Государственный герб россии: история и скрытое значение

Цветовая решение, символика цвета

Цветовая палитра герба также глубоко символична:

  • Золотой цвет орла, возвращенный ему в 2000 году, в геральдике является олицетворением могущества, богатства, а также милосердия и справедливости православной церкви.
  • Красный цвет, преобладающий на гербе и являющийся его фоном, считается символом мужества и любви к родине. Вместе с тем, это и символ пролитой крови защитников Отечества, а также единства многонационального государства.
  • Серебряный цвет в геральдике – знак благородства, чистоты помыслов и намерений, олицетворение справедливой борьбы за истину. Это цвет доспехов всадника, такого же цвета копье и конь на щите.
  • В черный цвет окрашен дракон на щите, и данный оттенок символически воплощает скорбь по погибшим и невинно убиенным за всю драматическую историю страны, память о них.

Согласно российскому законодательству допустимо изображение эмблемы страны в черно-белом, одноцветном варианте.

Герб страны призван духовно объединять всех граждан, живущих на территории России, подчеркивая единство народов, мирно сосуществующих на территории одного государства. Этот национальный символ присутствует на всех официальных документах, включая российский паспорт, и на всех правительственных зданиях страны, монетах, медалях и орденах, являясь неотъемлемым атрибутом российского государства.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

История

Современному гербу предшествовали эмблемы самостоятельных царств и зависимых государственных формирований, в состав которых входила Армения.

Первый герб датируется II в. до н.э. Это эмблема царей из династии Арташесидов – 2 орла, смотрящие друга на друга и помещенные слева и справа от солнечного диска.

В I-V вв. власть удерживали князья Аршакуни, и Армению представлял их семейный знак в виде двуглавого орла.

IX-XI в. – эпоха правления царей Багратуни, когда страна достигла культурного расцвета и получила герб в виде льва, сжимающего христианский крест.

Та же эмблема сохранилась в период господства Рубенидов (XI-XIV вв.).

После нескольких веков раздробленности и турецко-персидских завоеваний в 1828 г. территории царства вошли в состав Российской империи и названы Армянской областью. Землям присвоен новый герб. В рисунке присутствовали национальные символы: корона древних армянских царей и Эчмиадзинский собор – главное сооружение армянской христианской церкви. В центр щита помещено изображение горы Арарат с ковчегом. Верхнюю часть герба занимал коронованный двуглавый орел – символ Российской империи.

В 1849 г. область упразднена и вместо нее утвердилась Эриванская губерния. Новый герб – синий щит с крестом, установленным на пике каменистой скалы. Рисунок увенчан императорской короной и обрамлен дубовым венком с лентой ордена Андрея Первозванного.

Для общего герба Российской Империи за армянскими территориями закреплялась особая эмблема – красный лев на задних лапах, помещенный на золотой фон.

Независимая республика

В 1918 в. Армения провозглашена независимой республикой. Герб нового государства стал прообразом современного изображения. Первый республиканский герб придумали художники А. Коджоян и А. Таманян.

В составе ЗСФСР

В 1922 г. Армения была в составе Закавказской Социалистической Федеративной Республики. Был принят герб в духе рабоче-крестьянской идеологии. От геральдического щита отказались. На круглой эмблеме изображался восход солнца над вершинами Арарата. Выше гор помещались серп и молот. Под Араратом присутствовали растительные символы плодородия и труда – виноградная ветвь, олива, пшеничные колосья.

Рисунок окантован пролетарским девизом и названием Советской Социалистической Республики Армении. Слова написаны по-армянски.

Самостоятельная союзная республика

После упразднения ЗСФСР в герб внесены коррективы, утвержденные в 1937 г. Солнце заменено на пятиконечную звезду, оливковые ветви исчезли, а название республики и фраза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» дублировались на русском языке.

К современной версии

В 1990 г. Армения объявлена независимым государством. Вопрос о новом гербе решался на конкурсной основе. Выбор пал на первый герб Армянской республики, придуманный в 1918 г.

В новой редакции изменилась конфигурация зверей на 4 частях гербового щита и расположение меча и растений в оконечности щита. Над горой Арарат появился Ноев ковчег.

В 1992 г. герб утвержден в качестве государственного символа.

В 2006 г. принят новейший закон «О государственном гербе».

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

Геральдика: значение символов на гербе России

Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.

Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.

Георгий Победоносец

На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.

У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.

Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.

Двуглавый орел

Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.

Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.

До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.

Три короны

До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.

Существует несколько трактовок именно этого количества корон:

  • присоединение трех государств – Астрахани, Казани и Сибирского ханства,
  • православный символ – Святая Троица,
  • три ветви власти (современная теория) – законодательная, исполнительная и судебная.

Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.

Скипетр и держава

Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.

Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага. Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М.: «Полиграф Медиа», 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Лукомский В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
  • Трофимов-Трофимов В. Д. Familia. Руководство по учреждению собственной династии. — Спб., 2015. — 456 с.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
  • Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Описание и значение

Государственная эмблема выполнена в виде геральдического щита, окрашенного в красный цвет. В центральной части расположен большой двуглавый орел. В правой лапе птица держит скипетр, а в левой — державу. Над каждой головой орла можно увидеть по короне, а над ними расположена третья, которая имеет больший размер. Все головные уборы соединены между собой золотистой лентой.

Следует отметить интересный факт — двуглавый орел используется не только Россией. Эта птица изображена на символике других стран, к которым относится:

  • Черногория;
  • Албания;
  • Сербия.

Многие интересуются, откуда появилась традиция изображать орла. Эта история берет свое начало со времен древнего населения Южной Месопотамии. У этого народа орел олицетворял Бога. С тех пор птицу считают символом, который неразрывно связан с духовным началом, освобождением от чего-либо. В Средние века орла связывали с рождением, крещением и вознесением Христа.

Особенное значение придается не только изображению, но и цветам:

  1. Красный цвет символизирует кровь, которая была пролита народом, защищавшим свои земли от нападения врагов. Кроме того, этот цвет обозначает любовь к Родине и друг другу, что подразумевает единство людей.
  2. До недавнего времени орла изображали на картинках в черном цвете. В 2000 году было принято решение перекрасить птицу в золотой. Этот цвет значит могущество, справедливость, веру, богатство, милосердие и смирение.
  3. Серебряный цвет, в который окрашены детали, имеющие непосредственное отношение к Георгию Победоносцу, указывает на чистоту и благородство.
  4. Змей, которого поражает всадник, окрашен в черный цвет. Он символизирует испытания, через которые прошло государство, а также память о погибших.

Как нарисовать флаг карандашом поэтапно?

Привет всем подписчикам и читателям моего блога!Следующие пару уроков будут полезны тем, кто хочет стать дизайнером интерьеров, арт-директором, фэшн-дизайнером и т.п. Все они должны владеть мастерством рисования струящейся ткани. Этим мы и займемся! И начнем мы с развевающихся флагов. Этот урок – хорошее упражнение для практики использования многих из Девяти Фундаментальных Законов Рисования. Эти законы работают вместе, чтобы создать иллюзию глубины, визуально толкать или тянуть колышущийся флаг на рисунке.

Если вы занимаетесь скрапбукингом (Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Из википедии), вы, наверняка, сразу увидели потенциал этого урока в улучшении вашей страницы фотоальбома, да? Если вам понравится этот урок, то вы влюбитесь и в следующий — «Свитки».

1. Начните с высокого вертикального флагштока.

2. Нарисуйте три четверти эллипса. Сохраняйте форму приплюснутой.

3. Изобразите три цилиндра один за другим, как на рисунке ниже. Теперь нарисуйте верхний край флага, следуя верхушкам цилиндров.

4. Повторите несколько раз, растягивая верхний край флага.

5. Нарисуйте ширину флага, для начала спереди, с помощью вертикальных линий, опускающихся с каждого края.

6. Теперь — то же самое с задними линиями. Убедитесь, что спрятали их за флаг. Эти маленькие исчезающие линии определяют форму флага. Это наиболее важные детали, при рисовании флага. Без этих линий ваш рисунок рухнет, поэтому тщательно проверьте, что вы не упустили их на задней кромке.

7. Теперь нарисуйте нижние края, закручивая их посильнее. Пока проигнорируйте задний план. Запомните, что скруглить эти края нужно немного больше, чем обычно.

8. Прежде чем рисовать заднюю сторону, представьте развевающийся флаг. Вы создаете иллюзию, что флаг развевается от ваших глаз, так что логично будет, что обратная толщина должна быть оттолкнута от ваших глаз. Мы добиваемся этого с помощью закона расположения: объекты на переднем плане расположены ниже, в то время как объекты на фоне нарисованы выше. Когда вы учитесь рисовать 3D, есть очень простое правило: если это выглядит неправильно, то это неправильно.

Правильно

НЕ правильно

9. Чтобы закончить развевающийся флаг, добавьте тени и затенения.

Наш флаг готов!

УРОК 17: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАНИЕ

Вы изучили все что нужно для того, чтобы нарисовать развевающийся флаг. Взгляните в ваш блокнот и пересмотрите уроки, где мы рисовали цилиндр и розу. Воспользуйтесь моментом и посмотрите на рисунок ниже, сложите все это вместе и насладитесь рисованием супер длинного флага. Вы можете сделать это!

По-прежнему не хватает флагов? Поэкспериментируйте!

Теперь советую вам перейти сразу к следующему уроку и научиться рисовать свитки. До новых встреч!

Были использованы материалы книги Mark Kistler «You can draw in 30 days».

Книга на русском языке Марк Кистлер «Вы сможете рисовать через 30 дней».

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I). Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей. В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества. Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских. Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви). В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Герб России при Романовых

Михаил Федорович Романов добавил на эмблему Георгия Победоносца – его изображение разместилось на груди орла. Не удержался от внесения изменений и Павел I. При нем на гербе появился мальтийский крест и корона. Через несколько лет Александр I убрал мальтийскую символику. После победоносной Отечественной войны 1812 года орел стал изображаться с опущенными расправленными крыльями. В лапах вместо скипетра и державы появились венок, молнии и факел.

Самые серьезные изменения коснулись государственного символа при Александре II. При нем было создано специальное Гербовое отделение. Оно изменило изображение орла и святого Георгия Победоносца. 11 апреля 1857 года император утвердил новый герб Российской империи, через месяц сенат опубликовал указ с описанием новых гербов и норм их использования. Новый герб просуществовал до 1917 года, вместо него эмблемой СССР стали серп и молот.

Герб СССР

После 1991 года вновь возник вопрос о символе нового государства. С 1993 года гербом Российской Федерации вновь стал золотой орел с расправленными крыльями и царскими регалиями в лапах. На современном гербе три короны, как и на гербе Петра I.

История

Герб Российской Республики (1917-1918)

Эскиз временной эмблемы России (с 14 сентября 1917 года — Российской республики) был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут и И. Я. Билибин. Считая, что новую эмблему российского государства может утвердить только Учредительное собрание, они предложили использовать в качестве временной эмблемы двуглавого орла эпохи Ивана III без атрибутов царской власти.
Рисунок эмблемы, исполненный И. Я. Билибиным, был утверждён председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым и министром иностранных дел П. Н. Милюковым как образец для печати. Хотя официально эмблема так и не была утверждена, она имела хождение до принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР, которой вводился герб нового государства. На территории, контролировавшейся белыми силами, эта эмблема использовалась и позднее — в частности, она присутствовала на банкнотах, выпускавшихся Уфимской Директорией.

Герб Российского государства КОНР (1918-1922)

В середине 1918 года в Екатеринодаре был проведён конкурс по разработке нового российского герба. В соответствии с условиями конкурса, от его участников требовалось сохранить изображение двуглавого орла, заменив «эмблемы царской эпохи» (корону, скипетр и державу) на эмблемы, «характерные для новой возрождающейся государственности».
Основным претендентом на победу примерно из ста представленных проектов считался герб, созданный казанским художником Г. А. Ильиным, который оставил державу и цепь ордена Андрея Первозванного, заменив корону и скипетр на крест и меч. Герб венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте.

Один из проектов герба РДФР, предложенный Учредительным собранием в 1922 году

Официально герб не был утверждён и использовался как неофициальный.

Герб РДФР (с 1922)

В марте 1922 года в Санкт-Петербурге, Учредительное собрание не утвердило принятый в 1918 году герб России, приняв альтернативную версию Г. Ильина. От прежнего герба царской России осталась лишь цепь ордена Андрея Первозванного и Святой Георгий на щите, в то время как корона, скипетр и держава были заменены на крест, колосья пшеницы и молнии, соответственно. Герб также венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте. Однако имелись отличия от проекта Ильина: появился золотой геральдический щит. Также был создан т.н. «малый герб» (без геральдического щита), который должен использоваться правительством и Вооруженными силами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector