Геральдика: значение символов и цветов. виды, форма щитов и их значение в геральдике

Примечания

  1. Jacques Sigot и J-Pierre Rault, «La Venise Verte»; изд-во CMD; 1997.
  2. Michel Pastoureau. Геральдические фигуры = Figures de l’héraldique. — Париж: Gallimard, 1996. — С. 98—101. — 144 с. — ISBN 9782070533657.
  3. лат. 2:1 ego flos campi et lilium convallium // Vulgata/Canticum Canticorum
  4. В Синодальном переводе «Я нарцисс Саронский, лилия долин!»; варианты в переводе Эфроса «Я — нарцисс Сарона» и в переводе Нечипуренко «Я асфоде́ль Сарона»).
  5. фр. Comme un lis au milieu des épines, telle est ma dame au milieu des lis
  6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1914. — С. 79
  7. Michel Pastoureau. Le Roi tué par un cochon. Париж, 2015; цветная вкладка; 9782021035285
  8. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1914. — С. 80
  9. Henze W. Ornament, Dekor und Zeichnen. — Dresden, 1958. — P. 89
  10. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 280
  11. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 1. — Р. 203
  12. Власов В. Г.. Лилия // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 93—97
  13. История Франции. Т. 1. — М.: Наука, 1972. — C. 65.
  14. . J. Mabillon. De Re Diplomatica.
  15. Sceau de Robert le Pieux. Archives nationales, Paris.
  16. (1180—1206).
  17. Широко использовалась Луи Риэлем в Манитобе.

Техническая часть

Теперь, когда выбраны основные элементы для герба семьи, переходим к сборке. Выбираем чем будем рисовать, а также какие декоративные элементы будем использовать. Прежде чем браться за краски, нанесите все контуры простым карандашом.

Лучше всего изготавливать каждый элемент на отдельном листе бумаге и приклеивать их по мере сборке. А можно просто рисовать все сразу.

Общий вид классического герба должен выглядеть так:

  • в верхней части располагаем так называемый «нашлемник» или корону;
  • далее идет изголовье или как его называют «шлем» — здесь может располагаться главный символ либо фамилия семьи;
  • сам щит, который может быть единым или состоять из различных секторов;
    -вокруг всех элементов идет обрамление – «намёт»;
  • внизу можно указать семейный девиз.

  1. Берем плотный лист бумаги, на котором будем создавать наш шедевр, с нанесенным на него щитом.
  2. Теперь карандашом прорисовываем каждую деталь, делаем разделительные рамки, рисуем обрамление. Либо воспользуемся современными методами печати и сделаем шаблоны-заготовки каждого элемента.
  3. Берем карандаши, фломастеры или краски. Раскрашиваем каждую часть в выбранные заранее цвета. Если используем заготовки, то раскрашиваем их отдельно, даем высохнуть (при необходимости) и аккуратно вырезаем.
  4. Если использовали отдельные детали – приклеиваем их на свои места, по желанию обводим красивый контур. Можно на данном этапе немного постараться, создав объемное изображение. Для этого могут понадобиться дополнительные мелкие детали, которые хотим выделить. Берем толстый клеящийся материал (продается в канцелярских магазинах специальный скотч или объемный клей) и приклеиваем деталь в нескольких местах. Например, центральную основную часть. Если на ней нанесены мелкие детали, их также можно приклеить, предварительно вырезав из другого листа.
  5. Декорируем полученный герб. Для этого можно использовать глиттеры или блестки, яркие маркеры, стикеры, наклейки и т.п.

Презентация и подача герба семьи

Одно дело создать или нарисовать герб семьи, а другое дело достойно его представить. Помните, что каждая деталь должна иметь свое описание и значение. Желательно использовать принцип: «Лучше меньше, да лучше». Так ваша семейная реликвия не будет иметь перегруженный вид, а четко описывать ваши семейные принципы.

На гербе нужно показывать то, что дорого и актуально для вашей семьи. Вплоть до рисования домашних животных, игрушек, автомобиля или других важных для ребенка предметов. Помните — это работа школьника, а не его родителей! Но и в стороне оставаться родители не должны. Вы должны помочь ребенку, рассказать ему о значимости самого герба, семейных ценностях и значении семьи в целом.

Прежде чем нести свой семейный отличительный знак в школу, ребенок должен быть готов ответить на вопросы что и почему там изображено. Придумайте или поведайте ему семейную легенду, куда красочно впишутся все изображенные элементы и использованные цвета.

По желанию можно прикрепить красивую ленту-надпись с девизом или афоризмом, который полностью соответствует вашей семье.

Если подойти со всей ответственностью к такому школьному заданию, можно не только многое узнать о своей семье, традициях и обычаях, но также создать мощное объединяющее средство для всех членов своей семьи. Если герб получился интересным и полностью оправдал ваши ожидания, его можно использовать в качестве вашего отличительного семейного знака и в дальнейшем. Например, сделать футболки с его изображением, использовать его для различных семейных конкурсов или викторин.

Видео: Немного о символах, гербах и знаках

Семейный герб отображает историю семьи и ее заслуги перед Отечеством. В давние времена, каждый знатный род имел свой герб, который являлся предметом гордости и передавался по наследству. Семейный герб является неотъемлемой частью родословной, рассказывает о традициях, которые почитали предыдущие поколения.

Сегодня, в России, создать и зарегистрировать семейный герб в Геральдической Службе, может каждый. Получив документы, его можно изображать на ювелирных изделиях, мебели, предметах интерьера.

Семейный Герб Аллы Пугачевой и Максима Галкина

Герб Филиппа Киркорова

Герб Стаса Михайлова

Герб Челябинской области (1999 г.)

Проект данного герба был одобрен Геральдическим Советом при Президенте РФ, но впоследствии отозван администрацией Челябинской области вопреки рекомендации Геральдического совета. Администрация Челябинской области решила взять за основу областного герба герб города Челябинска и проект герба Исетской провинции (18 в., разработки Татищева), где основной фигурой является верблюд. Геральдический совет при Президенте РФ в лице государственного герольдмейстера напротив призывал не путать город и территорию и не спешить выводить символ большего из меньшего. В самой Челябинской области противники герба с Симарглом фактически исказили позицию Герсовета по данному вопросу.

Далее выдержки из статьи «Герб как образец халтуры», опубликованной в Южноуральской панораме 19.01.2000.

«Этот проект герба, победивший в конкурсе, вызвал горячие споры. И не по мелочам, а по существу. Вот что говорит об этом гербе директор творческого объединения «Каменный пояс» Владимир Богдановский:
— Весь путь создания этого проекта герба — чистейшей воды халтура. Объясню это жесткое утверждение. В руки художника В.Старцева попадает ксерокопия рисунков различных археологических находок. Но на них нет надписей — что это, где найдено, к какому времени относится… Недолго думая, художник придумывает красивую легенду о том, что один из этих рисунков — амулет (оберег) с изображением фантастического животного с туловищем и лапами льва, головой собаки и крыльями птицы — одна из множества уникальных находок на месте города-крепости эпохи бронзы — Аркаима.
Откуда художнику было знать, что эту коллекцию рисунков собрал для своих научных целей И.Русанов, занимающийся экспериментальной реконструкцией древнего металлургического производства в лаборатории «Аркаим», из двадцатитомного издания «Археология СССР». Игорь Алексеевич не подписал, что это и откуда, он это и так знал. А вот художник решил, что если он нашел рисунок в лаборатории историко-археологического центра «Аркаим», то он и относится к этому самому укрепленному поселению эпохи бронзы.
На самом деле В.Старцев скопировал фантастического зверя не с аркаимского амулета, как значится в пояснительной записке к гербу, а с бронзовой бляхи. «Фантастический зверь» у доктора исторических наук В.В.Седова, редактора соответствующего тома «Археологии СССР», дословно называется так: «Бронзовая бляха с изображением крылатого собакоголового грифона». Место находки — мыс Ялпинг — Нел, Нижнее Приобье. Бляха хранится в Тобольском музее, а датируется серединой первого тысячелетия нашей эры. Находка случайная и имеет иранское происхождение.
Все вышесказанное взято из «Археологии СССР» под редакцией академика Б.А.Рыбакова, где и был опубликован рисунок «фантастического зверя» для нашего герба. Рисунок у художника, кстати, точная копия зверя, а вот текст у него как раз фантастический. Потому что какая связь может быть у бронзовой бляхи с Аркаимом, если она появилась позже на несколько тысяч лет? Какое отношение имеет к этому зверю Челябинская область, если он найден в Восточной Сибири, а происхождение имеет иранское? Да и сам зверь требует «уточнения» — кто это: «грифон» или «симаргл»? Одним словом, простые вопросы требуют простых, но точных ответов.
Но, несмотря на это, сторонники проекта доказывают в СМИ, что это академик Б.А.Рыбаков и доктор исторических наук В.В.Седов в многотомном издании «Археология СССР» путают — «грифона» с «симарглом», «средневековье» с «бронзовым веком», а Сибирь с Южным Уралом… В процесс спора, имеющего целью исказить истину, втягиваются и деятели науки, и представители власти, и депутаты Законодательного собрания области. И обмануть удалось многих из нас. Об этом свидетельствуют отзывы известных людей в прессе о тесной связи «симаргла» с Аркаимом. Сторонники проекта восхваляют, как новое веяние в геральдике, механическую компиляцию из уже существующих гербов и рисунков с добавлением меча и ленточки ордена Ленина. Но над таким гербом уже смеются челябинские историки и специалисты по геральдике. Тем временем В.Старцев получил свою премию победителя конкурса. Многие из тех, кто помогал ему в этом, тоже получили свой гонорар за участие в разработке герба, в том числе и члены жюри. Вот и получается: поспешили в конце века принять герб, да людей-то и насмешили.
»

Создаем свой семейный символ

Герб семьи начинается с определения формы самого щита. Вы можете выбрать абсолютно любой понравившийся вам вариант или воспользоваться традиционными классическими формами. Это могут быть строгие геометрические формы: ромбический, круглый, квадратный герб. Может быть выполнен в витиеватых немецких традициях, строгих английских или испанских, округлых итальянских либо резных польских формах.

Когда форма выбрана, ее нужно перенести на плотную бумагу либо картон. Можно нарисовать ее самому либо воспользоваться распечатанным компьютерным шаблоном.

Следующий этап – выбор фона. Традиционно для создания семейного герба использовались 6 цветов:

  • белый – был символом чистоты и благородства, такой цвет использовали, когда хотели выразить свое служение правде и чести;
  • оттенки желтого (в т.ч. и золото) – указывали на богатство и власть, а также служили символом того, что род был справедливым, самостоятельным и чтил милосердие;
  • голубой – символ воли и стремления к лучшему;
  • черный – указывал на мудрость и постоянство;
  • красный – символ мужества, отваги, смелости;
  • зеленый – указывал на достаток и изобилие во всем, а также свободу.

Вы можете не ограничиваться данной палитрой и использовать в своем варианте семейного отличия любимый цвет именно вашей семьи.

После выбора основных и дополнительных цветов, переходим к основному подготовительному этапу – выбор наполнения. Сначала нужно определить, что будет центральным изображением. Это может быть фото вашей семьи, любимое занятие либо семейный род деятельности, а также изображение животных, птиц или растений. Можно нанести отдельные символы для каждого члена семьи.

Можно представить свою семью в виде какого-либо животного либо мифического существа, например:

  • лев – обозначает мужество и силу;
  • феникс – символ бессмертия;
  • змея – признак мудрости;
  • орел – знак солнца и плодородия;
  • дракон – символ внутренней доброты, несмотря на внешний устрашающий вид;
  • дельфин – признак свободолюбия;
  • пчела или муравей – обозначают трудолюбие;
  • грифон – знак ярости и беспощадности.

Далее нужно определить обрамление и мелкие детали. Это может быть растительный орнамент, различные символы или предметы.

Герб можно разделить на части и посвятить их каждому члену семьи. Например, в одной части разместить скрипичный ключ – как знак того, что один член увлекается музыкой; в другой части нарисовать футбольный мяч; еще в одной клубочек со спицами и т.п.

Пошаговая инструкция по созданию эмблемы школы или класса

Шаг 1. Определяем цвет

Вначале определите три-четыре главных цвета, которые будут присутствовать в эмблеме-гербе для вашей школы. Начните с цветов самого образовательного учреждения и работайте в этом направлении. Не переусердствуйте: герб школы не должен быть похож на хвост павлина.

Шаг 2. Основа

Подумайте, что ляжет в основу герба для школы, и что в конечном итоге станет главным элементом его дизайна. Это должен быть некий символ школы.

Вы можете сосредоточиться на:

  • директоре или известном выпускнике школы;
  • школьном здании, школьном девизе или талисмане;
  • изображениях, которые показывают образовательную основу школы, ее историю или ценности.

Если вы создаете герб класса, подумайте об ассоциациях, которые вызывает данный классный коллектив, подумайте о традициях и памятных событиях. В конце концов, попросите детей придумать герб класса, в начальной школе к этому процессу можно привлечь и родителей.

Эмблема класса (картинки)

 

 

Шаг 3. Оцифровка

Сделайте цифровые копии графических элементов, выбранных в первом и втором шаге проектирования. В этом вам поможет школьный системный администратор или секретарь. Если в школе нет такого оборудования, то вам придется оцифровать материалы самостоятельно, используя цветной сканер.

Шаг 4. Редактирование

Далее зарегистрируйтесь на одном из бесплатных веб-сайтов, предоставляющих возможности редактирования фотографий и создания логотипов. Два крупнейших сайта по этой теме – это Picasa и Picnik от компании Google. Оба сайта предлагают комплексные, расширенные возможности редактирования фотографий, их кадрирование, цветовую настройку и применение многочисленных эффектов.

Загрузите изображение, полученное на предыдущем этапе, на страницу онлайн-редактирования фотографий. Попробуйте поменять различные цветовые настройки, шрифт, корректируйте изображение до тех пор, пока не останетесь довольны результатом. Сохраните полученный логотип школы и используйте его на школьных бланках, визитных карточках, нанесите его на флаг школы и применяйте в любых других областях, требующих наличия школьного знака.

Гербовая фигура

Знак лилии — часть символики испанских Бурбонов; множества дворянских гербов, например поляков Гоздава и русских Храповицких; Итонского колледжа и скаутского движения.

Из объяснения герба Храповицких свидетельства о значении, лилии придаваемом:

Городская символика

Знак лилии изображён на гербах и флагах следующих городов (коммун) и провинций:

  • Батон-Руж;
  • Висбаден;
  • Даугавпилс;
  • Детройт;
  • Луисвилл;
  • Монреаль;
  • Новый Орлеан;
  • Рокишкис;
  • Санта-Венера;
  • Сент-Луис;
  • Турку;
  • (Мальта);
  • Флоренция (городу, чей герб похож на цветок ириса, посвящено стихотворение Александра Блока «Флоренция, ты — ирис нежный…»);

Герб Флоренции

  • Квебек (также является неофициальным символом франкоканадцев);
  • нидерландская провинция Флеволанд;
  • норвежская коммуна Нерёй.

Лилии, поделённые белой линией присутствовали на гербе Республики Боснии и Герцеговины в 1992—1998 годах, а с 1994 года и по сей день — Федерации Боснии и Герцеговины, так как эти гербы происходят от герба династии королей Боснии Котроманичей. Ныне герб с лилиями и месяцем на зелёном фоне является гербом боснийцев и сербов-мусульман Санджака.

Цветовая гамма и символика

Независимо от того, какие шаблоны вы будете использовать для рисования, выбор цветовой гаммы эмблемы необходимо будет сделать самостоятельно. Белый цвет символизирует чистоту и стремление к миру. Желтый – это цвет солнца. Он символизирует достаток, щедрость, великодушие. Красный обозначает отвагу, чувство собственного достоинства, мужество. Зеленый – это цвет молодости, который покажет, что семья стремится вперед, что все ее члены молоды душой. Голубой – это оттенок высоких моральных устоев, честности, порядочности.

Обычно щит окрашивается в один из указанных цветов, но существуют шаблоны, которые позволяют применять сразу несколько цветов, если для семьи они в равной степени важны. Например, можно нарисовать в центре широкую полосу и закрасить ее другим цветом. Можно разделить щит на 3 – 4 части, каждая из которых будет окрашена разным цветом, чтобы символизировать разные добродетели.

Можно нарисовать животных на гербе:

  • медведь будет символизировать силу;
  • сова – мудрость;
  • голубь – мир и чистоту;
  • лев – власть и великодушие;
  • собака – преданность;
  • дракон – могущество;
  • пчела – любовь к труду;
  • лебедь – любовь к членам семьи.

Геральдические цвета

Фигуры на первых гербах были простыми, выполненными в ярких цветах и хорошо различаемыми с дальнего расстояния. В Средневековье использовались черные, красные, синие, белые, зеленые и желтые красители (финифти или тинктуры), позднее появился пурпурный цвет. С развитием геральдики финифти белого и золотого цвета заменили серебряным и золотым металлом.

Из-за ограниченного набора цветов на классических гербах часто встречаются золотые львы, черные олени и т.д. Однако в британской и шотландской геральдике гербы стали сильно отличаться от остальных. Дело в том, что в 1600 году их цветовая палитра расширилась за счет введения «натуральных» цветов: оранжевого, розового, пурпурного, серого, багрового, коричневого и д.р. Помимо цветов и металлов гербы украшают меха: стилизованные узоры, чаще всего под беличий или горностаевый мех. Узор горностаевого меха напоминает черные стрелки, раскинутые в шахматном порядке на белом или желтом фоне. Беличий мех – повторяющийся узор в виде шлема, синего или красного цвета, на белом или желтом фоне.

Назначение гербов

В доиндустриальную эпоху гербы выступали системой «свой-чужой». В условиях, когда никакая другая семиотика не была общепринятой, геральдическая традиция выполняла сигнальную функцию для передачи сообщений о специальных достоинствах человека как внутри отдельно взятых сословий, так и между сословиями. В настоящий момент в массовом сознании герб считается пережитком в том числе и потому, что появились упрощённые семиотические системы, созданные национальным государством: общедоступный национальный язык, национальная символика, национальные институты с определённым семиотическим выражением, единообразная служебная форма и знаки различия и тому подобное.

IV. СИМВОЛИКА ГЕРБА

5. Назначение герба, заключающееся в обозначении своего владельца, делает второстепенным вопрос о символическом содержании герба, толковании значения использованных в нем цветов, фигур и их сочетаний. Российской и мировой практике известно огромное количество гербов, смысловое значение которых давно забыто, а также гербов, чье смысловое значение известно, но оно не отвечает современным характерным особенностям владельца. Однако эти гербы продолжают активно использоваться, в полной мере отвечают своему назначению и успешно исполняют свои функции.
__________
Например: неизвестно, что означают сокол в гербе г. Суздаль Владимирской области, стропила в гербе г. Арзамас Нижегородской области, палицы в гербе г. Алексин Тульской области и т.д.
Например: в герб г. Сызрань Самарской области, составленный в XVIII веке, внесен бык в знак высоких достоинств породы местных быков и обилия этого скота, но активное разведение быков прекратилось, а порода была утрачена уже в середине XIX в.; в гербе г. Луга Ленинградской области (составлен в XVIII в.) изображен лосось в знак обилия этой рыбы в протекающей через город реке Луга, но лосось не водится в данной реке с начала 1870-х гг.; в гербе г. Слободской Кировской области (составлен в XVIII в.) изображены рыболовные верши (корзины-ловушки) в знак преобладавшего в XVIII в. в городе и его окрестностях способа рыбной ловли, а практическое употребление вершей прекратилось в начале ХХ в. и т.д.

Геральдика не знает единой системы толкования гербов, за геральдическими цветами и фигурами не закреплены определенные смысловые значения. Одна и та же фигура, использованная в разных гербах, может иметь совершенно разные смысловые толкования.
__________
Например: изображение лука использовалось в гербах городов Козьмодемьянск и Курмыш в знак того, что жители окрестностей этих городов во время составления гербов еще активно использовали луки и применяли их с большим искусством; в гербе города Александровск тот же лук обозначал Крымское ханство и его завоевание Россией, а в герб города Великие Луки изображение луков внесено в результате курьеза: составители герба сочли, что слово «Луки» в названии города обозначает оружие и в соответствии с названием поместили в герб лук-оружие, в то время как название «Великие Луки» образовано от больших излучин, которые в окрестностях города делает река Великая, и, таким образом, можно считать, что в гербе Великих Лук изображение луков символизирует речные излучины.

Единственно правильным толкованием символики герба является то, которое дают составители герба и (или) которое фиксируется правовыми актами, учреждающими герб. Однако с течением времени и это толкование может забыться, герб же – останется.

Необходимо также помнить, что не богатое и пышное наполнение, не глубокий символический смысл определяют узнаваемость герба и почтительное отношение к нему. Узнаваемость герба обеспечивается четкостью, ясностью и грамотностью составления его композиции. А уважение к гербу определяется репутацией владельца герба. История знает множество гербов, возникновение которых было случайным или курьезным, символика – надуманной, навязанной или даже унизительной; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов и территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый затейливый герб).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector