76-мм дивизионная пушка образца 1939 года (усв)

Основания создания пушки Ф-22.

Конец двадцатых годов прошлого века, в Советском союзе ознаменовался улучшением ситуации в промышленности, до того находившейся в состоянии близком коллапсу. В условиях начавшегося промышленного роста и индустриализации государства, формировались коллективы конструкторов, занятые конструированием новых образцов оружия.

В двадцать седьмом году Артиллерийское Управление, издает директиву о начале проектирования современных артиллерийских орудий, отвечавшим условиям современного боя. Для чего создана комиссия АУ под управлением Грендаля, к в которую также вошли Орджоникидзе и Тухачевский, которая и разработала требовании к артиллерии «нового типа». Согласно этим требованиям 76-мм пушка обр. 1902 г., бывшая тогда основой дивизионной артиллерии, была признана устаревшей.

Основными недостатками комиссия посчитала:

  • Неудовлетворительная дальность ведения огня.
  • Недостаточная мощность 76-мм снаряда против полевой фортификации.
  • Отсутствие возможности вести навесной огонь, требуемый для борьбы с пехотой, откапывающимися за закрытиями и уничтожения защитных сооружений.

Для преодоления выявленных недостатков планировали модернизировать существующие дивизионные орудия путем наложения стола с длинной не менее сорока калибров, а также разработать 76-102 мм универсальное орудие с длинного ствола L=30-50. Под универсальным орудием понимали орудие, сочетавшее свойства гаубицы и пушки.

Подобное решение не было уникальным. К тому времени в Чехословкии заканчивались испытания дуплекса в составе пушки 8-cm vzor 30 и гаубицы 10,5-cm vzor 30. Конвертация пушки в гаубицу могла происходить заменой стола, а пушка могла ограниченно вести зенитный огонь.

Для определения свойств и особенностей такого орудия в 1929 г. был выпущен опытный образец, с использованием лафета 122-мм гаубицы обр. 1910 г., и 76-мм ствола в тридцать и сорок калибров. После проведения многочисленных тестов, от орудия решено было отказаться по причине дороговизны и отсутствия значимых преимуществ перед «трехдюймовкой». Хотя, имелись планы АУ по проектированию 85-мм ствола под это орудие, но они были реализованы.

Новым импульсом к продолжению работ послужила поступившая в тридцатом году информация о возможном переходе дивизионной артиллерии Чехословакии, Германии и Франции на калибр 85-105-мм, с заменой пушек на пушки-гаубицы. Данное событие, побудило интерес продолжению работ по созданию собственной пушки-гаубицы. Через некоторое время КБ Пермского завода представило пушку-гаубицу, созданную под началом В.Сидоренко. От прежнего образца она отличалась только более длинным стволом в пятьдесят калибров.

Не обращая внимания на вывод о недостатке мощности 76-мм снаряда и  перспективах перехода на более крупный калибр, орудие принято на вооружение как «универсальная дивизионная пушка обр. 1933 г.»В качестве боеприпасов должны были использоваться выстрелы пушки  обр. 1902/30 гпушки  обр. 1902/30 г. с перспективой дальнейшего освоения выстрела повышенной мощности. Что было временной мерой, до создания более удачной конструкции.

Характеристики и свойства боеприпасов

УСВ могла использовать все боеприпасы российской дивизионной и полковой артиллерии начиная с 1900 года. Кумулятивными снарядами комплектовались главным образом выстрелы полковой артиллерии (до конца 1944 года их применение в дивизионных орудиях было запрещено по причине несовершенства взрывателя и риска разрыва снаряда в стволе). Пробиваемость кумулятивного снаряда — около 70 мм (по другим данным — 100 мм при угле 90° и 60 мм при угле 60°). До 1942 по причине дефицита бронебойных снарядов рекомендовалось при стрельбе по танкам использовать шрапнель, поставленную «на удар». Бронепробиваемость при этом составляла около 30 мм.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, г Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Калиберные бронебойные снаряды
Тупоголовый с баллистическим наконечником трассирующий 53-БР-350А 6,3 155 662 4000
Тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий 53-БР-350Б 6,5 119 655 4000
Тупоголовый с баллистическим наконечником сплошной трассирующий (БР-350Б сплошной) 53-БР-350СП 6,5 нет 655 4000
Подкалиберные бронебойные снаряды
«Катушечного» типа (принят на вооружение в апреле 1943) 53-БР-354П 3,02 нет 950 500
Кумулятивные снаряды
Сталистого чугуна вращающийся (в войсках с мая 1943 — для полковых орудий, с конца 1944 — для дивизионных) 53-БП-350А 5,28 623 355 500
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-350 6,2 710 680 13 290
Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-350А 6,21 540 680 10 000
Осколочно-фугасный 53-ОФ-350В 6,2 ? ? ?
Осколочно-фугасный мелкосерийный 53-ОФ-363 7,1 ? ? ?
Фугасная стальная старая русская граната 53-Ф-354 6,41 785 640 9170
Фугасная стальная старая русская граната 53-Ф-354М 6,1 815 ? ?
Фугасная стальная старая французская граната 53-Ф-354Ф 6,41 785 640 9170
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 22 сек. или Д 53-Ш-354 6,5 85 (260 пуль) 624 6000
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-354Т 6,66 85 (250 пуль) 618 8600
Шрапнель Гартца с накидками 53-Ш-354Г 6,58 85 ? ?
Стержневая шрапнель (снаряд от зенитной пушки 3-К обр. 1931 г. со снятым или сточенным нижним ведущим пояском) 53-Ш-361 6,61 нет 666 8400
Картечь
Картечь 53-Ш-350 ? 549 пуль ? 200
Дымовые снаряды
Дымовой дальнобойный стальной 53-Д-350 6,45 80 тротил + 505 жёлтый фосфор ? ?
Дымовой сталистого чугуна 53-Д-350А 6,45 66 тротил + 380 жёлтый фосфор ? ?
Зажигательные снаряды
Зажигательный дальнобойный стальной 53-З-350 6,24 240 679 9400
Зажигательный 53-З-354 (черт. 3890) 6,5 (6,66) 240 624 6200
Зажигательный Погребнякова — Стефановича 53-З-354 4,65 240 680 5600
Осколочно-химические снаряды
Осколочно-химический снаряд 53-ОХ-350 6,25 ? 680 13 000
Таблица бронепробиваемости для 76-мм дивизионной пушки обр. 1939 г. (УСВ)
Тупоголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-350А
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 65 80
300 60 75
500 55 70
1000 50 60
1500 45 50
Подкалиберный снаряд 53-БР-354П
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 95 120
300 85 105
500 75 90
Приведённые данные относятся к советской методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

Боевое применение[править]

Впервые Ф-22 пошли в бой во время конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Пушка участвовала и в советско-финской войне. Некоторое количество Ф-22 было захвачено финской армией, одна из этих пушек в финском артиллерийском музее Hameenlinna служит иллюстрацией к этой статье. На 1 июня 1941 года в частях имелось 2844 таких пушек. В течение 1941 — 1942 гг. эти пушки понесли большие потери, но в небольших количествах встречались до конца войны. В частности, в Курской битве участвовало 2 артполка, вооруженных этими орудиями (40 шт.). В основном орудие использовалось как дивизионная пушка, реже — как противотанковая (естественно, имея более высокую начальную скорость, Ф-22 имела большую бронепробиваемость, чем ЗИС-3 ) и никогда — как зенитная.

Производство и служба.

Вначале «Новое Сормово» получило план на производство 1000 пушек Ф-22УСВ. Поэтому его оборонная программа на тридцать девятый год возросла разом на 60 %. За счет выполнения круга мероприятий производственный цикл пушки весьма сократился. Усредненная продолжительность цикла производства составляющих уменьшилась с 97 вплоть 60 суток.

Удельный вес станочных работ возрос с 36,5 вплоть до 45 %. Непрерывно велись мероприятия по нормализации и взаимозаменяемости частей

Что было важно, потому что большинство дефектных деталей под нажимом начальства применялись как пригодные, а потом «подгонялись» на последующих стадиях сборки

Серийное производство УСВ стартовало в 1939 г. на заводе № 92. В течении года было произведено 140 орудий, в следующем — 1010. В начале сорок первого производство пушки УСВ прекращено.Тому было две причины:

  • число наличных дивизионных пушек превысило штатную потребность с учетом мобрезерва;
  • планируемый переход дивизионных пушек на больший нежели Ф-22 УСВ калибр;
  • сокращение потребности в дивизионных пушках, в связи с тенденцией процентного роста гаубиц в дивизионной артиллерии.

Впрочем, резерв не смог обеспечить покрытие катастрофических потерь начала войны. Согласно рапорту ГАУ, уже в первый месяц, склады мобрезерва опустели, а необходимые орудия можно было взять только с заводов.

По мобилизационному плану, выпуск УСВ возобновлен на заводах «Баррикады» и № 92. В сорок первом году произведено 2616 пушек, в сорок втором году — 6046. Изготовление пушек УСВ было завершено в конце сорок второго, в виду освоения заводом выпуска пушки ЗИС-3. Необходимо заметить, что замещение УСВ в производстве проистекало постепенно, например, завод № 92 выпускал пушки УСВ и в сорок втором (выпущено 706 орудий, хотя ЗИС-3 освоена еще годом ранее.

Производство 76-мм пушки обр. 1939 г. (УСВ)
1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г.
140 1010 2316 6046

На 1.06.41 года в РККА наличествовало 1170 пушек УСВ. Пушка состояла в штатах дивизионной артиллерии и ПТА. В 1941—1942 годах УСВ понесли большие потери, остальные продолжали применяться до окончания войны.

Германия завладела внушительным числом пушек УСВ и приняла их в армейский штат как 7,62 cm F.K.297(r). Незначительное число этих орудий модифицировано в противотанковые по примеру 76-мм Pak 36. При этом переделке подвергались орудия довоенного производства, так как пушки более позднего производства не имели запаса прочности, унаследованного от Ф-22.

Описание конструкции

Орудие было получено путём модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года, изначально разработанной во Франции фирмой-производителем вооружений «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи. 152-мм пушка обр. 1910/30 гг. представляла собой достаточно мощное и дальнобойное орудие с большим максимальным углом возвышения (40°). По этой причине оно может быть классифицировано как пушка-гаубица.

Ствол 152-мм пушки обр. 1910/30 гг. состоял из трубы, кожуха, соединительной гайки и дульного тормоза.
Орудие оснащалось поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Лафет однобрусный, колёса металлические дисковые с грузошинами. Возка пушки осуществлялась раздельно (ствол снимался с лафета и транспортировался на отдельной ствольной повозке). Время перехода из походного положения в боевое составляло 10—15 минут, из боевого в походное — до 23 минут. Орудие имело щит толщиной 7 мм.

История создания

Проект модернизации орудия был составлен в конструкторском бюро Главного артиллерийского управления (КБ ГАУ). Главной задачей модернизации было увеличение дальности стрельбы до 18 км. Модернизация включала в себя следующие мероприятия:

  • расточена (удлинена) камора;
  • введён дульный тормоз;
  • короткий откат уменьшен с 1000 мм до 950 мм;
  • удлинена стрела к передку лафета до 2000 мм;
  • перенесена вперёд на 50 мм цапфенная обойма.

В 1930 году модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным названием «152-мм пушка обр. 1910/30 гг.».

152-мм пушка обр. 1910/30 гг. в музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид сзади

Оценка проекта[править]

Ф-22 была создана согласно концепции универсальной пушки, которая оказалась явно неудачной. Попытка превратить дивизионное орудие в зенитное, дав ему возможность стрелять на больших углах возвышения, была заведомо обречена с самого начала. Причинами такого положения дел послужили сразу несколько факторов:

  • Зенитное орудие требует гораздо более мощной баллистики по сравнению с полевым и обязано иметь круговой обстрел, что неизбежно приводит к значительному увеличению размеров и стоимости артсистемы.
  • Главным противником войск являются не высотные, а пикирующие бомбардировщик и штурмовики, для борьбы с которыми наиболее эффективны мелкокалиберные зенитные автоматические орудия.
  • Для защиты тыловых объектов лучшую эффективность демонстрируют специализированные зенитные орудия крупного калибра.

Таким образом, универсальная дивизионная пушка не имела своей ниши — она оказалась невостребованной ни на фронте, ни в тылу.

Как зенитное орудие Ф-22 была абсолютно ущербна. Она не имела кругового обстрела, что для зенитки неприемлемо, а начальная скорость порядка 700 м/с уступала даже архаичной 76-мм зенитной пушке обр. 1915/1928 г. (730 м/с), не говоря уже о более современной зенитке обр. 1931 г. (813 м/с). На практике это означало малую досягаемость по высоте и меньшую точность стрельбы. При стрельбе на углах возвышения, больших 60°, отказывалась работать автоматика затвора с соответствующими последствиями для скорострельности. С 29 апреля по 11 декабря 1937 зенитные возможности Ф-22 были исследованы на Научно-исследовательском зенитном полигоне (НИЗП) в Евпатории. В январе 1938 года вышло заключение комиссии полигона, в котором было отмечено, что после устранения недостатков (следовал длинный список) Ф-22 можно допускать к войсковым испытаниям. Информации о них обнаружить не удалось, скорее всего, они и не проводились. Военное руководство объективно оценивало зенитные возможности Ф-22. В её боекомплект не включались соответствующие снаряды; штатный прицел не был приспособлен для зенитной стрельбы (как гласило наставление, в этом случае требовалась «поставка прицела с зенитной частью», но где взять ту часть, в наставлении ничего не говорилось). О случаях боевого использования Ф-22 в качестве зенитной пушки информации нет.

Конструкцию Ф-22 как дивизионной пушки также трудно назвать удачной. Орудие имело очень большие габариты (особенно по длине) и вес (на тонну больше, чем ЗИС-3). Это весьма ограничивало её подвижность, в частности, возможность её перемещения силами расчёта. По дальности стрельбы и бронепробиваемости Ф-22 не имела крупных преимуществ перед более старой дивизионной пушкой обр.1902/30 г. Использование Ф-22 как противотанкового орудия было затруднено тем, что прицел и механизм вертикального наведения находились по разные стороны ствола, соответственно, наведение орудия не могло осуществляться только наводчиком. Пушка имела массу недоработок, была малотехнологична и капризна в эксплуатации.

Отчёт с войсковых испытаний свидетельствует: «Ф-22 на походе плоха, так как длина системы затрудняет поворотливость. Подвижность вне дорог крайне ограничена, так как её клиренс 350 мм, а подъёмный механизм выдается в сторону движения и слабо прикрыт (удар и др.). При стрельбе сильная вибрация и колебания тела орудия, что ведет к уменьшению кучности. Слабое сцепление люльки с боевой осью. При 50-60 выстрелах непрерывного огня жидкость в компрессоре перегревается, что может привести к разрыву люльки. Надо прекращать стрельбу и отливать 150 г жидкости. Пушка универсальная, но ни одному назначению не удовлетворяет«.

В итоге пушка уже в ходе серийного производства была отправлена на повторные войсковые испытания, а через 3 года серийного производства была с него снята и заменена новым орудием, тактико-технические требования на которые были выданы уже в марте 1937 года — вскоре после запуска Ф-22 в производство.

Большинство проблем Ф-22 были следствием порочной концепции универсального орудия. Сама же конструкция пушки оказалась настолько продуманной, что через 6 лет после принятия на вооружение и через 3 года после окончания серийного производства это орудие, освобождённое немецкими инженерами от навязанных военным руководством конструктору ограничений, стало одной из лучших противотанковых пушек мира.

УСВ за рубежом[править]

В 1941-1942 гг. немцы захватили значительное количество пушек УСВ и приняли их на вооружение как 7.62 cm F.K.297(r). К марту года немцы всё ещё располагали 359 такими пушками, из них 24 были на Востоке, 295 на Западе и 40 в Дании.

Небольшое количество этих орудий было переделано немцами в противотанковые по образцу Pak 36(r), причем модернизации подвергались только пушки довоенного выпуска, поскольку пушки военных лет (как, кстати, и ЗИС-3) имели ослабленную конструкцию казенника. Модернизированная пушка получила название Pak 39(r). На орудие был установлен дульный тормоз, была расточена камора под боеприпас Pak 36(r), приводы наводки перенесены на одну сторону с прицелом. Вес пушки составлял, по разным данным, 1500-1610 кг. Точное количество переделанных таким образом орудий неизвестно, поскольку в немецкой статистике они часто объединялись с Pak 36(r). По некоторым источникам, их было выпущено до 300 шт. Баллистические характеристики пушки также не известны, по результатам испытаний трофейного орудия в мае 1943, выпущенный из него бронебойный снаряд пробил 75-мм лобовой лист брони танка КВ под углом 60 градусов на дальности 600 м.

Боевая служба.

Служба пушки Ф-22 в РККА продолжалась недолго. В 1940 г., ее сочли недостаточно ненадежной, конструктивно сложной и тяжелой для дивизионной артиллерии. Орудие подлежало сдаче на склады по мере  поступления 76-мм пушек обр. 1939 г.   Процесс вывода из боевых подразделений начат после завершения Зимней войны, где некоторая часть пушек Ф-22 была утеряна. Что позволило финской армии к июлю 1940 г. пополнить свою артиллерию 36 полностью исправными орудиями.

Процесс сдачи на складское хранение Ф-22 прервала французская компания Германии. По данным разведки немцы применили танки с бронированием, превосходящим возможности ПТА Франции и Англии. Сведения оказались ошибочными, хотя положили начало создания нового поколения бронебойных средств, и формирования новых противотанковых частей.

Таким образом, весной сорок первого, начался процесс формирования противотанковых арт.бригад. Согласно штату, в составе каждой должны были находится сорок восемь пушек Ф-22. Одновременно инициированы работы по проектированию усиленного выстрела для имевшихся Ф-22 и зенитных орудий. Нередко в документах пушка Ф-22 проходила как противотанковая.

Необходимость заставила вернуться к планам применения в пушке Ф-22 выстрелов зенитного орудия. НИИ-13, в свою очередь предложило вернуть дульный тормоз и облегчить лафет. Предложения показалось вполне приемлемым и согласно плану, на третий квартал сорок первого года были запланированы испытания Ф-22 в усиленном виде. Однако начавшаяся война сорвала эти планы.

К 1-15.06.1941 г. в частях Западного направления числились две тысячи триста пушек Ф-22, из них сто тридцать одна, наждалась в капитальном и большом заводском ремонте. Основной сложностью при войсковой эксплуатации пушек Ф-22 стало недостаток средств тяги. Необходимые для этого автомобили ЗИС-6 и трактор СТЗ-3 как и прежде были в остром дефиците.

Таким же дефицитом были в первый военный период были и бронебойные снаряды, которых к 1 июня в РККА насчитывалось немногим более чем по десять на каждую Ф-22, а в сумме 24 000. И это без других орудий этого калибра. Хотя согласно нормам запас выстрелов для дивизионных неспециализированных пушек необходим в количестве 100-200 шт. на орудие, тогда как для ПТА не меньше чем 500 шт.

К осени 1941 г. большая часть пушек Ф-22 из имевшихся на Западном направлении была потеряна. Германии досталось примерно тысяча полностью исправных орудий, которые тут же поступили в боевые части. Первые же испытания показали, что пушка Ф-22 может быть применена как мощное средство ПТА.

С началом осени 1941 г. для не прошедших модернизацию пушек, имевших индекс 7,62-cm PaK 36 (r) организовано производство бронебойных снарядов, немногим позднее и подкалиберных бронебойных снарядов. На первом этапе использовались трофейные осколочные выстрелы, затем был освоен выпуск собственных.

По оценкам немецких специалистов бронепробиваемость 7,62-cm PaK 36 (r), сочтена неудовлетворительной и для ее улучшения была проведена модернизация. Исследования показали, что казенная часть орудия позволит использовать заряд пороха, увеличенный без малого вдвое, при условии использования дульного тормоза.

Для 7,62-cm PaK 36 (r) освоено производство боеприпасов с бронебойным и осколочными снарядами. Значительное количество бывших пушек Ф-22 с первых месяцев зимы сорок второго уже воевало против своих бывших хозяев.

В СССР, вопрос возобновления изготовления пушки Ф-22, вплоть до 1943 г. изучал завод №8. По замыслу, планировался переход на выстрел зенитной пушки 3К, упрощенный лафет и установка дульного тормоза. Но дальше планов дело не пошло.

SocButtons v1.5

Оценка проекта

152-мм пушка обр. 1910/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны, сохранив главные его недостатки — неподрессоренный колёсный ход и раздельную возку ствола и лафета, что сильно снижало подвижность орудия. Конструкцию однобрусного лафета, сильно снижавшую углы горизонтальной наводки орудия, также необходимо признать явно устаревшей. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны это орудие явно не отвечало современным требованиям.
Баллистические характеристики орудия были вполне удовлетворительны; отмеченные недостатки орудия заставили продолжить модернизацию орудия, затрагивавшую главным образом лафет при неизменной ствольной группе. Таким образом появилась 152-мм пушка обр. 1910/34 гг., а затем — знаменитая гаубица-пушка МЛ-20.

Боевое применение

Вероятно, это орудие использовалось в ходе советско-финской войны, но точных сведений об этом нет. К началу Великой Отечественной войны имелось, по разным источникам, 121 либо 150 шт. Орудие, безусловно, принимало участие в боевых действиях, однако, по причине малочисленности, каких-либо подробностей его боевого применения обнаружить не удалось.

Тем не менее, всего две такие 152-мм пушки образца 1910/30 годов сыграли значительную роль в Великой Отечественной войне. 27 августа 1942 года, в рамках разработанной абвером операции «Вундерланд», немецкий тяжёлый крейсер (более известный как «карманный линкор») «Адмирал Шеер» предпринял рейд на стратегически важный порт Северного морского пути Диксон, намереваясь потопить находящиеся там суда, вывести его на долгое время из строя и посредством высадки десанта захватить документы и карты, содержавшие очень интересовавшую руководство Кригсмарине информацию.

Однако рейдер натолкнулся на развёрнутую всего за сутки до этого береговую батарею № 659 из двух 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. Именно они стали главной силой защитников Диксона. Командиром батареи был лейтенант Н. М. Корняков, причём для обслуживания орудий пришлось прибегнуть к помощи местных гражданских (грузчиков), поскольку некомплект личного состава батареи превышал 50 %.

Около 01:45 по московскому времени, когда СКР-19 «Дежнёв» уже был выведен из строя огнём «Шеера» и посажен на мель экипажем во избежание гибели корабля, а командир рейдера — капитан цур зее Меендсен-Болькен — готовился к высадке десанта, батарея № 659 вступила в бой. Немцы отметили её огонь как «довольно точный» — всплески ложились в 500—2000 метрах от рейдера, оценив калибр снарядов как «130-миллиметровый». Причём стрельба велась не имевшими опыта борьбы с надводными целями артиллеристами без дальномера на дистанции около 30 кабельтовых (6 км).

Согласно судовому журналу «Шеера», попаданий в него не было. Несмотря на упоминания о них в поздних советских источниках, подобное представляется маловероятным с точки зрения артиллерийского дела. Всего батареей № 659 выпущено в первой фазе боя 43 снаряда, но и этого оказалось достаточным, чтобы Меендсен-Болькен отказался от высадки десанта. Ещё 4 выстрела батарея сделала впоследствии в условиях плохой видимости, которые также не причинили вреда рейдеру.

Причиной отказа немцев от высадки десанта стала здравая мысль о том, что при приближении к берегу точность огня необнаруженной ими батареи значительно возрастёт, что могло бы стать фатальным не только для десанта, но и для самого рейдера. В схожих условиях при высадке десанта в Осло-фьорде при захвате Норвегии в 1940 году «антикварными» норвежскими батареями потоплен тяжёлый крейсер «Блюхер». Таким образом, Диксон был спасён от разрушения, не прекратилось и движение судов по Северному морскому пути, что имело большое значение в условиях тяжёлой обстановки лета 1942 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector