Уголовно-исполнительная система

Некоторые факты

Как и любая другая государственная структура, УИС иногда оказывается в центре скандалов, критикуется в СМИ. Население, не до конца понимая, что такое ФСИН, обвиняет их в незаконном содержании или не в правомерности действий сотрудников, хотя структура только осуществляет исполнение приговоров и постановлений судей и прокуроров.

В недавнем обращении Президент РФ отметил снижение преступности и уменьшение количество лиц, содержащих под стражей. Это, в том числе, связано и с проводимыми действиями в плане воспитания и помощи осужденным, а также инициативой по замене наказаний за не тяжкие преступления условными сроками.

Не обошлось в ведомстве и без коррупционных скандалов. Один из самых громких – это обвинение бывшего руководителя ФСИН А. А. Реймера в махинациях при закупке специального оборудования.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы не получила прогнозируемого продолжения, предполагаемая замена колоний на тюрьмы вряд ли осуществима в течение ближайших двух лет, хотя официального отказа от намеченных целей Правительство пока не опубликовывало.

Что входит в состав уголовно исполнительной системы?

Основные виды деятельности и состав уголовно исполнительной системы РФ регламентированы специальным законом № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В 5 статье данного закона сказано, что уголовно исполнительная система РФ включает в себя следующие организации и учреждения:

  • центральный орган управления УИС (ФСИН Министерства юстиции РФ);
  • окружные и территориальные отделы управления УИС, расположенные в федеральных округах, и субъектах РФ соответственно;
  • учреждения и органы, отвечающие за исполнение наказаний. Сюда включены исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и УИИ (уголовно-исправительные инспекции). На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует свыше 800 исправительных учреждений и свыше 2 400 учреждений УИИ, на учете в которых состоит свыше полумиллиона человек;
  • СИЗО (следственные изоляторы и ПФРСИ (помещения исправительных колоний способны функционировать в режиме СИЗО). Первых насчитывается свыше 200, а вторых свыше 150 штук.

Согласно постановлению Правительства РФ, обеспечивать работу УИС могут включенные в нее различные предприятия и организации, например, учебные или медицинские.

Основные функции УИС таковы:

  • исполнение наказаний, назначенных за совершение уголовно наказуемого преступления;
  • содержание под стражей и охрана лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовно наказуемого преступления;
  • обеспечение порядка и безопасности содержания осужденных лиц и персонала;
  • привлечение осужденных лиц к труду. Нужно сказать, что на сегодняшний день в УИС включены свыше 750 предприятий, среди которых преобладают лесозаготовительные, сельскохозяйственные и промышленные. Нужно сказать, что лица, отвечающие за привлечение осужденных к труду, не могут похвастаться отличным результатам. Согласно статистике, примерно половина заключенных по тем или иным причинам не работает;
  • обеспечение образования и профессиональной подготовки осужденных лиц. На сегодняшний день в УИС насчитывается свыше 400 общеобразовательных учреждений и более 400 профессиональных училищ;
  • обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящее время в состав уголовно исполнительной системы включено более 300 медицинских учреждений;
  • содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Системные нарушения

Проблема превышения должностных полномочий работниками пенитенциарных учреждений носит системный характер, отметил член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин, комментируя RT заявление Валерия Максименко.

«Руководство ФСИН и колоний прекрасно понимают, что упомянутые 42 нарушения — это, скорее всего, никакие не эксцессы, а системное явление. Ведомство уже давно пытается бороться с должностными преступлениями своих сотрудников при помощи тотального видеонаблюдения, но это не помогает полностью искоренить проблему. Важна ведь не камера и не видеорегистратор. Важен человек, который его носит, а потом отсматривает запись», — сказал он.

Также по теме


«От наказания не уйдёт никто»: замдиректора ФСИН России о ситуации с избиением заключённого

Все сотрудники ярославской исправительной колонии №1, имеющие отношение к избиению заключённого, понесут уголовное наказание. Об этом…

Он подчеркнул роль общественных организаций при расследовании подобных нарушений. По его словам, именно общественные наблюдательные комиссии и другие правозащитные структуры должны обеспечивать качественную обратную связь для руководства ФСИН и надзорных органов, «чтобы до прокуроров, следователей, директора ФСИН не доходил искажённый сигнал».

По мнению Каляпина, история с избитым в ярославской ИК-1 Евгением Макаровым является рядовой для российской пенитенциарной системы.

«Подобных сообщений о побоях, как в Ярославле, много. Отличие лишь в том, что здесь появилось видео, — рассказал RT член президентского совета. — Примеров, когда людей в колониях избивали и даже убивали, много. Для того чтобы добиться расследования этих случаев, уходили годы. А видео из колонии посмотрели миллионы людей. Поэтому ФСИН и правоохранительные органы были вынуждены на это реагировать».

Правозащитник также предположил, что проблемы во ФСИН могут быть связаны с нехваткой сотрудников, с которой сталкивается ведомство.

«Система наказаний в России испытывает кадровый голод, — посетовал Каляпин. — Сотрудники это прекрасно понимают и считают себя незаменимыми, так как мало кто хочет ехать в отдалённые регионы на службу в колониях».

Обзор документа

Решено заново создать Общественный совет при ФСИН России по проблемам деятельности УИС.

Цель деятельности осталась прежней — привлечь общественность к участию в решении задач, стоящих перед УИС, к защите прав и законных интересов работников и ветеранов УИС, осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях, содержащихся в СИЗО.

Уточняется порядок формирования совета. Кандидаты в члены выдвигаются директором ФСИН России, его заместителями, начальниками структурных подразделений и учреждений, непосредственно подчиненных Службе, Общественной палатой РФ, членами Экспертного совета при Правительстве РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Расширен перечень лиц, которые не могут работать в совете. Речь идет о тех, членство которых в Общественной палате РФ ранее было прекращено в связи с грубым нарушением Кодекса этики.

Пересмотрена компетенция совета. Так, он помогает получать образование осужденным, а также несовершеннолетним, содержащимся под стражей, реабилитироваться освободившимся из мест лишения свободы лицам. Содействует в налаживании взаимоотношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов для развития производства в учреждениях. Участвует в обсуждении важных вопросов. Создает рабочие группы, комиссии.

Как и ранее, совет проводит заседания не реже 1 раза в полгода на основе плана.

Прежний порядок работы совета признан утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Волна проверок

Проблема соблюдения прав заключённых оказалась в фокусе общественного внимания после публикации видео избиения сотрудниками ярославской ИК-1 заключённого Евгения Макарова. На записи видно, как группа людей в форме ФСИН на протяжении не менее десяти минут наносит удары заключённому резиновыми дубинками и кулаками в одном из помещений колонии.

По факту избиения, произошедшего в июне 2017 года (за год до публикации видеоматериала), было возбуждено уголовное дело по пункту «а» части третьей статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Расследование дела передано в главное управление Следственного комитета по личному поручению председателя СК РФ Александра Бастрыкина.

К настоящему моменту в рамках этого расследования арестовано уже 11 человек, подозреваемых в избиении Макарова. Ещё одному избрана более мягкая мера пресечения в виде домашнего ареста.

Самому потерпевшему предоставлена госзащита. Ответственность за её исполнение возложена на администрацию другой ярославской колонии, ИК-8, в которой Макаров теперь продолжает отбывать наказание.

«Макаров утверждает, что его продолжают провоцировать сотрудники ИК-8, которые имеют к нему доступ, — рассказала RT юрист Ирина Бирюкова. — Об этом он напрямую заявлял в суде при рассмотрении материалов арестов новых сотрудников. Я знаю, что его посещал представитель прокуратуры, однако о конкретных мерах в связи с сложившейся ситуацией мне неизвестно».

Бирюкова подчеркнула, что, несмотря на определённые сложности в новой колонии, надзиратели по отношению к Макарову физическое насилие не применяли.

На волне общественного внимания в СМИ стали появляться новые публикации о случаях насилия в отношении заключённых в российских исправительных учреждениях.

Так, на минувшей неделе стало известно о возбуждении уголовного дела по факту насилия в отношении заключённого татарстанской колонии №18 в августе 2018 года. За последние полтора месяца аналогичные дела возбуждались также в Чите, Калининграде, Брянске и других российских городах.

Приказ 21 фсин россии от 15 02 2006 скачать

  1. Назначение и задачи подразделений охраныК Минюсту подали иск из-за засекреченной инструкции по охране учреждений ФСИНПраво на свидание не означает право проходаПриказ 21 дсп уисПриказ мю от 15 02 2006 n21 дсп об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений следственных изоляторовОсновные нормативные акты Минюста России, ФСИН России, регламентирующие организацию режима, надзора, безопасности, охраны и конвоированияПриказ 21 дсп инструкция по охранеОхраны исправительных и воспитательных колоний, производственных и тюрем уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской и социального развития Российской Федерации (далее – ПБСТИН или из исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС на.Основные нормативные акты Минюста России, ФСИН России, регламентирующие организацию режима, надзора, безопасности, охраны и конвоированияПриказ 21 дсп уисОхраны исправительных и воспитательных колоний, производственных и тюрем уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской и социального развития Российской Федерации (далее – ПБСТИН или из исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС на. Назначение и задачи подразделений охраны Одним из основных документов, регламентирующих служебную деятельность сотрудников подразделений охраны УИС, является приказ МЮ РФ от 15.02.2006 № 21дсп

«Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»

. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и осуществления охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Для выполнения задач по охране учреждений уголовно-исполнительной системы в каждом из них создаются отделы охраны.

https://www.youtube.com/watch?v=rPIN5gxDY9c

Категорически запрещается привлекать для охраны осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, сотрудников, не прошедших соответствующую подготовку, не допущенных в установленном порядке к самостоятельному выполнению задач по охране и не состоящих в штате учреждения.

Сотрудники служб охраны обязаны строго соблюдать законность, выполнять служебные задачи с полным напряжением моральных и физических сил, проявлять при этом стойкость, мужество, смелость, выносливость, честность и неподкупность, разумную инициативу и находчивость.

Высокая сознательность, бдительность, профессиональная и психологическая подготовка, служебная дисциплина, физическая закалка, сплоченность коллектива – важнейшие условия успешного выполнения служебных задач.

Охрана учреждений и их объектов представляет собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны, совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, содержащимися под стражей лицами, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения.

Основными задачами отделов охраны учреждений являются: — охрана жилых зон исправительных колоний; — охрана жилых и смежных с ними производственных зон исправительных колоний, на которых осужденные реализуют свое право на трудовую адаптацию; — охрана лечебных учреждений; — охрана воспитательных колоний; — охрана следственных изоляторов; — осуществление пропускного режима на охраняемых объектах; — конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из учреждений на обменные пункты и обратно, а также между учреждениями УИС территориального органа; — конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно; — охрана производственных объектов во время работы на них осужденных.

Деятельность по охране учреждения включает: — организацию выполнения поставленных задач; — действия при чрезвычайных обстоятельствах; — всестороннее обеспечение службы охраны.

При расчете объема службы время несения службы начальниками караулов и служебных нарядов, их помощниками и другими лицами, входящими в состав караулов и служебных нарядов, приводится к постам в суточном исчислении (приложение № 1 к Инструкции)

Структура

Чтобы лучше понять, что такое ФСИН, необходимо рассмотреть его устройство. Организация имеет множество подразделений и подведомственных учреждений:

  • уголовно-исполнительная инспекция осуществляет надзор за людьми, осужденными условно, или вышедшими из колонии досрочно;
  • отдел по конвоированию организует перевозку спецконтингента в суды, полицейские участки, в медицинские учреждения и в места отбытия наказания;
  • имеются и учебные заведения для подготовки сотрудников среднего и высшего начальствующего состава;
  • кинологическая служба, обеспечивает охрану и досмотр в специальных учреждениях;
  • медицинский отдел осуществляет профессиональную врачебную помощь.

Управление ФСИН включает в себя 19 направлений деятельности по обеспечению воспитательной, психологической, производственной, надзорной и оперативной работы.

Кадровый вопрос

Служба в уголовно-исполнительной системе привлекательна прежде всего тем, что по истечении десяти календарных лет, сотрудники вправе претендовать на получение пенсии. Стаж в учреждениях с обычными условиями содержания составляет полтора года за один, а в лечебных колониях, где находятся туберкулёзные больные, — два года за один.

С 2010 г. сотрудники ФСИН получают вполне приличные зарплаты, так что число желающих проходить службу в рядах уголовно-исполнительной системы сегодня немало. Однако с поднятием зарплат, изменились и требования к кандидатам:

  • отсутствие судимости у претендента и его близких родственников;
  • отсутствие хронических заболеваний;
  • устойчивая психика;
  • хорошая физическая подготовка.

Не многие из желающих до конца понимают, что такое ФСИН на самом деле — работа с осужденными порой бывает очень тяжела и опасна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector