Маус (танк)

Роль «Мауса» в советской танкостроительной школе

О том, что недалеко от Берлина обнаружен сверхтяжелый танк, в ставке Сталина стало известно 29 июня 1945 года. Из докладной записки маршала бронетанковых войск Федоренко Я.Н.:

По иронии судьбы, снаряженный по последнему слову техники Третьего рейха второй прототип сильно пострадал — внутри практически не осталось работающего оборудования:

В то же время первый прототип практически не был поврежден, у солдат его обнаруживших, сложилось впечатление, что он был просто разукомплектован незадолго до подхода Красной Армии:

Советские инженеры и военные сосредоточились на 205/II, поскольку он представлял наибольший интерес — работы проводились прямо на месте, ведь двигать порушенную громадину не было никакой возможности.

Что касается первого прототипа, то к моменту обнаружения на левом борту его корпуса имелись четыре отметины от попадания крупнокалиберных бронебойных снарядов. Ещё одна отметина была на левом борту массогабаритного макета башни.

Не исключено, что огонь по нему вел второй прототип, с целью оценить мощность своей пушки и шансы танков союзников пробить эту броню. Однако урон не прошел — как и хотел Гитлер, «Маус» был непробиваемой крепостью.

За лето и осень 1945 года оба прототипа были разобраны на агрегаты и отдельные элементы, все это описано и отправлено в Ленинград, в филиал опытного завода №100. Там шло проектирование нового тяжёлого танка и специалистам было интересно посмотреть на двигатели c электротрансмиссией.

Что касается «железа», то, по приказу командования, из корпуса первого прототипа и башни второго был собран один супер-танк. Примечательно, что у них один и тот же серийный номер — 35141, вероятно, их даже изготовили одновременно, но работы над башней заняли слишком много времени и её монтировали на второй прототип.

К 4 мая 1946 года Мышонок был доставлен на полигон в Кубинке, где стоит до сих пор в экспозиции Военно-исторического музея:

В чем был интерес советских строителей танков? В июне 1945 года они представили эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13 (в представлении реконструкторов World of Tanks):

Авторы полагали, что «Объект 257» станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения и тут выяснилось, что в Германии обнаружен танк, чье орудие вполне пробивало броню нового танка, а советская машина вряд ли могла пробить броню «Мауса».

В срочном порядке инженерам и конструкторам представили новые тактико-технические требования: боевая масса до 60 тонн, экипаж не больше 5 человек и броня, обеспечивающая защиту от 128-мм пушки «Мауса». В дополнение к пушке БЛ-13 потребовали установить еще одно орудие, калибра 130 мм.

Началась еще одна гонка за размерами и мощью, которая ранее породила такие странные машины как КВ-3, КВ-4 и КВ-5

Однако в то победное время на это никто не обратил внимание

Это сейчас нам легко судить, что советским конструкторам нужно было делать основной боевой танк, дешевый, простой, со средствами связи танк-пехота, поднимать мощь единственного орудия и крепость брони, а такие гиганты, как «Маус» — танкостроение за гранью здравого смысла.

Взяв неправильный курс, инженеры СССР потеряли четыре года. Достаточно быстро под новые требования военных придумали новый супер-танк, ИС-7, чья литая башня толщиной 210 мм не пробивалась в упор даже собственной 130-мм пушкой. Орудие этого 70-тонного гиганта превосходило любые орудия аналогичного калибра в мире (на тот момент).

Параллельно в Челябинске работали над проектом сверхтяжелого танка «Объект 705» — в «максимальной комплектации» у него была 152 мм пушка и масса 100 тонн. Вдобавок, проектировались самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм. А единственный достойный конкурент для этих машин стоял на полигоне в Кубинке — никто из союзников этой темой не увлекался.

Только в 1949 году Совет Министров СССР прекратил разработку и производство тяжёлых танков. Вместо них было принято решение разрабатывать танки массой не более 50 тонн, например, ИС-5 (Т-10).

Устройство корпуса

Немецкий сверхтяжелый танк имел сварной корпус. Соединение стальных листов осуществлялось при помощи прямоугольных шипов с штифтами цилиндрической формы, которые обеспечивали большую прочность креплений. Внутри корпуса располагались специальные перегородки.

Танк состоял из четырех отделений: управленческого, моторного, боевого и трансмиссионного. В первом располагались водитель и радист. Отделение оснащалось различной управленческой аппаратурой и огнетушителями. Верхняя часть корпуса стала местом для специального люка, оборудованного перископом. Защиту люку обеспечивала бронированная крышка. Покинуть танк из управленческого отделения можно было также через запасной люк внизу. В данном отделении разместили баки с топливом. Их емкость составила 1560 л.

В моторном располагались двигатель, радиаторы, масляный бак и охлаждающая система. Центр корпуса стал местом для боевого отделения. Тут разместили снаряды в количестве 36 штук и механизм, осуществляющий заряжание аккумуляторов и питание башенного привода. Боевое отделение комплектовалось редуктором и генераторным блоком. Трансмиссионное с электродвигателями и редукторами расположили на корме танка.

Вооружение супертанка Maus

Такое внушительное транспортное средство нуждалось в таком же внушительном оружии. Основное вооружение Мауса состояло из танковой пушки KwK 44 L/55 128 мм (5 дюймов) – той же, что и у Panzerjäger Tiger Ausf, более известного как Ягдтигр. Он стрелял раздельными боеприпасами состоящими из 2-х частей (снаряд, затем топливо). Его основной противотанковый снаряд – PzGr.43 APCBC-HE (фугасный бронебойный снаряд с бронебойным баллистическим наконечником). Пушка приводила в движение эти огромные 28-килограммовые снаряды с начальной скоростью 950 м/с. Они могли пробить 200 мм (7,9 дюйма) брони с уклоном 30 градусов на 1000 метров и 148 мм (5,8 дюйма) на расстоянии 2000 мм (2200 ярдов).

Маус также обошелся без обычного спаренного пулемета, который заменили спаренным 75 мм (2,95 дюйма) KwK 44 L/36,5. Изначально он предназначался для довоенного оружия L24. Однако дуло пришлось расширить до 36 калибра, чтобы избежать попадания газов-вытеснителей в систему вентиляции двигателя.

1 мая 1943 года Гитлеру и его команде был представлен деревянный макет. Немецкий диктатор не был впечатлен 128-мм пушкой (5 дюймов) и заказал вместо этого 150-мм (5,9 дюйма). Тем не менее, первый заказ на 150 машин был дан для версии с 128 мм (5 дюймов). Производство было запланировано на начало осени 1943 года, изготовлением деталей занимался Krupp, а окончательной сборкой – Alkett. Предполагаемый конечный вес составлял около 188 тонн, но Гитлер настаивал на том, что он был 200 тонн. Отсутствие пулемета для непосредственной обороны заставило Гудериана (Генерал-полковник бронетанковых войск) отказаться от танка, поскольку он не был истребителем танков, и ему пришлось бы сражаться при непосредственной поддержке пехоты.

Однако из-за изменений в войне Гитлер внезапно отменил производственный заказ в октябре 1943 года, а сам проект – в ноябре. Несмотря на неудачу, Порше изо всех сил пытался подготовить первый прототип в декабре в Alkett. Испытания начались немедленно. В июне 1944 года настоящая башня была готова и смонтирована на корпусе.

По ходу испытаний стали очевидными две основные проблемы. Первая – отношение мощности к весу было настолько плохим, что не удалось достигнуть максимальной скорости 20 км/ч (12 миль/ч). В идеальных условиях Maus едва достигал 13 км/ч (8 миль/ч). Также пришлось обновить подвеску. Другая серьезная проблема носила тактический характер. Пересечь любой мост было невозможно, поэтому планировалось, чтобы танки работали парами; один из них пересекал водоем вплавь с помощью электрической энергии, которая поставлялась от второго танка через кабель, а воздух подавался через длинную дыхательную трубку.

Второй прототип, Panzerkampfwagen VIII Maus V2, был готов в марте 1944 года и также начал испытания. Позже он был оснащен первой башней Krupp, запланированным вооружением, включая пулемет MG 34 для противовоздушной обороны и, позднее, дизельным двигателем Daimler-Benz MB 517 (в сентябре), новой электростанцией, гусеницами Skoda и подвеской. Однако, как только Krupp начал строительство еще четырех корпусов, пришла отмена заказа в августе.

Фактически, оба прототипа были испытаны до их захвата советскими войсками в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, вблизи брошенных артиллерийских батарей. Говорили об обстреле прототипа наступающими силами, но это оказалось ложью.

Вскоре после этого советское командование приказало установить башню V2 на V1, и танк был снова испытан в Германии, а затем доставлен в СССР для дополнительных испытаний под Кубинкой в 1946 году. Сейчас он выставлен в музее Кубинки. Танк был настолько большим, что здание, в котором он находится, пришлось построить вокруг него.

Прототип Panzerkampfwagen VIII typ-205-2 (V2) Maus был уничтожен до того, как танковые полигоны в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, были захвачены советскими войсками. Позже башня этого танка была обнаружена и установлена ​​на корпус typ 205-1 (V1) Maus.

Четыре дополнительных бронированных Maus Wanne (корпуса) и пять Turmgehäuse (башни) были сварены вместе на заводе Krupp в Эссене, прежде чем тот взорвали 4 августа 1944 года. После этого производство прекратилось.

20.01.2019 12:03

Невероятная и бессмысленная инженерия

Первый прототип получил название Mammut, но затем его изменили на шутливое Maus. В основу танка легло впечатляющее 128-миллиметровое орудие, которое также устанавливалось на Ягдтигр.

Большой проблемой для конструкторов была огромная масса Мауса — более 100 тонн. Также танк оказался весьма прожорлив, потребляя огромное количество топлива и электричества. По этой причине для Мауса разработали специализированный дизельный двигатель с огромным электрогенератором, который занимал треть корпуса танка. Башню пришлось сместить назад, чтобы освободить место для всех этих элементов.

Порше настоял, чтобы на этом танке была установлена только что разработанная и протестированная электрическая трансмиссия. Это привело к тому, что водитель танка оказался полностью изолирован в передней его части и мог общаться с командиром только при помощи радиосвязи.

Гусеничные траки также были невероятно широкими — 1,1 метра. Из-за размеров траков и узкого корпуса Маус был крайне неманевренным танком. Броня была также чрезвычайно толстой — 180 мм по бокам и сзади, и 250 мм в передней части и у башни. Эти значения стали рекордными относительно любых других танков, созданных ранее.

Позже было принято решение добавить броню еще и в верхнюю часть танка (до 220 мм), чтобы защитить его от нападений русских штурмовиков «Ил-2».

История создания

Любовь немцев к большим формам в плане танкостроения обнаружилась еще в годы Первой Мировой Войны. Уже тогда одним из первых немецких танков являлся прототип сверхтяжелого танка ромбовидной компоновки Kolossal. Тогда проекту не дали никакого хода. Но в 1942 году максимализм обострился и 1 мая Гитлеру уже приносят деревянную модель странного коробковидного танка. Все приближенные радостно поддерживают концепцию 180-тонной «Мыши», кроме разве что отца бронетанковых войск Германии «Быстрого Гейнца» Гудериана. В итоге Адольф Гитлер распорядился собрать первый полноразмерный экземпляр, который увидел свет в декабре 1943 года. После весьма успешных испытаний был отдан приказ на постройку аж десяти таких машин, но из-за недостаточности производственных мощностей удалось полностью собрать только два опытных образца. Оба они были взорваны из-за подходящих к месту их дислокации советских сил и невозможности немедленной эвакуации в тыл. Впрочем, лишь один был основательно поврежден — из двух взорванных танков впоследствии удалось собрать один, который сейчас находится в музее бронетанковой техники на Кубинке.

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

В состав конструкторского бюро, которое должно было начать работы над танком, вошло множество специалистов, в том числе:

  • инженер Карл Рабе (Rabe) — начальник конструкторского бюро фирмы Порше;
  • инженер Эрвин Комеда (Komeda) — конструктор корпуса;
  • инженер Леопольд Шмидт (Schmidt) — конструктор ходовой части и гусениц;
  • инженер Ульрих (Ulrich) — конструктор планетарной коробки передач;
  • инженер Вальтер Шмидт — конструктор механических узлов;
  • инженер Отто Цадник (Zadnik) — конструктор, электрооборудования (в сотрудничестве с фирмой Сименс (Берлин));
  • инженер Карл Фролих (Frohlich) — начальник отделения коробки передач в КБ Порше;
  • инженер Шлихтер (Schlichter) — ответственный за ходовые испытания танка;
  • инженер Герберт Кес (Kaes) — ответственный за связь с фирмами-поставщиками вооружения и с полигоном в г. Кумерсдорфе;
  • инженер Вилли Мюллер (Mueller) — представитель фирмы Порше в Берлине;
  • Карл Генсбергер (Gensberger)- водитель-испытатель (именно он проводил испытания тяжелого танка VK 4501 — «Тигр»(Р)).

Окраска и опознавательные знаки

Опытный образец танка Тип 205/1
«Маус» был сначала выкрашен однотонно в
серый цвет Panzer Grau RAL 7027. Такая окраска была
использована во время пребывания танка на фирме
Алькетт и перевозки по железной дороге в
Бёблинген. В Беблингене прототип был перекрашен
сначала в один цвет краской Wehrmacht Olive стандартный
тип окраски немецких танков в тот период, а к
моменту установки башни на танке 205/1 был
использован трехцветный камуфляж.

Анализ имеющихся фотографий позволяет
заключить, что в конце 1944 года прототип 205/1 был
вновь перекрашен.

Опытный образец 205/2 поначалу тоже был
серого цвета, потом был использован стандартный
камуфляж. На борту танка был нарисован
перевернутый серп и молот, символизирующий, что
«Маус» — трофейный танк, а не собственная
разработка.

Фотографии взорванного
(поврежденного) в Кумерсдорфе танка
свидетельствуют, что прототип 205/1 был в очередной
раз перекрашен в 1945 году или … что это снимки
нового танка 205/3.

Изнутри «Маус» был выкрашен
светло-кремовой краской. На танках типа
«Маус» не было никаких опознавательных
знаков и тактических номеров.

Технические характеристики и описание

Maus и САУ Adam (вид с кормы)

Масштабная модель танка

Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем.

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин

Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь, применяя уже готовый двигатель, можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки

За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

Mäuschen в игре

Боевая эффективность

Достоинства:
  • хорошее бронирование;
  • большой запас прочности;
  • большая дальность обзора.
Недостатки:
  • большие габариты;
  • слабая динамика;
  • малая скорострельность;
  • долгое сведение.

Экипаж

  • Боевое братство улучшит характеристики танка.
  • Ремонт ускорит починку поврежденных модулей.
  • Комбинация Орлиный глаз + Радиоперехват даст прибавку к обзору в 5%.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять времени на сведение при движении и повороте башни.
  • Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
  • Снайпер повысит убойную силу пушки.
  • Король бездорожья улучшит подвижность по слабым грунтам.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.
  • Интуиция поможет быстрее менять снаряды.
  • Бесконтактная боеукладка повысит прочность боеукладки.
  • Виртуоз немного улучшит маневренность.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ30

БП15

ОФ5

Оборудование
  • Досылатель немного ускорит перезарядку.
  • Улучшенная вентиляция даст небольшой бонус к характеристикам танка.
  • Усиленные приводы наводки ускорят сведение стокового орудия, иначе рекомендуется поставить тяжелый противоосколочный подбой для защиты от артилерии, учитывая низкую скорость и подвижность танка, а также высокую заметность. Сведения 2.3. сек на топовом орудии вполне хватает для комфортной игры.
Снаряжение

Снаряжение стандартное — Ремкомплект, Аптечка, Огнетушитель.

Боекомплект

Основные снаряды — бронебойные. Подкалиберные стоит заряжать для встреч с бронированными противниками. Осколочно-фугасные снаряды пригодятся для сбития захвата базы.

Оценка Mäuschen

  • Защитник — ввиду слабой динамики танк может подойти для обороны ключевых позиций.
  • Стальная стена — за хорошее бронирование.
  • Живучий — за большой запас прочности.

История изменений

Основная статья: История изменений Mäuschen

История изменений

Обновление 0.9.17.1

Введён на основной сервер в качестве немецкого тяжёлого танка IX уровня.

Проектирование и разработка

Panzer VIII Maus — это нацистский сверхтяжелый танк, так и не поступивший в серийное производство. Его история закончилась на стадии прототипа, которых было изготовлено всего два. Maus (мышь) — это безусловно самый огромный и самый тяжелый боевой танк из всех когда-либо построенных.

Немецких инженеров всегда отличало стремление к гигантомании, а Маус стал его апогеем. Любовь немцев к огромным танкам началась еще с Ягдтигра — весьма впечатляющей боевой машины весом в 71 тонну и со 128-миллиметровым орудием.

Прототип Мауса создавался под кодовым названием «VK 100.01 Porsche Typ 205»

Важно учесть, что в разработке нового сверхтяжелого танка для Германии не было никакой необходимости. Единственная причина, по которой этот проект вообще был одобрен, это желание Гитлера впечатлить своих противников

Танк должен был нести скорее функцию запугивания и деморализации противника, чем был способен к выполнению боевых задач.

Проект танка был предложен фюреру Фердинандом Порше в июне 1942 года. И поскольку он идеально соответствовал стремлениям Гитлера к танку-гиганту, проект был немедленно одобрен. Гитлер подписал контракт на создание первой тестовой машины к марту 1944 года. Маус должен был стать настоящим монстром, использующим самые передовые технологические разработки по максимуму. Благодаря энтузиазму Порше и несмотря на скептическое отношение Вермахта к этому проекту, первый прототип Мауса был готов уже в 1943 году.

Уязвимые и слабые места Мауса

Экипаж

Командир

Механик-водитель

Наводчик

Заряжающий

Радист

Модули

Боеукладка

Двигатель

Топливные баки

Рация

Мех. поворота башни

Приборы наблюдения

Гусеницы

Все «жизненно важные» модули находятся в верхней части танка. Следовательно, как уже говорилосьMaus очень уязвим к попаданиям от артиллерии. В то же время как от других танков снаряды либо рикошетят или не пробиваю броню, то фугасы арты могут нанести серьезный урон нашему танку.

Ниже показана правильная поза при бое 1 на 1: надо танк поставить ромбом и отвернуть башню на 35-40 градусов в противоположную сторону поворота корпуса тем самым подставив «щеки». Это самый непробиваемый вариант, так как в таком положении угол наклона брони Мауса увеличивается и танк сложнее пробить. В таком положении Маус становиться невероятно рикошетным и не пробиваемым.

Как играть на Maus

Маус — танк прорыва, лидер, который ведет за собой команду. Отличная броня способствует «продавливанию» направлений, найдется мало желающих выехать 1на1 против такого стального монстра. Когда складывается обратная ситуация, то находясь в меньшинстве и без достаточной поддержки лучше защищать направление. Если грамотно занять позицию и выбрать укрытие от артиллерии, то при правильном танковании Маус сможет длительное время сдерживать вражеский напор.

Для успешного танкования в первую очередь необходимо спрятать НЛД. В том случае, если такой возможности не имеется, нужно вывернуть «ромб». Чтобы защитить щеки башни, после каждого выстрела надо отворачивать башню в сторону от стреляющего врага, подставляя ему углы. Такая перестрелка может продолжаться до тех пор, пока Маус не получит поддержку от союзников или же не будет окружен вражеской командой.

Маусу стоит опасаться ПТ-САУ из-за высокого пробития и артиллерии, которая фугасами доставит массу неудобств. На ближней дистанции средние танки могут заехать в корму и расстрелять танк в упор.

Для того, чтобы продлить свою жизнь на поле боя нужно запомнить несколько основных правил для Мауса:

Избегать дальних переездов без укрытия, потому что засвеченный в пути Маус с большой вероятностью получит урон;
Где бы вы не находились, старайтесь найти укрытие, чтобы не стать легкой мишенью артиллеристов;
Несмотря на свои показатели брони Маус нуждается в поддержке и прикрытии, потому что слабая динамика позволяет СТ и ЛТ закрутить его

Поэтому всегда обращайте внимание на карту.

Оценка машины

Позднее советские специалисты поставили башню от этого танка на корпус Танк Маус Porsche Type 205/1 и эту гибридную машину можно сегодня увидеть в танковом музее в Кубинке.

Довольно сложно судить об эффективности танка, если он никогда не принимал участия в реальном бою. Тем более такого харизматичного и забавно-нелепого, как «Maus». Гитлер, одабривая проект, пророчил машине судьбу танка прорыва, но «Мышонок» стал ни чем иным, как символом безумия гения таких видных немецких конструкторов, как Хеншель и Порше. Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу. Гудериан на заседании у Адольфа Гитлера чуть ли не умолял фюрера если не закрыть проект, то хотя бы отложить его в долгий ящик до победы над СССР. Но врожденная немцам страсть к гигантизму (апогей которых отразился в проектах Р-1000 «Крыса» и Р-1500 «Монстр») привела к тому, что чуть ли не все мощности Третьего Рейха должны были производить узлы для «Maus» — элементы двигательной установки — «Даймлер-Бенц», корпус и вооружение — «Крупп», части трансмиссии — «Сименс», сборка производилась еще на одном предприятии — «Алкетт». Впрочем, это ослабило немецкую промышленность и приблизило решающую победу СССР и союзников над Германией.

В целом, проект был забавным, но бесполезным. Ценность в нем нашли только современные военные историки. «Маус» даже в больших количествах, на что в 1944 году так надеялись немецкие военные, уже никак не мог повлиять на ход войны. Именно на грандиозном проекте «стальной мышки» закончилась пора огромных чудовищ и выкидышей инженерной мысли.

Maus — весьма специфичный танк. Из-за крайне низкой подвижности он не может эффективно перемещаться по полю боя, реагируя на изменение ситуации в бою. Maus может использоваться как в обороне, так и в наступлении.

Благодаря отличному бронированию, Maus мог бы сдерживать превосходящие силы противника на подступах к базе, пока союзники атакуют на других направлениях. Главный недостаток кроется в том, что наступающие союзники лишаются поддержки топовой машины и их атака может захлебнуться. В этом случае, противнику не составит большого труда разбить их, а затем расправиться с Маусом, используя численный перевес.

Maus мог бы использоваться в наступлении в качестве живого щита для союзников. Эта тактика особенно эффективна в городе, где действия артиллерии затруднены. Суть заключается в том, что Maus идёт первым, принимая на себя вражеские снаряды, а идущие следом за ним союзники прикрываются его мощным корпусом и ведут огонь по противнику.

Вооружение

Внушительный танк нуждался в не менее внушительном орудии. Основным вооружением Мауса являлось 128-миллиметровое орудие, которое ранее использовалось для «Ягдтигра». Орудие стреляло огромными снарядами по 28 кг каждый, которые были способны пробить броню толщиной 200 мм под наклоном 30 градусов с расстояния 2000 метров.

Деревянный макет будущего танка был предоставлен Гитлеру 1 мая 1944 года. Фюреру показалось недостаточно орудия 128 мм, и он потребовал установить на танк пушку калибра 150 мм. Тем не менее первый (и последний) заказ на производство этого танка поступил со 128-мм орудием в проекте.

Производство должно было начаться осенью 1943 года. Предполагалось, что финальный вес танка составит около 188 тонн. Гитлер настоял, чтобы вес танка увеличили до 200 тонн.

Отсутствие пулемета, низкая маневренность и огромный размер танка заставили Гудериана отказаться от его применения. Маус не был способен сражаться с другими танками на поле боя, ему требовалась поддержка пехоты. Германия начала сдавать свои позиции, и Гитлер отказался от производственного заказа на Маус в октябре 1943, полностью отменив проект в ноябре. Германия не могла себе позволить такой дорогостоящий проект, ее производственных мощностей едва хватало на выпуск других востребованных для войны танков.

Несмотря на это, Порше изо всех сил старался закончить первый прототип к декабрю. Уже в июне 1944 года стартовали испытания нового танка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector