Немецкие бронетранспортеры «ханомаг»

Технические характеристики

ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 т;
  • длина корпуса — 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея — 1,775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.

Экипаж

Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Модификации

Некоторые модификации SdKfz 251

Бронетранспортер SdKfz 251 имел 23 специализированные модификации, обозначавшихся порядковыми номерами:

  • 251/1 — базовая модель, запущенная в серийное производство;
  • 251/2 — самоходный миномет, имел на вооружении sGrWr 34 калибром 81 мм с боекомплектом на 66 выстрелов;
  • 251/3 — бронетранспортер для радиосвязи, использовал различные комбинации радиостанций FuG и разные типы антенн;
  • 251/4 — перевозка боеприпасов и транспортировка легких пехотных орудий и полевых гаубиц, боекомплект рассчитан на 120 выстрелов;
  • 251/5 — перевозка саперов и их снаряжения, некоторые машины имели радиостанции;
  • 251/6 — мобильный командный пункт для командиров уровня дивизии, корпуса или армии, оборудовались радиостанциями;
  • 251/7 — улучшенная версия 251/5, имела по бокам штурмовые мостики;
  • 251/8 — санитарная бронемашина, рассчитана на восемь сидячих солдат или двух лежачих и четырех сидячих;
  • 251/9 — самоходная установка для короткоствольной пушки 7,5 cm K 37 (Sf), позже применялась 7,5 cm К 51, боекомплект рассчитан на 52 выстрела;
  • 251/10 — машина для командующих взводами, вооружена противотанковой пушкой Pak 35/36 с боекомплектом на 168 выстрелов;
  • 251/11 — бронетранспортер для прокладки кабеля, катушка монтировалась на правом борту;
  • 251/12 — артиллерийская разведка и корректировка огня, имелись радиостанции;
  • 251/13 — бронеавтомобиль для артиллерийской звуковой разведки;
  • 251/14 — еще одна модификация для звуковой разведки;
  • 251/15 — светометрическая разведка;
  • 251/16 — самоходный огнемет, орудия устанавливались на борта, запас составлял 700 л — на 80 секунд непрерывного огня каждой пушки, дальность поражения — 35 м в зависимости от ветра;
  • 251/17 — зенитная установка для Flak 38 калибром 20 мм, боекомплект на 600 выстрелов;
  • 251/18 — наблюдение и связь, имелись радиостанции;
  • 251/19 — мобильная станция телефонной связи;
  • 251/20 — установка с инфракрасным прожектором, известная как «Филин», применялась для корректировки огня «Пантер», позволяя отмечать цели на расстоянии до 1500 м, имелась радиостанция для связи;
  • 251/21 — зенитная установка под авиационные пушки MG 151/20 с калибром 20 мм, боекомплект рассчитан на 3 тыс. выстрелов;
  • 251/22 — самоходная артиллерийская установка для орудия Pak 40/1 калибром 75 мм, боекомплект — 22 снаряда;
  • 251//23 — машина разведки с танковой пушкой на 100 выстрелов и стандартным пулеметом.

Широкий спектр модификаций позволял применять бронетранспортеры Ханомаг в качестве основной машины поддержки. Во многом именно их мобильность определяла успех проводимых операций.

Вооружение

Стандартным вооружением SdKfz 251 был пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92. Боекомплект составлял 2010 патронов. Пулемет устанавливался над передней частью боевого отделения, стрелок защищался броневым щитом. При необходимости его можно было перенести на вертлюг в заднюю часть, что позволяло вести огонь против воздушных целей.

Так, часть машин могла оборудоваться системами реактивного залпового огня Wurfrahmen 40. С каждого борта крепилось по три установки 280 и 320 калибра. В итоге бронетранспортер становился самоходной пусковой установкой, экипаж которой составлял 7 человек.

Вооружение

Основное вооружение, каким оснащался Sonderkraftfahrzeug 251, был пулемет Reinmetall-Borsig MG 34 калибра 7,92 мм. Расположенный в передней части боевого отделения, он мог вести подавляющий огонь, делая передвижение бронетранспортера более безопасным. К тому же, он оснащался бронещитом, что существенно затрудняло задачу противника по уничтожению пулеметчика. А мощные пули калибра 7,92 мм могли перерубать кустарник и молодые деревья, крошить кирпич и любые другие препятствия, оставляя врагу немного шансов. Стандартный боезапас к пулемету составлял 2010 патронов.

Кроме того, при необходимости в кормовой части мог быть установлен еще один пулемет MG-34. Он предназначался для ведения огня как по наземным целям, так и по воздушным.

Где применялся БТР

Начнем с того, что немецкий бронетранспортер «Ханомаг» эффективно использовался на протяжении всей Второй Мировой войны – начиная с захвата Польши в 1939, заканчивая обороной Берлина в апреле 1945 года.

При оккупации стран Европы он позволил значительно повысить мобильность, перебрасывая крупные силы в нужные места в самые сжатые сроки.

Но в полной мере оценить ее смогли только главнокомандующие на Восточном фронте и в Африке. Бездорожье, грязь, песок – все это делало применение обычных грузовых автомобилей практически невозможным. А гусеничный привод позволял бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия, блестяще выполняя поставленные задачи.

Модификации

Все сказанное выше касается именно базовой модели Sd Kfz 251. Однако за последующие годы было выпущено большое количество модификаций – отличалось вооружение, назначение и даже основные ТТХ – вес, габариты. Всего было выпущено двадцать две модификации – одни доказали свою эффективность и выпускались сотнями, в то время как выпуск других ограничивался несколькими пробными десятками.

Расскажем о наиболее интересных из них, пополнивших список бронетранспортеров Второй Мировой войны. Ведь каждый из них заслуживает отдельного внимания:

  • Например, Sd Kfz 251/2 представлял собой полноценный самоходный миномет. Кроме стандартного пулемета MG-34 он комплектовался еще и минометом sGrWr 34 калибра 81 миллиметр с боекомплектом в 66 выстрелов
  • А Sd Kfz 251/3 использовался как машина связи – этот бронетранспортер укомплектовывался различными моделями радиостанций и разными типами антенн. Разумеется, в результате координация действия значительно улучшалась, что позволяло войскам действовать боле слаженно и эффективно.
  • Главным назначением Sd Kfz 251/6 стала перевозка командиров дивизий, корпусов и армий. Она обязательно комплектовалась рациями, благодаря чему командующий мог получать сводки прямо с поля боя, оговаривать дальнейшие действия с другими командирами.
  • Sd Kfz 251/8 использовался как бронированный санитарный автомобиль. Вмещал в себя восемь сидячих раненых или же четверых сидячих и двух лежачих.
  • Sd Kfz 251/9 представлял собой мощную огневую единицу, так как был укомплектован не только привычным пулеметом, но еще и настоящей пушкой! Короткоствольная 75-миллиметровая Kwk-37 с боекомплектом в 52 снаряда не представляла опасности для танков врага, зато прекрасно показала себя при уничтожении живой силы противника, а также укрепленных огневых точек.
  • БТР Sd Kfz 251/11 стал настоящим подарком для связистов. На правое крыло устанавливалась катушка с телефонным кабелем, что позволяло прокладывать его, не выходя из сравнительно безопасного десантного отсека.

Sd Kfz 251/16 стал действительно страшным орудием. Кроме двух пулеметов MG-34 он комплектовался двумя 14-миллиметровыми огнеметами. Общий запас огнесмеси составлял 700 литров – этого хватало, чтобы сделать до 80 выстрелов. Причем дистанция поражения была довольно большой – до 35 метров (сильно влияло направление и сила ветра). Однако для уничтожения живой силы, особенно солдат, засевших в окопах, эта модификация прекрасно подходила.

Зачем он был создан

Незадолго до начала Второй Мировой войны немецкие стратеги пришли к мнению, что войска нуждаются в принципиально новом виде военной техники, которая стала бы компромиссом между обычным автомобилем и танком. Так и появился Sd Kfz 251, прозванный в войсках «Ханомагом» – по названию фирмы-производителя.

Он имел весьма необычный вид – вытянутый, приземистый и очень устойчивый. Это позволило ему с успехом выполнять предназначение и стать почти настолько же известным образцом немецкого вооружения, как пистолет-пулемет MP-40 и тяжелый танк «Тигр». Неслучайно он встречается во многих фильмах о войне.

По сути он стал первым в своем классе, так как попал в войска уже в 1939 году – незадолго до начала войны. Следующий бронетранспортер – американский М3 был разработан лишь спустя два года, именно когда американские военные оценили удобства бронированного автомобиля, его надежность и эффективность.

Применялся он как для переброски десанта, так и при перевозке тяжелого вооружения: огнеметов, минометов, крупнокалиберных пулеметов. Разумеется, при наличии достаточного количества бронетранспортеров мобильность любого отряда значительно возрастала. К тому же, он обеспечивал довольно неплохую защиту – как от пуль, выпущенных из пистолетов-пулеметов, так и от осколков гранат

Это было особенно важно, если БТР 251 «Ханомаг» попадал в засаду, что происходило довольно часто на оккупированных территориях СССР и Югославии, где было особенно сильное партизанское движение

Он доказал свою эффективность и потому был выпущен в действительно большом количестве – больше 15 тысяч штук. По этому показателю среди бронетранспортеров он уступал уже упомянутому М3 – их было выпущено в два раза больше.

Сегодня сохранившиеся экземпляры можно увидеть в музеях военной техники, а также частных коллекциях.

Защита бронетранспортера

БТР Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, от фугаса, заложенного на лесной дороге, или кинжального огня из пулемета она не спасала. Но все-таки шансы на выживание солдат значительно повышала.

Самая мощная броня была установлена на лобовой части – вполне разумно, если учесть, что бронетранспортеры часто использовались при наступлении на позиции противника. Здесь толщина составляла 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту – всего 10 см. Но везде она была установлена под определенным углом – 14,5-15 градусов. Именно такое расположение обеспечивало максимальную вероятность рикошетов, без пробивания корпуса.

Самая слабая броня, как и у любого бронетранспортера, располагалась сверху и снизу – всего 8 миллиметров. Вполне разумно – сложно представить себе ситуацию, при которой стрельба велась бы по нему под таким углом. А при взрыве фугаса экипаж и машину едва ли спасла бы и куда более мощная броня.

Ходовая часть

Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер «Ханомаг» не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище «Ханомага» чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.

К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому «Ханомаг» легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.

История создания

Бронетранспортер «Ханомаг»

Разработка SdKfz 251 связана с историей создания германских бронетранспортеров. Первым прототипом данной машины принято считать полугусеничный грузовик фирмы «Даймлер», изготавливаемый для Португалии. Резиновые ленты обеспечивали соединение ведущих и направляющих колес, что позволяло автомобилю двигаться по мягкому грунту.

В 1915-16 годах разработаны полугусеничные машины «Бременваген» и «Мариневаген». В 1917 компания Бенц предложила артиллерийский тягач на полугусеничном ходу «Крафтпротце». Через два года одна такая машина получила бронирование для применения в полиции.

С разработкой немецких артиллерийских тягачей связывают проектирование Ганомага. В 1934 был создан HK 600 p, работающий на полугусеничном ходу. Через два года появились первые бронетранспортеры, использующие тот же принцип движения. Наиболее удачный вариант был разработан компанией «Ганза-Ллойд».

В 1936 лицензию на новый бронетранспортер выкупила компания Hanomag. Объединив данные наработки с шасси артиллерийских тягачей, она уже в 1937 представила новые машины HKL 6p. Было запущено серийное производство, а первые образцы поступили на вооружение германской армии летом 1939 года.

Полное название — mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW), что переводилось как средний бронетранспортер. Позже стало обозначаться в документах как SdKfz 250 (сконструирован на базе однотонного тягача) и SdKfz 251 — на базе трехтонного. Название Ханомаг было дано советскими солдатами. В официальных документах такого обозначения не имеется.

Описание конструкции

Современная реконструкция «Ханомага»

Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.

От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.

Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.

Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.

Экипаж

Немаловажно, что экипаж Sd Kfz 251 Hanomag состоял всего из двух человек. Первым был механик-водитель

Его место не отделялось от десантного отсека, зато между ним и силовым отделением располагалась надежная противопожарная перегородка, что повышало шансы на выживание в случае возгорания.

Бронетранспортер высоко ценился еще и потому, что любой человек, умеющий водить грузовик, легко разобрался бы и с его управлением. Тот же самый руль, три педали (газ, тормоз и сцепление) и два рычага (ручной тормоз и переключения передач) расположенные справа, позволяли очень быстро переучить водителя, не тратя лишние недели и месяцы на обучение.

Вторым членом экипажа являлся командир, также берущий на себя обязанности связиста. При движении находился на своем месте справа от водителя. Однако в некоторых, более поздних модификациях, место командира было перенесено в корму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector