«бумеранг» vs бтр-80. зачем российской армии «тяжёлые колёса»?

Высокая защищенность БТР «Бумеранг»

Кстати, высокую защищенность новому БТР обеспечивает не только современная броня, но конструкционные решения, в частности форма корпуса, которая дает дополнительную защиту от мин. Дело в том, что противоминная защита у советских БТР была проработана далеко не самым лучшим образом. В силу этого наши бойцы почти всегда предпочитали находиться на броне сверху, нежели сидеть внутри десантного отделения.

Получалось, что шансы остаться в живых при наезде на мину были выше у тех солдат, кто были наверху, ну, а те что были внутри, могли серьезно пострадать, а то и вообще погибнуть. Вот они и предпочитали ездить «на» БТР, а не внутри него. И возникает тогда вопрос, а зачем тогда они вообще были нужны, да еще и бронированные?

В Афганистане и Чечне бронетранспортеры часто подрывались на фугасах, которые закладывались вдоль дорог, поэтому при взрыве солдаты могли быстро спрыгнуть с машины и открыть огонь. Солдатам внутри нужно было сначала выбраться наружу через боковые двери, а это было и непросто и требовало времени. С «Бумерангом» такие фокусы уже не пройдут, так как и противоминная защита на нем усовершенствована и выходят из него солдаты сзади, в то время как сама машина уже ведет огонь по противнику.

И это далеко не слова, не текст сообщения из рекламного буклета: дело в том, что наша российская система испытаний бронетехники на подрыв — одна из самых совершенных в мире. То есть все проверено испытаниями на натурных образцах.

Например, у нас проводят испытания на подрыв, когда при помощи пары бронеплит создается направленный взрыв, а заряд используется такой, какой и положено, а не в два раза меньший, как это часто практикуется зарубежными производителями. «Заявленные данные одни, а при испытаниях другие», — отмечает военный специалист, кандидат военных наук Сергей Суворов.

Сегодня мировой рынок военной техники заполнен самой различной продукцией, включая и многочисленные образцы бронетранспортеров. Однако изготовить новый БТР и предложить его потенциальным покупателям — это не значит его продать. Дело в том, что многие из них, по словам экспертов, обладают весьма посредственными боевыми и эксплуатационными характеристиками, тогда как цена у них на уровне самых что ни на есть совершенных машин XXI века!

Причем сегодня, в принципе, любая страна, имеющая пусть даже и не слишком развитую промышленность, вполне может создавать свои собственные БТР и даже предлагать их на рынок. Мотор купим у одной фирмы, пушку у другой, броневые модули — у третьей, потом все это соединим, проведем эффектную PR-кампанию — вот вам и готовый БТР!

Тут все дело решают испытания и опыт боевого применения. Например, испытанные в Афганистане и Ираке канадские БТР LAV-25 и более тяжелые M1126 «Страйкер», по словам специалистов, продемонстрировали слабую защищенность и отнюдь не самые высокие возможности по поражению противника своим оружием.

В то же время российский проект «Бумеранг» тем и хорош, что такая машина уже сейчас может оснащаться не только современным оружием и приборами наблюдения, но и комплексом активной защиты, аналогичным тем, что применяются сегодня на наших танках, что лишний раз повышает их выживаемость на поле боя.

А вот эти-то системы имеют как раз далеко не все, а покупать у других такие «спецсредства» тоже не всегда получается, ведь чаще всего эта «техника» если и предлагается на рынок, то вместе с машиной! Вот и получается, что за по-настоящему совершенной машиной обращаться следует к «профи», таким как те, что создали машину «Бумеранг»!

Также по теме:

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Тактико-технические характеристики БТР «Бумеранг»

Вес — 20–25 т.

Платформа — колёсная, средней весовой категории.

Скорость по шоссе — более 100 км/ч;

на плаву — 12 км/ч.

Запас хода по шоссе — 800 км.

Основное вооружение:

30-мм автоматическая пушка 2А42;

Характеристики

Масса, кг:

115

Длина, мм:

3027

Длина ствола, мм:

2400

Снаряд:

Калибр, мм:

30

Скорострельность,
выстрелов/мин:

550…800

Начальная скорость
снаряда, м/с

960

Вид боепитания:

автоматическое

7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.

Управляемое вооружение:

ПТУР «Корнет» (4 шт. на двух пусковых установках).

Максимальная дальность стрельбы — 5500 м.

Минимальная дальность стрельбы: 100 м.

Система управления: полуавтоматическая, по лучу лазера.

Автор Василий Сычев

Модульное вооружение

На крыше корпуса «Бумеранга» предусматривается место для монтажа боевого отделения или дистанционно управляемого модуля совместимого типа. Уже известно о возможности использования целого ряда подобных изделий, причем часть таких предложений прошла проверку на практике.

В ходе первого публичного показа в 2015 г. «Бумеранги» демонстрировались в двух конфигурациях. Публике показали бронетранспортер К-16 и боевую машину пехоты К-17. Ключевое отличие этих машин состояло в их вооружении. БМП имеет иные боевые задачи, и потому получила более мощное оружие.

БТР К-16 оснащается ДУБМ с крупнокалиберным пулеметом «Корд», что позволяет ему поддерживать десант огнем и эффективно бороться с рядом целей на поле боя. БМП К-17 получает боевой модуль типа «Бумеранг-БМ» с более мощным вооружением. На такой башне устанавливаются 30-мм пушка 2А42, пулемет ПКТ и ракеты «Корнет».

Боевая машина пехоты К-17.

В 2017 г. впервые показали вариант БМП «Бумеранг» с обитаемым боевым отделением Б05Я01 «Бережок». Такой модуль имеет ракетное, пушечное и пулеметное вооружение, но отличается своей архитектурой – управление им осуществляется членами экипажа, расположенными непосредственно под башней.

Ранее сообщалось о принципиальной возможности оснащения шасси «Бумеранг» ДУБМ АУ-220М «Байкал» или подобной системой. В таком случае колесная платформа становится носителем мощной 57-мм автоматической пушки, что дает ей особые боевые характеристики.

С точки зрения выбора вооружения «Бумеранг» выгодно отличается от БТР-70/80 и БМП-1/2. В порядке развития последних предлагались разные проекты с применением новых боевых отделений, но их выбор ограничен. Кроме того, совместимость с разными модулями не являлась ключевым требованием к старым проектам.

На замену устаревшим образцам

Унифицированная колесная платформа «Бумеранг» создавалась с учетом актуальных и перспективных угроз, а также с оглядкой на отечественный и зарубежный опыт. Результатом этого стал отказ от ряда наработок по предыдущим собственным проектам и внедрение новых для нашей техники решений.

Итогом программы «Бумеранг» уже стали несколько вариантов опытной бронетехники разного назначения и с отличающейся комплектацией. Бронетранспортер К-16 с объемным десантным отделением и пулеметным вооружением выходит на государственные испытания и приближается к постановке на вооружение. За ним последует боевая машина пехоты К-17.

Опытный «Бумеранг» с боевым модулем «Бережок».

В ходе «Армии-2019» организация-разработчик указала, что текущий статус программы «Бумеранг» позволяет приступать к созданию новых проектов. Министерство обороны теперь может заказать командно-штабную машину, противотанковый или зенитный комплекс. Кроме того, возможно появление технического задания на колесный танк. Во всех случаях будет использоваться унифицированное четырехосное шасси.

Впрочем, пока речь идет только о колесных БТР и БМП на общем шасси. В отдаленном будущем они должны будут заменить технику старых моделей и повысить боеспособность сухопутных войск. Прежде всего планируется замена устаревших колесных бронетранспортеров, все еще остающихся в войсках. БТР-70 и БТР-80 давно не соответствуют всем современным требованиям, но пока их попросту нечем заменить. Успешное завершение работ по К-16 и К-17 позволит запустить перевооружение.

Предлагаемые машины на платформе «Бумеранг» имеют очевидные преимущества перед существующими колесными БТР. Последние проигрывают в уровне баллистической и противоминной защиты, имеют ограниченный выбор вооружения, а кроме того, подвергаются критике из-за не самой удачной эргономики обитаемых отсеков. Новый проект полностью снимает эти вопросы.

Разные проекты семейства «Бумеранг» все еще остаются на стадии разработки или полигонных испытаний. Перевооружение с их помощью начнется только в будущем. Однако уже сейчас понятно, какими будут положительные последствия создания и внедрения такой техники. Мотострелки получат улучшенную защиту и более мощную огневую поддержку, что снизит риски и повысит боеспособность.

//

История создания

«Бумеранг» является продолжением двух проектов по созданию нового БРТ, которые велись в России на протяжении последних лет. Первоначально проект назывался «Гильза» и в нем активно использовались наработки, полученные во время создания БТР-90 «Росток».

                Тактико-технические характеристики БТР-90 «Росток»

Масса

22 т

Длина

8,15 м

Высота

3,04 м

Ширина

3,1 м

Бронирование

противопульное

Максимальная скорость

100 км/ч

Запас хода

800—900 км

Экипаж / Десант

3 / 7 чел.

Вооружение

30-мм пушка 2А42, 1×30 мм гранатомет АГС-17,
1×7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК «Конкурс-М»

Тип двигателя

2В-06-2С

Мощность двигателя

510 л.с.

Российские военные отказались от обеих машин, мотивируя это тем, что эти бронетранспортеры не отвечают их требованиям. На машине, которая создавалась в ходе реализации проекта «Гильза», планировали разместить силовую установку в средней части корпуса, поставить модуль вооружения, сходный с тем, что стоит на БТР-82 и применить систему динамической защиты. Однако, машина получилась не слишком удачной: пространство внутри корпуса получилось очень тесным, возможностей для дальнейшей модернизации у нее не было. Но опыт работы над этими проектами весьма пригодился в разработке «Бумеранга»: все удачные конструкторские решения были перенесены на новую машину. Однако, несмотря на это, «Бумеранг» является абсолютно новой машиной, он не является глубокой модернизацией советских образцов.

Впервые официальная информация о разработке в России принципиально нового бронетранспортера появилась в 2010 году. Об этом заявил командующий Сухопутных войск Александр Постников.

         

Одной из основных проблем БТР-80 был довольно слабый уровень защиты, особенно от мин и фугасов. Поэтому бойцы предпочитают передвигаться сверху на машине, а не внутри ее. Именно слабость противоминной защиты являлась одной из основных причин начала работы над новым бронетранспортером. Модернизировать старые советские бронетранспортеры в этом направлении не представлялось возможным, они полностью исчерпали свой модернизационный ресурс. Нужно было создавать БТР с новой формой корпуса, новой компоновкой и броней, сделанной из современных материалов

При создании «Бумеранга» особое внимание было уделено именно защите экипажа и десантников от мин и фугасов

Также большую опасность в современном бою представляют различные противотанковые средства

Разработчики машины особое внимание уделили защите БТР от кумулятивных боеприпасов

БТР «Бумеранг» был впервые показан на закрытой презентации, которая состоялась в 2013 году. Широкой публике машина была показана во время парада Победы в 2015 году. Серийные поставки новой техники планируют начать в 2019 году.

Откуда идея К-17? Новый класс БМП на основе «Бумеранг» – предыстория

Представители военно-промышленного комплекса страны хотят всем угодить – армии РФ и армиям иностранных государств, придерживающихся стандартов НАТО. Вначале проект был совместным с французским «Renault», затем США ввели санкции против РФ – в итоге: БМП К-17 стал только русским, над которым трудились 40 предприятий России. В проекте остались несвойственные нам натовские габариты по высоте и длине кузова, тяжёлое бронирование.

Упрощённую модификацию можно будет продавать, что сэкономит программу перевооружения 2020, а, следовательно, и не остановит усиление обороноспособности государства из-за какой-нибудь нехватки денег. Сейчас же приходится заимствовать у того же НАТО, которые с 2003-го поставляют в армию США аналогичные «Бумерангу» «Страйки», за ними немцы. Итальянцы, французы и остальные страны альянса вооружаются своей либо союзной подобной техникой. Нам приходится догонять в количестве, и перегонять в качестве. Разница РФ с НАТО в классе будет расти.

Российские военные хотят видеть «Бумеранг» плавающим, значит, устанавливается техническое ограничение в бронировании корпуса и в выборе оружия, т.к. нельзя тогда превышать массы машины – 25 т. Это стало причиной споров с министром обороны РФ, как и желание наших офицеров установить бойницы, что также снижает защищённость экипажа и десантников бронёй. Поэтому броня сделана съёмной, делится на лёгкую, среднюю и тяжелую, улучшение качества произошло за счёт многослойности и использования керамики.

Низкий таз радует глаз?

Скептики до сих пор сомневаются в полезности колёсного бронетранспортёра с размерами, немногим уступающими «Армате». Мол, даже престарелый фольксштурмовец с катарактой и «панцерфаустом» первой модели не промахнётся мимо такого «сарая». Ночью. Безлунной. В метель.

Немного истории. Основной колёсный бронетранспортёр российской армии БТР-80/82 — ведёт свою родословную напрямую от БТР-60. Поначалу четырёхосная машина удовлетворяла параметрам доктрины холодной войны (не БТР-152 и уже хорошо) — перевозить солдат к полю боя на приличной скорости, защищая от залётных осколков или пулемётной очереди из засады. Многие решения были компромиссными: спарка автомобильных двигателей от 51-го «газона» (не было достаточно компактного и мощного под рукой); тонкая броня 5-9 мм, но под рациональными углами наклона; открытый верх.

Потом подумали, что сверкать касками на фоне ярких «грибов» от взрывов ядерных зарядов советским мотострелкам для здоровья не очень полезно. Потому сделали крышу и башню для спарки пулемётов (БТР-60ПБ). Всё это продиктовано потребностями массовой многомиллионной армии и возможностями промышленности.

Но то, что было преимуществами, спустя годы стало недостатками. Тонкая броня, бензиновые пожароопасные движки уже в Афганистане сыграли свою роковую роль. Нарастающая минная война заставила пехоту вылезти на крышу. При взрыве мины есть шанс, что отлетишь в сторону, а в тесной железной коробке — верная смерть.

Пули снайперов? Пренебречь! Мины страшней

И как ни модернизируй бронетранспортёры этого семейства, ставя дизель, добавляя 30-мм пушки, утолщая (немного) броню, вводя противоосколочный подбой и современные средства прицеливания и наблюдения, в горячих точках российские солдаты на марше неизменно будут вылезать на броню.

БТР-80, БТР-82, БТР-82АМ, БТР-82АТ — сколько ни вешай букв на индекс, машины этого семейства морально устарели и не подходят под условия и задачи современных войн. Короче говоря, бесчисленные модернизации ведут в тупик.

Сирия. На броне привычней, но безопасней ли?

Машина нового поколения позволяет обеспечить другой уровень защищённости, как от мин, так и от стрелкового оружия и даже от крупнокалиберных пулемётов и автоматических пушек. А крупный калибр нынче на каждом ржавом пикапе норовят поставить. БТР-82 просто не может обеспечить защиту от них. Да что там говорить: он в борт и бронебойную винтовочную пулю со средней дистанции — уже не очень.

Сарай? Нет, не слышали. БТР Vilkas (в девичестве «Боксёр») литовской армии

Вот из автопушки или ДШК попасть в БТР как раз проще, чем из гранатомёта. Вспоминаем табличные и практические показатели дальности стрельбы из РПГ-7. А по движущейся цели? Это по-настоящему снайперская и филигранная работа, для которой нужно ещё серьёзно посветить тушкой из-за укрытия.

Для современного высокоточного оружия выигрыш пары десятков сантиметров в габаритах значит примерно ничего. А от попадания ПТРК могут спасти оптико-электронное подавление, динамическая защита и комплексы активной защиты (КАЗ). В разработке последних, к сожалению, Россия теряет пальму первенства — на Западе КАЗ активно разрабатывают и планируют ставить уже чуть ли не на грузовики. На днях две системы — израильского и германского происхождения — Армия США взяла на сравнительные тесты для последующего оснащения ими различных видов бронетанковой техники.

На БТР-82 V-образное противоминное днище не получится, а на «Бумеранге» — вполне. Тоже самое — подвесной пол и энергопоглощающие кресла десантников с амортизацией и индивидуальной подвеской.

В условиях, когда 70% потерь регулярных армий в локальных конфликтах приходится на мины и СВУ — это необходимость.

На «Бумеранге» наконец избавились от одной из главных бед советских БТР — отсутствия кормового выхода. Двери по бортам и люки на крыше явно никогда не способствовали безопасному десантированию. Да и самой машине порой приходится подставлять слабенький борт для прикрытия мотострелков.

Огнём и колёсами

Как уже было сказано, база «Бумеранга» может стать основой для создания командно-штабных, ремонтно-эвакуационных, санитарных машин, а также самоходным миномётов, гаубиц и даже колёсных танков огневой поддержки со 125-мм пушкой в башне.

Таким образом на унифицированной базе можно вооружить техникой мотострелковые бригады, которые будут не только более защищёнными, но и тактически гораздо более гибкими и мобильными.

К колёсной технике у нас почему-то принято относиться снисходительней: мол, главное — гусеницы. Но колёса сейчас мало в чём уступают гусеницам по проходимости. А по тактической мобильности и моторесурсу сильно их превосходят.

Максимальная скорость «Бумеранга» на шоссе превышает 100 км/ч. На грунтовой дороге — 92 км/ч. БТР-80 разгоняется максимум до 80 километров в час, а БМП-2 до 65. А на пересечённой местности колёсный «Бумер» вовсе не уступает гусеничной «бэхе» — допускается езда 50 км/ч.

Не говоря о том, что на дальние расстояния гусеничную технику лучше перевозить трейлерами или вовсе железными дорогами, от которых у нас в стране традиционно зависит подвижность мотопехотных соединений. Даже в случае «малой» войны железку легче перерезать, чем автострады. А колёсной бригаде достаточно шоссейных дорог и просёлков.

Что касается мобильности, французы по своей программе развития сухопутных сил «Скорпион» говорят о боевых маршах до 500-800 километров.

Большинство практикующих недиванных военных теоретиков предрекает войну будущего как многосредное, мобильное противостояние — а основные боевые действия вдобавок будут происходить в городах и в урбанизированных предместьях. Так что чем универсальней и многофункциональней машина, тем больше у мотострелкового подразделения шансов выжить и победить. Концепция «маршрутки до поля боя» устарела окончательно и бесповоротно. Линий фронта практически не наблюдается, зато мины, ПТРК, засады и рейды стали визитными карточками практически любого конфликта.

А универсальность «Бумеранга» не только в разных модификациях, но и в модульной схеме бронирования и возможности ставить на него динамическую защиту и комплексы активной защиты, без которых трудно будет противостоять обилию ПТРК.

К слову о ПТРК. Они применяются всё более активно и не только против танков и БМП, но и даже против небронированных машин, укреплённых огневых точек и даже отдельных солдат противника. На Ближнем Востоке даже возник феномен наёмных подразделений опытных операторов противотанковых ракетных комплексов, которых нанимают разные группировки джихадистов, чтобы выбить бронетехнику противника. И решётчатые экраны на БТР-82АТ выглядят малоэффективным решением против подобных угроз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector