Царь-пушка: история создание, описание, легенды

Почему именно семнадцать чисел

17 секторов на циферблате были выбраны неслучайно / Фото: zhiznteatr.mirtesen.ru

Пришло время поговорить об «изюминке» этих старинных часов, которая и отвечала за их уникальность, делала механизм именно «русским». Почему не 12, а 17 секторов. На самом деле выбор именно такого их количества был неслучайным.

Каждый час дня сопровождался ударом колокола / Фото: yandex.ua

В России тогда время считалось по ночным и дневным часам. На московской широте продолжительность наиболее короткой ночи была 7 часов, а самого большого дня – 17. Именно это основоположник и отобразил на изделии.

Принцип работы был простой. После восхода солнца часовщики ставили циферблат в такое положение, чтобы стрелка была направлена на 17. Спустя час стрелка была на «1», а значит это был «первый час дня». Сопровождалось действие ударом колокола.

22 июня (наиболее длинный день) циферблат самостоятельно передвигался до сектора 17, после чего приходила ночь. Окончание ее приходилось на сектор с числом 7. Часовщики снова устанавливали вручную часы на число 17, как только появлялись первые солнечные лучи.

На смену сгоревшим старинным часам пришли привычные всем классические / Фото: yandex.ua

Чтобы можно было учесть все изменения в длительности ночи и дня на протяжении года, каждые две недели в часовые показания вносилась поправка в один час. Существует мнение, что в целях напоминания один раз в четырнадцать дней звучал специальный колокольный звон.

На смену бесследно исчезнувшим в огне часам в 1704 г. пришло уже классическое устройство со стандартным внешним видом и двенадцатью секторами. Эти часы в Амстердаме заказал Петр I. Таким образом произошло упразднение «русского» разделения счета времени, ночного и дневного. И в этом заслуга первого российского императора.

Два Густава

Немецкие купцы Густав Кунст и Густав Альберс основали торговую империю, масштаб которой потрясает и сейчас. Будущие компаньоны по бизнесу познакомились в Китае. Решив, что конкуренция за китайский рынок слишком велика (огромная доля рынка уже принадлежала англичанам и французам), Кунст и Альберс отправились в недавно основанный порт Владивосток.

Они справедливо посчитали, что конкуренции во Владивостоке практически нет, а новому населённому пункту будут нужны товары. К тому же, в 1862 году город получил статус порто-франко, то есть свободного порта, товары в котором не облагаются пошлиной. Таким образом, в 1864 году во Владивостоке появилось главное торговое подразделение Кунста и Альберса.

Удачливые коммерсанты смогли предугадать, что город станет расширяться, следовательно, потребность в их товарах будет увеличиваться. И действительно, город стремительно рос. Кунст и Альберс обеспечивали Владивосток товарами бытовой необходимости – пищей, одеждой, украшениями, в первую очередь, из Китая. Товары расходились очень быстро, несмотря на крупные поставки и уровень цен, который был выше, чем в центральной России.

Бизнес шёл в гору, и в 1884 году в центре Владивостока немецкие купцы открыли первый универсальный магазин, здание которого сохранилось до наших дней. Красивый трёхэтажный дом, спроектированный молодым немецким архитектором Георгом Юнгхенделем, можно назвать одним из самых узнаваемых в городе.

Торговый-дом «Кунст и Альберс» во Владивостоке — Архивное фото

Торговый-дом «Кунст и Альберс» во Владивостоке — наши дни — Legion Media

Со временем открывались филиалы компании и в других городах Дальнего Востока. Довольно скоро появились отделения в дальневосточных Хабаровске, Благовещенске, Николаевске-на-Амуре и других населённых пунктах региона. Компания начала экспансию в другие крупные города империи. Например, она открыла представительства в Санкт-Петербурге и Москве, Одессе и Киеве, Варшаве и Риге. Однако интересы торговой корпорации не ограничивались Россией. Ее филиалы можно было найти в японском Нагасаки, китайском Харбине и немецком Гамбурге.

Торговый-дом «Кунст и Альберс» в Хабаровске — Архивное фото

Торговый-дом «Кунст и Альберс» в Хабаровске — наши дни — Delekasha (CC BY-SA 3.0)

Кунст и Альберс запомнились в том числе как благотворители. На их средства, например, была построена лютеранская церковь, которая до сих пор остается старейшим религиозным зданием Владивостока.

Торговую империю Кунста и Альберса возглавили сын Альберса Винсент Альфред и один из партнёров Кунста и Альберса по торговому делу Адольф Даттан.

В годы Первой мировой войны, в которой Россия и Германия были противниками, в столичной прессе вышла громкая статья. В ней торговый дом Кунста и Альберса был обвинён в шпионаже. Несмотря на дворянский титул и уважение местных жителей, Адольф Даттан был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. По одной из версий, к этому были причастны его конкуренты, которые воспользовались антигерманскими настроениями во время войны в своих целях.

Руководство фирмы «Кунст и Альберс» снятое во время последней встречи владельцев во Владивостоке, в 1880 году. За столом слева направо: Густав Альберс, Густав Кунст, Адольф Даттан.

Общественное достояние

Даттан смог вернуться во Владивосток в 1919 году. Он управлял магазином до своей смерти в 1924 году.

В конце 20-х годов торговая империя была национализирована большевиками. В 1934 году в главном здании «Кунста и Альберса» во Владивостоке был основан ГУМ – главный универсальный магазин. Под этим названием он известен до сих пор. Хабаровский филиал «Кунста и Альберса» также стал называться ГУМ, историческое здание до сих пор используется по своему прямому назначению.

Внешний вид старинных часов

Ранее в России использовалась другая система исчисления / Фото: chrome-effect.ru

В России до прихода на трон Петра I использовалась совершенно другая система исчисления – кириллическая. В ней все числа записывались не так, как мы привыкли, а буквами. Можно было увидеть и глаголицу, но принцип аналогичный. Что же касается наших часов с башни, то здесь числа писались в два ряда: один ряд – кириллические символы, второй – арабские.

Первые часы создал Христофор Галовей / Фото: ruxpert.ru

Их создателем в 1624 г. стал Христофор Галовей, инженер из Англии. Уже в 1628 г. после пожара их пришлось реконструировать. Восстановление часов проводились и позже, причем причина была та же, что и в случае с первой реконструкцией.

Как и все такие механизмы в России, кремлевские часы жители других стран называли именно «русскими». То, какой внешний вид они имели, и в то время у многих вызывало удивление, недоумение. Что касается Галовея, то он пояснял такое решение с юмором.

Он говорил, что русские вообще особенные, поступающие нетрадиционно, как принято во всем мире, поэтому и все, что они производят, должно быть совершенно иначе сделано. Циферблат в механизме был окрашен лазоревой краской. Это являлось символом неба. Сверху была роспись золотом и серебром в виде солнца, звездочек, луны.

В первых часах двигалась не стрелка, а циферблат / Фото: yandex.ua

Привычных для нас стрелок не наблюдалось. Их заменяла неподвижная одна стрелка в верхней части циферблата. Она имитировала солнечный луч. Самое интересное, что в этом случае движущимся был именно циферблат. Он выполнял вращение вокруг этой одинокой часовой стрелки.

Первый вариант часов отличался необычным разделением на два разных по размеру сегмента, и 17 вместо 12-ти, как мы привыкли, секторов. У каждого из секторов была собственная буква и число, которое соответствовало ей. Между этими числами были «получасия» – точки.

Фроловские часы (когда-то башня называлась не Спасской, а Фроловской) того времени можно увидеть сейчас на зарисовке посла Австрии Мейерберга, сделанной в 1661 г. Спустя сорок лет после этого, после очередного пожара часы были уничтожены и не восстановлены.

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола — точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Андрей Чохов (1545 — 1629) — знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации — свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора — скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли — «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).

Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы — Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Защитница Дарданелл

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24−35-дюймового калибра (610−890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

Любопытно, что бомбарды XV—XVI вв.еков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина — 5232 мм. Внешний диаметр ствола — 894 мм. Длина цилиндрической части канала — 2819 мм. Длина каморы — 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.

Особенности устройства и применения

Если говорить о Царь-пушке языком оружейников, то это, прежде всего боевое орудие, типа бомбарды, предназначавшееся для стрельбы по настильной или навесной траектории. Зарядом служил мелкий «дроб» общим весом до 800 килограмм. Запального отверстия не имеет, хотя и имеется площадка для него. Выстрел мог производиться только при запале со стороны ствола, для этого со стороны дульного среза в пороховую камеру вводился запальный шнур.

Есть несколько мнений, стреляла ли Царь-пушка за свою многовековую историю. При проведении реставрационных работ в Серпухове по царапинам эксперты Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского сделали вывод, что из пушки палили как минимум один раз.

У историка Л.Н. Гумилева есть упоминание, что прах Лжедмитрия I развеяли посредством выстрела из легендарного орудия.

Однако, существуют сторонники и версии о том, что из пушки ни разу не выстрелили. В качестве доказательства указываются неповрежденные следы отливки внутри ствола.

Где находится и как добраться

Царь-пушка находится в , между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов. Удобнее всего подойти к кассам и входу в Кремль от станций метро «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина».

Время работы: вход на территорию Кремля осуществляется с 10:00 до 17:00, четверг — выходной.
Стоимость билетов: несовершеннолетние проходят бесплатно, взрослый билет стоит 350 рублей, льготные в зависимости от посещаемой экспозиции — 250-300 рублей.
Сайт:

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие, памятник русской артиллерии и литейного искусства. Её можно увидеть в Московском Кремле.

Её отлил из бронзы русский мастер Андрей Чохов, в 1586 году на Московском пушечном дворе.

Царь-пушка Размеры

Длина пушки — 5,34м, диаметр ствола 1,2м, калибр 35 дюймов (890мм), вес 39,3т (2400 пудов)

Царь-пушка занесена в книгу рекордов Гиннеса, как пушка самого большого калибра. (Пушка большего веса и размера находится в Германии).

Царь-пушка украшена поясами рельефов, по правой стороне на ней изображен царь Федор Иванович, на коне со скипетром в руках. На ней имеется надпись: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия»

На стволе есть скобы для крепления канатов, в случае транспортировки пушки.

Происхождение названия царь-пушки

Есть 2 версии происхождения названия пушки

  • По первой версии пушку назвали так из-за большого размера, я придерживаюсь этой версии.
  • По второй — т.к. на ней изображен Российский царь.

В древности пушку называли ещё «Дробовик Российский», т. к. она была предназначена для стрельбы не только ядрами, но и картечью.

Пушка предназначалась для обороны Кремля. Но в боевых действиях она так ни разу не участвовала. В 18-м веке её поместили в Московский Кремль.

Декоративные лафеты (опоры для пушки) и декоративные ядра были отлиты в 1834г. на заводе Берда в Петербурге. Чугунные ядра весят 1,97 тонны, стрелять ими царь-пушка не может, т. к. рассчитана на стрельбу каменными ядрами весом 800 кг.

Из Царь-пушки стреляли?

По мнению специалистов из царь-пушки стреляли, по крайней мере 1 раз.

В 1980г. в г. Серпухов, проводился ремонт и обследование царь-пушки.

В настоящее время царь-пушка находится в Кремле и открыта для обозрения туристов. Я был в Кремле, видел, трогал и фотографировался с царь-пушкой. Она огромная, наверное, когда-то наводила ужас на наших врагов. И ядра у неё тоже очень большие. Всей нашей семье она очень понравилась.

Знаменитую Царь-пушку в Кремле
, одну из наиболее посещаемых достопримечательностей московского Кремля, сегодня можно увидеть на западной стороне Ивановской площади . Каждый из туристов, прибывших в Москву, обязательно включает в программу своего посещения осмотр грандиозного орудия XVI столетия. Кратко история царь-пушки и для детей, и для взрослых приведена в нашей статье.

Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка даже занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:

  • длина — более 5 м.,
  • внешний диаметр ствола достигает 134 см.,
  • калибр — 890 мм,
  • весит изделие около 40 тонн.

Когда и зачем ее создали?

Фото 1. Царь-пушка — одна из главных достопримечательностей Кремля

Миф об орудии и царе-самозванце Лжедмитрие

И все же она стреляла!? Дошедший до нашего времени миф гласит, что единственный выстрел был произведен прахом временного русского царя Лжедмитрия.

После разоблачения он попытался сбежать из Москвы, но наткнулся на боевой дозор и был жесточайшим образом убит. Тело дважды предавали земле, и дважды оно вновь оказывалось на поверхности: то у богадельни, то на погосте. Поползли слухи, что даже земля не хочет принимать его, после чего и было принято решение тело кремировать, а прахом произвести выстрел из пушки, повернув орудие в сторону Речи Посполитой (нынешней Польши), откуда он и был родом.

Такова история Царь-пушки кратко — самого большого орудия своей эпохи.

Сегодня уменьшенные копии кремлевского орудия установлены в Донецке, Перми и Йошкар-Оле. Однако ни по параметрам, ни по характеристикам они даже не приближаются к московскому гиганту.

7 января 1598 года в Московском Кремле скончался раб Божий Федор Иоанович, Великий Князь Московский и Царь Всея Руси. За время правления последнего из прямых Рюриковичей знаменательных событий произошло не мало. Были основаны города: Самара, Саратов, Царицын (Волгоград), Воронеж, Архангельск, Тобольск, Сургут — закреплены новые рубежи активно растущего Государства Российского.

Завершена очередная Русско-Шведская война и России по итогам которой возвращен выход в Балтийское море по линии Копорье-Ям… Не мало получается достойных дел, но запомнился царь Федор не этим… Главная память о нем и сейчас стоит на Ивановской площади Московского Кремля, и имя ей — Царь-Пушка!

Защитница Дарданелл

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24−35-дюймового калибра (610−890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

Любопытно, что бомбарды XV—XVI вв.еков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина — 5232 мм. Внешний диаметр ствола — 894 мм. Длина цилиндрической части канала — 2819 мм. Длина каморы — 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.

Как добраться до Царь-пушки в Москве

Лучше и быстрее всего ехать на метро. Царь-пушка находится недалеко от ст. «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая». Чтобы выйти с метро в нужном месте, нужно на указателе найти выход к Александровскому саду. Если вы всё сделали правильно, вас будет ожидать длинный пешеходный переход, по окончанию которого будут находиться кассы для оплаты визита на территорию Кремля. Кассы располагаются вблизи Кутафьей башни в пределах Александровского сада.

После этого через Троицкую башню следует войти в сам Кремль. Дальше нужно пройти вдоль Дворца Съездов и дойти до легендарной Царь-пушки.

Можно доехать и на автобусе. Ближайшие остановки у входа в Кремль через Кутафью башню — ст. м. Библиотека им. Ленина. Подходящие маршруты — М1, М2, М3, М6, М27, Н11, Н2, 144.

Для тех, кто не любит общественный транспорт, есть приложения для вызова такси: Uber, Яндекс.Такси, Gett и каршеринг: Делимобиль, Belkacar, Lifcar.

Панорама Ивановской площади у Царь-пушки

Видео «Царь-пушка в 1908 году»

Легенда о царь-пушке и самозванце Лжедмитрии

Согласно легенде, царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. После того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом. На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище.Люди говорили, что его земля не принимает. Было принято решение сжечь тело. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Но это только легенда, поэтому нам остается лишь созерцать и гордиться этим ценнейшим экспонатом.

Год 7094, отлитый на пушке, у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от «Сотворения мира». Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ — четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна — в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка — это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр — 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге. Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова. Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну. Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется. Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая «Безумная Грета» или «Большой красный дьявол» из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см. Название «Безумная Грета» восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу «Монс Мег». Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. «Монс Мег» весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр — 520 мм. «Монс Мег» сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии. С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места, как я уже сказала. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам — орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно «Безумной Грете» и «Монс-Мег». Но к термину «бомбарда»,т.е

средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью

А еще Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей — Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.Безусловно, Царь-колокол — лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы — колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

Описание Царь-Колокола

Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.

Высота колокола составляет 6,14 метров, диаметр — 6,6 метров. Весит Царь-колокол около 202 тонн.

Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы. Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.

Царь-мортира

Это орудие — на самом деле мортира. Ее никогда не устанавливали при стрельбе на лафет, а укрепляя бревнами, вкапывали в землю. Такой вид вооружения чаще всего использовали при штурме крепостей. Для Царь-пушки лафет изготовили в 1835 году, когда было принято решение установить орудие в качестве украшения на Ивановской площади. Ядра отлили в Петербурге на заводе Берда. Каждое из них весит почти две тонны.

По расчетам современных специалистов, если зарядить Царь-пушку этими ядрами и произвести выстрел, то у орудия разорвет ствол, а лафет распадется. И это не удивительно: во время создания пушки предполагалось, что из нее будут стрелять каменными ядрами. Их вес не должен был превышать 800 килограммов, а само орудие крепится в земле, в которую должна была уходить отдача от выстрела.

На самом деле сегодня уже не имеет большого значения, для чего именно было создано это удивительное орудие. Главное, что оно стало символом многовековой промышленной и военной мощи России, бронзовым воплощением боевого духа нашего народа.

История Царь-колокола

Во время правления нескольких русских царей создавались колокола, удивляющие своими размерами. Так, при Иване Грозном был отлит колокол, весивший примерно 16 тонн, при Алексее Михайловиче соорудили еще более внушительный экземпляр весом в 130 тонн. Мастером, создавшим этот шедевр, был Александр Григорьев. Звон колокола раздавался вплоть до 1701 года, когда вспыхнувший пожар нанес ему серьезный ущерб. Позднее его детали было решено использовать для отливки нового колокола, который распорядилась изготовить правившая в то время Анна Иоанновна.

По желанию императрицы Царь-колокол должен был весить больше своего предшественника, реализацию проекта хотели поручить французскому мастеру Жермену. Но тот, услышав о поставленной задаче, воспринял все как шутку — ему казалось, что это просто нереально осуществить. Тогда было решено обратиться к отечественным мастерам, за работу согласились взяться Иван Моторин с сыном Михаилом. К слову, к тому времени Иван Федорович уже зарекомендовал себя как мастер своего дела — он занимался изготовлением артиллерийских стволов по распоряжению Петра I, кроме того, он трудился над созданием некоторых колоколов Кремля, среди них, к примеру, Набатный.

Моторины изготовили модель Царь-колокола, предоставили чертежи и смету, после положительного ответа заказчика работы по его изготовлению были начаты. Работники вырыли на Ивановской площади кремля яму, специальным образом укрепленную изнутри, вокруг нее установили плавильные печи. Вполне естественно, что материала от предыдущего колокола не могло хватить на новый, значительно превосходивший его по весу, поэтому были заказаны дополнительные объемы меди и олова. Позднее во время исследований памятника в его составе также были обнаружены золото и серебро.

Ивановская площадь и Царь-колокол, Мария Пенина

Подготовительные работы растянулись примерно на два года, непосредственно к изготовлению Царь-колокола приступили в 1734 году. Стоит отметить, в процессе мастеров ждали некоторые неприятности — вначале произошла утечка меди из печей, работы пришлось приостановить, так как возникший пожар разрушил подъемные деревянные конструкции, находящиеся под сооружением. Затем скончался возглавлявший проект Иван Моторин, в силу этого завершением работ занимался его сын.

После отливки колокол еще продолжал находиться в яме, его планировали поднять на поверхность, но этому не суждено было совершиться — в мае 1737 года возник разрушительный пожар. Во время его тушения на раскаленный металл попала вода и вследствие неравномерного охлаждения колокол треснул, позднее от него откололся большой кусок, вес которого составил более 11 тонн. Власти несколько раз предпринимали попытки поднятия колокола, однако все они были тщетны, в итоге Царь-колокол пролежал в яме почти сто лет.

Только во время правления Николая I удалось поднять гигантское сооружение, возглавить работы было доверено известному архитектору Огюсту Монферрану. Однако с первого раза этого сделать не удалось — в ходе проведения работ возникли сложности, и часть канатов не выдержала внезапной нагрузки. После дополнительной подготовки вторая попытка увенчалась успехом. В силу того, что восстановить целостность Царь-колокола не представлялось возможным, было решено использовать его в качестве памятника. Для него был создан постамент, разместившийся рядом с колокольней «Иван Великий».

Отколовшийся кусок колокола, Сергей Василец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector