинамической аварией.
Б. Диверсией.
В. Транспортной аварией(Катастрофой).

Потенциально-опасным объектом называют:
А. Особо охраняемый объект.
Б. Предприятие, на котором возможны хищения опасных веществ.
В

Предприятие, на котором возможны аварийные ситуации.

Услышав сигнал «Внимание всем!» необходимо:
А. Спуститься в подвал.
Б

Позвонить всем знакомым и предупредить об опасности.
В. Включить радио или ТВ, прослушать рекомендации.

При взрыве наиболее пострадают:
А. Самые высокие здания.
Б. Гаражи.
В. Подвалы и чердаки жилых домов.
Д. Домашние животные.

Окислителем при горении обычно бывает:
А. Лимонная кислота.
Б. Кислород воздуха.
В. Уксусная эссенция.

Возгорание телевизора в квартире считают:
А.Техногенным происшествием.
Б. Внутренним пожаром.
В. Скрытым возгоранием.

Вторичным поражающим фактором взрыва можно назвать:
А. Затраты на восстановление имущества.
Б. Ущерб, нанесенный владельцу.
В. Разлет осколков стекол и обломков.

Если пожар в соседней квартире – правильнее поступить так:
А. Подняться на крышу и ждать спасателей.
Б. Связать простыни и шторы и попытаться спуститься на землю.
В. Вызвав пожарных, не предпринимать никаких действий.

Если на человеке загорелась одежда, вы:
А. Завернете его с головой в покрывало или одеяло.
Б. Быстро разрежете на нем одежду острым ножом.
В. Закатаете его в ковер или палас.
Г. Наберете в ванну воды и опустите туда пострадавшего.

В процессе создания РСЧС силы ГО были:
А.Ликвидированы.
Б. Реформированы в МЧС.
В. Вошли в состав РСЧС.

Назовите «лишний» уровень РСЧС.
А.Федеральный.
Б.Территориальный.
В. Местный.
Г. Районный.

Режим ЧС в пределах конкретной территории вводится:
А. При угрозе возникновения ЧС.
Б. При возникновении и ликвидации ЧС.
В. При устранении Последствий ЧС.

Какое из подразделений входит в состав РСЧС?
А.Патрульно-постовая служба.
Б. Лечебно-профилактическая служба.
В. Поисково-спасательная служба.

Группа пиротехников в составе Центра «Лидер»:
А. Проходит обучение для отправки в «Горячие точки».
Б. Обеспечивает проведение торжеств и праздников.
В. Выполняет работы со взрывчатыми веществами.

Международное гуманитарное право в ходе ведения войны запрещает:
А.Захватывать военное имущество сдавшегося противника.
Б.Наносить серьезный или долговременный ущерб природной среде.
В.Перевозить военнопленных не предназначенным для них транспортом.

Основные Конвенции МГП были приняты в городе:
А.Берн.
Б. Женева.
В. Страсбург.

По определению МГП комбатантом не является:
А. Партизан.
Б. Раненый генерал.
В. Войсковой священник.
Г. Официант военной столовой.

Предметы, не подлежащие конфискации у военнопленного:
А. Часы.
Б. Компас.
В. Телефон.
Г. Деньги

Командир, допустивший расстрел пленного по нормам МГП считается:
А. Уголовником.
Б. Нарушителем Конвенций.
В. Военным преступником.
Г. Мародером.

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

Другие факты о РСЧС

В МЧС России РСЧС называют паспортом территории. Такой документ имеет каждый муниципальный район. В документе записываются и определяются всевозможные ЧС, которые свойственны данному району и возможны в будущем. В паспорт записываются огромный спектр случаев: авария на энергоснабжающих объектах, землетрясения, наводнения, пожары. Также заранее определяются службы, которые будут задействованы при возникновении определенного случая.

Например, если случается пожар, в первую очередь должны быть активизированы пожарные службы, скорая помощь, МЧС (присутствует в любом паспорте), воздушный транспорт и т. д. Таким образом паспорт даст возможность быстро скоординировать имеющиеся силы и действовать немедленно. Для системы самым сложным является редактировать и обновлять паспорт, чтобы информация в нём была актуальной. В нём также записываются состояние дорого к тому или иному объекту. Чтобы в случае ЧС выбрать самый короткий и надёжный путь.

Как видим расшифрованная нами аббревиатура, которая звучит как РСЧС, является масштабной государственной структурой, без которой нельзя обойтись.

1.1 Структура РСЧС

Руководство
ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах,
министерствах и ведомствах, в учреждениях, в организациях и на предприятиях,
независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей
органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций,
предприятий.

Установлено,
что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской
обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление
мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранностинакопленных фондов индивидуальных
и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил и средств
ликвидации ЧС, обучение населения и персонала предприятий к действиям в
чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие
штабы ГО преобразованы в управления по делам ГО и ЧС.

Создана
структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и
ведомственные подсистемы.

Территориальные
подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей)
подразделяются на звенья, соответствующие принятому
административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах —
комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные
функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению
ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных
чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и
материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют
самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят
за пределы
подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней
являются управления по делам ГО и ЧС.

Функциональные
подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств
РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием
природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных
резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС.
Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных
подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких
министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или
задачи, дополняющие друг друга. Ведомственные
подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и
ликвидации ЧС
на подведомственных им объектах

Ведомственные
подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и
ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

РСЧС
имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный
(территориальный). Региональный появился в результате деления России на девять
крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской
обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов
исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями,
областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или
глобальных ЧС.

У
начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые
штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных
обязанностей
.

Штаб
является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

организация
и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и
стихийных бедствиях;

своевременное
оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих
населенных пунктов о возникновении ЧС;

разработка
плана ГО;

осуществление
мероприятий по защите трудового коллектива;

обучение
личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

поддержание
постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для
организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и
средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ
создаются службы:

связи
и оповещения;

охраны
общественного порядка;

противопожарная;

аварийно-техническая;

убежищ
и укрытий;

медицинская;

противорадиационной
и противохимической защиты;

автотранспортная;

материально-технического
снабжения и др.

Количество
служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики
предприятий и наличия структурных подразделений для их организации.

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Какие задачи решает РСЧС?

Condorita

В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Danil maternovskiy

— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Задачи исполнительной власти федерального уровня

Цели данного уровня РСЧС – это:

  • Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
  • Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
  • Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.
  • Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
  • Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
  • Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
  • Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
  • Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector